Содержание
- 1 Главные герои
- 2 Краткое содержание
- 3 Действующие лица
- 4 Пересказ трагедии в тезисах
- 5 Краткое содержание по сценам
- 6 Основная идея трагедии
- 7 Аудиокнига
- 8 Читайте также
- 9 Читательский дневник по трагедии «Скупой рыцарь» Пушкина
- 10 Главные герои
- 11 Другие персонажи
- 12 Краткое содержание
- 13 Заключение
- 14 Тест по пьесе
Всем любителям творчества А. С. Пушкина рекомендуем читать краткое содержание пьесы “Скупой рыцарь” – первого произведения из цикла “маленьких трагедий”, написанных “болдинской осенью” 1830 г. В пьесе ярко показана одна из пагубных человеческих страстей – скупость. Она не только приводит барона к смерти, но и косвенным образом превращает его сына в жестокого человека, мечтающего о смерти отца.
Содержание
Главные герои
Скупой рыцарь – барон, отец Альбера; обладающий колоссальным богатством старик, сошедший с ума от жадности. Барон озабочен только бесцельным накоплением золота, которое ежедневно уносит в подвал и прячет в сундуки с прочными замками. Старик до предела ограничил свои расходы и отказывает в деньгах даже единственному сыну.
Альбер – молодой сын барона, мужественный рыцарь. Доблесть на рыцарских турнирах не может компенсировать Альберу бедность. Молодой человек стыдится появляться в высшем обществе. Нищенская жизнь вызывает в Альбере ненависть к жадному отцу. Втайне он уже давно с нетерпением ждет смерти барона, но тщательно это скрывает.
Герцог – повелитель территории, где живут барон с сыном.
Иван – слуга Альбера.
Соломон – еврей-ростовщик.
Краткое содержание
Сцена I
В башне замка Альбер и его слуга Иван обсуждают последствия последнего рыцарского турнира. На поединке граф Делорж пробил Альберу шлем, безнадежно его испортив. В ответ Альбер выбил графа из седла с такой силой, что тот долго не мог прийти в сознание.
Блестящая победа не радует Альбера. Он сетует Ивану на свою бедность. Денег нет даже на покупку нового шлема. Альбер вынужден появляться в благородном обществе в простых латах. Он признается слуге, что нанес графу такой мощный удар только потому, что пришел в ярость за поврежденный шлем.
В довершение несчастий захромал единственный конь – Эмир. Альбер начинает размышлять над покупкой Гнедого, но Иван напоминает, что даже самого дешевого коня нельзя купить без денег.
Альбер интересуется у Ивана: нельзя ли попытаться взять в долг у богатого еврейского ростовщика Соломона? Слуга отвечает, что тот отказывается занимать деньги без заклада. Иван, впрочем, добавляет, что Соломон сам собирался зайти к рыцарю.
Вскоре ростовщик действительно приходит и просит Альбера вернуть хотя бы часть денег, которые тот уже давно ему должен. Называя “презренного жида” “почтенный” и “мой милый”, рыцарь пытается уговорить его на еще один заем в сто червонцев. Решительный отказа Соломона выводит Альбера из себя. Он заявляет, что залогом для “собаки”-ростовщика может служить только одно “рыцарское слово”.
Соломон не сомневается в твердости слова “благородного” рыцаря, которое подкреплено богатством его престарелого отца. Но при этом он замечает, что старик может и пережить своего буйного сына. В этом случае “бедному еврею” ничего не достанется.
Альберу неприятно вспоминать о своем жадном отце. Обладая несметным богатством, старик живет впроголодь и днем и ночью охраняет свои сундуки с золотом. Рыцарь тайно мечтает о его смерти и наследовании всех денег.
Соломон издалека намекает, что знает одного старого аптекаря по имени Товий. Среди разных товаров у него есть “чудные капли”, не имеющие ни запаха, на цвета. Всего несколько капель вызывают у человека быструю безболезненную смерть.
Альбер поначалу не понимает, зачем ростовщик ему об этом рассказывает. Соломон, смущаясь и запинаясь, объясняет: возможно, отцу рыцаря пришло “время умереть”?
Предложение еврея вызывает неподдельный гнев у Альбера. Рыцарь кричит, что прикажет повесить ростовщика прямо на своих воротах. Испуганный Соломон оправдывается тем, что просто пошутил. Он добавляет, что принес рыцарю деньги.
Альбер прогоняет Соломона, но затем приказывает Ивану догнать его и взять деньги. Пытаясь успокоиться, он просит вина, но в доме осталась лишь одна вода.
В отчаянии рыцарь принимает решение идти к герцогу с жалобой на скупого отца.
Сцена II
В подвале барон (отец Альбера) с наслаждением подходит к своим сундукам, желая добавить в них еще несколько золотых монет. Старик выглядит сумасшедшим. Он обращается к своему золоту с речью.
Барон чувствует себя всемогущим владыкой целого мира. Обладая грудой золотой, он может позволить себе все что угодно. В конце концов осознание этой “мощи” свело старика с ума. Барон даже отличает некоторые монеты и помнит, как они ему достались. Золото для него символизирует собой бесчисленные человеческие “слезы, кровь и пот”.
Старик отпирает все сундуки и освещает их свечами. Он упивается видом сказочного богатства.
Барон с горечью вспоминает о своем сыне, который неизбежно унаследует все накопленное золото.”Расточитель молодой” сразу же после смерти отца начнет бездумно тратить деньги, “разоряя” сундуки. Старик страстно мечтает встать из могилы и превратиться в вечного стража своих сокровищ.
Сцена III
Альбер приезжает во дворец герцога, жалуется на бедность и просит оказать воздействие на прижимистого отца. Герцог с готовностью соглашается помочь несчастному молодому человеку. В детстве он виделся с бароном, который был другом его деда.
В дворцу подъезжает барон. Увидев его в окно, герцог просит Альбера подождать результатов разговора в другой комнате.
Барон помнит повелителя мальчиком. Герцог желает “возобновить знакомство” с почтенным рыцарем и приглашает его ко двору. Барон отговаривается старостью.
Герцог напоминает, что у старика есть сын, которого почему-то редко можно встретить на дворцовых праздниках и балах. Он советует барону назначить молодому человеку “приличное по званью содержанье”, чтобы тот мог быть достойно принят в высшем обществе.
Барон начинает придумывать разные отговорки. Сначала он говорит, что его сын любит уединенье и привык проводить время в одиночестве. Затем старик “признается”, что Альбер погряз в “пороках низких” и “недостоин… милостей” повелителя.
Герцог настаивает на своей просьбе. Тогда старик заявляет, что подозревает сына в намерении убить его и обокрасть. При этих словах в комнату вбегает Альбер и обвиняет отца во лжи. Барон, бросив перчатку, вызывает сына на поединок. Альбер тут же принимает вызов.
Возмущенный до глубины души герцог отбирает перчатку у рыцаря и гневно укоряет старого “безумца” и молодого “тигренка”. По его требованию Альбер уходит ждать дальнейших распоряжений.
После ухода сына барон оседает на пол и со словами “Где ключи?” (от сундуков) умирает.
Потрясенный всей сценой герцог горестно восклицает: “Ужасный век, ужасные сердца!”
Содержание
А.С. Пушкин написал историю о жадном бароне в один из самых творческих периодов жизни — «болдинскую осень». Исследователи считают, что в основу сюжета могли лечь сложные отношения поэта с отцом, который отличался такой чертой, как скупость. Читатели могут ознакомиться с кратким содержанием «Скупой рыцарь» по главам.
Действующие лица
- Барон — зрелый мужчина строгого нрава, бывший в молодости рыцарем. Теперь целью его жизни стало накопление как можно больших богатств.
- Альбер — сын барона, рыцарь. Ему постоянно не хватает денег из-за отцовской скупости.
- Жид Соломон — ростовщик, часто одалживает деньги Альберу.
- Иван — молодой слуга рыцаря Альбера, всегда заботится о своем господине.
- Герцог — ему подчиняются крестьяне и местная знать. Становится судьей в споре отца и сына.
Пересказ трагедии в тезисах
Молодой рыцарь Альбер, собираясь на турнир, обнаруживает дыру на своем шлеме, полученную в ходе поединка с рыцарем Делоржем. Юноша жалуется своему преданному слуге Ивану на отсутствие денег, говоря, что ему стыдно появляться на пирах, где все щеголяют в шелке и бархате.
Отец не желает помогать сыну, поэтому тот вынужден одалживать деньги у ростовщика Соломона. Но еврей уже отказывает Альберу в займах. Ростовщик намеками советует юноше отравить старика, чтобы затем распоряжаться его сокровищами. Молодой человек прогоняет Соломона, решая просить помощи у герцога.
Барон приезжает к герцогу, и тот приказывает назначить юноше содержание, которое подобает рыцарю. Отец Альбера отказывается, считая, что так сын растратит все его богатство. Альбер обвиняет его во лжи, за что отец вызывает его на поединок. Молодой человек соглашается, а разгневанный герцог прогоняет их обоих. Барон умирает, а герцог жалуется на жестокость сердец.
Краткое содержание по сценам
Произведение состоит из трех сцен. С кратким пересказом каждой читатели смогут ознакомиться ниже. Главные герои – отец и сын, между которыми складываются непростые отношения.
Сцена первая
Альбер – молодой рыцарь знатного происхождения, но совсем не богат. Он вынужден терпеть крайнюю нужду, и даже не может обновить свои доспехи, после того как на последнем поединке рыцарь Делорж насквозь пробил его шлем. Главному герою все же удалось одержать победу, однако ценой своего обмундирования.
Он делится своими переживаниями с преданным слугой Иваном. Тот успокаивает хозяина, напоминая о блестящей победе, но безуспешно. На пиру ему приходится сидеть в латах, потому что денег на новое платье совсем нет. Причиной своего геройства Альбер называет не собственную доблесть, а скупость своего отца, жадного барона.
Юноше приходится просить помощи у ростовщика Соломона, чтобы купить нового коня взамен пострадавшего на турнире, но тот отказывает дать в долг. Альбер пытается его убедить, говоря, что после смерти отца все богатство достанется ему. Однако ростовщик не уверен в этом, ведь барон — весьма крепкий старик и может прожить еще много лет.
Рыцарь отвечает, что спустя 30 лет ему деньги будут не нужны. Соломон возражает: для барона деньги — опора. Герой говорит, что его отец просто скуп, а золото без дела лежит в сундуках. Альбер пытается убедить еврея, что сможет с пользой распорядиться богатством.
Видя отчаяние бедного рыцаря, ростовщик намекает, что проблему с деньгами можно решить, отравив барона. Но молодой рыцарь не был готов прибегнуть к такому кровожадному способу. Он разозлился и прогнал Соломона.
Юноша считает, что деньги, полученные таким жестоким способом, были бы отравлены ядом и он не смог бы прикоснуться к ним. Взволнованный Альбер попросил слугу принести ему вино, однако в доме напитка не оказалось. Тогда он понял, что продолжать жить в бедности больше не может. Герой отправляется к герцогу, чтобы тот поговорил с его скаредным отцом.
Сцена вторая
Во второй сцене краткого содержания трагедии описана личность второго главного героя. Барон хранит свои сундуки, полные золота, в подвале. Он сравнивает свои богатства с маленьким холмом, который постепенно стал большим. Так же и старик стал богатым, откладывая свои деньги.
Он чувствует себя счастливым, потому что теперь может позволить себе все, что захочется. Ему достаточно того, что он стал влиятельным и могущественным вельможей. Старику не важно, каким путем добыты деньги. Он стал черствым, глухим к проблемам других людей.
Далее повествуется история одной бедной вдовы, вынужденной отдать барону последние сбережения. Но того совсем не тронуло горе женщины, которую он оставил с детьми без средств к существованию.
Однажды одна монета была украдена хитрецом Тибо. Но старик мог закрыть глаза, главное, что сундук постепенно наполнялся. Барон не боится ограбления. Думая об этом, он испытывает целую гамму чувств — от страха до блаженства.
Ему волнительно от того, что может прийти вор. И вместе с тем радостно, что у него есть шесть сундуков, полных монет. Лишь одна мысль омрачает его существование: старик боится, что сын растратит все сокровища на порочные развлечения — девиц и пирушки с приятелями.
Заветная мечта барона — после кончины продолжать охранять свои драгоценные монеты. Для него страшнее всего расстаться со своим богатством — главной радостью жизни.
Сцена третья
Альбер поведал герцогу о своем бедном существовании из-за отцовской жадности. Он умоляет правителя оказать влияние на барона. Герцог сочувствует юному рыцарю и решает помочь в память о хороших отношениях его дяди со скупым вельможей. Ведь раньше тот был настоящим доблестным воином.
Тем временем герцог, видя, что отец юноши пожаловал к нему, приказывает молодому человеку спрятаться. После короткой светской беседы, заходит разговор о сыне барона. Герцог просит отправить к нему Альбера, чтобы он занял подобающее ему место при дворе. Барон отказывает, говоря про «сумрачный нрав» сына.
Герцог пытается вразумить отца юноши и просит назначить ему подобающее содержание. Но барон отказывается это делать. Он уверен в том, что Альбер растратит все накопления на порочные увлечения. Затем старик высказывает страшную мысль: сын замышляет его убить, чтобы завладеть богатствами.
Молодой рыцарь не выдерживает такой клеветы и выходит из своего укрытия. Он заявляет, что отец обманул герцога. Пришедший в ярость барон бросает сыну перчатку — Альбер поднимает ее, принимая вызов. Герцог поражен произошедшей сценой.
Разозлившись, он прогоняет гостей из дворца. Случившаяся ссора стала причиной гибели старика. Однако даже его последние мысли были только о деньгах, хранившихся в сундуках. Герцог сетует, что люди стали черствее и родственные связи уже ничего не значат.
Основная идея трагедии
В трагедии Пушкина «Скупой рыцарь» основной темой является жадность, которая может разрушить самые близкие отношения. Она становится причиной личностных изменений: даже добрый и милосердный человек может стать рабом денег. Его перестают волновать проблемы окружающих, все мысли только о приумножении своего богатства.
Однако герцог был поражен не только скупостью, но и готовностью сына принять вызов от отца. Он называет век «ужасным», потому что теперь родственные узы ничего не стоят – главным для людей стали деньги. Читая эту трагедию, можно узнать больше об отношении поэта к своему отцу.
Молодой рыцарь Альбер собирается явиться на турнир и просит своего слугу Ивана показать шлем. Шлем пробит насквозь на прошлом поединке с рыцарем Делоржем. Надеть его невозможно. Слуга утешает Альбера тем, что тот отплатил Делоржу сполна, вышибив его из седла могучим ударом, от которого обидчик Альбера сутки лежал замертво и едва ли оправился до сих пор. Альбер говорит, что причиной его отваги и силы было бешенство по поводу повреждённого шлема. Вина геройства — скупость. Альбер сетует на бедность, на смущение, которое помешало ему снять шлем с поверженного противника, говорит о том, что ему нужно новое платье, что он один вынужден сидеть за герцогским столом в латах, тогда как другие рыцари щеголяют в атласе и бархате. Но денег на одежду и вооружение нет, а отец Альбера — старый барон — скряга. Нет денег и на покупку нового коня, а постоянный кредитор Альбера, еврей Соломон, по словам Ивана, отказывается впредь верить в долг без заклада. Но заложить рыцарю нечего. Ни на какие уговоры ростовщик не поддаётся, и даже довод о том, что отец Альбера стар, скоро умрёт и оставит сыну все своё огромное состояние, не убеждает заимодавца.
Продолжение после рекламы:
В это время появляется и сам Соломон. Альбер пытается выпросить у него денег взаймы, но Соломон хотя и мягко, но тем не менее решительно отказывается дать денег даже под честное рыцарское слово. Альбер, расстроенный, не верит, что отец может его пережить, Соломон же говорит, что в жизни случается все, что «дни наши сочтены не нами», а барон крепок и может прожить ещё лет тридцать. В отчаянии Альбер говорит, что через тридцать лет ему будет уже пятьдесят, и тогда деньги ему едва ли понадобятся. Соломон возражает, что деньги нужны в любом возрасте, только «юноша в них ищет слуг проворных», «старик же видит в них друзей надёжных». Альбер утверждает, что его отец сам служит деньгам, как алжирский раб, «как пёс цепной». Он отказывает себе во всем и живёт хуже нищего, а «золото спокойно в сундуках лежит себе». Альбер надеется все же, что когда-нибудь оно послужит ему, Альберу. Видя отчаяние Альбера и его готовность на все, Соломон намёками даёт ему понять, что кончину отца можно приблизить с помощью яда. Сначала Альбер не понимает этих намёков. Но, уяснив дело, хочет немедленно повесить Соломона на воротах замка. Соломон, понимая, что рыцарь не шутит, хочет откупиться, но Альбер прогоняет его вон. Опомнившись, он намерен послать слугу за ростовщиком, чтобы принять предложенные деньги, но передумывает, потому что ему кажется, что они будут пахнуть ядом. Он требует подать вина, но оказывается, что вина в доме нет ни капли. Проклиная такую жизнь, Альбер решается искать управы на отца у герцога, который должен заставить старика содержать сына, как подобает рыцарю.
Брифли существует благодаря рекламе:
Барон спускается в свой подвал, где он хранит сундуки с золотом, чтобы в шестой сундук, ещё не полный, всыпать горсть монет. Глядя на свои сокровища, он вспоминает легенду о царе, велевшем своим воинам положить по горсти земли, и как в результате вырос гигантский холм, с которого царь мог озирать огромные пространства. Свои сокровища, собранные по крохам, барон уподобляет этому холму, который делает его владыкой целого мира. Он вспоминает историю каждой монетки, за которой слезы и горе людей, нищета и гибель. Ему кажется, что если бы все слезы, кровь и пот, пролитые за эти деньги, выступили сейчас из земных недр, то произошёл бы потоп. Он всыпает горсть денег в сундук, а потом отпирает все сундуки, ставит перед ними зажжённые свечи и любуется блеском золота, ощущая себя владыкой могучей державы. Но мысль о том, что после его смерти сюда придёт наследник и расточит его богатства, приводит барона в бешенство и негодование. Он считает, что у того нет прав на это, что если бы он сам тяжелейшими трудами по крохам скопил эти сокровища, то уж, верно, не стал бы швырять золото налево и направо.
Во дворце Альбер жалуется герцогу на отца, и герцог обещает рыцарю помочь, уговорить барона содержать сына, как подобает. Он надеется пробудить в бароне отцовские чувства, ведь барон был другом его деда и играл с герцогом, когда тот был ещё ребёнком.
Продолжение после рекламы:
Ко дворцу приближается барон, и герцог просит Альбера схорониться в соседней комнате, пока он будет беседовать с его отцом. Появляется барон, герцог приветствует его и пытается вызвать в нем воспоминания молодости. Он хочет, чтобы барон появлялся при дворе, но барон отговаривается старостью и немощью, но обещает, что в случае войны ему достанет сил обнажить меч за своего герцога. Герцог спрашивает, почему он не видит при дворе сына барона, на что барон отвечает, что тому помеха — сумрачный нрав сына. Герцог просит барона прислать сына во дворец и обещает приучить его к веселью. Он требует, чтобы барон назначил сыну приличествующее рыцарю содержание. Помрачнев, барон говорит, что его сын недостоин заботы и внимания герцога, что «он порочен», и отказывается выполнить просьбу герцога. Он говорит, что сердит на сына за то, что тот замышлял отцеубийство. Герцог грозится предать Альбера суду за это. Барон сообщает, что сын намеревается обокрасть его. Услышав эти наветы, в комнату врывается Альбер и обвиняет отца во лжи. Разгневанный барон бросает сыну перчатку. Со словами «Благодарю. Вот первый дар отца» Альбер принимает вызов барона. Это происшествие повергает герцога в изумление и гнев, он отымает у Альбера перчатку барона и гонит от себя отца и сына. В это мгновение со словами о ключах на устах барон умирает, а герцог сетует на «ужасный век, ужасные сердца».
Пересказал Э. Л. Безносов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Аудиокнига
Скупой рыцарьАудиокнига. 9 мин. Читает Михаил Руденко. Бесплатный отрывок:Михаил Руденко9 мин
Читайте также
Молодой рыцарь Альбер собирается на турнир. Своему слуге Ивану он жалуется на бедность: его шлем пробит на поединке с графом Делоржем, конь Эмир до сих пор хром, а в случае успеха на турнире – к столу герцога опять придется идти в латах, ведь переодеться не во что. Одна надежда на ростовщика жида Соломона – да и тот уже не хочет давать взаймы. Альбер напоминает Соломону, что его отец несметно богат, и что когда-нибудь он унаследует его деньги. Пусть теперь он сделался рабом своих сокровищ, жалеет тратить и на самого себя, но он не вечен. Но ростовщик в сомненьях: барон еще крепок и проживет немало лет. Другое дело, если обратиться к аптекарю Товию – тот знает чудо-капли, от которых человек «без боли умирает». Альбер оскорблен таким предложеньем, у него и в мыслях не было убить отца. Он вынужден взять взаймы червонцы Соломона, а на отца управу искать через герцога.
Между тем, барон-отец в своих подвалах любуется сундуками с золотом. Почти доверху наполнен уже шестой сундук. Он добавляет в него еще горсть монет. Его пьянят возможности: на эти деньги можно «править миром», поставить дворцы, насадить сады, созвать красавиц, художников, певцов, и преданных по-собачьи слуг, готовых выполнить любой приказ – вплоть до убийства. Однако барону Филиппу достаточно мечтать, не тратить. Каждая монета – с историей, порой печальной. Вот дублон, возвращенной многодетной вдовой, вот еще один – скорей всего, политый безвинной кровью. «Вот мое блаженство!» Барону и страшно, и сладко бывать в своих подвалах, и это право готов он отстоять с мечом в руках. Ведь он и сам известный в прошлом рыцарь. Барон зажигает кругом свечи и ликует среди сверканья золота. Увы, и это «счастье» достанется его сыну. Тот мигом опустошит все сундуки на свои затеи. Барон мечтает и после смерти охранять свои сокровища – в качестве привиденья.
Альбер рассказывает о своем бедственном положении герцогу – тот вызывает старого барона и обещает его усовестить. Альбер уходит в соседнюю комнату. Барон приходит – и вспоминает герцога ребенком, и готов явиться по первому зову – но не на праздник ко двору, а на войну. Герцог заводит с ним речь о сыне: пора тому явиться ко двору. И для этого, конечно, нужно обеспечить юношу всем необходимым. Барон изворачивается: его сын дикарь, да и дурного нрава, и вдобавок – хотел обокрасть несчастного отца. Тут уж Альбер не выдерживает и обвиняет отца во лжи. Старый барон в исступленьи бросает сыну перчатку – вызов на смертный поединок. Альбер ее поднимает. Вмешивается герцог и прекращает бурю. Альберу он приказывает уйти. Герцог стыдит барона. Тот едва стоит на ногах: он уже видит, как подбираются к его заветным сундукам. Жадность душит его в прямом смысле. Уже в бреду он требует принести себе ключи от сундуков – и падает замертво. Герцог восклицает: «ужасный век, ужасные сердца!»
Читательский дневник по трагедии «Скупой рыцарь» Пушкина
Сюжет
Старый барон – скряга, который не дает ни гроша своему сыну-рыцарю Альберу. А юноша, как и все, желает участвовать и в поединках храбрецов, и в придворных праздниках. Сын вынужден брать деньги в долг у ростовщика Соломона, но и он уже давать взаймы не хочет, и даже предлагает барона отравить. Жадный барон часами разглядывает свои сокровища в подвалах. Каждая монетка добыта разными путями, в том числе, и через слезы вдовы. Альбер обращается к герцогу за помощью: тот зовет барона к себе. Альбер уходит в другую комнату. Барон вначале стойко держится. По его словам, Альбер отшельник, плут и вообще хотел его ограбить. Альбер вбегает и называет отца лжецом. Тот бросает ему перчатку – это вызов на смертный бой. Герцог разнимает отца с сыном. Альбер уходит. Барон в шоке: его сундуки хотят открыть. Он скоропостижно умирает, требуя подать себе ключи от сундуков. Герцог сетует на «ужасные сердца», которые породил «ужасный век».
Отзыв
В трагедии изображено необратимое изменение личности человека: благородный рыцарь становится рабом монет. Деньги встали между отцом и сыном. Вред нанесен и сыну: он невольно ждет смерти отца, чего в семье быть не должно. Нельзя разрушать семейную, родственную любовь из-за денег. Отец должен быть примером сыну, образцом для подражания. Более того, любого скупца смерть может разлучить с его деньгами. Властолюбие – еще одна разрушительная страсть, замешанная на деньгах.
Трагедия «Скупой рыцарь» Пушкина была написана в 1830 году, в так называемую «болдинскую осень» – наиболее продуктивный творческий период писателя. Скорее всего, замысел книги был навеян непростыми отношениями Александра Сергеевича со скаредным отцом. Одна из «маленьких трагедий» Пушкина впервые была опубликована в 1936 году в «Современнике» под названием «Сцена из Ченстоновой трагикомедии».
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Скупого рыцаря» по главам.
Главные герои
Барон – зрелый мужчина старой закалки, в прошлом доблестный рыцарь. Смысл всей жизни видит в накоплении богатства.
Альбер – двадцатилетний юноша, рыцарь, вынужденный терпеть крайнюю нужду из-за излишней скупости своего отца барона.
Другие персонажи
Жид Соломон – ростовщик, который регулярно одалживает деньги Альберу.
Иван – молодой слуга рыцаря Альбера, который служит ему верой и правдой.
Герцог – главный представитель власти, в подчинении которого находятся не только простые жители, но и вся местная знать. Выступает в качестве судьи во время противостояния Альбера и барона.
Краткое содержание
Сцена I
Рыцарь Альбер делится проблемами со своим слугой Иваном. Несмотря на знатное происхождение и рыцарское звание, молодой человек испытывает большую нужду. На последнем турнире его шлем был пробит копьем графа Делоржа. И, хотя противник был повержен, Альбер не слишком рад своей победе, за которую пришлось заплатить слишком высокую для него цену – испорченные доспехи.
Пострадал и конь Эмир, который после жестокого сражения начал хромать. Кроме того, молодой дворянин нуждается в новом платье. Во время званого ужина он был вынужден сидеть в латах и оправдываться перед дамами тем, что «на турнир попал случайно»
.
Альбер признается верному Ивану, что его блистательная победа над графом Делоржем вызвана не отвагой, а скупостью его отца. Молодой человек вынужден обходиться теми крохами, что выделяет ему отец. Ему не остается ничего другого, как тяжко вздыхать: «О бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!»
Чтобы купить нового коня, Альбер вынужден в который раз обратиться к ростовщику Соломону. Однако тот отказывается давать деньги без заклада. Соломон мягко наводит юношу на мысль о том, «что уж барону время умереть»
, и предлагает услуги аптекаря, делающего эффективный и быстродействующий яд.
В ярости Альбер прогоняет жида, посмевшего предложить ему отравить собственного отца. Однако и влачить жалкое существование он уже не в силах. Молодой рыцарь решает обратиться за помощью к герцогу, чтобы он повлиял на скупого отца, и тот перестал держать собственного сына, «как мышь, рожденную в подполье»
.
Сцена II
Барон спускается в подвал, чтобы в неполный еще шестой сундук «горсть золота накопленного всыпать»
. Он сравнивает свои накопления с холмом, который вырос благодаря небольшим горсткам земли, принесенными воинами по приказу царя. С высоты этого холма повелитель мог любоваться своими владениями.
Так и барон, глядя на свои богатства, ощущает свое могущество и превосходство. Он понимает, что, при желании, может позволить себе все что угодно, любую радость, любую подлость. Ощущение собственной силы успокаивает мужчину, и ему вполне «довольно сего сознанья»
.
Деньги, что приносит барон в подвал, имеют дурную репутацию. Глядя на них, герой вспоминает, что «дублон старинный»
получен им от безутешной вдовы с тремя детьми, прорыдавшей под дождем полдня. Она вынуждена была отдать последнюю монету в счет оплаты долга погибшего мужа, однако слезы бедной женщины не разжалобили бесчувственного барона.
О происхождении другой монеты скупец не сомневается – конечно же, она украдена плутом и проходимцем Тибо, однако это никоим образом не волнует барона. Главное, что шестой сундук с золотом медленно, но верно пополняется.
Каждый раз, открывая сундук, старый скряга впадает «в жар и трепет»
. Однако он не боится нападения злодея, нет, его терзает странное чувство, сродни тому наслаждению, что испытывает отпетый убийца, вонзающий нож в грудь своей жертвы. Барону «приятно и страшно вместе»
, и в этом он ощущает истинное блаженство.
Любуясь своим богатством, старик по-настоящему счастлив, и лишь одна мысль гложет его. Барон понимает, что его последний час близок, и после кончины все эти сокровища, нажитые путем многолетних лишений, окажутся в руках сына. Золотые монеты рекой потекут в «атласные диравые карманы»
, и беспечный юноша вмиг пустит по свету отцовское богатство, промотает его в компании юных прелестниц и веселых приятелей.
Барон мечтает о том, чтобы и после смерти в виде духа охранять свои сундуки с золотом «сторожевою тенью»
. Возможная разлука с нажитым добром мертвым грузом ложится на душу старика, для которого единственная отрада жизни заключается в приумножении своих богатств.
Сцена III
Альбер жалуется герцогу, что ему приходится испытывать «стыд горькой бедности»
, и просит образумить излишне жадного отца. Герцог соглашается помочь молодому рыцарю – ему памятны хорошие отношения родного деда со скрягой бароном. В те времена он еще был честным, отважным рыцарем без страха и упрека.
Тем временем герцог замечает в окне барона, который направляется в его замок. Он приказывает Альберу спрятаться в соседней комнате и принимает в своих покоях его отца. После обмена взаимными любезностями герцог предлагает барону прислать к нему сына – он готов предложить молодому рыцарю достойное жалованье и службу при дворе.
На что старый барон отвечает, что это невозможно, поскольку сын хотел убить его и обокрасть. Не выдержав столь наглой клеветы, Альбер выскакивает из комнаты и обвиняет отца во лжи. Отец бросает сыну перчатку, а тот поднимает ее, тем самым давая понять, что принимает вызов.
Ошеломленный увиденным, герцог разнимает отца и сына и в гневе выгоняет их прочь из дворца. Подобная сцена становится причиной смерти старого барона, который в последние мгновения жизни думает лишь о своем богатстве. Герцог в смятении: «Ужасный век, ужасные сердца!»
Заключение
В произведении «Скупой рыцарь» под пристальным вниманием Александра Сергеевича оказывается такой порок, как жадность. Под ее влиянием происходят необратимые изменения личности: некогда бесстрашный и благородный рыцарь становится рабом золотых монет, он полностью утрачивает свое достоинство и даже готов навредить единственному сыну, лишь бы тот не завладел его богатством.
После прочтения пересказа «Скупого рыцаря» рекомендуем ознакомиться с полной версией пьесы Пушкина.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
В каком году было написано произведение Александра Сергеевича Пушкина «Скупой рыцарь»?</h3>
- <label>1828 г.</label>
- <label>1829 г.</label>
- <label>1830 г.</label>
- <label>1832 г.</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-pesy-skupoj-rycar-a-s-pushkin.html
- https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/skupoy-rytsar.html
- https://briefly.ru/pushkin/skupoi_rycar/
- https://kratko.rustih.ru/aleksandr-pushkin-skupoj-rytsar/
- https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skupoy-rycar