Содержание
- 1 Новости
- 2 Новая проза
- 3 Новая поэзия
- 4 Редсовет рекомендует
- 5 Новые рецензии
- 6 Новые статьи
- 7 Литературные форумы
- 8 Скачать:
- 9 Предварительный просмотр:
- 10 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 11 План выполнения
- 12 Текст
- 13 Анализ
- 14 Для чего нужен анализ стихотворения?
- 15 План анализа стихотворения
- 16 Что мы узнали?
- 17 Тест по теме
- 18 История написания стихотворения «Парус» М. Лермонтовым. Первый вариант стиха. «Парус» — яркий образец пейзажно-символической лирики. Настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в. Языковая изобразительность стихотворения. Синтаксический параллелизм.
Новости
09.05.2020 С Днём Победы!
06.01.2020 2020
09.05.2019 Главный праздник
23.02.2019 День защитника Отечества
01.01.2019 Дорогие сопортальцы — друзья и коллеги!
Все новости
Новая проза
Владимир Гладышев — «Хайпанём… бабла срубим!»
Юрий Тубольцев — «Женская лог.иКo»
Владимир Гладышев — «Волчий оскал»
Николай Талызин — «Петя-«унук» — друг мой!»
Георг Альба — «Нечто из ниоткуда.»
Фрида Шутман — «Арабские ночи»
Юрий Тубольцев — «Мир — это зеркало»
Константин Эдуардович Возников — «Родовспоможение Ясности»
Юрий Тубольцев — «Толстый разговор»
Владимир Борисов — «Пустышка»
Проза за текущие сутки (2021-01-27)—>
Проза за последнюю неделю
Полный список прозы
Новая поэзия
Виктория Тищенко — «Я берегла одно желанье…»
Татьяна Ненашева — «Между огнями»
Юрий Тубольцев — «Триптих рекурсий»
Нина Павлова — «Письма»
Константин Эдуардович Возников — «Из дневника (21)»
Олег Бескровный — «Из памяти-нейронов»
Нина Павлова — » Крещенская таинственная ночь…»
Zhanna Barinova — «Новогодняя прогулка»
Владимир Бродский — «Сельпо»
Юрий Тубольцев — «Бесконечность предположений»
Поэзия за текущие сутки (2021-01-27)—>
Поэзия за последнюю неделю
Полный список поэзии
Редсовет рекомендует
Тимур Раджабов — «Письмо несуществующему сыну»
Александр Козловский — «Почти по Хармсу ч.3»
Галина Золотаина — «Архангелы свалки»
Олег Павловский — «Ты не уйдешь, папа?»
Юлия Чиж — «*** (мне теперь говорят…)»
Станислав Шуляк — «Новый Ницше»
Юрий Иванов — «Матрица»
Евгений Пейсахович — «Серенада силиконовой долины»
Владимир Борисов — «Парафраз об одиночестве, прохудившейся крыше, приближающейся осени и изумрудах»
Владимир Бродский — «»Свидания в шумных составах…»»
Все рекомендации
Новые рецензии
Ицхак Скородинский — отзыв на «Уходит пора золотая» (Валерий Мазманян):Ну, Валерий, ну…Ицхак Скородинский — отзыв на «Фото из лета» (Константин Эдуардович Возников):И лысенькие, навроде меня, тоже …дети.Арон Бакшиэль — отзыв на «Уходит пора золотая» (Валерий Мазманян):Свежие, прозрачные метафоры. Так и хочется окунуться в Ваш мир.Галина Золотаина — отзыв на «Знакомствострадания» (Юрий Тубольцев):Хорошая лазейка под названием » абсурдософия»: намолотил всякой чепухи бессмысленной, пона …Константин Эдуардович Возников — отзыв на «Уходит пора золотая» (Валерий Мазманян):Хорошее стихотворение. Хорошие образы. Создает настроение.
Все рецензии
Новые статьи
«Реставрация сокровищ библиотеки герцогини Анны-Амалии» — promo1
«Великая Русская литература, где ты?» — Борис Кунин
«Любитель и другой» — Леонид Костюков
«История издания сочинений Елисаветы Кульман» — Григорий Ганзбург
«Облитый горечью и злостью » — Владимир Абаринов
Все статьи
Литературные форумы
Беспредел (форум «Анонсы»)
Клуб любителей прозы в жанре «нон-фикшен» (форум «Современная литература»)
Клуб любителей исторической прозы (форум «Современная литература»)
Клуб любителей научной фантастики (форум «Общие литературные вопросы»)
Ищу спонсора (форум «Анонсы»)
Все форумы
—> Опубликовано 04.11.2020 — 20:55 —
Очень подробный и понятный план анализа лирического произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_analiza_stihotvoreniya.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. 4. Художественные средства 5. Композиция лирического произведения. 6. Поэтическая лексика. 7. Стилистические фигуры: 8. Поэтическая фонетика: 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План анализа стихотворения
Использую на уроках литературы в разных параллелях…
План анализа стихотворения
Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов…
План анализа стихотворения.
Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках…
План анализа стихотворения
План анализа стихотворения…
План анализа стихотворения
Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2. Эмоциональное восприятие текста.3. Словесное рисование (пейзажная лирика).4. …
план анализа стихотворения
план анализа включает в себя основные требования по анализу стихотворения…
план анализа стихотворения
Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения…
- Мне нравится
На олимпиаде по литературе участнику предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического (по выбору). Мы остановимся на прозаическом тексте. Оценивается уровень сформированности умений анализировать текст, привлекая для этого все имеющиеся знания по языку и литературе. Обычно в задании предлагаются вопросы, на которые может ориентироваться ученик, но он имеет право выбрать свой путь анализа произведения, главное – он должен создать цельный, связный, объединённый общим замыслом аналитический текст. Важным моментом анализа является понимание учеником смысла произведения, его тематики и проблематики, и того, каким образом, с помощью каких средств автор раскрывает этот смысл. То есть мы опять подчёркиваем, что произведение анализируется в единстве формы и содержания.
План выполнения
Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования. С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.
В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста. Сразу следует заметить, что нет единого обязательного плана, на рекомендации можно ориентироваться, но подходить к ним творчески, помня о том, что любой анализ индивидуален и показывает именно ваше восприятие и понимание текста.
Итак, останавливаясь на анализе прозаического текста как задании олимпиады по литературе. Тогда с точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.
Также на олимпиаде возможен анализ лирического произведения, с которым вы также можете ознакомиться.
Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха«Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Текст
Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.
– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»
– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!
Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.
Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»
Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.
Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.
Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»
Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.
Анализ
Анализируемый текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта повесть принесла автору всемирную известность. Во многих произведениях Ричарда Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр произведения как повесть-притчу. Подтверждает правильность такого определения жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас».
Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь? Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности. Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая.
В своём стремлении он был одинок, ему было нелегко. Об этом нам говорит первое предложение текста: «Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая». Он решил быть, как все, и почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной. И когда раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ решение. Джонатан чувствует себя свободным – «распались цепи», которыми он был прикован к своей мечте. В тексте она названа возвышенно: «колесница познания». Но когда приковывали к колеснице… Это же была пытка, казнь! А разве не пытка – муки поисков истины, муки творчества, когда раз за разом ничего не получается, а вокруг – не сторонники, а противники, кого радует каждая твоя неудача? Мы сейчас говорим о Чайке или о людях, о себе?
Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя. Джонатан смирился, но это было только внешнее смирение. Как только в его уме появляется новая идея, забыто прежнее решение «быть как все» и он уже летит, проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы.
Композиционно отрывок можно разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия. Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает максимума, когда Джонатан вышел из пике и «пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны». И дальше – радость, ликование и новые планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ познанию.
Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней». Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина». Трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: «не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»; «семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее!»
Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения. Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций. Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем над ней. Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред? Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся «намерениям», а действует и побеждает. В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.
Следует напомнить, что кроме анализа на уроках литературы возможен анализ прозаического текста и на уроке русского языка. Ознакомьтесь с примером лингвистического анализа текста того же отрывка повести Ричарда Баха для того, чтобы сравнить оба анализа и понять разницу между ними.
Умение анализировать лирическое произведение – важный навык, которым должен обладать каждый школьник и студент. Так как сделать целостный анализ стихотворения?
Для чего нужен анализ стихотворения?
Анализу стихотворения начинают учить в школе на уроках литературы. Зачастую школьникам не нравится это занятие, оно кажется для них скучным. Но только целостный анализ стихотворения может помочь лучше понять замысел автора, его идеи.
Для успешного анализа необходимо в первую очередь полностью прочитать стихотворение, не отвлекаясь на внешние раздражители. Если в тексте встречаются незнакомые слова, их значение следует посмотреть в толковом словаре.
Анализ стихотворения требует полной тишины и сосредоточенности. Необходимо выключить телевизор или радио, чтобы ничто не отвлекало от поэтического текста.
План анализа стихотворения
Прежде чем приступать к анализу стихотворения, необходимо составить план, следуя которому проанализировать поэтический материал будет достаточно легко. План может состоять из следующих пунктов:
- Автор, название стихотворения, история его создания. Здесь указываются инициалы поэта, название стиха, дата и причина его создания.
- Тема, идея, основная мысль произведения. Тема может быть философской, любовной, общественно-политической, пейзажной. Здесь необходимо указать, что именно хотел сказать поэт в своем произведении, охарактеризовать его настроение.
- Сюжет произведения. Не во всех стихотворениях есть сюжет, так как поэтический текст – это прежде всего лирика, а не повествование.
- Художественно-выразительные средства. Нужно обязательно указать, какие средства выразительности использовал автор. Это могут быть метафоры, эпитеты, гипербола, антитеза, оксюморон и многие другие.
- Образ лирического героя. Лирический герой не является автором стихотворения, как и автор не является лирическим героем. Их мнения могут даже быть абсолютно разными на какую-то проблему.
- Собственное мнение, вывод. В конце анализа необходимо подвести итоги, выразить собственное мнение о стихотворении.
Все перечисленные пункты необходимы для анализа стихотворения, но их очередность может меняться в зависимости от предпочтений человека, который делает анализ.
Рис. 1. примерный план анализа стихотворения.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам выполнить анализ стихотворения. Здесь указан примерный план, следуя которому можно сделать целостный анализ лирического произведения.
Тест по теме
- Вопрос 1 из 5
Что важно сделать перед началом анализа?</h3>
- <label>прочитать стихотворение</label>
- <label>узнать значение неизвестных слов</label>
- <label>создать тишину</label>
- <label>все ответы верны</label>
(новая вкладка)ГлавнаяКоллекция «Revolution»ЛитератураАнализ поэтического текста на примере стихотворения «Парус»
История написания стихотворения «Парус» М. Лермонтовым. Первый вариант стиха. «Парус» — яркий образец пейзажно-символической лирики. Настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в. Языковая изобразительность стихотворения. Синтаксический параллелизм.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.12.2016 |
Размер файла | 16,7В K |
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.
Используемые источники:
- https://wplanet.ru/index.php
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/11/04/plan-analiza-stihotvoreniya
- http://olgadyachenko.ru/celostnyj-analiz-teksta.html
- https://obrazovaka.ru/literatura/celostnyy-analiz-stihotvoreniya.html
- https://revolution.allbest.ru/literature/00744816_0.html