ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 на тему «Ответственность»

С давних времён учёные, философы и писатели размышляли над вопросом «Что такое ответственность», поэтому для сочинения ОГЭ по русскому языку на данную тему не составит труда найти аргументы из литературы и жизни. Аргументация собственных мыслей – необходимое условие написания экзаменационной работы. Команда сайта Литеровед постаралась собрать наиболее актуальные примеры в одной подборке, и мы рады представить её вашему вниманию.

Содержание

Проблема

Значение ответственности в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Что такое ответственность? Понятие ответственности можно рассматривать с разных сторон, но одно остаётся неизменным: человек вправе самостоятельно принимать решения и совершать действия согласно своему мнению и предпочтениям, но он обязан отвечать за их последствия, не перекладывая свою вину на других. Каждый из нас ежедневно сталкивается с ответственностью, проявленной в той или иной мере. Многие сферы деятельности предполагают повышенную степень ответственности, например профессия доктора, спасателя, пожарного, судьи, воспитателя, учителя и др. От принятия их решений зависит чья-то жизнь, они в ответе не только за себя, но и окружающих.

Аргументы

  1. Ответственность – это умение отвечать за свои поступки, действия и слова.
  2. Ответственные люди никогда не подведут.
  3. Ответственный человек всегда держит своё слово.
  4. Ответственность – качество человека с сильным характером.
  5. Ответственность воспитывается в человеке с раннего детства.
  6. Необходимо ответственно относиться к семье, дружбе, работе, обществу и Родине.
  7. Родители несут ответственность за своих детей, до тех пор, пока не вырастят их.
  8. Многих людей страшит чувство ответственности.
  9. Умение отвечать за свои поступки характеризует человека как взрослого, серьёзного и самостоятельного.
  10.  Ответственные люди всегда вызывают доверие, потому что на них можно положиться в любой ситуации.

Эпитеты к слову «ответственность»

Синонимы к слову «ответственность»

Обязанность, обязательство, долг, порука, значимость, важность, весомость, значительность, значение, авторитетность, ценность, достоинство, надёжность.

Примеры из художественной литературы

  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце».

В основе сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» лежит эксперимент профессора Преображенского, который состоит в пересаживании человеческого гипофиза собаке. Этот эксперимент дал неожиданный результат, собака стала превращаться в человека. Следует отметить, что и внешность и характер пёс унаследовал от своего донора вора и пьяницы Клима Чугункина. Со временем Шарик превратился в безнравственное подобие человека, способное на любую подлость.

М.А. Булгаков поднимает в повести проблему ответственности за свои поступки. Образ профессора Преображенского – это образ учёного, который мог жить в любое время, в любую эпоху. Он раскаивается за содеянное, и пытается исправить свою ошибку, ведь понимает, что ответственность за поступки его подопечного лежит именно на нём самом. Профессор понимает, что Полиграф Полиграфович угрожает не только ему самому, но и всему обществу. Поэтому повторная операция – это проявление осознания своих ошибок и желание их исправить.

Если бы Преображенский сразу понимал личную ответственность за свои поступки – это уберегло бы его от таких смелых опытов, представляющих угрозу для окружающего мира. Необдуманные поступки всегда влекут за собой серьёзные последствия. Тема, поднятая Булгаковым актуальна в наше время, как никогда. Ведь прогресс не стоит на месте и человек должен нести ответственность за свои действия и их возможные результаты, будь то социальный эксперимент, технологический или медицинский.

  1. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

В своей повести-сказке «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери поднимает множество проблем, но самой основной является проблема ответственности. Здесь рассматривается ответственность человека за свои поступки, слова и даже мысли. Рассказчик научился этому от одного своего друга – маленького принца, который прибыл с другой планеты. Принц очень ценил свой дом: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Он знал свои обязательство и был верен долгу, но главный урок ответственности ему преподал Лис, который попросил принца приручить его. Лис объяснил принцу, что лишь приручив кого-то можно познать истинную дружбу и наполнить жизнь смыслом. Это не так просто – приручить, но только так можно избавиться от одиночества. Появляется кто-то, кого нет роднее в целом свете, в этом человеке и заключается счастье. Но самый важный секрет, который открыл принцу Лис, заключался в том, что мы несём ответственность за тех, кого приручили. Привязанность – это не только безграничная радость, но и большие обязанности. Тот, кого мы приручили – зависит от нас, нуждается в нас. Поэтому мы обязаны заботиться и оберегать того, чью любовь получили.

Казалось бы, ничего нового Лис не поведал, но почему-то все очень часто об этом забывают. Маленький принц после услышанного понял, что его роза самая лучшая, потому что она принадлежит именно ему: «Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра …Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя». Слова Лиса помогли понять принцу, как сильно он любит свою розу и, что он должен обязательно к ней вернуться, ведь она слаба, беззащитна и очень в нём нуждается.

Антуан де Сент-Экзюпери хотел напомнить людям то, что они и так знают, но не хотят этого помнить. У каждого из нас есть ответственность, и только осознав её можно стать истинно счастливым человеком.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Для главного героя романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» брак был слишком большой ответственностью, которая ему не по плечу. Он боялся взять на себя ответственность за близкого человека, любовь для Евгения – это всего лишь выгода в будущем, расчёт. Семейная жизнь для него символизировала потерю свободы, внутренней и физической. Обязательства пугали главного героя, он не был готов считаться с чужими интересами и посвятить себя другому человеку. Получив любовное признание от Татьяны, Онегин не думал о её чувствах, он думал только о себе. Он считал, что поступил благородно, образумив неопытную девушку. Такая любовь была ему неведома.

Татьяна Ларина, напротив, понимала чувство ответственности сполна. Выйдя замуж, она обрела всё то, о чём мечтали представительницы высшего света: богатство, положение в обществе, влиятельного мужа. Теперь она княгиня, желанный гость всех модных салонов и настоящая светская дама. И, тем не менее, Татьяна всей душой стремилась обратно в деревню, в свою прежнюю тихую жизнь. Однако она в полной мере осознаёт свои обязательства и остаётся преданной женой до самого конца. Чувство долга и уважение к мужу для главной героини превыше собственных чувств, поэтому она отвергает Онегина, хотя и любит его. Сам Евгений, поняв совершённую ошибку, пытается вернуть то, от чего отказался, но это уже невозможно.

Примеры из жизни

  1. По моему мнению, чувство ответственности образуется в раннем детстве. Его прививают нам родители. Когда я была ещё совсем маленькой, мы с папой забрали домой маленького голодного котёнка, который пытался спрятаться от дождя под кустом. Мы сделали хорошее дело, помогли беззащитному животному. Накормили его, дали ему крышу над головой, заботу. Но, случилось непредвиденное. У моей мамы никогда раньше не было аллергии на котов, но видимо в связи с тем, что она была беременна на тот момент моим младшим братиком, появилась аллергическая реакция на шерсть. Она вначале терпела, но спустя сутки самочувствие значительно ухудшилось. Мы понимали, что котёнка нельзя больше оставлять, но уже появилось чувство ответственности за животное, которое мы приютили. Мы с папой долго искали ему новый дом, и в результате наши поиски окончились успехом. Нам даже разрешили навещать котёнка периодически. Уже много лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню это чувство, до тех пор неизведанное, которое называют ответственностью.
  2. Только благодаря осознанию возложенной на него ответственности за судьбу своего народа М.И. Кутузов смог привести русскую армию к победе. В начале Отечественной войны 1812 года он был избран руководителем петербургского и московского ополчений, а позже императорским приказом назначен главнокомандующим всех российских войск. Кутузов был во главе русской армии во время Бородинского сражения, он не мог оставить вверенных в своё управление людей одних на поле боя. Он всегда находился рядом в опасных сражениях, чувствуя ответственность за судьбы солдат, исполняющих его приказы. Именно Кутузовым было принято решение оставить Москву и дать возможность Наполеону захватить город, практически уничтоженный сильным пожаром. Этот ход позволил в дальнейшем великому полководцу выиграть Отечественную войну. За эту победу ему был пожалован титул князя Смоленского. В отличие от большинства военных командиров, Кутузов не считал, что судьба войны решается главным сражением, уносящим, как правило, большое количество жизней. Его очень часто упрекали в нерешительности, но эта тактика всегда срабатывала. Если бы в противостоянии с Наполеоном Кутузов устроил такую битву, погибла бы большая часть русского войска и война неизбежно была бы проиграна. А отступление позволило сохранить человеческие жизни и одержать победу.

Народная мудрость

  1. «Кто в деле, тот и в ответе». В данной пословице говорится о том, что тот, кто участвует в каком-либо деле, обязательно несёт ответственность за свои действия.
  2. «Кто заварил, тот и расхлёбывает». В этой пословице идёт речь о последствиях, за которые нужно нести ответственность. Кто виновник происходящего, тот и должен понести наказание.
  3. «Первый в совете – первый в ответе». В этой пословице говорится о том, что дав совет, мы за него в ответе. Когда кто-то влияет на чужую жизнь, должен осознавать свою ответственность.
  4. «Хорошо жить в почёте, да ответ велик». Смысл данной пословицы заключается в том, что большие привилегии несут за собой и большую ответственность. Быть в почёте – непростая работа.
  5. «Один нагрешил, а все отвечают». Этой пословицей наши мудрые предки хотели сказать, что часто нам приходится нести ответственность не только за свои поступки, но и за поступки близких людей.
  6. «Чего недосмотришь, за то и ответишь». В данной пословице идёт речь об ответственности и контроле. Если что-нибудь упустить, отвечать придётся в первую очередь самому.
  7. «Назвался груздем – полезай в кузов». Смысл данной пословицы заключается в том, что мы всегда в ответе за свои слова. Сказав что-либо, мы несём за это ответственность.
  8. «Ответ на том, кто приказывает». В этой пословице идёт речь об ответственности руководителя. Людьми управлять не просто, это требует большой ответственности.
  9. «Отвечай за то, что сам совершил». Этой пословицей наши предки призывали народ отвечать за свои поступки. Каждый должен нести ответственность за свои действия.
  10.  «Моя хата с краю – ничего не знаю». В данной пословице идёт речь о безответственных людях, которые не хотят отвечать за свои поступки.

Афоризмы

  1. «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть». Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считал, что на плечах каждого человека, наделённого властью, лежит ответственность за принимаемые решения. Ведь от них зависят судьбы многих людей.
  2. «Отдав свою судьбу в чужие руки, он снял с себя всякую ответственность за собственное существование». Американский писатель Джек Лондон считал, что легко снять с себя ответственность, отдав судьбу в чужие руки. Гораздо сложнее отвечать за свою жизнь самостоятельно.
  3. «Все легко дают советы, но немногие берут за них ответственность». Древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит говорил, что легко дать совет, гораздо сложнее дать обдуманный совет, за который советчик будет нести ответственность.
  4. «Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем». Французский писатель и создатель жанра классической комедии Мольер считал, что люди в ответе не только за свои поступки, но и за своё бездействие. Лень и безделье, по его мнению, это человеческие пороки, с которыми необходимо бороться.
  5. «Ответственность каждого гражданина – задавать вопросы власти». Знаменитый американский политический деятель Бенджамин Франклин считал, что каждый гражданин несёт ответственность за будущее своего государства, поэтому он обязан требовать и спрашивать у власти то, что считает необходимым.
  6. «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее». Выдающийся ирландский драматург Джордж Бернард Шоу писал о том, что люди боятся свободы из-за большой ответственности. Свободный человек сам в ответе за свою жизнь и это многих пугает.
  7. «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». Великий русский писатель Ф.М. Достоевский считал, что каждый человек в ответе за происходящие в мире события. По его мнению, мы сами создаём будущее, которое касается не только нас, но и окружающих.
  8. «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Советский писатель Ф.А. Искандер считал, что настоящая ответственность может принадлежать только одному человеку, так как нельзя испытать истинное чувство стыда за чужие проступки.
  9. «Если не хочешь навлечь на себя беду, всегда разделяй ответственность». Бразильский писатель и поэт Паоло Коэльо говорил о том, что безответственность всегда влечёт за собой беды. Человек должен знать и понимать свою ответственность, иначе его жизнь не состоится должным образом, по мнению Коэльо.
  10.  «Как только вы возлагаете на кого-то всю свою ответственность, вы, сами того не зная, отдаёте и всю свою свободу». Индийский духовный лидер Ошо говорил, что необходимое условие свободы человека – это его ответственность за свои мысли и поступки. Если мы перекладываем на кого-то эту ответственность, то лишаемся своей свободы.

Содержание:

Определение термина

Когда говорят, что человек должен быть ответственным, обычно понятно, какое качество имеется в виду, но растолковать значение термина могут не все. Не исключены ситуации, в которых детям и взрослым приходится понимать это слово, основываясь на личном опыте и своих представлениях. Однако стоит заглянуть в словари, чтобы понять: в целом трактовка однозначна и ясна.

Так, Ушаков поясняет, что под ответственностью следует подразумевать такое положение гражданина, при котором он обязан отчитываться о своих поступках или понимать, к каким последствиям они могут привести.

Ожегов предлагает более узкое толкование. По его версии термин означает только то, что человек должен отдавать отчёт другим, например, вышестоящим чинам. Об ответственности перед собой Сергей Иванович речь не ведёт.

Примерно такие же определения дают другие словари. Детали могут различаться, но суть одна: ответственность — это необходимость отвечать за совершённые действия или бездействие, а также за наступившие последствия. По мнению Дж. Локка и некоторых других учёных, в определённом контексте термин приобретает негативную коннотацию и по значению может быть приближен к слову «вина». При других обстоятельствах оценочные оттенки будут нейтральными или положительными.

На практике этим термином часто характеризуют людей. Тот, кому присуща ответственность, способен осознавать последствия своих действий. Есть и другой вариант, с помощью которого выражают обязанность личности понимать, к чему приведут те или иные поступки. Это немного разные значения одного и того же слова. Человек, которому свойственна ответственность, обладает такими характеристиками:

  • интеллектуальная развитость;
  • рациональность;
  • сознательность.

Разумное отношение к своим действиям проявляется в том, что гражданин поступает не спонтанно, а обдуманно. При этом он способен проявлять инициативу, находить выход из сложных ситуаций, доводить начатое до конца и проявлять инициативу там, где это действительно нужно.

Ответственные люди наиболее полезны для общества. Обычно они аккуратны, честны и старательны. У таких личностей хорошая репутация, которая складывается годами. Это хорошие супруги, родители и дети, на них можно положиться в сложной ситуации.

Особенности поведения ответственных людей

Можно знать, каким набором качеств должен обладать ответственный гражданин, но этого недостаточно, чтобы стать таким самому. Для выработки правильного поведения следует понимать, что отличает подобную личность от прочих. Умение распознать «правильных» людей полезно ещё и потому, что оно поможет обзавестись настоящими друзьями и надёжными знакомыми.

Женщинам способность различить ответственность и безответственность будет полезна при поиске спутника жизни.

Примеры разумного поведения встречаются довольно часто. Каждый может найти в своём окружении тех, кто серьёзно подходит к рабочим, бытовым и общественным обязанностям. Таким личностям свойственно не бежать от проблем, а находить решения. Они не винят правительство, начальство, родственников, а по мере сил и возможностей стараются сделать что-то сами. В случае неудачи работник, супруг или родитель не станет отчаиваться, а будет пробовать новые методы. Типичные варианты поведения:

  • понимание и признание своих ошибок;
  • соблюдение сроков;
  • самостоятельное исправление промахов;
  • оправдание возложенного доверия;
  • следование данным обещаниям;
  • чёткое исполнение поручений.

Соответствовать всему этому — значит, быть ответственным. Как правило, человек, наделённый такой характеристикой, ведёт себя с чувством собственного достоинства и не забывает о долге перед обществом и родиной.

Личностная характеристика

Кроме особенностей поведения, заметных на бытовом уровне, есть и другие. Они определяют судьбу человека. Для ответственного характерно следующее:

  • понимание смысла жизни;
  • уверенность в себе;
  • стремление к справедливости;
  • умение распоряжаться временем и личной свободой;
  • позитивный настрой;
  • жизнелюбие;
  • способность достигать великих целей.

Умение контролировать эмоции и не сказать лишнего — ещё одна черта, по которой легко распознать ответственную личность. Ключевая нравственная характеристика — хладнокровие, особенно когда речь идёт о работе. Сложно сделать задание в срок, если периодически возникают помехи, нет сил или настроения.

Человеку, осознающему последствия срыва сроков, вряд ли что-то помешает настолько, что он опоздает или не сумеет закончить начатое. Сотрудники, обладающие столь ценным качеством, умеют предусматривать разные варианты развития событий. Кроме того, они способны использовать отведённое время максимально эффективно, однако не стремятся уходить домой раньше положенного.

К умению предусматривать множество мелочей добавляется искреннее желание улучшить мир хотя бы вокруг себя.

Без лишних рассуждений работник, поступающий осознанно, помогает окружающим, и не всегда это заключается в выполнении работы за других. Скорее, ответственная персона служит для остальных примером для подражания, идейным вдохновителем, стимулирующим к активным действиям. Нужно понимать, что цель такого поведения заключается не в поощрении или боязни понести наказание, а в наслаждении результатами труда. Человеку приятно видеть, что благодаря его деятельности, мир становится чуть-чуть лучше.

Людей, обладающих ответственностью, можно распознать ещё в школе. Они помогают товарищам, часто бывают старостами класса, читают много книг вне школьной программы. Такие дети способны самостоятельно проводить анализ сложных произведений и приводить аргументы, их высказывания обычно взвешены и объективны.

Психологические аспекты

Есть несколько видов факторов, способствующих формированию столь важного качества. Психологи делят их на характерологические, мотивационные, познавательные и ситуативные. Это означает, что стимулирующее влияние на механизм контроля оказывают не только природные качества личности, но и обстоятельства. В ситуации, когда за срыв сроков начальство жёстко наказывает, любой постарается выполнить поручение вовремя или даже раньше. С другой стороны, удовольствие от проделанной работы люди испытывают независимо от того, полагается ли за успех поощрение. Для зрелой личности завершение дела само по себе является наградой.

Проблема ответственности обостряется и в случаях, когда приходится делать выбор, например, отстаивать точку зрения или отказаться от неё в угоду общественному мнению. Ведь если придерживаться занятой позиции, за неё придётся отвечать, а перед кем именно — это уже другой вопрос. Например, перед начальством, родственниками или собой.

Примеры в литературных произведениях

В литературе примеров ответственности можно найти очень много, и сегодня на эту тему пишутся произведения. Основная мысль, которую авторы хотят донести до читателей, заключается в том, что необдуманный поступок может причинить страдания окружающим. В этом отношении интересен роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. Наташа Ростова поступает плохо по отношению к Андрею Болконскому, когда влюбляется в пустослова и гуляку Анатоля Курагина. Впоследствии она остаётся одна, будучи беременной. Так происходит потому, что Болконский тоже поступает с ней безответственно, но понимает это только после ранения, незадолго до смерти.

Ещё один пример — Евгений Онегин, герой одноимённого романа А. С. Пушкина. Он не задумывается о последствиях своих поступков и совершает подлость по отношению к Татьяне. Когда к молодому человеку приходит раскаяние, оказывается, что уже ничего нельзя исправить: Татьяна вышла замуж за другого.

Есть произведения, в которых герои вовремя осознают степень своей безответственности. Пример — басня Л. Н. Толстого, в которой пишется о том, как молодые отсадили деда за печь, чтобы он не портил аппетит своим видом. Так как старик разбил чашку, его кормили из лоханки. Это было совершенно непонятно маленькому мальчику.

Играя на полу, ребёнок принялся складывать приспособление из дощечек, а на вопрос родителей ответил, что это будет лоханка. Из неё родители станут есть, когда постареют. Тогда отец с матерью устыдились. Эта басня повествует именно об ответственности, причём мораль лежит на поверхности: с людьми нужно поступать так, чтобы не причинять им боль.

Если человек понимает, что нужное качество отсутствует или развито слабо, он должен учиться оценивать поступки, отвечать за них и видеть не только собственные желания, но и потребности окружающих. Без этого сложно быть полноценным членом общества.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Автор: · 19.03.2018

Аргументы из литературы

  1. (53 слова) Примечательным примером является всем знакомая история Маленького Принца, написанная Антуаном де Сент-Экзюпери. То, как герой тщательно ухаживает за своей планетой, как он бережет свою розу – это и есть ответственное отношение к окружающему миру. Без него бы все погибло, каждое растение на планете в нем нуждается и зависит от его внимания и любви.
  2. (43 слова) Мы несем ответственность за каждый наш поступок, и об этом всегда следует помнить. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко иллюстрирует нам последствия безответственных поступков. Совершив хладнокровное убийство, Родион Раскольников расплачивается каторгой и тюрьмой, а самое главное — бесконечным мучением совестью.
  3. (56 слов) Вспоминая образ Андрея Соколова в рассказе М. Шолохова «Судьба человека», можно выделить важный вид ответственности — ответственность за судьбу Отечества. Он чувствует, что ему необходимо быть там, где он особенно нужен, там, где решается судьба русской земли. Несмотря на то, что никогда не был военным, герой берет в руки оружие и до последнего обороняет страну.
  4. (48 слов) Ярким примером того, как пустые слова и безответственные поступки могут причинить боль, является произведение Н. И. Карамзина «Бедная Лиза». Играя с чувствами молодой девушки, Эраст обманул и предал ее. Оставшись наедине со своим горем, Лиза совершает самоубийство. Потом ее возлюбленный мучился всю жизнь, что доказывает необходимость ответственности.
  5. (50 слов) Вмешиваясь в природу, человек обязан полностью отвечать за содеянное. Научное достижение профессора Преображенского из рассказа «Собачье сердце» М. А. Булгакова подтверждает то, что порой сами ученые могут стать жертвами своих же экспериментов. Понимая, что Шариков угрожает ему и всем окружающим, герой губит карьеру, но исправляет ошибку, уничтожая свое открытие.
  6. (40 слов) Прекрасный пример ответственности за своих родных мы видим в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей». Потерпев ужасную катастрофу, герой переживает за близких, которые так сильно нуждаются в нем и тревожно ждут его дома, а не о своем личном спасении.
  7. (47 слов) Мы несем ответственность за свои обещания, за каждое слово. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна, несмотря на не прошедшую любовь, не переступает через свои нравственные устои. Она остаётся верна своему супружескому долгу, потому что раз и навсегда взяла на себя ответственность перед своим мужем.
  8. (53 слова) В рассказе Куприна «Куст сирени» главная героиня взяла на себя ответственность за семейное будущее. Ее супруг поставил на чертеж кляксу, но объявил профессору, что это куст. Провалив экзамен, Николай опускает руки, но Вера не сдается и сажает сирень на указанном месте. Так, женщина помогла мужу пройти через испытание, ответственно подойдя к решению проблемы.
  9. (44 слова) В произведении «Слово о полку Игореве» безымянного автора читатель проникается важностью понимания своего общественного долга. Ответственность за судьбу Родины, патриотизм — это неизменные ценности любого народа во все времена, о которых нам непременно нужно помнить. Именно этому учит «Золотое слово» Святослава, напутствующего других князей.
  10. (48 слов) В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова мы встречаем олицетворение трусости в персонаже прокуратора Иудея Понтия Пилата. Не желая участи философа, он отправляет на страшную казнь невинного Иешуа. Он забыл о том, что несет ответственность за совершенные ошибки. Из-за этого он был обречен на вечную пытку.

Примеры из жизни, кино и СМИ

  1. (56 слов) Приведу пример из личной жизни. Работая на высоких должностях, моя бабушка была в делах с утра и до поздней ночи. В ответ на постоянные вопросы о том, как она все успевала, она отвечает очень кратко: «Просто есть слово надо». Если человек за что-то берется, то это надо выполнить, как положено – таков закон всех успешных людей.
  2. (54 слова) В одной газете я прочитал, как человек работает на Беломорканале. Там тяжелые условия, маленькая зарплата, нет даже магазина поблизости, но, тем не менее, он следит за состоянием своего поста и обеспечивает функционирование канала. Журналистам он объяснил, что просто чувствует ответственность за все это, а потому не уезжает оттуда и не бросает свое ремесло.
  3. (79 слов) Основанный на реальных событиях фильм «По соображениям совести» Мела Гибсона презентует легендарную историю героя войны Десмонда Досса. Совершенно без оружия, санитар Десмонд, снова и снова подвергая себя смертельной опасности, разыскивал тех, кому нужна его помощь. Несмотря на многочисленные ранения, он эвакуировал всех раненных с линии огня. И в итоге, проявив несказанную отвагу и ответственность, Десмонд спас 75 человек. В фильме также прозвучала документальная вставка его слов: «Тогда я молил Бога только об одном. Спасти хотя бы ещё одного!»
  4. (73 слова) Брайони Таллис, героиня замечательного фильма Джо Райта «Искупление», обвиняет молодого человека своей сестры в ужасном преступлении, к которому он не имел никакого отношения. Данное заявление полностью изменило судьбу влюбленных, и в конечном итоге они оба погибают от рук Второй мировой войны. Брайони на протяжении всей жизни будет нести этот тяжелый груз ответственности и, став писательницей, она напишет роман «Искупление», в котором она подарит счастье, а самое главное — время, для двух разлученных судеб.
  5. (52 слова) Как-то раз мой приятель приютил котенка на даче. Он спас его из воды и выкормил с ложечки, и в конце лета тот вырос красивым и пушистым котом. Однако у его мамы была аллергия, и родители не разрешили взять питомца. Тогда он потратил кучу времени, чтобы устроить животное. Это и есть ответственность.
  6. (54 слова) Одними из самых ответственных людей в мире являются врачи. Их ответственность заключается в каждом движении руки, в профессионализме и чёткости верных действий. Таков был и тот медик, который спас жизнь моему другу, попавшему в автокатастрофу. Теперь семья мальчика каждый год поздравляет врача и приглашает в гости, ведь он стал для ребенка вторым отцом.
  7. (48 слов) Каждый из нас в ответе за экологию планеты. Мы обязаны нести ответственность за природные ресурсы, которые мы используем, за мусор, который производим каждый день, и, конечно, за животных. Мои родители, например, каждую зиму кормят птиц в парке, а еще участвуют в субботнике. Я тоже буду так делать.
  8. (49 слов) Мы в ответе за каждое произнесенное нами слово. Сказав что-то и не обдумав, мы можем причинить боль людям. Однажды я нагрубил бабушке, после чего впервые увидел, как она плачет. Меня потрясло это, и с тех пор я стараюсь взвешивать каждую реплику, ведь осознал ответственность за то, что произношу.
  9. (44 слова) Когда человек находится в команде, спортивной или любой другой, перед ним стоит ответственность не за одного себя, а за всю команду, за общую цель и победу. Например, наши выдающиеся хоккеисты во всех интервью говорят, что без коллективной ответственности они бы ничего не добились.
  10. (41 слово) Для того чтобы понять насколько безответственны бывают люди, достаточно узнать, насколько часто они оставляют своих домашних животных. Брошенные собаки на дачах, переполненные приюты, отлов бездомных животных — это все результат отсутствия в некоторых людях таких качеств как обязательность и гуманность.

Автор: Анастасия Пяк

Автор: · 16.04.2018

Разобрав многие тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы обозначили те проблемы, которые встречаются в них чаще всего. К каждой из них вы найдете подходящий по смыслу литературный аргумент. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка расположена в конце статьи.

Ответственность за свои поступки

  1. Осознать меру ответственности за свой эксперимент пришлось профессору Преображенскому из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Герой получает неожиданный результат – превращение собаки в человека. Несомненно, сначала Филипп Филиппович обрадовался такому исходу событий, потому что это было открытием в сфере науки и медицины. Однако позже Преображенский понимает, что нельзя идти против природы, а существо, которое он создал, нельзя в полной мере назвать человеком. Герой полностью берет на себя ответственность за результат эксперимента. Для того, чтобы загладить свою вину, он возвращает собаку в прежний вид.
  2. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев чувствует ответственность за свои поступки, потому что не хочет изменять своим принципам. Он помнит наставления своего отца: «Береги честь смолоду». Даже будучи эмоциональным и азартным юношей в начале повествования, Гринев старается сначала думать, просчитывать последствия, а уже потом действовать. Это касается отношений с Машей и друзьями, слугой Савельичем и недругами. К примеру, между спасением человеческой жизни и повиновением приказу он выбирает первое, отправляясь на выручку к Марье. Он спас девушку, но загубил военную карьеру и попал под арест. Он знал, что рискует, но все же предпочел выручить героиню ценой собственного положения в обществе и даже жизни, если бы она не уговорила императрицу пощадить его. Так, главный герой повести чувствует ответственность за все свои поступки, поэтому и выходит из всех ситуаций победителем.

Безответственность

  1. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» повествуется о несчастной девушке, которая покончила с собой из-за неразделенной любви. Предметом ее восхищения был привлекательный молодой человек по имени Эраст. Несмотря на то, что он вел себя довольно эгоистично, после смерти Лизы он жалеет о том, что не был рядом с ней и не смог предотвратить ее смерть. Ему не хватило смелости выбрать настоящую любовь, вместо этого он предпочел женитьбу на богатой даме, ведь из-за тяги к роскоши и праздности он порядком обеднел. Все эти безнравственные поступки (предательство Лизы, брак по расчету) были следствием его безответственности, разрушившей жизни других людей.
  2. О несовершенных поступках жалеет и Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. В молодости он слишком жестоко поступил с юной и наивной Татьяной, которая доверила ему свои чувства. Последующие годы он лишь развлекался в кругу высшего общества, но так и не нашел девушку, которая стала бы ему по-настоящему близка. Лишь после многих лет он понял, как ошибался в юности, каким эгоистичным и несерьезным он был. В финале он чувствует вину за то, что не отнесся к Татьяне с большим вниманием, и ответственность за то, что лишил счастья и ее, и себя.

Воспитание чувства ответственности

  1. Николая Ростова, героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», можно назвать юношей, потому что в начале произведения персонаж описывается как студент лет двадцати. В одном из эпизодов романа Николай дает отцу обещание не играть в карты, однако вскоре проигрывает крупную сумму. Несмотря на то, что герою было стыдно признаваться в содеянном, он нашел в себе силы взять на себя ответственность и рассказать о нарушении обещания отцу. Пройдя через позор и чувство вины, он повзрослел и осознал, что должен отвечать за свои поступки.
  2. Николенька, главный герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», как и все подростки – максималист. Он постоянно анализирует свои поступки и поступки окружающих. Конечно, в период формирования характера героя был и пример того, как он проявил смелость. Можно сказать, что он взял на себя ответственность стать хорошим человеком, когда составил «Правила жизни» и пообещал себе никогда не отступать от своих принципов. Он видел, что многих его ровесников волнуют лишь мимолетные радости, но Николенька хотел быть более серьезным. Поэтому он принял решение расписать правила, по которым будет играть всю жизнь. Так он воспитывал в себе нравственные качества и достиг успеха.

Проблема осознания ответственности

  1. Проблема осознания ответственности прослеживается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на протяжении всего произведения. Главный герой убивает старушку-процентщицу, затем долго мучается от укора совести и боязни разоблачения, но в итоге берет на себя ответственность за свое преступление. Однако уголовная ответственность не так важна для персонажа. На первый план выходят его внутренние переживания, муки совести. В конце романа Раскольников исповедуется, рассказывает об ужасном преступлении Соне, чтобы избавиться от одиночного заключения своих мыслей. Но только в эпилоге он полностью осознает случившееся и взваливает на себя свой крест.
  2. Понтию Пилату, герою романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ничего не угрожало, он мог вершить суд по собственному желанию и оставаться безнаказанным. Однако ответственность не только может навязываться другими людьми, она также гложет человека изнутри. Так, Пилат, почувствовав себя главным властителем чужих судеб, совершает ошибку, приказав казнить Иешуа. После его смерти прокуратор понял, что отдал такой приказ не потому, что Иешуа был действительно виновен, а только потому, что он не понравился лично Пилату своим свободомыслием. Кроме того, решение о распятии Иешуа одобрили другие чиновники города, а римский ставленник не хотел обострять отношения с местной властью. Но ответственность за убийство невинного человека не отпускала Пилата, не давала ему спать, даже вызывала недуги. В наказание он получил бессмертие и тысячи лет подряд осознавал свою вину, мучаясь и жалея о том решении.

Ответственность за других людей

  1. Ответственность за общество чувствовал лирический герой стихотворения А. С. Пушкина «Пророк». Он уверен, что Бог наградил его возможностью выполнять важную миссию – «глаголом жечь сердца людей». Будучи пророком, творец уже несет ответственность не только за свои поступки, но и за весь народ. Таким острым чувством ответственности должен обладать каждый человек, который обретает призвание во взаимодействии с людьми.
  2. Большую ответственность на себя взял главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», решив приютить сироту Ванюшку. Андрей Соколов, который, казалось бы, потерял на войне весь смысл жизни, проникается чувствами и решает помочь мальчику, представляясь его отцом. Несмотря на то, что забота о ком-то была необходима и самому Соколову, главным персонажем, который нуждается в помощи, является Ваня. Мужчина взял ответственность за мальчика, за все его будущее. Именно так советский народ взял на себя отстаивание мира во Второй мировой войне.
  3. В рассказе А. И. Куприна «Куст сирени» Николай случайно поставил кляксу на чертеж, но уверил профессора, что это куст. Однако экзамены герой все равно провалил. Его верная жена Вера, чувствуя ответственность за благополучие семьи, посадила сирень на указанном на чертеже месте. Так, Вера помогла Николаю решить его проблемы, вернула ему уверенность в себе. Такой вид ответственности за общее дело – основа семьи.

Профессиональная ответственность

  1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» все герои заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Приказчик занимается пустой болтовней с генералом, который вообще не соответствует свой должности, будучи трусливым и ведомым человеком. Чиновник же и вовсе примеряет на себя маску знахаря и заговаривает зубы. Все эти люди не чувствуют себя частью чего-то важного, не имеют призвания, поэтому их жизнь смешна и пуста. Автор дает понять, что на Руси не будет порядка, пока каждый из нас не научится нести ответственность за свое дело. Из всех персонажей только врач ведет себя достойно, потому что ощущает профессиональный долг и выполняет его.
  2. В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» герой хочет стать профессором, поэтому стремится в Москву. У него действительно талант к изучению наук, но, прежде чем его реализовать, он женится на Наташе, скромной и тихой особе. Однако после заключения брака женщина берет бразды правления в свои руки, и Андрей теряет контроль над своей судьбой. Он довольствуется скучной должностью в уездном городе, потому что семью нужно обеспечивать, а жене нужно все больше и больше с каждым днем. К сожалению, герою не хватило ответственности, чтобы служить по призванию. Пытаясь получить все и сразу, он навек простился с профессией своей мечты.
  3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» герой стал врачом по призванию. Однако претерпев разочарование в любви, он стал черствым, меркантильным и скучным обывателем, забыв о своей священной миссии. Амбициозный юноша Дмитрий Старцев деградировал и стал всего лишь толстым мещанином Ионычем, который коротает рутинные дни, чтобы скорее добраться до карточного стола, сытного ужина и емкости с алкоголем.  Этот человек тоже повел себя безответственно, взявшись, не будучи способным, за то, что требует от людей полной самоотдачи.

Ответственность за животных

  1. В рассказе Леонида Андреева «Кусака» люди приручили бездомную собаку, которая поселилась на их даче. Сначала животное никому не доверяло, кусалась и дичилась на детей. Это объяснимо поведением ее бывших хозяев, которые бросили ее, а один человек даже ударил собаку. Однако новые друзья растопили лед в ее сердце. К концу дачного сезона Кусака стала ручной. Но ее бросили вновь, в городе не было места собаке, и она снова осталась в одиночестве. К сожалению, не все люди способны нести ответственность за тех, кого приручили, и из-за этого животные дичают, образуя проблему бездомных собак. Именно такие «хозяева» повинны в том, что несчастные псы болеют и голодают, устрашая прохожих на улицах.
  2. В произведении И. С. Тургенева «Му-му» дворник Герасим спасает щенка из воды и приручает. Из него выросла преданная и веселая собачка, которая всюду сопровождала хозяина. Однако крепостной крестьянин также находится у хозяйки, поэтому не может нести ответственность за животное. Когда барыня отдала приказ избавиться от Му-му, Герасиму пришлось ее утопить. Он не хотел бросать собаку, доставлять ей боль, поэтому просто убил ее. Но после этого он самовольно ушел в деревню, закрылся в себе и никогда не заводил домашних животных.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Полина Батраева

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/bank-argumentov/argumenty-iz-literatury-i-zhizni-dlya-sochineniya-na-temu-chto-takoe-otvetstvennost.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/otvetstvennost.html
  • https://literaguru.ru/oge-argumenty-k-sochineniyu-15-3-na-temu-otvetstvennost/
  • https://literaguru.ru/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-na-temu-otvetstvennost/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт