18. Образ Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»

illjustracija-poedinok-kuprin-hudozhnik-p-pinkisevich-glava-16-romashov-i-hlebnikov.jpg

Повесть «Поединок» — одно из самых известных произведений выдающегося русского писателя А. Куприна. В этой статье представлен образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера главного героя в цитатах.Смотрите: Краткое содержание повести— Все материалы по повести

Ромашов в повести «Поединок» Куприна: образ, характеристика, описание 

Главным героем повести «Поединок» является молодой офицер Юрий Алексеевич Ромашов (также его зовут Георгием):

«Здравствуйте, Юрий Алексеич. Новостей нет?»

Ромашов — подпоручик, он командует полуротой солдат в пехотном полку. На службе Ромашов состоит недавно — всего 1,5 года:

«…Бобылев из полуроты Ромашова…»

«…происходят в пехотном армейском полку.»

«…В первый раз за полтора года… он остался наедине сам с собой.»

Возраст Ромашова — 21 год:

«А Ромашову недавно окончился двадцать первый год.»

Ромашов — славный человек и прекрасный офицер:

«Молодой такой, славный, способный мальчик, а без водки не сядете за стол…» 

«Прекрасный офицер… фронтовик и молодчинище…» 

О внешности Ромашова известно следующее:

«Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения…» 

«…он не обладал «представительной фигурой».» 

«…без надобности поправляя очки…»

«…бледное лицо, близорукость…» 

«…глаза у него были вовсе не черные, а самые обыкновенные – желтоватые, с зеленым ободком.» 

«…стала… перебирать его мягкие волосы….»

«…тяжелые резиновые калоши в полторы четверти глубиной, облепленные доверху густой, как тесто, черной грязью. Такие калоши носили все офицеры в полку. Потом он посмотрел на свою шинель, обрезанную, тоже ради грязи, по колени, с висящей внизу бахромой, с засаленными и растянутыми петлями, и вздохнул.»

«…с трудом волоча ноги в огромных калошах…»

Подпоручик Ромашов родом из Пензы из Наровчатского уезда:

«Ведь вы, подпоручик, кажется, наш, пензенский? <…> Наровчатского уезда, кажется?»

Ромашов родился в бедной семье. Известно, что у него год назад болела мать. Больше о его семье ничего не известно: 

«…в детстве – из‑за той бедности, в которой жила его семья…»  

«Говорили что‑то такое о болезни вашей матушки, показывали там письмо какое‑то от нее.» 

Ромашов учился в кадетском корпусе в Москве. Всего он провел в военных училищах 9 лет и собирался посвятить жизнь службе. Но его надежды разбились, когда он начал служить:   

«…все эти тактики и фортификации, на которые он убил девять лучших лет своей жизни…»

«Сначала пансион, потом кадетский корпус, военное училище, замкнутая офицерская жизнь…» 

«В Москве, будучи кадетом и потом юнкером…» 

Подпоручик Ромашов разочарован в военной службе. Армейские будни надоели и опротивели ему:

«Ах, я совсем не то ожидал найти, когда стал офицером.» 

«Мне все это до такой степени надоело и опротивело!..» 

Ромашов нередко чувствует себя одиноким среди сослуживцев:

«Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, – это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер.»

«Никому это непонятно. Нет у меня близкого человека…»

«…я сам – несчастный, одинокий, убитый человек.»

Однообразие и скука военной службы убивают Ромашова: 

«Что за жизнь! Что‑то тесное, серое и грязное… эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости. Книги, музыка, наука – где все это?»

От скуки Ромашов много пьет:

«…мне известно доподлинно, что вы пьете. Это омерзительно. Мальчишка, желторотый птенец, только что вышедший из школы, и напивается в собрании, как последний сапожный подмастерье.»

Также от скуки он встречается с нелюбимой женщиной, женой своего сослуживца — Раисой Петерсон. В конце концов Раиса надоедает Ромашоу и он разрывает с ней отношения:

«…имеет длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой…»

«Мы оба играли какую‑то гадкую, лживую и грязную игру, какой‑то пошлый любительский фарс.» (Ромашов — Раисе)

При этом Ромашов нежно и безответно влюблен в жену сослуживца, офицера Николаева — Шурочку Николаеву:

««Шурочка!» – прошептал Ромашов нежно.»

Подпоручик Ромашов — добрый и совестливый офицер:

«Но внимание и доброта офицера понемногу согрели и оттаяли его сердце. С совестливой и виноватой жалостью узнавал Ромашов подробности…»

Ромашов — слабохарактерный, безвольный человек. Он часто сам себя винит за слабость:

«Ромочка, зачем вы такой… слабый! <…> Но зачем вы такой жалкий! <…> О, если бы вы были сильный!»

«И, мысленно браня себя за тряпичное безволие, он вяло поплелся за Веткиным…»

Ромашов — застенчивый, робкий и неуклюжий человек:

«…от большой застенчивости неловок.»

«…свою обычную растерянность и неловкость…»

«Отвечайте же, неуклюжий Ромочка…»  

«И опять, с робко замирающим сердцем, бледнея от внутреннего волнения…»

Ромашов — чистый, нежный молодой человек:

«…вы мне милы всем; своей неловкостью, своей чистотой, своей нежностью.» 

Ромашов — молодой романтик и мечтатель с «неугомонной фантазией»:

«И в нем… закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты.» 

«Обычная, неугомонная фантазия растворила весь ужас этой мысли…»

У Ромашова есть смешная привычка думать о себе в третьем лице, как в романах:

«…у Ромашова была немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о самом себе в третьем лице, словами шаблонных романов…»

Ромашов не терпит несправедливости и жалеет слабых. Он заступается за солдата-татарина и за это получает наказание — домашний арест:

«Командир полка делает ему замечание, а он, несчастный прапорщик, фендрик, позволяет себе возражать какую‑то ерундистику.»

«…я подвергаю подпоручика Ромашова домашнему аресту на четверо суток…»

Ромашов против рукоприкладства в армии. Он возмущается, когда офицеры бьют солдат:

«Бить солдата бесчестно. < >Это стыдно!»

Ромашову не нравится грубость и солдафонство в армии. По его мнению, от этого служба превращается в издевательство:

«…это же ведь не служба, это – изуверство какое‑то! – со слезами гнева и обиды в голосе воскликнул Ромашов. – Эти старые барабанные шкуры издеваются над нами! Они нарочно стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство, какое‑то циничное молодечество. < > Ну кому нужно, зачем это подтягивание, орание, грубые окрики?»

Ромашов не понимает, зачем нужна война и зачем люди убивают друг друга:

«А зачем война? Может быть, все это какая‑то общая ошибка, какое‑то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?»

В конце концов Ромашов погибает на поединке. Его убивает офицер Николаев, муж Шурочки:

«…поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота. <…> …скончался от внутреннего кровоизлияния.»

Это был цитатный образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера главного героя, Юрия Алексеевича Ромашова, в цитатах.Смотрите: Все материалы по повести «Поединок»

Постепенно автор раскрывает характер Ромашова с других сторон, которые позволяют разглядеть в нем отзывчивого, нежного и сочувствующего романтика. Тем не менее, благодаря силе духа он справлялся с тяжелыми условиями жизни и часто заступался за других солдат, которых, по его мнению, незаслуженно унижали. В связи с этим он часто ловил на себе недовольные взгляды офицеров. Читатель становится свидетелем внутренней борьбы Ромашова, в которой жесткий офицер боролся с ранимым человеком. Вскоре он пришел к выводу, что офицерам нечем похвастаться кроме как мундиром ведь по сути, они жестокие и глупые люди, избивающие солдат и делающие из них рабов. Несмотря на свое преимущество, Ромашов не позволял себе такого отношения, он видел в солдате не раба, а приятеля. Особенно ярко его неравнодушие к окружающим проявилось в спасении Хлебникова, который хотел покончить собой.

Отношения с женщинами у него не складываются. Он влюблен в Шурочку, жену сослуживца, но от тоски встречается с другой. Обе женщины недовольны им.

Ромашов живет мечтами о науке и искусстве, о всеобщем уважении и признании. Прогуливаясь по вокзалу он часто представлял себя рыцарем, совершающим подвиг.

Его связь с Шурочкой стала для него трагической и закончилась дуэлью, в которой Ромашов погибает в угоду своей возлюбленной. Да и сам он был сломлен не найдя своего места в жизни и давно хотел уйти из этого бренного мира, считая свою жизнь непосильной ношей.

Характеристика 2

Георгий Алексеевич Ромашов — главный герой повести А.И.Куприна “Поединок”. Образ Ромашова в произведении показан в его динамическом развитии: внутри главного героя происходит каждодневная работа над собой, своим мировоззрение. Этим он отличается от других героев повести, имеющих уже устоявшиеся понятия и видения жизни.

Георгий Ромашов — молодой офицер, подпоручик. В его подчинении находится полурота солдат пехотного полка. Герою 21 год, на службе он 1,5 года. Ромашова прельщала военная служба, около 9 лет он провел в кадетском училище в Москве. Георгий мечтал о карьере военного, хотел посвятить всю жизнь службе. Однако его надежды разбились о суровую действительность, когда он начал служить. По своему характеру Ромашов был мягким мечтательным человеком, сослуживцы часто упрекали его в слабохарактерности. Георгий с трудом мирился с жестокостью армейских устоев, часто заступался за солдат. Ромашов не терпел несправедливости, жалел слабых.

Когда Куприн знакомит читателей со своим героем, Ромашов предстает слабовольным, робким человеком. Он играет в азартные игры, употребляет алкоголь, состоит в отношениях с женой сослуживца. Все это не красит моральный облик Георгия. Однако с развитием сюжета образ Ромашова представляется уже с другой стороны: герою присуще отзывчивость, нежность, сочувствие. Эти качества не всегда проявляются из-за слабохарактерности офицера. Писатель не стремился сделать образ Ромашова строго положительным или отрицательным, главный герой наделен реалистичными чертами характера. Главным же отличием Ромашова от сослуживцев является его небезразличие к окружающим: герою не нравится солдафонство и жестокость офицеров по отношению к солдатам. Он презирает рукоприкладство в армии, заступается за солдат, понимает, как трудна и тяжела для них служба.

Постепенно Ромашов отходит от сословных предрассудков: он видит в солдате друга, боевого товарища. Герой не понимает зачем нужна война, почему нельзя жить в мире, почему надо убивать друг друга. Георгий обладает чувствительной личностью. Ромашов считает, что существуют всего три достойных призвания: наука, искусство и свободный физический труд. Молодой человек мечтает уйти со службы, в которой разочаровался.

Герой безответно влюблен в жену сослуживца Николаева — Шурочку. К ней он испытывает нежные чистые чувства. Ромашов погибает во время поединка от рук Николаева.

<glav>Другие темы:</glav>← Герои произведения Олеся↑ КупринОлеся из произведения Олеся → `

Ромашов в повести Поединок

romashova-v-povesti-poedinok.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Тройка. Ребятишки у реки Пластова (описание)

    Художник на большинстве своих картин изображал детей. Можно сказать, что Пластов испытывал особые чувства к детям, которые он отразил на своих работах. Одна из таких картин «Тройка. Ребятишки у речки».

  • Сочинение Анна Николаевна в произведении Гранатовый браслет (Образ и характеристика)

    Анна Николаевна Фриессе приходилась младшей сестрой княгине Шеиной Вере Николаевне. Если княгиня поражала всех своей чисто аристократической внешностью, то это никак нельзя было сказать про Анну

  • Проблемы поднятые в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

    «Конь с розовой гривой» — прекрасный рассказ В.Астафьева — русского писателя, эссеиста и драматурга. Это рассказ про честного, доброго, совестливого мальчишку-сироту, повествующего о себе.

Скачать:

В данном произведении автор хотел заострить внимание читателя на проблемах, глубоко волновавших его. То, что происходило в царской армии, беспредел офицерского состава, жестокость и насилие проявляемое по отношению к солдатам не могло оставить его равнодушным. Образ и характеристика Ромашова в повести Куприна «Поединок» является центральным. Его персонаж за два года службы так и не смог смириться с грубыми нравами полкового быта.

Ромашов – офицер, подпоручик. Командует полуротой солдат в пехотном полку.

Внешность

Ромашову не так давно исполнился 21 год. Родился и вырос в Пензе. Родом из Наровчатского уезда. Семья Георгия была бедной. Они еле сводили концы с концами. Мать постоянно болела. Про отца ничего не было известно. Роста парень был невысокого, среднего. Телосложение худощавое, но мускулистое. Лицо бледное. На носу сидели очки, которые он постоянно поправлял. У Ромашова была близорукость. Без очков ему никак нельзя было. Весь он был какой-то неуклюжий и скованный. Как будто постоянно чего-то стеснялся или боялся.

«…был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения…»

«…не обладал представительной фигурой…»

«…без надобности поправлял очки…»

«…глаза были не черные, а самые обыкновенные – желтоватые, с зеленым ободком…»

«…перебирать его мягкие волосы…»

Образ. Характеристика

Характер главного героя разительно отличается от остальных. У большинства персонажей свои устоявшиеся понятия и видения жизни, а у него характер формируется на протяжении всего произведения. Ромашов по натуре человек мечтательный, романтичный. Склонен к рефлексии. Он привлекает к себе благородством и душевной чистотой. Эти качества мешают ему в жизни. Ему тяжело чувствовать себя своим в армейской среде.

Добрый и простодушный. У него яркое воображение. Он по-детски мечтателен и наивен. Люди, окружающие его большей частью порочны и ничтожны. Среди них у него создается постоянное ощущение своей никчемности. Мучительное осознание своего одиночества за полтора года службы посещало его не раз. Офицерские гуляния, бесконечные попойки, разврат, азартные игры, издевательства над солдатами это все не для него.

Георгий был очень стеснительным. Он писал книги, но никому их не показывал. Ему было неловко и стыдно. Когда выпадала свободная минутка, он любил прогуливаться вдоль вокзала и мечтать о другой жизни. Ему хотелось совершить какой-нибудь подвиг, чтобы о нем говорили, как о герое.

Не способен пройти мимо чужой беды. Это хорошо видно на примере сцены, когда Ромашов заступается за татарина, ничего не понимающего по-русски, чем вызывает на себя гнев начальства. Помимо татарина Георгию удалось отговорить солдата Хлебникова от самоубийства. Ему удалось укротить безумного Бек-Агамалова, когда он чуть не зарубил женщину шашкой. Для него это не серая масса с однообразными лицами, как для других офицеров. Это живые люди у которых есть право на чувства и переживания. Старшие офицеры именно по этой причине недолюбливают Ромашова. Из-за его неприятия грубости и хамства в ежедневном быту солдатских будней.

Огромным авторитетом для Ромашова стал его однополчанин Назанский, большой любитель выпить и пофилософствовать. Георгий заражается его настроением и мыслями. Темы их разговоров: свобода, мир, борьба против царя. Особенно его вдохновила беседа о личной человеческой воле. Георгия не покидали мысли об этом. Переломным моментом в жизни подпоручика стал диалог в защиту свободной воли человека. Благодаря Назанскому он понял свою неповторимость и каждого в отдельности.

Добавить в избранное

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Куприн
  4. Ромашов в рассказе Поединок образ и характеристика

Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

Ромашов офицер, носит чин подпоручика. Он очень молод – ему всего двадцать один год. Именно юный возраст во многом объясняет склонность героя к мечтаниям, которые часто выражаются в суждении о себе в третьем лице, идеализации жизни вне армии.

Юрий Алексеевич невероятно добрый, отзывчивый человек. Это становится понятным по его негативному отношению к грубости и жестокости армейской жизни. Он заступается за неповинного ни в чем кроме своего происхождения татарина, спасает от самоубийства забитого начальством солдата Хлебникова и всячески опекает его впоследствии. Однажды Ромашов удержит от необдуманного, продиктованного слепой яростью поступка своего товарища Бек-Агамалова, за что тот будет ему безмерно благодарен. Равные по положению офицеры доверяют ему, их связывают товарищеские отношения. Однако старшие  офицеры недолюбливают Ромашова, из-за его неприятия откровенной грубости и неприкрытого хамства в ежедневном  быте армейской службы.

Но все то положительное, что присутствует в характере Ромашова, безнадежно тонет в бездонной пучине его безволия, робости, неумения воплощать свои идеи в реальной жизни. Так, мечтая стать ученым офицером генерального штаба, он обещает себе покончить с разгульной жизнью, сесть за книги и поступить в Академию генерального штаба. Но светлым помыслам всякий раз не суждено сбыться – Юрию не хватает внутренних сил и воли, чтобы самоорганизоваться. Еще одним ярким примером безволия героя является влюбленность Ромашова в замужнюю женщину – жену его сослуживца Александру Николаеву или Шурочку.

Образ Ромашова – это образ молодого человека, доброго, отзывчивого, чистого душой, но чрезмерно мечтательного, а так же безвольного и непрактичного. Но, в конечном итоге, герою удается найти свое Я и стать личностью. Он совершает поистине благородный и решительный поступок в духе того времени.  Юрий Ромашов отдает самое дорогое, что у него есть, свою жизнь во имя счастья любимой женщины.

Сочинение на тему Ромашов в Поединке

Юрий Алексеевич Ромашов – это молодой офицер, имел звание поручика, среднего роста. Несмотря на некоторую худобу, он был крепким парнем. Все движения Григория были скованными и неуклюжими. На период несения службы ему не более 21 года.

Ромашов романтичный, мягкий и чуткий молодой человек. Он часто придается мечтаниям, и представляет свою жизнь идеальной вне армии. Он слишком добр и мягок, поэтому грубое отношение в армии его коробит, и он не принимает такое поведение. Его доброе и отзывчивое сердце помогает предотвратить страшное преступление Хлебникова – самоубийство. К этому солдата подтолкнул его же начальник, в последующем он постоянно находиться рядом с Хлебниковым, всячески опекает и помогает ему. Он защитил от нападок безобидного молодого татарина. В один момент, когда на его друга нападет ярость, и он захочет совершить необдуманный поступок, Ромашов остановит его, впоследствии, получив безразмерную благодарность и преданность.

Офицеры, равные Ромашову по чину завязывают с ним хорошие, дружеские отношения, они доверяют ему и считают надежным другом. Но, более старшие офицеры по званию, наоборот, недолюбливают его, призирают за его неприятие грубого быта армейской службы.

Облик Ромашова, с одной стороны добрый, отзывчивый, мечтательный, а с другой – безвольный и слабохарактерный. В борьбе со своими страхами и слабостями, в конечном итоге победила личность. Ромашов сумел найти себя, понять что нужно быть более серьезным и сильным духом, несмотря на то, что в конце рассказа его настигла смерть.

Характеристика 3

У  главного героя повести А.И. Куприна «Поединок» в произведении несколько имен: Юрий, Георгий, Ромочка, Ромашка – каждое из которых отражает отношение героя к самому себе или отношение к герою других персонажей.

Если говорить о формировании отношения  к самому себе, то путь, который проходит герой – это движение от «Юрия» к «Георгию». Юрий  —  домашнее имя, так называет себя он, говоря   в третьем лице, так называют его сослуживцы, в этом имени нет коннотации, дополнительного мощного звучания, характерности, в этом имени только номинация обыкновенности, как точка отсчета. Грязный городишко, пьяные посиделки в офицерском клубе,  странная и пошлая связь с полковой дамой Раисой Петерсон  – все это знаки простого имени Юрий, то есть все, как у всех офицеров в полку. Но есть другое имя, Георгий, победоносное, восхитительное, мотивирующее избавиться от инфантильности, освободиться от обывательского взгляда на мир. Называясь так, Ромашов мечтает о светозарном городе, о большой любви к Шурочке, о торжестве справедливости во время надвигающегося полкового смотра. Георгий — Победоносец, этот светлый христианский образ, подспудно существующий в сознании Ромашова, держит его на плаву, позволяет мечтать и надеяться на осуществление желаний о любви и славе. 

В одном из воспоминаний Юрия – Георгия речь идет о том, что тонкой нитью в детстве мать удерживала его от совершения дурных поступков, так стремясь уберечь от опасности жизни за пределами натянутой нити. Детство закончилось, но страх новой жизни остался, Ромашов по-прежнему ощущает  натянутую нить, которая держит его, а оборвать её он окажется не в силах.

Иногда кажется, что совсем немного и пред нами предстанет победитель, Георгий: несколько шагов отделяет Ромашова во время смотра от славы; солдата Хлебникова он спасает от смерти, видя в нем брата своего, понимает его, как себя;  даже когда идет на поединок, это выглядит как поступок в защиту доброго имени прекрасной дамы, возлюбленной его Шурочки. Но судьба-нить не отпускает его, и он остается просто Юрием: смотр обернется позором неумелого офицера, а прекрасная дама, по сути, пожертвует Ромашовым ради собственного благополучия, ей не суждено понять и увидеть в нем и силу его жертвы, и силу его любви к ней,  именно для нее он Ромашка и Ромочка, Георгия она в нем не сумеет рассмотреть.

Ромашову  не удастся войти в светозарный город, который он себе представлял, ему  не суждено быть Георгием-Победоносцем, но его светлый, хотя и несколько эмоционально инфантильный образ рождает в сознании читателя сочувствие, сопереживание, когда вслед за главным героем, спасающим солдата от самоубийства, хочется сказать: «Брат мой».

<glav>Другие сочинения:</glav>← Пудель Арто образ и характеристика в рассказе Белый пудель↑ КупринХарактеристика и образ Пирогова в рассказе Чудесный доктор →

Ромашов в рассказе Поединок образ и характеристика

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по трагедии Гамлет Шекспира

    Каждый слышал фразу «To be or not to be» (Быть или не быть), но не все знают, что она является началом известного монолога Гамлета. Что это? Крик души, размышления или что-то большее?

  • Краткое мини сочинение на тему Моя школа

    У меня очень хорошая школа. Меня и моих одноклассников учит добрая учительница, она рассказывает, как нужно считать, пишет на доске буквы и слова, чтобы мы писали их в свои тетради.

  • Образ и характеристика Ванюшки в рассказе Судьба человека Шолохов сочинение

    У каждого человека своя судьба и своя дорога в жизни. Порой нам не под силу изменить жизненные ситуации, ведь то, что предначертано свыше, обязательно исполнится, хотим мы этого или нет.

  • Сочинение по произведению Что делать Чернышевского

    Это по-настоящему эпохальное произведение. Некоторые именуют его «Библией нигилизма». И это совершенно не случайно. Сам автор, Чернышевский, был ярым противником самодержавия и не упускал случая кольнуть власть

  • Образ и характеристика Гробовщика Андриана Прохорова в рассказе Пушкина Гробовщик

    Андриан Прохоров является единственным главным героем произведения, вошедшего в цикл «Повести Белкина».

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному на жалкое существование в косной, убогой среде. Главный герой повести «Поединок» подпоручик Ромашов типичен для писателя: герой интеллигентный, обладающий высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающего.

Симпатии автора явно на стороне героя, и у читателя возникает симпатия к нему сразу же, как только Ромашов появляется перед нами.

Даже внешний его образ не отталкивает, а скорее вызывает жалость к молодому офицеру. Он невысок и худощав, но довольно силен. Из-за застенчивости неловок. Да и о какой ловкости может идти речь, если даже одежда его будто служит дополнительным унижением. На нем калоши, «облепленные доверху густой, как тесто, грязью», шинель, обрезанная тоже «ради грязи». Оглядывая себя, он краснеет от стыда. Автор постоянно подчеркивает юность, незрелость Ромашова. Лишь раз уже в конце повести упоминается его возраст: двадцать один год. Но читатель и раньше не дал бы ему больше: Ромашов испытывает чувство «мальчишеской неловкости перед солдатами», Шурочка называет его «и не мужчиной вовсе». А более всего о его юности говорит привычка думать о себе в третьем лице. Она же говорит о романтичности героя: думает он о себе словами шаблонных романов.

Ромашов – мечтатель. Он ходит на вокзал к курьерскому поезду, чтобы хоть краем глаза взглянуть на жизнь, отличную от его жизни. Чтобы увидеть красивых, нарядных дам, так непохожих на дам полка, вынужденных перешивать бесчисленное число раз одно и то же платье и чистить перчатки бензином. Увидеть «беззаботно самоуверенных» штатских господ, не представляющих себе тягот армейской жизни с ее муштрой, хамством, избиениями, унижениями. Их жизнь представляется Ромашову вечным праздником и торжеством, а досуг офицеров – это пьянство, карты, интриги, супружеские измены да публичный дом. За вечерней зарей чудится юноше прекрасный город с мостовыми из золотых плиток, с башнями, тенистыми садами и фонтанами. И люди живут там иные: светлые, радостные, не знающие преград в желаниях, не знающие скорби, стыда, забот.

Но грезит он не только о земном рае, есть у него мечты гораздо более материальные, рожденные, может быть, даже похвальным, честолюбием. Он видит себя ученым офицером генерального штаба, он не пренебрегает полковыми занятиями, но сторонится офицеров. Он все выше поднимается по служебной лестнице, усмиряет бунт рабочих. И уже готов он не ходить более ни разу в собрание, засесть с утра за книги, зубрить, выдержать экзамен в академию генерального штаба. Но в Ромашове честолюбие сталкивается с детской наивностью (романтическая мечта стать шпионом-шарманщиком в Германии), но, хуже того, сталкивается оно со слабостью характера, внутренней несобранностью. В мечтах он – незаменимый офицер генштаба, а на деле он забросил купленные книги, и они пылятся на полке; он не читает выписанных газет и журналов, убивает свободное время на вечера в собрании, пьет много водки и тянет пошлую связь с замужней женщиной.

Но для читателя Ромашов все же привлекателен душевной чистотой, человечностью. Его поведение во многом отличается от поведения большинства других офицеров. Он перед самим полковым командиром Шульговичем вступается за солдата-татарина, едва понимающего русский язык. Человеческое берет в Ромашове верх над предписаниями воинского устава, и он не думает в этот момент о неизбежности наказания. Он не может понять «необходимости» расправ со «шпаками», не видя никаких проявлений офицерской чести в демонстрации грубой силы перед беззащитными студентами и буфетчиками.

Он хотел бы, чтобы все люди осознали бессмысленность войны, весь мир сложил оружие. Но в действительности он может лишь запретить подчиненному не бить солдата («Шаповаленко, не сметь драться!). Он грозится солдафону Сливе подать на него рапорт за избиение солдат, и это уже подвиг, уже поступок, выходящий вон из ряда поступков других офицеров.

Многие мелочи, а по правде – совсем не мелочи, в поведении, в жизни подпоручика отличают его от других. Он единственный, кто относится к своему денщику как к человеку, не делает из него зверька, клоуна для развлечения гостей. Он стыдится самого того, что кто-то прислуживает ему, жалеет, что не может даже пожать руку своему верному Гайнану. Ромашов лишь раз идет к Брему, чтобы занять денег, до этого он ходил к нему, движимый человеческой симпатией, любовью к животным. Он вспоминает детскую мечту иметь собаку.

Если обратить внимание на то, как относятся к нему другие офицеры, то мы увидим явную нелюбовь к нему Сливы, Осадчего, Дорошенки. Они видят, что в подпоручике есть внутренний стержень, способность к протесту, смелость высказать свое осуждение. Так, он остановит кощунственное насмехательство Осадчего над покончившим с собой солдатом: «Не позволю! Молчите! Зачем смеяться? Капитан Осадчий, вам вовсе не смешно, а вам больно и страшно!» Потому и не любят его начальники, видя, что человек не сломлен до конца.

Офицеры же, которые равны Ромашову по положению, относятся к нему почти по-товарищески, ему доверяют. Достаточно вспомнить, что Михин именно его попросил взять в экипаж сестер, чтобы оградить их от приставаний грубияна Дица, вспомнить молчаливую признательность Бек-Агамалова, которого Ромашов уберег от совершения убийства и от позора на всю оставшуюся жизнь.

Ромашов не остается неизменным на всем протяжении повести. Напряженные раздумья о жизни, об армии, о себе приводят его к открытию собственного «я», своей личности, индивидуальности. Это открытие сначала даст подпитку его тщеславию, и результатом будет самолюбование, желание похвал и провал во время смотра. Но после в душе Ромашова произойдет глубокий надлом, он окончательно повзрослеет. Исчезнет бесследно привычка думать о себе в третьем лице. Он поймет, что личность – не только он, что свое «я» есть у каждого. Солдаты больше не будут казаться ему серой массой, у каждого из них появится свое лицо. Еще более мучительными станут для него преграды между людьми, созданные армейской иерархией. Но у него достанет смелости и сочувствия, несмотря на насмешки других офицеров, помогать солдату Хлебникову, которого он спас от самоубийства. Но для самого Ромашова жизнь предстанет – еще более бессмысленной, его положение еще более безвыходным. Обдумывая возможность уйти в запас, он понимает, что не найти ему лучшей доли и став штатским. И не поправит положения то, что он поймет, каковы «три гордых призвания человека»: наука, искусство и свободный физический труд. Не помогут вдохновенные рассуждения Назанского о ценности жизни, о грядущем прекрасном времени, когда люди станут богами. Ведь сам Назанский ни на шаг не приблизился к этому времени. Не спасет его и любовь к Шурочке, потому что на его чувство она ответит минутной влюбленностью, благосклонностью и жестоким расчетом. Ромашов не стал победителем в поединке со средой, не стал победителем в поединке с самим собой, не нашел сил изменить свою жизнь. Но стал победителем, сознательно уйдя из этой жизни. Наивно думать, что смертельный исход дуэли был трагической случайностью для Ромашова или для Шурочки. Она понимала, на что толкает влюбленного юношу, и он не мог не чувствовать этого: «… Ромашов почувствовал, как между ними проползло что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу». Но отдал свои душевные силы и жизнь свою отдал ради любимой женщины, спасая честь ее мужа, спасая ее будущее, ее желания и мечты. Мы можем осуждать его, не принимать его готовности умереть, не признавать ее. Но его согласие на дуэль было зрелым решением взрослого человека. Победа его в жалости и любви, в простых, спокойных словах: «Хорошо, пусть будет так. Я согласен».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/08/obraz-harakteristika-romashova-roedinok-kuprin.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/kuprin/romashov-v-povesti-poedinok
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2195-harakteristika-romashova.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/romashov-v-rasskaze-poedinok-obraz-i-harakteristika
  • https://lit.wikireading.ru/49853

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт