Содержание
Автор: · 27.08.2018
(347 слов) Главное место в произведении Николая Васильевича Гоголя отведено теме народа. В период жизни автора Россией управляли помещики и чиновники, на которых походили герои произведения «Мёртвые души». Поэтому писатель изобразил безрадостные сцены выживания крепостных крестьян. Дворяне-землевладельцы беспощадно пользуются их трудом, порой относясь к ним, как к рабам: покупают и продают подобно своему имуществу, иногда отделяя от семьи.
Наблюдая за аферой главного героя поэмы, Чичикова, сразу становится ясно, в каком печальном состоянии прибывает русское крестьянство. Усадьбы помещиков сменяются одна за другой, но общая картина печального состояния крепостного крестьянства одна и та же: низкий уровень жизни, ужасающий процент умирающих, запущенные стадии болезней, постоянное отсутствие еды и всепоглощающая нищета. Кто-то, подобно Манилову, просто не заботится о состоянии людей, пуская их жизнь на самотек. Кто-то, подобно Собакевичу, держит их в жесткой узде, сколачивая капитал. Кто-то, подобно Коробочке, держит все в образцовом порядке, но не понимает нужд и чаяний крестьянина, используя его только в качестве рабочего скота. Кто-то вроде Ноздрева бездумно кутит и в одночасье проматывает все результаты крестьянского труда. А кто-то вроде Плюшкина доводит верных слуг до голодной смерти своей жадностью.
Однако в душе у крепостного народа есть жажда свободы. Когда неволя становится непосильной ношей, они сбегают от своих «рабовладельцев». Только вот, бегство редко заканчивается освобождением. Николай Васильевич раскрывает типичную жизнь беглого человека: без работы, без паспорта, в большинстве случаев – в тюрьме. Хотя Попов, который работал дворовым у Плюшкина, выбрал тюрьму вместо труда у своего хозяина, такой выбор можно охарактеризовать, как метание между двух зол, из которых выбирают меньшее.
Страна под правлением грубых и безжалостных господ порождала необразованных дядю Миняя и дворовую Пелагею, не разбиравшуюся, с какой стороны находится право, с какой — лево. Однако перед нами открывается и могущество русского человека, ущемленное, но не растерзанное крепостничеством. Оно всё в таких людях, как отважный Степан Пробка, одаренный Михеев, и просто в работящем и энергичном русском народе, который не унывает при любых, даже самых сложных ситуациях.
В изображении феодально-крепостнической Руси Николай Васильевич Гоголь раскрыл Россию не только, как помещичье-чиновничью, но и народную страну, с её одаренным и сильным населением. Он показал свою уверенность в светлом будущем родины, если ее опора – крестьянство – встанет с колен.
Автор: Дарья Попова
Тема, которую поднимает автор, расширяется от страницы к странице. Покупка мертвых душ становится описанием жизни крестьянства. Народ в поэме «Мертвые души» встает своей многоликостью, талантливостью, добротой и безумным желанием жить.
Особенность русского характера
Классик с любовью описывает персонажи из народа. Русский человек не боится тяжелого климата, жестких морозов. Ему не страшна Камчатка. Мужик сошьет себе рукавицы, если замерзнет, похлопает руками. Одним топором срубит себе избу, которая простоит не один век. У народа, под пером автора, выходит удивительно-красивый образ:
- очаровательное лицо Мадонны;
- округлившийся овал щек;
- широкий размер.
На Руси все широкое и просторное: поля, горы, леса. Писатель ставит с ними на одну строчку лицо, губы и ноги. Самая широкая часть народа – его душа.
Русское слово
Гоголь любит русскую речь. Он благосклонен к французским словам и выражениям, но веское хлесткое слово мужика чаще ярче иноземных фраз. В поэме нет чуждого языка, все народное исконное.
Интересны фамилии персонажей. Где-то они выглядят гротескно, кто-то может посмеяться над ними, но в них умение народа выхватить самое веское и живое из окружающего.
- Завалишин – желание завалиться на бок;
- Полежаев – любовь к отдыху;
- Сопиков – тихое посапывание носом во время сна;
- Храповицкий – мертвецкий сон с «захрапами», свистом носом.
Гоголь указывает слова, которые творят «чудеса над русским человеком». Одно из таких слов – вперед. Русские призывы поднимают восстания, глубоко западают в душу. От русского слова бросает в дрожь. Одним словом русский народ может дать характеристику целому сословию.
Могучая сила русского мужика
Чичиков, устами Гоголя, рассуждает о народе, изучая список купленных им крестьян. В списке нет живых, но автор так представляет каждого, что их образ встает перед читателем. Причем умерших увидеть легче, чем помещиков, расплывшихся от изобилия еды или высохших от жадности. Гоголь показывает тяготы жизни простого народа. Крепостная неволя, унижение приводят к побегам. Свобода дается не каждому. Большинство попадают в еще большую кабалу. Удивительно то, что стремление быть свободным в мужиках не умирает. Крестьяне борются за свои права – убийство Дробяжкина. Гоголь подчеркивает одну черту – бойкость. Она во всем – в движениях, в уме, в таланте.
Великий классик верит в народ. Автор создает образ, вышедший за пределы текста – птица-тройка.
Труд и народ
Красивые дворцы, многооконные залы, расписные стены скрывают труд талантливых мастеров из народа. Мужики-ремесленники создают шедевры из каменных глыб. Бесформенные и мертвые, они оживают под топором мастера. Читатель видит, как гибнет созданное народом. Зарастают пруды Манилова, пустеют псарни Ноздрева, покрываются пылью комнаты Плюшкина. Дерзкая природа как будто специально выделяет убогость гибнущих поместий. На фоне удивительных пейзажей блестят глаза мужиков из списка ревизских душ. Их уже нет, а память и дела живы.
Кладезь ума и хитрости
Народ в поэме не просто трудолюбив, он мудр и хитер. Гоголь восхищается русским человеком, но признается в его пороках. Какие удивительные особенности подчеркивает писатель:
- умение общаться: оттенки беседы, непонятные для иностранцев, будут зависеть от количества душ того, с кем говорят;
- решительность: не будет вдаваться в рассуждения, когда надо действовать;
- нежелание сознаваться в вине;
- умение зависти нужные знакомства.
Даже отрицательные качества характера отличают русского от других.
Понятие народ в произведении становится настолько широким, что его сложно охватить. Написать сочинение «Народ в поэме «Мертвые души» не получится, если основываться на одном социальном слое. Народ – это мужики, помещики, чиновники, все, кого попытался изобразить писатель.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>
- <label>Роман в стихах;</label>
- <label>Повесть;</label>
- <label>Поэма;</label>
- <label>Новелла.</label>
(новая вкладка)
Литеровед предлагает вам ознакомиться с кратким сочинением на тему: «Народ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)», в котором представлена полная картина гоголевского образа народа, поданная через характеристику главного героя, второстепенных персонажей, размышления самого автора.
Тема народа является одной из самых важных в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Через образ народа автор дает характеристику главным героям произведения. Гоголь жил в те времена, когда власть в России принадлежала помещикам и чиновникам. Они были очень жестокими и несправедливо ужасно обращались с народом, принимая всех людей за своих рабов.
Судьба народа оказывалась в руках безжалостных богачей. Они пользовались всеми возможными благами, предоставленными им этой жизнью, и не давали спуску бедным крестьянам. Гоголь с сердцем, полным сочувствия, изображает картины крепостной жизни. Бедные крестьяне не только превратились в рабов помещиков, они стали хуже вещей. Чиновники бессовестно торгуют людьми. Им без разницы, живы крестьяне или же мертвы.
Коробочка настолько увлекается продажей мертвых душ, что вспоминает, как же дешево она продала двух живых девушек. Это говорит о том, что чиновники совсем не думают о человеческих чувствах, считают себя высшими за других. Коробочка использует крестьян, как ей заблагорассудится. В одном из эпизодов поэмы она говорит Чичикову, что если тот пожелает, то ему на ночь почешут ножки, ее отец без этого никак не мог уснуть.
Еще один помещик Ноздрев и вовсе не умеет ценить крестьянский тяжелый труд. Он любит играть в разные игры, поэтому все время что-то проигрывает. Ему без разницы, что унести с дома и чьим трудом и потом эта вещь была приобретена. В доме Ноздрева абсолютный беспорядок. Среди имущества привлекает внимание только вольер, но и там хозяин не часто бывает. Все находится в плачевном состоянии, несмотря на старания крестьян. Ноздрев же совсем об этом не думает, напротив, он даже хвалится тем, что он проиграл все в один миг.
Образ угнетенного народа постает перед нами в размышлениях Чичикова о мертвых душах в списке, которых ему повезло приобрести. Главный герой задумывается над тем, какой же нелегкой была судьба этих крестьян. Он пытается угадать, чем же они занимались на своем веку, и как проходила их жизнь. Но ответ здесь очевиден, поэтому Чичиков только тяжело вздыхает.
Образ народа также представлен в поэме «Мертвые души» конкретными людьми. Интересным персонажем является плотник Степан Пробка. Он славился огромной силой и, наверное, уже побывал во всех губерниях со своим топором. Еще одним конкретным образом является сапожник Максим Телятников. Этот крестьянин хотел организовать собственное дело, поэтому ушел в науку к немцам. Но это не помогло ему, он стал много пить и винить в своих неудачах иностранцев.
Бедный крестьянин Григорий Доезжай-недоедешь ушел с дома и умер где-то в дороге. И все же, каждый из них стремился к чему-то в своей жизни. У них также были взлеты и падения, удачи и невезения. Они также жили: делали ошибки или же были лучшими в своем деле.
Гоголь подчеркивает тот факт, что народ стремится к свободе. От помещика Плюшкина убегают все крестьяне. Он ворует в них и тащит все к себе. Им не на что жить, и единственный способ остаться в живых – убежать от столь жадного помещика. Те, кто остаются в деревнях, скорее всего, погибают. Им настолько плохо живется в Плюшкина, что они готовы променять родной дом на тюремную камеру или же бурлацкую непотребную жизнь.
Чичиков ознакомляется со списком беглых и с грустью думает о том, что эти люди уже не жильцы. Что их ждет в будущем, есть ли оно в них? Тем не менее, народ в поэме показан и как бунтарь. Он не всегда покорно опускает голову перед угнетениями со стороны господ. Ярким примером является сцена, в которой убивают Дробяжкина.
Николай Гоголь отдает дань русскому народу и говорит также о его могучей силе. Несмотря на крепостное право, этот народ не сломленный, а все еще готовый бороться. Люди верят в светлое будущее, они не теряют надежду на лучшие перемены в будущем. Русский народ необычайно талантлив. Трудоспособности крестьян можно только позавидовать.
Даже сами чиновники отмечают редкостные черты, присущие русскому народу: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».
Николай Гоголь описывает народ в своей поэме «Мертвые души» с особым трепетом и любовью. Он проявляет сочувствие к русским людям, которые вынуждены служить самовлюбленным помещикам. Гоголь печалится из-за неопределенной судьбы народа. И в то же время, его сердце переполнено радостью, ведь он точно знает, что русский народ не пропадет.
Эти бедные крестьяне настолько сильные духом, что вызывают невольное восхищение. Писатель верит, что наступит тот день, когда спадут оковы с представителей народных масс, и они заживут нормальной человеческой жизнью, а вместе с ними и вся Россия.
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Народ в поэме Мертвые души
В данном произведении Гоголь стремился показать Русь во всем ее многообразии. Признаться честно, это у него получилось – писатель мастерски освещает как жизнь богатых помещиков, которые ни во что не ставят простой люд, так и высмеивает чиновников, взяточников и воров.
Конечно же, автор искренне сопереживает простому народу, который гнет спину за гроши и пресмыкается перед подлецами и хапугами. Конечно же, именно простой люд Гоголь считает «душами живыми», будущим России.
Несмотря на то, что народ кажется оскорбленным и забитым, писатель чувствует, что в нем сосредоточены великие силы, правильное применение и распределение которых поможет поднять страну с колен, восстановить справедливость, подарить счастливую жизнь грядущим поколениям.
Автору импонируют острый ум, находчивость и широкая душа русских крестьян. Он верит, что будущее именно за этим, а не за мещанством, вороватостью, ненужным пафосом, которые проявляются у представителей высшего сословия.
Гоголь любит народ – любит неистово, всей душой. И не стесняется показывать свою любовь и расположение. Что же касается высмеиваемых им персонажей – здесь писатель также честен, он открыто выражает свою позицию, не боясь быть непонятым либо получить укор.
Достаточно пристальное внимание уделяется и народной силе – некоторые крестьяне описываются настоящими богатырями. Однако господа не ценят по достоинству их труд.
Примечательно, что писатель уготовил для «любимых» крестьян весьма сложные, даже трагические судьбы. Вполне вероятно, что это дань реализму.
Что же мешает народу наконец зажить по-человечески? Само рабство, ненавистный крепостной режим, который делает людей бесправными. Богачи воспринимают «простых смертных» так же, как и домашний скот – с их мнением никто не считается.
Гоголю очень обидно за русский народ. Он явно видит несправедливость и недостатки существующего строя. Своим творением он пытается хоть в какой-то мере повлиять на существующий уклад, чтобы хоть кто-то из читателей невольно задумался о существующих проблемах и, возможно, нашел верное решение.
Вариант 2
Николай Васильевич Гоголь создал по истине шедевральное произведение, которое называется «Мертвые души» и относится оно к жанру к поэма. Автор смог вызвать настоящее презрение и смех к главным героям своего произведения у читателя, благодаря своему мастерству, гению и таланту. Каждому помещику Гоголь дал какой-то порок, который делает его ужасным персонажем с точки зрения морали, нравственности и жизни, но невероятно интересным и новым для художественной литературы.
В поэме поднято много важных тем и вопросов, кроме пороков помещиков. Также освещена проблема народа и крестьянства в царской России.
В данной статье рассматривается положение народа в поэме Николая Васильевича Гоголя.
То, что нелегко жилось русскому крестьянству в любой период истории, знают все. Им действительно приходилось выживать тяжело. В то время Россией правили безнравственные чиновники, которые думали лишь о карьере, заработке денег и эксплуатировали бедных людей, как только можно. Они выпивали с крестьянского сословия все соки и пользовались ими, точно какими-то вещами. Народ находился в таком положении, что их можно было с легкостью продавать, покупать, эксплуатировать, как только можно. Людей били, использовали по полной. Мне их жаль. В современном обществе за такое отношение к людям можно было бы понести заслуженное наказание.
Крестьяне вынуждены слушаться во всем своих хозяев. Коробочка сама говорит, что боится ошибиться при продаже покойников, ведь опыт с живыми у нее имеется. Недавно протопопу продала двух девушек. Страшно представить, с чем же столкнулись те девушки послу купли-продажи.
Жизнь многих крестьян окончилась очень печально. Кто-то долгое время работал у немцев, но не сумел организовать своего бизнеса и спился. Это речь идет о Максиме Телятникове. Интересен образ Степана Пробки. Этот крестьянин был плотником и обладал невероятной силушкой. Еще есть один крестьянин по имени Григорий-доезжай-не-доедешь.
Что касается крепостных Плюшкина, то они бегут от жадного барина. Они предпочитают сидеть в тюрьмах, чем умирать от голода у своего барина. Это пугает. А ведь участь многих крестьян зависит и от их помещиков.
При этом в душе крепостных живет надежда, что когда-нибудь настанет день и они будут свободны! Они освободятся от гнета помещиков и заживут, как нормальные люди.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ Повести о капитане Копейкине (Гоголь)↑ ГогольАнализ сборника Петербургские повести →
Несколько интересных сочинений
- Сочинение описание по картине Репки Водитель Валя
Передо мной интересная задача – рассмотреть картину «Водитель Валя». Конечно, легко обмануться – подумать, что Валя – мужчина, раз водитель.
- Анализ рассказа Чехова Спать хочется
Как известно, Антон Павлович Чехов множество своих произведений опубликовывал под псевдонимом. Знаменитый рассказ «Спать хочется» был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение
- Сочинение по картине Пластова Первый снег 4 класс (описание)
Мне так нравится картина «Первый снег»! Я очень люблю зиму и всегда тоже жду первого снега. Хотя я не знаю, ждали эти дети первого снега или нет. Но понятно по их радостным лицам, что они счастливы.
- Образ Ивана Иваныча в рассказе Старый гений Лескова сочинение
Прочитав душераздирающий, но так весело и смешно написанный рассказ Николая Лескова, кажется, что на нашей родине за многие столетия ничего не поменялось.
- Онуфрий Негодяев в Истории одного города
Данный персонаж служил в управлении города под названием Глупов, карьера его не удалась, в населенный пункт, которым он управлял, принес только разруху. Сам Негодяев родился в обычной семье крестьян, помогал кочегару топить печи.
Образ Руси и русского народа является одним из ключевых образов в поэме «Мертвые души» Гоголя. В тексте повести можно встретить множество лирических отступлений и комментариев автора о Руси и жизни русского народа. Ниже представлены цитаты на тему «Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души»».Смотрите: — Краткое содержание поэмы— Все материалы по поэме «Мертвые души»
Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души»
«…Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу…» «…с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы в образец для Мадонны и какое только редким случаем попадается на Руси, где любит все оказаться в широком размере, всё что ни есть: и горы и леса и степи, и лица и губы и ноги…» «… Но как ни исполнен автор благоговения к тем спасительным пользам, которые приносит французский язык России, как ни исполнен благоговения к похвальному обычаю нашего высшего общества, изъясняющегося на нем во все часы дня, конечно, из глубокого чувства любви к отчизне, но при всем том никак не решается внести фразу какого бы ни было чуждого языка в сию русскую свою поэму…» «… Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов «полежать» и «завалиться», которые в большом ходу у нас на Руси, все равно как фраза: заехать к Сопикову и Храповицкому, означающая всякие мертвецкие сны на боку, на спине и во всех иных положениях, с захрапами, носовыми свистами и прочими принадлежностями)…» «…На Руси же общества низшие очень любят поговорить о сплетнях, бывающих в обществах высших…» «…флюс и небольшое воспаление в горле, в раздаче которых чрезвычайно щедр климат многих наших губернских городов…» «…Что означало это почесыванье? и что вообще оно значит? … Многое разное значит у русского народа почесыванье в затылке…» «…И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга пред живым словом! Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…» «…вперед! – это слово, производящее такие чудеса над русским человеком…» «…в Петербург, куда, как известно, стремится ото всех сторон России наша пылкая молодежь – служить, блистать, выслуживаться или же просто схватывать вершки бесцветного, холодного как лед, общественного обманчивого образованья…» «…вдохновенного русского поэта, какими наградил Бог свою Россию…» «…Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это все могущее слово: вперед? кто, зная все силы, и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мановеньем мог бы устремить на высокую жизнь русского человека? Какими словами, какой любовью заплатил бы ему благодарный русский человек. Но веки проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово…» «…Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор […] Словом, виды известные…» «…Селифан, помахивая кнутом, затянул песню не песню, но что-то такое длинное, чему и конца не было. Туда все вошло: все ободрительные и побудительные крики, которыми потчевают лошадей по всей России от одного конца до другого; прилагательные всех родов без дальнейшего разбора, как что первое попалось на язык…» «…нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки…» «…из уст нашего героя излетело словцо, подмеченное на улице. Что ж делать? Таково на Руси положение писателя! Впрочем, если слово из улицы попало в книгу, не писатель виноват, виноваты читатели, и прежде всего читатели высшего общества: от них первых не услышишь ни одного порядочного русского слова, а французскими, немецкими и английскими они, пожалуй, наделят в таком количестве, что и не захочешь, и наделят даже с сохранением всех возможных произношений: по-французски в нос и картавя, по-английски произнесут, как следует птице, и даже физиономию сделают птичью, и даже посмеются над тем, кто не сумеет сделать птичьей физиономии; а вот только русским ничем не наделят, разве из патриотизма выстроят для себя на даче избу в русском вкусе…» «… Вообще мы как-то не создались для представительных заседаний. Во всех наших собраниях, начиная от крестьянской мирской сходки до всяких возможных ученых и прочих комитетов, если в них нет одной главы, управляющей всем, присутствует препорядочная путаница. Трудно даже и сказать, почему это; видно, уже народ такой, только и удаются те совещания, которые составляются для того, чтобы покутить или пообедать, как– то: клубы и всякие воксалы на немецкую ногу. А готовность всякую минуту есть, пожалуй, на все. Мы вдруг, как ветер повеет, заведем общества благотворительные, поощрительные и невесть какие. Цель будет прекрасна, а при всем том ничего не выйдет. Может быть, это происходит оттого, что мы вдруг удовлетворяемся в самом начале и уже почитаем, что все сделано…» «…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса…» Это были цитаты на тему «Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души» Гоголя».Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»Используемые источники:
- https://literaguru.ru/narod-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/narod-obraz.html
- https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-na-temu-narod-v-poeme-mertvye-dushi-n-v-gogol.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/narod-v-poehme-mertvye-dushi
- https://www.literaturus.ru/2015/06/obraz-rusi-naroda-mertvye-dushi-gogol.html