Черты классицизма

N-Pussen-arkadskie-pastuhi-n2ntmrz88jtlbziguryr5g686i0tcplqbwmxjhfak0.jpg

Зарождение классицизма в мировой культуре

Классицизм как направление в искусстве зародился во Франции в конце 17 века. В своём трактате «Поэтическое искусство» Буало обозначил основные принципы этого литературного направления. Он считал, что литературное произведение создаётся не чувствами, а разумом; для классицизма вообще характерен культ разума, вызванный убеждённостью в том, что изменить жизнь к лучшему может только просвещённая монархия, абсолютная власть. Как в государстве должна осуществляться строгая и чёткая иерархия  всех ветвей власти, так и в литературе (и в искусстве) всё должно быть подчинено единым правилам, строгому порядку.

С переводе с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный. Образцом для писателей-классицистов была античная культура и литература. Французские классики, изучив поэтику Аристотеля, определили правила своих произведений, которых в дальнейшем придерживались, и это стало основой становления основных жанров классицизма.

Классификация жанров в классицизме

Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.

Высокие:

  • Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение;
  • Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом;
  • Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом.

Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.

Низкие жанры:

  • Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека;
  • Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования;
  • Басня – сатирическое произведение поучительного характера.

Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.

Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.

moler.jpg
Мольер
Вольтер
Мильтон
Корнель

Основные черты классицизма

  • Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
  • Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
  • Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
  • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
  • Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
  • Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.

Особенности русского классицизма

А. Д. Кантемир

Как и  европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма –  дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями:

  • Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);
  • Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
  • Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
  • Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и не раз становились причиной жестких споров.

В. К. Тредиаковский

В. К. Тредиаковский не особо отличился в художественности произведений, однако у него было немало трудов в литературном направлении в целом. Он является автором таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.

А. П. Сумароков

А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма. Его считают «отцом русского театра» и создателем национального театрального репертуара того времени.

М. В. Ломоносов

Одним из самых ярких представителей русского классицизма является М. В. Ломоносов. Помимо огромного научного вклада, Михаил Васильевич провёл реформу русского языка и создал учение о «трёх штилях».

Д. И. Фонвизин

Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии. Его произведения «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор не утратили своего значения и изучаются в школьной программе.

Г. Р. Державин

Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма. Он смог в своих произведениях вписать в строгие правила просторечье, чем расширил рамки классицизма. Его также считают первым русским поэтом.

Основные периоды русского классицизма

Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем:

  1. 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович)
  2. 30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов)
  3. 60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).

Классицизм – одно из литературных направлений отечественной и мировой литературы. Понимание того, что характерно для классицизма, поможет в раскрытии особенностей данного направления.

Жанровое деление

Для классицизма характерно деление на жанры. К высоким жанрам относят оду, трагедию и эпопею. К средним жанрам относят драму и элегию. К низким жанрам относят комедию, сатиру и басню.

Рис. 1. Жанры классицизма.

Высокие, средние и низкие жанры имеют особенности языка. Для высоких жанров характерно использовать церковно-славянские слова. Средние жанры наряду с общеупотребительной лексикой используют и славянизмы, и просторечия. Для низких жанров позволительно использование просторечных выражений.

Черты классицизма так или иначе связаны с жанровой спецификой. Высокие жанры подразумевали рассмотрение жизни знатных людей, которые являлись служителями Отечества: князья, цари, полководцы и др.

Жизнь дворянского сословия – характерные темы средних жанров.

Низкие жанры, кроме дворян, рассматривали и жизнь простых людей, даже слуг знатных людей.

Каждый жанр имеет ряд признаков и черт, смешение которых в классицизме недопустимо.

Деление персонажей

Особенности классицизма в литературе заключаются в четком разграничении персонажей на героев положительных и героев отрицательных. Один персонаж может иметь либо порок, либо добродетель. Причем, один герой является олицетворением одного человеческого качества: например, жадность или мудрость.

Для обозначения качеств персонажа часто используют говорящие фамилии.

Персонажи, которые имеют пороки, оказываются наказанными в финале произведения. Это говорит о том, что добродетель торжествует над пороками.

Принцип трех единств

Произведения классицизма строятся на принципе трех единств: места, времени и действия. Это значит, что все повествование укладывается за одни сутки (единство времени) в одном и том же месте (единство места). Сюжетная линия посвящена только одной проблеме, на решение которой отводится все повествование (единство действия).

Проблематика

Часто конфликт в произведениях классицизма строится на борьбе разума и чувства, где победу одерживает разум.

Основными проблемами являлись гражданские и общественные. Часто в произведениях поднималась проблема долга. Гражданский долг у персонажей классицизма оказывается важнее собственных чувств и стремлений.

Что мы узнали?

Классицизм – литературное направление, для которого характерно деление на высокие, средние и низкие жанры, причем смешение черт этих жанров непозволительно. Все персонажи делятся на положительных и отрицательных, они являются носителями определенных качеств, что подчеркивается с помощью говорящих фамилий. В произведениях классицизма действует принцип трех единств: времени, места и действия. В основе сюжета лежит конфликт разума и чувства. В произведениях классицизма поднимаются нравственные и гражданские проблемы.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    На какие жанры делились произведения классицизма?</h3>

    • <label>Низовые, высокие</label>
    • <label>Средние, низкие</label>
    • <label>Высокие, средние, низкие</label>
    • <label>Деления не было</label>

(новая вкладка)

Понятие классицизма в литературе, главные правила и нюансы

Классицизм – литературное направление, переводится с латинского как «образцовый». В качестве образцов выступали творения античных авторов.

В Европе классицизм появился значительно раньше, чем в России: произошло это в 17 веке после выхода в свет статьи Н.Буало «Поэтическое искусство».

В русской литературе господство классицизма утвердилось в 18 веке. Его появление напрямую связано с установлением абсолютной монархии, что было резким скачком вперед по сравнению со средневековой отсталостью.

Основные черты классицизма

На первый план выдвигаются гражданские проблемы. Литература становится проповедником идеи служения отечеству, она зовет следовать высоким нравственным принципам долга, чести, благородства.

Рационализм или рассудочность – обязательный элемент в произведениях классицистов. В центре внимания писателя не чувства, а рассудок героя.

Сам автор также подчиняется требованию вести повествование последовательно, логично, он пытается создать лишь видимость взволнованности. Достигается это использованием риторических вопросов и риторических восклицаний.

Нормативизм. Герой обязательно является воплощением отвлеченной идеи. Например, если реалисту потребуется создать образ неуча, то он в основу описания положит жизненные наблюдения и обобщит их.

Классицист поступает иначе: он исходит из обобщенного представления о необразованности, не придает значения конкретному жизненному материалу.

Герои классицистических произведений – это не те люди, которые есть в жизни, это люди, какими они должны быть по представлению писателя. Данное правило действует как в отношении положительных, так и отношении отрицательных героев: злодей у классицистов – высшее воплощение идеи злодейства.

Односторонность и схематизм обрисовки характеров являются следствием нормативизма. Характеры героев строятся прямолинейно, они основываются на нескольких чертах и являются либо сугубо положительными, либо только отрицательными.

Классицисту нет необходимости раскрывать внутреннее богатство, сложность и противоречивость духовного мира человека.

Дидактизм – это прямое поучение, вложенное в уста положительных персонажей. Писатель формулирует идею не в образной, а в логической словесной форме, поступает так же как баснописцы, заключающие смысл в мораль. Именно морализаторскими являются монологи Стародума и Правдина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Подражание античности. Данная черта лежит в основе термина «классицизм». В качестве образцов для писателей служили классические произведения древнегреческой и древнеримской литературы.

Выражалось это в заимствовании сюжетов (например, из «Илиады», из легенд о царе Эдипе, Оресте, Антигоне), обязательно использовались мифологические и поэтические образы (Зевс, Марс, Пегас, Зефир, Амур, лира).

Родом из античности и правила построения произведения (призывы к музе в посвящении, три единства).

Представление об эстетической неравноценности жизненных явлений и литературных жанров. Классицист уверен, что высокие нравственные качества могут воплощаться только в людях, занимающие высокое общественное положение в обществе – царях, полководцах, придворных.

Этим героям должно было «появляться» только в произведениях «высоких» жанров – одах, героических поэмах, трагедиях. Поэтика и язык в этих произведениях призваны создавать возвышенное настроение.

Однако классицисты могли показывать представителей высшего круга не только героическими людьми, но и злодеями. Правда, даже пороки должны быть величественными, грандиозными.

Люди, стоящие на социальной лестнице несколькими ступенями ниже, изображались заурядными, часто смешными, наделенными комичными привычками, низменными пороками.

Изображались они в произведениях «средних» и «низших (низких)» жанров – комедиях, сатире, басне. Смешение в одном произведении «высокого» и «низкого», трагического и комического считалось недопустимым.

Правила творчества

Классицисты обязаны были следовать определенным правилам творчества. Примером являются знаменитые «три единства» в пьесе: места, времени и действия.

То есть в произведении не могло быть нескольких сюжетных линий. Кроме того следовало использовать «три штиля», «говорящие» имена и фамилии героев.

Именам отводилась особая роль: они сразу же давали определенную характеристику персонажа и обрисовывали важнейшие черты характера. Например, фамилия Кутейкин произошла от слова «кутья», так называли попов, имя София могло принадлежать только мудрой девушке и т.д.

Русский классицизм во многом близок к французскому (Мольер, Корнель, Буало и др.). Но он не был простым подражанием иностранным образцам.

Русские писатели учились у европейских предшественников, однако внесли много оригинального. Русский классицизм имеет большую связь с действительностью, чем французский.

В отечественных произведениях более резкой критике подвергаются существующие порядки. Да и традиции античности Ломоносовым, Фонвизиным, Карамзиным, Радищевым и другими писателями перенимались не так слепо, как французами.

Следует отметить, что классицизм для 18 векаявление прогрессивное, способствующее расцвету литературы.

Строгие рамки обязательных правил не так уж строго стесняли писателей-классицистов. Лучшее в наследии классицистов перенимали и творчески перерабатывали представители других литературных направлений: Рылеев, Грибоедов, Пушкин.

Такое направление как классицизм было свойственно не только литературе, но и другим направлениям искусства. В Европе оно развивалось уже в конце XVII в., но в Россию пришло только в начале XVIII в. не без влияния реформ Петра Великого. Расцвета же классицизм в русской литературе достиг лишь в Екатерининскую эпоху. С ним связаны такие имена как Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин. Предлагаю узнать, какие характерные черты имел русский классицизм в литературе и чем отличался от европейского. Также вы найдете список произведений, которые можно прочитать, чтобы составить собственное впечатление о вышеназванном явлении.

Что такое классицизм, каковы его характерные черты

Как направление в искусстве классицизм зародился в конце 17 века во Франции. Его принципы были обозначены Буало в трактате «Поэтическое искусство». Строго говоря, эти принципы касались проявления направления именно как литературного направления.

Термин «литературное направление» обозначает совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для множества произведений, относящихся к одному и тому же историческому периоду.

Главным стержнем классицизма являлся постулат, что произведение создается не чувствами, а разумом. По сути, он провозглашал культ разума. И в обществе, и в искусстве все должно было упорядоченным, иметь четкую иерархию.

Исходя из этого, классицизм определяется как направление искусства и литературы, базирующееся на идеях рационализма. Антагонистичным по отношению к нему был сентиментализм – направление, во главу угла ставящее чувства.

Создавая произведения, авторы-классицисты опирались на образцы античного искусства. Вдохновение они черпали в трудах Горация и Аристотеля. Определяющим было подражание природе.

Кстати, в переводе с латинского classicus означает «образцовый». Возможно, именно от этого латинского слово и произошло имя прилагательное «классный» в значении «первоклассный». Этим жаргонным словечком многие из вас, думаю, нередко характеризуют нечто такое, что произвело на них впечатление.

Но вернемся к нашим баранам и обозначим основные характерные черты классицизма.

  • Иерархия жанров, чистота языка. Жанры делились на «высокие» (эпос, трагедия, ода) и «низкие» (басня, комедия, сатира). Произведение должно было соответствовать канонам жанра, стилистическое смешение было недопустимым.
  • Закон «трех единств»: времени, места, действия. Единство времени предполагало описание событий, не разорванных временем. Обычно все происходило в течение суток. Формула «спустя год» была в принципе не применима. Единство места ограничивало территорию, где происходили описываемые события. А единство действия требовало того, чтобы развивалась лишь одна сюжетная линия. И развиваться она должна была логично, четко и стройно, без каких-либо ответвлений.
  • Четкое разграничение персонажей. Все действующие лица строго делились на положительных и отрицательных. О глубоком психологизме и приписывании героям противоречивых черт характера даже речи идти не могло. Хороший – значит, хороший, а плохой – значит, плохой.
  • Воплощение в героях какой-либо одной особенности характера. Для того чтобы было понятно, кто есть кто, персонажам часто давались говорящие имена и фамилии. Многие герои олицетворяли определенный общественный строй, ту или иную эпоху.
  • Общественно-воспитательная функция. Любое классицистическое произведение должно давать нравственный урок. Добро всегда торжествует, зло в финале должно быть наказано. Нравственного перерождения отрицательных персонажей не происходит.

Главный конфликт в произведениях зарубежных писателей-классицистов происходил между разумом и чувством, причем верх одерживал разум. Главной ценностью провозглашался человек, личность.

Особенности классицизма в русской литературе 18 века

Классицизм в русской литературе 18 века перенял основные особенности европейского классицизма. Однако он имел и некоторые отличия.

  • Главное отличие заключалось в провозглашении главной ценностью не личности, а государства.
  • В центре повествования оказывались общественные проблемы, а не личные переживания героев.
  • Ключевым в произведениях русских классицистов был конфликт между буржуазией и аристократией. Борьба разума и чувств отступала на второй план.
  • В произведениях русских классицистов был силен патриотический пафос.

Остальные черты оставались те ми же, что и в европейском классицизме.

  • Основоположником русского классицизма считается Антиох Дмитриевич Кантемир – автор сатир с политическим подтекстом.
  • На уроках литературы в школе изучают комедии Дениса Ивановича Фонвизина, которые тоже можно назвать образцами русского классицизма.
  • Из баснописцев нельзя не назвать Ивана Андреевича Крылова, с творениями которого, я уверена, вы все хорошо знакомы.
  • Если говорить о «высоких» жанрах классицизма, нужно вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова и Гавриила Романовича Державина. Их перу принадлежат замечательные оды.
  • Любителям драматического жанра стоит познакомиться с трагедиями Александра Петровича Сумарокова.

Ниже вы найдете конкретный список этих и других известных писателей-классицистов.

Также нужно сказать, что литературоведы выделяют три периода классицизма в русской литературе. 1730-е – 1750-е годы – период зарождения этого литературного направления в России. Второй период связан с рассветом русского классицизма, он приходится на 1760-е – 1970-е годы. В конце 18 века русских классицизм уже переживал кризис. В это время в произведениях классицистов усилились национальные мотивы, появились образы идеальных дворян.

Известные литературные произведения, относящиеся к классицизму

Для сравнения русского и европейского классицизма и вообще для лучшего понимания этого литературного направления советую вам прочитать хотя бы несколько произведений из приведенного ниже списка.

  • трагедии «Гораций», «Цинна», «Сид» П. Корнеля;
  • трагедии Ж. Расина «Федра» и «Митридат»;
  • «Брут» и «Танкред» Вольтера (тоже трагедии);
  • комедии Ж. -Б. Мольера (например, «Мещанин во дворянстве», «Тартюф»);
  • басни Ж. Лафонтена;
  • сатира Кантемира «На хулящих учение»;
  • «Езда в остров Любви», «Тилемахида» Тредиаковского;
  • оды Ломоносова;
  • «Памятник», «Фелица» и другие произведения Державина;
  • трагедии «Дмитрий Самозванец», «Синав и Трувор», «Хорев» Сумарокова;
  • трагедии Княжнина «Дидона» и «Росслав»;
  • комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».

Если хочется обратиться к истокам, то найдите стихотворный трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».

Классицизм в русской литературе не был мимолетным явлением. Это литературное направление оставалось доминирующим в течение более чем полувека. Понятно, что хорошо подготовиться к экзамену по литературе, не изучив особенности классицизма, не усвоив его характерные черты и не изучив хотя бы некоторые примеры классицистических произведений, невозможно. Я постаралась изложить этот материал кратко и четко. Надеюсь, он поможет вам хорошо сдать ЕГЭ.

Поделиться

  • <ss> </ss>
  • <ss>1</ss>
  • <ss> </ss>
  • <ss>4</ss>
  • <ss> </ss>
  • <ss> </ss>
  • <ss> </ss>
  • <ss> </ss>

Опубликовано 11.11.2015 — 17:02 —

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Классицизм. Литература 18 века»

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnglitra_konspekt_2.docx 23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Литература XVIII века. Классицизм

Тип урока: урок изучения нового материала (урок-лекция)

Цели урока:

  1. Воспитательные:
  • воспитание эстетической культуры учащихся;  
  • продолжить воспитание чувства любви и уважения к русской литературе;
  1. Развивающие:
  • развивать языковой кругозор учащихся за счет пополнения словарного запаса и терминов теории литературы, интеллектуального кругозора;
  • продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • формировать навыки работы с таблицами, схемами;
  1. Образовательные:
  • углубить знания учащихся о литературном процессе XVIII века;
  • познакомить учащихся с понятием «классицизм» в литературе и искусстве в целом;
  • познакомить учащихся с признаками данного литературного направления, его особенностями.

Задачи урока:

  • воспитание эстетической культуры учащихся за счет изучения направления классицизм в литературе и искусстве в целом (архитектуре, живописи);
  • развитие языкового кругозора учащихся посредством пополнения словарного запаса терминами из теории литературы: классицизм, литературное направление, жанр, др.;
  • познакомить учащихся с историко-литературным процессом XVIII века в России;
  • способствовать умению учащихся видеть и различать признаки классицизма, уметь различать жанры данного направления.

Оборудование: интерактивная доска, проектор;

Использованная литература: учебник «Литература. 8 класс», автор: Меркин Г.С.; рабочая программа, составленная учителем-предметником.

План урока:

  • Организационный момент (3 минуты);
  • Актуализация прежних знаний (5 минут);
  • Этап усвоения новых знаний (30 минут);
  • Рефлексия (5 минут);
  • Сообщение о домашнем задании (2 минуты).

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Организационный момент

(3 минуты)

Приветствует учеников, узнает об отсутствующих.

Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих.

Актуализация прежних знаний

(5 минут)

Проверка тезисных планов учеников.

Показывают тезисные планы. Пересказ вводной статьи учебника «Из русской литературы XVIII» века.

Этап усвоения прежних знаний

(30 минут)

Сегодня мы переходим к изучению нового раздела в литературе – литература XVIII века, литература классицизма.

Классицизм — литературное направление начала XVIII века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.

Как литературное направление классицизм начал складываться в  эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII в. и получил распространение в Европе. В России отправным толчком для развития классицизма явился период правления Петра I. Благодаря нововведениям Петра, преобразованиям в таких областях как просвещение, искусство новшества коснулись и литературы.

Сначала обратимся к классицизму в скульптуре и архитектуре, живописи и музыке.

Классицизм

Признаки

Памятники культуры

 и их создатели

В скульптуре и архитектуре

Ясность, уравновешенность, четкий и спокойный ритм, выверенность пропорций, симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого.

Здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров); Казанский собор (А.Н. Воронихин); бронзовые скульптуры П.К.Клодта «Укротители коней»; Исаакиевский собор (О.Монферран), здания Сената и Синода, Александрийский театр, Михайловский дворец (К.И.Росси) в Петербурге; Дом Пашкова (В.И. Баженов), Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя (К.А.Тон) в Москве

В живописи и музыке

Высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. Стилизация музыки XVIII в.: изящные, грациозные хоры и танцы.

К.П. Брюллов  «Последний день Помпеи»,    «Всадница»,    «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень»;

А.А. Иванов «Явление Христа народу».

Сочинения М.И.Глинки, 4-я оркестровая   сюита   П.И.Чайковского, «Моцартиана», интермедия  «Искренность пастушки» из оперы «Пиковая дама»

Сейчас перейдем к литературе.

Никола Буало-Депрео (1636—1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство». Произведение является своего рода подведением итогов эстетики классицизма. Буало считал, что в поэзии выше всего разум, которому подчиняются фантазия и чувства. Поэзия должна быть понятна по содержанию и по форме, а стиль изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности.

Главная идея развития литературы

в эпоху классицизма пафос государственного строительства и преобразований.

На первом плане в литературе

высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.

Данное направление имеет следующие особенности:

1) герои: обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных;

-положительные и отрицательные герои противопоставляются.

-каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях;

2) эстетика классицизма:  Принцип трех единств:

-единство времени (действие развивается не более суток);

-единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10);

-единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое);

3) строгая иерархия жанров. Для произведений классицизма характерно строгое деление жанров на

Высокие                                              Низкие

Трагедия, эпопея, ода,                Комедия, сатира, басня,

героическая поэма                  песня, эпиграмма

Каждый жанр имеет свои законы:

Показана общественная           Показана повседневная

жизнь, история                         жизнь обычных людей

Герои – цари, полководцы,     Герои – аристократы,

военачальники                         крестьяне, слуги

Язык произведений                    Язык произведений

торжественный                          разговорный, будничный

Не допускалось смешения жанров!

Особенности русского классицизма:

1) Литература Петровского времени (переходный характер, формирование светской литературы – Феофан Прокопович);

2) 1730 – 1750 (формирование классицизма, расцвет жанра оды – А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков);

3) 1760 – 1я половина 70х гг. (эволюция классицизма, расцвет сатиры – В.И.Майков, Н.И.Новиков, В.В.Тузов);

4) последняя четверть века (начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций – Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев, И.А.Крылов, Н.М.Кармзин, И.М.Дмитриев).

Записывают новый материал в тетради.

Презентация

Рефлексия

(5 минут)

Вот и подошла к концу наша лекция. Тяжело ли вам было? Что было понятно, а что — нет? Интересно ли вам было?

Делятся своим мнением.

Сообщение о домашнем задании

(2 минуты)

Дома вам будет необходимо подготовиться к тесту по сегодняшней теме, а также подготовить биографию М.В.Ломоносова и прочитать отрывок его произведения «Ода на день восшествия…», данный в учебнике.

Задание по биографии М.В.Ломоносова будет распределено следующим образом:

А) 1 ряд готовит биографию писателя;

Б) 2 ряд готовит сообщение о Ломоносове как о физике;

В) 3 ряд готовит сообщение о Ломоносове как о литераторе;

Г) 4 ряд готовит сообщение о Ломоносове как о языковеде.

Записывают домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-94328.jpgКонспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме «Литература Древней Греции»

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования «Олимпийские игры»…

picture-280428-1376422265.jpgКонспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе….

picture-263406-1374682831.jpgКонспект урока литературы в 7 классе «Русская литература 18 века и ее традиции»

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   «Русская   литература  18  века  и  ее  традиции»…

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана…

picture-356123-1385580155.jpgКонспект урока литературы в 9 классе на тему «Евгений Онегин»-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» на первых уроках….

Конспект урока литературы на тему:»Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова»Кому на Руси жить хорошо»,конспект урока литературы на тему:»Жизнь и творчество М.Цветаевой»

конспект урока по литературе .Работа в группах…

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей …

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • http://olgadyachenko.ru/klassicizm-russkaya-literatura.html
  • https://obrazovaka.ru/literatura/cherty-klassicizma.html
  • https://fin-atlas.ru/chto-takoe-klassitsizm-v-literature-opredelenie-osnovnye-pravila-zakony/
  • https://literaturus5.ru/klassitsizm-v-russkoj-literature/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/11/11/konspekt-uroka-literatury-8-klass-0

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт