Характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»

Кабанова и Дикой – отрицательные персонажи драмы А. Н. Островского «Гроза». Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого позволяет выявить сходства и различия героев-тиранов.

Общие черты

Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой – представители старого уклада жизни.

Характеристика Дикого и Кабанихи часто сливаются воедино, так как главное в их жизни – это власть. Оба персонажа являются настоящими деспотами.

Дикой постоянно гневается на свою семью. В ходе повествования читатель узнает о том, что племянник Дикого Борис обязан прислуживать ему, чтобы получить бабушкино наследство.

Кабаниха держит в постоянном страхе собственных детей: Тихона и Варвару. Жену Тихона Катерину Кабанова сразу же невзлюбила, поэтому она относится к ней с презрением и жестокостью. Кабаниха, как и Дикой, не дает свои родственникам шанса на свободную и счастливую жизнь.

Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что они постоянно находятся в центре внимания. Герои чувствуют свою власть не только в собственных семьях, но и во всем городе. Кабаниха и Дикой делают абсолютно все, что им вздумается. Деспотизм персонажей остается безнаказанным, никто не решается пойти против Дикого и Кабановой. Дикой считает всех людей червяками, которых он может с легкостью раздавить.

Еще одна черта, которая свойственна и Дикому, и Кабанихе, – страсть к деньгам. Дикой не любит прощаться с ними, поэтому он не выплачивает честно заработанные крестьянами деньги. Это же касается и любых материальных благ: чтобы получить наследство, которое даже не принадлежит Дикому, Борису приходится идти у Дикого на поводу.

Различия

Несмотря на похожий образ жизни и их самодурство, Кабаниха и Дикой все же имеют различия.

Если Дикой не беспокоится о том, что о нем скажут другие люди, то Кабанова заботится о своем положении в обществе. Дикой не боится даже городничего. Он открыт перед всем обществом, ничего от него не скрывая. Кабаниха же старается показать себя с лучшей стороны, чтобы все вокруг думали о ней только хорошо. Для этого Кабаниха ходит в церковь и помогает нуждающимся. Героиня скрывает все то, что происходит в стенах ее дома.

Также Кабаниха, совершенно ничего из себя не представляя, любит поучать окружающих, давать им советы, которые связаны с традициями старины. Именно они являются первостепенными в жизни Кабановой.

Отличительной особенностью является то, что Дикой признается в том, он во многих ситуациях ведет себя неправильно. Он утверждает, что иной раз извиняется перед своими близкими за совершенные проступки. Дикой рассказывает, что может извиниться и перед обычным мужиком, которого он когда-то обидел. Кабаниха же считает себя правой в любых обстоятельствах. Она не способна просить у кого-то прощение.

Сравнительная таблица

Чтобы понять общие и различные черты, поможет следующая таблица:

Кабаниха

Дикой

Общее

Представители старого уклада жизни

Настоящие деспоты, разрушающие жизни членов своей семьи

Любят деньги и другие материальные ценности

Различия

Ханжа и лицемерный человек, для которого важно мнение общества

Человек, который никого не боится

Окружающие люди уважают Кабаниху, считают ее милосердной женщиной

Окружающие боятся Дикого и не пытаются идти против него

Скрывает домашнюю обстановку

Не скрывает домашнюю обстановку

Все свои поступки оправдывает соблюдением традиций

Эгоист, думающий только о себе и уверенный в своей вседозволенности

Уверена в своей правоте в любых ситуациях, не способна на извинения

Признает свои негативные черты, может просить прощение за свое поведение

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи», рассмотрит общие и различные черты характеров персонажей.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Рубрика: 

В значении имён

Савёл Прокофьевич Дикой: имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев.

Марфа Игнатьевна Кабанова, в просторечии Кабаниха. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны.

Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров.

В социальном положении

Богатый купец

Купеческая вдова

В появлении на сцене – («визитная карточка»)

О нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!». Появление Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным

Появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», — ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему жена милее матери.

Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса.

В социально-психологических типах

Самодурство Дикого основано на власти денег и беззакония. Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», — говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре.

Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин.

Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа.

В нравственном облике

В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. Дикой способен только кричать и буйствовать

Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Кабанихе полностью отсутствует сознание своей греховности. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

На чём основывается власть этих хозяев города?

Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. (Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних).

В отношении к религии

Они очень набожны и религиозны.

Отношение к семье и оружающим

Не скрывает от окружающих отношений в семье.

Всё скрывает.

В способности к нравственным изменениям

С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков.

 Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю». Это осознание придает трагизм ее фигуре. К. – не самодурка, она осуждает своего кума Дикого за самодурство и относится к нему как к слабому человеку. Она олицетворение патриархального уклада жизни, хранитель традиций предков.

Таким образом, самодурство Дикого и Кабанихи основывается на бесправии жертв. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя за Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, а те безропотно терпят. Дикой и Кабаниха — два разных социально-психологических тип, при этом оба персонажа – самодуры,  преследующие молодых, мешающие  им достичь своего счастья.

       

Н.А.Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». Статья – 1860 г.«Гроза», как вы знаете, представляет  нам  идиллию  «темного  царства»…             Отсутствие всякого закона, всякой логики  —  вот  закон  и логика этой жизни. Это не  анархия,  но  нечто  еще  гораздо  худшее …внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу,  нежели  влияние людей,  умеющих  поддерживать  себя  и  свой  принцип  внешними   уступками. Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то  так  и  бешен  Дикой:  они  до последнего момента не  хотели  укоротить  своих  широких  замашек  и  теперь находятся в положении  богатого  купца  накануне  банкротства…  Кабановы и  Дикие  хлопочут  теперь  о  том,  чтобы только продолжалась вера в  их  силу.  Поправить  свои  дела  они  уж  и  не рассчитывают; но они знают, что их своевольство  еще  будет  иметь  довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними, и вот почему они  так упорны, так высокомерны, так грозны даже в  последние  минуты,  котор  положение  Диких, Кабановых и всех подобных им самодуров далеко уже не так спокойно и  твердо, как было некогда, в блаженные времена  патриархальных  нравов».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи

В произведении «Гроза» А.Н. Островского основными отрицательными персонажами являются Дикой и Кабаниха, они построили мир самодурства и темного царства.

Савелий Прокофьевич Дикой был богатым купцом средних лет. Он держал в страхе весь город. Был процентщиком, занимал деньги под огромные проценты. Его главными чертами были грубость, жестокость, бесцеремонность. Принцип жизни этого человека самоутверждение через унижение и оскорбление простых людей, которые не могли ответить тем же влиятельному купцу. А он, чувствуя свою безнаказанность, становился все более жестоким по отношению к окружающим людям. Но издевается он только над слабыми людьми, которые не могли дать ему отпор, а если ему встречался сильный по духу человека, то Дикой отступал.

В его речи всегда много грубых слов и брани. Своей речью он демонстрировал превосходство над другими и ощущал полную безнаказанность.

Кабанова Марфа Игнатьевна была сильной и властной женщиной. Она была богатой вдовой купца. Ей подчинялись все неимущие. Она подчинила себе всех своих домочадцев. За долгие годы самоуправства, она убила в них волю к сопротивлению, унижая их человеческое достоинство, любая попытка к сопротивлению и непокорности сразу же жестко пресекалась.

Эти оба персонажа одинаково плохо относятся к людям, не хотят перемен в жизни, они желают сохранить домостроевские порядки. Они религиозные люди, но веры в сердце у них нет, они больше верят в суеверия, чем в бога.

Отношения между Кабанихой и Диким приятельские, они дружат, но грубить и хамить Кабанихе Дикой боится, он знает силу характера кумы. В ее присутствии он кроткий и воспитанный человек.

Показывая два образа тиранов и деспотов, автор описал, насколько они опошлили и унизили человеческое существование, они не видели окружающих, для них были только они. Им чужды такие чувства как любовь, честь, сострадание они не хотели менять жизнь, но вокруг уже зарождался протест против них.

Вариант 2

В своей пьесе «Гроза» Островский затрагивает наиболее актуальные вопросы того времени, показывая нам всю неграмотность простого народа. Большая часть населения остается непросвещенной, от того основная масса бедных людей представлена перед нами слабыми и безвольными, неспособными противостоять несправедливости. В свою очередь богатые, не замечающие положения низших слоев общества, обращают своё положение в безнаказанность, вседозволенность. События повествования происходят в несуществующем городе на берегу реки Волга. Как и в большинстве литературных произведений в этой пьесе мы сталкиваемся с положительными и отрицательными героями.

Главная героиня пьесы Катя. Её свекровь Марфа Ивановна Кабаниха и дядюшка её возлюбленного Бориса Савел Прокофьевич Дикой, безусловно, относятся к отрицательным героям произведения. Алчность, корысть и злословие их объединяет. По их обоюдному мнению, все отношения людей строятся и держатся на богатстве. Если им и ведомо чувство любви, то это любовь к деньгам и власти. И Дикой и Кабаниха издеваются, держат в постоянном страхе своих домашних.

Эта драма показала нам «мрачное царство», где человеческие чувства и стремления грубо подавляются. Устаревший порядок абсолютного подчинения старшим, приводит в итоге к кошмарной трагедии. С тех времён мало что изменилось в людской психологии. Всё так же — кто имеет богатство и власть, тот вправе вершить судьбы людей.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ и характеристика Екатерины Катерины↑ ОстровскийХарактеристика города Калинов в пьесе Гроза →

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Время в произведении Отцы и дети Тургенева

    В данном романе, написанным Тургеневым, говорится об эпохе, связанной с существованием Российской империи в конце девятнадцатого века. Помимо того, что автор хотел показать свою страну с исторической и политической точки зрения

  • Анализ произведения Лазоревая степь Шолохова

    Произведения писателя Шолохова всегда изобилуют множеством различных трагичных, и бывает даже ужасных мотивов и событий. Но как говорил сам Шолохов, данные ужасные описания в его произведениях являются ничем иным как просто

  • Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии Горе от ума Грибоедова

    Главным героем анализируемого произведения является Александр Чацкий. Берясь за анализ необходимым будет сконцентрировать своё внимание на таком важном вопросе как отношение героя произведения — Чацкого к крепостному праву.

  • Сочинения по картинам других художников

    Описание картин

  • Сочинение Что такое мужество рассуждение 9 класс огэ 15.3

    В жизни каждому из нас приходится сталкиваться с неприятными, неожиданными и сложными ситуациями. Именно в них проявляется настоящий характер человека, качества его души, выносливость, мужество и стойкость.

Дикой – богатый купец, самый влиятельный и вспыльчивый человек в Калинове – маленьком городке, стоящем на берегу Волги. Вся жизнь Савела Прокофьича – скупость, ссоры, беспросветная глупость и агрессивная необузданность характера. Савел грубит всем окружающим его людям, откровенно издевается над всеми без разумных на то причин и даже не отрицает собственного скупердяйства. Ярким примером необразованности Дикого является момент, в котором он заявил, что гроза посылается в наказание. Вместо того, чтобы выделить денег на громоотвод, он посчитал это явление промыслом божьим. Больше всего от склочной натуры и невоздержанности Дикого страдают его домашние, в особенности племянник Борис. Савел Прокофьевич развеял все надежды приехавшего племянника на наследство, фактически вынудив Бориса к жизни в кабале. Купец все время унижает парня, оскорбляя, и щедро награждая того бранью и упреками в лени вместо заслуженного жалованья.

Образ жизни обоих самодуров схож, их объединяет чувство власти, безнаказанности и страсть к деньгам. Дурные характеры обоих вкупе с богатством развязывают им руки, дает ничем не ограниченную возможность творить произвол, устанавливать жестокие порядки и быть законодателями ужасающих нравов. Нравов беззаконных и безобразных, как и сами личности Кабанихи и Дикого.

Сочинение 2

Драма А.Н.Островского «Гроза» — уникальное произведение, показавшее на одном небольшом городишке Калинове провинциальное общество того времени, его быт и нравы. Подробно описав характеристики двух ярких городских самодуров, автор показал множество проблем морального аспекта, выявил пороки и характерные тому времени недостатки людей власть имущих.

Первое впечатление от городка – тишина, покой, умиротворение. Но заправляющие в нем самодуры превратили его в «темное царство», полное грубости, лжи, невежества. Обществом, построенным на подавление человечности, свободолюбия, подчинении и несопротивлении, заправляют два «ярких» представителя – Дикой и Кабаниха. Прозвища героев говорят сами за себя.

Дикой – человек, для которого нет большего закона, чем деньги. Они у него есть, поэтому он считает, что может бесчинствовать, устанавливать свои порядки в городе. Деньги – это власть, чтобы их добыть, все средства хороши. Дикой может обсчитать, недоплатить, присвоить, и считает себя правым в своих бесчинствах и грабежах. Для жителей Савел Прокофьевич – «ругатель», «пронзительный мужик», «воин». Обидеть человека для него проще простого. Грубость, невоспитанность, бескультурье и глупость персонажа сквозит в каждой бранной фразе. От его жестокого обращения страдает и его семья, на которой он тоже вымещает злобу, никто не смеет дать ему отпор.

Ничем не лучше и Марфа Игнатьевна Кабанова. Подлая и деспотичная, гневная и злобная Кабаниха пытается скрыть свое лицо за маской добропорядочности и отзывчивости. На людях она показывает себя с исключительно хорошей стороны, а то, что творится у нее дома – об этом стены молчат. Домашний деспот без материнских добрых чувств превращает жизнь домочадцев в ад. Контролируя и унижая сына, вырастила безвольного, всему покорного юношу, который в свою очередь становится мучителем для жены. Ханжество и лицемерие Кабанихи ужасно. Члены семьи находятся под постоянным деспотичным контролем купчихи, она «домашних заела совсем». Недовольство сыном, упреки в отсутствии мужественности приводят Тихона к выпивкам и гулянкам, Варвара, усвоив правила Кабанихи, научилась врать и изворачиваться. Суровое и злобное отношение к невестке Катерине показывает недовольство Кабанихи ее попытками отстоять свои желания, ограничить контроль между их с Тихоном взаимоотношениями.

Два отрицательных героя господствуют в городе, один страшнее другого. Драма «Гроза» — драма людских взаимоотношений, где открываются страшные проблемы общества. Богатство открывает путь к произволу, отсутствию законности и правды, унижению людей, что является актуальной темой и в наше время.

Сочинение «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза

В пьесе А. Н. Островского» Гроза» все герои словно разделены на две группы: представители» тёмного царства» и их жертвы. Главными представителями» тёмного царства» несомненно являются помещик Дикой и госпожа Кабанова, считающие себя хозяевами жителей города Калинов. Рассмотрим обоих героев подробнее.

Савелий Прокофьевич Дикой — старый богатый помещик. Он держит в страхе не только своих домочадцев, но и весь Калинов. Сам герой — процентщик, то есть он выдаёт людям деньги под огромные проценты, на чем и наживается. Помещик унижает и оскорбляет других жителей, за счёт чего и самоутверждается. В Калинове нет человека, который мог бы его усмирить, поэтому Дикой спокойно совершает бесчинства. Его речь очень груба, наполнена различными ругательствами. Речь помещика также характеризует ощущение его превосходства над другими людьми.

Второй представительницей тёмного царства является Марфа Игнатьевна Кабанова — зажиточная купчиха, выражающая идеи тёмного царства. Она считает, что все неимущие должны подчиняться таким сильным натурам, как она сама. Кабаниха держит под своей властью всех своих домочадцев, унижает их достоинство, исключая возможность непокорности.

Интересно, что между собой оба помещика общаются очень вежливо и миролюбиво. Это можно объяснить тем, что герои чувствуют силу друг друга, поэтому и стараются вести себя спокойно.

Оба героя — воплощение людей консервативных, устаревших взглядов, негативно реагирующих на любые изменения, прогресс. Они пытаются сохранить старинные традиции и обычаи, чтобы удержать свою власть над жителями Калинова. Дикой и Кабаниха решают, что именно они являются представителями власти и создают в городе негласный устав, которому должны подчиняться все окружающие. Оба помещика совершенно уверены в том, что, совершая подобные бесчинства, они поступают абсолютно правильно. Это показывает их самодурство и деспотизм.

Таким образом, автор вводит Кабаниху и Дикого в сюжет пьесы «Гроза» для того, чтобы продемонстрировать безнравственность, пошлость, эгоизм человеческих поступков. Дикой и Кабаниха очень эгоистичны и ничтожны, они погрязли в тёмном царстве, поэтому не знают, что такое любовь, добро, честь, уважение сострадание. Герои не желают что-то менять, развиваться. Однако, в скором времени грянет «Гроза», которая в конце концов разрушит существующие устои.

<glav>Другие темы:</glav>← История отношений Катерины и Бориса↑ ОстровскийХарита Огудалова в пьесе Бесприданница → `

Дикой и Кабаниха в пьесе Гроза

dikoj-i-kabaniha-v-pese-groza.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Природа России

    Россия славиться многими вещами. Это самая большая по территории страна, которая имеет впечатляющую историю, невероятный язык и множество традиций. Но есть то, о чём говорят всегда, если речь заходит о России. И это природа.

  • Мир живой природы — сочинение

    Не помню такого лета, чтобы родители не отправляли меня в деревню, погостить у бабушки и дедушки. С дедушкой мы часто бываем в лесу и на речке. Это те прекрасные места, где мы познаем особенный

  • Основной конфликт пьесы Гроза сочинение

    Порой часто можно встретить конфликт в произведениях русских классиков, буквально все их работы держатся на единой концепции конфликта. То же самое можно увидеть и в пьесе Александра Николаевича Островского

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-Dikoj-Kabaniha.jpg

Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Гроза»— Все материалы по пьесе «Гроза»

Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц)

КабанихаНе будь у Катерины такой … бабы-яги, она не завела бы интриги с Борисом и провела бы жизнь с Тишей… . Но у нее … [свекровь] — леди Макбет…» Дикой «Взгляните же теперь на другое лицо драмы (тоже аксессуарное): на Савелья Прокофьича Дикого, купца, значительное лицо в городе. Какой контраст с Кулигиным! От первого веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу; второй точно зверь лютый: ничего знать не хочет, ничьих прав признать не хочет, никого не слушает, всех ругает, ко всем придирается, — и все потому лишь, у него уж нрав такой, что совладать с собой не может. Откуда этот контраст? Оттого, что в душу одного проник луч истины, добра и прекрасного — луч образования, а душа другого объята мраком непроницаемым, разогнать который может лишь свет просвещения… <…>  Дикой, дядя Бориса,- это один из самодуров, которые так великолепно удаются г. Островскому. Без самодура картина из купеческого быта обойтись не может: это уже аксиома. Вот причина, почему и Дикой выведен в «Грозе», хотя он и не нужен для хода пьесы — и причина, по нашему мнению, вполне законная и разумная…» Катерина Кабанова«… Кабанова не может … поработить совершенно невестку: Катерина постоянно делает ей отпор, постоянно отстаивает права свои на самостоятельность. Отсюда вечная вражда между ними. Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой — не жизнь, а каторга. Оставаться в таком положении нет сил ни для Тихона, ни для Катерины,- и каждый из них выходит по-своему из своего, по-видимому, безвыходного положения. <…> Катерина находит исход …: она влюбляется в одного молодого человека, Бориса Григорьевича, племянника купца Дикого. <…>  Катерина убежала из дому, обратилась было к Борису, чтоб тот взял ее с собой (его дядя за любовные проделки посылает в Сибирь), но Борис — пошляк страшнейший — отвечал ей на это, что дяденька не велит. И осталось несчастной женщине любое из двух: или воротиться к теще на вечное мучение и страду или броситься в Волгу.» Тихон Кабанов «Тихон Иванович, сын Кабановой — … человек добрый, с мягким сердцем, но уже совершенно лишенный всякой воли: мать делает с ним все, что хочет. Любя жену и, по натуре своей, не имея возможности обращаться с ней грубо, деспотически, как требуют того старинные нравы, в которых Кабановой хотелось бы воспитать и удержать всех, — он тем навлекает на себя постоянное гонение матери… <…> Тихон рвется куда-нибудь — и напьется,- хотя вином душу отведет, — и мать ни слова против этого: пить и развратничать позволяется нравам «темного царства», лишь бы только все было шито да крыто. <…> …[Тихон] в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса…» Варвара Кабанова«…Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть за это в геенну огненную. <…> …Бой-девка — проведет и выведет… <…>  Лицо Варвары обрисовано тоже превосходно, и оно совершенно необходимо по концепции сатиры: Варвара служит наглядным, пластическим доказательством, что деспотизм матери не охранит нравственности дочери, как это и подтверждается миллионами примеров, взятыми из жизни «темного царства»…»Борис «…с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса… <…> …Борис — пошляк страшнейший…Что касается до лица Бориса (хотя нужного в драме, но совершенно бесцветного), то самая его бесцветность — есть его достоинство как лица художественно воспроизведенного: Борис должен быть бесцветен, потому что самодурство дяди вывело в нем всякий цвет. Его бесцветность хороша и в том отношении, что рельефно выставляет всю нелепость любви к нему Катерины…»Кулигин«Лучшим из этих аксессуарных лиц — нужных и превосходных в сатире, и лишних в драме — является, по нашему мнению, Кулигин,- мещанин, часовщик-самоучка. Лицо это прямо выхвачено из жизни и полно глубокого смысла по отношению к основной идее драмы г. Островского. Феклуша«Из остальных аксессуарных лиц, после Кулигина, на первый план выступает Феклуша, приживалка. Лицо это, мастерски срисованное с натуры, играет огромную роль в концепции сатирической драмы г. Островского. Феклуша, толкующая о «Салтане Махмуде турецком», о «Салтане Махмуде персидском» и о том, что в Турции нет судей праведных, а все судьи неправедные, и т. д., эта Феклуша, и ей подобные, составляет единственный источник света и просвещения для жителей «темного царства»: всякая нелепость, которая только может придти ей в голову, застрянет обыкновенно на веки-вечные и в голове «темных людей», с религиозным благоговением слушающих ее рассказ о дальних странах — о святых местах, о граде Киеве и проч. и проч. Немалый источник мистицизма, такою дьявольскою сетью опутавшего душу несчастной Катерины, кроется, по нашему мнению, в этих приживалках-Феклушах, в их рассказах о разных разностях, отуманивающих на всю жизнь сознание бедных «темных людей»…»Полусумасшедшая барыня«Многих может поразить появление несколько раз в продолжение пьесы барыни — старухи, каркающей ни с того ни с сего a la шекспировская ведьма; но это лицо тоже не лишено правды: такие случаи бывают в уездных городах.»Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/sravnitelnaya-harakteristika-kabanihi-dikogo.html
  • https://tehurok.ru/v-chyom-shodstvo-i-v-chyom-razlichie-obrazov-dikogo-i-kabanihi-po-pese-anostrovskogo-groza
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/sravnitelnaya-harakteristika-dikogo-i-kabanihi
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/dikoj-i-kabaniha-v-pese-groza
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/personazhi-groza-ostrovskij-harakteristika.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт