Содержание
- 1 Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума», образ Москвы
- 2 Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»
- 3 Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства
- 4 Женщины в комедии «Горе от ума»
- 5 Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе
- 6 Любовь дворян ко всему иностранному
- 7 Вывод
- 8 Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума».
- 9 Фамусовская Москва в комедии Горе от ума
- 10 Популярные сочинения
Фамусовская Москва является одним из центральных образов в комедии «Горе от ума».В этой статье представлено описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы, материалы для сочинения по пьесе.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума», образ Москвы
«… большая часть лиц комедии «Горе от ума» … портреты москвичей, известных тому, кто жил в Москве в эту эпоху; начиная с Фамусова, тщеславного и беспечного барина, и до княжен, говорящих несколько слов на бале, этих княжен было шесть, имели они обыкновение сидеть к окошка в большом длинном доме и слыли в Москве: «что окошко, то лепешка». <…> … Хлестова была представительница тогдашнего общества, крутая и бранчивая* [*сварливая] барыня, которую все боялись, она умела держать молодежь в границах…; называли также и Молчалина, лицо по положению страдательное, но мастерки созданный характер, и в то же время самая неблагодарная роль в пьесе, низкий ползун и прислужник, подобные люди часто встречаются в свете, число Молчалиных чрезвычайно ныне размножилось. Не перевелись у нас также и Загорецкие… Приезжал в Москву после кампании и подобный полковник, как Скалозуб, повествовавший басом о своих подвигах формах в гостиных, который слыл всеобщим женихом, выделывал злодейские фигуры в мазурке и предусмотрительные матушки носили его на руках. Репетилов, один из пустейших людей, посетитель ревностный английского клуба, сочлен разгульной беседы и литературных прений, которые действительно тогда происходили в кругу его приятелей, человек беспечный, тяготящийся свои положение… <…> Грибоедов писал свое «Горе от ума» не спроста, а с натуры.» (П. Н. Арапов о «Горе от ума», опубликовано в книге Н. Д. Мизко «»Горе от ума» на провинциальной сцене», Воронеж, 1870 г.) «Вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему.» (В. Н. Орлов, послесловие к «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.) «…Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. <…> «Горе от ума» … реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве … изображена с удивительной полнотой и правдивостью. И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»; …в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь — штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов. Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; историку оно может служить источником для изучения жизни московского барства…»(«А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)Это было описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы в пьесе, материалы для сочинения.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»
А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.
Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства
Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.
Женщины в комедии «Горе от ума»
Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.
Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе
Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.
Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.
Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»
Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.
Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.
Любовь дворян ко всему иностранному
В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.
В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.
Сплетни и слухи в фамусовской Москве
Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.
Вывод
Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.
Раскрытие образа фамусовской Москвы, описание её представителей и идеалов помогут ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>
- <label>В 17 веке;</label>
- <label>В 18 веке;</label>
- <label>В 19 веке;</label>
- <label>В 20 веке.</label>
(новая вкладка)Ефимов Матвей
«Ах! Боже мой! ужли я здесь опять, в Москве!». «Что за тузы в Москве живут и умирают!». «Что нового покажет мне Москва?». «В Москве прибавят вечно втрое». «Кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?». «едва другая сыщется столица как Москва». «Сам погружен в Зефирах и Амурах, заставил всю Москву дивиться их красе!». «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?». «Платон Михайлыч город любит, Москву». «Мсье Чацкий! вы в Москве! как были, всё такие?». «Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах». «Нет! недоволен я Москвой». «Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми». «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».
Пожаловаться
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Грибоедов А.С.» Образ Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов А.С. все сочиненияГрибоедов А.С. краткие содержанияАлександр Сергеевич Грибоедов создал знаменитую, новаторскую для первой половины 19 столетия комедию «Горе от ума». На страницах пьесы автор выступил с осуждением дворянского общества того времени. Действие разворачивается в доме управляющего казенного дома Петра Афанасьевича Фамусова. Это человек, имеющий значительный вес в Москве. Именно им и его окружением и представлена Москва в комедии. Произведение рисует яркую панораму города в такое непростое время. Закончилась Отечественная война 1812 года, русский народ осознал всю значимость своей национальности, в обществе распространяются прогрессивные идеи, носителями которых являются в основном молодые дворяне. Такими чертами Грибоедов наделяет главного героя Александра Андреевича Чацкого. Он в одиночку выступает против всего фамусовского общество, боящегося потерять свое положение, не намеренного отказываться от устоявшегося быта и привычек. Какой же предстает Москва на страницах пьесы? Мы видим город глазами главного героя. Чацкий возвращается после трех лет скитания по свету. Он воспитывался в доме Павла Афанасьевича и именно туда стремится всей душой попасть. Не только родина его манит, молодого человека связывали теплые чувства с Софьей, и он надеется на их возобновление. Герою представляется, что город, восстановленный после войны, должен был измениться. Люди должны изменить свои взгляды. Но не тут-то было. Оказывается, что поменялась только обстановка. В новых особняках господствуют все те же нравы и предрассудки. Общество, собирающееся в доме дворянина Фамусова, все так же кутит и в пирах и развлечениях проживает свою жизнь. Дворяне никогда не впустят в свой быт что-то новое, их вполне устраивает сытое существование. Абсурдом было бы что-то менять! Да, здесь иногда можно услышать речи о правительстве, но это так – пустая болтовня, ни к чему не приводящая. Еще одной чертой фамусовского общества является любовь ко всему иностранному. Ее автор осуждает. Дворяне неуважительно относятся к своему родному языку, постоянно смешивая русские слова с французскими. Такое соединение выглядит, по меньшей мере, нелепо. Но это модно. И точка. Значит, все будут слепо следовать этой моде и подчиняться ей. Самое абсурдное, что и в учителя своим детям аристократы нанимают иностранцев. Причем, их должно быть как можно больше. О качестве образования здесь никто и не заботится. Это не имеет никакого значения. Основное времяпрепровождение в обществе дворян – сплетни и обсуждение всех и вся. И Чацкий тоже попадает в этот водоворот слухов. С легкой руки Софьи его объявляют сумасшедшим. Таким он не представляет ни для кого опасности. Можно не опасаться, что он со своими новыми взглядами и идеями сможет потревожить комфорт сытого фамусовского общества. Итак, Александр Сергеевич Грибоедов на страницах пьесы рисует общество дворян, зациклившихся на своих привычках и не желающих ничего менять. Старый уклад их полностью устраивает. Но новые веяния не за горами. Они неизбежны.Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»Образ Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»Образ Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума»Образ Лизы в комедии Грибоедова «Горе от ума»Образ Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума»Грибоедов А.С.Стр. 1 Скачать Образ Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума»
<legend>Tags</legend>ОбразМосквывкомедииГрибоедова«Гореотума»
Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
<label>Email</label>
Произведение, основной тематикой которого является противостояние старого и нынешнего поколения, имеет особенное своеобразие, поскольку в число его персонажей автор включает необычный образ города, представленный фамусовской Москвой.
Московское общество предстает перед главным персонажем, копируя традиции, обычаи и одежду французских подданных, которые жируют на русской земле. Чацкий пытается разоблачить недостойные раболепские поступки дворян, выражая собственное презрение к такому поведению.
Москва изображается автором в качестве социального, барского, крепостнического, воинствующего и нисколько не комического города, который отличаясь своеобразной моралью, собственной воспитательной системой, жизненными идеалами духовно калечит горожан, включая дочь Фамусова, Софью.
Фамусов является ярким образцом данного города, вырастающим до уровня высокого представителя огромной социальной категории, пользующейся большой властью.
Таким образом, образ Москвы представляется в произведении в качестве консервативного города, не принимающего никаких нововведений, живущего в соответствии с прошлыми традициями. Идеальным жителем Москвы является горожанин, обладающий деньгами и властью, а также общественными связями, добившийся восхождения по карьерной лестнице.
<glav>Другие темы:</glav>← Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума → `
Фамусовская Москва в комедии Горе от ума
Популярные сочинения
- Сочинение в стиле нравоучительной статьи (4 класс)
Это нравоучительное сочинение, то есть почти статья. А как не написать такое, если у меня так много хорошего опыта? Если я вижу, что все вокруг живут неправильно?! И нравы, понятно, уже не те. Шучу.
- Сочинение-описание картины На террасе Кустодиева (7 класс)
Картины Бориса Кустодиева знамениты своим изображением красоты и семейных ценностей, они всегда яркие и наполнены жизнью. Картина под названием
- Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско сочинение
Иван Алексеевич Бунин – писатель, в творчестве которого чётко прослеживается стремление к широки художественным обобщениям, к осмыслению и переосмыслению устоявшихся ценностей
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2016/07/famusovskaja-moskva-gore-ot-uma.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/famusovskaya-moskva-v-komedii.html
- https://vashurok.ru/questions/tsitati-o-moskve-iz-gore-ot-uma
- https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-moskvy-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/griboedov/famusovskaya-moskva-v-komedii-gore-ot-uma-rassuzhdenie