Поющие в терновнике краткое содержание

Очень кратко:История начинается в 1915 году и охватывает полвека. В центре сюжета — жизнь семьи Клири, проделавшей путь от новозеландских бедняков до управляющих одного из крупнейших австралийских поместий Дрохеды.

Часть 1. 1915–1917 гг. Мэгги

День рождения младшей дочери, Мэгги, которой исполняется четыре года. Описывается быт многодетной семьи, тяжёлый ежедневный труд матери семейства, Фионы, трудности обучения детей в католической школе под начальством суровых монахинь, недовольство старшего сына Фрэнка бедностью и однообразием жизни.

Однажды отцу, Падрику Клири (Пэдди), приходит письмо от его сестры Мэри Карсон, богатой владелицы обширного австралийского поместья Дрохеда. Она приглашает его на должность старшего овчара, и вся семья переезжает из Новой Зеландии в Австралию.

Продолжение после рекламы:

Часть 2. 1918–1928 гг. Ральф

В Австралии семейство Клири встречает молодой приходской священник Ральф де Брикассар. Десятилетняя Мэгги, единственная дочь в семье, привлекает его внимание своей красотой и застенчивостью. Став старше, Мэгги влюбляется в него, но им не суждено быть вместе, поскольку Ральф, как любой католический священник, дал обет целомудрия (целибат). Тем не менее, они проводят вместе много времени, ездят верхом, беседуют.

Мэри Карсон, вдова «стального короля» Майкла Карсона, безответно влюблена в Ральфа и наблюдает за его отношениями с Мэгги с плохо скрываемой ненавистью. Чувствуя, что Ральф близок к тому, чтобы отказаться от сана ради повзрослевшей Мэгги, Мэри расставляет Ральфу ловушку ценой своей жизни: после смерти Мэри Карсон её огромное наследство переходит к церкви при условии, что последняя по достоинству оценит своего скромного служителя Ральфа де Брикассара. Он становится единственным распорядителем состояния Карсон, а семейство Клири получает право жить в Дрохеде в качестве управляющих.

Теперь, когда перед Ральфом вновь во всю ширь открывается возможность церковной карьеры, он отказывается соединить свою жизнь с Мэгги и уезжает из Дрохеды. Мэгги тоскует по нему. Ральф тоже думает о ней, но преодолевает желание вернуться в Дрохеду.

Брифли существует благодаря рекламе:

Часть 3. 1929–1932 гг. Пэдди

Во время огромного пожара погибают отец Мэгги Пэдди и брат Стюарт. По чистой случайности в тот день, когда их тела перевозят в усадьбу, Ральф приезжает в Дрохеду. Мэгги, на время забывшей тоску по родным, удаётся получить от него поцелуй, но сразу после похорон Ральф снова уезжает. Мэгги дарит ему розу — единственную, уцелевшую от пожара, и Ральф прячет её в свой карманный бревиарий.

Часть 4. 1933–1938 гг. Люк

Мэгги продолжает тосковать по Ральфу. Тем временем в усадьбе появляется новый работник, Люк О’Нил, который начинает ухаживать за Мэгги. Внешне он похож на Ральфа, и Мэгги сначала принимает его приглашения на танцы, а потом выходит за него замуж.

После свадьбы выясняется, что Люк нашёл себе работу рубщика тростника, а Мэгги устроил горничной в дом супружеской пары. Мэгги мечтает о ребёнке и о своём доме, но Люк предпочитает работать и копить деньги, обещая ей полноценную семейную жизнь через пару лет. Они не видятся месяцами, однако Мэгги, пускаясь на хитрость, рожает от него дочку Джастину.

После трудных родов Мэгги долго болеет, и хозяева дома, где она служит горничной, дарят ей поездку на остров Матлок. После её отъезда приезжает Люк, и хозяйка предлагает навестить Мэгги, но Люк отказывается и уезжает. После этого приезжает Ральф, и ему тоже советуют съездить к Мэгги, выдав себя за Люка. Ральф колеблется, но отправляется к Мэгги.

Не в силах сопротивляться тяге друг к другу, они проводят несколько дней как муж с женой, после чего Ральф возвращается в Рим, чтобы продолжить карьеру и стать кардиналом. Мэгги уходит от Люка и возвращается в Дрохеду, нося под сердцем ребёнка Ральфа.

Продолжение после рекламы:

Часть 5. 1938–1953 гг. Фиа

Тем временем в Европе начинается Вторая мировая война. Братья-близнецы Мэгги уходят на фронт. Ральф, уже будучи кардиналом, с трудом мирится с гибкостью Ватикана по отношению к режиму Муссолини. В Дрохеде у Мэгги рождается сын Дэн, копия Ральфа, но никто не сомневается, что его отец Люк, так как мужчины очень похожи. Догадывается только мать Мэгги, Фиона (Фиа).

В разговоре с Мэгги выясняется, что в молодости Фиона тоже была страстно влюблена в одного влиятельного человека, который не мог на ней жениться. Она родила от него сына, Фрэнка, и её отец дал Падрику Клири денег, чтобы тот женился на ней. И Фиона, и Мэгги любили человека, который не мог ответить им взаимностью: возлюбленный Фионы пёкся о своей карьере, Ральф предан церкви. Мэгги смеётся и говорит, что она поступила умнее и позаботилась о том, чтобы у Дэна было имя, и никто не усомнился в его законном происхождении.

Ральф приезжает в Дрохеду, знакомится с Дэном, но не догадывается, что это его сын. Мэгги ничего ему не говорит.

Часть 6. 1954–1965 гг. Дэн

Дети Мэгги, повзрослев, выбирают себе профессии. Джастина собирается стать актрисой и уезжает в Лондон. Дэн желает стать священником. Мэгги в ярости: она надеялась, что у Дэна будут дети, и так она «украдёт» Ральфа у церкви. Но Дэн твёрдо стоит на своём, и она отправляет его в Рим, к Ральфу.

Дэн проходит обучение в семинарии и рукоположение. После обряда он уезжает на Крит отдохнуть и тонет, спасая двух женщин. Мэгги приезжает к Ральфу просить помощи в переговорах с греческими властями и открывает ему, что Дэн — его сын. Ральф помогает ей перевезти Дэна в Дрохеду, совершает над ним последний обряд и умирает после похорон, признавшись себе, что ради своих амбиций он пожертвовал слишком многим.

Брифли существует благодаря рекламе:

Часть 7. 1965–1969 гг. Джастина

После смерти Дэна Джастина не находит себе места и ищет успокоения в работе. Она то пытается вернуться в Дрохеду, то стремится наладить отношения со своим другом — немцем Лионом Хартгеймом. Лион любит Джастину и желает жениться на ней, она же боится привязаться к нему и стать уязвимой для боли и переживаний. В итоге она выходит за него замуж. Мэгги в Дрохеде получает от неё телеграмму, сообщающую о женитьбе.

У усадьбы нет будущего — её братья не женились и бездетны, Дэн умер, а Джастина не желает и слышать о детях.

Источник: Википедия, лицензия CC BY-SA.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация ?

Электронная книга

129525.jpgПоющие в тернов­нике28 апреля 1789 года на корабле, перевозившем саженцы хлебного дерева с Таити на Ямайку, вспыхнул бунт. Жестокость ли капитана тому причиной или непонятная рядовым участникам экспедиции «прихоть» поливать саженцы пресной водой, в то время как людям ее выдавали строго по рациону, или же не отпускали чары таитянок – впервые английские матросы почувствовали себя не винтиками хорошо налаженной системы, …

Читайте также

Этот роман-семейная сага австралийской писательницы Колин Маккалоу вышел в свет в 1977 году. Практически сразу он стал бестселлером и литературным любимцем юных (и не очень) чувственных натур. Роман был переведен более чем на 20 языков и принес автору мировую популярность.

Содержание

Смысл названия романа

Название автором подобрано далеко не случайно. В самом начале читателям приводится красивая легенда о птице, что поет лишь раз в жизни. Однажды она улетает на поиски тернового куста, где ищет самый острый и длинный шип. Вонзаясь в него грудью, птица исполняет прекраснейшую песню, которой завидуют даже жаворонки и соловьи. Весь мир замирает, слушая ее. А все потому, что самое прекрасное и лучшее в этой жизни достается путем великих страданий и мучений.

Есть сомнения в происхождении этой легенды. Некоторые утверждают, что она пришла старинного кельтского предания. Однако до выхода романа никаких упоминаний о нем не встречалось. Более вероятен вариант, что это своеобразная авторская интерпретация сказки О.Уайльда «Соловей и роза».

Метафорично этими поющими в терновнике в романе являются его главные герои, в частности, Мэгги Клири и Ральф де Брикассар.

Смысл произведения «Поющие в терновнике»

Роман повествует о жизни семейства Клири, каждый член которого проходит свой особый, но всегда непростой путь. Каждая из частей произведения посвящена раскрытию одного из героев и задает определенные временные рамки. В общей сложности их 7: Мэгги, Ральф, Пэдди, Люк, Фиа, Дэн, Джастина.

Центральная часть повествования уделена любовной истории Мэгги Клири — младшей дочери в семье — и Ральфу де Брикассару. Впервые они встречаются, когда семейство переезжает из Новой Зеландии в Австралию к своей родственнице, завещающей им ферму. Тогда Мэгги еще совсем юна, а Ральф — молодой священник с большими амбициями в плане карьеры. Между ними сразу устанавливается особая связь и взаимопонимание, которые вполне логично перетекают в более глубокие чувства. Однако их любви не суждено быть счастливой, ведь отец Ральф дал обет безбрачия.

Их история — пример сложной, запутанной, запретной, но истинной любви. За единичные мгновения совместного счастья они платят долгими годами непреложных мук и внутренних терзаний. У обоих протекает долгий конфликт между чувством и долгом. В большей степени это, конечно, мы видим это у Ральфа. Он постоянно мечется между своей религиозной карьерой и любовью к Мэгги. Он предан своему Богу, своей вере, но не может до конца отказаться от любимой женщины, видя искреннюю взаимность чувств. И эта борьба в нем продолжается до самой смерти.

Помимо любовной в романе широко представлена семейная тема. По ходу повествования мы понимаем, что Клири — далеко не идеальная семья. Они как будто далеки друг от друга. Так например, мама Фиа редко общается и делится чем-то со своей единственной дочерью Мэгги. Именно поэтому-то последняя и сближается с Ральфом — ей необходим кто-то, кто способен выслушать ее, объяснить какие-то вещи и просто побыть рядом, поддержать. Дети семейства также не очень-то близки. Нельзя сказать, что они не любят друг друга, но любовь эта зачастую молчалива и будто безусловна.

Отношения между их родителями — Фиа и Педди — тоже далеки от совершенства. Они видят друг в друге компаньонов, видят поддержку. Это безусловно важно и ценно, но между ними нет любви. И это сказывается на общем климате в семейных взаимодействиях.

Смысл финала произведения

В финале подводится черта для всех направлений, заданных в романе, кроме одной. История старшей дочери Мэгги Джастины остается открытой. Она уезжает за своей мечтой стать актрисой в Лондон, где выходит замуж, больше мы о ней ничего не знаем. Другие же историю получают свое завершение.

Сын Мэгги и Ральфа Дэн унаследовал от своего отца две вещи: синие глаза и веру. Последняя и становится причиной его ранней смерти: спасая двух женщин из воды, он погибает, повинуясь божьей воле. Это своеобразное наказание для Мэгги, как считает она сама: Бог забрал у нее двух любимых мужчин.

В финале произведения подходит конец внутреннему конфликту Ральфа. Когда он узнает, что Дэн — его сын, он понимает, скольким он пожертвовал из-за своей карьеры и некоторой тщеславности и амбициозности. Он сожалеет о том, что не провел свою жизнь рядом с любимой женщиной.

Также под конец романа между Фиа и Мэгги устанавливаются более теплые и дружественные отношения. Фиа — единственная, кто сразу понял, чей на самом деле сын Мэгги. Более того, она не винит ее, а понимает, потому что сама прошла через похожую историю. Схожесть судеб и своего рода женская солидарность сближают мать и дочь.

То есть в финале каждый герой проводит анализ своей жизни и пересматривает те ценности, которые некогда у него были. Да, их судьбы сложны и не так уж удачны, но все понимают и признают свои ошибки, пусть даже только в самом конце.

  • 11-04-2013, 11:22
  • 4412

В В В В В poyushchie-v-ternovnike-6fa.jpgВ В В В В 

История охватывает полувековой период, который начинается с 1915 года. В каждой из семи частей книги речь идет о характере одного из главных героев. Книга повествует о жизни семьи Клири, которая проделала путь от новозеландских бедняков до владельцев поместий Дрохеды – одного из крупнейших в Австралии. Первая часть книги начинается со дня рождения младшей дочери Мэгги, достигшей четырехлетнего возраста. При описании периода с 1915 по 1917 гг. автор «Поющие в терновнике» (краткое содержание) описывает жизнь и быт многодетной семьи. Фиона, мать семейства, ежедневно трудится во благо семьи, под руководством строгих монахинь дети обучаются в католической школе с вытекающими трудностями, старший сын недоволен Фрэнк недоволен однообразием жизни и бедностью. Но вот однажды от сестры отца семейства Падрика Клири (Пэдди) Мэри Карсон, которая владеет обширным австралийским поместьем Дрохеда, приходит письмо. Она предлагает своему брату должность старшего стригаля. Вскоре из Новой Зеландии вся семья переезжает в Австралию.

</span>

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

of your page —>

События, изложенные в романе известной австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике», начинаются в 1915 году. В центре повествования находится большая семья Клири, проживающая в Новой Зеландии. Глава этого семейства, Падрик Клири, обычно именуемый Пэдди, вынужден зарабатывать на жизнь себе и своим близким тяжелейшим физическим трудом, занимаясь уходом за овцами, его жена Фиона также с утра до вечера работает по дому. Шестеро детей Падрика и Фионы, самой младшей из которых является девочка Мэгги, с раннего возраста вынуждены во всем помогать родителям, к старшему сыну, шестнадцатилетнему Фрэнку, отец уже предъявляет такие же требования, как к взрослому работнику, жестко наказывая подростка за малейший промах.

Несмотря на бедность, семья является очень дружной, старшие братья, в особенности Фрэнк, по возможности оберегают от всех огорчений и неприятностей маленькую Мэгги. Правда, Пэдди чересчур суров с Фрэнком, между ним и юношей периодически возникают конфликты, однако парню приходится подчиняться воле отца.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Когда Мэгги в пять лет впервые идет в школу, она сталкивается с весьма жестокой и озлобленной на весь мир монахиней, именуемой сестрой Агатой. В первый же день девочка переживает в школе серьезное унижение, монахиня безжалостно избивает малышку на глазах у всех остальных детей, и отныне фактически каждый школьный день становится для Мэгги настоящим кошмаром, сестра Агата не перестает ее травить. Однако девочка в соответствии с традициями своей семьи старается переносить все стойко, не плакать и не жаловаться даже своим родным, Мэгги с малых лет учится терпению и молчанию.

Когда начинается Первая мировая война, Фрэнк пытается убежать из дома в армию, хотя отец резко возражает против его решения. Тем не менее, юноша предпринимает попытку побега, но его быстро возвращают домой, и парень с отчаянием понимает, что ему придется оставаться с отцом, к которому он испытывает все более сильную неприязнь. На этом первая часть романа заканчивается.

Во второй части в повествовании впервые появляется Мэри Карсон, старшая сестра Падрика Клири, которая живет в Австралии и является весьма обеспеченной вдовой, ее давно ушедший из жизни супруг оставил ей в наследство огромное поместье под названием Дрохеда, приносящее пожилой женщине немалые доходы. У Мэри нет наследников, ее единственный сын умер еще в младенческом возрасте, миссис Карсон уже немолода и все чаще задумывается о том, к кому после ее смерти перейдет имение и все имеющиеся у нее средства.

В Джилленбоун, приход, где обитает Мэри Карсон, прибывает новый священник Ральф де Брикассар, отличающийся внешней привлекательностью, обаянием, умением строить речь весьма красиво и складно. Мэри нравится этот молодой человек, хотя она и недоумевает, почему руководство решило сослать его в такую глушь. Вдова рассказывает Ральфу о том, что планирует вызвать в Австралию своего брата и всю его семью с тем, чтобы они привыкали работать в Дрохеде и впоследствии получили это поместье в свое распоряжение. Священник одобряет идею Мэри, и она пишет Падрику письмо с приглашением приехать, хотя до этого на протяжении нескольких десятилетий она вообще с ним не общалась.

Пэдди и его сыновья с огромным энтузиазмом воспринимают известие о том, что они переедут в Австралию, жизнь в Новой Зеландии становится для семьи все более тяжелой, найти хоть какой-нибудь заработок часто оказывается почти невозможным. Фиона относится к предложению Мэри более сдержанно, однако вынуждена подчиниться желанию мужа.

Когда семья Клири, измученная путешествием на пароходе без элементарных удобств, прибывает к месту назначения, их встречает священник Ральф де Брикассар, который сразу же чувствует расположение к искренним и трудолюбивым мужчинам этого семейства, а Мэгги, которой на тот момент еще не исполнилось десяти лет, его буквально очаровывает. Миссис Карсон держится с родственниками высокомерно и язвительно, демонстрируя брату и его детям, что считает их лишь прислугой. Несмотря на это, Пэдди и его сыновья старательно работают в Дрохеде, усердно осваивая все нюансы огромного хозяйства.

Мэгги вместе с братом Стюартом начинает учиться в монастырской школе, здесь к ней относятся совсем иначе, чем в Новой Зеландии, преподаватели проявляют к девочке внимание и заботу, однако она по-прежнему чувствует себя одинокой. Самым близким человеком для нее постепенно становится именно отец Ральф, которому Мэгги почти без стеснения доверяет свои мысли, чувства, наблюдения над окружающей ее жизнью.

Однажды во время праздничного гуляния между Пэдди и Фрэнком случается очередная ссора, и мужчина в гневе выкладывает молодому человеку правду о том, что на самом деле вовсе не он приходится ему отцом. Фрэнк не слишком удивлен его словами, в глубине души ему давно уже казалось, что дело обстоит именно так. Юноша принимает решение уйти из дома вместе с командой боксеров, и священник убеждает Пэдди в том, что удерживать парня незачем, под одной крышей они все равно не смогут жить без постоянных конфликтов. Он также настаивает на том, чтобы Падрик не открывал всей правды Мэгги, которая случайно оказалась свидетельницей происшедшего, однако не все поняла из разговора отца и брата.

Далее Пэдди откровенно беседует с отцом Ральфом, рассказывая ему историю своей женитьбы на Фионе. Женщина происходила из обеспеченной и уважаемой семьи, отец никогда не отдал бы ее в жены простому человеку, если бы девушка не стала матерью до замужества. Отец Фионы предложил Падрику определенную сумму денег за то, что он женится на его дочери и уедет подальше вместе с нею и Фрэнком, избавив семью от позора. Клири после некоторых колебаний согласился.

По мере того как Мэгги взрослеет, отношения между нею и священником становятся все более теплыми и доверительными. Лишь с отцом Ральфом девочка-подросток решается поделиться тем ужасом, который вызывают в ней первые женские недомогания, не понимая, что с ней на самом деле происходит, и священник объясняет ей, что на самом деле все абсолютно нормально и естественно. Ральф не желает признаваться себе в том, что Мэгги уже нравится ему и как девушка, ведь для него, католического священника, закрыта любая возможность взаимоотношений с представительницами противоположного пола.

После своего 72-го дня рождения, отмеченного с большим размахом и множеством гостей, Мэри Карсон уже не поднимается с кровати, слуги с ужасом обнаруживают, что пожилая женщина мертва. Отец Ральф первым читает ее завещание и узнает о том, что огромное состояние завещано вовсе не членам семьи Клири, семь лет работавшим в Дрохеде фактически без отдыха, а ему, Ральфу де Брикассару. Правда, Падрику Клири и его детям предоставляется право постоянно жить в поместье и распоряжаться некоторой частью доходов, но на этом их возможности ограничиваются.

Знакомые уговаривают Пэдди опротестовать завещание, но он и его сыновья принимают решение довольствоваться тем, что им предпочла оставить Мэри, и не оспаривать ее воли. Ральф уезжает в Рим, получив новое назначение благодаря своему изменившемуся финансовому положению. Мэгги в отчаянии из-за этой разлуки, хотя отец объясняет ей, что девушке совершенно незачем мечтать о священнике, который все равно никогда не сможет стать ее супругом.

Через некоторое время после этих событий в округе случается грандиозный пожар, жертвой которого и становится Падрик Клири. В эти же дни дикий вепрь расправляется и со Стюартом, одним из его сыновей. Ральф де Брикассар приезжает поддержать осиротевшую семью, он просит Фиону учитывать, что Мэгги уже стала совсем взрослой и ее пора знакомить с молодыми людьми, матери уже следует думать об ее замужестве. Однако Фиона не желает прислушиваться к его словам, считая, что девушке ни к чему уделять излишнее внимание, рано или поздно она в любом случае встретится со своей судьбой.

Вскоре в Дрохеде появляется новый овчар по имени Люк О’Нил, внешне он весьма напоминает Ральфа де Брикассара и именно этим вызывает у Мэгги явный интерес. Молодой мужчина планирует заработать немалые средства, его не пугает никакой труд, в будущем Люк собирается обязательно приобрести собственный дом. Он считает Мэгги весьма выгодной партией для себя и начинает ухаживать за девушкой, которая без колебаний соглашается на его предложение, зная о том, что Ральф навсегда останется для нее недоступным, а с Люком у нее будет семья и дети, о чем она давно мечтает.

После свадьбы Мэгги узнает о том, что муж устроил ее работать прислугой к неким Мюллерам, тогда как сам Люк намерен все время проводить на тростниковой плантации. Супруг твердит Мэгги о том, что такая ситуация не продлится долго, что им необходимо быстрее накопить денег на дом. Молодая женщина с неохотой соглашается с его доводами, к тому же в семье Мюллеров ее встречает искреннее, сердечное отношение, Мэгги чувствует себя абсолютно равной хозяевам.

Уже через незначительный промежуток времени женщина чувствует огромное разочарование в своем муже, хотя сначала и не решается признаться себе в том, что ее брак оказался явной ошибкой. Люк фактически не приезжает навестить Мэгги, не желая хотя бы на несколько дней оставить свою плантацию и потерять заработок, к тому же мужчина категорически не желает иметь детей. Мэгги, считая, что без ребенка ее замужество и вовсе лишено смысла, удваивает усилия, стараясь забеременеть, и все же добивается желанного результата.

Роды оказываются крайне тяжелыми, молодая женщина едва не расстается с жизнью. Именно в это время ее навестить приезжает Ральф де Брикассар, и Мэгги резко упрекает его в том, что для мужчин их амбиции гораздо важнее простых жизненных радостей, таких, как домашний очаг, семья, любовь, дети. После этого женщина на некоторое время отправляется отдохнуть на остров Матлок, туда же вскоре приезжает и Ральф.

На этот раз эти двое оказываются все же не в силах устоять перед сильнейшим искушением и сближаются физически, хотя священник и чувствует вину за нарушение данного им обета. Мэгги мечтает лишь о том, чтобы у нее от этой встречи остался ребенок, и вскоре после возвращения к Мюллерам убеждается в том, что ее желание сбылось.

Женщина объявляет Люку об их полном разрыве, о том, что возвращается в Дрохеду и будет там воспитывать дочь Джастину и, возможно, еще одного малыша. Мужчина не пытается удерживать жену, для него самого гораздо предпочтительнее времяпровождение за работой на плантации и в компании друзей.

В дальнейшем Мэгги действительно полностью посвящает себя воспитанию Джастины и родившегося у нее сына Дэна, в чем ей помогают мать и братья. Фрэнк провел не один десяток лет в тюрьме за драку, закончившуюся убийством, но теперь и он оказывается дома, хотя держится крайне замкнуто, почти не общаясь с членами семьи. Мэгги рассчитывает на то, что и ее дети в будущем будут заниматься хозяйством в поместье, однако каждый из них, повзрослев, выбирает иную дорогу. Джастина собирается стать актрисой, а Дэн объявляет матери, что намеревается стать священником.

Мэгги в отчаянии, однако она не в силах изменить решения юноши. Дэн обучается в духовной семинарии и затем начинает служить, все это время Ральф де Брикассар наблюдает за молодым человеком и понемногу помогает ему, хотя и не знает, что Дэн на самом деле приходится ему родным сыном. Однажды молодой священник отправляется на остров Крит и там погибает в море, не позволяя утонуть двум женщинам. Именно в это время в Греции начинается грандиозный политический переворот, Мэгги не может добиться, чтобы ей выдали тело сына, и обращается за помощью к Ральфу, открыв ему наконец правду. Пожилой кардинал де Брикассар умирает от инфаркта, узнав о том, что рядом в течение ряда лет находился его собственный сын, а он об этом даже не подозревал.

Джастина также очень тяжело переживает смерть любимого брата. В этот период для нее главной опорой становится старый знакомый Лион Хартгейм, и через некоторое время молодая женщина соглашается стать его женой. Получив телеграмму о замужестве дочери, Мэгги еще раз мысленно вспоминает всю свою жизнь и приходит к выводу о том, что ни о чем не сожалеет, что всегда поступала так, как ей подсказывало сердце, а теперь житейский круговорот предстоит возобновить следующим поколениям, и это является абсолютно естественным.

Если верить британским ученым, то каждую минуту в мире продается два экземпляра романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». Книга прославила австралийскую писательницу, несмотря на то, что на ее счету 25 романов (последний — «Горькая радость» — вышел в 2013 году), самым известным стал именно роман о семье Клири и запретной любви Мэгги и отца Ральфа.

В центре романа — история австралийского семейства Клири. Кажется, что над ними тяготеет какой-то злой рок: мужчины трагически погибают, а те, кто остался жив, не продолжают фамилию Клири. Род постепенно вымирает. Читая книгу, я недоумевала: как может на обычных людей свалиться такое количество бед? Даже детство главной героини Мэгги нельзя назвать счастливым и беззаботным: ее не любили в школе; брат Фрэнк, ее единственный друг в семье, покинул родной дом и попал в тюрьму.

Под гнетом жизненных испытаний Клири стали настоящими стоиками, мужественно переносящими все невзгоды. Члены семьи научились сдерживать свои чувства, таково их воспитание. В тяжёлой семейной обстановке и Мэгги повзрослела очень рано. «Давние уроки она усвоила прочно, самообладание у нее было потрясающее, гордость неслыханная. Никто не должен знать, что с нею происходит, она не выдаст себя до конца; примеры всегда были перед глазами — Фиа, Фрэнк, Стюарт, а она той же породы и унаследовала тот же нрав», — и это в 15-то лет такая неженская твердость и выдержка!

С детства она была одинока, ей не с кем было поговорить по душам, кроме священника Ральфа де Брикассара. Девочка росла и хорошела на его глазах, много времени они провели вместе. Священник, увидев ее впервые маленькой девочкой, сразу начал относиться к ней по-особенному, не просто как к своей духовной дочке. И она в 15 лет признается себе, что «он ее друг, обожаемый кумир, новое солнце на ее небосводе».

В книге развертывается множество историй и сюжетных линий, но в центре повествования — роман Ральфа и Мэгги. Сам Ральф — обычный человек и, возможно, во многом не идеал священника: горд, честолюбив, мечтает о карьерном росте, порой бывает хитрым, жестоким и злорадным. Он умен и привлекателен, умеет очаровывать, красиво танцует на балу. Но в нем много качеств хорошего пастыря, он помогает людям, любит служить и находит в этом счастье. Он честен с собой и борется со своим влечением к Мэгги. Его внутренний конфликт гораздо более силен, чем у героини. И лично у меня вызывает уважение путь Ральфа в вере, несмотря на все падения, то есть мне важно не отсутствие ошибок, а их преодоление. Брикассар в финале уже не так самонадеян, как в начале своего служения.

33.007.564-e1445254372774.jpgГерои романа отчаянно ищут счастья, ради которого, по словам В. Г. Короленко, и создан каждый человек, «как птица для полета». Но счастье никак не хочет улыбаться страдающим героям. С другой стороны, вспомним эпиграф романа, который рассказывает об удивительно красивом пении птицы перед смертью на шипе терновника. «… Возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…»

В эпиграфе автор кратко выражает основную мысль книги, следовательно, Маккалоу утверждает: несмотря на тяжелую жизнь, главная героиня все равно, хоть миг, но была счастлива. Да, действительно, Мэгги и Ральф хорошо было вместе, но это далось им через грех. Трудно сказать, была ли сама писательница верующей (к сожалению, не нашла сведений об этом), но поразительна ее писательская интуиция: за грех должна быть расплата, а за большой грех — большая расплата.

Семья Клири не была религиозной, их вера сводилась к формально-обрядовой стороне. Мэгги знала основы католичества, но при этом «молитвы не приносили ей утешения и радости, а велениям церкви она подчинялась просто потому, что иначе пришлось бы после смерти вечно гореть в аду». Поэтому героиня не могла найти в вере ни облегчения, ни хотя бы простого объяснения, почему ей нельзя любить священника. Она даже бунтует против Бога и католической церкви, которая, по ее мнению, отняла у нее любимого мужчину. Но, читая про ее страдания, язык не повернется осудить героиню. Уверена: среди читательниц, особенно юного возраста, немного найдется тех, кто не проронил слезу над романом или сериалом по книге.

Конечно, Мэгги вышла замуж ради того, чтобы забыть Ральфа. Еще по сцене предложения понятно, что Мэгги по неопытности (в Дрохеде у нее не было общения с мужчинами за пределами своей семьи) перепутала любовь и простое половое влечение.

d25d55cb7a2b4a7cd980964779f97028-e1445253966198.jpgИнтересно сравнить отношения Мэгги с мужем Люком О’Нилом и с Ральфом. Если беременность и рождение дочери Джастины от мужа далось ей с большими муками, то беременность и рождение сына Дэна от Ральфа было легким. Если Джастина выросла строптивой и дерзкой, то Дэн унаследовал от отца духовную глубину и мудрость.

О «Поющих в терновнике» невозможно говорить, не сказав пару слов об экранизации романа. Фильм, на мой взгляд, хороший и точно отражает характеры героев. Как практически любая экранизация книги, она не отражает произведение на 100%, порой в таких картинах встречаются и выдуманные сюжетные повороты, какие-то детали опускаются и часто не отражаются внутренние переживания и изменения героев. Так, например, в фильме заметно смягчена сцена смерти Ральфа. Сама автор романа была в ужасе от телеверсии и очень резко о ней отозвалась.

Когда я читала книгу и смотрела фильм, у меня возникло впечатление, что Мэгги и Ральф были созданы друг для друга, автор подчеркивает это: их физическая близость только подтвердила духовное единство. Но они не могут быть вместе, и это обостряет и без того непростые отношения. Или, может, это просто встреча двух одиночеств? Ральф однажды признается, что не видел женской любви, не уверен даже, что его любила мать. То же самое испытывает и Мэгги. Смогли ли они быть вместе? Вопросы остаются открытыми… Каждый читатель и зритель решит их по-своему.

В материале использованы кадры из мини-сериала «Поющие в терновнике» (реж. Дэрил Дьюк, 1983 г.).

Используемые источники:

  • https://briefly.ru/makkalou/poiushchie_v_ternovnike/
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/o-chem-kniga-poyushhie-v-ternovnike-kolin-makkalou/
  • https://2mir-istorii.ru/knigi/193-poyuschie-v-ternovnike-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://sochinyalka.ru/2017/01/kratkoe-soderzhanie-pojushhih-v-ternovnike.html
  • https://www.matrony.ru/poyushhie-v-ternovnike-istoriya-silnyih-i-neschastnyih-lyudey/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт