«Мальчик в полосатой пижаме» — краткое содержание романа Джона Бойна

«Мальчик в полосатой пижаме» краткое содержание книги для читательского дневника Вы можете написать после прочтения ее сюжета.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн краткое содержание

Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как они вынуждены переехать, потому что у отца новое важное назначение по службе.

Бруно не особо понимает кем работает его отец. Он знает только, что отец военный и у Фюрера на него большие планы. Именно после ужина с Гитлером отец Бруно получает должность коменданта, и семья должна переехать в Аж-Высь (в действительности, Освенцим). Бруно не хочет уезжать, он не хочет покидать  свой дом, школу, своих друзей Даниэля, Карла и Мартина. Но мать говорит, что они не могут остаться.

Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Новый дом хуже старого — есть только три этажа, а вокруг нет других домов, магазинов, фруктовых и овощных лавок. Бруно надеется, что они пробудут в новом доме несколько недель, но отец дает понять, что они здесь надолго. Из дома в Аж-Высь Бруно видит лагерь, в котором заключенные носят полосатую пижаму.

Спустя несколько недель Бруно решает, что ему нужно найти какое-то развлечение, или он сойдет с ума. Он решает соорудить качели с помощью веревки и шины. Лейтенант Котлер, подчиненный отца, помогает ему и приказывает Павлу, еврею, достать шину из хранилища. Павел помогает ему, и вскоре Бруно счастливо качается, пока не падает на землю.

К счастью, Павел видит падение Бруно, несет его в дом и обрабатывает раны. Павел в их дом приходит, чтобы чистить овощи и прислуживать за ужином. Но Бруно узнает от него, что на самом деле он врач. Бруно не понимает почему врач работает на кухне, а не лечит людей. Вскоре после этого мать Бруно возвращается домой и узнает, что произошло. Она просит Павла, сказать коменданту, что это она обработала раны Бруно.

Бруно вспоминает, что хочет сталь исследователем и решает изучить странный проволочный забор.

Вдоль забора Бруно шел больше часа, но никого не видел. Но пройдя еще немного он встретил своего нового друга — еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Бруно рассказывает, что жил в Берлине, а Шмуэля, говорит что он из Польши. Шмуэль говорит, что его отец, дедушка и брат с ним по эту сторону забора, ну а где мать он не знает, ее отвезли в какое-то другое место. Бруно и Шмуэль разговаривают и становятся очень хорошими друзьями, хотя Бруно все еще не понимает кто люди по ту сторону забора и почему они там находятся, что они там делают.

Браун спрашивает об этом у отца. Но отец говорит, что это не люди. Сестра Гретель говорит брату, что это евреи. Но Бруно не понимает, почему они там и зачем.

Отец нанимает для детей учителя герра Литца. Он Бруно не очень нравится, так как заставляет учить историю и географию, которые Бруно мало интересуют. Ему нравятся книги и поэзия. Но учитель считает это пустой тратой времени.

Почти каждый день после уроков, если не идет дождь, Бруно идет к Шмуэлю и приносит ему еду. Часто он сьедает практически все по дороге, так как идти к месту встречи довольно далеко.  Бруно замечает, что Шмуэль становится все более и более тощим, иногда он видит даже синяки на его лице. Но Шмуэль не сообщает подробности о жизни в лагере, и Бруно так и не понимает что живет рядом с концентрационным лагерем.

Проходит больше года, как Бруно с семьей переехал в Аж-Высь. Он привык к новому месту, но о его дружбе с Шмуэлем никто не знает. Бруно решил это скрыть, так как не знал, как к этому отнесутся родители. Бруно уже даже забыл имена своих берлинских друзей. Ему приносили радость только встречи с Шмуэлем у ограды. Он конечно грустил, что они не могут поиграть, а могут только сидеть и разговаривать.

Однажды Бруно увидел Шмуэля на своей кухне, его привели чтобы он вымыл хрустальные рюмки перед днем рождения отца Бруно. Бруно ужаснулся, когда посмотрел на пальцы друга, они были очень худыми. Бруно решил угостить друга курицей. Но лейтенант Котлер пришел в ярость, когда понял, что Шмуэль что-то ел. Он посчитаел того вором. Шмуель сказал, что его угостил друг Бруно. Но Бруно, испугавшись, сказал, что он не знает этого мальчика.

Неделю после этого Шмуель не приходил на их встречи. А когда появился, то был весь в синяках. Бруно попросил прощения у Шмуэля и тот простил друга. Они продолжали регулярно встречались у ограды.

Когда в волосах Бруно и Гретель обнаружили яйца вшей, то сестре обработали голову, а все волосы Бруно состригли. Бруно был расстроен, что он выглядит как Шмуэль, только толще. Мать Бруно в конце концов убеждает отца вернуть их в Берлин и остаться без них. Мать понимает, что это не место для детей. Гретель обрадовалась переезду в Берлин. А Бруно не мог понять хочет он возвращаться? Своих друзей он забыл, а оставлять Шмуэля ему не хотелось.

В четверг Бруно решил сходить попрощаться со своим другом, ведь в субботу они должны ехать в Берлин. Однако, как выясняется, у Шмуэля беда: его папа пропал. Бруно решает пробраться в лагерь в пятницу, чтобы найти отца Шмуэля и провести исследовательскую работу, ведь он так и не видел как живет друг.

На следующий день, Шмуэль приносит Бруно полосатую пижаму. Бруно снимает свои вещи и складывает возле забора, а сам одевает полосатую пижаму и пролезает под забором в лагерь. Теперь он выглядит точно так же как и все узники. Увидев лагерь и измученных людей Бруно решает, что ему тут не нравится и решает немедленно вернуться домой. Но Шмуэль напоминает, что они должны найти его отца. Друзья ходили по лагерю больше часа, но так ничего и не узнали.

Когда Бруно уже хотел идти к ограде, то оказался с Шмуэлем  окружен группой заключенных на «марше». Вокруг заключенных шли солдаты, Бруно даже слышал выстрелы. Начался дождь… Бруно было холодно, он переживал, что опоздает на ужин. Их завели в теплое помещение и заперли там  (ни один мальчик не понимает что это газовая камера), они держатся за руки. В газовой камере Бруно приносит извинения Шмуэлю за то, что он не нашел его отца и говорит Шмуэлю, что он лучший друг на всю жизнь.  Свет гаснет, возникает хаос, и мы, к сожалению, знаем, что конец их истории не будет счастливым.

В последней главе рассказывается, как семья занимается поисками Бруно: в конце концов его мать и Гретель возвращаются обратно в Берлин, а отец остается в Освенциме. Однажды он понимает, что же случилось с его сыном.  Он идет к месту, где Бруно оставил свою одежду и с ужасом осознает, что случилось с его сыном, когда видит, что под сеткой можно пробраться на территорию лагеря.

Содержание:

Краткий пересказ

Повествование начинается со знакомства с семьей, которая проживала в большом трехэтажном особняке на одной из тихих, фешенебельных улиц Берлина. Хозяевами дома была семейная пара Ральф и Эльза, у них было двое детей:

  • сын Бруно;
  • дочка Гретель.

В связи с повышением отца все семейство оказывается в небольшом немецком городке, на его территории находится концентрационный лагерь. Ральфа назначают на должность начальника. Новое место сразу не нравится мальчику, оно мрачное, унылое и скучное. В населенном пункте отсутствуют школы, нет сверстников, поэтому не с кем даже поиграть во дворе.

Любознательность приводит Бруно к поселению, которое ограждено колючей проволокой. Его удивляет, что все люди, находящиеся на его территории, одеты в одинаковую полосатую одежду, которая внешне напоминает пижаму. Он принимает лагерь с пленными за своеобразную ферму, где живут и трудятся жители города. Он считает, что у них вполне благоприятные условия и при возможности они могут выходить и гулять.

От скуки он частенько прогуливался вдоль забора и однажды видит на другой стороне мальчика одного с ним возраста. Дети стали дружить, общаться и играть через забор в шашки. Глава семейства был категорически против того, чтобы его сын приближался близко к лагерю, поэтому Бруно старался скрыть свои прогулки и встречи с Шмуэлем.

Мать Бруно также не знала, что творится в лагере, она частенько жаловалась отцу на непонятный запах, который стоял в городе. После того как женщина узнала, что этот смрад разносится из печей, в которых сжигают тела военнопленных, она решила вернуться с детьми домой в Берлин.

Узнав о переезде, мальчик идет проститься со своим товарищем. При встрече он узнает, что у того случилась беда — у него пропал отец. Бруно решает помочь другу в поисках родственника, через подкоп он проникает на территорию лагеря, где переодевается в полосатую пижаму. Уже внутри он понимает, что это совершенно не ферма, он видит реальное положение вещей, как солдаты относятся к людям.

Подбадриваемый Шмуэлем, Бруно продолжает искать папу друга. Вскоре Ральф и Эльза обнаруживают пропажу сына, они начинают искать его повсюду, но не могут найти. Только через год семья обнаруживает подкоп у забора и вещи Бруно, к ним приходит осознание, что он погиб вместе с остальными узниками лагеря в газовой камере «Аж-Выси», как называл ферму сам мальчик.

Главные герои

В романе не так много действующих лиц, главных персонажей всего два. Автор дал им следующее описание:

  1. Бруно — девятилетний мальчик немецкого происхождения, он добрый и любознательный. В силу возраста не понимает, какие ужасы творятся вокруг него. Он увлекается книгами о приключениях и мечтает в будущем стать путешественником-открывателем. Ему все интересно, особенно его привлекает «ферма», обнесенная колючей проволокой, и мальчик Шмуэль, с которым он заводит дружбу.
  2. Шмуэль — сын часовщика и заключенный концентрационного лагеря. Он одно возраста с Бруно, поэтому они сразу сдружились. До войны мальчик жил в Польше, он отлично знает немецкий и польский языки.

В сюжете «Мальчика в полосатой пижаме» есть и второстепенные герои, каждый из них сыграл в жизни маленького Бруно свою роль. Вот кратко о каждом из них:

  1. Ральф — отец Бруно, карьерист, который всецело предан Вермахту, поэтому без зазрения совести соглашается на должность начальника концентрационного лагеря. Его не трогает смерть людей, но все полностью меняется после трагического случая с единственным сыном.
  2. Эльза — мать мальчика, она красива и эмоциональна. Женщина не знает, что именно творится в лагере по соседству, поэтому вначале проявляет пассивное недовольство, но позднее оно перерастает в настоящую истерию. Это состояние заставляет Ральфа впервые прислушаться к желанию супруги.
  3. Гретель — сестра Бруно, это обычная двенадцатилетняя девушка, которая любит кукол и наряды. Брат ее считает «безнадежным случаем» и задавакой. Их отношения трудно назвать хорошими, они часто ссорятся, только после гибели брата девушка понимает, как любила его, поэтому очень горько переживает его потерю.

Также на страницах упоминается горничная Мария и кухонный слуга Павел, который в прошлом работал доктором. В дом частенько приходил девятнадцатилетний лейтенант Курт Котлер, это очень жестокий молодой человек, поэтому Бруно его очень боялся.

Основная мысль и анализ

При создании романа автор не подозревал, какой фурор он произведет в мире. Книга собрала самые престижные литературные премии. В 2008 году по сюжету был снят фильм, который получил сразу несколько наград. Душераздирающая история о дружбе еврейского и немецкого мальчиков тронула людские сердца. Главная мысль, которую преследовал автор, показать на примере Бруно, что даже сына высокопоставленного германского офицера не пощадила война. Эта трагедия касается всех независимо от возраста, положения в обществе. Роман учит тому, что зло всегда возвращается, расплата за ужасные поступки обязательно наступит. Трагичная концовка произведения показывает это как нельзя лучше.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Повесть начинается с описания спокойной жизни девятилетнего ребенка Бруно, живущего в городе Берлине. Папа, служащий, офицер, носит на рукаве красного цвета повязку с черным крестом. По приказанию командира, семья перебирается на новое местожительство. Отец прикладывает все усилия, чтоб достигнуть высших чинов, и с радостью соглашается на подобное предложение, хотя остальные домочадцы остаются возмущенными данным перекочеванием.

Лагерь в «Ай-Выси», где носят полосатую форму, расположен не далеко от дома Бруно, и ребенок часто забегает туда, а жутко завидует ребятам, которые живут за колючей проволокой. Он как-то видел фильм про этот лагерь, где описывалось, как живут дети, чем они занимаются, во что играют, и ему жутко захотелось туда попасть. Бруно заводит дружбу с мальчиком, евреем, он живет в «Ай-Выси» и поражается его худощавости. Ведь не знает, что творится в этом лагере. И почему у того мальчика желтая нашивка в форме шестиконечной звезды? Отчего Шмуэля нельзя лишний раз проведать. Многое не доходило до ребенка. Бруно строго настрого запретили иметь любые отношения с тем еврейским мальчиком, но он все равно тайком, прибегал к нему, и в итоге он сам оказался в этом лагере.

Мальчик простодушен и до него не доходит, что происходит в лагере, но тот, кто читает эту книгу, давно уже представил все ужасы, которые творятся в этом лагере, хотя самим писателем про это не пишется ни слова. Папа Бруно был благодушен к уничтожению большого количества людей. В конце рассказа, все идет кувырком, он разводится, а еще через какое-то время берут под арест.

Бруно со своим другом задыхаются в газовой камере.

Оцените произведение: Голосов: 116

Читать краткое содержание Джон Бойн — Мальчик в полосатой пижаме. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Джон Бойн — Мальчик в полосатой пижаме

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Сказка о царе Салтане краткое содержание (Пушкин)

    Александр Сергеевич Пушкин написал «Сказку о царе Салтане» в 1831, и спустя год её увидели вышедшей в свет. Это и стало началом популярности, большой известности, ведь её полюбили многие читатели.

  • Краткое содержание Шукшин Алёша Бесконвойный

    Интересно, что главный герой (тот самый Алёша) не Алёша вовсе, а Костя и совсем не «бесконвойный». Он даже немного обижался на людей за это прозвище, которое означало безответственность и неуправляемость.

  • Краткое содержание Шукшин Сельские жители

    Маланья, строгая сельская женщина, получив письмо от сына, собирается ехать погостить к нему в далекую и неизвестную Москву. Сына с матерью разделяет огромное расстояние, Маланья живет в Сибири в глухой деревушке, поэтому сын просит мать сесть на самолет.

  • Краткое содержание Колымские рассказы Шаламова

    В общей сложности Шаламов провёл в заключении семнадцать лет, о чём он и создаёт свой сборник «Колымские рассказы»

  • Краткое содержание Киплинг Откуда у кита такая глотка

    Когда-то давно в море жил кит. Он плавал и питался любой рыбой, которая только встретиться ему на пути. Из-за его большого аппетита не осталось почти рыб, кроме одной, Малютки-Колюшки.

«Мальчик в полосатой пижаме» — душераздирающая драма режиссера Марка Хермана. В основе фильма лежит история дружбы еврейского мальчика и сына коменданта концлагеря, изложенная в одноименном романе Джона Бойна, который в 2007 году стал мировым бестселлером. Война — это всегда трагедия, но ничто не заставляет так сильно сжаться сердце, как присутствие на войне детей. Но это не просто очередной фильм о Второй мировой. Это уникальная история, в которую автором книги и создателями кинокартины был заложен особый смысл. Какой? Давайте разберемся.

Содержание

О чем фильм «Мальчик в полосатой пижаме»

Главным героем картины является восьмилетний мальчик по имени Бруно, который вынужден покинуть родной Берлин и вместе с семьей перебраться в небольшой немецкий городок. Причиной переезда становится повышение отца мальчика. Теперь Бруно сын одного из руководителей концентрационного лагеря. Этот городок не нравится мальчику, так как там скучно, мрачно и уныло. Даже нет сверстников, чтобы играть во дворе. Вскоре Бруно находит что-то странное — поселение, в котором на всех жителях надеты полосатые пижамы. Пропаганда сильно влияла на граждан Германии, поэтому Бруно видел немало идеологических фильмов. На их основе он сделал вывод, что люди в пижамах живут на своеобразной ферме, где они работают и живут во вполне благоприятных условиях, где их свободу ничто не ограничивает. От нечего делать герой часто прогуливается у забора этой «фермы» и во время одной из прогулок знакомится с мальчиком по имени Шмуэль, который является его одногодкой. Дети начинают дружить, общаются, играют в шашки через забор. Отец Бруно не поддерживает поступки сына, и мальчику приходится скрывать свои прогулки к лагерю. Но не только немецкие дети ничего не знают об истинных ужасах войны. Мать Бруно часто жалуется на непонятный запах в городке. Когда она узнает, что так пахнут сжигаемые в крематориях тела, то решает немедленно забрать детей как можно дальше отсюда. Бруно идет на встречу с другом, чтобы попрощаться. Но у Шмуэля случилась беда — исчез папа. Бруно понимает, что не может оставить друга в таком положении. Через подкоп он проникает за забор и переодевается в полосатую пижаму. Мальчик начинает понимать, как сильно отличаются его мысли о «ферме» и реальное положение вещей. Подбадриваемый Шмуэлем, Бруно продолжает поиски пропавшего отца. Когда родители Бруно бьют тревогу о пропавшем сыне, тот вместе с другом и другими узниками погибает в газовой камере.

Смысл фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

Эта трагедия прежде всего о том, какая страшная и безжалостная вещь — война. Она не щадит ни одну из сторон, ни детей, ни взрослых, ни военных, ни гражданских. За тысячи лет истории люди так и не вынесли главный урок: нет ничего хуже войны. Но есть вещи сильнее ее. Это свет детской души, ее благородство и чистота порывов. Бруно и Шмуэля сблизили возраст, одиночество и детская наивность. Но их дружба оказалась настолько крепкой, что Бруно рискнул шагнуть в неизвестный мир и не отступил, даже когда узнал его истинную сущность.

Важно обратить внимание, что это дружба не просто свободного мальчика с заключенным. Это дружба немца и еврея. Одним из посылов фильма является осуждение разделения людей на высших и низших по национальному признаку. С помощью пропагандистских фильмов Гитлер смог убедить свой народ в том, что все без исключения евреи несут зло и мешают построению их великого государства, в котором у всех все будет хорошо. Маленький Бруно хоть и воспитывается в условиях идеологии, не спешит слепо ей верить. Сначала он опасался Шмуэля, но потом понял, что тот совершенно безопасен и начал подвергать критике слова и действия домочадцев. Показательным персонажем выступает и мать Бруно Эльза. Она ничего не знала об ужасах, которые происходят недалеко от их дома, о том, что за дым идет из труб. А когда ее муж начал приводить доводы, она осталась верна убеждению, что нельзя построить счастья на чужом несчастье. Таким образом фильм показывает нам, что не все немцы являлись фашистами и что они в каком-то роде также жертвы — жертвы тотальной промывки мозгов. Взять хотя бы сестру Бруно. Она оставила своих кукол в подвале и украсила стены плакатами с нацистской символикой в предвкушении лучшего будущего.

Главным героем стал именно ребенок из-за детского стремления понять, где добро, а где зло. Вместе с ним зритель должен посмотреть на ситуацию с третьей стороны и понять, что везде есть хорошее и плохое, что в самой страшной войне за историю человечества пострадали все. Что самым страшным монстром на планете является сам человек. И нет никого благороднее человека.

Смысл финала фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

Нет ничего хуже фильмов с плохой концовкой. Но при всем желании было бы лицемерно дать такой истории счастливый финал. Потому что в итоге война не щадит никого. Даже сын одного из руководителей концентрационного лагеря не смог спастись от ее разрешающей силы. Из фильма мы должны вынести такой урок: нет ничего ценнее мирного неба над головой и надежного друга рядом; нет ничего ужаснее слепой ненависти, уверенности в своем праве вершить судьбы.

  1. Краткие содержания
  2. Разные
  3. Мальчик в полосатой пижаме (Бойн)

Девятилетний мальчик – Бруно, вместе со своей семьей переезжает из роскошного дома в центре Берлина в новое место. Несмотря на недовольство всей семьи, его отец – строгий и жесткий человек, намерен продвигаться по карьере военнослужащего и принимает приказ фюрера стать комендантом концлагеря в Польше. Вся семья приехала на поезде в Аш-высь и заселилась в новый дом.

Бруно заметил из окна своей комнаты, что вдалеке есть очень большое количество людей в одинаковой одежде, но он не имел представления о том, кто они такие. Он играл в исследователя, бродил по территории, увидел нескончаемый забор из колючей проволоки и познакомился с мальчиком, который стоял за этой оградой. Это был Шамуэль — его новый друг, у которого день рождение было в тот же день, что и Бруно. Мальчик был в полосатой пижаме, босой, худой, с очень большими и грустными глазами. Бруно стал ежедневно приходить к месту, где встретил Шмуэля в одно и то же время и иногда приносил еду. Бруно еще был мал и не знал, что за люди живут за забором и как они живут.

Как-то раз Бруно увидел Шмуэля у себя на кухне, чистящим стеклянные рюмки. Бруно угостил друга тремя кусками сочной курицы. Это заметил лейтинант и наказал Шмуэля. Бруно так испугался, что не смог признаться, что сам дал курицу мальчику.

Старшая сестра –Гретель, объяснила брату, кто такие евреи и почему их держат всех в этом месте. Бруно попросил прощения у мальчика за то, что струсил и  не смог заступиться за него.

У детей появились вши. Когда Бруно обрили наголо, то он стал очень похож на Шмуэля. Мать не могла больше находиться в ужасном доме, и уговаривала мужа отпустить ее и детей обратно в Берлин, потому что в такой атмосфере невозможно воспитывать детей. Отец неохотно принял решение отправить их.

Перед днем отъезда Бруно дошел до места встречи с другом, аккуратно сложил свою одежду перед оградой, переоделся и отправился со Шмуэлем на территорию концлагеря. Их окружили солдаты, загнали вместе с другими заключенными в газовую камеру и убили.

Отец долго искал сына, мать и сестра, отправившись в Берлин ждали Бруно там. Солдат нашел вещи Бруно у ограды и сообщил коменданту. Когда тот понял, что произошло с сыном, он сошел с ума.

Читательский дневник.

<glav>Другие произведения автора:</glav>← Сказка Царевна Несмеяна↑ РазныеСказка Терешечка →

Мальчик в полосатой пижаме (Бойн). Читательский дневник

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/malchik-v-polosatoy-pizhame-kratkoe-soderzhanie/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/malchik-v-polosatoy-pizhame.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/dzhon-bojn-malchik-v-polosatoj-pizhame
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-film/o-chem-film-malchik-v-polosatoj-pizhame/
  • http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/malchik-v-polosatoj-pizhame-bojn-roman

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт