Реализм в литературе — основные черты и представители направления

Содержание:

realizm_literature.jpg

Исторические предпосылки

После 1830 года произошло изменение духовного климата во многих странах Европы. Романтические мечты об идеальном мире сменились верой в торжество разума, способствующее развитию науки и технического прогресса. В мышлении людей возникают идеи позитивизма, направленные на сбор доказанных фактов для их дальнейшего анализа. Становление личности рассматривается с точки зрения общественных отношений.

otrazhenie_sovremennosti.jpg

Быстрое развитие науки, в том числе социальной, не могло не отразиться на литературе, которая прониклась духом правдивого отображения действительности, основанном на всем богатстве явлений в обществе и окружающем мире. Разнообразие человеческих типажей давало возможность представителям реализма делать героями своих произведений не только выдающихся личностей, но и «маленького человека».

Для понимания законов развития личности и общества рассматриваются те же принципы, что действуют в природе — механизмы естественного отбора. Когда окончательно сложилась буржуазная система, стало понятно, что каждая личность в ней относится к определенной классовой среде и такое романтическое понятие, как свобода, ограничено социальными рамками, поэтому в реализме даже при использовании психологических приемов романтизма человек вписывается в исторически достоверные жизненные условия.

Этапы развития

Определение и признаки реализма не оставались неизменным, направление прошло несколько этапов развития. Обычно выделяют 3 главных:

  1. Реализм ренессанса.
  2. Эпоха просвещения.
  3. Критический реализм.

Многие искусствоведы находят реалистические черты в отдаленных эпохах. Они обнаруживаются в произведениях, созданных в древности и в эпоху Средневековья, но формирование реализма в качестве художественной системы связано с важнейшими прогрессивными изменениями, произошедшими в эпоху Ренессанса (Возрождения). Впервые новые взгляды на жизнь человека, отвергнувшего церковные постулаты рабской покорности, были отражены в творчестве Ф. Петрарки, У. Шекспира, Ф. Рабле, М. Сервантеса.

После многовекового представления людей сосудами греха и призывов к смирению, искусство Возрождения превозносило личность как венец творения природы. Для этого периода реализма характерно использование масштабных образов и поэтизация способности человека на большие чувства. Излюбленным литературным приемом было противопоставление личности и реакционных сил.

Во время просветительского этапа в западной Европе литература сыграла немаловажную роль в возникновении готовности общества к буржуазно-демократическим преобразованиям. Просветительский реализм сложился в Европе к XVIII веку. Его представителями можно назвать Д. Дидро во Франции, Д. Дефо в Англии и Г. Лессинга в Германии. В литературе появились образы с демократичными взглядами:

  • Фигаро из трилогии П. Бомарше.
  • Луиза Миллер, «Коварство и любовь» И. Ф. Шиллера.
  • крестьяне в произведениях А. Н. Радищева.

Просветителям было свойственно оценивать общественные явления и поступки людей с точки зрения разумности и неразумности. Положительными героями выступали разумные личности, отрицательными — невежды и варвары. В реализме эпохи Просвещения часто допускалась условность, т. е. обстоятельства, в которые попадал герой литературного произведения, не были типичными. Его действия показывались не со стороны правдоподобия, а как это представлялось писателю.

Формирование критического направления

К началу XIX века в истории Европы и России сложились такие условия, что авторам хотелось уже не только показывать высокие идеалы и просвещать мир, но и понять процессы, происходящие в действительности. Критический реализм значительно отличается от ренессансного и просветительского. Его формирование и начало развития связано с писателями:

  • Стендаль и О. Бальзак во Франции.
  • Ч. Диккенс, У. Теккерей в Англии.
  • А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь в России.

Для критического реализма характерен новый взгляд на взаимоотношения между человеком и окружающей средой. Раскрытие характеров происходит на фоне социальных обстоятельств, при этом глубоко анализируется внутренний мир личности, что наделяет реалистические творения психологическими чертами.

Критический реализм как литературное направление сформировался практически одновременно в России и зарубежных странах между 20-ми и 40-ми годами XIX столетия и постепенно стал ведущим направлением мировой литературы.

Историзм и правдивость

Основой мировоззрения и художественным методом писателей-реалистов стал историзм. В прошлом они искали ответы на актуальные вопросы настоящего времени и осмысливали будущее воздействие современных событий на дальнейшее историческое развитие.

Критическое изображение действительности отразилось в правдивом описании жизненных условий, особенно их отрицательных проявлений и недостатков существующего мироустройства. Однако авторы не рассматривают действительность как бы в разрезе реальности, а показывают свое видение ее. Достоверность и точность в описании деталей иногда превалируют настолько, что по ним можно изучать эпоху, во время которой происходит действие реалистичного произведения.

Реализму не чужды и оптимистические идеалы — мечты о светлом будущем своей страны, сочувствие к представителям простого народа, вера в появление положительного героя и разум человека, поэтому в современном литературоведении понятие «критический реализм», введенное Н. Г. Чернышевским, заменяют на «классический реализм».

Личность и общество

Взаимоотношения между личностью и обществом становятся основной темой реализма. Как правило, героями произведений реалистической литературы становятся незаурядные личности, не вписывающиеся в свое окружение и не удовлетворенные жизнью, но способные бросить вызов общественным устоям. Это не пафосные герои романтизма, а узнаваемые читателями их современники.

Личностные характеристики персонажей приобретают все большую глубину и многогранность. Описание их образа жизни и поступков, речь и мысли — все это служит для отображения внутреннего мира и переживаний героев. Реализм дает больше возможностей писателям для создания образов, обладающих сложной и противоречивой структурой личности. В то же время представители реализма неоднозначно относятся к своим персонажам, т. е. не показывают их исключительно как положительных или отрицательных.

Основными жанрами реализма сначала были рассказ, повесть и роман, но постепенно рамки расширились и появилось жанровое разнообразие, отразившееся в произведениях разных направленностей — лирических, сатирических, драматургических и других. Образность и точность литературного языка обогатилась элементами разговорной речи, а настоящая действительность могла изображаться с помощью вымысла и фантастики.

Представители реализма в России

По мнению литературоведов, основоположником реализма в России стал А. С. Пушкин, а первым произведением этого направления — роман в стихах «Евгений Онегин», где поэт сумел передать русский дух и по-новому изобразил героя. В повести «Станционный смотритель» впервые затронута проблема «маленького человека», обладающего потенциалом, обусловившим национальный характер. Самое полное отражение в повести «Капитанская дочка» получил историзм Пушкина. В ней автор:

  • достоверно описал действительность;
  • проанализировал исторические закономерности;
  • показал героев как порождения своей социальной среды.

Бытовые и философские сцены изобразил в свои баснях и сказках И. А. Крылов. В живых сценках, написанных им, отразились сословные и человеческие отношения того времени и сатирический взгляд на них автора. А. С. Грибоедов через описание типических характеров и обстоятельств выразил идеи, волновавшие образованное общество, в комедии «Горе от ума». Ее главный герой Александр Чацкий — предвестник появления в обществе лишних людей, которые не имеют возможности реализовать свои таланты в условиях николаевской России.

Достойным преемником Пушкина стал М. Ю. Лермонтов с созданным им образом Печорина в романе «Герой нашего времени». В судьбе этого персонажа автор отражает судьбы своих ровесников, но в отличие от Пушкина он делает это не через действия, а описывая внутренние метания героя.

Натуральная школа

В 40-х годах XIX века появился ряд писателей, творчеству которых было присуще неприятие социальной несправедливости, обличительная направленность, повышенное внимание к будничности. Представитель этой школы Н. В. Гоголь был убежден, что красоту жизни можно передать, только отрицая безобразную действительность. Писатель исследует бытовую основу жизни, и через ее черты показывает возникшие из нездоровой социальной среды ущербные характеры, твердо уверенные в своих достоинствах и праве.

Со второй половины XIX века начался качественно новый этап развития реализма. Авторы не только критически осмысливают действительность, но и ставят перед собой цель отыскать способы ее улучшения. К представителям подхода можно отнести Тургенева, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Их творчеству свойственны тонкие психологические размышления и обширные философские обобщения.

Начало XX века

Особенности литературы начала XX столетия ярко заметны в романах А. И. Куприна и И. А. Бунина, создавших правдивую картину России. Они затрагивают такие аспекты, как преемственность поколений и историческое наследие, тему особенностей национальной истории, описывают русский характер и сравнивают гармоничный мир природы с жестоким миром общественных отношений.

В первом десятилетии XX века в связи с потребностью отразить процессы, происходящие в России, появилось особое течение — неореализм или обновленный реализм. Для него характерно желание возврата к народным деревенским ценностям и естественному ходу бытия, который способен обновить жизнь.

Советское время

Во времена социалистического реализма, характерного для советского периода, литература отличалась партийностью и изображением революционного развития действительности, в производственных романах пропагандировалась героика социалистического строительства.

Немало писателей, творивших в условиях цензуры, сохраняли внутреннюю свободу и применяли иносказательные методы в своих произведениях, например, писали антиутопии. Зачастую у них не было возможности печататься и их судьбы сложились трагично. Оттепель открыла миру поэтов-шестидесятников, а молодые писатели раскрывали тему важности сохранения человеческой души в условиях внутренней несвободы.

Для новейшей русской литературы характерны, с одной стороны, возврат к традициям русского классического реализма, а с другой — огромное разнообразие тем, стилей и жанров.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Реализм — это направление в искусстве, в котором уделяется особое внимание современной повседневной жизни. Последователи реализма стремились изобразить в своих произведениях действительность, такой, какая она есть — подлинно и неприкрашенно. В этом и состояло существенное отличие от академизма и романтизма, которые преобладали до появления реализма.

Реализм считается началом современного искусства. Причиной послужило то, что современная повседневная жизнь превратилась в предмет искусства, чего ранее не происходило.

Реализм внёс огромные изменения в живопись, расширив представления людей об искусстве. В философском смысле реализм изменил устоявшуюся систему ценностей.

Реализм возник во Франции в 1840-х годах.

Что такое реалист?

Реалист — это последователь или представитель реализма.

Например:

  • Илья Ефимович Репин (русский художник-реалист);
  • Караваджо (итальянский художник-реалист);
  • Генри Филдинг (английский писатель и драматург реалист);
  • Даниель Дефо (английский писатель-реалист).

Признаки реализма

  • отход от «идеального» в сторону «обыденного» — изображаются реальные неидеализированные люди и ситуации;
  • писатели и художники пытались найти аутентичность; например, пейзажисты в этих поисках отправлялись в провинции (в живописи реализм встречается практически во всех жанрах, включая историческую живопись, портреты, пейзажи);
  • темы реалистов: обычно изображается заурядная, будничная жизнь главного героя – современника; сцены жизни рабочего класса, обыденные сцены жизни на улице / в кафе, а также откровенные сцены с обнажённым телом;
  • изображается правда — нет больше симпатичных нищих детей, здоровых и довольных крестьян, вся правда жизни, как она есть.

Реализм в искусстве

Реалисты во Франции отвергали «театральность», как классицизма, так и романтизма. Они стремились изобразить все аспекты современной жизни среднего и низшего классов: неисключительных, неидеальных и неприукрашенных.

Это было сложное революционное время, которое реалисты отметили большими изменениями в культуре всего искусства, заменяя традиционные идеальные образы каждодневными событиями, придавая им такую же важность, как и великим историческим сюжетам.

Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства.

Реализм был основной тенденцией во французских романах и живописи между 1850 и 1880 годами.

Реализм в литературе

Реализм в литературе — это литературное движение, в котором максимально правдиво изображается обыденная и повседневная действительность, такой, какая она есть в реальности.

В реализме читатели видят знакомые места и судьбы, узнают о людях из среднего и низшего классов общества. Автор стремится передать всю правду, не преувеличивая и не преуменьшая, без романтики или драмы.

Реализм в литературе 19 века

Реализм появился как своеобразный ответ на романтизм XVIII века. Он появился в литературе, как часть художественного движения Франции XIX века и продолжил своё существование до начала XX.

Представители реализма в литературе:

  • Александр Сергеевич Пушкин;
  • Николай Васильевич Гоголь;
  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Александр Сергеевич Грибоедов;
  • Оноре де Бальзак;
  • Гюстав Флобер;
  • Мари-Анри Бейль (Стендаль);
  • Генрих Гейне;
  • Георг Бюхнер;
  • Братья Гонкур (Эдмон и Жюль).

Основные жанры реализма в литературе:

  • повесть;
  • роман;
  • рассказ.

Реализм в живописи

Художники во всём мире использовали реализм, чтобы привлечь внимание публики к теме социального неравенства.

«Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.

На этой картине внимание останавливается на более молодой фигуре, которая выходит из линии остальных мужчин. Таким образом художник показал возможность побега от этой сложной судьбы.

Из-за своего сострадательного отношения к крестьянской жизни Илья Ефимович стал самым знаменитым художником своего времени в России.

Симфония в белом №1, девушка в белом, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, 1862 г.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер считал, что искусство должно существовать отдельно от других эмоций (таких, как любовь, жалость, преданность). Он не делал никаких громких социальных или политических заявлений, а связывал свои картины с музыкой (ноктюрн, симфония, этюд и т. д.).

Критики всегда пытались анализировать его творения и искать какой-то скрытый смысл. Сам художник всегда заявлял, что всё, что он хотел сказать своим искусством, он показывал на холсте, не скрывая ничего.

Художники – реалисты:

  • Алексей Петрович Боголюбов (русский художник);
  • Алексей Кондратьевич Саврасов (русский художник);
  • Николай Николаевич Ге (русский художник);
  • Гюстав Курбе (французский художник, считается основателем реализма в живописи);
  • Теодор Руссо (французский художник);
  • Жан-Франсуа Милле (французский художник);
  • Оноре Домье (французский художник);
  • Томас Икинс (американский художник).
«Мастерская художника», Гюстав Курбе, 1855 г.; Это одна из самых первых его работ в направлении реализм.

Реализм в русской живописи

Реализм в России был отмечен одним интересным событием. Это был «бунт четырнадцати» — 9 ноября 1863 года, 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств потребовали свободу в выборе темы и отказались исполнять заданный им мифологический сюжет.

Получив отказ, они просто удалились из аудитории, тем самым сорвав конкурс, посвящённый столетию Императорской академии художеств.

Это было сложное время социальных изменений в связи с отменой крепостного права и они тоже пытались добиться свободы. Это были такие знаменитые художники, как Репин, Айвазовский и Шишкин.

Впоследствии этот «акт бунтарства» стал первым шагом Передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»).

Эти художники стали действовать сообща: как с заказами клиентов, так и с совместными независимыми выставками.

Реализм в философии

Это концепция, что реальность (и материального и абстрактного) существует в мире независимо от нашего восприятия.

Критический реализм

Это раздел философии, который различает между тем миром, что человек воспринимает и тем, что является реальностью. Человек воспринимает не реальность, а лишь его точки зрения, это его мир, который является «воспринимаемым».

«Невоспринимаемые» структуры творят «воспринимаемые» события, и человеческий мир можно постичь, лишь если люди познают эти «невоспринимаемые» структуры.

Реализм и номинализм — какая между ними разница?

Сторонники реализма в философии утверждают, что универсалии (абстрактные понятия) так же реальны, как и материальное.

Сторонники номинализма утверждают, что универсалии не существуют так же, как и материальное.

Реализм в музыке

В музыке реализм встречается в опере. Там можно услышать описание сложной жизни обычных рабочих:

Plácido Domingo sings «Hai ben ragione» from Puccini’s «Il Tabarro»

Реализм был популярен в опере в конце XIX — начале XX вв.

Узнайте, что такое Классицизм, Сюрреализм и Постмодернизм.

06 Ноя 2014

Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось и в девятнадцатом веке, когда в писательском мире произошли некоторые изменения. Люди начали по-новому осмысливать действительность, смотреть на нее абсолютно, с другой стороны. Особенности литературы 19 века заключаются, в первую очередь, в том, что теперь писатели начали выдвигать идеи, которые и легли в основу направления реализм.

Что представляет собой реализм

Реализм появился в русской литературе в начале девятнадцатого века, когда в этом мире произошел коренной переворот. Писатели поняли, что прежние направления, тот же романтизм, не удовлетворил ожиданий населения, поскольку в его суждениях отсутствовал здравый смысл. Теперь они старались изобразить на страницах своих романов и лирических произведений ту действительность, которая царила вокруг, без каких бы то ни было преувеличений. Их идеи носили теперь самый что ни на есть реалистический характер, который просуществовал не только в литературе России, но и зарубежной в течение не одного десятилетия.

Основные черты реализма

Реализм характеризовался такими особенностями:

  •  изображение мира как он есть, правдиво и естественно;
  •  в центре романов — типичный представитель общества, с типичными для него проблемами и интересами;
  •  появление нового способа познания окружающей действительности — посредством реалистических персонажей и ситуаций.

Русская литература 19 века представляла очень большой интерес для ученых, поскольку с помощью анализа произведений им удалось познать сам процесс в литературе, который существовал в те времена, а также дать ему научное обоснование.

Появление эпохи Реализма

Реализм сперва был создан как особая форма для выражения процессов действительности. Это произошло еще в те времена, когда и в литературе, и в живописи царило такое направление, как Возрождение. Во время Просвещения оно было значительным образом осмыслено, и полностью сформировалось в самом начале девятнадцатого века. Ученые-литературоведы называют двух российских писателей, которые давно уже признаны родоначальниками реализма. Это Пушкин и Гоголь. Благодаря им, данное направление было осмыслено, получило теоретическое обоснование и значительное распространение в стране. С их помощью, литература России 19 века получила большое развитие.

В литературе теперь не было возвышенных чувств, которыми обладало направление романтизма. Теперь же людей волновали бытовые проблемы, их способы разрешения, а также чувства главных героев, которые обуревали ими в той или иной ситуации. Особенности литературы 19 века — это заинтересованность всех представителей направления реализма индивидуальными чертами характера каждой отдельно взятой личности для рассмотрения в той или иной жизненной ситуации. Как правило, это выражается в столкновении человека с обществом, когда личность не может принять и не принимает правил и устоев, по которым живут остальные люди. Иногда в центре произведения стоит человек с каким-либо внутренним конфликтом, с которым он пытается справиться сам. Такие конфликты носят название конфликта личности, когда человек понимает, что отныне он не может жить, как жил раньше, что ему нужно что-то делать, чтобы получить радость и счастье.

Среди самых главных представителей направления реализма в российской литературе стоит отметить Пушкина, Гоголя, Достоевского. Мировая классика подарила нам таких писателей-реалистов, как Флобер, Диккенс и даже Бальзак.

На смену романтизму приходит новое литературное течение – реализм. Оно начало развиваться в 30-х годах 19 века. Авторы почувствовали, что не должны мечтать о каких-то волшебных мирах, когда вокруг мир настоящий и совсем не идеальный. Так что означает понятие “реализм”?

Что такое реализм в литературе

Реализм появился в русской литературе как попытка впервые трезво и реально оценить действительности и процессы, которые в этой действительности происходят. Если романтизм пытался уйти, убежать от настоящего, спрятаться в скорлупу, сосредоточиться на внутренних переживаниях человека, то реализм приходит к пониманию, что от действительности, какой бы ужасной и порой неприглядной она не была, нельзя убежать. Необходимо собраться с силами и взглянуть страхам в глаза.

Рис. 1. Краткое определение реализма

Представителями реализма в России являются А.с Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П, Чехов и многие другие

Слово “реализм” в переводе с латинского realis означает «вещественный»,« действительный» и в полной мере отражало основное назначение нового художественного направления в русской литературе. Этот жанр развивался как что-то новое, как противоположность романтизму, он пытался вернуть героя из мира грез в настоящую жизнь, показать ему мир таким, какой он является на самом деле.

Целью этого стиля является изучение человеком себя и окружающего мира. Это познание происходит с помощью образов, которые создаются через типизацию и обобщение фактов действительности.

Например, если обратить внимание на первые слухи романа Пушкина “Евгений Онегин”, то по первым строкам читателю покажется, что это романтическое произведение. Действительно, вначале Онегин предстает типическим романтическим героем. Но всего лишь несколько строк автора выдают в нем вовсе не романтика, а реалиста:

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел.

Ведь романтический герой действительно мог застрелиться от переживаний и тоски, но не герой-реалист. Кроме того эти строки могут заставить улыбнуться читателя, тогда, как в романтическом произведении самоубийство – трагическое событие.

Суть реализма – объективное изображение жизни героев без преувеличения и излишнего трагизма, воспроизведение типичных характеров и ситуаций.

Это направление показывает личность универсальной, указывает на социальную и психологическую определенность ее поступков, наличие у героя своей точки зрения на мир. Другими словами, герой такого произведения постоянно отождествляет себя не как отдельного человек, а как личность, которая включена в исторический процесс, которая занимает определенное положение в обществе.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам выучить определение слова “реализм”, разобраться в его основных чертах и особенностях. Здесь представлена информация о причинах возникновения реализма, а также о писателях, творивших в этом литературном направлении.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Когда начал развиваться реализм?</h3>

    • <label>Начало 19 века</label>
    • <label>30-е годы 19 века</label>
    • <label>50-е годы 19 века</label>
    • <label>Конец 20 века</label>

(новая вкладка) Опубликовано 09.01.2019 — 19:33 —

В документе в сжатой форме представлена основная информация о реализме как художественном методе.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngrealizm.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализм

как литературное направление

Из истории появления реализма:

— Формирование реализма как художественной системы связывают с эпохой Ренессанса. Для Возрождения характерна масштабность образов, поэтизация личности человека, способность её к высоким чувствам и одновременно накал трагического конфликта. (Дон Кихот, Гамлет, король Лир).

— В 18 веке складывается просветительский реализм. Теоретики: Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в германии.

— В 19 веке складывается новый реализм. Это критический реализм. На Западе его расцвет связан с именами Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея.

— В России в 1 половине 19 века (20-е годы) в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя зарождался реализм, который стал во 2 половине 19 века главенствующим направлением в искусстве.

— 19 век в России богат на грандиозные исторические события.

— Литература становится важнейшей сферой духовной жизни общества, постоянно обращается к раздумьям об исторической судьбе страны и народа, внимательна к жизни в её неостановимом  движении, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы. Недаром 19 век назван ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

— В обществе возникают разногласия. Сформировались разные общественные группировки, противостояние которых определялось взглядами на крестьянскую реформу и пути переустройства русской жизни вообще. В литературе это противостояние проявилось посредством реалистического изображения действительности.

Теоретические основы

Реализм предполагает помимо правдивости

                                                                                      деталей, правдивое воспроизведение

                                                      типичных  характеров в

типичных обстоятельствах.

Ф. Энгельс

— В центре внимания РЕАЛИЗМА (от realis – вещественный) находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни (причинно-следственная связь личности и обстоятельств). Принцип историзма.

— Критический реализм по-новому изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами (принцип социальной детерминации – обусловленности характера человека условиями, в которых он живёт). Избегает однозначной оценки героев.

— Предметом анализа становится внутренний мир человека (психологизм).

Основные признаки русского реализма:

  • Социальная и психологическая типизация.
  • Герой не только тип, но и индивидуальность.
  • Наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды – в противовес романтикам.
  • Точность воспроизведения деталей.
  • Отсутствие однозначной авторской оценки.
  • Эволюция характера героя под влиянием обстоятельств.
  • Любимые жанры реалистов – роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет.
  • Стремление приблизить язык произведения к живой речи.
  • Ведущий жанр – РОМАН – крупный по объёму и, как правило, прозаический жанр эпоса. Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное многостороннее явление.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Классицизм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как классицизм, особенности русского класс…

Презентация Реализм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой  подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как реализм.В презентации использована а…

Презентация Романтизм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как романтизм, особенности русского романт…

Презентация Сентиментализм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как сентиментализм, особенности русского с…

picture-178201-1367682997.jpgМетодическая разработка. Реализм как литературное направление

ЦЕЛЬ УРОКАИзучить новый материал: реализм как литературное направление;повторить пройденный материал: классицизм и сентиментализм;закрепить знания по пройденному материалу;обучить работе  с…

picture-38048-1385681884.jpgУчебное пособие по литературе «Историко-литературный процесс: литературные направления»

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл…

picture-613187-1427278474.jpgПрезентация «Литературные направления. Реализм»

В презентации дана краткая характеристика Реализма. Материал может использоваться для самостоятельного ознакомления школьниками, для использования на уроке учителями, для подготовки к ЕГЭ по литератур…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/realizm-v-literature.html
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/realizm/
  • http://www.nturbina.ru/literature/realizm-i-osobennosti-literatury-19-veka.html
  • https://obrazovaka.ru/literatura/realizm-v-literature-opredelenie-kratko.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/01/09/realizm-kak-literaturnoe-napravlenie

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт