Два полюса Калиновского мира в пьесе «Гроза»: Катерина и Кабаниха

«Гроза» А. Н. Островского – вечное произведение о столкновении характеров, мировоззрений и взглядов на жизнь. Две главные героини этой пьесы являются полной противоположностью друг друга. Катерина и Кабаних – два полюса Калиновского мира, хотя вынуждены жить в одном доме, как-то существовать рядом друг с другом.

Кабаниха

Кабаниха – не только главная представительница, но и настоящая хозяйка «темного царства». Все остальные персонажи, кроме Катерины, так или иначе вынуждены существовать в этом царстве. Кто-то страдает от него, кто-то к нему приспосабливается. Кабаниху все устраивает в ее мире. Она является его полноценной и единовластной владычицей, делает, что хочет, никто не смеет ей перечить.

Катерина

Катерину не зря называют «лучом света в темном царстве». Катерина – молодая девушка, тонкая, изящная и хрупкая. Но такой она является только внешне. Оказавшись в доме Кабанихи, она не может мириться со сложившимися устоями. Она не принимает мир Кабанихи, ее «темное царство». Катерина на самом деле имеет сильный характер. Она никогда не готова изменить своим принципам, погрязнуть в жестокости, хамстве, грубости, как это делает Кабаниха. Катерина имеет чувство собственного достоинства, которое сильно раздражает Кабаниху. вместе ужиться им не суждено.

Столкновение характеров

Кабаниху раздражает кроткая уверенность Катерины, нежелание подчиниться законам, по которым живут все в мире Кабанихи. Катерина же не может жить в этом темном мире. Она противостоит ему. Веря в настоящую любовь, она уходит к Борису. Но тот предает ее. вернуться в дома Кабанихи Катерина не может. Ее решением и единственным выходом стало самоубийство. Оно является своеобразным протестом против того мира, в котором остались существовать жители города. Являясь настоящим лучом света в этом темном царстве, Катерина не смогла бы привыкнуть к миру лжи, лицемерия, жестокости, в котором ей предстояло жить. Но даже самоубийство не вернуло Кабаниху в добрые мысли. Она рада этому трагическому событию, ведь теперь никто не будет противостоять ей в ее жестокой и темной обители.

Сходства и различия героинь

Конечно, Катерина и Кабаниха – абсолютно разные персонажи. У них различное отношение к миру, к жизни, к любви и даже к Богу. Если Катерина свято верит и искренне соблюдает все законы христианства, то Кабаниха даже в церковь ходит лишь для того, чтобы показать себя набожным человеком, коим не является на самом деле.

Но есть в Катерине и Кабанихе и схожие черты. Обе они являются сильными личностями. Ни одна из них не готова мириться с собственным унижением, не терпит оскорблений, прогибаться под обстоятельства. но вот проявление этих чувств и качеств выражается у них по-разному. Катерина честна перед собой и миром. Она воспитана и тактично, никогда не сможет ответить на грубость хамством. Кабаниха же наоборот, готова обхамить и унизить каждого, кто посмеет посягнуть на ее личность. Она не столько умна, сколько хитра. Она готова затравить любого, кто посмеет ей противоречить. Пыталась она затравить и Катерину. Но поступок Катерины – не реакция на травлю. Она сделала свой страшный выбор не потому что ее затравили, а потому, что не готова мириться с такой жизнью.

Катерина являлась настоящим лучом света в темном царстве. Но этого лучика не хватило, чтобы осветить мир тьмы, лжи и жестокости.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Катерина и Кабаниха – два полюса калининского мира», описать этих двух героинь, указать их сходства и различия, понять, почему Катерина все-таки совершила свой страшный поступок.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Конфликт Кабанихи и Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Чем вызван и почему неизбежен конфликт между Кабановой и Катериной? Кабаниха и Катерина — это два разных человека, которые вместе жить никогда не смогут. У Кабановой свои принципы и нормы, которым должны подчиняться все. И лишь одна Катерина не хочет ей повиноваться, исполнять все, что она говорит.Катерина очень хрупкая и беззащитная девушка. Она не может найти своё место в жизни, в обществе. Даже муж её Тихон не может ничем ей помочь, потому что он находиться под властью своей матери, которая управляет и сыном и снохой. Кабаниха постоянно обижает и унижает бедную Катерину. Конфликт между ними вызван тем, что Катерина и Кабаниха это две противоположные натуры, как небо и земля. У свекрови свои устаревшие правила, по которым она следует и хочет, чтобы им же подчинялась и бедняжка сноха. Но Катерина не хочет и не может быть рабой Кабанихи. Ведь она хочет быть свободной и счастливой. Но свекровь не даёт Катерине даже спокойно жить с Тихоном. Она постоянно настраивает сына против его жёны. Хочет, чтобы было как раньше, жена должна была подчиняться и бояться своего мужа. Но не Тихон, не Катерина не хотят так жить. В конечном итоге Катерина, пытаясь найти счастья, изменяя Тихону с Борисом, и не выдержав стыда, она признаться своему мужу Тихону, в том, что она ему изменила. После такого Кабаниха её вообще возненавидела. Мира между свекровью и снохой как не было, так и не будет теперь точно никогда. Кабаниха свела Катерину в могилу. Ведь после признания она так измучила её, что Катерина решилась на самоубийство, чтобы уйти от своих проблем, а особенно от злой свекрови Кабановой. Островский в своей драме «Гроза» показывает трагедию общества. Где Катерина не может найти себе место в этом обществе, и она совершает необдуманный поступок самоубийства. Конфликт между Катериной и Кабановой даёт толчок к самоубийству беззащитной девушки. Но Катерина могла бы не совершать необдуманный поступок, а лучше бы решила свои проблемы и жила бы долго и счастливо.

В «Грозе» А. Н. Островский отразил два противоположных женских образа. Это Марфа Ивановна, которую называют Кабаниха, и Катерина. Это два полюса Калиновского мира, названного критиком Добролюбовым «темным царством». Взаимоотношения этих героинь — бытовое изображение социального конфликта между внутренней свободой и внешним давлением, между новым и старым, между наполненным жизнью и духовно пустым.

zhizn_kateriny_dome_kabanovyh.jpg

Образ Кабанихи

Героиня является жесткой властительницей, неспособной идти на уступки, считает, что имеет право распоряжаться судьбами других людей. Она очень деспотична и признает только свою точку зрения как единственно допустимую и правильную. Жизнь всего города Калинова во многом определяется мнением Кабанихи. Самая первая цитата купчихи — «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала» — уже характеризует ее как тирана и сурового человека. Жестокость и недовольство она проявляет в адрес всех жителей города, включая членов своей семьи.

katerina_kabaniha_dva_polyusa.jpg

Еще одно свидетельство безнравственности купчихи — ее уверенность в том, что кто богаче, тот и прав. Ее власть и авторитет держатся только на ее состоянии.

Кабанихе важно внешнее проявление порядочности, она заставляет Катерину притворяться и страдать, отпуская мужа в поездку, чтобы окружающие видели, что невестка соблюдает традиции. Истинные мысли Катерины и реальное положение вещей Кабаниху при этом не интересуют. Жизненное кредо купчихи озвучивает ее дочь Варвара: «Делай что хочешь. Главное, чтобы все шито-крыто было».

Окружение по-разному реагирует на ругань и притеснение со стороны Кабанихи:

  • кто-то покорно подчиняется (Тихон, Борис);
  • другие научились приспосабливаться и притворяться (Варвара и Кудряш);
  • исключение — Катерина, которая пытается противостоять существующему укладу.

Смысловую нагрузку несет и прозвище Кабанихи. Кабан — свирепое агрессивное животное, которое способно напасть без причины. Так и Марфа Игнатьевна совершенно безосновательно не дает жизни всем, кто имел неосторожность не согласиться с ней. Кабаниха испортила судьбу собственному сыну и именно она является главной виновницей гибели своей невестки.

Облик Катерины

Через образ этой героини автор показывает жизнь необычайно сильной и нетипичной личности в условиях провинциального патриархального города. Катерина росла и воспитывалась в атмосфере любви и благополучия, и она сохранила в себе жажду жизни, счастья. Девушка она очень добрая, чистая и покорная, никогда не сталкивалась со злобой и несправедливостью до того момента, как попала в дом Кабановых.

Жизнь Катерины протекала в удушающей атмосфере. Она толкнула героиню на самый настоящий бунт. Девушка испытывает земную запретную для нее любовь. Этим чувствам она отдается со всей накопившейся искренностью, только в них она видит спасение и освобождение. И насколько сильна ее любовь к Борису, настолько же остро она ощущает свою греховность. Эти волнения усугубляются общественным осуждением. Жизнь девушки заканчивается трагически — Катерина нарушает заповедь во второй раз, она совершает самоубийство.

Однако поступки героини не вызывают осуждения в глазах читателя. Девушка была жертвой «темного царства», которое оказало огромное влияние на Катерину. Жизнь у Кабановых научила героиню бороться с окружающей жестокостью и лицемерием. Пожертвовав собой, она показала несостоятельность и нестабильность существующих устоев Калинова, которые противоречили ее искренней и свободолюбивой натуре.

Беззащитной и слабой Екатерина кажется только на первый взгляд. На самом деле, она оказывается самой сильной и яркой личностью среди всех персонажей произведения.

Неизбежный конфликт

Кабаниха жила в мире, который полностью ее устраивал. Никто не оспаривал ее авторитет и власть, и она нагло этим пользовалась. Ни один житель Калинова не смел ей перечить до появления Катерины, которая не стала мириться с хамством и жестокостью купчихи. Внутренняя сила и чувство собственного достоинства, которые показывает девушка, раздражают Кабаниху, заставляют ненавидеть супругу своего сына и приводят ее еще к большему буйству.

В глубине души Марфа Ивановна понимает, что существующий патриархальный мир с его домостроевскими устоями безнадежно устарел. В лице невестки, которая была чужой в Калиновском мире, она видит грядущие перемены, и поэтому купчиха все сильнее и ожесточеннее цепляется за привычный уклад и яростно защищает его. Вот почему конфликт неизбежен. Между Катериной и Кабановой огромная пропасть.

Нарастающее противостояние подобно грозе: внешне все выглядит относительно спокойно, но потом тучи сгущаются, когда девушка признается в измене мужу. После этого Кабаниха считает, что получает законное право тиранить невестку. Катерина же понимает, что ее жизнь стала невыносимой, она не получает поддержку ни со стороны бесхарактерного мужа, ни от возлюбленного, который также проявляет слабость. Самоубийство становится единственным выходом из ситуации.

Полезные статьи по пьесе «Гроза»:

Речевые характеристики персонажей

Кабаниха изъясняется в основном в повелительном тоне. Речь ее нетороплива, спокойна, а многочисленные повторы делают ее тоскливой и однообразной. Оживление и эмоциональность появляются только в те моменты, когда кто-то выражает несогласие с ее мнением.

Речь этой героини также характеризуется обилием пословиц и поговорок, что указывает на стремлении Кабанихи к нравоучениям. Часто в ее словах звучит разделение общества на старших и младших, при этом купчиха принижает и оскорбляет подрастающее поколение. Марфа Ивановна много говорит о домострое. Однако сама Кабаниха его правил придерживается только внешне.

Таблица позволит сделать сравнительную характеристику речи Марфы и ее невестки.

Кабаниха Катерина
«Ничего-то не знают, никакого порядка». «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери».
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!» «Души не чаяла».
«У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». «Успокой ты мою душу».
«Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». «Долго ли в беду попасть».

Как видно из таблицы, в сравнении со свекровью, речь Катерины отличается живостью и лиричностью, в ней можно найти мотивы фольклорной поэзии. В лексиконе этой героини много идиоматический народных просторечий.

В исключительных случаях можно найти даже морфологически неверные выражения, такие как:

  • «Не знаешь ты моего характеру»;
  • «После этого разговору-то».

Эмоциональность и динамичность ее изложениям придают уменьшительно-ласкательные суффиксы и усилительные частицы. Таким образом, через речь Катерины автор раскрывает ее как страстную и поэтическую натуру, олицетворяющую светлую душу и лучшие стороны патриархального общества.

Схожие качества

Кабаниха и Катерина — не первый взгляд совершенно противоположные персонажи в этом произведении. Однако читатель может увидеть и общие черты их характера. К ним относятся:

  • умение постоять за себя;
  • сила духа;
  • нежелание мириться с унижением.

Однако проявляют героини эти качества совсем по-разному. Катерина никогда не ответит насилием на насилие, грубостью на грубость. Кабаниха же, напротив, всеми доступными способами унижает и оскорбляет человека, который, по ее мнению, нанес ей обиду. Кроме того, обе героини росли и воспитывались в купеческих семьях, однако их характеры получили разное развитие.

Отношение к Богу

Если сравнивать образы Катерины и Кабанихи, можно отметить, что обе женщины религиозны. Однако отношение к Всевышнему у них совершенно разное.

Катерина действительно очень набожна — из рассказов девушки о своем детстве, читатель узнает, что она всегда любила ходить в церковь, которая представлялась ей большим светлым храмом с летающими ангелами, а знания свои девушка получала из рассказов странниц и богомолок. К Всевышнему она относится с благоговением и полностью признает свой грех, не пытаясь искать ему оправдания.

Кабаниха же только поддерживает видимость верующей дамы. Она обращается к Богу и ходит в церковь, чтобы произвести впечатление на окружающих и выглядеть религиозной в глазах жителей города. Искренней веры в том нет. Внешняя благопристойность и набожность — только прикрытие для этой жестокой и безнравственной женщины.

Таким образом, Катерина и Кабаниха — противоположности, два полюса общественной жизни. Первая — воплощение человечности, чувственности и стремления к переменам, в то время как вторая несет злобу, черствость и жестокость. Образы героинь можно сравнить со светом и тьмой. Катерина — действительно «луч света», но его силы не хватает, чтобы изменить обстановку во всем «темном царстве», где правят злые и мрачные персонажи, такие как Кабаниха и Дикой, но ее поступки заставляют задуматься о необходимости перемен во всем городе Калинов, который является собирательным образом провинциальных местечек того времени.

В драме «Гроза» А. Н. Островский поднимает тему смены социальных устоев и перелома общественной жизни в середине XIX века. Два противоположных образа появляются в пьесе неслучайно — А. Н. Островский показывает, что «темному царству» рано или поздно придет конец. И чем больше таких сильных и искренних людей, как Катерина, тем меньше шансов у Калиновского мира выжить и тем ближе конец моральных устоев, по которым существуют Кабанихи и Дикие.

Рубрики Это интересно

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза

Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара. Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах. Муж ее умер.

В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу.

Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.

Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения. Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина. Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.

Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной. Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.

Читайте также:  Образ и характеристика Доранта (Мещанин во дворянстве Мольера)

Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.

Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза

Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.

Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга. Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова. В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.

Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью. Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу. Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.

Островский противопоставляет Кабаниху духу времени. Рисуя темными красками ее суеверность, веру в приметы, лицемерие, невежество и ханжество, он высказывается против традиционных устоев, консерватизма, идущего из глубины веков. С сочувствием показывая страдающую Катерину и изобретателя Кулигина, Островский в лице купчихи выступает против деспотизма, прикрывающегося традициями и устоями. Деспотичная глава семьи осуждается не как представитель своего класса, не как несущая зло в силу высокого имущественного и общественного положения. Будь Кабаниха бедной крепостной крестьянкой, но, согласно вековой традиции, также державшей домашних в узде, ничего бы принципиально не изменилось. Сила Марфы Игнатьевны не в богатстве, а в сильной воле и неумолимой жестокости. Ее не трогает даже смерть Катерины, когда труп утонувшей невестки выносят, она стремится всеми силами сохранить благопристойность. Угрожая своему сыну Тихону, бросившемуся к мертвой жене, проклятием – одним из самых сильных наказаний в традиционном обществе, она думает лишь о сохранении своих порядков, удержании власти в семье.

Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.

Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» Островского есть героиня по имени Марфа Игнатьевна Кабанова, но все за глаза называют ее Кабанихой. Она очень богатая женщина, купчиха. Кабаниха вдова и у нее есть двое детей. Мальчика зовут Тихон, а девочку Варвара. Сын со своей супругой проживают в доме Марфы Игнатьевны.

Островский наградил Кабаниху такими качествами как зависть, злость, лицемерие. Женщина ненавидит всех людей. Единственное, что она любит делать, это выказывать недовольство и читать морали своим детям. Жена Тихона, Катерина очень утонченная, нежная и ранимая молодая девушка. Молодая особа сильно боится Кабаниху. Катя считает ее грозной, бесцеремонной и грубой женщиной.

Островский не случайно придумал для главной героини такое прозвище. Он хотел, что бы читатель сразу представлял себе ее. Кабаниха представлена как бессердечная женщина.

Из-за своего сильного и властного характера она подавила в своем сыне мужской стержень. Мальчик вырос бесхарактерным человеком. Он полностью зависит от мнения матери. Тихон ничего не решает сам. Даже когда Кабаниха донимает его жену Катю, он молчит и боится за нее заступиться. Но мать неспроста не любит невестку. Она ревнует ее к сыну.

Не смотря на то, что Кабаниха творит злые вещи, она является верующим человеком. Женщина искренне верует в Бога. Она совершает много противоречивых поступков. Например, дает милостыню бедным (поступок хорошего человека), но в тоже время обижает родных людей (поступок плохого человека). На людях она прикидывается старой и немощной старухой, но на деле она решительна, энергична и полна сил.

Катя и Кабаниха это две противоположности, но у них есть одно сходство. Обе женщины уважают старость, но по-разному. Кабаниха считает, что молодежь должна слушать и подчиняться старикам. Она думает, что молодое поколение должно беспрекословно и незамедлительно выполнять все приказы старших. Катерина считает, что старость заключает в себе любовь, заботу, тепло и понимание.

Кабаниха откровенно издевается над Катериной. Она ее унижает и ругает. Все это Катя принимает близко к сердцу. Варвара же наоборот только делает вид, что прислушивается к наставлениям матери. Втихаря она делает, что сама считает нужным.

Дочитав пьесу до конца можно понять. Что Кабаниха в большей степени виновата в гибели молодой Катерины. Она хотела подавить и сломить характер своей невестки, а в итоге довела е до самоубийства. В конце из-за своего скверного нрава Кабаниха остается одна. Потому, что Варвара ушла от нее, а Тихон начал спиваться.

Читайте также:  Урок литературы в 7 классе «…степи, как вы хороши!» Живописность и лиризм прозы Н.В.Гоголя. Особенности изображения природы в повести «Тарас Бульба»

Немилосердие — общая черта Кабанихи и Дикого

Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского показывает ее общую черту с образом купца Дикого, несмотря на их очевидные характерные различия. Это немилосердие к людям. Оба они относятся к своим ближним и к согражданам не по-христиански, потребительски.

Правда, Савел Прокофьич это делает в открытую, а Марфа Игнатьевна прибегает к мимикрии, имитируя христианские убеждения. В разговоре с ближними она предпочитает тактику «лучшая защита — нападение», обвинив их в несуществующих «грехах». Она даже не слышит обратные доводы со стороны детей и невестки. «Поверила бы… кабы своими ушами не слыхивала… каково почитание…» Не правда ли, очень удобная, практически «непробиваемая» позиция?

Характеристика и образ Кабанихи из пьесы «Гроза» А. Островского совмещает ханжество и жестокость. Ведь на самом же деле Кабаниха, исправно ходящая в церковь и не жалеющая милостыни нищим, оказывается жестокой и не способной простить покаявшуюся и признавшуюся в измене мужу Катерину. Более того, она дает указание лишенному собственной точки зрения сыну Тихону избить ее, что он и делает. Мотивируют они это, опять же, традициями.

Кабанова в пьесе Гроза

Современники А.Н. Островского о — драма народной жизни. Драматург понимал социальные реалии и создавал достоверные и узнаваемые характеры. Одним из воплощений русского народного сознания является Марфа Кабанова — зажиточная купчиха и представительница старого патриархального мира.

Привычно соотнося Кабаниху с «темным царством», сторонники Н.А. Добролюбова в ней видят героиню страшную, прячущую самодурство под видом благочестия. Марфа Игнатьевна уверена, что в опоре на устои заложена возможность ее власти в семье. Старина – то, на чем, по ее мнению, держится мир: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». У нее сформировалось ясное представление об устройстве патриархальной семьи, которое она готова отчаянно защищать. Кабаниха по натуре — невероятно сильная женщина. И силу ее чувствуют все: не только забитый Тихон («Забыл, с кем говоришь!»), но и Дикой («Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!»). Именно на внутренней силе характера и стоит ее несложная идеология, именно поэтому она единолично управляет всем и не терпит никаких возражений. Возникает мрачная картина быта, где мать — ненавистница всего, что связано с человеческой волей и свободой: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» Кабаниха изо всех сил цепляется за традиции, ее наставления — отчаянная попытка сохранить собственное понимание истинного. Чувствуя, что земля уходит из-под ног, что молодое поколение, несмотря на внешнее почтение, ей сопротивляется и её позицию не принимает, Кабаниха приходит в бешенство. Все это приводит лишь к большему напряжению в семье.

В восприятии современных Островскому критиков Кабаниха была страшным злом русской жизни. Но был и другой взгляд на образ Марфы Игнатьевны, восходящий к А.А. Григорьеву. Он отмечал, что Островский не был обличителем «самодурства»; понятие «самодурства» слишком узко. Островский показывает народную жизнь во всех ее проявлениях и особенностях. Так, Кабаниха стремится «законсервировать» устои, естественные на Руси. В этом она не одна — приверженность к консерватизму свойственна людям. «Домостроевские» законы хоть и устарели, но остались законами. А возможно ли жить без правил?

Таким образом, расхождения в оценке образа Кабанихи только подтверждают талант Островского в умении изображать драму народной жизни.

Характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»

Героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза» Марфа Кабанова имеет яркий негативный образ, выраженный автором с помощью характерных черт, не оставляющих сомнений в том, как относится к этой героине сам писатель и как относиться к ней должен читатель. На протяжении произведения автор даёт возможность оценить жёсткий характер Кабанихи с помощью описываемых событий, где она проявляет себя человеком, которого не любят, но боятся. Кто-то из читателей может объяснить её жестокий нрав тем, что героиня, будучи вдовой, должна была проявлять стойкость и выдержку, чтобы воспитать детей без чьей – либо помощи после смерти мужа.

Кабаниха и Феклуша

Но стоит ли оправдывать равнодушие и бессердечие, перенесёнными жизненными трудностями? Каждый человек переживает тяжёлый период, но далеко не всякий ожесточается к окружающим. Кабаниха жестока к своим детям. Такое отношение её наглядно не только для членов семьи, но и посторонних людей. Кулигин говорит, что она «всех домашних заела»; так начинается знакомство читателя с Кабановой. Этот механик – самоучка даёт первую негативную оценку Кабанихи. Никакие праведные поступки Марфы не изменяют предвзятого к ней отношения. При первом появлении в произведении Кабаниха выражает недовольство поведением сына. Тихон является женатым мужчиной, но самостоятельности мать ему не дозволяет: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…», а он и рад подчиняться. В отличие от купчихи он характером не вышел. «…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…»

Образ купчихи Кабановой, особенно ярок по сравнению с другими героями. В окружении этой властной женщины есть её дочь Варвара, которая в попытке выжить под материнским гнётом научилась спасаться с помощью лжи: «…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась…». Катерине, жене Тихона досталась самая тяжёлая доля из всех героев, представленных в пьесе, именно потому, как проявляла своё отношение к ней властолюбивая вдова. В силу доброго и мягкого характера эта женщина нежно относилась к мужу, хоть любви к нему не испытывала. В отношении к снохе Кабаниха больше всего проявляет своё бессердечие. Она учит сына тирании и жестокости к жене: «…Тебя не станет бояться, меня и подавно….» Эти её слова говорят, что Катерина должна не любить и уважать её саму, а именно бояться.

Жестока Кабанова к невестке и после того, как несчастная в отчаянии бросилась с обрыва, вернее, безразлична к Катерине и бессердечна к сыну: «Вытащут, взглянешь…»; этого, по её мнению, достаточно. Катерина по её мнению была плохой женой для Тихона и спасения не заслужила, порядкам не следовала, когда муж из дома уезжал, на пороге ждать его в слезах не оставалась. Кабаниха чтит устоявшиеся порядки и законы, молится в церкви, предупреждая, чтобы от молитв её не отвлекали. Каждое слово и наставление Кабанихи прописано автором так, чтобы у читателей не возникло сомнения, что её высказывания должны быть истиной для окружающих: «…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» – так она поучает мужчину, общаться с собственной женой, даже если он не желает этого, то должен, порядки такие.

В образе Кабанихи в пьесе «Гроза» много отрицательных черт, которые подчёркнуты А.Н. Островским каждой её репликой и действием. Характер купчихи воплощает всех людей, являющихся самодурами, вынуждающих страдать от гнёта и давления тех, кто находится в их окружении, чаще всего самых близких и родных.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/katerina-i-kabaniha-dva-polyusa.html
  • https://www.lang-lit.ru/2016/01/chem-vyzvan-i-pochemu-neizbezhen-konflikt-mezhdu-kabanikhoy-i-katerinoy.html
  • https://101student.ru/literatura/sochineniya/ostrovskij/dva-polyusa-kalinovskogo-mira-v-pese-groza-katerina-i-kabaniha.html
  • https://storylists.ru/vsya-literatura/obraz-kabanihi-v-pese-groza.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт