«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

На дне
274px-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC._%D0%9D%D0%B0_%D0%B4%D0%BD%D0%B5_%281903%29_title_page.jpgТитульный лист первого издания пьесы (1903)
Жанр драма
Автор Максим Горький
Язык оригинала русский
Дата написания 1901—1902
Дата первой публикации 1903
Электронная версия
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике
 Медиафайлы на Викискладе

«На дне́. Картины» — пьесаМаксима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»[1]. Окончательный вариант предложил Леонид Андреев[2]. Начиная с триумфальной премьеры в МХТ (декабрь 1902 года) обошла театральные сцены всего мира.

Персонажи

  • Михаил Иванович Костылёв — 54 года, содержатель ночлежки
  • Василиса Карповна — его жена, 26 лет
  • Наташа — её сестра, 20 лет
  • Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет
  • Васька Пепел — 28 лет
  • Клещ, Андрей Митрич – слесарь, 40 лет
  • Анна — его жена, 30 лет
  • Настя — девица, 24 года
  • Квашня — торговка пельменями, под 40 лет
  • Бубнов — картузник, 45 лет
  • Барон — 33 года
  • Сатин, Актёр — приблизительно одного возраста: лет под 40
  • Лука — странник, 60 лет
  • Алёшка — сапожник, 20 лет
  • Кривой Зоб, Татарин — крючники
  • несколько босяков без имён и речей

Сюжет

Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки, ссоры. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла, подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблён в младшую сестру Василисы — Наталью. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картёжник и шулер) и Актёр (бывший театральный актёр), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ ждёт смерти своей больной жены, чтобы развязать себе руки.

В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирение с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наталье уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревавший конфликт заканчивается дракой постояльцев, во время которой Пепел случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряжённый момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает, но тот остаётся без денег и без надежд. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав от Барона о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»

Постановки в театрах

Первые постановки

Афиша первой постановки

Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз[1].

Данные о первой постановке: режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, худ. Симов; в ролях: Костылёв — Бурджалов, Василиса — Муратова, Наташа — Андреева, Медведев — Грибунин, Пепел — Харламов, Клещ — Загаров, Анна — Савицкая, Настя — Книппер, Квашня — Самарова, Бубнов — Лужский, Сатин — Станиславский, Актёр — Громов, Барон — Качалов, Лука — Москвин, Алешка — Адашев, Кривой Зоб — Баранов, Татарин — Вишневский).

Среди последующих дореволюционных и советских исполнителей во МХАТе (в хронологическом порядке): Хмелёв, Раевский (Костылёв), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артём, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (актёр), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука).

Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена, но с участием петербургских актёров прошло два чтения пьесы «в лицах»: в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса — Стрепетова, Наташа — Музиль-Бороздина, Пепел — Аполлонский, Настя — Потоцкая, Бубнов — Санин, Сатин — Дальский, Барон — Далматов, Лука — Давыдов).

До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Тем не менее, прошли постановки в 1903 году: Вятский городский театр; киевские театры Соловцова (реж. Ивановский, Сатин — Неделин, Лука — Борисовский) и Бородая (реж. Соколовский, Пепел — Муромцев, Барон — Людвигов); нижегородский театр (антреприза Басманова), петербургские театры: Василеостровский театр, театр Некрасовой-Колчицкой, Новый театр Неметти (Актёр — Орленев); театр Ростова-на-Дону (Пепел — Орлов-Чужбинин); труппа под руководством Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (режиссёр и исполнитель роли Актёра — Мейерхольд).

В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры, среди них: екатеринодарский и харьковский театры (1910, режиссёр Синельников), Общедоступный театр, Петроград (1912, режиссёр Гайдебуров).

Постановки в советское время

  • Театр Союза драматических актёров, Петроград (1917)
  • Московский Военный театр (1918)
  • Народный театр драмы в Петрозаводске (1918)
  • Московский Дмитровский театр (1919)
  • 14 октября 1919 года, к 50-летию М. Горького — театр Госдрамы, впоследствии ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Евт. Карпов, художник Бобышов, на спектакле присутствовал Горький, вступительное слово произнёс М. И. Калинин).
  • Харьковский театр русской драмы (1936, режиссёр Синельников)
  • Московский драматический театр (1939)
  • Ленинградский Новый театр (премьера в Хабаровске, 1941)
  • Ленинградский театр драмы им. Пушкина (1956, режиссёр Вивьен, Эренберг; Сатин — Н. Симонов, Лука — Скоробогатов).

Постановки за рубежом

Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под назв. «Ночлежка»), Финский национальный театр, Гельсингфорс, Краковский театр, Париж (1905, 1922 — исполнитель роли Барона Ж. Питоев), Токио (1924, 1925), Нью-Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и мн. др.

Экранизации

  • 1910-е годы — Венгрия.[уточнить]
  • 1921 год — Япония — «Rojo no Reikon» («Духи на дороге», реж. Минору Мурата).
  • 1936 год — Франция — «Les bas-fonds» (реж. Жан Ренуар; в ролях — Луи Жуве, Жан Габен), сценарий написали Евгений Замятин и Жак Компанеец.
  • 1947 год — Китай — «Yè Diǎn» («Ночлежка», реж. Хуан Цзолинь, с участием Чжоу Сюань).
  • 1952 год — СССР — фильм-спектакль «На дне» в постановке МХАТ им. Горького (режиссёры: Андрей Фролов, Василий Орлов, Иосиф Раевский; Мосфильм).
  • 1956 год — Япония — «Donzoko» («Самое дно», реж. Акира Куросава), с заменой реалий царской России на реалии феодальной Японии.
  • 1972 год — СССР — экранизация спектакля «На дне» в постановке Московского театра «Современник» (режиссёры: Галина Волчек, Леонид Пчёлкин; производство ТО «Экран»).
  • 1987 год — СССР — «Без солнца» (реж. Юлий Карасик).
  • 1987 год — СССР — «На дне» (реж. Армен Петросян), студия т/ф «Ереван».
  • 2014 год — Россия — «На дне» (реж. Владимир Котт), в современной адаптации.

Примечания

  1. 12Театральная энциклопедия. — (Автор статьи — A. Шн.)
  2. Бунин И. А.Заметки: О современниках.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 9 ноября 2020 в 14:27. Опубликовано 18.04.2014 — 21:41 — Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет, иллюстрации «На дне».

Скачать:

Вложение Размер
m.gorkiy.docx 20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Беседа по содержанию пьесы «На дне».

     В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические произведения Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

     В 1902 году Горький создает драму «На дне».

— Как изображается место действия?

Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это подвал, похожий на пещеру, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам – нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: грязный ситцевый полог, некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

  Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

  В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний акт драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер.

— Какие люди являются обитателями ночлежки?

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, 30 лет.

  У многих ночлежников нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось – «все забыл».

-Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

  Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на дно жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

  Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

-Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

  Сатин попал на дно, после того как отсидел в тюрьме за убийство; Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он ленив, да еще и запойный пьяница; Актер спился; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор … все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (4 действие). Каждый этап жизни 33 Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими переодеваниями ничего не стоит, жизнь прошла как во сне.

-В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

-Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

  Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта.

-Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

  В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения

Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила ноги Наташе. Убийство Костылева Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

-В чем своеобразие любовного конфликта?

  Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывается, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитатели ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

  1. Слово учителя.

  Конфликт, в котором участвуют все герои, — другого рода. Горький изображает сознание людей дна. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

 Итог. Жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Д.З.

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока «Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне»»

Урок с применением диалоговых технологий….

Конспект урока в 10 классе «Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России».

Подробный конспект урока с приложением презентации….

Презентация по теме «Социально-философская мысль XX века»

Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова…

Урок на тему «Социально-философская драма Максима Горького «На дне»: идейные истоки, проблема Пути»

Пьеса М. Горького «На дне» входит в обязательный минимум содержания основной действующей программы по литературе в 11 классе.Стандарт среднего (полного) общего образования включает в себя изучение в 1…

Из опыта работы. Социально-философская драма М.Горького «На дне»

Вводный урок по пьесе М.Горького «На дне»: дать представление о жанре социально-философской драмы, знакомство с идейным содержанием пьсы….

Социально — философский анализ нигилизма

Отрицание…

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

мое видение…

  • Мне нравится

 

Цитата: «Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!».

История создания

Над пьесой «На дне» Максим Горький трудился два года. Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов. Публика встретила пьесу неоднозначно — от бурных восторгов до полного неприятия. До сих пор не умолкают споры о художественном значении «На дне»: у пьесы есть как сторонники, так и противники.

Проблематика:

  • проблема социальных низов;
  • предназначение человека;
  • истина и ложь (в том числе жестокая истина и ложь из сострадания — Бубнов, Барон, Сатин);
  • необходимость веры (Актёр, Анна, Наташа, Настя);
  • социальная проблематика (жизнь низших слоев общества).

Смысл названия: название указывает на проблематику пьесы: в нём напрямую указывается, речь пойдёт о «дне» общества.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: персонажи «На дне» не столько действуют, сколько рассуждают о смысле жизни. Практически каждое их высказывание афористично. Это даёт нам возможность считать «На дне» философской драмой.

Время и место действия: действие драмы происходит в ночлежке для самых бедных, самых нищих. Время — современное автору.

Действующие лица

Сатин — мужчина лет сорока. В прошлом жил нормальной жизнью, служил телеграфистом, но попал в тюрьму, вступившись за сестру. Теперь зарабатывает шулерством. Предпочитает горькую правду самообману.

Актёр — мужчина лет сорока. В прошлом актёр театра (псевдоним Сверчков-Заволжский). Опустившийся алкоголик. Очень дорожит воспоминаниями о прошлой жизни.

Лука — загадочный персонаж, мужчина лет шестидесяти. Философ.

Васька Пепел — молодой мужчина, вор, постоянный обитатель ночлежки.

Андрей Дмитриевич (Митрич) Клещ — безработный слесарь. Верит, что вырвется из ночлежки и станет работать, как прежде.

Анна — жена Андрея Клеща.

Настя — проститутка, молодая девушка. Мечтает о большой чистой любви.

Бубнов — ремесленник, производит картузы (головные уборы вроде кепки). Ушёл в ночлежку, когда жена нашла другого. Признаёт, что лентяй и алкоголик.

Барон — молодой мужчина, обнищавший дворянин.

Квашня — торговка пельменями, женщина средних лет.

Алёшка — молодой сапожник.

Кривой Зоб и Татарин — крючники (переносят с помощью крюка тяжёлые грузы).

Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежного дома.

Василиса Карповна — жена Михаила Костылёва, молодая женщина.

Наташа — младшая сестра Василисы Карповны.

Медведев — полицейский, дядя Василисы Карповны и Наташи.

Содержание

Описывается ночлежка, в которой живут нищие, воры, шулеры, пьяницы и работники из числа самых бедных. Всё действие пьесы наполнено дебошами и скандалами.

Василиса, жена хозяина ночлежки, влюблена в одного из её обитателей, вора Ваську Пепла. Она подговаривает Ваську убить её мужа Михаила, хозяина ночлежки. Васька смущён, потому что он любит не Василису, а Наташу, её младшую сестру. Василиса об этом знает, поэтому бьёт сестру и издевается над ней.

Андрей Клещ кое-как зарабатывает на жизнь и надеется выбраться из ночлежки. Его жена тяжело больна, и Клещ ждёт её смерти.

В ночлежке появляется странник Лука, который всех может пожалеть и всем дать надежду. Он обещает загробное счастье умирающей жене Клеща Анне. Ваське с Наташей Лука рекомендует сбежать. Актёру странник говорит, что не всё ещё потеряно: есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Актёр оживает.

Лука всем нравится, лишь Сатин входит с ним в философское противостояние. Сатин считает, что жизнь бессмысленна. В частности, он предлагает Клещу бросить работу. Если все люди бросят работу, то они умрут с голоду, считает Клещ. Но тогда труд не имеет смысла: он не меняет жизнь человека, не делает её лучше, а просто длит существование.

Лука считает, что ложь во спасение — это правильный путь. Он рассказывает притчу о человеке, который искал праведную землю, скитался. Но пришёл учёный и сказал ему: праведной земли нет. И человек повесился. Сатин в чём-то даже согласен с Лукой (мысль о величии человека). Но он категорически против лжи: Сатин считает, что людей надо поднимать на бунт против существующего порядка.

Лука неожиданно уходит.

Васька ударяет хозяина ночлежки и ненамеренно убивает его; Ваську сажают в тюрьму. После смерти Анны Клещ окончательно опускается. Актёр, потерявший последнюю надежду, вешается. Узнав эту новость, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».

Экранизации

«На дне» (СССР, 1952); «На дне» (Россия, 2014, вольная интерпретация).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто из обитателей ночлежки говорит о своём дворянстве?

Ответ. Барон (отсюда и прозвище).

В ответ на какую новость Сатин произносит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»?

Ответ. Актёр повесился.

Поделиться ссылкой

Почти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Расскажем о пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила актуальность в XXI веке.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

«На дне»: краткое содержание

Пьеса «На дне» — произведение, созданное для театра. Его действие разворачивается в одном месте — ночлежном доме — заведении, которое создано для того, чтобы бездомные могли переночевать.

«На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.

Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:

  • Михаил Иванович Костылев (54 года).

Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.

  • Василиса Карповна (26 лет).

Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.

  • Наталья (20 лет).

Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.

  • Абрам Иванович Медведев (50 лет).

Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.

  • Лука (60 лет).

Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.

  • Васька Пепел (28 лет).

Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.

  • Алеша (20 лет).

Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.

  • Андрей Бубнов (45 лет).

Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.

  • Барон (33 года).

Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.

  • Актер (около 40 лет).

Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.

  • Андрей Митрич Клещ (40 лет).

Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.

  • Сатин (около 40 лет).

Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.

Фото: сцена из спектакля «На дне» (киевский театр на Подоле, 2017): UGC

Представив героев, следует продолжить краткий пересказ «На дне», поведав о том, что происходит в каждом из актов:

Действие первое

Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они переносят зрителя в комнату ночлежки.

Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.

Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.

В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.

В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.

Выпивший сапожник Алешка встречает Василису, разыскивающую Пепла. Он говорит, что Васька намерен бросить ее ради Наташи. Разозленная Василиса вспоминает, что Алешка не оплатил пребывание, и выгоняет его на улицу. Там его за нарушение спокойствия задерживает Медведев.

Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.

Действие второе

Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером.

Постояльцы ночлежки коротают время за играми. Большая компания играет в карты. За ними наблюдают Клещ и Актер. Бубнов и Медведев играют в шашки.

Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:

  • Больной Анне, которая жалуется на плохую жизнь и побои мужа, он говорит, что после смерти она вдоволь отдохнет.
  • Актеру, который собирался прочесть Луке стихи перед тем, как пойти пропивать то, что выиграл Барон в карты, но забыл, старец советует обратиться в бесплатную клинику для алкоголиков. Актер уверяет, что стоит ему побыть трезвым пару дней, и он все вспомнит и без помощи.
  • Дважды Лука пытается помочь Пеплу. Первый раз, когда Медведев грозится арестовать Ваську, старец убеждает, что в Сибири сильным да умным живется «как огурцам в парнике». Когда Василиса предлагает Пеплу убить Костылева за деньги и взамен получить Наташу, Лука советует не слушать ее, а уйти из ночлежки с любимой.

Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями:

  • Костылев, застав жену с Пеплом, устраивает скандал. Васька собирается его избить, но его останавливает Лука.
  • Умирает Анна, и Васька с Лукой отправляются в трактир разыскать Клеща.
  • В ночлежку возвращается пьяный Актер с Наташей. Он обещает девушке лечиться от алкоголизма, а после вернуться на сцену.
  • Вернувшийся Клещ заявляет, что пропил все деньги и не может похоронить жену. Обитатели обещают ему помочь и отправляются спать.

Действие третье

Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий:

  • Разговор на заднем дворе ночлежки. В нем принимают участие Лука, Клещ и Наташа, Барон и Настя, а также Бубнов.

Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.

Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.

Бубнов рассказывает, что предпочитает говорить правду. На что Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, узнав от ученого, что праведной земли не существует.

  • Ссора между Пеплом и Василисой.

Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.

  • Костылев ссорится с Лукой.

Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.

  • Семейная ссора.

Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.

Действие четвертое

В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.

Далее события разворачиваются следующим образом:

  • Ссора Насти и Барона.

Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.

  • Приход Бубнова и Медведева.

Приятели приносят водку и закуску. Медведева уволили из полиции, и он теперь зависит от Квашни. Обитатели ночлежки выпивают, веселятся, поют песни. Прибегает Барон и говорит, что Актер повесился. Сатин возмущен тем, что веселье испорчено.

Фото: сцена из спектакля «На дне» (театр города Пермь, 2019): UGC

Читайте также: «Ромео и Джульетта»: краткое содержание и анализ

«На дне»: анализ произведения

Пьеса «На дне», читать которую было интересно деятелям искусства начала ХХ века, впервые была поставлена в 1902 году в МХТ. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века.

Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:

  • Замысел и история создания.

Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание.

  • Тема и конфликт.

В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии.

Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают.

Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.

  • Особенности композиции и жанр.

Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев.

События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.

После его исчезновения наступает развязка. Герои продолжают серию мелких конфликтов, которая прерывается совместной попойкой. В конце Актер покончил с жизнью. Так автор символично показал крушение всех надежд героев. Они не просто не могут, но и не хотят выбираться со дна.

Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

«На дне» — остросоциальное произведение, которое подняло темы, не утратившие актуальность и в XXI веке. Продолжаются кризисы, а с ними появляются люди, которые оказываются на дне. Их видение мира талантливо показал Горький в начале ХХ века.

Читайте также: «Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1849444-na-dne-kratkoe-soderzanie-i-analiz-pesy.html

«На дне́. Картины» — пьесаМаксима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»[1]. Окончательный вариант предложил Леонид Андреев[2]. Начиная с триумфальной премьеры в МХТ (декабрь 1902 года) обошла театральные сцены всего мира.

На дне
274px-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC._%D0%9D%D0%B0_%D0%B4%D0%BD%D0%B5_%281903%29_title_page.jpgТитульный лист первого издания пьесы (1903)
Жанр драма
Автор Максим Горький
Язык оригинала русский
Дата написания 1901—1902
Дата первой публикации 1903
Электронная версия
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
15px-Wikiquote-logo.svg.pngЦитаты в Викицитатнике
15px-Commons-logo.svg.png Медиафайлы на Викискладе

ПерсонажиПравить

  • Михаил Иванович Костылёв — 54 года, содержатель ночлежки
  • Василиса Карповна — его жена, 26 лет
  • Наташа — её сестра, 20 лет
  • Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет
  • Васька Пепел — 28 лет
  • Клещ, Андрей Митрич – слесарь, 40 лет
  • Анна — его жена, 30 лет
  • Настя — девица, 24 года
  • Квашня — торговка пельменями, под 40 лет
  • Бубнов — картузник, 45 лет
  • Барон — 33 года
  • Сатин, Актёр — приблизительно одного возраста: лет под 40
  • Лука — странник, 60 лет
  • Алёшка — сапожник, 20 лет
  • Кривой Зоб, Татарин — крючники
  • несколько босяков без имён и речей

СюжетПравить

Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки, ссоры. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла, подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблён в младшую сестру Василисы — Наталью. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картёжник и шулер) и Актёр (бывший театральный актёр), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ ждёт смерти своей больной жены, чтобы развязать себе руки.

В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирение с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наталье уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревавший конфликт заканчивается дракой постояльцев, во время которой Пепел случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряжённый момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает, но тот остаётся без денег и без надежд. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав от Барона о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»

Постановки в театрахПравить

Первые постановкиПравить

Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз[1].

Данные о первой постановке: режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, худ. Симов; в ролях: Костылёв — Бурджалов, Василиса — Муратова, Наташа — Андреева, Медведев — Грибунин, Пепел — Харламов, Клещ — Загаров, Анна — Савицкая, Настя — Книппер, Квашня — Самарова, Бубнов — Лужский, Сатин — Станиславский, Актёр — Громов, Барон — Качалов, Лука — Москвин, Алешка — Адашев, Кривой Зоб — Баранов, Татарин — Вишневский).

Среди последующих дореволюционных и советских исполнителей во МХАТе (в хронологическом порядке): Хмелёв, Раевский (Костылёв), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артём, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (актёр), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука).

Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена, но с участием петербургских актёров прошло два чтения пьесы «в лицах»: в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса — Стрепетова, Наташа — Музиль-Бороздина, Пепел — Аполлонский, Настя — Потоцкая, Бубнов — Санин, Сатин — Дальский, Барон — Далматов, Лука — Давыдов).

До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Тем не менее, прошли постановки в 1903 году: Вятский городский театр; киевские театры Соловцова (реж. Ивановский, Сатин — Неделин, Лука — Борисовский) и Бородая (реж. Соколовский, Пепел — Муромцев, Барон — Людвигов); нижегородский театр (антреприза Басманова), петербургские театры: Василеостровский театр, театр Некрасовой-Колчицкой, Новый театр Неметти (Актёр — Орленев); театр Ростова-на-Дону (Пепел — Орлов-Чужбинин); труппа под руководством Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (режиссёр и исполнитель роли Актёра — Мейерхольд).

В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры, среди них: екатеринодарский и харьковский театры (1910, режиссёр Синельников), Общедоступный театр, Петроград (1912, режиссёр Гайдебуров).

Постановки в советское времяПравить

  • Театр Союза драматических актёров, Петроград (1917)
  • Московский Военный театр (1918)
  • Народный театр драмы в Петрозаводске (1918)
  • Московский Дмитровский театр (1919)
  • 14 октября 1919 года, к 50-летию М. Горького — театр Госдрамы, впоследствии ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Евт. Карпов, художник Бобышов, на спектакле присутствовал Горький, вступительное слово произнёс М. И. Калинин).
  • Харьковский театр русской драмы (1936, режиссёр Синельников)
  • Московский драматический театр (1939)
  • Ленинградский Новый театр (премьера в Хабаровске, 1941)
  • Ленинградский театр драмы им. Пушкина (1956, режиссёр Вивьен, Эренберг; Сатин — Н. Симонов, Лука — Скоробогатов).

Постановки за рубежомПравить

Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под назв. «Ночлежка»), Финский национальный театр, Гельсингфорс, Краковский театр, Париж (1905, 1922 — исполнитель роли Барона Ж. Питоев), Токио (1924, 1925), Нью-Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и мн. др.

ЭкранизацииПравить

  • 1910-е годы — Венгрия.[уточнить]
  • 1921 год — Япония — «Rojo no Reikon» («Духи на дороге», реж. Минору Мурата).
  • 1936 год — Франция — «Les bas-fonds» (реж. Жан Ренуар; в ролях — Луи Жуве, Жан Габен), сценарий написали Евгений Замятин и Жак Компанеец.
  • 1947 год — Китай — «Yè Diǎn» («Ночлежка», реж. Хуан Цзолинь, с участием Чжоу Сюань).
  • 1952 год — СССР — фильм-спектакль «На дне» в постановке МХАТ им. Горького (режиссёры: Андрей Фролов, Василий Орлов, Иосиф Раевский; Мосфильм).
  • 1956 год — Япония — «Donzoko» («Самое дно», реж. Акира Куросава), с заменой реалий царской России на реалии феодальной Японии.
  • 1972 год — СССР — экранизация спектакля «На дне» в постановке Московского театра «Современник» (режиссёры: Галина Волчек, Леонид Пчёлкин; производство ТО «Экран»).
  • 1987 год — СССР — «Без солнца» (реж. Юлий Карасик).
  • 1987 год — СССР — «На дне» (реж. Армен Петросян), студия т/ф «Ереван».
  • 2014 год — Россия — «На дне» (реж. Владимир Котт), в современной адаптации.

ПримечанияПравить

  1. 12Театральная энциклопедия. — (Автор статьи — A. Шн.)
  2. Бунин И. А.Заметки: О современниках.

СсылкиПравить

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/на_дне
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/18/na-dne-kak-sotsialno-filosofskaya-drama-mgorkogo
  • https://sitekid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquona_dneraquo_m_gorkij.html
  • https://www.nur.kz/1849444-na-dne-kratkoe-soderzanie-i-analiz-pesy.html
  • https://ru.m.wikipedia.org/wiki/на_дне

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт