Краткое содержание Пушкин Маленькие трагедии для читательского дневника

Для подготовки к уроку или заполнения читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина. Это четыре пьесы, написанные в болдинскую осень и объединённые в один небольшой цикл. Каждая из них разоблачает определённое человеческое пристрастие, не приводящее ни к чему хорошему.

Содержание

Главные герои

Барон Филипп – богатый и скупой старик.

Альбер – его сын, отважный молодой рыцарь.

Герцог – правитель, пытавшийся решить спор барона и его сына.

Дон Гуан – любвеобильный молодой повеса.

Лаура – ветреная девушка, бывшая возлюбленная Дон Гуана.

Дона Анна – вдова убитого на дуэли командора, полюбившаяся Дон Гуану.

Вальсингам – управляющий застольем во время чумы.

Моцарт – известный композитор.

Сальери – музыкант, завидовавший Моцарту.

Краткое содержание

Скупой рыцарь

Альбер известен как храбрый рыцарь, но ему приходится бедствовать из-за отца, ограничивающего его в средствах. Он побеждает на престижном турнире, но успех не радует его. Юноше стыдно при воспоминании о том, что помогло ему победить в схватке. Противник повредил ему шлем, а у него не было средств на приобретение нового. Осознание того, что он беден, привело его в ярость, и он легко одолел соперника. Тем временем окружающие восхищались его бесстрашием и называли героем.

 Шлем в пробоинах, конь повредил ногу, а у самого Альбера даже нет приличного костюма. Из-за отсутствия денег он часто попадает в нелепые ситуации, и это унижает его. Юноше приходится в очередной раз прибегнуть к помощи ростовщика Соломона. Альбер просит сто червонцев, но жид больше не даёт в долг без заклада. Он советует юноше избавиться от скупого родителя, говорит, что старый барон зажился на белом свете. Соломон даже знает одного аптекаря, который может дать нужные капли. Возмущённый рыцарь прогоняет жида. Несмотря на все разногласия и ссоры, он и мысли такой не допускает в отношении отца.

Барон в это время спускается в подвал и проверяет, на месте ли его богатства. Глаз радуют пять сундуков, набитых золотом. Ещё один сундук открывает он и бросает туда первую горсть монет. Скоро и он будет полон. Старик наслаждается зрелищем своего богатства, он видит в нём свою силу. И только одна мысль омрачает настроение ненасытного барона: после его смерти легкомысленный сын пустит все деньги по ветру. Себя он не считает жадным, полагая, что нажитое кровью нелегко расточать. Старик сожалеет, что не сможет после смерти вернуться из могилы в подвал и так же, как сейчас, охранять свои сокровища.

Молодой человек решает обратиться к герцогу для решения спора о наследстве. Сюда же приходит и барон, чтобы пожаловаться на беспутного наследника. Отец с сыном встречаются в покоях герцога и ссорятся. Барон выдумывает про покушение со стороны сына, тот отрицает это и хочет биться с отцом на дуэли, чтобы доказать свою правоту. Сердце старика не выдерживает, и он умирает. Герцог, наблюдавший эту сцену, в ужасе от происходящего и от нравов людей.

Моцарт и Сальери

Сальери – музыкант, лишённый природного дарованья и любви к истинному искусству. Отсутствие таланта он пытается возместить пониманием музыкальной гармонии. Он подбирает к музыке свой подход, сродни математическим формулам. Сальери приобретает славу трудолюбивого и целеустремлённого композитора. Люди понимают его музыку, автор счастлив. Но появляется Моцарт, покоривший публику своим тонким природным музыкальным чутьём. Он невероятно талантлив, что очень не нравится бездарному Сальери. Неудачливый конкурент сокрушается о том, что какому-то бездельнику Бог дал исключительный талант, а ему не досталось ничего.

Сальери размышляет о том, что мир музыки ничего не потеряет, если Моцарта не станет. Он убеждает себя, что избран судьбой. Его миссия – остановить Моцарта, убрать его со сцены, иначе все остальные музыканты останутся не у дел.

Завистник приглашает популярного композитора в трактир, желая отравить его. Моцарт приходит, но всё время сидит грустный. Он признаётся, что в последнее время его повсюду преследует какая-то чёрная тень, возможно, это его смерть. И сейчас этот невидимый чёрный человек тоже присутствует на их встрече, Моцарт его чувствует. Музыкант исполняет одно из лучших своих творений – «Реквием».  Сальери признаёт, что музыка великолепна. Он называет Моцарта Богом.

Сальери добавляет в бокал своего врага яд, ничего не подозревающий Моцарт выпивает отравленное вино и умирает. Наконец устранён главный конкурент, но злодею это не приносит никакого удовлетворения. Убийца плачет. Не случайно автор подчёркивает, что гениальность и злодейство не могут сочетаться в одном человеке.

Каменный гость

Весь Мадрид знает Дон Гуана как сластолюбца и развратника. Во время очередного поединка по его вине погибает уважаемый всеми командор. Король наказывает дуэлянта ссылкой, из которой он возвращается самовольно. Герою не терпится вернуться в родной город. Обольститель женских сердец, сломавший немало девичьих судеб, торопится возобновить свои развлечения. В ссылке он скучал, местные девицы были какими-то неживыми, словно восковые куклы. То ли дело горячая Лаура – его возлюбленная из Мадрида, юная актриса.

Дон Гуан спешит к любимой, но та в его отсутствие вовсе не скучает. Её окружает толпа поклонников, и легкомысленная барышня не отталкивает их, а с радостью принимает ухаживания. Она открыто говорит своему опальному кавалеру, что не была ему верна. Но повеса не особо опечален такой вестью: его сердце к тому времени успевает покорить прекрасная Дона Анна, оставшаяся вдовой по его вине.

Дон Гуан намерен добиться взаимности. Он поджидает женщину на кладбище, куда она приходит к статуе мужа. Безумец начинает объясняться в любви, его не смущает место, в котором они находятся. Вдова командора пытается прекратить неуместные излияния чувств. Настойчивый поклонник всё же убеждает женщину согласиться на встречу и называется чужим именем. Затем бесстыдник обращается к каменной статуе и предлагает присоединиться к свиданию, чтобы посмотреть, как он будет развлекаться с его супругой. Неожиданно статуя кивает головой, испуганный Дон Гуан уходит.

Дон Гуан приходит к своей избраннице. Он пытается очаровать красавицу, и у него это получается. Он открывает своё настоящее имя. Дона Анна поражена. Она наслышана о нём как о коварном соблазнителе слабых женщин. Дон Гуан клянётся, что не любил до этих пор никого. Он добивается нужного эффекта: женщина не только не прогоняет его, но и беспокоится за жизнь неосторожного поклонника. Если его здесь узнают, тут же убьют.

Когда опытный искуситель почти добился своего, неожиданно входит статуя командора, которая хватает его за руку и увлекает за собой в преисподнюю.

Пир во время чумы

В городе распространяется эпидемия чумы. В разгар болезни одна компания решает устроить веселье прямо на улице. За накрытым столом сидят женщины и мужчины. Первым тостом они хотят почтить своего друга, погибшего от этого страшного заболевания. Они вспоминают, каким он был жизнерадостным человеком.

Управляет этим безумным пиром Вальсингам. Он предлагает Мери спеть песню. Девушка исполняет печальную композицию, в которой говорится о последствиях эпидемии. В её родных местах люди жили счастливо, но пришла болезнь, и опустели дома и улицы.  Мери с болью вспоминает ушедших родителей, которые любили слушать её пение.

Вся компания слушает внимательно песню, всем нравится мелодия. Лишь своенравная Луиза говорит, что подобные песни только для сентиментальных людей, которые сразу «тают» от женских слёз. Однако Луиза первая падает без чувств, когда появляется тележка, гружёная мертвецами.

Компания просит Вальсингама спеть что-нибудь весёлое. Он исполняет гимн чуме собственного сочинения. В песне говорится, что они не боятся чумы и смерти. К компании подходит священник. Он называет пирующих безбожниками и требует прекратить неуместное веселье, так как их громкие восклицания нарушают тишину «гробов», мешают ему молиться над телами усопших.

Вальсингам не хочет распускать компанию. Тогда священник припоминает ему, как недавно он убивался по матери и любимой супруге, которых не пощадила чума. Но эти слова не возымели должного действия. Вальсингам признаётся, что его здесь удерживает отчаянье, мрачная пустота в родном доме и благодатный яд вина, помогающий всё это забыть. Председатель застолья с горечью отмечает, что слишком поздно священник пришёл его спасать, он не пойдёт с ним. Вальсингам продолжает управлять пиром, но заметно мрачнеет и погружается в себя.

О произведении

Цикл «Маленькие трагедии» Пушкина, написанный в 1830 году в болдинскую осень, включает в себя четыре небольшие пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Маленьких трагедий» по главам, которое будет полезным при подготовке к урокам литературы, а также для читательского дневника.

Главные герои

Баронжадный старик, смысл жизни которого заключен в накоплении богатств.

Альберсын барона, храбрый рыцарь.

Дон Гуаниспанский гранд, известный сластолюбец.

Дона Аннавдова командора, в которую влюблен Дон Гуан.

Вальсингампредседатель застолья.

Моцартвеликий музыкант и композитор.

Сальерисоперник Моцарта, его завистник.

Другие персонажи

Герцогправитель, который пытается рассудить отца и сына.

Жид Соломонростовщик, предлагающий Альберу отравить отца.

Лаура любовница Дон Гуана, юная актриса.

Лепорелло верный слуга Дон Гуана.

Краткое содержание

Скупой рыцарь

Юный рыцарь Альбер смел и отважен, но он вынужден вести полунищенское существование из-за непомерной жадности своего отца, знатного барона. На рыцарском турнире он одерживает блестящую победу над противником, но совершенно этому не рад – шлем пробит, ретивый конь хромает, а денег нет даже не то, что справить себе новое платье.

Альбер вынужден в очередной раз обратиться к жиду Соломону – ростовщику, у которого он одалживает деньги. Соломон дает совет юноше, как быстро разбогатеть, намекая на то, «что уж барону время умереть». Он предлагает рыцарю воспользоваться услугами одного опытного аптекаря и отравить жадного отца, но юноша в ярости прогоняет ростовщика.

Альбер не видит иного выхода, кроме как обратиться за помощью к герцогу, чтобы тот повлиял на барона.

Тем временем барон спускается в подвал и наслаждается зрелищем шести своих сундуков, наполненных золотыми монетами. В золоте он видит отраду и уверенность в собственных силах. Барона печалит лишь тот факт, что после его смерти все сокровища перетекут в «атласные диравые карманы» его беспутного сына.

Во время случайной встречи в герцогских покоях между отцом и сыном разыгрывается отвратительная сцена – барон обвиняет Альбера в покушении на жизнь, а горячий юноша готов сразиться с собственным отцом, защищая свою честь. Не выдержав накала страстей, скупец умирает, а изумленный герцог восклицает: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Подробное краткое содержание «Скупой рыцарь».

Моцарт и Сальери

Сальери, абсолютно лишенный вдохновения и любви к искусству, делится тем, как был «труден первый шаг и скучен первый путь». Однако ему удалось изучить в совершенстве музыкальную гармонию, подобно точным наукам. Теперь Сальери пишет музыкальные композиции на манер опытного ремесленника, подбирая тона по математическим правилам.

Однако славу трудолюбивого и настойчивого Сальери затмевает молодой и невероятно одаренный Моцарт. Он приобретает популярность не упорным трудом, а благодаря природному таланту, чем чрезвычайно раздражает Сальери. Он признает безусловный дар своего товарища: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» и сокрушается о том, что Господь столь щедро отмерил талант такому недостойному гуляке, как Моцарт.

Сальери уверен, что Моцарт не принесет никакой пользы искусству, и его смерть не станет трагедией для истинных знатоков музыки. Желая избавиться от опасного соперника, Сальери приглашает Моцарта в трактир, чтобы отравить его.

За столом грустный и задумчивый Моцарт признается приятелю, что ему повсюду мерещится черный человек, который «день и ночь покоя не дает». Музыкант уверен, что это – его смерть, что бродит по пятам. Он играет свое самое прекрасное творение – «Реквием».

Сальери подсыпает яд в бокал с вином Моцарту, тот выпивает и вскоре умирает. Однако избавление от соперника не приносит удовлетворения преступнику, поскольку «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Подробное краткое содержание «Моцарт и Сальери».

Каменный гость

Дон Гуан, прославившийся на весь Мадрид как «хитрый искуситель» и «безбожный развратитель», тайком возвращается из ссылки в родной город. Его вина заключается в том, что по его милости погиб доблестный командор, и разгневанный король выслал дуэлянта за пределы Мадрида.

Герой, по чьей вине было сгублено столько женских судеб, недоволен жизнью в ссылке – уж слишком пресными и скучными оказались местные барышни. Он стремится в Мадрид, чтоб предаться любовным утехам со своей возлюбленной – юной актрисой Лаурой.

Тем временем ветреная Лаура в окружении своих поклонников наслаждается всеобщим вниманием. За время разлуки с Дон Гуаном она не хранила ему верность, о чем и признается при встрече с возлюбленным.

Любвеобильный повеса не слишком опечален этой новостью, поскольку его сердце уже занято прекрасной Доной Анной – вдовой командора, убитого им. Он подкарауливает женщину на кладбище у статуи супруга и признается ей в нежных чувствах. Дона Анна пытается прекратить эту беседу, поскольку здесь «не место таким речам, таким безумствам».

Настойчивый Дон Гуан добивается у вдовы согласия на свидание, но при этом называется другим именем. Насмешник приглашает статую командора прийти и посмотреть на то, как он будет любезничать с его супругой.

Оказавшись в покоях у Доны Анны, он готов отдать «все за единый благосклонный взгляд». Женщина начинает поддаваться чарам опытного искусителя, но в этот момент в комнате появляется каменная статуя командора, которая жмет руку Дон Гуану и проваливается вместе с ним в преисподнюю.

Подробное краткое содержание «Каменный гость».

Пир во время чумы

Во время сильнейшей эпидемии чумы компания из нескольких мужчин и женщин решает устроить на улице настоящий пир. Они поднимают бокалы в память об их веселом друге, который стал жертвой смертельной болезни.

Председатель этого необычного застолья Вальсингам предлагает Мери спеть грустную песню, чтобы затем с удвоенной энергией пировать и веселиться. Девушка поет красивую, но очень печальную песню о своей родине, на которую обрушились несчастья после эпидемии чумы.

Всем присутствующим по душе песня, и лишь дерзкая Луиза утверждает, что только наивные и сентиментальные люди «рады таять от женских слез». Но, увидев телегу, груженную мертвецами, первая падает в обморок.

Вальсингам поет мрачный гимн чуме, который он сам сочинил под влиянием последних событий. К пирующим подходит священник, который призывает их прекратить веселье, поскольку их «ненавистные восторги смущают тишину гробов».

Председатель отказывается распустить свою компанию, но священник напоминает ему о том, как он «с воплем бился» над могилами матери и любимой жены, которые умерли от чумы. Даже эти доводы не принимает Вальсингам. Он остается пировать со своими приятелями, но погружается в глубокую задумчивость.

Подробное краткое содержание «Пир во время чумы».

Конец.

Заключение

Каждое из четырех произведений А. С. Пушкина посвящено определенной человеческой страсти, зависимость от которой никогда не приводит ни к чему хорошему.

После ознакомления с кратким пересказом «Маленьких трагедий» рекомендуем прочитать циклом в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написан цикл Александра Сергеевича Пушкина «Маленькие трагедии»?</h3>

    • <label>1830 г.</label>
    • <label>1832 г.</label>
    • <label>1833 г.</label>
    • <label>1834 г.</label>

(новая вкладка)Содержание

Осенью 1830 года в центральной части Российской империи свирепствовала холера. Александр Сергеевич, будучи женихом прекрасной Натали, не мог прорваться к своей невесте из-за установленных повсюду карантинов и вынужден был «засесть» в отцовском имении Болдино.

kratkoe_soderzhanie_malenkie_tragedii_01.jpg
Поэт за работой

Этот период стал одним из самых плодотворных в творческой биографии гениального поэта: в частности, Пушкин создал уникальный по выразительности и силе слова цикл «Маленькие трагедии» (краткое содержание – чуть ниже). Эти четыре драматических произведения, казалось бы, никак не связанные между собой, читаются на одном дыхании. Они удивительно глубоки по содержанию, хотя внешне крайне лаконичны.

Герои

Для Александра Сергеевича, признанного романтического поэта, это был первый серьезный драматический опыт. В «Маленьких трагедиях» почти нет любовной лирики (лишь в «Каменном госте» сюжет построен вокруг любовной линии «Дон Гуан – Донна Анна»). Каждое из этих камерных стихотворений со всей полнотой раскрывает какую-либо страсть человеческую. Чтобы было проще запомнить краткое содержание цикла, следует сначала перечислить его главных действующих лиц.

Скупой рыцарь

На сцене в «Скупом рыцаре» присутствуют:

  • Альбер – молодой повеса, желающий брать от жизни все, что можно, пока есть силы и стремления;
  • Барон – отец Альбера, он же Скупой рыцарь, вся жизнь которого подчинена одной цели – собрать и сохранить как можно больше денег;
  • Жид – ростовщик, выступает в роли демона-соблазнителя, склоняющего юношу к убийству отца;
  • Герцог – эпизодическая роль в конце пьесы (но именно ему принадлежит оставшаяся в веках фраза: «Ужасный век, ужасные сердца!»).

Моцарт и Сальери

2 героя ведут диалог в пьесе «Моцарт и Сальери»:

  • Сальери – композитор, чей успех на ниве искусств объясняется его умением математически точно («поверил я алгеброй гармонию») расположить ноты и звуки, но без искры вдохновения;
  • Моцарт – взбалмошный и веселый прожигатель жизни, отмеченный «божественной печатью» гениальности.

Каменный гость

Читатель знакомится с рядом персонажей, которых автор постепенно выводит на сцену. Это:

  • Дон Гуан – беспечный и бесстрашный герой-любовник, ловелас, постоянно поддразнивающий судьбу и бросающий вызов всему, что становится на пути к удовлетворению его страсти;
  • Лепорелло – сметливый слуга Дона Гуана;
  • Донна Анна – главная героиня, красавица-вдова с романтическим ореолом, сумевшая вызвать искреннюю любовь некогда равнодушного похитителя женских сердец;
  • Лаура – кокетка, прежде близкая Дону Гуану, женское воплощение беззаботного гуляки, живущего одним днем, без оглядки и мыслей о грядущей расплате;
  • Дон Карлос – соперник Дона Гуана;
  • Статуя Командора – воплощение возмездия.

Пир во время чумы

В пьесе несколько героев, но большинству отведена «вспомогательная» роль. Автор акцентирует внимание на четырех главных, это:

  • Председатель – молодой человек, который «правит балом», направляя мысли пирующих в нужную ему сторону;
  • Мери – юная девушка, певица;
  • Луиза – молодая девушка, участница пира;
  • Священник – берет на себя функции лица, пытающегося образумить и призвать к ответу «потерявшую лицо» молодежь, позволяющую себе веселиться в скорбное и страшное время.

Смысл четырех драматических пьес

Краткое содержание «Маленьких трагедий» Александра Пушкина легко уложить в несколько строк. Однако для полного понимания мысли автора необходимо прочитать эти пьесы самостоятельно, поскольку только так можно сформировать собственное мнение.

Каждое из произведений «посвящено» одной всепоглощающей страсти. Лишь «Пир во время чумы» стоит обособленно, это произведение с глубочайшим философским подтекстом, оно требует особого осмысления.

Скупой рыцарь

В «Супом рыцаре» действие происходит в период Средневековья. Разгорается конфликт между отцом и сыном, черты характера которых прямо противоположны. Сын (Альбер) молод, ему хочется быть при дворе Герцога, любить красавиц, сражаться на поединках, участвовать в пирах и походах. Но для этого необходимы средства, а отец (Барон) не спешит снабжать наследника деньгами.

Альбер добр (единственную оставшуюся бутылку вина отдал больному кузнецу), беспечен. Опасения отца, что он растратит все до последней монеты, не лишены оснований. Ростовщик, которому юноша должен, пытается подговорить его совершить страшное – отравить старика, чтобы завладеть состоянием. Но Альбер в ужасе отвергает это предложение и прогоняет ростовщика. Он принимает открытый вызов отца: соглашается сразиться с ним на дуэли. Пытавшийся выполнить роль судьи между отцом и сыном Герцог потрясен. Его словами: «Ужасный век, ужасные сердца!» и смертью от сердечного приступа старого Барона, не выдержавшего душевной борьбы между любовью к сыну и не менее сильной любовью к деньгам, заканчивается пьеса. Алчность взяла верх над чувством к собственному ребенку.

Моцарт и Сальери

Трагедия «Моцарт и Сальери» кажется простой и понятной на первый взгляд. Пушкин рисует два противоположных образа: снедаемого черной завистью, трудолюбивого, но не гениального Сальери, и добродушного гения музыки Моцарта, которому все дается само, без малейших усилий с его стороны. Сальери подсыпает яд другу, пытаясь успокоить свою совесть мыслями о бренности всего живого и сущего. Моцарт умирает.

kratkoe_soderzhanie_malenkie_tragedii_02.jpg
Моцарт и Сальери: гений и злодейство

Но добивается ли Сальери своей цели? Удовлетворен ли он «восстановленной справедливостью», отняв жизнь у того, кто творил по-настоящему бессметные произведения, не прилагая усилий?

Нет, Сальери погружен в глубокую задумчивость. Может ли быть гением, талантом тот, кто способен на гнусный поступок, на подлое убийство? Или гений и злодейство – «две вещи несовместные»? Сальери понимает, что имя Моцарта будет жить вечно в сердцах людей, а вот его, Сальери, скоро предадут забвению…

Каменный гость

В «Каменном госте» раскрываются темы, сильно занимавшие Пушкина. Вечно смеявшийся над любовью Дон Гуан внезапно оказывается в тисках этого чувства, и оно губит героя.

Начинается пьеса с возвращения Дона Гуана из ссылки, куда он был отправлен за убийство Командора. Самовольно покинув место заточения, Дон Гуан, заручившись поддержкой верного Лепорелло, вновь ищет приключений. Он ощущает себя свободным и неуловимым для мести судьбы, не слушает предостережений слуги и решается на совершение настоящего святотатства: соблазнение скорбящей вдовы убитого им человека. Дон Гуан встречает прежнюю подружку – Лауру, убивает ее нынешнего воздыхателя Дона Карлоса (по-прежнему одурманенный кажущейся вседозволенностью и неуязвимостью) и назначает свидание вдове Донне Анне. Женщина понемногу проникается к соблазнителю «противозаконными» чувствами, однако справедливость торжествует: Дон Гуан понимает, что влюбился сам, влюбился так, что уже не в силах совладать со своей страстью. Он бросает вызов судьбе, пригласив быть свидетелем своей очередной победы убитого Командора. Но тут его и настигает возмездие: Дон Гуан оказывается ввергнут в пучину страстей, Статуя Командора берет его за руку и увлекает за собой в преисподнюю.

Пир во время чумы

Последнее из произведений, «Пир во время чумы», вероятно, было отчасти навеяно современной поэту пандемией холеры, повлекшей за собой смерти и разрушения, косившей всех, вне зависимости от личных достоинств и недостатков.

Пирующие поставили стол прямо на улице, водрузили на него различные яства и вина, взяли гитары. Председатель открыл пир веселой речью, Мери спела. Молодежь пыталась закрыть глаза на творящийся вокруг ужас, пыталась заглушить тоскливые горестные мысли и смертельный страх перед не желающей отступать болезнью – чумой. У многих из них уже умерли близкие. Проходивший мимо Священник обратил внимание на неподобающее поведение юношей и девушек, позволяющих себе веселиться словно в насмешку над настигшей род человеческий божественной карой. Его резкая отповедь смутила Председателя, недавно похоронившего мать. Пирушка продолжается – Председатель не покинул приятелей, но сидит в глубокой задумчивости.

Замысел поэта: что объединяет произведения

Почему Александр Сергеевич объединил 4 разных пьесы в общий цикл? Эти 4 небольших по объему произведения посвящены страстям, которые обуревают человеческую душу. Этим страстям каждый из нас не чужд. Автор показывает, насколько может изменить судьбу человека и исказить его внутреннее самоощущение одно-единственное всепоглощающее чувство. В «Скупом рыцаре» — это неумная алчность, в «Моцарте и Сальери» — зависть, в «Каменном госте» — легкомыслие и самоуверенность. Выделяется «Пир во время чумы», где скрыт очень сложный философский и психологический подтекст. Здесь показана тщета человеческой жизни, бессмысленность любых его действий в преддверии неумолимой смерти. Все равны перед смертью, и неважно, что ты делаешь, — скорбишь, пытаешься бороться, смеешься над собой, храбришься, — смерть все равно настигнет. Но очень важно в любой ситуации оставаться человеком с раскрытой душой, человеком, во главу угла ставящим непреходящие ценности любви и моральные принципы.

Небольшие стихотворные произведения гения русской поэзии – настоящие трагедии отдельно взятого простого человека. Он вынужден всю свою жизнь вести сражение с самим собой, с обуревающими его соблазнами. Человек слаб, и эти соблазны могут одержать победу. И лишь смерть сравняет всех: негодяев и праведников, слабых и сильных, жадных и великодушных, «ремесленников» и гениев.

«Memento mori» («Помни о смерти»), — говорили древние римляне. Помни о смерти, чтобы быть достойным жизни.

Скупой рыцарь

(сцены из трагикомедии Ченстона)

Средневековая Франция, 20-летний рыцарь Альбер победил на турнире графа Делоржа, видел радость прекрасной Клотильды, но шлем пробит, а конь Эмир хром. Для нового турнира нет доспехов, для пира у герцога – платья (наряда). Пожаловаться, кроме слуги Ивана, некому. Барон Филипп, отец юноши – жадный богач, владелец сундуков (шестой – неполный) с золотом. Сам не тратит, и сыну денег не дает. Он «раб», «цепной пес» своего богатства.

Жид (еврей) ростовщик Соломон в этот раз под «рыцарское слово» юноше в долг не дает. Он пугает, что наследство юноша получит через 30 лет. Но Альбер хочет денег в молодости, а не старости. Может, отец скоро умрет. Тогда Соломон советует ему отравить отца каплями аптекаря Товия. Альбер возмущен, он не отцеубийца. Он гонит жида в шею, но червонцы (золото) его берет. Последнее средство – жалоба на отца влиятельному герцогу. Пусть тот заставит отца оплачивать расходы сына.

В это время скупой барон в подвале «чахнет» (не ест, не спит, любуется, боится потерять) над златом. В сундуках – «слезы, кровь и пот» бедняков. Барону их не жалко, его греет мысль, что, стоит только захотеть, и весь мир будет у его ног, как у царя. Даже после смерти он не хочет отдать ключи от сундуков сыну, готов призраком охранять их.

Во дворце герцог обещает Альберу помощь. Старый барон – боевой друг его деда. Альбер подслушивает разговор герцога и отца. Старик сообщает, что у него есть сын, но при дворе ему делать нечего. Он дикарь, хотел убить отца родного, более того – обокрасть! Альбер врывается в комнату с криком «лжец!» Отец в гневе бросает ему перчатку (вызов на дуэль). Альбер хватает ее. Герцог отбирает у него перчатку, стыдит отца и сына. Барону плохо, он умирает со словами: «Где ключи?» Ему кажется, что сын уже отнял их. Герцог подводит итог: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Моцарт и Сальери

Город Вена, конец 18 века. Сальери, известный композитор, завидует гению «праздного гуляки» Моцарта. Сальери отдал годы, чтобы изучить все секреты музыки. Только потом стал писать свои вещи. Но они ничто перед музыкой Моцарта. В этот момент входит Моцарт с уличным скрипачом. Тот бездарно играет музыку Моцарта. Автор смеется, Сальери – возмущен. Моцарт на фортепьяно играет приятелю новую вещь. Потрясенный красотой и глубиной музыки, Сальери принимает решение «остановить» гения – убить его. Дар Моцарта – не только предмет зависти других музыкантов, он непонятен этому миру, этой публике. Моцарт должен исчезнуть.

За обедом в трактире Моцарт делится, что 3 недели назад получил заказ от человека в черной одежде. Теперь он всюду ему мерещится как недобрый знак. Между тем заказ, «Реквием» (траурная церковная служба), готов. Моцарт уверен, что гений и злодейство – вещи несовместимые. Под эту фразу Сальери подсыпает ему яд в бокал. Моцарт пьет, а потом играет для друга свой «Реквием». Тот плачет. Моцарту плохо, он уходит домой. А Сальери неприятна мысль, что он злодей, а никакой не гений.

Каменный гость

Дон Гуан, развратник и дуэлянт, со слугой Лепорелло самовольно покинув ссылку, по темноте въезжает в столицу – Мадрит (Мадрид). Он был наказан королем за убийство на поединке командора де Сольва. Его тянет в дом хорошенькой актрисы 18-летней Лауры, но по пути он замечает на кладбище вдову командора, Дону Анну. И хочет с ней познакомиться.

Дон Карлос, оставшись у Лауры на ночь, сталкивается с Дон Гуаном, своим врагом, убийцей брата и соперником в любви. Они обнажают шпаги: Дон Карлос мертв. Дон Гуан из осторожности скрывается в монастыре. Под видом монаха он видится с Доной Анной прямо у могилы ее мужа, под тенью статуи командора.

Однажды он признается ей, «ангелу», в любви. Красавица смущена. За командора она вышла по воле матери, а не любви. Ей хочется еще раз увидеть незнакомца, раз уж он не монах. Дон Гуан на радостях зовет на их свидание статую командора. Статуя кивает в знак согласия.

В доме вдовы он называет свое настоящее имя. Его пыл, откровенность пугают и восхищают Дону Анну. Она влюбляется в него. Впрочем, второму свиданию не быть: на встречу, как и обещала, явилась статуя грозного командора. Дона Анна в обмороке, командор сжимает руку сердцееда. Земля разверзается под их ногами – и поглощает обоих.

Пир во время чумы

(из трагедии Вильсона)

Англия, 17 век, Лондонская чума. За уставленным едой и выпивкой столом сидят мужчины и женщины. Председательствует над компанией Вальсингам, бесстрашный и веселый. На днях здесь пил их друг, теперь он мертв, а они пьют в его память. Мери поет грустную песню, ее родные умерли. Луиза требует веселых песен. Мимо пирующих громыхает телега с трупами. После чего, для поднятия духа, Вальсингам исполняет гимн в честь чумы. Ее приход дал людям почувствовать вкус жизни. Теперь не тратят время на пустяки, обиды, страх. Любовь и веселье стали неподдельными. Так что чуму стоит поблагодарить.

К празднующим подходит священник. Он видит в их сборище в такое ужасное время что-то сатанинское, напоминает Вальсингаму о смерти матери и жены Матильды. Тот не хочет ничего вспоминает, ни о чем жалеть. Праздник должен продолжаться, никто не должен уйти. Все равно дома их пусты без близких. Слова священника ранят его. Он понимает его правоту, но просит без толку не терзать душу. Священник, сострадая безумцу, молится Богу и уходит прочь. А Вальсингам, задумчивый и печальный, сидит среди пирующих.

Читательский дневник «Маленькие трагедии» Пушкина

Сюжет

В «Скупом рыцаре» барон-отец, жадный обладатель 6 сундуков с золотыми монетами, держит в черном теле сына Альбера. Юноша не травит отца ядом, не грабит, но ждет его смерти. У герцога скряга обвиняет сына в воровстве, бросает ему перчатку (вызов на поединок). Альбер рад, но герцог предотвращает дуэль. Старик умирает с бредом о сундуках и ключах к ним. Герцог винит время, рождающее таких отцов и сыновей.

В «Моцарте и Сальери» композитор Сальери завидует Моцарту, который шутя сочиняет гениальную музыку. Как, например, его последнее творение по заказу черного человека – «Реквием». Сальери добавляет в бокал друга яд, тот пьет. Когда Моцарт уходит, Сальери грызет мысль, что он просто убийца, а не гений.

В «Каменном госте» Дон Гуан убивает командора, потом соблазняет его вдову Дону Анну. На первое свидание с женщиной он приглашает и могильную статую командора. При виде статуи мужа Анна падает без чувств. Командор железной хваткой держит руку Дон Гуана – и они вдвоем исчезают в разверзшейся под ногами земле.

Уличный «Пир во время чумы». Председатель стола Вальсингам поет гимн во славу чумы. Перед лицом смерти все стали равны, все стали собой. Прошлого нет, как и будущего, есть только настоящее, и его надо провести весело. Священник взывает к совести Вальсингама, ведь у него недавно умерли мать и жена. Пирующие гонят священника вон, но Вальсингаму больше не весело.

Отзыв

В основе двух пьес – реальные истории: трудные отношения Пушкина со скупым отцом и впечатления от эпидемии холеры. Тема жадности, власти денег, зависти, любви, ревности. А еще – бедствия (болезни), кары и испытания человечества на прочность. Не время ужасно, а люди. Тема неправедно нажитого богатства, убитых отцовских и сыновних, рыцарских чувств. Гениальный человек не может стать убийцей.

Пьесы учат ценить семью, а не богатство, учиться ставить себя на место другого, помнить о скоротечности жизни, дарить радость людям. У каждого человека есть талант, не стоит завидовать другим – лучше развивать свой. Любовь – не игра, расплата за бесчестье – смерть. В дни испытаний нужно сохранять мужество, человечность, совесть.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Год написания: 1830

Жанр: цикл пьес

Краткое содержание цикла пьес «Маленькие трагедии» для читательского дневника демонстрирует скорое возмездие провидения за человеческие грехи: скупость, зависть, распущенность, уныние.

Сюжет

Скупой рыцарь

Главные герои:барон, его сын Альберт

Знатный барон настолько поглощен накоплением богатства, что больше ничего в мире его не интересует. Он ненавидит даже собственного сына, на которого нужно тратить деньги. Барон во всем себе отказывает, лишь бы не трогать ни одной монеты из заветных шести сундуков с золотом.

Встретившись с сыном во дворце у герцога, он бросается на него с оружием и умирает от волнения, думая только о своих сокровищах.

Моцарт и Сальери

Главные герои:Моцарт, Сальери — композиторы

Сальери безумно завидует Моцарту, его оптимизму, его таланту, его божественному вдохновению. Моцарт пишет музыку легко, она словно вытекает из его души, а для Сальери творить мелодии – это тяжелый крест, он изучает гармонию как алгебру и высчитывает каждый звук. При этом он понимает, что никогда ему не достичь вершин в творчестве, никогда ему не встать вровень с Моцартом.

Сальери решил отравить своего друга, чтобы спасти его душу от падения и сохранить святое искусство нетронутым. Отравленный Моцарт уходит из трактира, а Сальери понимает, что его зависть не умерла и по-прежнему терзает его.

Каменный гость

Главные герои:дон Жуан, Анна, статуя командора

Дон Жуан, неотразимый любовник и покоритель женских сердец, убивает на дуэли командора, из-за чего вынужден скрываться. Но он возвращается в Мадрид, желая здесь продолжить свои любовные приключения. На погосте он видит донну Анну, жену командора и мгновенно увлекается красивой вдовой.

Анна поневоле прислушивается к его словам, и ее сердце склоняется к незнакомому отшельнику. Наконец она соглашается на вечернее свидание. Торжествующий дон Жуан, предчувствуя любовную победу, приглашает на вечер командора. В ответ каменная статуя кивает.

Вечером после страстного объяснения, дон Жуан открывает свое настоящее имя и признается, что это он убил ее мужа. В этот момент заходит статуя, она жмет руку своему убийце, и оба проваливаются в ад.

Пир во время чумы

Главные герои:Вальсингам, Мэри

Во время великой чумы группа молодых людей поставили столы на главной площади и, скрывая свой страх смерти, стараются веселиться и не думать о повозках с мертвыми, которые постоянно проезжают мимо. На упреки священника Вальсингам отвечает, что горе убивает душу, и после этого уже ничего не страшно.

Вывод (мое мнение)

Каждая маленькая пьеса показывает, как отвратительны людские пороки. Греховная страсть не может быть благородной, она разъедает душу и делает человека нравственным уродом.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-cikla-malenkie-tragedii-a-s-pushkin.html
  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/malenkie-tragedii
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/malenkie-tragedii-pushkina.html
  • https://kratko.rustih.ru/aleksandr-pushkin-malenkie-tragedii/
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/9-klass/1776-malenkie-tragedii.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт