Содержание
- 1 Действие 2. Муж Катерины уезжает
- 2 Действие 3. Катерина и Борис тайно встречаются
- 3 Действие 4. Катерина признаётся мужу в измене
- 4 Действие 5. Самоубийство Катерины
- 5 Экранизации ?
- 6 Аудиокнига
- 7 Читайте также
- 8 Главные герои
- 9 Другие персонажи
- 10 Краткое содержание
- 11 Заключение
- 12 Тест по пьесе «Гроза»
- 13 Местный механик-самоучка Кулигин
- 14 Краткий анализ
- 15 План
- 16 История создания
- 17 Тема
- 18 Композиция
- 19 Главные герои
- 20 Жанр
- 21 Тест по произведению
Очень кратко:Русская провинция 19-го века. Свободолюбивая девушка вышла замуж и попала в купеческую семью, где царит деспотизм и самодурство. Потеряв надежду на спасение из «тёмного царства», она кончает с собой.
Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, изобретатель, умный романтик, мечтает построить вечный двигательВаня Кудряш — молодой конторщик, служит у одного из богатейших купцов города, весёлый, смелый, наглый, не боится сурового начальника
Кулигин восхищался красивым видом, но Кудряш не разделял его восторгов — ему было всё равно.
Продолжение после рекламы:
В отдалении купец Дикой ругал своего племянника Бориса.
Савел Прокофьевич Дикой — купец, один из богатейших людей города, невероятно скупой, властный, злой, домашний тиран, начальник Вани КудряшаБорис Григорьевич — племянник Дикого, образованный, добрый, спокойный, безвольный, полностью подчиняется дядьке, любит замужнюю женщину
Кудряш пожалел, что в городе мало сильных парней, способных собраться и отучить Дикого «озорничать». Он считал, что купчиха Кабанова лучше Дикого — «та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался». Сам Кудряш не боялся Дикого и смело отвечал на его ругань.
Брифли существует благодаря рекламе:
Отругав племянника, Дикой ушёл. Борис подошёл к Кулигину. Тот спросил, зачем Борис живёт у дядьки и терпит его ругань. Борис рассказал, что его отец, родной брат Дикого, женился на благородной против воли матери и уехал в Москву. Там родители отдали Бориса в Коммерческую академию, его сестру — в пансион, и умерли от холеры.
Борис с сестрой остались без средств к существованию. Вскоре они узнали, что умершая бабушка завещала им небольшое состояние с условием — они получат деньги после совершеннолетия, если будут почтительны с дядей. Борису пришлось оставить сестру у родственников матери, переехать к Дикому, бесплатно работать на него и терпеть его издевательства.
Борис понимал, что денег не получит или получит «какую-нибудь малость», но всё равно терпел ради сестры. Дикой тиранил не только племянника, но и жену с дочками. Разозлившись с утра, он не успокаивался весь день, и домашние прятались от него по чердакам и чуланам.
Борис пожаловался Кулигину, что ему трудно, он не может стать в Калинове своим. Кулигин ответил, что в городе царят «жестокие нравы». Народ беден, а богачи используют их труд, чтобы ещё больше обогатиться. Мечта Кулигина — изобрести вечный двигатель, получить за изобретение награду и дать работу городскому мещанству.
Продолжение после рекламы:
Кулигин ушёл. Борис поразмышлял о своём незавидном положении, которое сделала ещё тяжелее любовь к замужней женщине, и тоже ушёл, разминувшись с семьёй Кабановых.
Возвращаясь домой с церковной службы, Кабанова пилила своего сына Тихона, за то, что тот не уважает мать и больше любит свою молодую жену Катерину.
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, жестокая, властная, лицемерная, прозвище — КабанихаТихон Иванович Кабанов — сын Кабанихи, мягкий, добрый, безвольный, любит жену, но во всём слушается матьКатерина Кабанова — молодая жена Тихона, красивая, робкая и кроткая, честная, безвольная, много молится, страдает от тирании Кабанихи, тайно влюблена в Бориса
Наворчавшись, Кабанова ушла домой. Тихон упрекнул жену за то, что из-за неё ему всегда достаётся от матушки, но его сестра Варвара заступилась за Катерину.
Варвара Кабанова — дочь Кабанихи, красивая, упрямая, своевольная, делает что хочет, не слушает властную мать, крутит роман с Кудряшом
Тихон пошёл выпить к Дикому. Катерина с Варварой остались в саду. Катерина пожаловалась, что, выйдя замуж, она совсем завяла. Ей хотелось бы стать вольной птицей и улететь.
…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Дома, у маменьки, Катерине жилось легко. Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь сниться, что она скоро умрёт.
Катерина призналась Варваре, что полюбила другого. Варвара не увидела в этом ничего страшного и пообещала устроить Катерине свидание, как только Тихон уедет по поручению маменьки. Катерина даже слушать об этом не захотела, ведь измена мужу — тяжкий грех.
Начиналась гроза. Пугливая Катерина боялась, что её убьёт молнией, и она явится перед Господом с чёрным грехом на душе. Вернулся Тихон, все поспешили домой.
Брифли существует благодаря рекламе:
Действие 2. Муж Катерины уезжает
Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном.
Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса — увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки, но Катерина так не могла. Она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи, бросится в Волгу.
Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене — чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Катерина попросила Тихона взять её с собой, но тот отказал — ему хотелось погулять на свободе.
Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы приходил ночью к калитке. Катерина долго колебалась, но всё же оставила ключ у себя.
Действие 3. Катерина и Борис тайно встречаются
Вечером к Кабановой явился пьяный Дикой, пожаловался, что его снова рассердили — мужики потребовали денег за работу. В таком состоянии успокоить его могла только Кабанова. Она пригласила Дикого в дом.
Вскоре к Кабановым пришёл Борис — его прислали узнать, где Дикой. У дома с ним встретилась Варвара, возвращавшаяся со свидания с Кудряшом. Прикрыв лицо платком, она шепнула Борису, чтобы тот приходил ночью к оврагу за их садом.
Ночью Варвара ушла на свидание с Кудряшом, а Катерина встретилась с Борисом. Они признались друг другу в любви. Катерина чувствовала, что заплатит за этот грех, но уже ничего не боялась.
Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?
Они договорились встречаться, пока не вернётся Тихон.
Реклама:
Действие 4. Катерина признаётся мужу в измене
Прошло десять дней. Богатые горожане гуляли по набережной, началась гроза, все спрятались в галерее старинного монастыря, в том числе и Дикой с Кулигиным. Изобретатель уговаривал купца пожертвовать деньги на общественные нужды — он хотел возвести в парке солнечные часы. Дикой денег, конечно, не дал, да ещё разозлился на Кулигина, который сказал, что гроза — не кара божья, а электричество, и от неё могут защитить громоотводы.
Дождь закончился, Кулигин и Дикой ушли. В галерею вошли Борис и Варвара. Тихон вернулся раньше, чем обещал, и Катерина «сама не своя сделалась» — мечется, рыдает. Это начала замечать Кабанова. Варвара боялась, что Катерина во всём признается мужу.
Снова прогремел гром. В галерею вбежала Катерина, вслед за ней — Кабаниха и Тихон. Кабанова сказала Тихону, что его жена, возможно, ему не верна. В этот момент Катерина увидела Бориса, испугалась. Вмешалась Варвара и сделала знак Борису, чтобы тот ушёл.
Взволнованная и измученная Катерина отошла в сторону, чтобы помолиться, и увидела на стене фреску, изображающую страшный суд. Это стало последней каплей. Катерина бросилась в ноги Тихону, покаялась в измене и лишилась чувств.
Реклама:
Действие 5. Самоубийство Катерины
Прошло время. Прогуливаясь вечером в общественном саду, Тихон встретил Кулигина и пожаловался, что вся его семья «в расстройство пришла». Катерину он любил и жалел, даже побил её только потому, что маменька велела. Во всех бедах Тихон винил Кабанову — если бы она не тиранила Катерину, та не решилась бы на измену.
Теперь Кабаниха Катерину «поедом ест», а та «тает, как воск». Тихон жалеет и жену, и Бориса, он простил бы их, но маменька против. Кулигин посоветовал ему жить своим умом и простить жену — тогда она будет верна ему всю жизнь. Тихон ответил, что своего ума у него нет, а тот, что есть, он возьмёт и пропьёт — пусть маменька тогда с дураком нянчится.
Бориса дядя отправляет на три года «в Тяхту, к китайцам», служить в конторе у знакомого купца. Варвара, которую Кабанова посадила под замок, сбежала с Кудряшом неизвестно куда. Тихону дом опостылел, возвращался он туда с большой неохотой.
Тут подошла служанка и сообщила, что Катерина ушла из дому и её не могут найти. Тихон и Кулигин бросились на поиски.
Появилась Катерина. Она тосковала по Борису, мечтала попрощаться с ним. Теперь она жила, как в могиле, и жалела, что сейчас на Руси не убивают неверных жён.
Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты её кличешь, а она не приходит.
Появился Борис и сообщил Катерине, что дядя посылает его в Сибирь. Катерина попросила взять её с собой, но Борис отказал, оправдываясь тем, что едет не по своей воле. Катерина смирилась, благословила любимого и отпустила его.
Реклама:
Домой Катерина не пошла — лучше в могилу, чем в дом Кабанихи. Жить ей больше не хотелось. Боясь, что её поймают и насильно вернут домой, Катерина побежала в сторону Волги.
Стемнело, сбежались люди с фонарями, явились Тихон и Кабанова. Вдруг кто-то крикнул, что женщина бросилась в воду. Кулигин побежал туда, Тихона не пустила мать.
Вскоре люди вернулись, один из возвратившихся сообщил, что Кулигин вытащил из омута утонувшую женщину. Она бросилась с высокого обрыва в Волгу, ударилась о якорь и погибла.
Тихон побежал навстречу Кулигину, который нёс мёртвую Катерину.
Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
Тихон бросился к мёртвой жене, начал обвинять мать в её гибели. Кабанова прикрикнула на сына. Тот упал на труп жены со словами: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Экранизации ?
Аудиокнига
ГрозаАудиоспектакль. 2 ч 17 мин. Читают Вера Пашенная и др. Бесплатный отрывок:Вера Пашенная и др.2 ч 17 мин
Читайте также
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение «тёмного царства» с потребностью новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.
Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Грозы» по главам, которое представлено ниже.
Главные герои
Катерина – молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.
Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.
Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) – богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.
Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.
Другие персонажи
Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая поступает по-своему, лишь бы шито-крыто было..
Кудряш – возлюбленный Варвары.
Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур.
Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.
Барыня – полусумасшедшая.
Феклуша – странница.
Глаша – служанка Кабановых.
Краткое содержание
Действие 1
Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи – ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками. Они начинают сплетничать о Савеле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника Бориса и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савелом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось.
Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.
Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калинов, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпетум-мобиле (вечный двигатель). Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…».
Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.
На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»
В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.
Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.
Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.
На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.
Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, чтобы не давать повод для сплетен, поэтому Катерине пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.
Действие 2
Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.
Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене (он хочет вдали от матери отдохнуть от семьи, а о жене он и не думает). Тихону тоже неловко за фразу матери о других мужчинах. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.
Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Женщине приходится кланяться Тихону в ноги.
Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить, что надо делать в разных ситуациях. Кабаниха говорит, что надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»
Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о свободе, у неё крылатая душа. Девушка представляет, как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят». Варвара уходит гулять, дав Катерине ключ от замка на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.
Сам Борис также не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.
Действие 3
Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город. Все и всё там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.
Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.
Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.
Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Катерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.
Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.
Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день.
Действие 4
(события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия. Тихон уже вернулся.)
Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.
Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.
Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.
Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу, и свекрови. Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.
Действие 5
Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.
Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски Катерины.
Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.
Люди кричат, что какая-то девушка бросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».
Заключение
Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого наследия писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается не просто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет на первый взгляд незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, изменой «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а соответственно и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.
Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержания, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.
Тест по пьесе «Гроза»
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1860;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1864.</label>
(новая вкладка)
Меню статьи:
Местный механик-самоучка Кулигин
Ваня Кудряш – возлюбленный Вари
Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием пьесы “Бедность не порок” А. Островского по действиям и явлениям.
Борис – племянник Дикого
Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного. Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.
Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.
Дикой – представитель «темного царства»
Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.
Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы
Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего. «Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.
Тихон, сын Кабановой
Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.
С детства привыкший жить в полном подчинении строгой матери, он вырос слабовольным и бесхарактерным.
Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.
Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Кабанихи” в пьесе А. Островского “Гроза”
Варвара – сестра Тихона
Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра. Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно. Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.
Чтобы устранить препятствия для встреч с любимым, Варвара просто поменяла замок. Таким образом, она обезопасила себя от лишних всплесков гнева матери. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Катерина – главная героиня пьесы
В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.
Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.
А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.
Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос. Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины. Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.
Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису. И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?»
И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».
После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте. Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек. Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
+
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление – Реализм.
План
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
- Тест по произведению
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Тема
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1860;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1864.</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://briefly.ru/ostrovskij/groza/
- https://obrazovaka.ru/books/ostrovskiy/groza
- https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza-opisanie-geroev-pesy.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html