Почему «Мертвые души» называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра произведения

Произведение «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя известно всем со школьной скамьи. Однако определить верно жанр этого шедевра могут далеко не все. Поэма ассоциируется у читателя со стихотворным произведением, а не с прозой. Но сам Гоголь, многие его современники и критики без сомнения причисляют «Мертвые души» к поэме. В этой статье затронем тему кратко о «Почему «Мертвые души» – поэма?»

Поэма как жанр

В привычном нам понимании поэма – это стихотворное произведение среднего или крупного размера. Когда мы говорим об этом жанре, первое, что вспоминается из русской литературы, это «Василий Теркин» Твардовского. Величайшее произведение всех времен «Илиада» Гомера – тоже поэма. Однако существуют произведения, которые написаны не в стихотворной форме, но при этом считаются поэмой. Яркими примерами служат «Мертвые души» Гоголя и «Москва-Петушки» Ерофеева.

Что же отличает поэму от других жанров?

  • присутствие лирических отступлений;
  • в основе повествование о каком-либо событии;
  • пристальное внимание к нравственным и социальным проблемам;
  • главный герой изображен в взаимодействии с остальными героями;
  • главный герой человек неизвестный, но события, которые с ним происходят являются значительными и интересными;
  • присутствие антигероев.

Почему «Мертвые души» – поэма?

«Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.

Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.

Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме. Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России. Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.

Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.

Лирические отступления в поэме

«Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных. Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении. Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>

    • <label>Роман в стихах;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Поэма;</label>
    • <label>Новелла.</label>

(новая вкладка)

По школьной программе каждый из нас должен прочитать одно из величайших произведений мировой литературы – «Мертвые души» Гоголя. И при этом учителя всегда акцентируют внимание на том, что оно принадлежит к жанру поэмы. Как такое может быть? Почему «Мертвые души» не считаются, к примеру, романом или повестью? Ведь оно написано в прозе, а все известные поэмы созданы в стихотворной форме… На этот вопрос мы сегодня вам ответим.

Мнение самого автора

Согласно литературной традиции, «Мертвые души» необходимо отнести к социально-сатирической повести. Но общеизвестно, что сам Гоголь определял свое «детище» как поэму, и у него были на это свои соображения.

Николай Васильевич в качестве высшей литературной мысли возносил эпический жанр, но в то же время замечал, что есть промежуточный вид между эпосом и романом – так называемый «менее эпический вид». Этот термин лучше всего описывает жанровые и смысловые особенности «Мертвых душ», но такое длинное название слишком сложно для восприятия, поэтому Гоголь использует термин «поэма». Этот термин также позволил автору помимо эпического начала использовать в повествовании лирические элементы.

Особенности поэмы как жанра

Поэма – это жанр, которые гармонично вобрал в себя элементы эпоса и лирики. В традиционном понимании такие произведения должны иметь стихотворную форму, но в литературной практике известны также прозаические поэмы – помимо «Мертвых душ», следует в этой связи упомянуть «Москва-Петушки» В. Ерофеева, а также «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. Таким образом, действительно поэма может быть написана в прозе, если выполняются следующие условия:

  • наличие объемных лирических отступлений на форе эпичного изображения действительности;
  • наличие героев и/или антигероев;
  • особый прозаический язык повествования (близкий к стихотворному по мелодичности, ритмике, широкому набору выразительных средств лексики и пр.).

Все эти признаки можно найти в «Мертвых душах» Гоголя.

Сочетание лирики и эпоса

Поэтика Гоголя является поэтикой контрастов, противоречий. Данный писатель стал мастером сложного и горького гротеска, который подчеркивался резкими скачками от комического к серьезному, от смеха к пафосу. В этом и состоит сочетание лирики и эпоса.

В авторском повествовании очень четко прослеживаются два контрастных стиля, которые соответствуют двум совершенно иным жанрам: поэтика возвышенности (что характерно для лирики) и поэтика тривиальности, реализма (что характерно для эпоса). Первый из них воплотился в лирических отступлениях, которые можно с уверенностью назвать полноценными стихотворениями в прозе.

Эпическая составляющая реализована в основной сюжетной линии «Мертвых душ», где автор описывает пошлость и уродство российской реальности той эпохи.

Итак, мы видим, что произведение сочетает в себе эпическое и лирическое начала, что вполне соответствует поэме как жанру.

Наличие героев и/или антигероев

В «Мертвых душах» изображена целая линейка антигероев (включая главного персонажа Чичикова). В поисках своих «мертвых крепостных» Чичиков объезжает помещичьи усадьбы неподалеку от города Н., где встречается с негативными характерами.

Так, Манилов, несмотря на свою внешнюю симпатичность, является излишне сентиментальным и слащавым персонажем, воплощением розового оптимизма и глупой мечтательности. Он не имеет ни характера, ни собственной воли. Остальных помещиков также нельзя назвать иначе, как «антигерои»: это и ограниченная узким мышлением Коробочка, и авантюрист Ноздрев, и хитрый «кулак» Собакевич, и, конечно же, жадный и полностью деградирующий Плюшкин. Итак, второй признак жанра поэмы также налицо.

Особый язык повествования

Гоголевские сравнения – это один из самых знаменитых трюков в поэтике автора. Сравнение людей и животных, иронические метафоры, многогранные аллюзии помогают писателю достичь потрясающих эффектов. Гоголь играет на контрасте основных эпических форм с ритмическими конструкциями и комическим содержанием.

Необычная образность всех персонажей достигается за счет преувеличения некоторых их характеристик, что не характерно для жанра повести или романа. Гоголь не проникает в психику героев, а с помощью описания отличительных жестов, мимики и позы дает читателю возможность самостоятельно составить правильный образ.

Многочисленные лирические отступления, вставные элементы, возвышенные размышления и искренние переживания автора за судьбу своей родины выводят «Мертвые души» за рамки эпического жанра. Особенно показателен в этом плане финал, в котором Гоголь дает живописный портрет “птицы-тройки” – большое обобщение мыслей писателя о людях и России.

Итоги

Резюмируя все вышесказанное, произведение «Мертвые души» можно действительно отнести к жанру поэмы. Причем, к уникальной поэме, которой нет аналогов в мировой литературе. Благодаря простым формам, жесткой сатире и искренним авторским эмоциям «Мертвые души» признаны острым и очень емким портретом крепостной России.

Mertvye-dushi-Trojka-Chichikova-Hudozhnik-A-Laptev.jpg

Почему «Мертвые души» называют поэмой? Этот вопрос волнует читателей с тех пор, как поэма впервые была опубликована в 1842 году. Смотрите: — Краткое содержание поэмы— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Гоголь в поисках жанра произведения «Мертвые души»

На начальном этапе работы над «Мертвыми душами» (в 1835-1836 гг.) Гоголь называет свое сочинение романом и поэмой:

«…Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман <…> Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь…» (Н. В. Гоголь — А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г.)

«…Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму…» (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.)

В процессе работы Гоголь также называет свое творение «длинной вещью», не похожей ни на повесть, ни на роман:

«…Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов, название ей «Мертвые души» – вот все, что ты должен покамест узнать об ней..» (Н. В. Гоголь – М. П. Погодину, 16 (28) ноября 1836 г.)

В черновиках «Мертвых душ» Гоголь также называет свое сочинение повестью:

«…обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если будет только иметь терпение прочесть [сию] предлагаемую повесть, очень длинную и раздвинущуюся потом шире и просторней, по мере приближения к концу, венчающему [всякое] дело…» (Н. В. Гоголь, «Сохранившиеся разрозненные черновые отрывки к отдельным главам»)

В конце концов Гоголь определяется с жанром «Мертвых душ» и называет их поэмой:

Почему «Мертвые души» называются поэмой? Объяснение Гоголя

После публикации «Мертвых душ» Гоголь работает над «Учебной книгой словесности» (ок. 1844-1846 гг.). В набросках к этому пособию он, по сути, объясняет, почему «Мертвые души» называются поэмой. В одной из глав «Учебной книги» Гоголь пишет о том, что повесть можно считать поэмой при определенных условиях:

«…Повесть <…> может быть даже совершенно поэтическою и получает название поэмы, если происшествие, случившееся само по себе, имеет что-то поэтическое; или же придано ему поэтическое выражение отдаленность<ю> времени, в которое происшествие случилось; или же сам поэт взял его с той поэтической стороны, с какой может взять только поэт и которая только пребывает в нем <…> Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный картинный случай <…> Или же берет с сатирической стороны какой-нибудь случай, тогда делается значительным созданием, несмотря на мелочь взятого случая <…> Иногда даже само происшествие не стоит внимания и берется только для того, чтобы выставить какую-нибудь отдельную картину, живую, характеристическую черту условного времени, места и нравов, а иногда и собственной фантазии поэта…» (Н. В. Гоголь, «Учебная книга словесности для русского юношества», раздел «Повесть»)

По мнению Гоголя, повесть может называться поэмой, если выполняется одно из этих условий:

  • происшествие в повести имеет что-то поэтическое
  • автор рассматривает происшествие с поэтической стороны
  • это живой рассказ, мастерски и живо рассказанный случай и т.д. 

Вероятно, основываясь на этих принципах, Гоголь определяет жанр «Мертвых душ» как поэма. Там же в набросках к «Учебной книге» Гоголь объясняет, при каких еще условиях сочинение в прозе может считаться поэтическим:

«…В новые веки произошел род повествовательных сочинений, составляющих как бы средину между романом и эпопеей, героем которого бывает хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой. Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен. <…> Такие явления от времени до времени появлялись у многих народов. Многие из них хотя писаны и в прозе, но тем не менее могут быть причислены к созданиям поэтическим…» (Н. В. Гоголь, «Учебная книга словесности для русского юношества», раздел «Меньшие роды эпопеи»)

По словам Гоголя, сочинение в прозе имеет право называться поэтическим, если оно соответствует всем следующим критериям одновременно:

  • сочинение является чем-то средним между романом и эпопеей
  • главный герой — человек неизвестный, но интересный с точки зрения психологии
  • главный герой переживает ряд приключений

Судя по всему, Гоголь называет «Мертвые души» поэмой, также исходя из этих принципов.

Критика о жанровом своеобразии «Мертвых душ»

Сразу после публикации «Мертвых душ» в 1842 году критики обращают внимание на поэму Гоголя и особенности ее жанра. Так, знаменитый критик В. Г. Белинский видит в Гоголе поэтическое величие, которое и дает ему право называть «Мертвые души» поэмой. По мнению Белинского, Гоголь — поэт не в смысле рифмовки слов, а в смысле гениальной, поэтичной манеры:

«…Отчего прекрасную блондинку разбранили до слез, когда она даже не понимала, за что ее бранят? Отчего весь губернский город N оказался и хорошо населенным и людным, когда сплетни насчет Чичикова получили свое начало от живого участия «приятной во всех отношениях дамы» и «просто-приятной дамы»? <…> Много таких вопросов можно выставить. Знаем, что большинство почтет их мелочными. Тем-то и велико создание «Мертвые души», что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение. <…> Гоголь гениально (пустяками и мелочами) пояснил тайну, отчего из Чичикова вышел такого рода «приобретатель»; это-то и составляет его поэтическое величие, а не мнимое сходство с Гомерами и Шекспирами…» (В. Г. Белинский, статья «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души», 1842 г.)

Еще один современник Гоголя, Константин Аксаков, считает, что произведение «Мертвые души» — это поэма, потому что оно напоминает «древний эпос», перенесенный в современность:

«…Мне кажется, главная трудность лежит в настоящем уразумении слова Поэма так, по крайней мере, как я его понимаю. <…> Это древний эпос с его великим созерцанием; разумеется, современный и свободный, в наше время — но это он…» (Конст. С. Аксаков — Н. В. Гоголю, 1848 г.)

Критик О. И. Сенковский, негативно настроенный по отношению к произведению, с сарказмом называет «Мертвые души» поэмой «совершенно нового рода», «поэмой не в стихах». Другими словами, критик возмущен тем, что эта работа называется поэмой:

«…Поэма!.. да еще какая поэма!.. Одиссея, Неистовый Орланд, Чайлд-Гарольд, Фауст, Онегин, с позволения сказать — дрянь в сравнении с этой поэмой. Поэт!.. да еще какой поэт! <…> Книга названа поэмой не в шутку. <…> вы, натурально, спрашиваете меня, каким размером писана эта поэма. На что я отвечаю, что в ней нет никакого размера: это поэма совершенно нового рода; поэма, какой вы еще не видали; коротко сказать, поэма не в стихах…»

«…Это поэзия нашей страны. <…> Другой у нас нет. Понимаете ли теперь, отчего этот рассказ назван «поэмой»?..»

«…это удивительная поэма, поэма, названная поэмой совсем не для шутки, первая поэма в мире! Вы не читали визита Чичикова к Собакевичу и Плюшкину. Чудо как это остроумно и смешно! Настоящий лирический смех! Поэма в полном смысле слова!..» (О. И. Сенковский, статья ««Похождения Чичикова, или мертвые души». Поэма Н. Гоголя», 1842 г.)

Критик Н. И. Греч читает, что «Мертвые души» названы поэмой в шутку. По мнению Греча, «Мертвые души» — это «роман», «рассказ» без плана, единства и слога:

«…Чем же наполнены четыреста семьдесят пять больших страниц этого тощего содержанием романа? Описанием местности разных сцен его, изображением наружности действующих лиц, и их разговорами, разными эпизодами, вставками, шуточками и прибаутками. <…> 

Обратим теперь внимание читателя и на хорошие стороны книги, которую автор, для шутки, назвал поэмою: это просто положенный на бумагу рассказ замысловатого, мнимо простодушного Малороссиянина, в кругу добрых приятелей, которые отнюдь не погневаются на смелые выражения, нестерпимые в чопорных гостиных, в кругу разодетых барынь, не требуют ни плана, ни единства, ни слога, только было бы чем посмеяться…» (Н. И. Греч, статья «Похождения Чичикова, или Мертвые души», «Северная пчела», 1842 г., №137)

Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»

Автор: · 04.08.2017

(297 слов)

Название — один из самых важных элементов в литературном творчестве. Хороший писатель всего несколькими словами на обложке книги может чётко обозначить идею своего произведения, привлечь внимание читателя и заинтриговать его. Разбор истинного смысла наименования может быть таким же увлекательным, как и разбор всего творения. Одним из самых ярких примеров подобной ситуации является поэма «Мёртвые души» знаменитого русского писателя XIX века Н.В. Гоголя.

Казалось бы, тайна названия лежит на поверхности. Аферист Павел Иванович Чичиков, желая разбогатеть, колесит по Российской империи, скупая у встречающихся помещиков ревизии на уже умерших крестьян. В итоге он надеется обмануть государство, передав ему «мёртвые души» и получив за это огромные деньги. Название поэмы отражает в себе коварные и амбициозные замыслы главного героя. Но это не так.

Через эту многоступенчатую погоню за богатством Гоголь изобразил перед нами панораму российской жизни своего времени. В частности, огромная роль уделена дворянскому сословию, помещикам, которые должны составлять элиту империи, поддерживать её экономическую мощь. Но на деле они представляют из себя целый калейдоскоп пороков и мракобесия. Ленивый и мечтательный Манилов, запустивший своё поместье, который в своём воображении строит великолепные планы, но никогда не воплощает их в реальность. Коробочка и Собакевич, являющие собой образец хозяйственности и бережливости, но в то же время крайней бездуховности и ограниченности. Шумный и грубый Ноздрев, живущий исключительно игрой и развлечениями, не способный думать наперёд. И, наконец, квинтэссенция всего этого — Плюшкин, чья скупость достигает таких астрономических масштабов, что всё его хозяйство превратилось в мрачные руины. Гоголь представляет нам огрубевших, заскорузлых людей, потерявших самое светлое и убивших в себе всё человеческое. Именно к этим помещикам, которые являются типичным примером разложения российского дворянства XIX века, и обращены слова «мёртвые души» и укор писателя, который мечтал с помощью своих книг построить идеальный мир.

Поэма «Мёртвые души» — идеальный пример того, насколько глубоко название книги способно отразить в себе идею и переживания автора.

Автор: Михаил Щепин

Скачать:

Великий классик, создавая «Мертвые души», ставил цель охватить разные образы помещичьей Руси. По размаху автору хотелось представить всю широту характеров огромной страны. Уже в самом начале Н.В.Гоголь начал сомневаться в жанре своего творения. Идея и то, что ложилось на листы, не подходило под привычные формы. Это был ни рассказ, ни повесть и ни роман.

Поэма – это стихотворное произведение крупное по размерам. Организация текста строится по повествовательному сюжету. В поэме сливаются в единое целое эпос и лирика. А.С.Пушкин, по источникам литературоведов, предложил классику создать прозаическую поэму. А.Пушкин сам мечтал о таком творении, но не находи темы. Н.В.Гоголь реализовал идею, развил ее и создал прозаическую поэму «Мертвые души».

Признаки поэмы

Произведение схоже с обычным восприятием поэм. Какие признаки делают текст бесспорно поэмой:

  • Эпичность. Для каждого персонажа отводится отдельная глава. В ней читатель узнает, как жил герой, формирование характера. Все описания проходят на фоне исторических событий, передающих реальность времени.
  • <бобщение. Все персонажи отличаются друг от друга. Но они типичные представители помещичьей России, яркие представители людей того времени. Каждый образ обобщает огромное количество людей. Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Манилов находят в любой губернии, они живут в столице и ее округе.
  • <ирические отступления. Автор насыщает текст размышлениями, они так гармонично проникают в текст, что иногда становится непонятно, чьи мысли представлены автором.

Лирические отступления помогают понять переживания за будущее России. Они подчеркивают широту текста поэмы. Самые яркие отступления: о метком русском слове, о юности и впечатлениях юных лет жизни. Со стихами схожи отступления о Руси, ее далях и красоте. Как песня читаются строки, посвященные дорогам и быстрой езде. Образы отступлений настолько лиричны и реалистичны, что становятся отдельными произведениями, вырываются из контекста поэмы.

Сходство с другими формами

Классик говорил, что создал особый вид литературного текста. Он ставил его между романом и эпопеей. Что сближает «Мертвые души» с жанром романа:

  • <трогая композиция. Главный герой едет по стране, он придумал способ наживы и пытается его реализовать. Чичиков скупает мертвые души крестьян, мужиков, которые уже ушли в мир иной, но еще числились по бумагам в числе живых. Павел Иванович встречается с помещиками, продавцами душ, разными по взглядам и характерам, но одинаковыми по своей нравственности, вернее ее отсутствия.
  • <олная линия жизни героев. Автор хотел дать читателю возможность увидеть жизнь персонажа от рождения до смерти. Задуманы были 3 тома поэмы, но сил хватило на один.

Неизвестно, кого из героев Гоголь хотел возродить, изменить. Возможно, при написании он понял, как глубоко пали люди и потерял свою мечту б их очищении.

Поэма «Мертвые души» уникально по жанру. Ее нестандартная форма, сюжет и речь не встречаются больше в русской литературе. Недосказанность позволила оставить за читателем возможность самому поразмышлять над проблемами, поднятыми в книге.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

Краткое содержание

История создания

Краткая биография Чичикова

Образ и характеристика Чичикова

Образ и характеристика Ноздрева

Образ и характеристика Манилова

Образ и характеристика Собакевича

Образ и характеристика Плюшкина

Образ и характеристика Коробочки

Образы помещиков

Образ России в поэме

Образ и характеристика города NN

Крестьянская русь в поэме. Сочинение

Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/pochemu-poema.html
  • https://pochemu.pro/pochemu-mertvye-dushi-eto-poema/
  • https://www.literaturus.ru/2016/05/pochemu-mertvye-dushi-pojema-zhanr.html
  • https://literaguru.ru/pochemu-gogol-nazval-poemu-myortvye-dushi/
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1406-pochemu-gogol-nazval-mertvye-dushi-poemoy-a-ne-romanom.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт