Содержание
- 1 Краткая характеристика Кабанихи
- 2 Характеристика личности Кабанихи
- 3 Традиции
- 4 Конфликт «отцов и детей»
- 5 Проблема воспитания
- 6 Полезные ссылки
- 7 Критики о представителях темного царства
- 8 Образ в цитатах
- 9 Еще тесты
- 10 Читайте также
- 11 Характеристика личности
- 12 Приверженность традициям
- 13 Отношение к молодым (к Катерине, Тихону)
Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.Смотрите: Краткое содержание пьесы «Гроза»Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика Кабанихи
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова. У Кабанихи есть дочь Варвара и сын Тихон. В доме Кабанихи также живет жена Тихона — Катерина, главная героиня пьесы. Кабаниха — лицемерная и хладнокровная старуха. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и «читать морали» своим детям. Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.
Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах
Кабаниха — грозная женщина:
«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…»
«…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)
Кабаниха — строгая, «крутая» женщина:
«…(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…»
«…(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала…»
«…Маменька-то у вас больно крута…»
Кабаниха — жестокая, бессердечная женщина:
Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь…» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)
Кабаниха — лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным («оделяет нищих»), дома обижает своих же близких. Кабаниха обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку:
«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…»
«…А теперь поедом ест, проходу не дает…» (Кабаниха обижает сына Тихона)
«…Мать на нее нападает…» (о Кабанихе и Катерине)
Кабаниха любит держать всех в страхе. Она считает, что только так можно добиться порядка:
«…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»
Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи:
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (Варвара о своей семье)
Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:
«…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…»
«…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…»
Кабаниха ревнует сына к его молодой жене:
«…Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…»
Кабаниха усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких:
«…Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне…»
Кабаниха любит читать наставления:
«…Нашла место наставления читать…»
Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя):
«…Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»
Кабаниха строго соблюдает обычаи, порядки и традиции и заставляет молодежь делать то же самое:
«…Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..»
«…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…»
«…Ничего-то не знают, никакого порядка…»
Кабаниха — подруга и кума купца Дикого:
«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»
Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»
«… в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя», и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <…>Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать…»(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.) Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»
Меню статьи:
В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.
Характеристика личности Кабанихи
Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой города Калинова в пьесе Островского “Гроза”.
Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.
Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».
Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».
Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.
Семья и отношение к родным
Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.
Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.
Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с характеристикой Катерины в пьесе Островского “Гроза”.
Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате
Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».
Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».
Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.
К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.
Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.
Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.
Отношение окружающих к Кабанихе
Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.
Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».
Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушится, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.
Кабаниха – одна из центральных героинь драмы А. Н. Островского «Гроза». Чтобы наиболее точно понять ее характер, нужно проанализировать цитаты Кабанихи.
Традиции
А. Н. Островский с помощью образа Кабанихи и ее приказов сыну демонстрирует те традиции, которыми жили многие люди: «Скажи, чтоб не грубила свекрови», «Чтоб почитала свекровь, как родную мать!», «Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!», «Чтоб в окна глаз не пялила!», «Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!».
Кабанова уверена в том, что отношения в браке должны строиться на приказах: «Оно все лучше, как приказано-то».
Кабаниха живет показной жизнью, для нее традиции – главное в жизни. Когда Тихон уезжает из дома, Кабанихе важно, чтобы прощание с ним было в соответствии с традициями. Так она обращается к Катерине: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!».
Кабанова упрекает Катерину в том, что она не плачется по отъезду мужа: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».
Конфликт «отцов и детей»
Многие цитаты Кабановой из «Грозы» связаны с делением людей на старшее и младшее поколение. Героиня подчеркивает, что старшее поколение умно и следует традициям: «У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет», «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».
Героиня уверена в том, что младшее поколение неуважительно относится к старшим, поэтому не переносят на себя их традиции: «Не очень-то нынче старших уважают», «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Проблема воспитания
Свой гневный характер Кабаниха из пьесы «Гроза» объясняет любовью к Тихону и Варваре: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».
Кабанова воспитывает сына Тихона так, чтобы мать всегда оставалась для него роднее всех: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».
Свою истинную сущность приличной женщины в обществе и тирана дома Кабаниха показывает следующей фразой: «Ну, я с тобой дома поговорю. Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!». Кабаниха сначала обращается к сыну, который обвиняет ее в гибели Катерины, а затем обращается ко всей толпе.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Цитаты Кабанихи», рассмотрит высказывания героини относительно традиций, конфликта между старшим и младшим поколением и воспитания.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1860;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1864.</label>
(новая вкладка)Содержание:
Критики о представителях темного царства
Критик А. Пальховский считает, что целью пьесы является изображение «страшного семейного деспотизма», господствующего в быту неразвитых купцов, и убийственного невежества основной массы жителей города Калинова. И эта цель мастерски достигнута автором. Перед читателями в живых образах предстают во всей красе результаты того и другого: от потери воли и характера до самоубийства.
Е.Н. Эндельсон видел огромную заслугу драматурга в том, что он не только показал неизбежность гибели протестующей героини, которая полюбилась читателю, но и время новых, живых сил, которые проснулись в народе и которые олицетворяет Катерина, они не хотят мириться с существующим положением. П. И. Мельников-Печерский писал, что если другие пьесы Островского показывали темное царство безвыходной ситуацией, из которой невозможно найти выход, то «Гроза» дает возможность услышать протест против самодурства и невежества.
Последний звучит из уст Кулигина, протест образования, который проник уже в самые глубины купеческого домостроя. Н. А. Добролюбов увидел в сильном и решительном характере Катерины шаг вперед во всей русской литературе. По его мнению, самым сильным протестом является тот, что идет из души слабой и терпеливой. Катерина не разрушительница, наоборот, это любящая и созидающая натура, во всем поступающая благородно и осмысленно. Катерина живет по влечению сердца, не рассуждая логически:
- Она будет делать все, чтобы сохранить мир и спокойствие вокруг себя и получить желаемое по людским правилам.
- Но если это невозможно, то она будет готова идти до конца, и ничто ее не остановит. Катерина выбрала именно такой выход для себя, и другого в той обстановке от нее требовать было нельзя.
Великий критик видит в данном ее поступке протест против нравственности Кабанихи, «протест, доведенный до конца». А. М. Скабичевский, анализируя произведение писателя, поспешил отметить его богатейший язык, сравнимый только с языком Пушкина и Крылова. По его мнению, Островский, раскрыв трагическую судьбу главной героини, силами своего таланта предопределил всю гибельность домостроевских идеалов и принципов.
Люди задыхаются в душном мире показного благочестия, с одной стороны, и самодурства — с другой. Разночинец часовщик Кулигин, выражая мнение автора, произносит собственный суд над окружающей его жизнью, в которой он видит самодурство одних и бесправие других.
Гениальное прозрение Островского
По мнению исследователей, идея написать пьесу «Гроза» появилась во время путешествия по Волге, по маленьким городам, что находились на ее берегу. Примерно это было в 1859 году. Есть предположения, что в одном из городков была семья, где молодая женщина, не выдержав придирок свекрови, бросилась в реку и погибла. Скорее всего, подобные случаи происходили часто в купеческих семьях.
Профессор Лия Бушковец, долгое время преподававшая литературу в школе, знала, что дети не в восторге от «Грозы» и предположила, что попала она в школьную программу по недоразумению. Судя по стремлению советской школы к морали и нравственности, пьесу просто не прочитали, иначе включили бы другую.
В XIX веке приличные люди не водили дочерей на премьеры пьесы из-за безнравственных взаимоотношений Катерины с Борисом, ее страсти и эротических снов. Кстати, некоторые критики, в частности, Скабичевский, из этой ситуации создавали лазейку для оправдания ее свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой. Поэтому многие опытные учителя, изучая пьесу, делают ставку на образ Кабанихи, который по сей день живет среди нас и творит свои страшные дела.
Появившись в городе Калинове, где мировоззрение жителей определяет некая странница Феклуша, эти «устроители морали» пережили века и продолжают отравлять жизнь окружающим.
Если мир, по словам странницы, рушится, то его надо спасать, и Кабаниха решает этим заняться с помощью «железного занавеса». Она считает, что человек от природы плох, поэтому должен жить в страхе. В понимании Островского, жизнь — это постоянная борьба живого и мертвого. Вначале явление рождается и находит для себя нужную форму. Когда оно умирает, то остается только мертвая форма. Есть такие люди, как Кабаниха.
Характеристика Марфы Игнатьевны
Мир «темного царства» представлен в пьесе двумя персонажами: Диким и Кабанихой. Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая вдова купца, следит за порядком в хозяйстве и торговле, во всем соблюдает старинные обычаи и традиции. Все зовут ее Кабанихой, что полностью соответствует ее внешности и характеру. Это женщина преклонного возраста с грубыми чертами лица. Она постоянно ворчит, всеми недовольна. Страдают от этого в первую очередь члены семьи: сына Тихона «поедом съела», невестку каждый день жизни учит, контролирует поведение дочери Варвары.
Согласно старым обычаям, жена обязана бояться мужа, слушаться во всем и не возражать. Отношение Кабанихи к Катерине и Тихону нельзя назвать уважительным:
- «Ничего не знают, никакого порядка», — говорит она сама с собой.
- Катерину попрекает тем, что та, отправляя мужа в дорогу, не воет, как положено, а значит, не любит.
- Тихона упрекает за то, что он излишне мягок с женой, непочтительно относится к матери.
Женщина до фанатизма религиозна: все время вспоминает Бога, в ее доме часто останавливаются странницы. Но это не более чем лицемерие: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — говорит Кулигин. Забыв о вере, в финале пьесы она советует сыну за ее грех закопать живую, чтобы дольше помучалась. Своим жестким характером она испортила сына, сделав его безвольным.
Он по-своему любит жену, в нем есть совесть и доброта, но весь трагизм в том, что он даже не знает, как проявить свою любовь, которая подавлялась в семье с детства.
Она даже не может допустить его до коммерции, все делает сама и в то же время упрекает его в том, что ему нельзя поручить серьезное дело, хотя сама причастна к его инфантильности. Варвара по натуре добрая и веселая девушка, но под гнетом матери вынуждена обманывать и изворачиваться, то есть приспосабливаться к жизни калиновцев. В конце пьесы дети все же проявляют свой характер, и каждый по-своему выражает свой протест: Варвара сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в гибели жены.
Образ в цитатах
Если для Катерины старая женщина — это символ заботы и понимания, и она с почтением относится к свекрови, то Кабаниха ласкова только с бродяжкой Феклушей, а с домашними она обращается грубо и властно: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит!». Тихон называет мать грозой: «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». Она не дает даже проститься Тихону с женой, когда он хочет видеть ее мертвую: «Вытащат — взглянешь».
Она держит всех в страхе: «Тебя не станет бояться, меня — и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?». Что касается особенностей речи Кабанихи, то она у нее грубая и содержит одни повелительные предложения: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»; «Что ж стоишь, приказывай жене-то!». Для сравнительной характеристики речь персонажа, обращенного к ней: «Я, кажется, маменька, без вашей воли ни на шаг»; «Вы меня уж заездили здесь совсем, не чаю, как вырваться».
Кабанова требует к себе уважения: «Ты не осуждай постарше себя, они больше твоего знают». Когда Катерина хочет проститься с мужем и бросается ему на шею, свекровь обижается, что сын не к ней вначале подошел: «Проститься-то путем не умеют, так вот старина-то и выводится». Она может повторять: «Ох ты, господи, прости меня» и тут же злобно закричать на сына с невесткой: «Я давно вижу, что вам воли хочется!». Ее благочестие — только маска, а под ней ненависть, ханжество и притворство.
Островский описание подробного портрета Кабановой не дает, но представить ее внешность несложно: даже самое красивое лицо может до неузнаваемости обезобразить злобный взгляд, нахмуренные брови и бранная речь.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Содержание
Характеристика личности
«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…»
«…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» (Тихон)
«…Маменька-то у вас больно крута…»
«...[строго]. Ну, ну, говори, коли уж начала…»
«Оно все лучше, как приказано-то»
«Ничего-то не знают, никакого порядка»
«Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать.»
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.»
«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…»
«…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»
Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее! Кабанова: Вытащут, взглянешь…» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)
Приверженность традициям
«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…»
«Чтоб почитала свекровь, как родную мать!»
«Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!»
«Чтоб в окна глаз не пялила!»
«Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!»
«Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
«…Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»
«Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.»
«Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы.»
Отношение к молодым (к Катерине, Тихону)
«Не очень-то нынче старших уважают.»
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»
«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая.»
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу»
«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить.»
«Скажи, чтоб не грубила свекрови.»
«…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…»
«Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.»
«Ну, я с тобой дома поговорю. Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!»
Тихон матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2015/07/obraz-harakteristika-kabaniha-groza.html
- https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/groza-kabanova.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/citaty-kabanihi.html
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-kabanikhi-iz-pesy-groza.html
- https://na5.club/czitaty/kabanihi.html