Краткий анализ стихотворения «Силентиум» Тютчева

Стихотворение “Silentium!” подвергалось огромному количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самым загадочным в его творчестве. Краткий анализ “Силентиум” по плану можно использовать на уроке русской литературы в 10 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

analiz-stihotvoreniya-silentium-tyutcheva-46973.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.

Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.

Композиция – трехчастная, причем сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”. Все они

Жанр – это философская лирика, которая, со свойственной Тютчеву неоднозначностью, раскрывает тему взаимопонимания людей или его отсутствия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями.

Метафоры“встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.

Эпитеты“в душевной глубине”

Сравнение“как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.

История создания

О точной дате написание стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.

Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается еще один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в свое время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.

Тема

Посвящен стих теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.

Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие идеи, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скрепленное общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трехчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет все-то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом композиция своеобразно закольцовывается.

Жанр

По жанру стихотворение является философской лирикой. Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырехстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

Средства выразительности

Раскрыть мысль, вложенную в произведение, Тютчеву помогают разнообразные художественные средства, такие как:

  • Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.
  • Эпитеты “в душевной глубине”
  • Сравнение “как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.

Одна из строчек этого стихотворения – “Мысль изреченная есть ложь“- быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году написано стихотворение «Silentium!»?</h3>

    • <label>1829 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>
    • <label>1833 г.</label>
    • <label>1845 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 03.03.2019

Нам известно, что Федор Тютчев писал свои произведения только для себя, и таким образом он формулировал то, что чувствовал и о чем думал. Автор не стремился к литературной славе, так как долгое время был дипломатом и серьезным государственным деятелем. Один из его приятелей настоял на том, чтобы поэт опубликовал свои стихи, считая их действительно замечательными и стоящими внимания. Одним из первых его публикаций стало как раз произведение с названием «Silentium», которое принесло славу начинающему поэту и опытному дипломату.

История создания

Данное произведение появилось в 1830 году, но также существует мнение, что оно было написано раньше. Стихотворение носит название «Silentium», что в переводе с латинского означает «Молчание». Тютчев много раз изменял это произведение, так как для него оно было слишком личным.

Свадьба с Элеонорой Петерсон послужила вдохновением для написания этого интересного стихотворения. Поэт был действительно влюблён в свою избранницу и считал себя по истине счастливым.

Несмотря на это, его не покидало невыносимое чувство беспокойства и тревоги. Поэтому, само стихотворение посвящено именно осмыслению предчувствия приближающейся беды, попытке выяснить, почему у него появляется чувство беспокойства. Кроме того, Тютчев был сдержанным и закрытым человеком, и многие дамы могли принять его спокойствие за холодность. Чтобы убедить невесту в обратном, он написал эту исповедь, где признался, что таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом. Так избранница лучше поняла его стеснительную душу.

Жанр, направление и размер

Произведение Тютчева «Молчи» кажется сложным для восприятия, ведь, как уже было отмечено, Фёдор Иванович писал стихи только для себя, и соответственно, только он знал смысл слов, написанных им. По жанру данное произведение имеет название «лирическое стихотворение», что означает отсутствие сюжета, действующих лиц, и выражается ясностью и краткостью содержания.

Данный текст – чистейшая философская лирика, посвященная размышлениям человека над вечной темой. В данном случае – о необходимости предохранять свой внутренний мир от внешних посягательств любопытного окружения. Чтобы жить в гармонии с собой, нужно таить чувства и мысли от посторонних.

Стихотворный размер произведения — это четырехстопный ямб (с включением анфибрахия), для его получения автор использовал парную рифмовку и небогатую рифму. В таком виде стихотворение лучше воспринимается и хорошо запоминается. Воздержанность в оформлении показывает идею автора о том, что не так важен внешний вид произведения, как внутренний посыл и смысл.

Композиция

Стихотворение по структуре делится на три части – три строфы. Композиция кольцевая: автор начинает и заключает послание одним и тем же призывом к молчанию.

Поэт противопоставляет внешний и внутренний миры: в первой строфе он описывает, что в души мысли и чувства подобны звездам, а во второй уже упоминает, что «мыль изреченная есть ложь». То есть, в зависимости от нахождения в одном из миров, наши эмоции и убеждения меняют качество: то они были красивы и таинственны, то превратились в ложь.

Третья строфа посвящена подведению итогов столкновения: слова портят мысли, а не выражают их. Если чем-то дорожишь, скрой это в своей душе.

Образы и символы

Произведение Тютчева «Силентиум» носит характер призыва героя к неоднократному действию — молчанию. Таким образом, он обращается к самому себе, к своему собственному сердцу. В первой строфе сложно понять, почему же он должен молчать и скрывать свои чувства, наоборот, их нужно показывать и ими восхищаться. Но во второй строфе мы видим, что лирический герой откровенно противостоит окружающим. Здесь он показывает нам, что люди не способны понять чувств другого человека. Более того, сама мысль перестает быть правдой, когда наши уста искажают ее сакральную суть. Лирический герой предстает зрелым и честным мыслителем, который познал одну из тайн бытия и теперь делится с нами ее сутью.

Стихотворение «Молчи» не богато образами, но все же они есть:

  • Звезды в ночи – мысли и чувства, скрывающиеся в недрах души и сумерках молчания. Этот образ весьма точно передает содержание, ведь звезды днем никто не видит, как и те эмоции и умозаключения, которые покинули пределы внутреннего мира.
  • Взрывая, возмутишь ключи – это отражение попытки высказать свои чувства и мысли. Они подобны взрыву, который предпринимает человек, чтобы дотянуться до подземных вод и черпать из источника. Но своими действиями он лишь портит воду, как и тот, кто пытается показать миру свою подноготную. Только у него в душе она прекрасна и правдива, но за ее пределами она опошлится и потеряет суть.

Темы и проблемы

  • Основная тема этого произведения – необходимость сохранения и защиты внутренних ощущений и мыслей от внешнего воздействия. Оборона внутреннего мира происходит путём молчания, и «невысказывания» своих сокровенных переживаний кому-либо.
  • Тютчев также пишет о том, что людей разделяет разница восприятия, то есть поднимает тему индивидуальности. Познание мира — это явление исключительно индивидуальное, и нет смысла говорить о своих познаниях другому человеку, ведь что истина для одного, то ложь для другого.
  • И еще одна тема – самодостаточность и независимость личности. Для достижения полного удовлетворения от своих внутренних ощущений, людям не нужно показывать их, делиться ими с кем-то, чтобы получить положительный отзыв, или одобрение. Человек, который уверен в своих чувствах, не нуждается в посторонних комментариях

Проблематика этого стихотворения состоит в восприятии обществом проблем другого человека. Во-первых, оно не в силах понять его, во-вторых, любая попытка добиться невозможного чревата замутнением внутренних источников, загрязнению самого себя ложью.

  1. Тютчев поднимает очень серьезный социальный вопрос влияния общественного мнения на личность. Оно уже ранних стадиях искажает то, что человек пытался сказать. Люди не могут понять других и будут лишь лицемерно поддакивать, тем самым снижая ценность сказанного до праздной болтовни.
  2. Несоответствие внутреннего и внешнего миров. Автор говорит о том, что не стоит выставлять свои чувства и переживания напоказ, куда лучше промолчать, ведь уже в формулировке тайны зарождается ложь: сами люди не могут высказать того, что лежит у них на сердце. Они не найдут нужных слов и лишь опошлят содержание своей души.

Основная идея

Главная мысль произведения кроется в самом названии — «Молчание». По мнению Ф.И. Тютчева, именно в нем хранятся самые тайные и сокровенные мечты, желания и чувства человека. Именно так нужно охранять душу от постороннего вмешательства, чтобы сохранить себя и свои думы от пошлости и грязи окружающего мира.

Смысл стихотворения, бесспорно, состоит в том, что окружающим не дано понять то, что чувствует другой человек. Ведь что является верным и истинным для одного, оказывается совершенно неправильным для другого. Кроме того, мы сами не можем правильно высказать свои убеждения, ведь внутренний мир на то и внутренний, что не может быть снаружи. Любая попытка лишить себя внутреннего уединения обернется непониманием.

Средства выразительности

В своём произведении автор использовал огромное количество средств выразительности, которые, на первый взгляд, кажутся не такими примечательными. Тропы, особенно в стихотворении подобного рода, используются для придания тексту яркости и уникальности, а в случае с Фёдором Тютчевым, для большей загадочности.

  1. В тексте используются эпитеты, например, «таинственно-волшебных дум», что придаёт красочности этому высказыванию.
  2. Так же присутствует метафоры, например, «в душевной глубине». Они показывают отношение автора к понятию души, и ее образ.
  3. Но больший смысл автор вложил в стихотворение, передав его через такое средство выразительности как сравнение. Например, «безмолвно, как звезды в ночи». Этим автор передал всю суть своего творения. Звезды светят сами по себе, и не пытаются кому-либо что-то доказать. Они прекрасны в своём роде.
  4. Также мы видим слова высокого стиля, подчеркивающие торжественность и серьезность сказанного («оне», «звезды»).
  5. Кроме того, автор использует афоризмы («Мысль изреченная есть ложь»).
  6. В качестве фонетического художественного средства выступает аллитерация («Их оглушит наружный шум»).

Критика

Основная мысль Тютчева в стихотворении «Молчи» схожа с идеей В.А. Жуковского в отрывке произведения «Невыразимое». Автор говорит о том, что художник не способен передать свои чувства, так как он способен видеть только внешнюю оболочку. Поэтому современники Тютчева были готовы к подобной теме, и стихотворение не вызвало ни особых восторгов, ни резких выпадов.

Например, В.Гиппиус писал о Тютчеве, что в его трудах описывается свобода, но она неясна и невообразима, как и произведения Тютчева, в которых не проясняются понятия «поэт и люди».

В той мифологии, которой исполнены его стихи, свое место занимает и светлая богиня Свобода… Но облик ее неясен, как неясна и вся в целом в тютчевской поэзии этих лет поэтическая тема – «поэт и люди». И рядом с приветствием общественной свободе возникает глубоко мрачное стихотворение «Silentium!»…, в котором даны резкие формулы, отделяющие «я» не только от пушкинской «непосвященной» черни, но и от какого бы то ни было человеческого общения…

Как отмечает Н.Ф. Королева, автору удалось предельно ясно описать сущность внутреннего мира человека:

Таинственно-волшебные думы – это… романтические мечтания, оттенки состояний, подслушивать которые в себе так интересно юному романтическому воображению. В зрелом возрасте они могут вызвать улыбку, но не будут смешны, если были искренними. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают.

Автор: Марина Оганнисян

Автор: · Опубликовано 18.10.2016 · Обновлено 08.10.2017

Поэзия Федора Ивановича Тютчева – классический образец стихосложения золотого века русской поэзии. Легкость и плавность языковых оборотов, певучесть и музыкальность стиха являются отличительными чертами лирики того периода, которые автор воплотил в своем творчестве. Самым интересным направлением творческой энергии этого поэта считается философская лирика. В частности, исследователей и читателей занимает трактовка знаменитого стихотворения «Silentium» (что в переводе означает «молчание»).

История создания

Ф. М. Тютчев сочинил стихотворение «Силентиум» в 1830 году, но опубликовал впервые только через 3 года в журнале «Молва». Еще через три года произведение заняло почетное место в более престижном издании «Современник», причем печаталось там неоднократно. Лирическое воззвание отметили выдающиеся представители эпохи. Чрезвычайно высоко его оценил, например, Лев Толстой, говоря об исключительной глубине мысли поэта. Писатель тоже вел аскетический образ жизни и полностью воплотил заветы Федора Ивановича.

Любопытно происхождение названия произведения. История создания «Silentium» началась еще в Германии, когда автор служил в посольстве и посещал лекции в Мюнхенском Университете. Там емкое латинское выражение служило призывом к тишине и вниманию, когда начиналось занятие. Тем же словом предваряли тост на студенческих застольях. Именно тогда Тютчев задумался об оригинальном заглавии для своего призыва к молчанию, которое должно сохранить возвышенные помыслы таковыми, а не уронить их в бесчисленных попытках быть понятым.

Жанр и размер

Федор Иванович Тютчев в зрелые годы увлекался трудами древнегреческих мыслителей, поэтому его лирика приобрела философское направление. Жанр «Silentium» так и называется «лирическое стихотворение» (еще его называют фрагментом). Его характеризует краткость, ясность, отсутствие героев и сюжета. Главным объектом внимания художника слова являются его же мысли и чувства. Дидактическая, убеждающая интонация берет свое начало из оды. Она «унаследовала» от этого жанра пафос и напор, которые необходимы для реализации авторского замысла. «Молчи, скрывайся и таи», — властное приказание, что повторяется трижды, надолго оседая в памяти.

Написано произведение секстинами, размер стихотворения «Силентиум» — четырехстопный ямб. Такая форма упрощает восприятие, делает посыл ясным и доходчивым. Предельный аскетизм оформления лишь дополняет авторскую задумку: не нужно производить внешний эффект, главное – иметь богатое внутреннее содержание. Так и «Молчание» не блещет лоском изощренной стилистики, зато пленяет глубиной идеи.

Композиция

Стихотворение «Silentium» состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия. Каждое из них относительно самостоятельно как в смысловом, так и в интонационно-синтаксическом  отношении. Однако развитие лирической темы скрепляет их единое композиционное целое. Из формальных средств автор избирает однородные концевые рифмы. Это точные, мужские, ударные рифмы, которые акцентируют внимание читателя на основных моментах произведения.

  1. В первой строфе лирический герой обращает к читателю пламенную речь с призывом хранить искренние чувства и мысли в глубинах души.
  2. Во второй строфе повелительная интонация становится убеждающей, она разъясняет, почему искренние порывы ума и сердца нужно сдерживать и скрывать. Автор логически доказывает свою точку зрения.
  3. В третьей строфе автор сформулировал угрозу, которая сулит неприятности тем, кто захотел выложить всю свою подноготную:

«Таинственные думы» возвращают мысль к первой строфе, они аналогичны «чувствам и мечтам» , которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, а оттенки состояний души, чувств и грез. Их то и могут «разогнать» лучи и «оглушить» наружный шум.

Тема

  • Целостность внутреннего мира – это основная тема стихотворения «Silentium». Высказывая все и всем, человек только нарушит внутреннюю гармонию. Лучше пребывать в ней и развиваться, чтобы только близкие люди оценили богатства души. Житейская суета, сумятица быта отвлекают человека, его чувственный мир страдает от соприкосновения с грубой действительностью. Поэтому жизнь души не должна выходить за ее пределы, только внутри она сохранит гармонию.
  • Ложь. Молчание обеспечит человеку необходимую чистоту помыслов, незамутненную желанием понравиться и произвести эффект. Изреченная мысль уже имеет корыстное побуждение вызвать определенную реакцию у собеседника, то есть смысл ее искажается в зависимости от интонации и контекста. Поэтому истинное звучание то или иное соображение обретает лишь в голове, а все дальнейшие ее воспроизведения меняют изначальное значение, оно обрастает фальшью.
  • Одиночество. В данном контексте автор призывает человека к уединению во имя созидания. Оно позволяет ему приблизиться к истине на максимально близкое расстояние. В бесконечных разговорах, напротив, любая, даже самая правдивая мысль, становится банальностью.

Основная идея

Лирический герой имеет в виду даже не мысли, а духовную сущность, которую невозможно передать словами. Чувство, заключенное в робу будничного разговора, будет отрывочным, неполным, ложным, ведь не будет выражено в полной мере. Смысл стихотворения «Silentium» в том, что, пытаясь обрушить на людей свои откровения о жизни души, человек не достигнет цели, все испортит и опошлит.

Вечная разобщенность людей, которую мы боимся и пытаемся преодолеть, показана автором в этих строках. Изливать душу – не выход, ведь все люди разные и многие просто не способны понять друг друга. В многообразии людей, характеров, типажей заключается прелесть нашего мира, поэтому нельзя считать ее проблемой, подравнивая человека на прокрустовом ложе. Все и не должны понимать одного. Чтобы избежать конфликта, глубины своей души мы можем открывать только очень близкому окружению: семье или закадычному другу. В этой своеобразной избирательности заключается главная мысль Тютчева в стихотворении «Силентиум».

Художественные средства выразительности

Тютчев, как уже было сказано в начале статьи, не делает акцент на форме произведения. Его привлекают лаконичность и простота слога, которые обеспечивают читателю главное – понимание. Витиеватые фразы, конечно, оригинально смотрятся, но не соответствуют идейно-тематическому своеобразию стихотворения. Таким образом, тропы в «Silentium» не бросаются в глаза, а подчеркивают суть написанного. Они заставляют взглянуть между строк и поразмышлять над тем, что выражает автор.

Стих включает в себя нижеследующие изобразительно-выразительные средства: эпитеты («таинственно-волшебных дум»), сравнения и метафоры («Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи…»). «Оне» — лексическая форма, принадлежащая к высокому штилю. Такие слова можно встретить в одах Державина, например. Здесь же оно употреблено, как дань традиции и атмосфере, настраивающей читателя на торжественный лад. Также поэт рождает настоящие афоризмы: «Мысль изреченная есть ложь». Это выражение сегодня можно нередко встретить без привязки к автору, ведь оно стало по-настоящему народным крылатым выражением. Кроме того, Тютчев создает нежную аллитерацию: «Их оглушит наружный шум». Подобный звуковой эффект рождает ощущение шепота.

(10)

 Молчи, скрывайся и таи  И чувства и мечты свои —  Пускай в душевной глубине  Встают и заходят оне  Безмолвно, как звезды в ночи, —  Любуйся ими — и молчи.  Как сердцу высказать себя?  Другому как понять тебя?  Поймет ли он, чем ты живешь?  Мысль изреченная есть ложь.  Взрывая, возмутишь ключи, —  Питайся ими — и молчи.  Лишь жить в себе самом умей —  Есть целый мир в душе твоей  Таинственно-волшебных дум;  Их оглушит наружный шум,  Дневные разгонят лучи, —  Внимай их пенью — и молчи!

Философское стихотворение, которое отражает главный для Тютчева вопрос: возможно ли вообще выразить мысли и чувства словами?

Автор приходит к выводу о невозможности адекватно рассказать свое внутреннее: откровенность возможна лишь в собственной душе.

Слово «Silentium» в переводе с латыни означает молчание: именно к молчанию Тютчев и призывает.

В стихотворении используются эпитеты («душевной», «безмолвно», «изречённая», «таинственно-волшебных», «наружный», «дневные»), метафоры («Мысль изречённая есть ложь», «взрывая, возмутишь ключи»), сравнение «как звёзды в ночи»), олицетворение («Их оглушит наружный шум») и значимый повтор слова «молчи».

Особенно значимо в данном стихотворении употребление риторических вопросов: автор словно ведёт диалог с самим собой.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка смежная.

молчание-300x300.jpg

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТSilеntium — в переводе с лат. «молчание». Произведение состоит из трёх строф.

1-я строфа

Убеждение, приказ человеку: «Молчи, скрывайся и таи // и чувства и мечты свои…»

2-я строфа

Объяснение причин молчания: мысли и чувства невозможно точно передать словом, поэтому человек будет не понят:

З-я строфа

Высказывается мысль: нужно быть в гармонии с собой и держать сокровенное внутри:

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: непонимание между людьми. Идея: сочувствие человеку, обречённому на внутреннее одиночество из-за непонимания.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Опубликовано 26.02.2013 — 0:48 —

Анализ стихотворения к уроку литературы о Ф.И.Тютчеве

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnganaliz_stihotvoreniya_2.docx 22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения “Silentium!” Ф. И. Тютчева.

Пожалуй, ни одному произведению Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, как стихотворению “Silentium”.

Буквой “Г” – “глубина” – на полях издания 1886 года пометил это стихотворение Лев Толстой, имея в виду не только глубину общечеловеческого содержания, но и глубину тютчевского лиризма, выразившегося в “Silentium!”. Толстой пометил это стихотворение в “Круге чтения” 30 сентября в качестве эпиграфа к размышлениям, предлагаемым читателям в тот день: “Чем уединённее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос бога”. “В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее, задушевное рассуждение между богом, нашей совестью и нами. Амиель”, “Паскаль говорит: человек должен умирать один. Так же должен и жить человек. В том, что главное в жизни, человек всегда один, то есть не с людьми, а с богом” – это цитаты Амиеля и Паскаля, приведённые тут же в “Круге чтения”. Многообразию глубинных, потаённых смыслов тютчевского стихотворения нет конца.

Вот точка зрения К. Д. Бальмонта: “Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озарённой внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки”. По мнению К. Бальмонта, стихотворение “Silentium!”: о сущности творческого процесса, об акте творчества, трактованном с позиций идеализма.

В. Иванов: “слово перестало быть равносильным содержанию внутреннего опыта”. Вослед за Вячеславом Ивановым – современный исследователь символизма и модернизма И. Ангере: “Тютчев предполагает, что мир, особенно невидимый, настолько многообразен и сложен, что для выражения действительных явлений жизни общепринятый человеческий язык слишком беден и что является причиной ложности нашей речи: “Как сердцу высказать себя? <…> Мысль изречённая есть ложь””.

Приступая к непосредственному анализу построения и выразительных средств стихотворения “Silentium!”, оставшегося навечно в истории русской и мировой лирики в качестве одного из глубочайших постижений внутренней жизни человеческой души, оговорюсь, что так же, как и каждая эпоха создаёт своего Гамлета, каждое поколение по-своему читает и будет читать “Silentium!”.

В качестве основного текста для анализа выбран текст “Современника” 1836 г., признанный основным в большинстве изданий стихотворений Тютчева:

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, —

Внимай их пенью – и молчи!…

“Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного

впечатления; вследствие этого… происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”, — писал Иван Сергеевич Тургенев.

В самом названии чувствуется торжественность, состоящая в том, что Тютчев назвал стихотворение не русским словом “Молчание”, а латинским “Silentium!”.

Среди лучших тютчевских стихотворений “Silentium!” имеет совершенно особую судьбу. Поэт не хранил черновиков, в изданиях его стихотворений раздел “Другие редакции и варианты” чрезвычайно беден; “Silentium!” – единственное произведение, дошедшее до нас в трёх редакциях. Редакции эти свидетельствуют не о тщательных поисках слова, а как бы о неполной небрежности автора, то ли смутно, по памяти воспроизводящего забытый текст, то ли вообще не нуждающегося в точной записи своего гениального творения.

“Молчи, скрывайся и таи / И мысли и мечты свои” – печатает Тютчев в “Молве” 1833 года. “И чувства и мечты

свои” – “ Современник” 1836-го. “Пускай в душевной глубине/

Встают и кроются оне…” – “Молва”. “Встают и заходят оне” — “Современник”. “И всходят и зайдут оне” – “Современник” 1854 года. “Как звёзды мирные в ночи” – “Молва”. “Безмолвно, как звезды в ночи” – “Современник”. “Как звёзды ясные в ночи” – “Современник” 1854 года. Легко можно объяснить первую из перемен, “И мысли и мечты” на “И чувства и мечты”. Может показаться чрезмерным количество сонорных в первых двух строках, особенно слогов: “мо”, “мы”, “ме”, а отрывистое “ч” задаёт тон первой строфе. Остальные перемены объяснить труднее.

Такая свобода обращения с собственным текстом не была свойственна Тютчеву ни в ранний период его творчества, когда он переводил Горация, подражал Жуковскому и Батюшкову, увлекался Державиным, ни в поздний период 1850-1860-х годов, когда тютчевская лирика может быть сочтена одним из замечательных достижений русского реализма в лирике.

Восемнадцать строк поделены на три секстины. Каждая из трёх частей замкнута в себе – по смыслу, интонационно, синтаксически и музыкально. Связь частей – лишь в развитии

мысли. Единственная формальная деталь, которой поэт позволяет себе подкрепить, подчеркнуть единство трёх частей, — последние строки секстин:

Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими – и молчи.

…………………………………

Взрывая, возмутишь ключи, —

Питайся ими – и молчи.

…………………………………

Дневные разгонят лучи, —

Внимай их пенью – и молчи!…

Настойчивое повторение – этот приём превалирует в стихотворении, построенном как призыв, как убеждение, как стремление объяснить.

Вновь и вновь перечитывая стихотворение, перенасыщенной повелительной интонацией, убеждаемся, что оно не носит характера спора и у него нет адресата – человека, с которым спорят. В стихотворении “Silentium!” нет полемики. Скорее оно утешает отчаявшегося, объясняет растерявшемуся, другому или себе, как жить в мире. “Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово. Не удивительно, что в одном из самых задушевных стихотворений Тютчев оставил нам такие суровые советы”, — пишет Валерий Брюсов.

Первая строфа – энергичное убеждение, волевой напор, обращённый к себе ли, к другому ли, но к родному и слабому, нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного или просто себя же, но повзрослевшего: “Молчи, скрывайся и таи…”. И тут же успокоение: твои чувства от этого не погибнут, но будут жить всё той же жизнью, вставать и заходить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”. Старший друг заботливо оберегает младшего; повзрослевший человек учит юного романтика, в душе которого встают и заходят прекрасные звёзды чувств и мечтаний. Такова первая строфа.

Во второй строфе энергичный напор, настойчивость уступают место убеждению с помощью логического размышления, доказательств. На три предельно острых вопроса:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

следует афористически ёмкое: “Мысль изречённая есть ложь”. Вот что пишет по этому поводу В. Брюсов: “Из сознания непостижимости мира вытекает другое – невозможность выразить свою душу, рассказать свои мысли другому… Если “мысль”, то есть всякое рассудочное познание, есть ложь, то приходится ценить и лелеять все нерассудочные формы постижения мира: мечту, фантазию, сон”. Во второй строфе идёт речь о возможности передать словом жизнь сердца и души. “Мысль изречённая” – это не просто мысль сказанная, произнесённая, это ещё антоним слову “неизречённая”. Значение слова – необыкновенный, неописуемый. Следовательно, изречённая – это ещё и обыкновенная. Я думаю, что читателям девятнадцатого века этот смысл слова “изречённая” был гораздо более явен, лежал ближе к поверхности, чем для нас.

Тютчев необычайно скуп на тропы в “Silentium!”. На три строфы – три образа: сравнение “Безмолвно, как звезды в ночи”, параллель души с незамутнёнными ключами и образ дневных лучей, разгоняющих мир “таинственно-волшебных дум”. Звёзды и ключи – образы, выражающие внутреннюю жизнь души, дневные лучи – символ внешнего мира.

Таинственно-волшебные думы – это не мысли, это романтические мечтания. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают:

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, —

Призывом “Молчи!…” начинается стихотворение, и этим же оканчивается каждая из трёх строф:

Любуйся ими – и молчи,

……………………………

Питайся ими – и молчи,

……………………………

Внимай их пенью – и молчи.

Основываясь на прочитанной мной статье Н. Королёвой, хочу сказать, что лирически стихотворение “Silentium!” выдержано в нейтральном стиле лирики 1830-х годов со словами высокого стиля: “оне”, “звезды” вместо “звёзды”. Параллельно со словами высокого стиля используется разговорный синтаксис.

Пускай в душевной глубине

…………………………………

Мнения о размере, которым написано “Silentium!” разделяются. Вот какой точки зрения придерживается Н. Королёва, статью которой я прочитал: “Сказать о “Silentium!”, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом, равносильно тому, чтобы не сказать ничего. Ритмика тютчевского стихотворения и система ударений строки свободны от условно-стихового размера. О размере этого стихотворения возникли фантастические теории, что оно написано ямбом со включением трёх строк амфибрахия… Видимо, к музыке тютчевского стиха должен быть найден другой ключ”. Если подойти к раскрытию секрета ритмики тютчевского “Silentium!” с другой точки зрения, то окажется, что оно написано в основном трёхударной строкой:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими – и молчи.

“Тютчев мастерски умел пользоваться перебоями ритма, подчёркивая ими смысл стиха. На сбое строки, начинающейся словом “дневные”, ритм, как бы споткнувшись, образует паузу и тем подчёркивает её заветный смысл”, — пишет А. Горелов о ритмике тютчевского стихотворения.

В своём “Silentium!” поэт призывает романтика вслушаться в пение “таинственно-волшебных дум” в его собственной душе. Гармония соразмерности частей, гармония смысла и формы, фраз и строк – таковы главные средства, с помощью которых Тютчев создал свой великий шедевр романтической лирики – 18 строк о молчании.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-11771.jpgМастерская «Сравнительный анализ стихотворения «Молчание» Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама

Мастерская для 11 кл….

Интонационный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Пример интонационного анализа стихотворения, который можно использовать для анализа лирических произведений….

picture-97779-1355246960.jpgОбразы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»…

picture-316399-1381855915.jpg«Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа — конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн…

picture-192670-1359575598.jpgУрок литературы в 7 классе «Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева»

В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие….

Конспект урока «Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева»

В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века…

picture-765579-1457440883.jpgРодная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов» 6 класс…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/silentium.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/silentium-molchi/
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-silentium/
  • https://info-shkola.ru/kratkij-analiz-stixotvoreniya-silentium-tyutcheva/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/26/analiz-stikhotvoreniya-silentium-f-i-tyutcheva

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт