Назанский в повести «Поединок» Куприна: образ, характеристика

illjustracija-poedinok-kuprin-nazanskij-hudozhnik-p-pinkisevich.jpg

Офицер Назанский является одним из ярких второстепенных персонажей повести «Поединок» Александра Куприна.Смотрите: Краткое содержание повести— Все материалы по повести «Поединок»

Назанский в повести «Поединок» Куприна: образ, характеристика

Офицер Назанский является сослуживцем подпоручика Ромашова, главного героя повести. Полное имя героя — Василий Нилыч Назанский:

«О чем же вы думали перед моим приходом, Василий Нилыч?»

О внешности Назанского известно следующее:

«Никогда еще лицо Назанского, даже в егo лучшие, трезвые минуты, не казалось Ромашову таким красивым и интересным. Золотые волосы падали крупными цельными локонами вокруг его высокого, чистого лба, густая, четырехугольной формы, рыжая, небольшая борода лежала правильными волнами, точно нагофрированная, и вся его массивная и изящная голова, с обнаженной шеей благородного рисунка, была похожа на голову одного из трех греческих героев или мудрецов, великолепные бюсты которых Ромашов видел где‑то на гравюрах. Ясные, чуть‑чуть влажные голубые глаза смотрели оживленно, умно и кротко. Даже цвет этого красивого, правильного лица поражал своим ровным, нежным, розовым тоном, и только очень опытный взгляд различил бы в этой кажущейся свежести, вместе с некоторой опухлостью черт, результат алкогольного воспаления крови.» 

«…его белая фигура и золотоволосая голова то мелькали в просветах окон…»

У Назанского прекрасные голубые глаза:

«…задумчивыми, прекрасными голубыми глазами.» 

«…его голубые глаза, наполнившись слезами, заблестели.» 

«…загорались жизнью и блеском и вновь становились прекрасными его голубые глаза.»

Офицер Назанский — «беспросыпный» пьяница:

«Впрочем, кажется, пьет…» 

«…или беспросыпных пьяниц, вроде вашего Назанского…»

Назанскому около 30 лет, так как 10 лет назад он поступил на службу:

«…я прослужил сначала три года, потом был четыре года в запасе, а потом три года тому назад опять поступил в полк.»

Офицер Назанский — талантливый, чуткий и широкий человек, который губит себя алкоголем:

«Вы – такой талантливый, чуткий, широкий человек, и вот… точно нарочно губите себя.»

Назанский — умный человек с прекрасной душой:

«А другим вы быть не можете, несмотря на ваш ум и прекрасную душу.»

Офицер Ромашов считает Назанского своим другом и учителем:

«Она выговаривала мне за дружбу с Назанским…» 

«Ему хотелось сказать: «Прощайте, учитель», но он застыдился фразы…»

Назанский хорошо понимает и чувствует Ромашова:

«Я вас знаю хорошо, лучше, чем всех других, и я чувствую вашу душу. Ведь вы совсем не верите в это.»

Офицер Назанский относится к Ромашову с лаской и нежностью:

«Спасибо, родной.» 

«Ах, милый мой, милый Ромашов…» 

«…возразил ласково Назанский и грустными, нежными глазами поглядел на Ромашова.»

«Родной мой Юрочка!.. Простите, что я вас так назвал. – Назанский, точно извиняясь, протянул к нему издали дрожащую руку.»

Ромашов и Назанский иногда вместе выпивают и беседуют на философские темы. Ромашов приходит к Назанскому, когда ему не с кем поговорить, например, перед поединком:

«…пьянствовать со своим Назанским…»«…мне захотелось видеться с вами, – сказал небрежно Ромашов. – Завтра я дерусь на дуэли с Николаевым. Мне противно идти домой. Да это, впрочем, все равно. До свиданья. Мне, видите ли, просто не с кем было поговорить… Тяжело на душе.»

Назанский живет бедно, как и Ромашов:

«Комната у Назанского была еще беднее, чем у Ромашова.»

«Пошлите, пожалуйста, за бромом… и… немного водки. Я без денег…»

Офицер Назанский ненавидит службу в армии, но продолжает служить, сам не зная почему:

«Я ненавижу, например, военную службу, но служу. Почему я служу? Да черт его знает почему!»

Назанский ведет скучную, тоскливую жизнь в армии:

«Мое существование однообразно, как забор, и серо, как солдатское сукно.»

«…ограниченной еще больше, чем наша нелепая жизнь…»

С помощью алкоголя Назанский пытается уйти от реальности, в которой он чувствует себя подавленным:

«…я счастлив. В полку завтра все скажут, что у меня запой. А что ж, это, пожалуй, и верно, только это не совсем так. Я теперь счастлив, а вовсе не болен и не страдаю. В обыкновенное время мой ум и моя воля подавлены. Я сливаюсь тогда с голодной, трусливой серединой и бываю пошл, скучен самому себе, благоразумен и рассудителен.»

Назанский — чувствительный и сентиментальный человек:

«Думаю я обо всем об этом, и случается, так вдруг иногда горячо прочувствую чужую радость, или чужую скорбь, или бессмертную красоту какого‑нибудь поступка, что хожу вот так, один… и плачу, – страстно, жарко плачу…»

Назанский — романтик и мечтатель:

«Какое, например, наслаждение мечтать о женщинах! Нет, не грязно думать. Зачем?» 

«Назанский, это мечты, это фантазии!»

Офицер Назанский — безвольный, опустившийся, разлагающийся человек, по мнению Шурочки:

«…при безвольном, опустившемся, нравственно разлагающемся человеке…»

Офицер Назанский много видел и пережил в жизни:

«Я ведь много прожил на свободе и много кой‑чего читал, много испытал и видел.»

Назанский участвовал в войне и бывал в атаках:

«После ночного перехода шли мы в атаку. Сбились мы все тогда с ног, устали, разнервничались все: и офицеры и солдаты. Брем велит горнисту играть повестку к атаке…»

Назанский любит сидеть дома:

«Назанский был, по обыкновению, дома.»

Когда Назанский уходит в запой, его внешность странно меняется:

«Все лицо Назанского странно изменилось за то время, как оба офицера не виделись. Глаза глубоко ввалились и почернели вокруг, виски пожелтели, а щеки с неровной грязной кожей опустились и оплыли книзу и некрасиво обросли жидкими курчавыми волосами.»

Находясь в запое, Назанский видит галлюцинации и боится своей комнаты:

«Спасибо, родной. Мы вот что сделаем… фу, какая гадость!.. Повезите меня куда‑нибудь на воздух – здесь омерзительно, и я здесь боюсь… Постоянно такие страшные галлюцинации.» 

«О, как я боюсь своей комнаты… Какие сны, какие сны!»

Назанский считает, что жизнь прекрасна, несмотря на все трудности и испытания:

«А посмотрите, нет, посмотрите только, как прекрасна, как обольстительна жизнь!» 

«Сколько радости дает нам одно только зрение! А если еще музыка, запах цветов, сладкая женская любовь! И есть безмернейшее наслаждение – золотое солнце жизни, человеческая мысль!»

Назанский считает, что плохих людей нет:

«Вы знаете – Диц хороший человек, да и все хорошие, Ромашов: дурных людей нет.»

Назанский считает, что в царской, разлагающейся армии нет места талантливым, чутким и добрым людям:

«Все, что есть талантливого, способного, – спивается. <…> Положим, остаются люди чуткие, с сердцем, но что они делают? Для них служба – это сплошное отвращение, обуза, ненавидимое ярмо.» 

«…даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, – все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками.»

Назанский советует Ромашову уволиться из армии, чтобы сохранить то светлое, что есть в нем:

«Идите, идите, – сказал он с ласковой грустью. – В вас что‑то есть, какой‑то внутренний свет… я не знаю, как это назвать. Но в нашей берлоге его погасят. Просто плюнут на него и потушат.» 

«Уходите, Ромашов. Говорю вам так, потому что я сам попробовал воли, и если вернулся назад, в загаженную клетку, то виною тому… ну, да ладно…»

Офицер Назанский советует Ромашову не боятся жизни и «смело нырять в нее», уволиться из армии и искать себя:

«Главное – не бойтесь вы, не бойтесь жизни: она веселая, занятная, чудная штука – эта жизнь.» 

«Смело ныряйте в жизнь, она вас не обманет.»

Назанский выступает против дуэли Ромашова и Николаева. Он всячески убеждает Ромашова отказаться от поединка. В конце концов ему удается его убедить, но в дело вмешивается Шурочка. В результате, Ромашов погибает на поединке:

«Ах, дураки, дураки!» (Назанский о Ромашове и Николаеве накануне дуэли)

Когда-то Назанский был влюблен в Шурочку Николаеву, но она не захотела быть с ним из-за его алкоголизма:

«Я встретился один‑единственный раз в жизни с чудной, необыкновенной женщиной. С девушкой… <…>Она разлюбила меня за то, что я пью… впрочем, я не знаю, может быть, я пью оттого, что она меня разлюбила. Она… ее здесь тоже нет… это было давно. <…> Между нами не было романа. Всего десять‑пятнадцать встреч, пять‑шесть интимных разговоров.»

По словам Шурочки, она любила Назанкого, но рассталась с ним из-за его слабого характера:

«Я любила вас и до сих пор еще люблю… <…> Прощайте. Мысленно целую вас в лоб… как покойника, потому что вы умерли для меня.»

«…этим несчастным Назанским. <…> Это же был невинный полудетский роман!»

Назанский является сторонником индивидуализма. Он считает, что человек прежде всего должен любить не все человечество, а самого себя, свое тело и ум:

«…любовь к человечеству выгорела и вычадилась из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера, которая пребудет бессмертной до конца мира. Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств. <…> …не телячья жалость к ближнему, а божественная любовь к самому себе соединяет мои усилия с усилиями других, равных мне по духу людей!»

Для Назанского самое главное в жизни — это свободная душа, творческая мысль и жажда жизни:

«Нет, мой родной, есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое – свободная душа, а с нею творческая мысль и веселая жажда жизни.»

Это был цитатный образ и характеристика Назанского в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера персонажа, его отношений с Ромашовым и т.д.Смотрите: Все материалы по повести «Поединок»

В данном произведении А. И. Куприн постарался заострить внимание читателя на проблемах, глубоко волновавших его. Офицерский произвол и вседозволенность, жестокость и низость существующей царской армии. Образ и характеристика Назанского в повести Куприна «Поединок» является второстепенным, но не менее ярким, чем образ главного героя.

Василий Нилыч Назанский – спившийся офицер, наделенный незаурядным интеллектом и высокими духовными качествами. Сослуживец и близкий друг подпоручика Ромашова.

Внешность

Назанскому около 30 лет. Внешность его можно назвать привлекательной. Он похож на златокудрого ангела с голубыми, ясными глазами. Высокий, чистый лоб. Массивная, изящная голова. Красивая шея благородного рисунка. Все в нем говорило о его аристократическом происхождении. В нем чувствовалась порода, но присмотревшись к этому человеку повнимательнее, становилось понятно, что он страдает алкогольной зависимостью. Вся кажущаяся свежесть лишь напускное.

«…задумчивые, прекрасные голубые глаза…»

«…золотые волосы падали крупными цельными локонами вокруг его высокого, чистого лба…»

«…массивная и изящная голова, с обнаженной шеей благородного рисунка, была похожа на голову одного из трех греческих героев или мудрецов…»

«…цвет красивого, правильного лица поражал своим ровным, нежным, розовым тоном…»

Образ и характеристика

Жил Назанский в нищете, так же как его друг Ромашов. Условия проживания даже хуже, чем у него. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то он благополучно их пропивал.

Личная жизнь офицера не сложилась. Его роман с Шурочкой Николаевой закончился по причине его любви к выпивке. Эту встречу он не может забыть до сих пор, бережно храня и перечитывая по несколько раз в день письмо от нее. Сама она как-то призналась, что рассталась с ним по причине его слабохарактерности.

«Я встретился один-единственный раз в жизни с чудной, необыкновенной женщиной. Она разлюбила меня за то, что я пью…впрочем, я не знаю, может быть, я пью оттого, что она меня разлюбила…»

Только в пьяном угаре он ощущает себя счастливым и свободным человеком.

«Наступает для меня это время, которое они зовут таким жестоким именем…это время моей свободы…свободы духа, воли и ума…»

Назанский в душе философ. Он любит поразмышлять на досуге о возвышенном. О любви, о красоте, об отношении к человечеству, о природе, о Боге, поэзии. Теоретически он все понимает, со всем уже давно смирился, но на самом деле в его душе идет конфликт между миром внутренним и внешним.

Василий Нилыч человек умный. Он привык все анализировать, расставлять по полочкам каждую непонятную ему деталь. Одна беда, за своим анализированием происходящего он забывает про себя, про свою жизнь.

В этой суровой реальности Назанскому очень тяжело жить. Всюду царит жестокость и насилие над солдатами. Распоясавшиеся офицеры делают, что хотят, не боясь быть наказанными. Его душа и сознание разрываются на части. Эта бесконечная война между ними сводит его с ума. Единственным спасением становится алкоголь, заглушающий боль и зализывающий раны.

Все его страстные речи пропитаны злобой и желчью. Его не покидают мысли о необходимости борьбы против полицейского режима в стране. Он предчувствует неотвратимость глубоких социальных потрясений. Назанский ярый противник армейской службы. Он считает, что армия разрушает в человеке все хорошее, уничтожая его. Для него дико то, как позволяет себе обращаться с солдатами офицерский состав, издеваясь и унижая.

Черты характера

Добавить в избранное

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Куприн
  4. Характеристика и образ Назанского в произведении Поединок

У офицерского состава полка, про который рассказывал автор в данном произведении, присутствуют обобщенные черты, которые сформировались у данных людей потому, что они вели весьма похожий образ жизни. Они заняты процессом подготовки к строевым занятиям, изучали уставы воинских служб, а также посещают различные офицерские собрания, которые помогают им понять их дело лучше. Назанского автор как беспощадного критика, который категорично осуждал офицерство и службу в армии. Он считал, что вся система, которая связана с этой сферой, функционирует совершенно неправильно, и нуждается в кардинальных реформах. Окружающие люди считают его идеи революционными, и не могут понять того, о чем он говорит. Единственный человек, с кем он может поделиться своими мыслями, это Ромашов. Основная трагедия данного персонажа заключается в том, что он понимает всю суть и проблему сложившейся ситуации, но не в силах сделать что-либо. Он говорит о сложных и комплексных вещах, которые нуждаются в реформировании, а его даже не слушают.

Он не может почувствовать себя свободным человеком, и поэтому говорит о том, что он счастлив только тогда, когда находится в состоянии алкогольного опьянения. Он понимает, что не может быть понят большинством людей, и поэтому не старается изображать такой образ, при котором ему нравится общение с окружающими людьми. Сам герой называет себя весьма умным человеком, которого никто не может определить. Несмотря на все это, он остается жизнерадостным человеком, который стремится познать сущность данного мира, а также считает, что рецептом счастья является тот факт, что нужно стремиться к тому, чтобы оставаться позитивным и оптимистично настроенным человеком даже при самых тяжелых обстоятельствах. Он показан как персонаж, чьи мысли опережали привычные взгляды текущего времени, и он старался прожить свою жизнь, не предавая идеалов и принципов своей души.

Повесть Куприна вышла в публикацию в тысяча девятьсот пятом году. Она сумела привлечь внимание читателей, и благодаря ей автор стал знаменитым буквально за один день. И вправду, очень трудно найти похожее на данное, другое произведение, которое отражало бы нрав и положение армии того времени, и раскрывало нрав людей, которые к ней относились. Сюжет для такого замечательного произведения, как «Поединок», был продиктован самой жизнью, ведь писатель обращал внимание на кадетов, которые учились в военном заведении, а также он самостоятельно прошел службу в армии. Все знания, которые ему удалось накопить за эти годы, позволили ему написать столь комплексное и замечательное произведение, которое восхищает своим реализмом и историей.

2 вариант

Писатель в данном произведении особое место уделил солдатам. Он считал, что их выбор жизненного пути крайне отважен, и они должны соответствовать высокому моральному облику страны. К сожалению, как считал писатель, в его времени крайне равнодушно относились к военной службе как власти страны, так и все остальные структуры. Можно сказать о некоторых случаях, которые подтверждали суждения писателя об этом. Например, один из капитанов, находившихся в роте у Осадчего, не выдержал солдатского бремени, и совершил самоубийство. Таким же отчаявшимся показан и образ Хлебникова, которому автор уделил особое внимание, показав персонажа очень ярким и интересным.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Доброта в произведении Чудесный доктор↑ КупринГлавная мысль произведения Чудесный доктор →

Характеристика и образ Назанского в произведении Поединок

Несколько интересных сочинений

  • Анализ Лошадиная фамилия сочинение по рассказу Чехова

    На мой взгляд, Чехов в своём рассказе «Лошадиная фамилия» раскрыл несколько проблем, даже скорее несколько ярких свойств людей. Я попробую их вычленить из рассказа, который несомненно вызывает юмор и улыбку даже у самых грустных людей.

  • Наречие — сочинение рассуждение

    Русский язык очень богат, он включает в себя множество различных частей речи, которые могут быть самостоятельными или служебными. Все они нужны и важны. Однако в этом сочинении подробно рассматриваться

  • Герои поэмы Мертвые души Гоголя

    Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» была создана в 1842 г, а вернее был издан первый том. Второй том был утрачен, но сохранились некоторые главы. Изначально, автор задумывал 3 тома

  • Сочинение на тему 18 мая международный день музеев 4 класс

    Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий

  • Главные герои сказки Дюймовочка Андерсена (характеристика)

    Сказка Г. Х. Андерсена под названием «Дюймовочка» после первого прочтения оставляет в душе и детей, и взрослый глубокий след. Это связано с тем, что переживая вместе с героями

­Назанский

Назанский – один из ярких второстепенных персонажей повести Александра Куприна “Поединок”; офицер-философ, который смело высказывает свои рассуждения о жизни. Несмотря на его доброту и порядочность, этот герой не находит применения своим силам и талантам. В основном, автор описывает его рассуждения об устройстве армии, о добре и зле, о высшей справедливости.

Полное имя персонажа – Василий Нилыч Назанский. Он часто злоупотребляет алкоголем, отчего Шурочка его в свое время отвергла. Николаев ненавидит поручика и видит в его рассуждениях о любви сплошное притворство.

Однако, как оказалось ближе к концу произведения у этого героя гораздо чище душа. Узнав о грядущем поединке Николаева с Ромашовым, он пытается отговорить последнего от опрометчивого поступка. Он говорит другу, что жизнь явление удивительное и она стоит того, чтобы не стреляться.

Однако после визита Шурочки Ромашов ради нее соглашается на дуэль. Что касается внешности Назанского, то автор особенно подчеркивает его искренние голубые глаза, которые способны наполняться слезами от горя или выражать радость от счастья. Ему около 30 лет, а на службу он поступил ровно 10 лет тому назад. По натуре он талантливый, чуткий и великодушный человек.

У Назанского прекрасная душа и он благосклонно относится к главному герою повести – подпоручику Г. А. Ромашову.

Характеристика героя Назанский, Поединок, Куприн« Дом о семи фронтонах – Натаниел ГоторнАнализ стихотворения Ахматовой Муза »

Офицеры-идеалисты в повести Куприна.

З.6.1 Л. Назанский как учитель Ромашова и рупор некоторых идей автора

Образ Василия Ниловича Назанского — второй по важности после главного героя. Умный, образованный, он является учителем поручика (Ромашов так и называет его в своих мыслях), на многое раскрывает глаза молодому офицеру, многое объясняет, дает советы, укрепляет в нем желание изменить свою жизнь.

Перед нами предстает как бы возможная перспектива для Ромашова, если ему не удастся вырваться из этой среды, перспектива страшная. Это один из лучших результатов военного воспитания: беспросыпный пьяница, безвольный, опустившийся человек, стоящий на грани сумасшествия, но не делающий зла, человек умный и добрый от природы. Глядя на него, мы понимаем, что большего доказательства гибельного влияния офицерского быта даже на самых лучших и неиспорченных людей, быть не может. Этот молодой еще человек — уже духовно мертвец, в нем выработался душевный пассивизм, понимание того, что ничего изменить нельзя, что жизнь его окончена. А ведь это трагедия общественного значения! Назанский сам это прекрасно понимает, и поэтому старается помочь Ромашову, спасти его от повторения собственных ошибок (любовь к Шурочке Николаевой).

Этот персонаж появляется всего лишь в двух главах повести, но не является эпизодическим, так как несет значительную идейно-нравственную нагрузку. Назанский не может быть положительным героем, но значение этого образа очень велико. Это проводник практических идей и философских размышлений самого автора.

«Значение Назанского определяется, во-первых, тем, что именно в его уста вложены Куприным авторские рассуждения, подводящие итог царской армии, и, во-вторых, так же тем, что именно Назанский формирует положительные, позитивные ответы на вопросы, которые возникают у Ромашова»51, — считает В. Афанасьев.

Впервые мы встречаемся с Назанским в пятой главе, когда Ромашов, назло Шурочке, приходит к нему на квартиру, вид у которой крайне запущенный. Василий Нилович подтверждает, что взял отпуск по причине запоя, но это для него вовсе не болезненное состояние, а именно в это время он счастлив. «В обыкновенное время мой ум и моя воля подавлены. Я сливаюсь тогда с голодной, трусливой серединой и бываю пошл, скучен самому себе, благоразумен и рассудителен» (IV, 46), — говорит Назанский. До какой же степени грязна и плоха действительность, что нескольких рюмок водки человеку достаточно, чтобы чувствовать себя более свободным, если умному человеку необходим этот способ избавления от всего окружающего, ухода в. мир мечтаний и рассуждений?

Назанский не способен активно протестовать против действительности, так как по натуре своей он человек добрый, мягкий, и, кроме того, травмирован несчастной любовью. Он оказывает лишь пассивное сопротивление, форма которого- пьянство. Только оно дает ему возможность жить и мыслить свободно, чувствовать себя человеком.

Назанский — философ, многие его взгляды сложны и противоречивы, но он затрагивает многие аспекты человеческого бытия, практически оценивает их и прежде всего, конечно себя: «Почему я служу?.. Потому что мне с детства твердили и до сих пор все кругом говорят, что самое главное в жизни -это служить и быть сытым и хорошо одетым… И вот я делаю вещи…, которые мне кажутся порой жестокими, а порой бессмысленными» (IV, 46). В трезвом состоянии он просто не смеет задумываться о любви, о красоте, об отношении к человечеству, к природе, о равенстве и счастье людей, о Боге, так как офицеру непозволительно думать о возвышенных материях, а запой дает ему такую возможность. Назанский прекрасно понимает, что это безумие разъедает его, но это состояние так сладостно. Когда он рассуждает, то вся его внешность преображается, кажется, что в нем горит какой-то внутренний свет.

В этот момент перед нами не мертвец, а красивый и мудрый человек, живущий во всю мощь своей души. Как жаль, что это лишь результат воздействия алкоголя… Здесь возникает логический парадокс поведения .Назанского, как бы опрокинутая действительность: пьян — мудр. Великодушен, жизнерадостен; трезв — моральный труп.

Его речи увлекают и Ромашова, и читателя. Но с многими положениями можно поспорить. Вот, например, фразы Назанского об абсолютной свободе человеческого духа и человеческой личности, решительно ничем не связанной с обществом: «Кто вам дороже и ближе себя? — Никто. Вы — царь мира, его гордость и украшение. Вы — бог всего живущего. Все, что вы видите, слышите, чувствуете. Принадлежит только вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится» (IV, 208). Мы узнаем в этих рассуждениях индивидуалистическую философию Ницше: Назанский считает, что вера в свое «Я» уничтожит неравенство, пороки и зависть, и все люди станут богами, жизнь станет прекрасна, так как в другом человеке вы будете видеть равного себе, и не посмеете его оскорбить. Но так ли это? Все равны, нет никакого деления, нет государства, нет коллектива, каждый сам за себя. Очень сомнительно, что, увидев в себе бога, человек оценит бога в других, a не будет стремиться подчинить их себе, что доказывает многовековая история человечества. Этот индивидуализм приводит к отрицанию не только общества, но и любви к ближнему, к людям вообще. Назанский не понимает, почему должен любить всех: идиотов, калек, прокаженных, тупиц, рабов и жертвовать своей жизнью ради людей будущего. «Ненавижу прокаженных и не люблю ближних» (IV, 208), — говорит он, так как считает, что общество, большая его часть, состоит из рабов и безнадежно испорченных людей, которых нельзя уважать, тем более любить, к ним можно относится лишь с отвращением. Таких людей в своей жизни он видел немало, и видит их сейчас вокруг себя, этих порочных офицеров и затуканых солдат.

Назанский знает, что были и есть люди более сильные и честные, бесстрашные, способные на подвиг, но они же и более хищные. Их готовность погибнуть за других ему непонятна и чужда. Своя жизнь намного дороже, чем чье-то призрачное счастье. Человек живет один раз, и пренебрегать своим настоящим в пользу какого-то будущего очень глупо. И что поразительно: этот ходячий мертвец обожает жизнь во всем ее великолепии: «Если я попаду под поезд, и мне перережут живот, и мои внутренности смешаются с песком и намотаются на колеса, и если в этот последний миг меня спросят: «Ну что, и теперь жизнь прекрасна?», я скажу с благодарным восторгом: «Ах, как она прекрасна! Сколько радости дает нам одно только зрение! А есть еще музыка, запах цветов, сладкая женская любовь! И есть безмернейшее наслаждение — золотое солнце жизни, человеческая мысль!» (IV, 202).

Живи ради себя, лови мгновение, забудь о других, о будущем — это философия бездействующего, безвольного, дряблого Назанского. Но почему же он не живет по своим правилам: не может? Не хочет? Или просто привык жалко влачить свое существование?

И тут возникает первое противоречие: между идеями Назанского и его жизнью.

Противоречие второе: Василий Нилович отвергает любовь к ближнему, а потом говорит, что когда каждый человек почувствует себя богом, возникнет любовь, и он станет «светлой религией мира». Может ли возникнуть из любви к себе любовь к другим? Сначала отвращение к ближнему, нежелание помочь ему (невольно вспоминается афоризм Ницше — «падающего толкай»), а потом любовь, и жизнь будет прекрасна. Как это все произойдет? Назанский твердо верит в эту грядущую жизнь, не отказывается делать что-нибудь для будущего, содействовать его приближению. «Назанский — человек крайностей, и противоречит он сам себе на каждом шагу: то, что выглядит в его речах аналогией ницшеанского индивидуализма, успешно отвергается им самим»52,. — пишет Ф.И. Кулешов.

Так, Назанский, отвергнув борьбу «в пользу грядущего», потом говорит, что нужно совместное выступление против «двуглавого чудовища», которое олицетворяет царизм (двуглавый орел) и связанные с ним произвол, насилие, унижение, оскорбление человеческого достоинства.

«Один я его осилить не могу, но рядом со мной стоит такой же-смелый и такой же гордый человек, как и я, и я говорю ему: «Пойдем и сделаем вдвоем так, чтобы оно ни тебя, ни меня не ударило. И мы идем» (IV, 209).

И это уже не теория «крайнего индивидуализма», которая так возмутила Л. Толстого: «Я не читаю этих гадостей, я сделал исключение и не рад»53, а теория «разумного эгоизма», вариант ее: не жалость к ближнему и жертвенность собой, а осознание своего человеческого достоинства и уважения к правам каждой личности ведет к объединению людей, которые жаждут свободы.

В речах Назанского отражаются взгляды не только на человека и его будущее, но и особенно сильное критическое отношение к настоящему, начиная с общей картины, изображающей все. Что связывает «крылья человеческой души» в виде «двуглавого чудовища» и заканчивая отдельными сторонами действительности.

Великая радость жизни — любовь — опошлена, превратилась в тайный блуд, позорный грех, стала темой для грязных анекдотов и похабных опереток. Назанский защищает любовь светлую, красивую, чистую, поет гимн этому чувству, призывает «негрязно думать о женщине», предоставить ей свободу выбора. Любовь (даже неразделенная) — безумное блаженство, и лучше сойти с ума от любви, чем от паралича и гадких болезней!

Назанский прославляет земную жизнь, славит каждое мгновение, призывает Ромашова любить ее, бросить службу, ведь «любой бродяжка живет в десять тысяч раз полнее и интереснее, чем Адам Иванович Зегржт или капитан Слива… Не все ли равно: есть воблу или седло дикой козы с трюфелями…, умереть под балдахином или в полицейском участке. Все эти детали, маленькие удобства, быстро проходящие привычки. Они только затеняют, обесценивают самый главный и громадный смысл жизни… Есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое — свободная душа, а с нею творческая мысль и веселая жажда жизни» (IV, 211).

Смелы и язвительны обличения Назанского в адрес военщины. Он осуждает поединки, которые, по сути, не что иное, как убийство, зверское отношение к солдатам, разоблачает перед Ромашовым многих людей, которых тот уважал (Плавский, Стельковский, Рафальский), не верит, что офицеры служат интересному, полезному делу, ибо они — паразиты, дает характеристику этому сословию: «… все это заваль, рвань, отбросы. В лучшем случае — сыновья искалеченных капитанов. В большинстве же — убоявшиеся премудрости гимназисты, реалисты….» (IV, 203).

Общество не простит им их косности, слепоты и глухоты ко всему новому, придет час расплаты, причем не только для военных, но и для всех поработителей («настанет время великих разочарований и страшной переделки»). Назанский отрицательно относится к войне, хотя и вспоминает о прошедших временах, когда «война была общей хмельной радостью, кровавой и доблестной утехой» (очередное противоречие в воззрениях Назанского).

Ф.И. Кулешов так объясняет эти противоречия: «В затуманенном мозгу Назанского мысли растекаются в разные, порой прямо противоположные стороны, ему не всегда удается соединить их в стройную«логическую цепь, и эта бросающаяся в глаза противоречивость составляет отличительную черту его мысли, его речей, всего его характера»54.

С одной стороны, Назанский мелок, если взять для сопоставления другие произведения русской литературы, но на том фоне, где он действует, его фигура велика и недостижима людишкам вроде Сливы, Дица, Осадчего. Даже Ромашов, несмотря на то, что он главный герой повести, превосходит Назанского только по своей чистоте и неиспорченности, интеллектуально же он еще не дорос до осмысления всех противоречий жизни. Ромашов не мог высказать те идеи, которые провозгласил Назанский. В его монологах есть, конечно, схематичность, противоречия, и это мешает, по мнению многих исследователей, придать образу Назанского цельность и законченность, но значение его все же велико: образ Назанского служит как бы «вещественным доказательством» гибельного влияния офицерского быта на умного и вначале неиспорченного человека. Кроме того, этот образ важен для понимания образа Ромашова, смысла его трагедии.

Назанский — духовный наставник Ромашова, впитавшего многое из высказываний своего старшего товарища, и оба они противостоят в повести остальному офицерству.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/08/nazanskij-poedinok-kuprin-obraz-harakteristika.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2184-harakteristika-nazanskogo-poedinok.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/harakteristika-i-obraz-nazanskogo-v-proizvedenii-poedinok
  • https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-geroya-nazanskij-poedinok-kuprin/
  • https://studbooks.net/638963/literatura/ofitsery_idealisty_povesti_kuprina

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт