Содержание
Статья посвящена драме Островского «Гроза». В начале её Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи».
Затем Добролюбов сравнивает «Грозу» с драматическими канонами: «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга — с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг». Также в драме должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. «Гроза» при этом «не удовлетворяет самой существенной цели драмы — внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствия увлечения страстью. Катерина, эта преступница, представляется нам в драме не только не в достаточно мрачном свете, но даже с сиянием мученичества. Она говорит так хорошо, страдает так жалобно, вокруг нее все так дурно, что вы вооружаетесь против ее притеснителей и, таким образом, в ее лице оправдываете порок. Следовательно, драма не выполняет своего высокого назначения. Все действие идет вяло и медленно, потому что загромождено сценами и лицами, совершенно ненужными. Наконец и язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека».
Продолжение после рекламы:
Это сравнение с каноном Добролюбов проводит для того, чтобы показать, что подход к произведению с готовым представлением о том, что должно в нём быть показано, не даёт истинного понимания. «Что подумать о человеке, который при виде хорошенькой женщины начинает вдруг резонировать, что у нее стан не таков, как у Венеры Милосской? Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чем рассуждаете. Нельзя сказать, чтоб люди были злы по природе, и потому нельзя принимать для литературных произведений принципов вроде того, что, например, порок всегда торжествует, а добродетель наказывается».
«Литератору до сих пор предоставлена была небольшая роль в этом движении человечества к естественным началам», — пишет Добролюбов, вслед за чем вспоминает Шекспира, который «подвинул общее сознание людей на несколько ступеней, на которые до него никто не поднимался». Далее автор обращается к другим критическим статьям о «Грозе», в частности, Аполлона Григорьева, который утверждает, что основная заслуга Островского — в его «народности». «Но в чём же состоит народность, г. Григорьев не объясняет, и потому его реплика показалась нам очень забавною».
Затем Добролюбов приходит к определению пьес Островского в целом как «пьес жизни»: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Вы видите, что их положение господствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказывают достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения. И вот почему мы никак не решаемся считать ненужными и лишними те лица пьес Островского, которые не участвуют прямо в интриге. С нашей точки зрения, эти лица столько же необходимы для пьесы, как и главные: они показывают нам ту обстановку, в которой совершается действие, рисуют положение, которым определяется смысл деятельности главных персонажей пьесы».
Брифли существует благодаря рекламе:
В «Грозе» особенно видна необходимость «ненужных» лиц (второстепенных и эпизодических персонажей). Добролюбов анализирует реплики Феклуши, Глаши, Дикого, Кудряша, Кулигина и пр. Автор анализирует внутреннее состояние героев «тёмного царства»: «все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя она еще и не видна хорошенько, но уже посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. И Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения и что при первой возможности их бросят».
Затем автор пишет о том, что «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что в „Грозе“ есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это „что-то“ и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».
Продолжение после рекламы:
Далее Добролюбов анализирует образ Катерины, воспринимая его как «шаг вперёд во всей нашей литературе»: «Русская жизнь дошла до того, что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных». Образ Катерины «неуклонно верен чутью естественной правды и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».
Автор подробно разбирает мотивы поступков Катерины: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё облагородить в своем воображении. Чувство любви к человеку, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине». Но это будет не Тихон Кабанов, который «слишком забит для того, чтобы понять природу эмоций Катерины: „Не разберу я тебя, Катя, — говорит он ей, — то от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь“. Так обыкновенно испорченные натуры судят о натуре сильной и свежей».
Брифли существует благодаря рекламе:
Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народную идею: «в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики, зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно, хорошее — она течет спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льется каскадом, запружают ее — она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения её естественных требований — для дальнейшего течения».
Анализируя действия Катерины, автор пишет о том, что считает возможным побег Катерины и Бориса как наилучшее решение. Катерина готова бежать, но здесь выплывает ещё одна проблема — материальная зависимость Бориса от его дяди Дикого. «Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же, в сущности, только образованный».
В конце пьесы «нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в „тёмном царстве“ хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: „Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!“ Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».
В заключение Добролюбов обращается к читателям статьи: «Ежели наши читатели найдут, что русская жизнь и русская сила вызваны художником в „Грозе“ на решительное дело, и если они почувствуют законность и важность этого дела, тогда мы довольны, что бы ни говорили наши ученые и литературные судьи».
Пересказала Мария Першко для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Аудиокнига
Луч света в темном царствеАудиокнига. 4 ч 12 мин. Читает Александр Сидоров. Бесплатный отрывок:Александр Сидоров4 ч 12 мин
Читайте также
1. Добролюбов — автор «Темного царства» Краткая биография
Жил-был в Нижнем Новгороде поповский сын Николай Александрович Добротолюбов. Был он с детства очень способным мальчиком, практически самостоятельно освоил три курса из четырех духовного училища. Благодаря тому, что с ним занимался семинарист Костров, выучил латынь и даже в 12 лет переводил Горация.
Само собой разумеется, что мальчиком все восхищались за его ум и способности.
Его сокурсник по семинарии Катанский вспоминал:
«Добролюбов поражал нас своим видом очень благовоспитанного юноши, скромного, изящного, всегда хорошо одетого, с нежным, симпатичным лицом. Он был похож на красную девушку…»
В 22 года, не закончив семинарию, Добролюбов переезжает в Петербург. Там он должен поступить в богословскую академию, то есть довершить свое богословское образование и пойти по стопам отца-священника.
Однако, оказавшись без близких и авторитетов в столице, Николя неожиданно для всех сдает экзамены в Педагогический институт. Сведения об этом доходят до духовного ведомства и его «увольняют из духовного звания». Представляю, каким громом это увольнение должно было стать для его родителей!
Как бы то ни было, но факты таковы:
- в 1853 году Николай Добролюбов начинает обучение в Педагогическом институте, против воли отца и одновременно изменяя почти полученной профессии священника.
- в следующем 1854 году один за другим умирают родители Добролюбова. Мама умерла от родовой горячки — всего в семье было восемь человек детей, а могло бы быть и больше, если бы не медицина. Через несколько месяцев отец умирает от холеры.
- в 1855 году прежний восторженный и наивный юноша Николай Добролюбов «умирает» и на смену ему приходит холодный и язвительный Н.А. Добролюбов, один из основоположников критического реализма и друг Чернышевского. Слишком большим ударом для нежного Николя стала смерть обожаемых родителей — этого он Богу не простил. Земной жизни его оставалось еще шесть лет.
Когда в конце августа, на обратном пути из дома в Петербург, Радонежский встретил Добролюбова на железной дороге, ехавшего на этот раз с каким-то барином-земляком во втором классе, перед ним был совсем другой человек.
– Что нового у вас, Николай, в Нижнем? – спросил он его.
– Отец умер, – отвечал он.
«В холодном тоне ответа, – замечает при этом Радонежский, – сказанного Добролюбовым с язвительной улыбкой, мне послышалось проклятие, посланное судьбе… Да, он смеялся, сообщая мне эту грустную новость, но так смеялся, что меня покоробило»
С 1858 года и до самой смерти в 1861 году продолжается бурная литературно — публицистическая деятельность Добролюбова. Он и литературный критик, и театральный рецензент, и поэт, и писатель и пародист.
Публицистические статьи Добролюбова Литературные мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное царство (1859) были необычайно популярны в среде студенчества и вообще «прогрессивной молодежи».
И понятно почему — в этих статьях ниспровергались все ранее незыблемые истины и провозглашались новые, гораздо более заманчивые для юных умов.
И очень важное обстоятельство — юный критик вместо того, чтобы восхитившись мастерством писателя, как бы вскользь высказать несколько критических замечаний. позволяет себе отчитывать в статье Гончарова и Тургенева как нашкодивших мальчишек.
Раз можно пренебрежительно отозваться о классиках Добролюбову, недавнему семинаристу и поповичу, почему нельзя другим юным дарованиям попинать, например Пушкина или Державина? Что они с успехом и делали.
2 Драма Александра Островского «Гроза». Краткое изложение
В 1859 году популярный российский драматург, известный в основном по пьесам из купеческой жизни, пишет драму «Гроза», которая сразу же входит в репертуар многих театров и идет по сей день.
«Гроза» — это драма о борьбе любви с чувством долга. Побеждает чувство долга, но это не приводит к хеппи энду, то есть добродетель не торжествует.
Сюжет вкратце таков. Тихон с Екатериной — молодожены. Тихон — робкий, где то даже забитый, под каблуком у своей грозной мамаши Кабанихи. Катерина — полная противоположность ему, она смела, дерзка и обуреваема страстями. То есть по логике, подождав несколько лет пока маманя состарится, Катерина вполне может занять ее место . Но ей надо всего и сразу. Поэтому она закручивает роман с приезжим щеголем Борисом.
Борис сам оказывается человеком подневольным, он под пятой грозного дяди с простой фамилией Дикий. Поэтому когда Катерина решается бежать с любовником, Борис «обламывает» ее и той не остается ничего другого, как вернуться в опостылевший мужнин дом.
Происходит кульминация — Катерина на людях сознается в измене мужу. Следует естественная в этих условиях реакция мужа и свекрови — «Закопать ее живой в землю!»
Затем развязка — Катерина исчезает из дома и бросается с высокого берега в Волгу. Тело Катерины приносят в дом к Кабановым.
Вдовец по привычке обвиняет во всем мать и плачет на трупе жены «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Подтекст Островского более или менее понятен: купеческая среда живет по отсталым понятиям, которые калечат людские жизни.
3. Что Добролюбов нашел в «Грозе» Островского ?
Почему его «Темное царство» так любили революционеры и преподаватели литературы в советское время?
Наш бывший семинарист не был бы Добролюбовым, портреты которого долго печатались в советских учебниках литературы, если бы не извлек из мелодраматического сюжета всю ррреволюционную составляющую. В этом плане он, вероятно, и про «Черный квадрат» Малевича написал бы, что тот символизирует непроглядную тьму самодержавия или невежество крестьянства.
Добролюбов уцепился как раз на несчастливый конец пьесы и задается вопросом — почему, раз Катерина не довела до конца своего замысла оставить мужа и семью и вернулась, да еще и не утаила своего проступка — она не получает в конце вознаграждения (прощения мужа, смерти ненавистной свекрови и так далее).
А потому, пишет наш юный душевед, что Катерине это не надо. Это такой народный тип, который любит свободу больше жизни.
«…… Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».
Отрывок из статьи «Темное царство» Н. Добролюбова, 1859 год.
Ага, говорит наше прогрессивное человечество студенчество. Мы такие шарады решали, и метафоры нам понятны. В рецензии на драму из купеческой жизни Добролюбов зашифровал призыв к свержению существующего строя, к свободе и новой жизни. И даже прямо говорит, что ради этой новой жизни не грех и жизнь отдать. Как романтично!
В конце статьи Добролюбов уже безо всяких метафор говорит: ежели читатели подумают, что автор пьесы вызывает русскую жизнь на решительное дело и почувствуют законность и важность этого дела — тогда мы довольны.
Яснее в таких обстоятельствах не скажешь. Ребята, говорит он. Если после просмотра или прочтения пьесы в вас поселилось отвращение к всей вашей жизни и желание изменить ее на новую — я рад, так и надо.
Пройдет еще всего три года. и молодой но ранний критик Добролюбов погибает от чахотки (туберкулеза) — к сожалению, частое явление в тогдашней жизни.
Но — помните, что написал Ульянов о Герцене в 1912 году — про то, что беззаветное служение прогрессу не пропадает и сказывается через годы безмолвия.
Так семена отрицания ценности существующего порядка вещей и призыв к изменению его посеян Добролюбовым, и будет всходить еще много раз — вплоть до 1917 года. «До основанья, а затем….»
Все обстоятельства жизни Н.А. Добролюбова и цитаты — по книге А.М. Скабичевского Николай Добролюбов. Его жизнь и литературная деятельность
А что вы об этом думаете?
Подписывайтесь на канал ХРОН.ОС — про нашу историю без занудства и морализаторства
О произведении
Статья «Луч света в темном царстве» Добролюбова была написана в 1860 году и посвящена драме А. Н. Островского «Гроза». Заголовок критической статьи быстро стал популярным фразеологизмом, обозначающим светлое, обнадеживающее душу явление в какой-либо сложной, запутанной обстановке.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Луч света в темном царстве». Пересказ статьи Добролюбова будет полезен и для читательского дневника.
Краткое содержание
Свою статью Николай Александрович начинает с признания того, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны
». Упомянув несколько критических статей о пьесе «Гроза», он поясняет, что многие из них не раскрыли в полной мере суть произведения.
Далее критик приводит «главные правила драмы
», среди которых он особенно отмечает «борьбу страсти и долга
», при котором обязательно одерживает верх долг. Кроме того, в истинной драме должно соблюдаться «строгое единство и последовательность
», развязка должна быть логическим продолжением завязки, все действующие лица и все диалоги должны принимать непосредственное участие в развитии драмы, язык не должен «удаляться от чистоты литературной и не переходить в вульгарность
».
Начиная разбирать пьесу Островского, Добролюбов указывает, что автор не раскрыл в полной мере важнейшую задачу драмы: «внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствия увлечения страстью
». Катерина представлена в образе мученицы, а не преступницы. По мнению Добролюбова, сюжет излишне перегружен деталями и персонажами, а язык «превосходит всякое терпение благовоспитанного человека
».
Но тут же Добролюбов признает, что критика, зажатая в тисках господствующей теории, обрекает себя на вражду «ко всякому прогрессу, ко всему новому и оригинальному в литературе
». В качестве примера он приводит творчество Шекспира, сумевшего поднять уровень человеческого сознания на ранее недостижимую высоту.
Публицист отмечает, что все пьесы А. Н. Островского можно смело назвать «пьесами жизни», поскольку в них главенствует «общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни
». В своих произведениях писатель «не карает ни злодея, ни жертву
»: оба они зачастую смешны и недостаточно энергичны, чтобы противостоять судьбе. Таким образом «борьба, требуемая теориею от драмы
», в пьесах Островского осуществляется не за счет монологов действующих лиц, а в силу довлеющих над ними обстоятельств.
Так же, как и в реальной жизни, отрицательные персонажи далеко не всегда несут заслуженное наказание, точно так же, как и положительные герои не приобретают долгожданного счастья в финале произведения. Публицист тщательно разбирает внутренний мир каждого из второстепенных и эпизодических персонажей. Он отмечает, что в пьесе «особенно видна необходимость так называемых “ненужных” лиц»
, с помощью которых наиболее точно и ярко вырисовывается характер главной героини, а смысл произведения становится более понятным.
Добролюбов отмечает, что «Гроза» – «самое решительное произведение Островского
», но при этом производит «впечатление менее тяжкое и грустное
», нежели все остальные пьесы автора. В «Грозе» чувствуется «что-то освежающее и ободряющее
».
Далее Добролюбов принимается анализировать образ Катерины, который «составляет шаг вперед
» не только в творчестве Островского, но и во всей русской литературе. Реальная действительность дошла до того, что нуждается «в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных
». Сила характера Катерины заключается в цельности и гармонии: для девушки предпочтительнее собственная гибель, нежели жизнь в противных и чуждых ей обстоятельствах. Ее душа полна «естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью
».
Даже в сумрачной обстановке новой семьи Катерина «ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться
». Поначалу она ищет утешение в религии и душеспасительных разговорах, однако не находит тех ярких и свежих впечатлений, в которых нуждается. Осознав же, что ей нужно, у героини проявляется «вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках
».
Катерина преисполнена любви и созидания. В своем воображении она пытается облагородить ту действительность, что ее окружает. В ней сильно «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце
». Однако сущность Катерины не дано понять ее супругу – забитому Тихону Кабанову. Она пытается поверить в то, что муж – ее судьба, «что в нем-то и есть блаженство, которого она так тревожно ищет
», однако вскоре все ее иллюзии разбиваются.
Интересно сравнение героини с большой полноводной рекой, которая ловко и беспрепятственно обходит все преграды на своем пути. Разбушевавшись, она прорывает даже запруды, но бурление ее вызвано не негодованием и злостью, а потребностью и дальше продолжить свой путь.
Анализируя характер и поступки Катерины, Добролюбов приходит к выводу, что наилучшим решением для героини становится ее побег с Борисом. В своей горькой участи она никого не винит, и единственным утешением для себя видит смерть как тихую, спокойную гавань. «Грустно, горько такое освобождение
», но иного выхода у Катерины попросту нет. Именно решимость женщины сделать этот непростой шаг производит на читателей «впечатление освежающее
».
Конец.
Заключение
В своей статье Добролюбов делает акцент на том, что нужно обладать достаточным мужеством и честностью перед самим собой, чтобы нести в себе живой, согревающий свет.
После ознакомления с кратким пересказом статьи «Луч света в темном царстве» рекомендуем прочитать статью Добролюбова в полной версии.
Тест по статье
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором статьи «Луч света в темном царстве»?</h3>
- <label>Николай Чернышевский</label>
- <label>Александр Герцен</label>
- <label>Николай Добролюбов</label>
- <label>Дмитрий Писарев</label>
(новая вкладка)
Писатели на защите культуры и мира |
В планах на весну заявка в новый номер «Страны Озарение» |
История человечества и библейские пророчества |
</tr></table>Комментарии
—>
12 апреля 1823 г., в Замоскворечье, на Малой Ордынке, в доме Никифора Максимова, дьякона церкви Покрова, что в Голиках, произошло рядовое в общем-то событие. У одного из квартирантов, Николая Фёдоровича Островского, родился третий сын. Назвали младенца Александром.
Так началась биография отца русского бытового драмтеатра. Никакой лирики — сплошная обыденность. Да и впоследствии всё у Островского, на первый взгляд, будет стабильно и гладко. У нас ведь в какого из классиков ни ткни, обязательно будут либо дуэли и скандалы, либо карточные долги и душевные болезни. Либо пьянство и нищета, либо война и острог. А лучше — когда всё сразу и помногу.
Жертва пиратов
А он — воплощение самой солидности, что подтверждается памятником у Малого театра. Этакий купчина, замоскворецкий Кит Китыч. Тучный, спокойный, успешный, наверняка состоятельный. Никаких эффектов и пыли в глаза. Кстати, сам Островский говорил примерно о том же, ссылаясь на свои костромские корни: «Это рязанцы таковы, что без эффектной штуки и с лавки не свалятся. А вот наш костромич Сусанин не шумел. Тихо завёл кого надо в лесную глушь и сгинул без вести, да так, что до сих пор спорят — был ли он на самом-то деле!»
Удивительно, но Островский в отличие от других русских писателей не имел при жизни ни завистников, ни литературных врагов. Даже вечный брюзга Лев Толстой, который считал «дрянью» вообще всё подряд, высказался уклончиво: «Гроза» Островского есть плачевное сочинение, а ведь будет иметь успех».
Статья по темеТолстой ненавидел Шекспира, но повторил судьбу короля Лира
Святая правда. Успех сопутствовал Островскому с самого начала. Первая же его пьеса «Банкрот», впоследствии названная «Свои люди — сочтёмся», будучи опубликованной в журнале «Москвитянин», подняла число его подписчиков более чем вдвое — с 500 до 1100. Согласно статистике, пьесы Островского в период с 1853 по 1872 г. только на казённой, официальной сцене ставили 766 раз. Дирекция императорских театров получила со спектаклей Островского два миллиона рублей дохода. По тем временам просто запредельно. Так что и автор, надо полагать, не бедствовал…
На деле же выходит как раз наоборот. Бедствовал, да ещё как! Трудно поверить, но этот «купчина», в пьесах которого чуть ли не главной движущей силой являлись деньги, этот «певец зарождающейся власти капитала» был начисто лишён деловой хватки. Вот его слова: «На праздники иной раз не могу позволить купить семье конфектов и сладостей. Имея четверых детей, это непростительно. Некрасов несколько раз в глаза мне смеялся и называл бессребреником. Он говорил, что никто не продаёт своих произведений так дёшево, как я…»
«Дёшево продавал» — это ещё полбеды. Островский в силу своей зашкаливающей популярности стал первой в отечественной истории жертвой пиратов от шоу-бизнеса. Его пьесы, на которые валили валом, часто ставили, вообще не уведомляя автора. То же самое касается и издателей, самовольно допечатывающих тиражи его произведений, расходившихся как горячие пирожки.
И он ничего не мог поделать. Не было тогда законов об авторском праве. А если бы и были — что с того? Островский, сын чиновника-юриста и сам бывший работник Совестного, а потом и Коммерческого суда, не смог бы за себя постоять. «Он был добрым, мягким и безотказным» — вот лейтмотив воспоминаний о человеке, который первым показал и «свинцовые мерзости русской жизни», и «луч света в тёмном царстве».
Русские, вперёд?
Как это часто бывает в таких случаях, всю свою ненависть и пыл Островский направляет на Запад. Путешествуя по Европе, он ведёт очень любопытные дневники. «Меня неприятно поразила фигура прусского офицера: синий мундир, брюки с красным кантом, волосы причёсаны с английским пробором, белокур…» Ну и что же здесь неприятного? Да то, что офицер — немец нерусский.
В Италии и того хлеще. Спутники Островского уверяли, что он дважды прослезился, глядя на собор Святого Петра в Риме. Но в записях писателя об этом чувствительном моменте сказано более чем скудно: «Осмотрел собор мельком». А о Венеции, жемчужине Адриатики и вообще всей Европы, впечатления и вовсе никакие: «У них там превосходные груши». И всё. И больше ничем Венеция не приглянулась.
Может, это и преувеличение, но Островский, находясь на пике своего таланта, дерзко решил показать всей Европе да и всему миру превосходство русской культуры. «Терпеть не могу водевили, балеты и оперетту. Надобно их заменить нашими, русскими сказками и эпическими драмами-феериями». И пишет свою знаменитую «Снегурочку» — апофеоз славянского духа.
Статья по теме«Не могу купить даже конфектов». Почему пьесы Островского запрещали цензоры
По-прежнему актуален
Сто лет назад театральный критик Юлий Айхенвальд спешил его похоронить: «Это ушло и уходит из жизни, даже пресловутое самодурство. А вместе с ним уходит Островский. Он теряет смысл. Его пьесы обречены — совсем скоро их уже не будут ставить».
Наглых воров, коррупционеров и жуликов, а также самодурства у нас в избытке. И это значит, что добрый и мягкосердечный драматург, посвятивший себя поискам «луча света в тёмном царстве», по-прежнему актуален и моден.
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Используемые источники:
- https://briefly.ru/dobroljubov/luch_sveta_v_temnom_tsarstve/
- https://zen.yandex.com/media/chronos/groza-i-luch-sveta-v-temnom-carstve-o-chem-eto-na-samom-dele-i-prichem-tut-revoliucionery-5d8f23a11ee34f00ae3e62e7
- https://obrazovaka.ru/books/dobrolyubov/luch-sveta-v-temnom-carstve
- https://soyuz-pisatelei.ru/news/2020-01-16-3734
- https://aif.ru/culture/person/velikiy_neudachnik_ostrovskiy_i_ego_luch_sveta_v_temnom_carstve