Философская проблематика произведений Бунина

И. А. Бунин – великое имя в истории русской литературы. На фоне богатства и разнообразия литературы начала 20 века он сумел занять свое особое место. Писатель затрагивал различные темы в своем творчестве.

в прошлое, писатель стремился уловить “вечные” законы развития науки, народов, человечества. В этом был смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого – славянской и восточной. Основа бунинской философии жизни – признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире. В творчестве возникает мотив неостановочного движения к тайнам мира: Пора, пора мне кинуть сушу, Вдохнуть свободней и полней И вновь крестить нагую душу В купели неба и морей! Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с желанной Атлантидой, “бездной голубой”, океаном появляются образы “нагой души”, “ночной грусти”. Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души. Воспеваются “светлая мечта”, “крылатая”, “пьянящая”, “счастье просветленное”.

К этому нас и призывают философские произведения Бунина.

Философская проблематика произведений Бунина« 7 клас Підготовка до олімпіадиМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного ветеранам 124-ой Мгинско-Хинганской стрелковой дивизии »

М. Горький очень емко выразил отношение к писателю: «Выньте этого человека из русской литературы, и она потускнеет…». Особенность творчества Бунина в том, что он способен в самых обычных вещах находить то, чего другие литераторы не могли заметить. С помощью разнообразных приемов и выразительных средств автор ярко и живо стремится донести до читателя свои глубокие впечатления.

fullsize701.jpg

Эволюция взглядов Бунина

Иван Алексеевич Бунин еще при жизни был признан гениальным писателем, но все же не столь популярным, как, например, Чехов или Достоевский. Сам автор объяснял это положением вне литературных школ. Он не любил, когда критики причисляли его произведения к какому-то направлению. Не обходя вниманием новые тенденции в литературе, он всегда оставался самим собой.

Иван Алексеевич имел в своей литературной деятельности один главенствующий прием — человеческую личность в центре повествования, что появилось не без участия произведений Толстого. Долгие годы этот корифей от литературы был кумиром молодого писателя и оказал большое влияние на его творчество.

Достоевский, наоборот, не представлял для него особого интереса. Тем не менее Бунин у него что-то перенимал, хотя взгляды на изображение дворянской России у них резко различались. В некоторых рассказах («Петлистые уши», «Дело корнета Елагина») он устраивает полемику с романом «Преступление и наказание», нарочно изображая преступление без наказания.

Читайте также:  Камера Обскура — краткое содержание романа Набокова

В то же время Бунин в рассказе «Я все молчу» в манере Достоевского показывает саморазрушение личности главного героя. Характерные черты отвергаемого писателя видны и в других его произведениях. Что касается отношения Бунина к модернизму, то у исследователей сложились противоречивые мнения. Долгое время критики писали, что он строго придерживался лучших реалистических традиций XIX века. Зная ироничное отношение писателя к символистам, Блок и Брюсов в свое время утверждали, что подобных наклонностей у него не замечали.

Уже в двадцатые годы прошлого века литературовед Ю. Мальцев назвал писателя «скрытым модернистом», а С. Аверинцев определил черты сходства его сочинений с символистами:

  • с Ахматовой — глубокий психологизм;
  • с О. Мандельштамом и Н. Гумилевым — экзотика отвлеченных образов.

Несмотря на это, Бунин в общем плане отрицал чистый символизм, обвиняя литераторов этого направления в «обнищании и омертвении русской литературы», а стихи Блока называл «утомительным и нудным вздором».

Сам он считал литературу основной формой изучения и познания человеческого существования. Тяжело переживая разлуку с родиной, Иван Алексеевич ни на кого не держал обиды и всегда оставался на стороне русских классических произведений.

Популярные сочинения

Раннее творчество

Свое литературное творчество Иван Бунин начал с написания стихов, которые были больше подражательны, но искренни и теплы в выражении чувств. В 1891 году был издан его первый сборник стихов, а через шесть лет читатели смогли увидеть несколько рассказов под общим названием «На край света». Первые произведения молодого писателя выражали его философские взгляды и отражали величие и красоту русской природы.

Несмотря на мотив краткости человеческой жизни, который звучит в ряде стихотворений, у Бунина, в отличие от символистов, отсутствуют пессимизм и устремленность в потусторонние миры. Автор радуется, что природа вечна и будет приносить радость и счастье всем поколениям: «счастье жить вовеки не умрет». Поэма «Листопад», посвященная Горькому, передает красоту осени, ее запахи, звуки, цветовые оттенки. Но главное, что хочет выразить поэт, — это «любовь и радость бытия».

Поэзия Бунина глубоко пропитана любовью к Родине. Ее светлый образ виден в неброских, но выразительных картинах природы: в атласных березках, грибных запахах, отлете журавлей. Все пронизано чувством тепла «к родным степям и бедным селеньям». Изображая человека как часть природы, Бунин не был понят многими современниками. Было принято считать, что русские поэты всегда воспевали природу как фон происходящих с человеком событий. Это как раз и мешало увидеть в бунинском творчестве развитие лучших традиций на новом уровне.

Бунина знают больше как прозаика, в жанре рассказа он проявил себя как чуткий наблюдатель за русским жизненным укладом. Основными темами ранней прозы писателя были крестьяне и мелкопоместные дворяне. Рисуют безрадостные картины крестьянского переселения и нищету мужиков рассказы:

  • «На чужой стороне»;
  • «На край света»;
  • «Танька» и другие.

Зорким глазом пророка Бунин видел предстоящие изменения: в деревню приходил капитализм.

Разорение дворянских поместий вызывает у него глубокое чувство грусти. Исчезало, по его мнению, целое сословие, которое принесло России немало культурных ценностей. Телеграфные столбы, контрастирующие со старинными строениями, для него были знаком гибели дворянской России.

Очень ярко эта грусть запечатлена в рассказе «Антоновские яблоки», за который Горький назвал писателя «молодым богом». Поражает сочный и красивый язык писателя, тонкое восприятие природы и способность передать ее четко и образно. Рука гениального мастера чувствуется в описании сбора яблок, осеннего пейзажа, молотьбы, в эпизодах охоты.

Расцвет литературной деятельности

Одним из значительных произведений дореволюционного творчества Бунина является повесть «Деревня» (1910), после выхода которой русская общественная мысль задалась вопросом: «Быть или не быть России?». Поэтический язык его первых стихов и рассказов сменило жесткое драматическое повествование. Главный герой Кузьма Красов, прожив нелегкую жизнь, задается главным русским вопросом: «Кто же виновен в этом?».

Как бы отвечая на этот вопрос, его учитель Балашкин напоминает о трагических судьбах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других талантливых людей России. И когда он в конце своей речи обвиняет во всем народ, Кузьма не выдерживает: «Такой народ! Величайший народ, а не „такой“, позвольте вам заметить… Ведь писатели-то эти — дети этого самого народа». Новые впечатления писатель получил во время поездки по странам Востока в 1907 году.

Он размышляет о мудрости веков, о культуре, созданной человеком, и жестокости цивилизации. Так рождается рассказ «Господин из Сан-Франциско». Не наделив героя, американского бизнесмена, даже именем, автор сообщает, что всю жизнь этот человек думал только об увеличении состояния, в нем нет ничего человеческого. Сила денег не спасает его перед лицом смерти, но на самом деле он и при жизни был духовно мертв. Бунин говорит о власти золота над человеком. Даже корабль, везущий мертвого господина, символизирует мир, где все продается и покупается.

В 1911 году в печати появляется его повесть «Суходол», которую Горький назвал «панихидой» по дворянству. Но здесь показано не только сожаление о предстоящей гибели поместий, но и бесправное положение крестьян при дворе помещика. Раскрывая трагическую судьбу бывшей крепостной Натальи, писатель выносит обвинительный приговор хозяевам Суходола. Несмотря на печальный ход событий, рассказ очень поэтичен. Лирические воспоминания девушки комментирует и дополняет замечаниями сам автор.

Читайте также:  Краткое содержание Бунин Суходол для читательского дневника

Окончательный стиль и мировоззрение Бунина оформляются в 1914—1916 годах. Его повести и рассказы становятся более утонченными и принимают значение философских идей. Размышления о смысле жизни введены в рассказ «Сны Чанга».

Произведение построено на контрасте двух правд: жизнь прекрасна и, наоборот, она только для сумасшедших. Повествование не дает надежд на устройство жизни по первой из них и предлагает искать третью, божественную правду.

Главные смысловые константы художественного мира Бунина

В 1933 году И. А. Бунин стал первым русским писателем лауреатом Нобелевской премии. Еще при жизни о Бунине говорили как о блестящем мастере слова не только российского, но и мирового уровня.

Основу повествования Бунина практически всегда составляет поток памяти. Для писателя он существует в виде «прапамяти», чувства неразрывной связи со «Всебытием», как припоминание прежних жизней. По мнению Бунина, существовать без памяти – это величайшая трагедия. Лишь прошлое, закрепленное памятью, является предметом высокого искусства.

Замечание 1

Писатель в одном из своих писем подчеркивает: «Пока живешь – не чувствуешь жизни».

Поэтому излюбленными героями Бунина являются не люди логики и разума, а люди, которые носят в себе первобытную мудрость инстинктов, пластичные, цельные личности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Художественный мир Бунина 450 руб.
  • Реферат Художественный мир Бунина 280 руб.
  • Контрольная работа Художественный мир Бунина 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Писатель считает, что одновременно понять и оценить переживаемый момент невозможно. Запаздывание сознания отлично передано И. А. Буниным в его рассказе «Солнечный удар». Жизнь является лишь материалом, из которого душа человека при помощи памяти вырабатывает что-то, имеющее эстетическую ценность. Писатель с неприязнью относится к категории будущего, которое ничего, кроме смерти, не обещает. Бунин пытается вернуть «утраченное время», что ярко проявляется в его автобиографическом произведении «Жизнь Арсеньева».

Наиболее четко в художественном мире Бунина проявляется чувство одиночества. Здесь это чувство одиночества вселенского, вечного, как непреодолимого, неизбежного состояния человеческой души. В душе писателя непознаваемая мировая тайна вызывает одновременно «сладкие и горестные чувства». Чувство упоенности жизнью, радости смешивается с томящим чувством тоски. Для Бунина радость жизни – это не безмятежное, блаженное состояние, а трагичное чувство, окрашенное тревогой и тоской. Поэтому у него всегда любовь и смерть идут рука об руку и неожиданно соединяются с творчеством.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В творчестве И. А. Бунина неизменно присутствуют следующие мотивы:

  • Мотив любви;
  • Мотив смерти;
  • Мотив преображающей силы искусства.

Любовь к перемене мест – одна из главных жизненных страстей. С 1880 по 1890-е годы он много путешествовал по России, по Ближнему Востоку, объездил Европу и страны Азии. Иногда Бунин в качестве материала для произведений использовал, наряду с впечатлениями о действительности русской глубинки, и зарубежные наблюдения.

Читайте также:  Тема творчества в произведениях М.А. Булгакова (сочинение по литературе в формате ЕГЭ)

Позиция писателя относительно русской действительности выглядела непривычно. Многие современники считали его «холодным», бесстрастным, хоть и выдающимся мастером, а суждения Бунина о России, русской истории и русском человеке казались слишком отстраненными. Писатель стремился дистанцироваться от мимолетных социальных тревог и в своем дореволюционном творчестве старался избегать публицистичности. При этом Бунин чрезвычайно остро ощущал свою принадлежность к «роду отцов своих», к русской культуре. Для того, чтобы оценивать российскую действительность, ему всегда была необходима хронологическая, иногда географическая, дистанция. Например, во время пребывания в Италии он писал о русской деревне, а в России писал о Ближнем Востоке, Индии, Цейлоне.

Писатель ярко проявил себя и как поэт, и как прозаик, и как переводчик. Еще в 1886-1887 гг. до публикации своих рассказов и стихов Бунин увлеченно переводил «Гамлета». Также в печати появлялись его переводы Гейне, Петрарки, Мицкевича, Верхарна, Байрона, Тениссона, Мюссе. Перевод произведения Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», опубликованный в 1896 году, стал вершиной этого периода. Эта школа поэтического перевода помогла Бунину в совершенстве овладеть формой классического русского стиха.

Необычайно острое зрение позволяло Бунину разглядеть звезды, которые другие видели только в телескоп. Писатель обладал удивительным слухом, он по звуку колокольчиков мог безошибочно определить, кто едет.

К точности изображения Бунин относился с максимальной серьезностью и строгостью. Все, кто был знаком с Иваном Алексеевичем, убеждались, с какой трепетностью писатель относился к каждому слову, его могла серьезно огорчить даже запятая, поставленная неправильно. Бунин вносил уточнения и поправки в текст вплоть до момента выхода книги в свет.

Урок по этапам жизни писателя

Методика урока на тему «Характеристика творческого пути Ивана Бунина» предполагает использовать слайды, слово учителя и краткие сообщения учащихся. Занятие начинается с доклада одного из них о детстве и отрочестве писателя. В процессе рассказа читаются стихи, написанные им в возрасте 8—9 лет. После этого учитель задает вопрос классу: «Вспомните из курса истории, какие события происходили в этот период».

Учащиеся вспоминают, что незадолго до рождения Бунина, в 1861 году, было отменено крепостное право, и началось разорение деревни. Следующее сообщение относится ко времени учебы в гимназии и послегимназического обучения. Юлий, старший брат писателя, относился к народнической организации. Дети вспоминают, кто такие народники, и делают вывод, под чьим влиянием формировался характер будущего литератора. Кто-то из школьников сообщает о первых изданиях поэтических сборников и рассказов.

Учитель делает их краткий анализ, рассказывает о знакомстве Бунина с Варварой Пащенко и неудачной женитьбе на Анне Цакни. Вопрос к учащимся: «Что значила любовь к Вере Муромцевой в жизни Бунина?». Далее следует слово учителя о любовной лирике и чтение стихов, посвященных Муромцевой. Затем идет речь о 90-х годах XIX века — плодотворном периоде в творчестве Бунина. Рассказав ребятам о знакомстве писателя с Чеховым и Толстым, учитель переходит к анализу рассказа «Антоновские яблоки».

К следующему уроку дается задание: прочитать в учебнике материал о дальнейшей судьбе Ивана Алексеевича Бунина и ответить на вопрос: «Какой вклад внес Бунин в русскую литературу?», а также подготовить реферат на тему «Творчество Бунина за рубежом».

В рассказах Бунин часто раскрывает человеческое естество. Он показывает , на сколько люди эгоистичны, самоуверенны. Человек очень редко задумывается о своем пребывании на земле, продолжительности жизни, о ценностях и морали.  Человеку свойственно строить планы и мнить себя Творцом своей жизни… Но как мы можем понять из произведения «Господин из Сан-Франциско», жизнь преподносит нам уроки. Иногда эти уроки становятся роковыми.

Суть этого творения состоит в том, что главный герой, имя которого не упоминается, посвятил свою жизнь приобретению материальных благ. Он жаждал их, не задумываясь о главных ценностях. Главный герой был убежден, что в этом мире достаточно иметь много денег. Ведь с их помощью возможно приобретение всего! Как же он заблуждался! Жизнь такова, что требует за полученные блага высокую цену. Цели он достигнул. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Она прервалась. И прискорбным стал тот факт, что о его уход не опечалил никого, даже родных ему людей. Бунину горько за главного героя. Что останется после него? Кто вспомнит о нем спустя время?

Писатель, можно сказать, скорбит в произведении о тех членах общества, которые не способны видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить и оказывать помощь. Какое будущее ожидает это народ? Как скоро их мир превратится в прах? У такого гнилого общества нет морали и будущего!

Во время эмиграции Бунин пишет рассказы, раскрывающие тему любви. Он повествует о ее быстротечности, непостоянстве. О том, что она разбивается о скалы житейских бурь.  А точнее любовь человеческая гаснет от обстоятельств, которым мы не хотим или не можем противостоять. Это сложно, всю жизнь посвятить себя одному человеку и не разочароваться в нем.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод о высокодуховном внутреннем мире Бунина, который он раскрывает в своих творениях.

<glav>Другие темы:</glav>← По рассказу Чистый понедельник↑ БунинПо произведению Легкое дыхание → `

Философская проблематика произведений Бунина

filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina.jpg

Популярные сочинения

  • Красота природы — сочинение (рассуждение)

    В мире существует огромное количество интересных и красивых вещей, которые притягивают наше внимание разными сторонами. Это наука, разные виды искусства, знаменитые люди. Ярким пятном среди них выделяется окружающий нас мир со своими особенности.

  • Сочинение на тему Как я испугался ужа 5 класс

    В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.

  • Сочинения по картинам Нестерова

    Картины Нестерова

Автор: · 23.09.2018

Всю свою жизнь Бунин чувствовал себя чужим, принадлежащим другой эпохе. Его не принимали многие современники: одним он казался «излишне бытовым писателем», другим — «недостаточно идейным».  Однако автор со своим «зорким глазом» умел видеть и чувствовать жизнь во всех её проявлениях. Изобразительность для него – неотъемлемый элемент любого произведения

Но как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения (хотя бы и самого новейшего, нелепейшего) предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной? – писал он

Тяжелую ношу литературного непризнания писатель пронёс сквозь все года. Но такое «одиночество в письме» не помешало ему создать настоящие шедевры, интерес к которым не пропал и в наши дни. Почему же не пропал? А потому, что автор затронул огромное количество важных и вечных проблем. В данной работе мы разберем самые основные из них.

Проблемы, привлекающие внимание Бунина, в основном связаны с той эпохой, в которой был «вынужден» существовать писатель. Почему «вынужден»? Он неоднократно сетовал на судьбу.  «Да, уж слишком много нам дала судьба «великих, исторических» событий. Слишком поздно родился я», — заявлял творец. Действительно, в период жизни автор произошли грандиозные события, затронувшие каждого жителя России: мировая война, революции 1905г., 1917г., Великая Отечественная война. Как и многие, Бунин не мог обойти эти явления стороной в своих произведениях. Так, проблема судьбы России часто присутствует на страницах шедевров автора. Например, в философско-публицистическом произведении «Окаянные дни» (1918г.) он выразил своё отношение к Октябрьской революции. В то время как Блок в этом слышал «музыку революции», писатель – «какофонию бунта».

Лирические произведения Бунина менее известны, однако именно в них отражена проблема, которую автор «пронёс» с собой через всю жизнь — одиночество. В одноименном стихотворении лирический герой переживает расставание с любимой. Мы видим не только внутреннее опустошение, но и внешнее: вокруг «серая тьма», «холодная пустыня воды». Он надеется на приход весны, на внутреннее оживление. Но настанет ли когда-нибудь оно? Это стихотворение также раскрывает и другую важную проблему для Бунина – любовную. Трудности взаимоотношений между мужчиной и женщиной отражены и во многих прозаических произведениях писателя. Для него это резкий удар, наваждение, которое «налетает Бог весть откуда и несёт героев навстречу судьбе».

Несмотря на то, что Бунин сам называл себя «изгнанником», что он провел более тридцати лет на территории чужой страны, он всегда был рядом со своей Родиной, со своим народом. Писатель переживал за судьбу отечества. До последних дней он тосковал по родному краю, но так и не вернулся. Бунин является неотделимой частью нашей истории. Частью, которой нужно гордиться.

Автор: Анастасия Сметанова

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Философская проблематика произведений Бунина.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Бунин И.А.» Философская проблематика произведений Бунина Бунин И.А. все сочиненияБунин И.А. краткие содержанияФилософская проблематика произведений БунинаБунин И.А.Стр. 1001.jpgФилософская проблематика произведений БунинаБунин И.А.Стр. 2 Скачать Философская проблематика произведений Бунина

<legend>Tags</legend>ФилософскаяпроблематикапроизведенийБунина

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina/
  • https://school-ethiopia.ru/avtory/literaturnoe-napravlenie-bunina.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/bunin/filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina
  • https://literaguru.ru/problemy-v-tvorchestve-i-bunina/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт