Характеристика Петра I в поэме «Полтава», образ, описание в цитатах

Образ Петра 1 в поэме «Полтава», безусловно, заслуживает детального рассмотрения. Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы. Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Достаточно часто встречается в произведениях Пушкина образ Петра 1. В поэме «Полтава» этот царь является главным героем, как и в некоторых других произведениях. Вкратце охарактеризуем основные из них.

Отношение Пушкина к Петру I на примере основных произведений

Стихотворение «Стансы», созданное в 1826 году, стало одним из первых произведений, посвященных теме Петра. Практически все оно является восхвалением великого императора. Александр Сергеевич хочет, чтобы Николай стал таким же монархом, как и его выдающийся предшественник. Николай I – это правнук Петра I. Он правил во времена Пушкина. Николай в годы жизни Александра Сергеевича обещал осуществить новое преобразование в стране. И Пушкин мечтал о реформах, сравнимых по значительности и масштабам с петровскими. В повести Александра Сергеевича «Арап Петра Великого» представление о личности Петра развивается. Он и здесь показан как зачинатель, строитель всего нового.

Романтический мотив в «Полтаве»

В поэме «Полтава», анализ которой мы проведем, продолжается тема Петра 1 в творчестве Александра Сергеевича. Это произведение было создано в 1828 году. Читая его, мы вначале можем подумать, что это традиционная романтическая поэма. Однако любовная история постепенно отходит на второй план, а представленный в тексте романтический герой вдруг оказывается настоящим подлецом. Романтический мотив и вовсе исчезает после сцены казни. Центром поэмы теперь является изображение Полтавской битвы. Постепенно место центральной фигуры занимает образ Петра 1 в поэме Пушкина «Полтава».

Облик Петра

Пушкин в своем произведении представил образ гениального полководца. Петру I удалось заслужить любовь и уважение простых русских солдат своими поступками. Примечательна внешность царя. Весь его облик, описанный перед решающей битвой со шведами, говорит о том, что Петр готов к решающему сражению. Пушкин отмечает, что глаза царя сияют, что «лик его ужасен». Далее он пишет, что движения Петра быстры, что сам он прекрасен, что он «как божия гроза». Воодушевляя полк личным примером во время Полтавского сражения, царь сам активно участвует в нем.

Читайте также:  Материал к эссе. Проблема истинного и ложного в жизни человека (по произведениям русской классики)

Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава»

Литературные приемы и тропы в произведении

Образ Петра 1 в поэме «Полтава» вырисовывается более рельефно в результате использования автором антитезы. Пушкин противопоставляет Петру Карла XII. Русский царь – «как божия гроза», он быстро мчится перед своими полками, движения его быстры. Петр воплощает в себе энергию и силу молодого российского государства. Напротив, Карл XII «бледен, недвижим». Его несут в качалке верные слуги.

Раскрывая образ Петра 1 в поэме «Полтава», автор использует метафоры. Одна из них – «глаза сияют», то есть излучают ликование, радость, предчувствие скорой победы. Еще одна метафора – Петр «поле пожирал очами». Кроме того, Пушкин использует эпитеты, например, «лик ужасен». То есть для врага он грозен, а для своих войск «прекрасен» — именно таков образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава». Сочинение по этому произведению вы можете написать, приведя в качестве примера и другие метафоры и эпитеты. В поэме их много, мы отметили лишь некоторые из них.

Сочинениена тему Петр 1 в поэме Полтава

В своей героический поэме «Полтава» Пушкину удалось создать образ самодержавного великана Петра I, как феноменального полководца, заслужившего себе народное признание, который своим примером способен побуждать к победе целые полки русских солдат. Юная Россия сосредотачивая свои силы в битве приобретает мужественную закалку с помощью великого императора. Из рассказа Мазепы мы узнаем Петра, как вспыльчивого человека и то, что он ненавистен старику Мазепе. Но это не помешало гетману достойно оценить силу русских войск предвидя их победу.

Внешний облик императора очень примечателен, в нём воплощается энергия и мощь молодой страны, он заявляет о готовности к бою со шведскими войсками. Пушкин пишет, что Петр вдохновенный с небес, отдаёт приказ, с Богом! Описывая с каким посылом император движется в бой, поэт употребляет ряд антонимов, которые символизируют опасность для войска Карла и прекрасное будущее для России. Петр выходит с сияющими глазами и одновременно наполненным ужаса лицом. Движенья его молниеносны и прекрасны подобно божьей грозе. Петр уверен, что божья сила приняла его сторону. Во время Полтавской битвы Петр лично участвует в бою, он мчится впереди с могучим и неунывающим видом.

После завершения битвы император возвращается с полным взором славы. Победа показывает результат того, что не зря были проведены все реформы и преобразования российской армии. Вернувшись Петр закатывает пир в том шатре, из которого уходил на бой, а теперь празднует заслуженную победу. Автор поэмы рисует душевную щедрость и великодушие Петра. В шатре проходит пир, на котором присутствуют все, и свои и чужие. Петр поднимает бокал за здравие своих учителей, которые научили его смело идти на противника, с достоинством проигрывать и честно выигрывать.

Анализируя произведение Пушкина можно заметить, что поэта интересует дар Петра, как великого полководца, который старается укрепить российскую территорию и показать всем военную мощь. Петр в пушкинской поэме является военным гением. Поэту он важен не только как великая историческая личность, но и как мастер, работающий во благо отечества. Пушкин раскрывая образ Петра использует антитезу и метафору, как средства для выражения более яркого контраста между гордым, рвущимся в бой Петром и побледневшим, неподвижным Карлом. Образ Петра через всю поэму проходит как величественный национальный герой.

Лексические особенности

Автором используется лексика, которая придает речи торжественность и приподнятость. Пушкин вводит в текст устаревшие слова и формы: «сии», «прах», «лик». В его арсенале присутствует высокая лексика: «жребий», «вдохновенный». Благодаря этому читатель проникается важностью и величием предстоящего события. Подлинным национальным героем является в поэме Петр. Его присутствие вселяет в солдат отвагу, мужество, уверенность в скорой победе.

Итак, мы вкратце охарактеризовали образ Петра 1 в поэме «Полтава». Сочинение на эту тему, надеемся, не вызовет у вас затруднений.

А. С. Пушкин. Полтава. Как обрисован в поэме Петр I?

Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отноше­ние поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории Рос­сии. Мужество Петра, его страстная увле­ченность делом, стремления, направлен­ные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пуш­кину.

В «Полтаве» образ Петра романтизиро­ван, император воспринимается как полу­бог, вершитель исторических судеб Рос­сии.

Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Читайте также:  Лингвопоэтический анализ стихотворения Б.Пастернака «Учись прощать» методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Сочетание ужасного и прекрасного в об­разе Петра подчеркивает его сверхчелове­ческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императо­ра, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офице­ров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, де­лил со всеми походные трудности. Его ув­леченность передавалась воинам, они ува­жали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любует­ся Петром и на поле брани («Могущ и ра­достен, как бой…»), и после битвы, ког­да облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих Заздравный кубок поднимает.

Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь от­ражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

Описания Петра и Карла, шведского ко­роля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопо­ставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в не­терпении от предстоящего сражения, го­товый ринуться в бой. Карл предстает не­подвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает вол­нение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пуш­кин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство пат­риотизма.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава

Одним из основных персонажей произведения является самодержавный великан в образе русского царя Петра Первого. 

Поэт представляет героя в образе гениального полководца, заслужившего уважительное отношение к себе со сторон простых русских людей. Внешний портрет Петра описывается автором в виде могучего человека с сияющими глазами и быстрыми движениями, напоминающего божию грозу своим ужасным ликом. В образе Петра воплощается энергия и сила молодой российской страны.

Центральное место в произведение отведено описанию битвы со шведами под Полтавой, в которой Пётр, воодушевив русскую армию собственным примером, лично участвует, громя захватчиков путем построения быстрых и стройных полков. Это становится возможным благодаря проведенным в армии Петром реформ и преобразований.

По окончании разгрома шведских войск Петр устраивает пиршество, в котором проявляются его характерные черты в виде душевной милости, щедрости, доброты.

Главным отличительным качеством, описываемым поэтом в произведении, является его полководческое дарование, стремящееся к укреплению границ русского государства и увеличению его военной мощи. Восхваляя победы русского царя, поэт раскрывает его как гения военного дела, подчеркивая исторические заслуги Петра Первого перед отчизной. Празднуя победу в полтавской битве, Пётр Первый изображается в поэме в виде гордого царя-победителя с ясным взором, который полон славы.

С целью увеличения акцента на характерные качества великого императора Руси, поэт использует при раскрытии его образа антитезу и метафору, проводя параллель между внешностью Петра Первого, пышущего здоровьем, живым азартом и предчувствием скорой победы, и шведского короля Карла, которого бледного и недвижимого переносят на носилках верные подданные.

Сочинениена тему Петр 1 в поэме Полтава

В своей героический поэме «Полтава» Пушкину удалось создать образ самодержавного великана Петра I, как феноменального полководца, заслужившего себе народное признание, который своим примером способен побуждать к победе целые полки русских солдат. Юная Россия сосредотачивая свои силы в битве приобретает мужественную закалку с помощью великого императора. Из рассказа Мазепы мы узнаем Петра, как вспыльчивого человека и то, что он ненавистен старику Мазепе. Но это не помешало гетману достойно оценить силу русских войск предвидя их победу.

Внешний облик императора очень примечателен, в нём воплощается энергия и мощь молодой страны, он заявляет о готовности к бою со шведскими войсками. Пушкин пишет, что Петр вдохновенный с небес, отдаёт приказ, с Богом! Описывая с каким посылом император движется в бой, поэт употребляет ряд антонимов, которые символизируют опасность для войска Карла и прекрасное будущее для России. Петр выходит с сияющими глазами и одновременно наполненным ужаса лицом. Движенья его молниеносны и прекрасны подобно божьей грозе. Петр уверен, что божья сила приняла его сторону. Во время Полтавской битвы Петр лично участвует в бою, он мчится впереди с могучим и неунывающим видом.

После завершения битвы император возвращается с полным взором славы. Победа показывает результат того, что не зря были проведены все реформы и преобразования российской армии. Вернувшись Петр закатывает пир в том шатре, из которого уходил на бой, а теперь празднует заслуженную победу. Автор поэмы рисует душевную щедрость и великодушие Петра. В шатре проходит пир, на котором присутствуют все, и свои и чужие. Петр поднимает бокал за здравие своих учителей, которые научили его смело идти на противника, с достоинством проигрывать и честно выигрывать.

Образ 3

В 1928-1929 годы Пушкин решил обратиться в своём творчестве к исторической теме. Так в 1929 году он начал писать поэму «Полтава». Написать поэму писателя вдохновил образ российского царя, Петра Первого, преобразователя восемнадцатого века. Пётр первый был знаменит своими героическими победами и дерзкими переменами.

Александр Сергеевич Пушкин сотворил художественный образ Петра Первого, воплотив в нём положительные качества характера, правителя и человека. В поэме Пушкин описал царя как хорошего полководца, который личным примером вдохновлял солдат не прятаться за чужими спинами, а воевать вместе со своими сослуживцами.

Однако Петра Первого нельзя назвать опрометчивым храбрецом, напрасно рисковавшим собой, а скорее, умным полководцем, который тщательно взвешивает все свои решения. Во время самой главной битвы под Полтавой писатель описывает выдающуюся характеристику Петра, он был в одно и то же время добрым и жестоким.

Пётр Первый, был главной угрозой для врагов и настроен на победу. Но в доблестной смелости Пётр был прекрасным как считает его автор. Александр Сергеевич описывает главного персонажа в разное время, в час войны и во время праздника в честь победы. Когда Пётр Первый участвует в сражении, он грозен, а когда веселится на празднике в честь дня победы он щедрая душа и хороший человек. После битвы под Полтавой он в честь победы даёт пир, но делает это не для того, чтобы угодить себе, а в знак того, что он благодарен своим воинам и союзникам. Он благосклонно относиться к пленным врагам, славит своих учителей и лично угощает своих воинов.

Поэт открыто восторгается главным персонажем, показывая самые лучшие черты характера царя и человека. Лучшее, что было в характере Петра Первого это то, что он хотел создать крепкую российскую державу и внести продвинутые перемены. Петр Первый, был мудрым правителем, талантливым полководцем и высоконравственным человеком. Чтобы описать значительность царя в победах для России поэт описывает Петра Первого как идеального человека. Для того чтобы выделить достоинство царя поэт включает в произведение полную противоположность Петра Первого, Ивана Мазепу украинского гетмана, который тоже является настоящей исторической личностью. Александр Сергеевич показал в образе Мазепы только отрицательные черты характера. Для того чтобы больше выделить величественность Петра Первого и низость Мазепы Пушкин больше выделяет величественность Петра Первого.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Характеристика и образ Ленского в романе Евгений Онегин↑ ПушкинОбраз и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов →

Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава

Несколько интересных сочинений

  • Анализ трилогии Толстого Детство. Отрочество. Юность

    Данное произведение Льва Николаевича Толстого была написано им в период его пребывания на Кавказе. Изначально оно должно было состоять из четырех основных глав, включающих детство, отрочество, юность и молодость.

  • Сочинение Образ и характеристика Бабушки Акулины Ивановны (по рассказу Горького Детство) 7 класс

    Пожалуй, каждый российский писатель является человеком с большой буквы, более того у каждого своя уникальная, неповторимая и неподдельная жизнь и судьба. Не стал исключением и знаменитый русский писатель

  • Сочинение Береги честь смолоду по повести Капитанская дочка Пушкин 8 класс

    Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставляет задуматься о многом. В своём произведении автор описывает жестокое время Пугачёвского бунта

  • Критика о повести Бедная Лиза Карамзина и отзывы о произведении

    Известное художественное произведение в жанре сентиментализма вызвало и до сих пор вызывает интерес у читателей и литературного сообщества.

  • Эраст жертва или злодей? сочинение

    Главным героем повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» был Эраст – молодой и красивый дворянин. Героиня влюбилась в него и не вынесла разбитого сердца. Она убила себя. Но можно ли винить мужчину в ее смерти?

illjustracija-poltava-pushkin-hudozhnik-k-i-rudakov%2B12%2Bpetr.png

Петр I является одним из ярких второстепенных персонажей поэмы «Полтава» Александра Пушкина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Петра I в поэме «Полтава» Пушкина: описание персонажа в цитатах, критика об образе Петра I.Смотрите:Все материалы по поэме «Полтава»Все материалы по творчеству Пушкина

Образ и характеристика Петра I в поэме «Полтава» Пушкина: описание в цитатах

Пушкин называет Петра I «самодержавным великаном»:

«…Но не ему вести борьбу 

С самодержавным великаном…»

Судя по всему, по мнению Пушкина, Петр I является гениальным человеком:

«Была та смутная пора,  

Когда Россия молодая,  

В бореньях силы напрягая,  

Мужала с гением Петра.»

О внешности Петра I автор сообщает следующее:

«Тогда-то свыше вдохновенный 

Раздался звучный глас Петра: 

«За дело, с богом!» Из шатра, 

Толпой любимцев окруженный, 

Выходит Петр. Его глаза 

Сияют. Лик его ужасен. 

Движенья быстры. Он прекрасен, 

Он весь, как божия гроза.»

Петр I — «могущий» (могучий) человек:

«…И мчится в прахе боевом, 

Гордясь могущим седоком.»  (конь везет Петра I)

«…Полки увидели Петра. 

И он промчался пред полками, 

Могущ и радостен, как бой.«

Однажды судья Кочубей и его товарищ, полковник Искра, пишут Петру I донос на украинского гетмана Мазепу. В доносе идет речь о том, что Мазепа собирается предать Петра I и перейти на сторону шведского короля Карла XII. Царь Петр не верит в этот донос, так как слепо доверяет Мазепе. К сожалению, Петр I в этом случае глубоко ошибается, не подозревая о подлом замысле гетмана:

«И озабоченный войной, 

Гнушаясь мнимой клеветой, 

Донос оставя без вниманья, 

Сам царь Иуду утешал 

И злобу шумом наказанья 

Смирить надолго обещал!»

Будучи решительным и жестким человеком, Петр I распоряжается наказать Кочубея и Искру, которые ни в чем не виноваты. В конце концов Мазепа добивается казни Кочубея и Искры, а семьи казненных, судя по всему, по приказу Петра, ссылают в Сибирь:

«…И кто же? Искра, Кочубей! 

Так долго быв его друзьями!..» 

И с кровожадными слезами, 

В холодной дерзости своей, 

Их казни требует злодей…»

Вскоре Мазепа действительно переходит на сторону шведов (о чем предупреждали Кочубей и Искра). Узнав об измене коварного Мазепы, Петр I злится, негодует и тут же назначает нового гетмана. Также он возвращает из ссылки семьи казненных Кочубея и Искры. Вероятно, Петр I сожалеет о том, что позволил казнить невиновных людей в угоду Мазепе:

«…Кто опишет 

Негодованье, гнев царя? 

Гремит анафема в соборах; 

Мазепы лик терзает кат. 

На шумной раде, в вольных спорах 

Другого гетмана творят. 

С брегов пустынных Енисея 

Семейства Искры, Кочубея 

Поспешно призваны Петром. 

Он с ними слезы проливает. 

Он их, лаская, осыпает 

И новой честью и добром.»

Мазепа объясняет свое предательство тем, что когда-то Петр I его обидел, и за эту обиду он мстит сейчас:

«…Давно горю 

Стесненной злобой. Под Азовом 

Однажды я с царем суровым 

Во ставке ночью пировал: 

Полны вином кипели чаши, 

Кипели с ними речи наши. 

Я слово смелое сказал. 

Смутились гости молодые… 

Царь, вспыхнув, чашу уронил 

И за усы мои седые 

Меня с угрозой ухватил. 

Тогда, смирясь в бессильном гневе, 

Отмстить себе я клятву дал; 

Носил ее — как мать во чреве 

Младенца носит. Срок настал. 

Так, обо мне воспоминанье 

Хранить он будет до конца. 

Петру я послан в наказанье…» (Мазепа о Петре)

Вскоре царь Петр I с войсками направляется в Полтаву, чтобы там сразиться со шведами:

«И царь туда ж помчал дружины. 

Они как буря притекли — 

И оба стана средь равнины 

Друг друга хитро облегли.» (о готовящейся битве у Полтавы)

На этот раз, проведя преобразования в армии, Петр I выставляет против шведов «стройные» и «быстрые» полки. В предыдущих сражениях армия Петра представляла собой «расстроенные тучи», то есть, судя по всему, была слабее и менее организованной:

«И злобясь видит Карл могучий 

Уж не расстроенные тучи 

Несчастных нарвских беглецов, 

А нить полков блестящих, стройных, 

Послушных, быстрых и спокойных, 

И ряд незыблемый штыков.»

В конце концов русское войско побеждает шведов. После победы в Полтавской битве Петр I выглядит гордым и ясным, а его взор полон славы:

«Пирует Петр. И горд, и ясен 

И славы полон взор его. 

И царской пир его прекрасен.»

Критика об образе Петра I

Ф. В. Булгарин:

«Характера Петра Великого нет в поэме, но есть прекрасный портрет его.» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)

О. М. Сомов:

«Донос Кочубея на Мазепу послан к Петру… Высокий духом Петр не хочет верить измене своего любимца и отдает Кочубея и соучастника его в доносе Искру на волю изменника Мазепы. <…> 

В третьей [части] — великий, бессмертный наш Петр, сей нравственный исполин минувшего столетия, является во всей славе грозного своего мужества и геройской решимости среди Полтавского боя.» (О. М. Сомов «Обозрение российской словесности за первую половину 1829 года», 1830 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Петра I в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание персонажа в цитатах, критика об образе Петра I.Смотрите:Все материалы по поэме «Полтава»Все материалы по творчеству Пушкина

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Пушкин А.С.» Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава» Пушкин А.С. все сочиненияПушкин А.С. краткие содержанияВ одно время русский классик Александр Пушкин обратился к исторической теме в своем творчестве. Так, в течение 1829-1829 годов была написана и издана историческая поэма «Полтава». На это произведение поэта вдохновила личность Петра, русского царя-реформатора 18 века. Петр I известен своими доблестными победами и смелыми реформами. Александр Пушкин создал художественный образ Петра, воплотив в нем лучшие качества правителя. В поэме Петр – доблестный полководец, который не прячется за спинами, а сражается вместе с войском, вдохновляя своим примером простых солдат. Но героя вряд ли можно назвать необдуманным смельчаком, зазря рискующим собой, а скорее – разумным стратегом, который взвешивает все риски. Во время главного сражения под Полтавой автор дает яркую портретную характеристику Петру. Он одновременно ужасен и прекрасен. «Лик его ужасен» — так как он настроен на победу и готов стать для врагов самой страшной грозой. Но в этой доблестной смелости Петр и прекрасен, как считает автор. Петр «могуч» и «радостен», его смелость воодушевляет русское войско и пугает шведов. Пушкин изображает главного героя в разное время: во время войны и во время пира в честь победы. Петр-воин опасен и страшен, а пиршествующий Петр – прекрасен и щедр. После важной битвы под Полтавой царь устроил пир в честь победы. Важно то, что правитель делает это не в угоду себе, а в знак благодарности верным воинам и союзникам. Он лично угощает своих полководцев, славит своих учителей и проявляет снисхождение к своим пленникам. Пушкин восхищается главным героем открыто, изображая лучшие его качества, как царя, так и человека. Наиболее привлекательным в личности Петра было его желание укрепить русскую державу, ввести прогрессивные реформы. Образ Петра – это образ военного гения, мудрого правителя. Добродетельного человека. Поэт идеализирует образ героя, чтобы показать важность его побед для России. Для того чтобы подчеркнуть величие Петра, автор вводит в поэму героя-антипода. Им является украинский гетман Иван Мазепа. Это тоже настоящая историческая особа. Мазепа – личность противоречивая, как и его поступки. Известно, что он предал русского царя и перешел на сторону Карла XII во время русско-шведской войны. Этот поступок трактуется по-разному историками и писателями. Одни считают, что так Мазепа защищал интересы Украины, другие считают это предательством ради личной корысти. Александр Пушкин увидел в образе Мазепы только негативные стороны. Гиперболизируя низость Мазепы, автор еще больше подчеркивает величие Петра I. Образ Петра в поэме «Полтава» — один из наиболее идеальных художественных воплощений царя.Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Образ Карла XII в поэме Пушкина «Полтава»Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава»Образ Марии в поэме Пушкина «Полтава»Сравнительна характеристика Петра I и Карла XII в поэме Пушкина «Полтава»Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава»Пушкин А.С.Стр. 1 Скачать Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава»

<legend>Tags</legend>ОбразПетраIвпоэмеПушкина«Полтава»

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Трактовка образа Петра І в поэме «Полтава»

Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава»(1828—1829). Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого». На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Им были созданы российская армия и российский флот, сумевшие победить сильного противника — Швецию. В поэме «Полтава» Пушкин развивает, волновавшую его в то время, государственную тему. По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина и поэтому осталась непонятой и неоцененной ни современниками, ни позднейшей критикой. Сложность состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, но связанные между собой темы. Первая тема — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу:

… Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, куёт булат.[11]

Центральным эпизодом этой темы является Полтавский бой, центральным героем ее — Петр І

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского государства, вопрос об исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России.

В поэме Пушкин показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а коварного властолюбца, презирающего и свободу и родину.

Каким предстает перед нами Петр I со страниц поэмы «Полтава»? В центре поэмы — изображение полтавского боя, решающей битвы русского и шведского войска. П. наделен сильным характером, он не знает промежуточных состояний и если гневен, то гневен, если весел, то весел, а если добр, то добр. Но в отличие от остальных, П. одушевлен не местью (как Кочубей), не жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью государственного делания.Для раскрытия образа Петра I Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла ХII. Петр «весь, как божия гроза», «движенья быстры», «он промчался пред полками». Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке». Автор использует устаревшие слова и формы: «лик», «прах», «сии», «глас». Эти слова придают речи приподнятость и торжественность. Благодаря этому мы проникаемся величием и важностью предстоящего события. Петр — подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе:

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

В то время как

…Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Возникает ощущение противостояния энергии, динамики Петра пассивности, статике Карла. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских — шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе:

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Пушкин, тем самым, показывает благородство Петра, пьющего за здоровье своих врагов. Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества.

Значительность роли Петра I в поэме подтверждает эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего «от сильных, гордых сих мужей…». Осталась только история — огромный памятник Петру I. Памятник — главное, что есть в эпилоге, главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр I становится, можно сказать, идеальным героем. Пушкин так часто обращает свой взор к образу Петра I еще и потому, что он видит в нем образец для его царствующего правнука Николая I, обещавшего в те годы осуществить преобразование России. Пушкин мечтает о реформах, подобных петровским по своим масштабам и значительности. Он писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

Используемые источники:

  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/petr-1-v-poeme-poltava.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-petra-1-v-poehme-poltava
  • https://www.literaturus.ru/2018/05/petr-poltava-pushkin-obraz-harakteristika-opisanie.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-petra-v-poeme-pushkina-poltava
  • https://studbooks.net/771353/literatura/traktovka_obraza_petra_poeme_poltava

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт