Образ Карла XII и Петра Первого в поэме Пушкина «Полтава»

Содержание:

История битвы

Пушкин создал свое произведение на основе реального события. История Северной войны между шведами и русскими интересна тем, что после нее шведы перестали быть великой военной державой. При сокрушительном поражении Карл потерял более трети своего войска, а многие командиры попали в русский плен. Но поэт выбрал основной линией противостояние двух полководцев. Их сравнение в поэме «Полтава» описано сочными красками, а победа русского войска подана через призму отношения к произошедшему главнокомандующих.

В начале битвы шведы не смогли взять русские редуты, пройдя лишь два из них. Сделать это помешала пришедшая на помощь солдатам кавалерия. Это уже было полпобеды.

Несмотря на этот успех, Петр 1 решает отступить. Вымотанные шведы потеряли запал еще до начала основной части битвы. При этом русские войска сохранили свои силы. Обойти позиции противника шведы не смогли из-за отсутствия техники и правильно разработанного тактического плана.

Выстроившиеся в линию войска попали под огонь артиллерии русских, и этот провал опытного полководца стал фатальным. Серьезные потери противника позволили русским войскам под руководством царя закончить битву за несколько часов. Полтавский бой показал превосходство тактики Петра Первого над своим оппонентом.

Русские потеряли убитыми менее полутора тысяч человек, но шведы оказались в более ужасающем положении:

  • все генералы были убиты или попали в плен;
  • потери солдат составили более 9 тыс. человек;
  • были пленены около 17 тыс. воинов.

Картина финала Полтавской битвы больше напоминала бегство армии противника и преследование ее русскими войсками. Это показывает цитата из поэмы: «…близок миг победы… враг бежит… следом конница пустилась». Бросается в глаза яркий эпитет, который подобрал поэт к бегущему противнику, решая сравнить его с роем саранчи.

Два мощных характера

В своей поэме Александр Сергеевич Пушкин показал образы двух знаковых исторических личностей. Для них сражение имело особое значение. Это становится понятно при чтении произведения «Полтава». Сравнение Петра и Карла, данное автором, позволяет понять его отношение к обоим героям.

Петр I является символом преображенной России. Это мощный человек, которому присущи следующие черты характера:

  • целеустремленность;
  • уверенность в победе;
  • талант полководца;
  • смелость;
  • умение находить и ценить вер­ных людей.

Появление Петра 1 в «Полтаве» сопровождается только превосходными эпитетами. Этот гениальный полководец является патриотом родного государства. У него нет отрицательных черт. Одно только появление царя перед войсками способно поднять настроение и дух простых солдат и генералов.

Превосходная характеристика Петра 1 в «Полтаве» противоположна описанию, даваемому автором Карлу 12. Некоторое сходство характеров двух великих личностей не дает преимущества шведу. Считая его не менее храбрым и умным воином, Пушкин говорит о его недостатках, к которым относятся:

  • упрямство;
  • легкомыслие;
  • кичливость;
  • нетерпеливость.

По мнению автора, шведы не должны были победить в этой несправедливой и захватнической кампании.

В конце поэмы Пушкин проводит сравнительный анализ того, как относятся потомки к этим полководцам. Если могила Карла поросла мхом и забыта, то Петр 1 остался в веках героем и освободителем. Если построить сравнительную таблицу, то можно понять, что эти исторические личности относятся к противоположным типам правителей. Если один служит своей стране, бескорыстно защищая ее просторы, то второй ставит на первый план удовлетворение собственных амбиций и материальный интерес.

Идея создания «Полтавы» захватила Пушкина. Как писал его первый биограф Павел Анненский, поэт закончил работу практически за месяц, отказавшись от отдыха в любимом поместье и всевозможных развлечений.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Опубликовано 17.02.2019 — 1:19 —

Ученикам 7 класса достаточно трудно писать сочинение — сравнительную характеристику двух литературных героев, При работе над подобными сочинениями необходими их образцы. Предлагаю один из них.

Скачать:

Вложение Размер
obrazets_sochineniya_po_fragmentu_poemy.docx 30.75 КБ
obrazets_sochineniya_po_fragmentu_poemy.docx 30.75 КБ

Предварительный просмотр:

        Образец сочинения по фрагменту поэмы «Полтава», учебник Г. С. Меркина, 7класс.

                        Сочинение — сравнительная характеристика.

Пётр 1 и Карл 12 в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

        В 1829 году А. С. Пушкин завершил работу над поэмой «Полтава» — произведением о славном прошлом России. Поэта интересовали не только исторические события Северной войны, но и роль великих личностей в них. Он рисует образы Карла 12 и Петра 1.

        Что общего в этих людях? Они современники. Оба героя поэмы —  монархи. Каждый из них возглавляет сильную европейскую страну. Они полководцы армий, которые находятся в состоянии войны. Карл 12 — шведский король и полководец. Пётр 1 — российский царь, реформатор, полководец.

        Они оба — великие люди, воины, но одного из них, шведского короля,  А. С. Пушкин называет учителем России в науке славы, который дал ей «не один урок нежданный и кровавый»,  другого, Петра, — гением, «с именем которого мужала Россия молодая». Поэт размышляет о славе бесполезной отважного Карла 12, шедшего на древнюю Москву с целью захватить русскую землю. Он завоеватель, захватчик! А вот благодаря гению Петра Россия, «В бореньях силы напрягая» с сильным, коварным врагом, становилась сильнее.

         С точки зрения А. С. Пушкина, Пётр — защитник родной земли. Но если для одного великого человека Полтавская битва — попытка завоевать чужую землю, то для другого —  отстоять свободу своей Родины — святое дело. И вот их армии стоят напротив друг друга под Полтавой. «Любимые сыны победы»(так поэт называет шведов) уже рвутся сквозь огонь русских…

         Но как же много зависит в этой битве от полководцев! По — разному они появляются они перед своими армиями в самый напряжённый момент битвы. В изображении А. С. Пушкина читатель видит Петра необычной нравственной силы и красоты человеком:  «…Его глаза сияют… Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза». Быстрый, энергичный, радостный, могучий, он мчится на коне во главе своих сподвижников перед русскими полками. Он вдохновляет своих воинов на победу призывом: «За дело! с Богом!» Битва, с точки зрения поэта,  для царя и его воинов — дело святое: бьются они за независимость и свободу России молодой. Совсем по — другому поэт рисует появление Карла 12 перед своими «синими рядами»: «…В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился»… Он, обессиленный страданиями от раны, пребывает в необычайном волнении, всем кажется, что «Карла приводил желанный бой в недоуменье»… Нет сил, нет энергии, воли, вдохновенья. Свои полки он посылает в бой «слабым манием руки.» Но уверен шведский король в победе своих полков: он привык побеждать, «взметая русские дружины».

         За ходом битвы следят оба полководца: и русский царь, и шведский король. Но один из них — самонадеянный завоеватель, другой — набравшийся опыта в сражениях защитник Отечества. И так естественна и справедлива победа армии Петра 1 над «синими рядами» шведского короля Карла 12. Да, в них обоих много общего: они оба воины, монархи, полководцы, находятся при своих армиях в сражении, управляют ими, но как различны они в целях своих, в проявлении воинского духа, влиянии на свои армии!

        Вот поэтому один из них — победитель, другой —  побеждённый!

Предварительный просмотр:

        Образец сочинения по фрагменту поэмы «Полтава», учебник Г. С. Меркина, 7класс.

                        Сочинение — сравнительная характеристика.

Пётр 1 и Карл 12 в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

        В 1829 году А. С. Пушкин завершил работу над поэмой «Полтава» — произведением о славном прошлом России. Поэта интересовали не только исторические события Северной войны, но и роль великих личностей в них. Он рисует образы Карла 12 и Петра 1.

        Что общего в этих людях? Они современники. Оба героя поэмы —  монархи. Каждый из них возглавляет сильную европейскую страну. Они полководцы армий, которые находятся в состоянии войны. Карл 12 — шведский король и полководец. Пётр 1 — российский царь, реформатор, полководец.

        Они оба — великие люди, воины, но одного из них, шведского короля,  А. С. Пушкин называет учителем России в науке славы, который дал ей «не один урок нежданный и кровавый»,  другого, Петра, — гением, «с именем которого мужала Россия молодая». Поэт размышляет о славе бесполезной отважного Карла 12, шедшего на древнюю Москву с целью захватить русскую землю. Он завоеватель, захватчик! А вот благодаря гению Петра Россия, «В бореньях силы напрягая» с сильным, коварным врагом, становилась сильнее.

         С точки зрения А. С. Пушкина, Пётр — защитник родной земли. Но если для одного великого человека Полтавская битва — попытка завоевать чужую землю, то для другого —  отстоять свободу своей Родины — святое дело. И вот их армии стоят напротив друг друга под Полтавой. «Любимые сыны победы»(так поэт называет шведов) уже рвутся сквозь огонь русских…

         Но как же много зависит в этой битве от полководцев! По — разному они появляются они перед своими армиями в самый напряжённый момент битвы. В изображении А. С. Пушкина читатель видит Петра необычной нравственной силы и красоты человеком:  «…Его глаза сияют… Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза». Быстрый, энергичный, радостный, могучий, он мчится на коне во главе своих сподвижников перед русскими полками. Он вдохновляет своих воинов на победу призывом: «За дело! с Богом!» Битва, с точки зрения поэта,  для царя и его воинов — дело святое: бьются они за независимость и свободу России молодой. Совсем по — другому поэт рисует появление Карла 12 перед своими «синими рядами»: «…В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился»… Он, обессиленный страданиями от раны, пребывает в необычайном волнении, всем кажется, что «Карла приводил желанный бой в недоуменье»… Нет сил, нет энергии, воли, вдохновенья. Свои полки он посылает в бой «слабым манием руки.» Но уверен шведский король в победе своих полков: он привык побеждать, «взметая русские дружины».

         За ходом битвы следят оба полководца: и русский царь, и шведский король. Но один из них — самонадеянный завоеватель, другой — набравшийся опыта в сражениях защитник Отечества. И так естественна и справедлива победа армии Петра 1 над «синими рядами» шведского короля Карла 12. Да, в них обоих много общего: они оба воины, монархи, полководцы, находятся при своих армиях в сражении, управляют ими, но как различны они в целях своих, в проявлении воинского духа, влиянии на свои армии!

        Вот поэтому один из них — победитель, другой —  побеждённый!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент из мультимедиа приложения к учебнику Enjoy English, 4 класс

Цель упражнения – семантизация слов через изображение с одновременным закреплением их звукового и графического образа. При щелчке на предмете ученик слышит слово, находит его в списке и перетаск…

Конспект урока в 10 классе «Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России».

Подробный конспект урока с приложением презентации….

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя….

Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Технологическая карта урока литературы по теме: «Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони»  (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе&raquo…

Конспект урока литературы в 7 классе «Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»

Данный конспект можно применить в системе уроков по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка&quot…

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва….

  • Мне нравится

  Смирнов Егор

Пётр I и Карл XII в поэме «Полтава» — это образы-антиподы. А.С. Пушкин нарисовал положительный образ Петра I, на фоне которого Карл XII выглядит жалким и немощным. Поэт описывает Петра I как великого правителя и полководца, который ведёт своё войско к победе: «его глаза сияют», «лик его ужасен», «он прекрасен, он весь, как божия гроза». Карла XII Пушкин описывает совсем по-другому: «в качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился». Пётр I гарцует на коне, проносится перед полками, вдохновляет на битву. Карл XII «в думу тихо погрузился», в нём нет ни огня, ни задора, ни внутренней силы, он слаб морально и физически, не готов к бою: «слабым манием руки», «смущённый взор», «Карла приводил желанный бой в недоуменье». Петра I окружает «толпа любимцев», «птенцы гнезда Петрова», а Карл XII окружён «верными слугами», которые несут его в качалке, «воинственные дружины» и «вожди» плетутся следом за ним.

Пожаловаться

Полтавский бой в поэме Пушкина «Полтава»

4.2

(5)

В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.

Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа. Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.

Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «подснежник» для читательского дневника (и. бунин)

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:

Горит восток зарёю новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки …

Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.

В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»

Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог браней», то есть войн, Пушкин имеет в виду Марса, бога войны древних римлян. Чем же достигает поэт живости, яркости в описании боя?

Перечитываем текст: со слов «Грохочут пушки» до слов: «И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлён » Все изображено в движении, в действии: грохочут пушки, катятся ядра, свищут пули, рассыпались стрелки, рвутся шведы, конница летит и т.д.

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Читайте также:  Краткое содержание Иван Бесталанный и Елена Премудрая Платонова

Так, топот ног множества людей хорошо передаётся рядом слов, начинающихся на букву «т» (тяжкой твёрдостью), а также имеющих «т» в окончании («крепит»).

Рассмотрим, как изображен у поэта сам Петр. Его образ производит впечатление красоты, силы, величия. Обратим внимание на описание внешности царя, его «звучный глас» (отметим старинную неполно-гласную форму слова «глас»). «Его глаза сияют. Лик его (о вместо «лицо») ужасен» (то есть грозен, страшен для врага). «Движенья быстры. Он прекрасен / Он весь, как Божия гроза».

Смысл сравнения Петра с «Божьей грозой» состоит в том, что Петр так же прекрасен и грозен, как величественное явление природы — гроза, буря.

О чем говорят слова Петра, обращённые к войскам: «За дело, с богом!»? Для Петра война со шведами — это общее, народное справедливое дело. Вот почему «его глаза сияют», он верит в победу, в то, что правое дело должно победить.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Проанализируем картину передышки в бою. Какой замечательный образ битвы дает поэт («Как пахарь, битва отдыхает»). В чем смысл этого образа, почему битва сравнивается с отдыхающим пахарем?

Эта битва в понимании поэта — дело народное, дело трудное и тяжелое. Но необходимое и благородное. Образ этот навеян народной поэзией. Как замечателен и выразителен эпитет при описании образа пушек! («На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев»).

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой…

Пётр не один, он появляется в окружении своих «товарищей, сынов», их много, они «за ним вослед неслись толпой».

Замечательна характеристика Меншикова, в нескольких словах поэт рассказал обо всей его жизни. Он был «безродный», незнатного происхождения, но благодаря Петру, умевшему разбираться в людях и оценившему острый ум Меншикова, он быстро возвысился, стал вельможей, ближайшим другом и советником царя, «полудержавным властелином».

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Читайте также:  «История болезни» — краткое содержание для читательского дневника

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает.

4.2 / 5. 5

.

Сочинение Карл XII в Полтаве

«Полтава» поэма великого русского писателя А. С. Пушкина, написана в 1828 году. Описана Полтавская битва, которая произошла 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам. В поэме ярко описаны исторические личности царя Петра, короля Швеции Карла и такой противоречивой фигуры как Мазепа. По началу, кстати Пушкин хотел назвать свою поэму именно «Мазепа», потому как этот герой является основным действующим персонажем произведения, как и Карл XII и Пётр I. Мазепа в поэме предатель для русских в то же время его не воспринимают как равного себе шведы. И в этом конечно определённый трагизм героя.

Шведского короля Карл XII Пушнин описывает как колеблющегося, отчасти слабовольного правителя. Царя Петра наоборот твёрдого и волевого в своих действиях. Раненый же Карл не может придвигаться самостоятельно, вызывает даже какое-то сочувствие к своей персоне. Пётр поддерживает своих воинов, всё время на коне среди войск. Карл этого сделать не может, он ранен. Вообще здесь очень важный момент, Пушкин сравнивает обоих монархов Пётр − здоровый, Карл − болен. Ранение Карла причинной его слабости и апатии. Не будь его, всё было иначе. То есть, этим ранением Карл поставлен в более ущемлённое положение, «заочно» проигравшего. Он не может в полной мере выполнять свои обязанности.

Накануне битвы до него доходит вся серьёзность положения. Но он неверно оценивает обстановку. Весь вечер и ночь проводит он в беспокойных размышлениях. К тому же он ранен в ногу и страдает от боли. И вдруг ослабевший Карл двинул полки на русских. «Игра началась», − как сказал Наполеон в «Войне и мире».

Это характеризует Карла как не простого, скрытного, полного сюрпризов (не приятных) противника. В Карле скрывается энергия силы и угрозы для Петра. У него авантюристический склад характера. Он не воин в полном смысле этого слова. В поэме Пушкина Карл изображён как «король» на войне, он не слушает генералов, которые говорят что силы, не равны. В строках Пушкина проскальзывает насмешка. Когда Мазепа называет короля Швеции «бойким мальчишкой». Однако в то же время Пушкин характеризирует Карла XII как и бесстрашного человека «ответствовать на бомбу смехом».

Первым главным недостатком Карла, Пушкин считает его самоуверенность и недооценка врага «русских». На что ему указывает Мазепа.

Второй недостаток это элементарная трусость короля Швеции. Когда тот, забыв о своей ране, бежит с остатками своей армии от наступающей русской армии.

Сравните описание Петра 1 и Карла 12 (поэма Пушкина «Полтава»)

Произведение Александра Сергеевича Пушкина “Полтава” имеет социально-политическую подоплёку, связанную с противопоставлением двух императоров – Петра Первого и Карла Двенадцатого. Каждый из героев по-своему самостоятелен, уникален и отражает взгляд автора на исторические события России.

Для раскрытия образов двух предводителей Александр Сергеевич Пушкин акцентирует внимание на Полтавском сражении – ключевом событии всей Северной войны. Писатель начинает описание Петра с его внешнего вида, делая упор на красоту, мужественность и могущество русского императора, об этом говорят следующие строчки произведения: “…Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза…”, “…И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами…” .

Вид Петра Великого крайне сильно воодушевляет отечественных солдат, сплотив их под общим русским флагом и наполняя особым народным духом. Тактические решения Петра Первого очень мудры: он мастерски маневрирует военными силами и с наивысшей эффективностью использует артиллерию, в следствие чего в скором времени русские солдаты не только переходят из обороны в нападение, но и вовсе одерживают победу в ключевом для России сражении.

Величию, мудрости и могуществу Петра Александр Сергеевич Пушкин противопоставляет недальновидность и глупую самоуверенность Карла, предводителя шведской армии. Тем не менее, автор подчёркивает величие шведского императора, называя его “мальчиком бойким и отважным”, способным “обменять рану на рану”. Однако всё это величие – практически ничто с величием Петра, которого в “Полтаве” Пушкин представляет, как “самодержавного великана”. Автор не зря говорит о наивности и мнимой самоуверенности Карла, подчёркивая тем самым слабость шведского предводителя: “силы новые врага успехом прошлым только мерит”, “он слеп, упрям, нетерпелив”, – ведь именно это и станет главной причиной поражения шведов в Полтавском бою. Не продумав правильную тактику ведения боя с русскими, Карл решает идти в наступление, отправляя, фактически, свою армию на верную гибель. После разгрома армии шведский император трусливо покидает поле боя, оставив солдат и генералов.

Произведение “Полтава” Александра Сергеевича Пушкина позволяет не только рассмотреть двух императоров с точки зрения их внешнего описания, но и понять причины, по которым одна сторона оказалась победительницей, другая – проигравшей.

Поэма А. С. Пушкина “Полтава”, как всякое историческое произведение, требует тщательного анализа для полного понимания сюжета и образов. Материал, изложенный в статье будет полезен при подготовки к сочинению “Пётр I и Карл 12 в поэме “Полтава””.

Пётр I в поэме “Полтава”

Образы исторических личностей крайне сложны для передачи в художественном пространстве. Выбирая сюжет с участием двух исторических личностей, автор брал на себя огромную ответственность. Пушкин – любитель и исследователь истории русского государства доподлинно изучил все доступные документы, в которых есть упоминания о Петре I.

Писатель был поклонником самодержца, восхищался его талантом полководца. В поэме Пётр предстаёт неординарной личностью, сверхчеловеком – он уверен в себе, он заражает солдат оптимизмом и верой в победу. Его взгляд подобен “божией грозе”, глаза сияют. Твёрдость характера, талант стратега, тщательная подготовка к бою – всё это заслуги Петра, который велик во всём. Автор не скрывает своей симпатии к Петру, не жалея художественных средств в изображении его образа.

Пётр показан “великаном”, его вера, гениальность, жёсткость характера, упорство и несгибаемость – залог успеха, процветания страны. Единственное слабое место правителя – это доверчивость, из-за неё он предан Мазепой. Слепое доверие своим приближённым ни раз в истории играло злую шутку с теми, кто имеет власть.

Образ Карла 12 в произведении

В сравнении в Петром, Карл 12 явно проигрывает: его нельзя назвать стратегом и даже просто полководцем. Карл выходит на поле сражения не своими ногами, не на коне – его несут “в качалке”. Шведский король “бледен и недвижим”, в нём нет воинственного настроя, нет огня и жажды победы. Карл 12 славен своими былыми победами, но настоящее показывает, что он проигрывает, даже не начав сражения. Его окружение также вяло и бездейственно, как и сам правитель. Создаётся впечатление, что Карл не знает, нужна ли ему битва, хочет ли он победы.

Автор характеризует Карла, как хитрого, кичливого, тщеславного человека. Он ищет выгоды для себя, ему чужд патриотизм, высокие чувства. Со стороны Швеции эта война захватническая, а это значит бог на стороне русских. Всё в поэме подчёркивает эту идею: природа, настроение солдат, ход битвы, бесславный для Карла финал сражения.

Материал о двух полководцах будет полезен при подготовке к написанию сочинения “Образ Петра I и Карла 12 в поэме “Полтава” А. С. Пушкина”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 14

    Годы жизни А. С. Пушкина:</h3>

    • <label>1802-1841</label>
    • <label>1788-1837</label>
    • <label>1799-1837</label>
    • <label>1805-1840</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/petr-i-karl-poltava.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/02/17/sravnitelnaya-harakteristika-petra-1-i-karla-12-sochinenie-po
  • https://vashurok.ru/questions/sravnenie-petra-1-i-karla-12-v-poeme-poltava-vneshnost-i-povedenie-vnutrennee-sostoyanie
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/sravnitelnaya-harakteristika-petra-i-karla.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/poltava/petr-i-karl.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт