Содержание
- 1 5 класс
- 2 6 класс
- 3 7 класс
- 4 8 класс
- 5 9 класс
- 6 10 класс
- 7 11 класс
- 8 Скачать:
- 9 Предварительный просмотр:
- 10 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 11 Скачать:
- 12 Предварительный просмотр:
- 13 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 14 Как делать анализ стиха?
- 15 Что мы узнали?
- 16 Тест по теме
-
5 класс
- Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова
- Анализ стихотворения «Зима» Сурикова
- Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского
- Анализ стихотворения «Родная деревня» Тукая
- Анализ стихотворения «Россия» Блока
- Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» Фета
- Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина
- Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева
- Анализ стихотворения «Няне» Пушкина
- Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенина
- Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова
- Анализ стихотворения «Весна» Плещеева
- Анализ стихотворения «Помню — долгий зимний вечер» Бунина
- Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Города и годы» Дона Аминадо
- Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой
- Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева
- Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова
- Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева
- Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина
- Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
- Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета
- Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева
- Анализ стихотворения «Благовест» Толстого
- Анализ стихотворения «Береза» Есенина
- Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
- Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока
- Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского
-
6 класс
- Анализ стихотворения «Родное» Исаковского
- Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова
- Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского
- Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы» Фета
- Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова
- Анализ стихотворения «Пущину» Пушкина
- Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева
- Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова
- Анализ стихотворения «На дне моей жизни» Твардовского
- Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина
- Анализ стихотворения «Посмотри — какая мгла» Полонского
- Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
- Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
- Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи» Полонского
- Анализ стихотворения «О, как безумно за окном» Блока
- Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина
- Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева
- Анализ стихотворения «Еще весны душистой нега» Фета
- Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник» Бунина
- Анализ стихотворения «Ветер принес издалека» Блока
- Анализ стихотворения «Листья» Тютчева
- Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока
- Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова
- Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского
- Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
- Анализ стихотворения «Бабье лето» Пастернака
- Анализ стихотворения «Весна, весна» Баратынского
- Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
- Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина
- Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
- Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета
- Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина
- Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева
- Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета
- Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова
-
7 класс
- Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова
- Анализ стихотворения «Родина» Бунина
- Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Твардовского
- Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Вечер» Фета
- Анализ стихотворения «Признание» Державина
- Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака
- Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого
- Анализ стихотворения «Муза» Баратынского
- Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» Заболоцкого
- Анализ стихотворения «Птичка» Державина
- Анализ стихотворения «Кавказ» Пушкина
- Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева
- Анализ стихотворения «Июль — макушка лета» Твардовского
- Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова
- Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба
- Анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет» Пушкина
- Анализ стихотворения «Два богача» Тургенева
- Анализ стихотворения «Воробей» Тургенева
- Анализ стихотворения «Волчата» Сулейменова
- Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти» Пастернака
- Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака
- Анализ стихотворения «Близнецы» Тургенева
- Анализ стихотворения «Родине» Белого
- Анализ стихотворения «Снег» Анненского
- Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» Симонова
- Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского
- Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого
- Анализ стихотворения «Июль» Пастернака
- Анализ стихотворения «Еще майская ночь» Фета
- Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова
- Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова
-
8 класс
- Анализ басни «Обоз»
- Анализ «Туча» Пушкина
- Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина
- Анализ стихотворения «Друзьям» Блока
- Анализ стихотворения «Поэты» Блока
- Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого
- Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого
- Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Жизнь» Блока
- Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина
- Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского
- Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева
- Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского
- Анализ стихотворения «Песня про купца Калашникова» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
- Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова
- Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» Цветаевой
- Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина
- Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова
- Анализ стихотворения «Поле зыблется цветами» Майкова
- Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева
- Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова
- Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина
- Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского
- Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой
- Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина
- Анализ стихотворения «Осень» Пушкина
- Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
- Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина
-
9 класс
- Анализ «Вечер» Жуковский
- Анализ «Узник» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина
- Анализ стихотворения «Светлана» Жуковского
- Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
- Анализ стихотворения «Поэту» Бунина
- Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского
- Анализ стихотворения «Я вас любил» Пушкина
- Анализ стихотворения «Царское село» Пушкина
- Анализ стихотворения «Цветы последние милей» Пушкина
- Анализ стихотворения «Подражания Корану» Пушкина
- Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина
- Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока
- Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского
- Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
- Анализ стихотворения «На холмах Грузии» Пушкина
- Анализ стихотворения «Море» Жуковского
- Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова
- Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина
- Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина
- Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Перемена» Пастернака
- Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета
- Анализ стихотворения «Памятник» Державина
- Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого
- Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина
- Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина
- Анализ стихотворения «Арион» Пушкина
- Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина
- Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
- Анализ стихотворения «Я встретил вас — и все былое» Тютчева
- Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина
- Анализ стихотворения «Родина» Некрасова
- Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина
- Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой
- Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского
- Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова
- Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока
- Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина
- Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
- Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина
- Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова
- Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
- Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина
- Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака
- Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина
- Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
- Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина
-
10 класс
- Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого
- Анализ стихотворения «Расстались мы; но твой портрет» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова
- Анализ стихотворения «Сияла ночь луной» Фета
- Анализ стихотворения «Я помню время золотое» Тютчева
- Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева
- Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
- Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова
- Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина
- Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова
- Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова
- Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» Фета
- Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева
- Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева
- Анализ стихотворения «Кто создан из камня» Цветаевой
- Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова
- Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
- Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
- Анализ стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» Толстого
- Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина
- Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета
- Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина
- Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
- Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого
- Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
- Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной» Тютчева
- Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
- Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева
- Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
- Анализ стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина
- Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова
- Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкина
- Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского
- Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина
- Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Фета
- Анализ стихотворения «Блажен озлобленный поэт» Полонского
- Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева
-
11 класс
- Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева
- Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина
- Анализ стихотворения «Скифы» Блока
- Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны» Цветаевой
- Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский
- Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Ночь» Бунина
- Анализ стихотворения «Холмы» Бродского
- Анализ стихотворения «Фабрика» Блока
- Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
- Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
- Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой» Блока
- Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой
- Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина
- Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
- Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского
- Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока
- Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» Исаковского
- Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова
- Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого
- Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского
- Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама
- Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского
- Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева
- Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева
- Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева
- Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова
- Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского
- Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина
- Анализ стихотворения «В ресторане» Блока
- Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова
- Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
- Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина
- Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама
- Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин
- Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака
- Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам
- Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского
- Анализ стихотворения «Черный человек» Есенина
- Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
- Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова
- Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока
- Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока
- Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева
- Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского
- Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
- Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
- Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского
- Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета
- Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
- Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова
- Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского
- Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
- Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина
- Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева
- Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева
- Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» Пушкина
- Анализ стихотворения «Листопад» Бунина
- Анализ стихотворения «Зимняя ночь в деревне» Никитина
- Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
- Анализ стихотворения «Поет зима — аукает» Есенина
- Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева
Опубликовано 04.11.2020 — 20:55 —
Очень подробный и понятный план анализа лирического произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_analiza_stihotvoreniya.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. 4. Художественные средства 5. Композиция лирического произведения. 6. Поэтическая лексика. 7. Стилистические фигуры: 8. Поэтическая фонетика: 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План анализа стихотворения
Использую на уроках литературы в разных параллелях…
План анализа стихотворения
Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов…
План анализа стихотворения.
Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках…
План анализа стихотворения
План анализа стихотворения…
План анализа стихотворения
Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2. Эмоциональное восприятие текста.3. Словесное рисование (пейзажная лирика).4. …
план анализа стихотворения
план анализа включает в себя основные требования по анализу стихотворения…
план анализа стихотворения
Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения…
- Мне нравится
Опубликовано 10.12.2017 — 7:28 —
Шаблон анализа лирического стихотворения помогает учителю и школьнику свободно ориентироваться в анализе стихотворения на уроках русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_analiza_liricheskogo_stihotvoreniya.docx | 648.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Шаблон анализа лирического стихотворения
1. Краткая информация об авторе и стихотворении
- Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
- Создается такое настроение ———————
- Вызывает мысли о том, что —————————
- В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как —————
поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.
2.Тема и идея. Заглавие.
Тема –
- Это стихотворение (о чем стихотворение?)
- Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
- Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)
Идея
- Автор хотел донести до читателя мысль о том…
- Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
- В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
- Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
- что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
Заглавие
- Стихотворение названо так потому, что…
3. Сюжет:
- В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
- Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (…).
- В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
- Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
- Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)
4. Композиция стихотворения
- Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
- Мысль первой строфы такова….
- Во второй строфе автор говорит о….
- в третьей строфе….. и тд по всем строфам
- Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
- Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5. Характеристика образов (существительные-образы)-
- В первой строфе возникают образы (существительные)…
- Во второй строфе автор говорит…
- в третьей строфе….. и тд по всем строфам
- образы событий (…каких именно…);
- образы чувств (…).
- Образ лирического героя, авторское «Я» (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).
6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
- Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.
- Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы … отмечает (что?) …описывает (что?) …касается (чего?) … обращает внимание (на что?) … напоминает (о чем?)
- Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
- Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
7. Рифма
8. Тропы.
9. Фигуры
10.
Рифма
|
|
Кольцевая |
Мужская — рифма с ударением на последнем слоге в строке.
Женская — с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Дактилическая — с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля — -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.
точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
Неточная рифма основана на созвучии одного, реже — двух з
ТРОПЫ |
ПРИМЕРЫ |
Эпитет — художественное определение |
Куда ты скачешь, гордый конь? прозрачная дева |
Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. |
яркий, как солнце |
Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы |
весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» — вместо «лев» |
Ирония — скрытая насмешка. |
Откуда, умная, бредешь ты, голова? |
Литота — художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. |
ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок» |
Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление |
в сто сорок солнц закат пылал «реки крови», «море смеха» |
Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ. |
отговорилароща золотая душа поёт, река играет |
Овеществление — уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам. |
|
Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются |
мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»… |
Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий. |
Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит» — подразумеваются деревья |
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот |
белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? |
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения |
автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов) |
ФИГУРЫ |
ПРИМЕРЫ |
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа |
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма! |
Повтор (рефрен) — неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Разновидности повторов:
|
Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь. Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? пришел, увидел, победил |
Антитеза — потивопоставление |
Где стол был яств, там гроб стоит |
Эллипсис — пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма |
я за свечкой – свечка в печку |
Бессоюзие — намеренный пропуск союзов |
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари… |
Многосоюзие — увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… |
Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение предложений |
молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. |
Инверсия — нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей. |
Изумительный наш народ. |
каламбур – игра слов |
Шел дождь и два студента. |
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий |
живой труп, пожар льда, гигантский карлик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического стихотворения. С.Я.Надсон «Заря лениво догорает…»
Анализ лирического стихотворения…
Анализ лирического стихотворения
Предложена схема анализ лирического стихотворения…
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений «Пейзаж».
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие «пейзаж». Каковы разновидности пейзажа….
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений «Пейзаж».
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие «пейзаж». Каковы разновидности пейзажа….
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений «Пейзаж».
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие «пейзаж». Каковы разновидности пейзажа….
Урок-практикум «Анализ лирического стихотворения»
Конспект урока-практикума по теме «Анализ лирического произведения» (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн…
Комплексный анализ лирического стихотворения.
В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенност…
- Мне нравится
Самое сложное задание ЕГЭ по литературе – это анализ стихотворения. Во-первых, само стихотворение может быть незнакомым, как и поэт, его написавший. Во-вторых, может быть неправильно понят (или совсем не понят) вопрос задания для анализа. Да вообще мало кто понимает лирику: язык сломаешь из-за инверсий или этих ямбов-хореев! Однако анализировать лирику надо: это добрая треть всех заданий ЕГЭ, да и без экзамена человек, связывающий свою жизнь с литературой, должен уметь это делать. Должен… Заставляют… А вы попробуйте научиться получать удовольствие от этого на первый взгляд скучного и утомительного занятия – анализа стихотворений!
Как этому научиться? Рассказывает преподаватель TutorOnline Василий Михайлович.
Шаг первый – с чего начать?
Лиха беда – начало… Действительно, как подступиться к стихотворению? Для многих стихи – это бессмысленный зарифмованный набор слов. Ну, во-первых, не всегда «зарифмованный». Уж точно не бессмысленный!
Начните со стихотворений, в которых есть сюжет. То, за что критики упрекали Николая Алексеевича Некрасова. Вот с него и начните! «Тройка», «В дороге», «Железная дорога» – везде есть события. Как, в какой последовательности они изложены? Как автор относится к героям? Почему вы так решили? Что указывает на его отношение?
Привлеките литературоведческий материал. Попробуйте определить размер (у Некрасова он часто трехсложный!), обратите внимание на рифмовку и строфическое деление (если есть). В стихах средства художественной выразительности сконцентрированы в нескольких строках. Слов мало, поэтому каждое важно и несет огромную смысловую (идейную) и изобразительную (художественную) нагрузку. Поищите эпитеты, метафоры, сравнения. Может быть, они сосредоточены в каком-то определенном месте? В начале, в конце, в середине? Почему так?
Обратите внимание на лексику и синтаксис. Встречаются ли какие-то необычные обороты? Какая-нибудь фраза не совсем понятна? Не оставляйте «белых пятен»! Надо понять все!
«Есть ли у вас план?»
Герой великолепной мультэкранизации романа Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней» любил сам себе задавать такой вопрос. Да, перед началом любого дела нужно составить план его выполнения.
Существуют разные схемы анализа произведений литературы. Есть и схемы анализа стихотворений. Правда, с оговоркой: начинать можно и нужно с любого пункта. Что-то должно зацепить вас особенно. Ищите это «что-то». Как? Поговорим чуть позже.
Итак, план. Обязательных пунктов нет, потому что бывают разные ситуации во время анализа. Стихотворение или его автор могут оказаться абсолютно неизвестными. На экзамене, например. Всякое бывает. Надо как-то спасаться.
Хорошо, если вы что-то знаете об авторе, об истории создания стихотворения. Это может здорово помочь. Стихи очень часто биографичны. Кроме того, поэты выражают мысли и чувства своего поколения. Не все, конечно, и не всегда. Но порой историко-биографические факты могут пригодиться.
Как мы уже сказали, бывают ситуации, когда нам вроде бы не на что опереться. Нет! Такого не бывает! Помните, как говорил И.С.Тургенев в своем самом известном стихотворении в прозе: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык«? Его самое известное стихотворение «В дороге» ниже попробуем проанализировать. А как язык нам поможет? Своим богатством, конечно: стилевыми особенностями, выбором синонимов, антонимов, фонетическими особенностями (звукопись), повторами.
Как уже говорилось выше, обратите внимание на сюжет (и композицию тоже). Если есть какие-то события, то им должно быть уделено особое внимание. Как о них рассказывается? Подробно или отрывисто, фрагментарно? Все ли сказано? Или, может, что-то важное опущено? Восстановимо ли это важное? Почему о чем-то не сказано прямо?
Какие образы созданы поэтом? Какие из них главные? Какие второстепенные? Что вы можете сказать о лирическом герое после прочтения стихотворения?
Еще раз вдумайтесь в смысл прочитанного. Как средства художественной выразительности помогают поэту выделить наиболее важное? Если все-таки поэт вам хотя бы немного знаком, вспомните основные (ключевые) особенности его творчества. Как они отражены в данном стихотворении?
Тема, проблема и идея, жанр и ритм, форма и содержание – все важно. Но что-то, конечно, особенно.
«Где же у него кнопка?»
Вор-философ Урри из телефильма «Приключения Электроника» по мотивам произведений Е.Велтистова постоянно спрашивает это у себя. Нам воры, конечно, не пример (мы сочинения сами пишем!), но вопрос правильный.
Итак, мы уже говорили, что надо найти в стихотворении то, за что можно зацепиться. Где же искать зацепку? Всегда ли она на виду?
Ищите в самом начале. И в конце. Как правило, в том, как начато и закончено стихотворение, и заключено главное.
Вспомните пушкинский «Анчар». Начало: «В пустыне чахлой и скупой…» Конец: «…соседям в чуждые пределы». Поэт начинает с описания пустынного мира. Мира без людей. Зло вне людей. Опасное, но только тому, кто его потревожит. А вот в финале оно уже в мире, населенном людьми. Зло уже в мире людей. И не само туда попало, а принесено человеком. По воле человека. То есть за зло в мире отвечает человек, а не какой-то анчар из пустыни. Причем не один человек, а минимум двое: пославший и принесший. Готов анализ? Нет, это только ключ к нему.
Или возьмем упомянутое выше стихотворение Тургенева: «Утро туманное, утро седое…». Так оно начинается. А дальше повторы: «вспомнишь», «вспомнишь», «вспомнишь». Три раза, как заклинание. Вспомнишь, «глядя задумчиво в небо широкое». Вспомнишь «лица», события, историю любви – от первой до последней встречи. Одной любви. И задумаешься. О своей жизни, о вечном. И кажется, что ты видишь седого, как утро из его стихотворения, поэта, смотрящего в небо сквозь окно мчащегося поезда. Под «ропот колес»… А потом прочитаешь дату написания – 1843 год – и первая строчка зазвучит по-другому. Потому что Тургеневу в 1843 году было всего лишь 25 лет! Откуда же эта седина в восприятии мира? Зацепило?
Умение находить подобные «зацепки» надо в себе вырабатывать. Постепенно вы научитесь анализировать абсолютно любое стихотворение. В том числе и отвечая на конкретный вопрос. Как в 15-м или 16-м задании ЕГЭ по литературе. У целевого анализа есть свои особенности, о которых мы поговорим в следующий раз. Впрочем, вы можете не ждать следующего раза, а записаться на занятия к репетиторам школы Tutoronline. До встречи!
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Осторожно! Буллинг!Репетитор недели. Елизавета Александровна
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
Анализ стихотворение является необходимым навыком для успешной учебы по литературе. В нем раскрывается основная тема и идея, заложенные автором в сюжет. Чтобы анализ получился целостным и раскрыл все аспекты лирического текста, необходимо при его написании следовать четкому плану. Так как делать анализ стихотворения по литературе?
Как делать анализ стиха?
Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:
- История создания стихотворного текста, описание событий, которые привели к его созданию. В этой части можно дать немного информации о жизни автора. Также следует указать, насколько это произведение значимо для поэта.
- Необходимо определить жанр, предмет и тематику произведения. Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.
- Рассматриваются сюжет и композиция стихотворения. Сюжет в лирическом произведении очень часто отсутствует. Это обусловлено в основном тем, что лирика – это выразительный род, а не повествовательный, она выражает, а не повествует.
- Описание лирического героя и передача общего настроения стихотворения. Жизнь в поэтическом тексте представляется через переживания лирического героя. Понятие лирического героя – ключевое для этого вида литературы. Лирический герой – это носитель эмоции, чувства, переживания, определенного состояния, от лица которого создается стихотворение.
Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.
- Разбор лексики стихотворения и выразительных средств. Выразительные средства делают стих ярче и богаче. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, олицетворение, гипербола и т.д. Также следует обратить внимание на стихотворный метр, которым написано стихотворение.
Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий
Рис. 1. Стихотворные размеры определения
- В конце анализа необходимо выразить свое собственное мнение к прочитанному, рассказать, какие чувства вызвало данное произведение.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.
Тест по теме
- Вопрос 1 из 5
Что необходимо для анализа стихотворения?</h3>
- <label>план</label>
- <label>история</label>
- <label>пролог</label>
- <label>эпилог</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/11/04/plan-analiza-stihotvoreniya
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/12/10/shablon-analiza-liricheskogo-stihotvoreniya
- https://blog.tutoronline.ru/uchimsya-analizu-stihotvoreniy
- https://obrazovaka.ru/literatura/kak-delat-analiz-stihotvoreniya.html