Краткое содержание статьи «Луч света в темном царстве» Николая Добролюбова

Статья посвящена драме Островского «Гроза». В начале её Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи».

Затем Добролюбов сравнивает «Грозу» с драмати­ческими канонами: «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга — с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг». Также в драме должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. «Гроза» при этом «не удовлетворяет самой существенной цели драмы — внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствия увлечения страстью. Катерина, эта преступница, представляется нам в драме не только не в достаточно мрачном свете, но даже с сиянием мученичества. Она говорит так хорошо, страдает так жалобно, вокруг нее все так дурно, что вы вооружаетесь против ее притеснителей и, таким образом, в ее лице оправдываете порок. Следовательно, драма не выполняет своего высокого назначения. Все действие идет вяло и медленно, потому что загромождено сценами и лицами, совершенно ненужными. Наконец и язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовос­пи­танного человека».

Продолжение после рекламы:

Это сравнение с каноном Добролюбов проводит для того, чтобы показать, что подход к произведению с готовым представлением о том, что должно в нём быть показано, не даёт истинного понимания. «Что подумать о человеке, который при виде хорошенькой женщины начинает вдруг резонировать, что у нее стан не таков, как у Венеры Милосской? Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чем рассуждаете. Нельзя сказать, чтоб люди были злы по природе, и потому нельзя принимать для литературных произведений принципов вроде того, что, например, порок всегда торжествует, а добродетель наказывается».

«Литератору до сих пор предоставлена была небольшая роль в этом движении человечества к естественным началам», — пишет Добролюбов, вслед за чем вспоминает Шекспира, который «подвинул общее сознание людей на несколько ступеней, на которые до него никто не поднимался». Далее автор обращается к другим критическим статьям о «Грозе», в частности, Аполлона Григорьева, который утверждает, что основная заслуга Островского — в его «народности». «Но в чём же состоит народность, г. Григорьев не объясняет, и потому его реплика показалась нам очень забавною».

Затем Добролюбов приходит к определению пьес Островского в целом как «пьес жизни»: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Вы видите, что их положение господствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказывают достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения. И вот почему мы никак не решаемся считать ненужными и лишними те лица пьес Островского, которые не участвуют прямо в интриге. С нашей точки зрения, эти лица столько же необходимы для пьесы, как и главные: они показывают нам ту обстановку, в которой совершается действие, рисуют положение, которым определяется смысл деятельности главных персонажей пьесы».

Брифли существует благодаря рекламе:

В «Грозе» особенно видна необходимость «ненужных» лиц (второстепенных и эпизодических персонажей). Добролюбов анализирует реплики Феклуши, Глаши, Дикого, Кудряша, Кулигина и пр. Автор анализирует внутреннее состояние героев «тёмного царства»: «все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя она еще и не видна хорошенько, но уже посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. И Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения и что при первой возможности их бросят».

Затем автор пишет о том, что «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что в „Грозе“ есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это „что-то“ и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Продолжение после рекламы:

Далее Добролюбов анализирует образ Катерины, воспринимая его как «шаг вперёд во всей нашей литературе»: «Русская жизнь дошла до того, что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных». Образ Катерины «неуклонно верен чутью естественной правды и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосто­рожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».

Автор подробно разбирает мотивы поступков Катерины: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё облагородить в своем воображении. Чувство любви к человеку, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине». Но это будет не Тихон Кабанов, который «слишком забит для того, чтобы понять природу эмоций Катерины: „Не разберу я тебя, Катя, — говорит он ей, — то от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь“. Так обыкновенно испорченные натуры судят о натуре сильной и свежей».

Брифли существует благодаря рекламе:

Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народную идею: «в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики, зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно, хорошее — она течет спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льется каскадом, запружают ее — она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения её естественных требований — для дальнейшего течения».

Анализируя действия Катерины, автор пишет о том, что считает возможным побег Катерины и Бориса как наилучшее решение. Катерина готова бежать, но здесь выплывает ещё одна проблема — материальная зависимость Бориса от его дяди Дикого. «Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же, в сущности, только образованный».

В конце пьесы «нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в „тёмном царстве“ хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: „Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!“ Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

В заключение Добролюбов обращается к читателям статьи: «Ежели наши читатели найдут, что русская жизнь и русская сила вызваны художником в „Грозе“ на решительное дело, и если они почувствуют законность и важность этого дела, тогда мы довольны, что бы ни говорили наши ученые и литературные судьи».

Пересказала Мария Першко для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокнига

41830763.jpgЛуч света в темном царствеАудиокнига. 4 ч 12 мин. Читает Александр Сидоров. Бесплатный отрывок:41830763.jpgАлександр Сидоров4 ч 12 мин

Читайте также

О произведении

Статья «Луч света в темном царстве» Добролюбова была написана в 1860 году и посвящена драме А. Н. Островского «Гроза». Заголовок критической статьи быстро стал популярным фразеологизмом, обозначающим светлое, обнадеживающее душу явление в какой-либо сложной, запутанной обстановке.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Луч света в темном царстве». Пересказ статьи Добролюбова будет полезен и для читательского дневника.

Краткое содержание

Свою статью Николай Александрович начинает с признания того, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Упомянув несколько критических статей о пьесе «Гроза», он поясняет, что многие из них не раскрыли в полной мере суть произведения.

Далее критик приводит «главные правила драмы», среди которых он особенно отмечает «борьбу страсти и долга», при котором обязательно одерживает верх долг. Кроме того, в истинной драме должно соблюдаться «строгое единство и последовательность», развязка должна быть логическим продолжением завязки, все действующие лица и все диалоги должны принимать непосредственное участие в развитии драмы, язык не должен «удаляться от чистоты литературной и не переходить в вульгарность».

Начиная разбирать пьесу Островского, Добролюбов указывает, что автор не раскрыл в полной мере важнейшую задачу драмы: «внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствия увлечения страстью». Катерина представлена в образе мученицы, а не преступницы. По мнению Добролюбова, сюжет излишне перегружен деталями и персонажами, а язык «превосходит всякое терпение благовоспитанного человека».

Но тут же Добролюбов признает, что критика, зажатая в тисках господствующей теории, обрекает себя на вражду «ко всякому прогрессу, ко всему новому и оригинальному в литературе». В качестве примера он приводит творчество Шекспира, сумевшего поднять уровень человеческого сознания на ранее недостижимую высоту.

Публицист отмечает, что все пьесы А. Н. Островского можно смело назвать «пьесами жизни», поскольку в них главенствует «общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». В своих произведениях писатель «не карает ни злодея, ни жертву»: оба они зачастую смешны и недостаточно энергичны, чтобы противостоять судьбе. Таким образом «борьба, требуемая теориею от драмы», в пьесах Островского осуществляется не за счет монологов действующих лиц, а в силу довлеющих над ними обстоятельств.

Так же, как и в реальной жизни, отрицательные персонажи далеко не всегда несут заслуженное наказание, точно так же, как и положительные герои не приобретают долгожданного счастья в финале произведения. Публицист тщательно разбирает внутренний мир каждого из второстепенных и эпизодических персонажей. Он отмечает, что в пьесе «особенно видна необходимость так называемых “ненужных” лиц», с помощью которых наиболее точно и ярко вырисовывается характер главной героини, а смысл произведения становится более понятным.

Добролюбов отмечает, что «Гроза» – «самое решительное произведение Островского», но при этом производит «впечатление менее тяжкое и грустное», нежели все остальные пьесы автора. В «Грозе» чувствуется «что-то освежающее и ободряющее».

Далее Добролюбов принимается анализировать образ Катерины, который «составляет шаг вперед» не только в творчестве Островского, но и во всей русской литературе. Реальная действительность дошла до того, что нуждается «в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных». Сила характера Катерины заключается в цельности и гармонии: для девушки предпочтительнее собственная гибель, нежели жизнь в противных и чуждых ей обстоятельствах. Ее душа полна «естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью».

Даже в сумрачной обстановке новой семьи Катерина «ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться». Поначалу она ищет утешение в религии и душеспасительных разговорах, однако не находит тех ярких и свежих впечатлений, в которых нуждается. Осознав же, что ей нужно, у героини проявляется «вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках».

Катерина преисполнена любви и созидания. В своем воображении она пытается облагородить ту действительность, что ее окружает. В ней сильно «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце». Однако сущность Катерины не дано понять ее супругу – забитому Тихону Кабанову. Она пытается поверить в то, что муж – ее судьба, «что в нем-то и есть блаженство, которого она так тревожно ищет», однако вскоре все ее иллюзии разбиваются.

Интересно сравнение героини с большой полноводной рекой, которая ловко и беспрепятственно обходит все преграды на своем пути. Разбушевавшись, она прорывает даже запруды, но бурление ее вызвано не негодованием и злостью, а потребностью и дальше продолжить свой путь.

Анализируя характер и поступки Катерины, Добролюбов приходит к выводу, что наилучшим решением для героини становится ее побег с Борисом. В своей горькой участи она никого не винит, и единственным утешением для себя видит смерть как тихую, спокойную гавань. «Грустно, горько такое освобождение», но иного выхода у Катерины попросту нет. Именно решимость женщины сделать этот непростой шаг производит на читателей «впечатление освежающее».

Конец.

Заключение

В своей статье Добролюбов делает акцент на том, что нужно обладать достаточным мужеством и честностью перед самим собой, чтобы нести в себе живой, согревающий свет.

После ознакомления с кратким пересказом статьи «Луч света в темном царстве» рекомендуем прочитать статью Добролюбова в полной версии.

Тест по статье

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором статьи «Луч света в темном царстве»?</h3>

    • <label>Николай Чернышевский</label>
    • <label>Александр Герцен</label>
    • <label>Николай Добролюбов</label>
    • <label>Дмитрий Писарев</label>

(новая вкладка)

Публицист Н.А. Добролюбов в своей статье разбирает пьесу «Гроза» А.Н. Островского, с первых же строк отмечая, что драматург отлично понимает жизнь русского человека. Добролюбов упоминает несколько критических статей в адрес пьесы, поясняя, что большинство из них однобоки и не имеют под собой оснований.

Далее следует анализ признаков драмы в произведении: конфликт долга и страсти, единство сюжета и высокий литературный язык. Добролюбов признает, что «Гроза» не раскрывает в полной мере опасность, грозящую всем, кто слепо следует за страстью, не прислушиваясь к голосу разума и долга. Катерина представлена не преступницей, а мученицей. Сюжет был охарактеризован перегруженным лишними деталями и персонажами, абсолютно излишними с точки зрения сюжетной линии, а язык героев пьесы – возмутительным для образованного и воспитанного человека. Но публицист отмечает, что зачастую ожидание соответствия какому-либо стандарту мешает увидеть ценность того или иного произведения и его суть. Добролюбов припоминает Шекспира, сумевшего поднять уровень общего человеческого сознания на недостижимую ранее высоту.

Все пьесы Островского очень жизненные, и ни одного из персонажей, казалось бы, никак не участвующих в развитии сюжета, нельзя назвать лишним, так как все они являются частью той обстановки, в которой находятся главные герои. Публицист подробно разбирает внутренний мир и размышления каждого из второстепенных персонажей. Так же, как и в реальной жизни, в пьесах нет установки обязательно наказать несчастьем отрицательного персонажа, а положительного – наградить в финале счастьем.

В статье нет скорби по ее кончине, напротив – смерть кажется освобождением из «темного царства». Эту мысль подтверждают и последние строки самой пьесы: супруг, склонясь над телом мёртвой, вскрикнет: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».  

Значимость «Грозы» для Добролюбова заключается в том, что драматург зовёт русскую душу на решительное дело.

Оцените произведение: Голосов: 250

Читать краткое содержание Добролюбов — Луч света в тёмном царстве. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Добролюбов — Луч света в тёмном царстве

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Приключения капитана Врунгеля Некрасова

    Повесть о приключениях капитана Врунгеля написана советским писателем Андреем Некрасовым в тридцатые годы двадцатого столетия. В ней в пародийной форме рассказывается о приключениях моряков, о путешествиях по разным странам мира.

  • Краткое содержание Скребицкий Лесной голосок

    Летним, теплым днем, рассказчик прогуливается в березовом перелеске и наблюдает за солнечным светом, который играет солнечными зайчиками в березовых листьях, зеленой траве и дороге. От солнечного света на душе тепло и радостно.

  • Краткое содержание Жуковский Перчатка

    Король Франциск и его скучающие придворные собрались, чтобы увидеть сражение диких хищных зверей. На арену вышел сначала лев, затем тигр, еще позже два барса. Все зрители замерли в ожидании битвы.

  • Краткое содержание Осеева Динка

    Рассказ о тяжёлой судьбе семьи Арсеньевых, посвятивших свою жизнь идеям революционных течений. Главная героиня Дина – полная сил и решимости девочка.

  • Краткое содержание Астафьев Легенда о стеклянной кринке

    Рассказ «Легенда о стеклянной кринке» входит в состав романа в рассказах «Последний поклон». Повествование в нем ведется от первого лица, главный герой — сам автор, Виктор Петрович Астафьев.

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Данная статья была написана публицистом в 1860 году. Это первый критический отзыв на пьесу Островского « Гроза », несомненно являющейся классикой в русской литературе. Первая публикация состоялась в 10 номере журнала «Современник». Краткое содержание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» раскроет тему внутреннего протеста на примере главной героини Катерины. Она не смогла смириться со сложившимися обстоятельствами, предпочтя смерть.

Николай Александрович в начале работы над статьей акцентирует внимание читателя на том, что Островский как никто другой обладал глубоким пониманием русской жизни. У него был особый дар изображать живо и резко самые важные ее аспекты. Анализируя статьи других авторов, Добролюбов отметил в них отсутствие прямого взгляда на вещи.

В каждой драме, по мнению критика всегда присутствует борьба между страстью и долгом, где долг в итоге одерживает верх над чувствами. Сюжет любой драмы должен строго придерживаться определенных правил. За завязкой должна следовать развязка. Помимо этого должно быть единство действий. Драма должна быть написана высоким культурным языком, не переходящим в вульгарность.

В «Грозе» не удалось достичь вышеуказанных правил в полной мере. Пьеса перегружена лишними действиями, подробностями и персонажами. Сюжет скучен и растянут. В нем отсутствуют бурные и яркие сцены. Язык главных героев оставляет желать лучшего. Для образованного и воспитанного человека он просто возмутителен. Катерину вместо того, чтобы порицать и осуждать, хочется пожалеть и понять мотивы ее поступков. Вместо преступницы она выставлена мученицей и страдалицей. Говорит ладно, страдает жалобно. Вокруг нее все дурно. Ее обидчиков невольно начинаешь ненавидеть всеми фибрами души. Оправдывая порок, драме не удается прийти к своей цели, к победе долга над страстью.

Все пьесы Островского можно смело назвать «пьесами жизни». Большое количество времени отведено на описание быта, условий, в которых живут персонажи его произведений. В них нет ни правых, ни виноватых. Островский никого не осуждает и не выносит приговор, навешивая ярлыки. Все эти люди сами себя загнали в рамки сложившихся обстоятельств, а противостоять им, у них нет ни сил, ни стремления.

Каждый из персонажей в пьесах Островского по-своему важен. Он не лишний, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд второстепенность. Все они являются участниками тех или иных событий. Именно они выстраивают ту обстановку, в которой происходят события пьесы. Добролюбов анализирует их высказывания, пытается понять внутреннее состояние, то, как они видят окружающую их реальность. Он подмечает, что жизнь персонажей настолько ограничена, что они не замечают того, что происходит вокруг них. Это видно на примере Кабанихи, озабоченной тем, какое будущее у старых порядков и традиций. Она обеспокоена тем, что вроде все по-старому, но из под их гнета пробивается новая жизнь. Ей трудно принять то, что настали последние минуты ее правления. Она сильна до тех пор, пока ей удается держать всех в страхе.

«Темное царство» привыкшее жить по своим внутренним законам и правилам, не любит, когда при их дворе появляется кто-то новый, отличающийся от них. Катерина цельная и сильная натура. Она не согласна жить в обществе самодуров. Лучше умереть, чем прозябать остаток жизни.

Помимо образа, критик в Катерине пристально рассматривает ее поступки, их мотивы. Попав в новую семью, романтичная и тонкая натура столкнулась с давлением и непониманием со стороны близких людей. Ей не хватает кислорода, она задыхается от этой обстановки. Попытки найти утешение в религии и душеспасительных разговорах ни к чему не привели. Она не могла получить от них тех эмоций, на которые рассчитывала. Осознав, что ей нужно на самом деле, в ней в полной мере проявился ее настоящий характер, не растраченный на мелочные выходки.

«Грозу» можно по праву назвать самым решительным произведением Островского. Несмотря на драматичность сюжета, после прочтения пьесы чувствуется не тяжесть и грусть, как в ряде других его произведений, а наоборот, что-то освежающее и ободряющее. Гибель главной героини и есть начало чего-то нового. В ее натуре не было ничего разрушительного, сметающего все на своем пути. Вся она преисполнена любви, желания творить и созидать.

В своем воображении девушка пытается все облагородить. В ней открылась жажда чувственных наслаждений, потребность в любви и ласке. Она пыталась поверить в то, что муж ее судьба, но вскоре иллюзиям было суждено разбиться о быт. Тихону чуждо было понять душевное состояние жены. Он слишком забит для этого. Для него было загадкой ее поведение. То слова из нее вытянуть невозможно, не говоря уже о ласке, то сама лезет с объятиями. Публицист сравнивает ее с полноводной рекой, бурными потоками, сметающими все преграды на пути. Ее бурление вызвано отнюдь не негодованием и злостью, а естественным желанием продолжить свой путь.

Образ Катерины это шаг вперед не только в творчестве Островского, но и в области русской литературы в целом. «Русская жизнь дошла до того, что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных». Характер Кати светел, наполнен верой в новые идеалы. Островский неслучайно показал его силу в женском лице. Ведь именно из груди слабых и беззащитных поднимается сильнейший протест, а у женщин на Руси всегда было незавидное положение. Для Катерины лучшим выходом был бы побег с Борисом, но ему мешала материальная зависимость от его дяди. Она тормозила словно якорь, не давая сдвинуться с места.

В своей незавидной судьбе девушка никого не винит. В смерти она видит утешение, освобождение из застенок «темного царства». Избавление от оков и есть центральная мысль произведения. Жизнь в мрачном царстве невозможна. Даже Тихон, увидев труп жены, кричит о том, что ей сейчас хорошо. Его мучает вопрос: «А как же я?». Трагедия таких людей страшна. На лицо мучительный внутренний распад человека. У него нет сил освободиться от мира в котором живые завидуют мертвым.

В среднем, пользователи прочитывают текст за 13 мин. Добавить в избранное

Для людей, серьезно увлекающихся литературной критикой, рекомендуем читать краткое содержание статьи “Луч света в темном царстве” – знаменитого критического отзыва Н. А. Добролюбова на пьесу А. Н. Островского “Гроза”. Статья была опубликована в 1860 г. и считается классической оценкой образа Катерины. О популярности статьи говорит тот факт, что ее название стало фразеологизмом.

Во вступлении автор замечает, что в своих прошлых статьях уже указал на главный талант Островского – “глубокое понимание русской жизни”. Пьеса “Гроза” послужила очередным доказательством этого утверждения.

Публикация пьесы вызвала огромное количество критических отзывов самых разных направлений. С большинством из них автор не согласен и решил посвятить “Грозе” целую отдельную статью.

Добролюбов справедливо упрекает многих критиков за строгое следование установленным теоретическим “законам прекрасного”. Они рассматривают любое новое произведение с точки зрения соответствия этим законам. Если произведение не укладывается в “нормы изящности”, закрепленные в учебниках, его будут считать плохим.

Такова судьба всех великих писателей, которые смело ломали общепризнанные законы и вносили что-то действительно “новое и оригинальное”.

Автор упрекает современных ему критиков в желании стать строгими судьями, мнение которых не может быть оспорено. Он уверен, что критик является не судьей, а своеобразным адвокатом, который защищает ту или иную точку зрения, пользуясь своим искусством убеждения.

Критик должен рассматривать только факты и на их основании выносить свое суждение о произведении и его авторе. Если какой-нибудь критик придет к ложным, совершенно неправдоподобным выводам, это будет сразу же заметно из их сравнения с действительными фактами (напр., вывод о том, что в образе Катерины Островский осуждает русский мистицизм).

Автор решительно осуждает критиков, которые при разборе произведения руководствуются “вечными законами искусства”, в частности, тремя классическими правилами драматургии (единство действия, времени и места). Также в классической драме долг обязательно одерживает победу над страстью.

Пьеса “Гроза” нарушает классические законы. В ней оправдывается порок “безнравственной” Катерины. Главный сюжет “разбавлен” второстепенными сюжетными линиями: отношения Катерины и Кабанихи, любовь между Варварой и Кудряшом. Пьеса перегружена “совершенно ненужными” сценами и персонажами (Кулигин, Феклуша, сумасшедшая барыня). Характеры положительных героев недостаточно разработаны. Ярче всего Островским изображены отрицательные персонажи – Кабаниха и Дикой, которые представлены в чрезмерно утрированном виде. Наконец, язык героев очень груб и изобилует “площадными выражениями”.

Именно эти “недостатки” пьесы позволяют многим критикам резко осуждать произведение. Автор же считает, что они являются достоинствами “Грозы”, новаторскими изменениями “старой сценической рутины”. Он призывает “читающую публику” не следовать “мертвым идеалам” и оценивать пьесу с точки зрения ее соответствия “живому движению”, “новому ходу жизни”.

Автор признает, что существуют общие законы для всех литературных произведений, которых должен придерживаться любой автор. Например, нельзя искажать действительность по собственному желанию. В реальной жизни, в отличие от идеальных представлений о ней, далеко не всегда добродетель торжествует, а порок оказывается наказан. Стремление подвести живую жизнь под классические законы и приводит к грубому искажению действительности.

По мнению автора, нельзя и просто копировать жизнь, т. е. превращать произведение в запись всех услышанных разговоров и увиденных сцен. Главное достоинство писателя определяется тем, насколько он выражает “естественные стремления известного времени и народа”.

На протяжении мировой истории появлялись великие писатели, произведения которых обозначали “новые ступени человеческого развития”. К ним автор относит, в первую очередь, Шекспира. С некоторыми оговорками в один ряд с ним можно поставить Данте, Гете и Байрона.

Одно из главных качеств великой литературы – правдивость, т. е. верная передача реальных фактов. Однако простой передачи правды недостаточно, если писатель пытается подвести факты под какую-нибудь теорию и пренебречь “естественными потребностями” людей своей эпохи. В качестве примера автор приводит “заказные стихотворения Пушкина” и “аскетические попытки Гоголя”.

Возвращаясь к Островскому, автор утверждает, что его талант в верном изображении действительности уже давно признан читателями. Следовательно, можно перейти к непосредственному анализу пьесы “Гроза”.

В прошлых статьях автор уже выделил два главных основания пьес Островского: изображение произвола (самодурства) и “недостатка сознания прав личности”. Писатель с конца 40-х гг. XIX века (публикация первой пьесы) выражал естественную потребность русского общества в расширении прав людей и протесте против насилия. Спустя десять лет можно констатировать, что писатель верно предугадал многие явления и процессы: подготовка отмены крепостного права, начало реформ в финансовой и судебной сферах и т. д.

Произведения Островского автор называет “пьесами жизни”. В них осуждаются не столько отрицательные герои, сколько положение в обществе, которое приводит к появлению таких самодуров. Поэтому “ненужные” персонажи пьес Островского очень важны для изображения среды и господствующих в ней нравов.

Действие пьесы “Гроза” разворачивается в небольшом городке Калинов – настоящем “темном царстве”. Его жители большую часть времени едят и спят. Они ничем не интересуются и даже не подозревают, что где-то жизнь намного лучше и интереснее. Сведения об остальном мире они получают из нелепых слухов, которые разносят странницы типы Феклуши.

Все население Калинова пребывает в самом глухом невежестве. Любая единичная попытка восстать против этой “темной массы” приведет к всеобщему осуждению и осмеянию.

Городком правят самодуры, полностью уверенные в своем “владычестве” над остальными. Их авторитет никто не подвергает сомнению, но в обществе уже чувствуется смутное стремление к изменению старых порядков. Это стремление только намечается в отдельных действиях и поступках: Кулигин говорит об электричестве, люди не боятся ездить по железным дорогам, сын и невестка Кабанихи не исполняют старинные обряды. Самодуры предчувствуют, что скоро их власти придет конец: “Что будет, как старики-то перемрут…”.

Кабаниха и Дикой стремятся любой ценой сохранить свою медленно ускользающую из рук власть над людьми. Причем самодурам важно не уважение к ним само по себе, а его внешние признаки. Кабаниха требует от сына и невестки исполнения бессмысленных обрядов. Дикой, даже понимая свою неправоту, чувствует потребность обругать (т. е. унизить) любого человека, который не в состоянии ответить ему тем же.

В этой заботе самодуров о мелочных проявлениях власти видна их растерянность перед “пробуждающимся здравым смыслом” в обществе, что положит конец произволу.

“Гроза” все же не создает слишком мрачного впечатления у читателей и зрителей благодаря главной героине. В образ Катерины Островский показывает “характер предприимчивый, решительный, настойчивый”, вступающий в борьбу с “темным царством”.

Катерина противостоит самодурам “всем существом своим”. Островский не случайно делает акцент на женском образе. В традиционном обществе женщина (тем более жена) находится в самом унизительном и бесправном положении. Фактически она лишена всех прав и находится в полной зависимости у мужа и старших членов семьи.

Катерина решается восстать “против угнетения”, потому что уже не может его вынести. Она согласна даже погибнуть, лишь бы избавиться от “прозябания” в семье Кабановых.

Катерину по природе нельзя причислить к “буйным характерам”. С детства она чувствовала в душе стремление к какому-то другому идеальному миру и пыталась преобразовать окружающую убогую действительность в соответствии с этими мечтами. Яркое свидетельство таких неосознанных порывов – желание Катерины “летать, как птицы”.

Замужество кардинально изменило жизнь Катерины. В доме Кабановых она впервые почувствовала “неволю”, в которой “нет простора ее светлым видениям”. В то же время она ощутила “потребность любви и преданности”, которую не может удовлетворить слабохарактерный Тихон.

Катерина пытается соблюдать все налагаемые на нее свекровью требования, но сильный характер женщины рано или поздно толкнет ее на бунт против этого “темного царства”.

Муж совершенно не соответствует надеждам Катерины. Это бесхарактерный человек, который может лишь сказать: “а я все-таки мужчина”. Он не в состоянии защитить жену от матери, потому что сам находится у нее в полном подчинении. Причем у Тихона, в отличие от Катерины, есть хоть какая-то возможность ненадолго вырваться из-под “опеки” Кабанихи. Он уезжает в Москву и все время поездки беспробудно пьет. Этим ограничивается его “протест против самодурного гнета”.

Катерина решается на измену мужу, осознав свое “прямое, неотъемлемое право на жизнь, счастье и любовь”. В этом проявляется огромная сила ее характера. Катерина выдерживает напряженную душевную борьбу. Все ее естественные стремления ограничены средой. Женщина уверена, что измена – страшный грех. Она идет на него только из-за того, что не видит никакого другого выхода из невыносимого положения.

После десяти ночей, проведенных с Борисом, Катерина уже не может вернуться к прежней жизни. Она совершает бессмысленный (с точки зрения “развратной” женщины) поступок, покаявшись посреди толпы перед мужем в своем преступлении.

Признавшись в грехе, Катерина уже не представляет, как сможет дальше жить в доме Кабановых и каждый день выслушивать оскорбления. После прощального свидания с Борисом женщину поражает мысль, что ее могут “воротить домой насильно”. Для Катерины такой вариант хуже смерти, поэтому она решается броситься в Волгу и наконец-то обрести свободу.

Самоубийство Катерины, как это ни печально, является лучшим выходом для несчастной женщины. Ей бы никак не удалось облегчить свое положение в “темном царстве”.

У Катерины был еще один выход – бежать с Борисом, но ее возлюбленный обладает гораздо более слабым характером. Он, как и Тихон, является порождением “темного царства”. Борис находится в зависимости от Дикого (хотя и сам не надеется получить от дяди деньги). Он уезжает в Сибирь “не по своей воле”, фактически признавая, что своей воли у него и нет.

Гибель Катерины – “страшный вызов самодурной силе”, “протест против кабановских понятий о нравственности”. Совершив самоубийство, бедная женщина все-таки нашла избавление, хоть и таким ужасным способом.

Главный смысл пьесы заключается в финальном восклицании Тихона: “А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”. Огромное количество молодых людей, не обладающих силой характера Катерины, будут до конца жизни влачить “гнилое” существование под властью самодуров.

В заключении автор предлагает читателям самим ответить на вопрос: удалось ли Островскому в “Грозе” (и конкретно в образе Катерины) отразить “потребность возникающего движения в русской жизни”?

Используемые источники:

  • https://briefly.ru/dobroljubov/luch_sveta_v_temnom_tsarstve/
  • https://obrazovaka.ru/books/dobrolyubov/luch-sveta-v-temnom-carstve
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/dobrolyubov-luch-sveta-v-tyomnom-carstve
  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/3279-luch-sveta-v-temnom-carstve.html
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-stati-luch-sveta-v-temnom-carstve-n-a-dobrolyubov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт