Содержание
- 1 История создания
- 2 Главные особенности
- 3 Символы и образы
- 4 Мотивы и темы
- 5 Проблематика произведения
- 6 Основная идея
- 7 Еще тесты
- 8 Читайте также
- 9 Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
- 10 История создания
- 11 Жанр, направление, размер
- 12 Композиция
- 13 Образы и символы
- 14 Темы и мотивы
- 15 Проблемы
- 16 Основная идея
- 17 Средства выразительности
- 18 Краткий анализ
- 19 История создания
- 20 Тема
- 21 Композиция
- 22 Жанр
- 23 Средства выразительности
- 24 Тест по стихотворению
- 25 История создания
- 26 Жанр, направление, размер
- 27 Композиция
- 28 Образы и символы
- 29 Темы
- 30 Проблемы
- 31 Идея
- 32 Средства художественной выразительности
Содержание:
История создания
В 1910 году Александр Блок читал произведение Толстого «Воскресение». Роман натолкнул его на глубокие рассуждения, в результате чего и было написано стихотворение, пронизанное драматизмом. По содержанию, настроению и проблематике произведение Блока созвучно книге Толстого.
В романе «Воскресение» описывается история девушки Катюши Масловой, которая занималась воспитанием детей барина. Богач обольстил девушку, а затем выгнал её из дома. В результате она стала заниматься проституцией, чтобы как-то прокормиться, а попутно участвовала в грабежах. Следующая встреча Нехлюдова и Катерины произошла на суде, где девушку обвиняли в преступлении, а богач выступал в качестве присяжного. У господина защемило сердце, ему захотелось помочь девушке, но было уже поздно: героиня пережила столько позора и мучений, что ничто не могло сделать её прежней.
Кроме «Воскресения», на сюжетную линию стихотворения повлиял и роман «Анна Каренина». У Блока героиня тоже погибла, бросившись под поезд, но автор размышляет о том, что девушку погубили не только колёса поезда, но и грязь, и любовь. Кроме того, некоторые литературоведы полагают, что поэту довелось стать свидетелем подобного случая, поэтому стих получился таким проникновенным и трагичным.
Главные особенности
По жанровой принадлежности этот шедевр можно охарактеризовать как элегию, в которой присутствуют лирические мотивы. В произведении есть сюжет, на который наложили отпечаток переживания автора. Основа содержания — трагическая судьба молодой женщины, пострадавшей от несчастной любви. Центральный смысловой компонент — образ-символ. По этому признаку поэзию Блока можно отнести к модернистскому направлению символизма.
Структура стихотворения представлена 9 катренами (четверостишиями), каждый из которых несёт конкретный смысл. При написании «На железной дороге» Александр Блок использовал перекрёстные рифмы, стихотворный размер — пятистопный ямб, эти строки можно не только читать, но и петь. Средства выразительности, которые применил автор:
- эллипсис («молчали жёлтые и синие»);
- олицетворения («вагоны… подрагивали и скрипели»);
- сравнения («лежит и смотрит», «как живая»);
- эпитеты («рука небрежная», «кусты блёклые», «походка чинная»);
- перифраз («три ярких глаза набегающих», «сонные за стёклами»).
В плане композиции шедевр можно условно разделить на 2 части. Первая — завязка и кульминация, вторая — минорный финал. Сначала перед читателями предстаёт образ молодой прекрасной девушки. Она кого-то или чего-то ждёт, слушает перестук вагонов, находясь в предвкушении влюблённости или судьбоносной встречи, которая изменит её жизнь. Потом что-то происходит, и героиня оказывается раздавленной.
Блок даёт понять: проезжающие поезда «видели» много таких историй, так что ничего особенного не произошло, и какая разница, что послужило причиной гибели девушки, ведь боль во всех случаях одинакова.
Символы и образы
Этот поэтический шедевр нельзя назвать длинным, однако автору удалось вместить в него несколько символов, в каждом из которых заключён ряд образов. Содержательные элементы стихотворения:
- Образ девушки. При беглом прочтении можно подумать, что его стоит понимать буквально. Женщина испытала несчастную любовь и совершила суицид. На самом деле произведение гораздо глубже. Девушка с косами и в цветном платочке олицетворяет весь крестьянский народ, ведь по её описанию можно понять, что она не благородных кровей.
- Женский образ окружён символами, дополняющими картину и отражающими жизнь простых людей. Жандарм олицетворяет строжайший контроль со стороны государства, дорога и поезда показывают стремление крестьян найти выход из того мучительного положения, в котором они находятся. Общее настроение — безысходность, и оно отлично показано с помощью средств выразительности.
- Поезд и железная дорога. Вид вагонов вселяет надежду, хотя и призрачную. Автор наделяет поезд чертами живых людей. Девушке, которая много лет провела в ожидании чуда, кажется, что люди ей улыбаются, хотя в действительности им нет дела ни до кого, кроме себя. Гусар будто бы устремляет на девушку заинтересованный взор, а на самом деле он улыбается своим мыслям. Так и все люди в вагонах: одни молчат, другие смеются, плачут и поют, а в это время поезд проносится мимо. Быстро проходит и юность девушки, наполненная пустыми мечтами. Здесь прослеживается и образ высшего общества, так же равнодушно наблюдающего за проблемами крестьян, как пассажиры из окна поезда разглядывают проносящиеся пейзажи.
- Лирический герой. О трагической судьбе девушки рассказывает наблюдатель, которого тоже можно причислить к ключевым персонажам. Он понимает, как тоскует и печалится девушка, но не имеет возможности вмешаться, чтобы повлиять на ход событий. Он способен лишь попросить остальных, чтобы они не расспрашивали девушку, ведь ей и так больно. От начала стихотворения к концу постепенно возрастает накал эмоций, и завершается произведение ощущением безысходного надрыва, который чувствует лирический герой. Потом сюжет возвращается к теме смерти: девушка погибла и лежит «под насыпью, во рву некошеном».
Мотивы и темы
Стихотворение Блока демонстрирует жизнь в разных проявлениях, открывая несколько граней, перекликающихся между собой. Поэтическое произведение включает 4 мотива:
- Трагическая женская судьба. Это главная тема стихотворения «На железной дороге». Автор показывает типичную судьбу молодых людей того времени. Многим девушкам и юношам не удаётся понять, в чём их призвание, куда стоит направить силы, как правильно жить. Главная героиня с надеждой всматривается в окна вагонов, надеясь получить ответ. При этом она не имеет возможности отлучиться со станции, как и сотни тысяч молодых крестьянок, тесно привязанных к быту и скованных традициями.
- Тема любви. Героиня очень хочет быть любимой, она нуждается в заботе и внимании, как и любая женщина. Но жестокая действительность не даёт сбыться мечтам. Общество равнодушно к девушке, и всё, на что может рассчитывать юная особа, — мимолётная улыбка гусара, за которой нет никаких чувств.
- Надежда и юность. Автор показывает, как меняется человек на протяжении жизни. В юности он устремляет «жадные глаза» в будущее, которое олицетворяют окна поезда. Но чем взрослее становится девушка или юноша, тем отчётливее понимает: нет смысла надеяться на лучшее, жизнь жестока, а огонь, бушующий в сердце, никому не нужен. В результате наступает отчаяние, а душа будто выжигается изнутри. В сердце поселяется боль, которая впоследствии сменяется пустотой и холодом.
- Дорога. В русской литературе дорожная тематика встречается довольно часто. Это связано с тем, что Россия — очень большая страна, но есть и вторая причина: душа русского человека столь же широка, как и родные просторы. Показать особенности характера и глубину чувств лучше всего получается с помощью такой параллели. Кроме того, дорога обычно символизирует и жизненный путь. Для кого-то поезд — знак перемен к лучшему, олицетворение сбывшихся надежд, а у героини получилось наоборот: на железной дороге оборвалась её жизнь.
Проблематика произведения
Доминирующая проблема в стихотворении «На железной дороге» — человеческое равнодушие. Оно распространяется на всё, что находится кругом. Собственная судьба, самореализация и родная страна — ничто не волнует представителей среднего и высшего сословий, а у крестьян просто нет возможности думать о чём-то, кроме привычных бед и собственного выживания.
«Глаза» вагонов демонстрируют безразличие людей. Но героиня смотрит на них, надеясь увидеть отклик, а в итоге ей становится «довольно». Другие вопросы, поднятые в произведении:
- Социальное неравенство. По поведению героини нетрудно понять, что она принадлежала к низшему сословию. Приходя на перрон и наблюдая, как мчатся поезда, девушка пыталась вырваться из состояния безысходности. Однако в вагоны, к сожалению, пускают не всех. Так и жизнь не к каждому поворачивается светлой стороной. Молодая особа тщетно искала, на кого или что можно опереться. Классовое неравенство кратко показано и через окраску вагонов. Во времена, когда жил и творил Блок, цвета означали, какие люди имеют право занимать места. Для первого класса предназначались жёлтые вагоны, для второго — синие, для третьего — зелёные. Привилегированные сословия едут молча, так как поездка в поезде для них — обыденное событие. Люди в зелёном вагоне поют и плачут — так автор передаёт эмоциональность бедных мужчин и женщин, которым, вероятно, с трудом удалось скопить на дорогу и вырваться из трясины.
- Мотив плена и безысходности. Молодая героиня чувствует себя запертой в клетке. Она мечется по перрону, не понимая, как изменить положение. Как и тысячи других девушек, она обречена коротать свой век замужем за нелюбимым, трудиться с утра до вечера, только чтобы не умереть с голоду. В тексте не говорится об этом прямо, зато показаны отчаянные попытки девушки избежать прозябания.
- Освобождающая смерть. У многих классиков сюжеты произведений заканчиваются трагедиями, причём смерть или гибель показана как спасение. «На железной дороге» не исключение: героиня погибает, потому что устала бороться, и хотя её попытки больше походили на бездействие, на них уходило много сил. Погибнуть оказалось легче, чем что-то изменить или встретить любовь. С другой стороны, гибель принёс именно поезд, олицетворявший девичью мечту.
- Разочарование и тоска. Две эти сущности идут рядом, но пока девушка тосковала, у неё сохранялась надежда. Только разочарование отняло последние силы и буквально убило её, заставив броситься под колёса поезда или просто проявить невнимательность, граничащую с безразличием к собственной жизни.
Основная идея
Основная мысль произведения заключается в том, что человек, ищущий смысл жизни, не может обрести мир в душе. Свободолюбивую личность сковывают традиции, условности, обязательства перед обществом. Другая сторона — равнодушие обывателей, способное убить мечты и раздавить тонкую натуру.
Роль главного персонажа играет женщина, и этому есть объяснение. На Руси бабья доля всегда была тяжелее мужской. Проходили реформы, целью которых было улучшение положения женщин, но в действительности крестьянки так и оставались бесправными, выполняя функцию домашней обслуги и рабынь при своих мужьях. Произведения, в которых показано освобождение женщины от бытового рабства путём гибели:
- «Анна Каренина»;
- «Гроза»;
- «Бесприданница».
В произведении «На железной дорогое» героиня никому не изменила, не совершила ничего дурного, и уже по этой детали можно понять, что автор не испытывает к ней осуждения, не упрекает за слабость. Напротив, в лице героини Блок воспевает терпеливость русских женщин, которые до последнего надеются на лучшее и безмолвно молят небеса о спасении.
Горе, безысходность, предательство, равнодушие окружающих — от всего этого можно избавиться только самым страшным путём. Так считает главная героиня, и лирический герой её не осуждает, хотя это не лучший выбор. Блок хотел, чтобы каждый читатель задумался о том, что происходит на Руси, ведь самоубийства молодых людей и девушек в то время не были редкостью. Трагичные исходы часто были вызваны равнодушием близких, которые «проезжали» мимо «жадных взглядов».
Своим стихотворением автор призывает к чуткости, милосердию и состраданию, заставляет поразмышлять о скоротечности жизни и о том, как мало нужно для того, чтобы она оборвалась. Ещё одна параллель, которую проводят литературоведы, — сравнение женщины и России. Блок показывает бедственное положение, в котором находилась стана на границе XIX и XX веков.
Многострадальная Русь жаждала перемен, а вместо этого ей приходилось довольствоваться снисходительными «улыбками» гусаров и безразличным молчанием первого класса. Революционные настроения витали в воздухе, и совсем недолго оставалось до того времени, когда русский народ должен был обрести свободу. Однако исход нельзя назвать положительным ни в стихотворении, ни в реальности. Революция была не только благом: после страна оказалась буквально в руинах. Как представитель думающей интеллигенции, Блок это предвидел, и стихотворение «На железной дороге» стало своеобразным предсказанием.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Марии Павловне Ивановой
Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.
Из содержания произведения нельзя понять, кем была женщина при жизни и к какому относилась сословию. По некоторым деталям можно заключить, что не к высшему. Цветной платок и косы могут указывать на крестьянку. К тому же железнодорожная станция располагается «за ближним лесом», женщина прекрасно слышит звук приближающегося паровоза.
Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье. Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»). Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.
Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.
Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату. Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена». Она испытала настоящую боль при жизни.
В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание. Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением. Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.
Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.
Автор: · 08.04.2019
Далеко не каждый человек сумеет облачить свои размышления и переживания в красивые фразы, чтобы словом выразить человеческие чувства. Поэтов можно сравнить с живописцами. Как одаренные художники, они рисуют проникновенные образы и чувственные символы. Поэты смотрят на нас глазами своих стихотворений, словно желают передать своеобразие бытия. Между тем перед читателями открывается возможность дорисовать в своем воображении целостную картину: судьбу героя, его образ или же тонкости мира вокруг. Именно такую цель ставит перед собой автор. Не всем удается правильно понять мысли, которые хотел донести поэт. Но подробный разбор стихотворения А.А. Блока «На железной дороге» от Многомудрого Литрекона поможет Вам в этом.
История создания
Стихотворение «На железной дороге» было написано Блоком в 1910 году. Этот период жизни поэта ознаменован интересом к творчеству Льва Николаевича Толстого. На момент написания стихотворения Блок перечитывал роман «Воскресенье». Поэтому произведение Александра Александровича напоминает роман Толстого. В нем прослеживаются те же настроения, цвета и тон произведения, а также немаловажную роль сыграл сюжет о Катюше Масловой и Нехлюдове: барин обольстил воспитанницу своих теток, а потом уехал, она же, беременная и жалкая, была выкинута из дома на произвол судьбы. Однако позже тот самый барин в роли присяжного встречает свою Катюшу на суде, где ее, проститутку, обвиняют в убийстве и грабеже. Тут он решает вмешаться в дело и искупить вину, но уже слишком поздно: пробитые годы мучений и стыда навсегда изменили героиню.
Сам Блок отмечал, что на сюжетные составляющие повлияла и «Анна Каренина», а точнее ее трагическая гибель. Героиня покончила жизнь самоубийством под колесами поезда.
Также есть мнение, что поэт сам стал свидетелем подобного суицида.
Жанр, направление, размер
Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики. Другими словами, это стихотворение однозначно не бессюжетно. Авторские эмоции находят отражение в развитии определенного сюжета, в основе которого лежит судьба несчастной женщины.
Поэзия Александра Александровича Блока относилась к символизму, модернистскому течению, в основе которого находится образ-символ.
Произведение «На железной дороге» написано пятистопным ямбом. Используется перекрестная рифмовка.
Композиция
Данное стихотворение по содержанию делится на две части:
- В самом начале автор знакомит нас с некой женщиной, которая была «красивая и молодая», описывает ее при жизни. Можно сказать, что это некая предыстория перед необратимой трагедией. Женщина находится в поиске чего-то или, быть может, кого-то, кто сумел бы изменить ее жизнь.
- Размышление о тщетности этих юных грез начинает вторую часть произведения. Автор пишет, что эта девушка — вовсе не исключение, и поезда помнят множество таких взглядов. Минорный финал обрывает судьбу героини — она раздавлена.
Формально стихотворение поделено на девять катренов.
Образы и символы
- Образ женщины. Как может показаться сначала, лирической героиней выступает глубоко несчастная женщина. Однако она несет в себе образ всей России. Девушка «в цветном платке», с косами, явно не из высшего сословия, скорее всего, крестьянка. Эту часть русского общества и подразумевает автор. «Она раздавлена — все больно» — это фраза передает состояние русской жизни в ту эпоху. Блок переносит тяготы судьбы русского народа на героиню. Образ этой женщины является центральным образом всего стихотворения, а рядом с ней находятся символы явлений из реальной жизни: жандарм с нею рядом отражает жесткий контроль государства, которое выжимает все силы из крестьянского сословия; мотив дороги и дни, проведенные на перроне, отражают мучительные поиски пути и безвыходность ситуации.
- Дорога и поезд. Поэт приводит ряд и других образов: одушевлялись вагоны, которые «подрагивали и скрипели», гусар, казалось бы, подаривший ей долгожданную улыбку, и люди, которым до нее не было никакого дела. Так, поезд символизирует бесплодно прошедшую юность, гусар — ложную надежду, «сонные из окон» — общество, которому нет дела до судьбы России — той самой женщины в платке.
- Лирический герой. Конечно же, присутствует и рассказчик, который поведал нам историю о гибели женщины. Образ лирического героя весьма интересен: это неравнодушный человек, который сопереживает героине, понимает ее тоску, но один он беспомощен и может только наблюдать за ней. И все же он пытается вмешаться, видно, что к концу стихотворения накал его эмоций все возрастает, и уже невозможно остаться в стороне. Поэтому герой просит не подходить к женщине с вопросами, ведь он сам ощущает ее боль.
Темы и мотивы
Тематика стихотворения многогранна и богата интересными темами.
- Основная тема стихотворения — трагическая судьба женщины, которая страдала от безысходности: неслучайно она с надеждой смотрит на поезд, но не может покинуть перрон. Эта женщина заключает в себе надежды и поиски простых молодых людей, которые не в силах найти своего пути, что повергает их в тоску и уныние.
- Тема любви тоже присутствует в стихотворении. В каждом героиня ищет хотя бы каплю внимания по отношению к себе. Но, к сожалению, ей так и не удалось найти любви и понимания, ведь все, что готово дать ей общество, это ласковая, но мимолетная улыбка гусара.
- Надежда и юность. «Жадные глаза» молодых людей, бросающих взоры на поезд, отражают пламя желания найти свой путь и обрести себя, но жестокий мир, раздувая этот огонь, выжигает сердца и обрекает их на холод отчаяния.
- Мотивдороги, традиционный для русской лирики, добавляет стихотворению символизма: железная дорога становится для многих началом пути, но для героини она стала финалом. Динамика поездов контрастирует со статикой женщины: она стоит, а вагоны идут мимо.
Проблемы
- Безразличие. Автор решает затронуть очень серьезную проблему — равнодушие людей. Поэт искренне не понимает всеобщего равнодушия к своей стране, родине и к собственной судьбе. Люди ассоциируются у автора с проезжающими мимо вагонами паровоза – «пустынные глаза вагонов». Он тонко передает через переживания и раздумья лирической героини, в душе которой еще теплится надежда на счастливое будущее, свои чувства. Однако «Вам все равно, а ей — довольно», потому стихотворение заканчивается трагично.
- Социальная проблематика. Также, как уже говорилось ранее, женщина, вероятно, была крестьянкой. Ее приход на железнодорожную станцию показывает готовность к переменам, но она поддается сомнениям и не может найти опоры: для нее в вагоне нет места. Возможно, поэт хотел показать, как люди хотели вырваться из безысходности своей нищей жизни, что стало еще одной проблемой стихотворения. Также интересно, как он показал проблему социального неравенства в России: как известно, вагоны на поездах были трех классов (первый, второй, третий), поэтому «молчали желтые и синие» (1 и 2 класс — привилегированные сословия), «в зеленом плакали и пели» — в третьем классе ехали люди, похожие на женщину в платке. Они выбрались со своих перронов из последних сил, для них это наверняка последние деньги и важная поездка, поэтому они так эмоциональны. А вот молчание других людей символизирует опять же безразличие.
- Безысходность и мотив плена. Героиня ходит по перрону как в клетке. Ее зависимое положение препятствует освобождению и как бы противопоставляется самому пути. Женщина хочет вырваться, но не может покинуть заколдованный круг своей обреченной на прозябание жизни.
- Смерть как освобождение. Последним рывком девушки становится прыжок: она раздавлена. Лишь в смерти она обрела спасение от плена. Только так она могла покинуть перрон. Весьма символично, что гибнет она от своей мечты — поезда.
- Мотивы тоски и разочарования. Глядя на уходящие поезда, героиня мучилась и была раздавлена уже тогда, когда осознала безвыходность и ужас своего положения.
Основная идея
Смысл стихотворения «На железной дороге» заключается в трагедии ищущего человека, окруженного всеобщим равнодушием и заключенного в тесные рамки обстоятельств. Неслучайно акцент сделан именно на женской доле: русские писатели всегда с особым трепетом относились к своим героиням, которые были рабами в своих семьях, несмотря на все реформы. Отчаянный бунт и освобождение ценой смерти — это решение не только женщины в цветном платке, но и Катерины из «Грозы», Ларисы из «Бесприданницы», Анны Карениной из одноименного романа и т.д. Но Блок не упрекает ее, вечную страдалицу, а сопереживает ей, воспевает ее горе и оправдывает ее последнее и страшное бегство. Главная мысль произведения — это передача внутреннего мира этой женщины, ее надежды и тоски. После прочтения каждый из нас интуитивно понимает ее и переживает вместе с автором.
Блок добивался того, чтобы каждый читатель задумался о том, сколько молодых людей лишают себя жизни из-за равнодушия окружающих. Он заставляет поразмышлять над проблемами и причинами таких трагических исходов. Самое страшное — это проехать мимо «жадного взгляда».
Если же принять во внимание, что образ женщины ассоциируется у нас с Россией, то смысл стихотворения обретает новые грани. Поэт с помощью интеллектуальной интуиции почувствовал то положение, в котором пребывала Россия. Она и вправду была на грани кардинальных перемен и в безвыходном положении. Застряв во времени, наша многострадальная Родина устала довольствоваться улыбками гусаров и молчанием первого класса. Она бросилась в омут с головой, что и произошло в 1917 году: патриархальная Россия прошлого осталась «под насыпью во рву некошенном».
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «На железной дороге» порадуют Вас своим разнообразием:
- Эпитеты: «походка чинная», «кусты блеклые», «рука небрежная» и так далее;
- Сравнения: «Лежит и смотрит, как живая»;
- Олицетворения: «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»;
- Перифраз: «сонные за стеклами», «три ярких глаза набегающих»;
- Эллипсис: «молчали желтые и синие».
Автор: Алина Пак
Строки произведения «На железной дороге» сжимают сердце, рисуя в воображении читателя жуткие картины. В школе стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем прочитать краткий анализ «На железной дороге» по плану. Он поможет быстро подготовиться к уроку.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На железной дороге.
История создания – написано в июне 1910 под впечатлением от произведений Л. Толстого, вошло в цикл «Родина».
Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой любви.
Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять катренов.
Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ
Метафоры – «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».
Эпитеты – «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блеклые», «рука небрежная».
История создания
Анализируемое произведение А. Блок создал в середине июня 1910 г. Тогда он был впечатлен романами Л. Н. Толстого «Воскресение» и «Анна Каренина», поэтому основой сюжета анализируемого стихотворения стала смерть женщины, измученной любовью и осуждениями общества. Нельзя считать «На железной дороге» подражанием, ведь А. Блок оригинально интерпретировал образ и судьбу погибшей.
К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая чем-то отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог просто забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в своем блокноте и в литературе.
Тема
В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мертвая молодая женщина. О ее смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.
Сначала А. Блок подает портрет женщины, которая лежит «рву некошеной»
. Эта художественная деталь показывает, что никто не спешит забрать труп. О причинах можно только догадываться. Героине даже глаза никто не закрыл, поэтому кажется, что она живая. Смерть не смогла стереть с нее молодость и красоту.
Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, пробираясь через лес. Здесь она с волнением ожидала кого-то. Ее глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На нее засматривались гусары, но красавица, погруженная в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних катренах автор приоткрывает тайну страданий героини. Ее юность умчалась, мечты оказались пустыми, а в том месте, где раньше было сердце, теперь отзывалась тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колеса.
В завершении рассказа лирический герой обращается к толпе: «Не подходите к ней с вопросами»
. Он понимает, что это дорвет сердце женщины.
Анализируемым произведением автор доносит до читателей идею о том, что нельзя играть человеческими сердцами, а также быть равнодушными к чужой беде.
Композиция
Анализированное стихотворение являет собой рассказ лирического героя о судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мертвой. Текст разделен на девять катренов.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Все стихи пронизаны грустью. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Языковые средства, использованные А. Блоком, позволяют создать выразительный образ погибшей женщины, усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора. В тексте преобладают эпитеты: «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон»
, «кусты блеклые», «рука небрежная
. Метафор меньше, но они помогают расставить идейные акценты: «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».
Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 8
Укажите год создания стихотворения А. Блока «На железной дороге»</h3>
- <label>1900</label>
- <label>1905</label>
- <label>1910</label>
- <label>1915</label>
(новая вкладка)
Автор: · 12.05.2018
Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге» насыщенно художественными деталями, заставляющими читателя содрогнуться. Кинематографическая правдоподобность, с которой выписана каждая строфа, зримо рисует перед нами трагичную картину.
История создания
«На железной дороге» было закончено 14 июня 1910 года и вошло в состав цикла «Родина».
В это время Блок перечитывал «Воскресение» Л.Н.Толстого. Сюжет стихотворения имеет межтекстовую связь с историей Нехлюдова и Катюши Масловой. Здесь можно разглядеть отсылку и к другому, не менее известному роману «Анна Каренина». Однако нельзя сказать, что «На железной дороге» — поэтическое подражание. Автор задействует новые символы, насыщая их блоковским звучанием.
В основе замысла лежит и реальный случай, свидетелем которого оказался Блок. Проезжая мимо железнодорожной станции, он увидел в окно поезда отравившуюся девушку-подростка и местных обывателей, стоящих поодаль и взирающих с мелким любопытством. Блок же видел все изнутри. Он не мог не отозваться сердцем.
Как известно, поэт был очень внимателен и чужд равнодушию. Такой вывод можно сделать из воспоминаний его современников, из того, что было создано Блоком, например, такой статьи, как «Ирония», из его дневников и писем. Автор всегда остро реагировал на любое малейшее изменение миропорядка. Его чуткое сердце, услышавшее музыку революции, было не способно притворяться механическим движком.
Для Блока человеческая жизнь – это жизнь всей страны. В стихотворении «На железной дороге» явно ощущается отождествление бытия отдельной личности и судьбы всей Родины.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «На железной дороге» – лирическое произведение. В нем нашли отражение черты символистского направления.
Прежде всего, следует отметить многозначность каждого образа, появляющегося в произведении, музыкальность слога и философское звучание центральной темы. В концовке этого стихотворения явно прослеживается символистский взгляд на жизненные реалии с точки зрения вечности. Музыкальность, выраженная не только поэтическими приемами, но и сконцентрированная во внутренней энергии «На железной дороге», также роднит это произведение с символизмом.
Блок использует неоднозначный стихотворный размер: чередование пяти- и четырехстопного ямба. «На железной дороге» состоит из девяти катренов. Тип рифмы тоже особенный, первая и третья строки четверостиший срифмованы дактилически. Вторая и четвертая имеют женскую клаузулу. Таким образом, создаётся внутренний ритм, придающий стихотворению волнообразное интонационное звучание.
Композиция
Композиция «На железной дороге» – кольцевая. Стихотворение начинается изображением мертвой девушки, лежащей «под насыпью, во рву некошеном», и заканчивается возвратом к этому же образу. Блок использует кинематографический прием, постепенно отдаляя объектив от главной героини, чтобы показать ее судьбу, а затем вновь возвращаясь к фигуре несчастной девушки. Он создает у читателя ощущение вовлеченности в происходящее. Бытие отдельной героини становится импульсом для того, чтобы задуматься о судьбе Родины.
Кольцевая композиция позволяет Блоку создать образ бесконечности: конец есть начало, а начало есть конец. Однако последние строки оставляют надежду на избавление от этого рока. Мертвая героиня описывается словно живая: «Не подходите к ней с вопросами,/ Вам все равно, а ей — довольно:/Любовью, грязью иль колесами/Она раздавлена — все больно». Создается ощущение, что она все еще может слышать толки и суету вокруг, все еще видит приближающиеся к ней фигуры, все еще различает лица любопытствующих зевак. Мертвый человек выписан, словно существующий между миром дольним и горним. Эта двойственность в том, что плоть принадлежит земле, а душа устремляется в небо, показана омертвевшим, но все же присутствием.
Образы и символы
В стихотворении запрятаны символы, вбирающие в себя суть эпохи.
- Например, в этом катрене: «Вагоны шли привычной линией,/Подрагивали и скрипели;/Молчали желтые и синие;/В зеленых плакали и пели…» — поэт аллегорически обозначает социальное неравенство и вообще полярность восприятия российской действительности того времени разными классами. И при этом подмечает глухое равнодушие к судьбе человека, как высших, так и низших слоев. Кто-то спрятан за маской аристократа, кто-то – за иллюзией о широте собственной души. В любом случае, все одинаковы в одном: никто не замечает человеческого ожидания, никто не протягивает руки. Однако Блок не упрекает людей, он только просит их быть более чуткими хотя бы к ее смерти, раз уж не смогли к жизни. Блок писал так: «Сердце, обливайся слезами жалости ко всему и помни, что никого нельзя судить…»
- Несчастную судьбу героини можно рассматривать с символистской точки зрения. Образ девушки «в цветном платке, на косы брошенном» — олицетворение России. «Чинная походка», волнительные ожидания в надеждах, что вот сейчас случится чудо – и жить станет легче, и все изменится. Как мне кажется, Блок хотел вложить в этот символ глобальный смысл – вечные ожидания русским народом лучшей жизни.
- В судьбе девушки легко угадывается и другой символ – нелегкой доли русской женщины. Бесконечные ожидания счастья, ключи от которого заброшены глубоко в воду и давно съедены рыбами, по словам героини поэмы Некрасова.
- Образ железной дороги – это символ пути. Люди мчатся на поезде, неизвестно куда, не замечая, как все пространство страны погружается в смертельную тоску. «Жадные взоры», которые бросает девушка в окна вагонов, надеясь на сердечный отклик – попытка остановить поезд той эпохи и спастись любовью.
- Лирический герой относится к девушке с глубоким сочувствием и состраданием. Прежде всего, он видит в лице девушки Россию. Создается ощущение, что он пропускает через себя всю боль этой несчастной судьбы, осознавая свою беспомощность перед свершившейся трагедией.
Темы
Основная тема стихотворения – это тема одиночества в толпе, трагической судьбы человека, рвавшегося к любви и встреченного лишь холодом внешнего пространства. В канву сюжета вплетена и тема человеческого равнодушия, как результат всеобщего ослепления. Невозможность забыть себя и разглядеть ближнего, неумение выйти из мчащегося неизвестно куда вагона жизни и просто остановиться на мгновение, оглянуться по сторонам, заметить, прислушаться, стать чутким. Закрытость и отдельность каждого порождает всепоглощающую ледяную пустоту, в которую погружается вся страна. Блок проводит параллель между судьбами конкретной героини и России, показывая то, насколько одинокой и обветшалой кажется ему Родина, терпящая столько боли и не находящая на собственных просторах чуткой души.
Блок также поднимает тему несбывшейся мечты. Звучание «На железной дороге» трагично именно этой победой жизненных реалий над грезами.
Проблемы
Проблематика «На железной дороге» многогранна: здесь и путь России, и участь русской женщины, и непреодолимость рока.
В стихотворении нет ни одного риторического вопроса, однако, вопросительная интонация ощутима в подтексте произведения. Поэт размышляет над судьбой собственной страны, пытаясь понять, куда и зачем движется все вокруг. Ощущение внешней суеты и внутреннего одиночества создается за счет вокзального антуража. Мелкость человека на фоне огромного пространства, несущихся куда-то поездов, занятых собой людских толп. Проблема безысходности и безвыходности рассматривается на примере отдельно взятой человеческой судьбы.
Идея
Основная мысль, которую вкладывает Блок в своё творение, тоже неоднозначна. Каждый символ таит в себе не один смысл.
Главная мысль – осмысление пути Родины. Лирический герой неравнодушен к происходящему. Он пытается призвать людей проявить чуткость и осторожность. Если рассматривать участь героини как символ судьбы России, то можно сказать, что центральная идея этого стихотворения – прислушаться к уже погибающей стране. Это своего рода предчувствие приближающихся событий той эпохи. То, что будет сказано в статье «Интеллигенция и революция» восьмью годами позже, находит отражение уже в этом произведении.
Важно то, что лирический герой также находится среди тех, кто проносился мимо, и только лицезрение гибели взбудораживает все его существо. По сути, все эти художественные детали («чинная походка», «нежней румянец, круче локон» и т.д.) воссоздаются лишь в его воображении. Увидев итог этой печальной повести, он словно пролистывает назад, чтобы осознать ошибку, чтобы прочувствовать всю боль пережитого главной героиней.
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности, встречающиеся в данном стихотворении, также многогранны. Здесь и эпитеты «ровным взглядом», «жадных взоров» и т.д., и сравнение «как живая», и антитеза «Молчали желтые и синие;/ В зеленых плакали и пели».
Блок также использует звукопись «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели», чтобы точнее передать вокзальную атмосферу.
Анафора в шестом катрене «Скользнул по ней улыбкой нежною,/Скользнул — и поезд в даль умчало…» необходима здесь для экспрессивности и подчеркивания мимолетности происходящего. В предпоследнем катрене встречается риторическое восклицание: «Да что — давно уж сердце вынуто!», передающее эмоциональную напряженность стихотворения. В этом же четверостишии Блок вновь использует анафору: «Так много отдано поклонов,/Так много жадных взоров кинуто», которая, в первую очередь, создает нагнетающую интонацию.
Также Блок часто использует тире в середине строки, создавая, таким образом, долгую цезуру, которая акцентирует внимание на сказанном и становится импульсом внутреннего напряжения: «Скользнул — и поезд вдаль умчало», «Вам все равно, а ей – довольно», «…иль колесами/Она раздавлена — все больно».
Автор: Камила Багирова
Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/na-zheleznoy-doroge.html
- https://rustih.ru/aleksandr-blok-na-zheleznoj-doroge/
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/na-zheleznoj-doroge-blok/
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/na-zheleznoy-doroge.html
- https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-na-zheleznoj-doroge-a-blok/