«Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)»

Первыми на бал заходят супруги Горочи, Наталья и Платон. Главной в этой семье является жена, а муж для нее как маленький ребенок. Но до свадьбы Платон был совершенно другим, Чацкий знал его и сейчас находится в сильном удивление.

Затем появляется семья подобная первой, где правит матриархат, жена стоит во главе семейства. Она мечтает выдать своих дочерей замуж, они же в свою очередь глупы по детски, без собственного мнения. В Чайком княгиня видит потенциального жениха для своих дочерей и отправляет мужа познакомиться с ним. Но как только она узнает, что Чацкий не имеет высокого чина и вовсе не богат, то ее мнение про него сразу же меняется и она отзывает мужа обратно. Следом мы наблюдаем ещё одного персонажа Антона Антоновича Загорецкого. Мнения о нем ходят не очень лестные. Говорят, что она мастер услужить. Этот герой пытается завоевать внимание Софьи. Он сообщает Софьи, что достал билеты и говорит, что это было сложно. Тетка Софьи пользуется большим успехом. Она заслужила уважение Фамусова. Фамусов представляет Скалозуба, как будущего мужа для Софьи.

Чацкий не разделяет интересов людей, присутствующих на этом балу, он чувствует себя одиноким. Все что он делает это посмеивается над недостатками этих людей.

Так же автор добавляет некоторых персонажей в свое произведение, для взаимодействия с Чацким, он изображает их с разных сторон. Софья, под влиянием фамусовского общества, говорит Чацкому, что считает его сумасшедшим.

Чем важен этот эпизод? Именно из-за всего происходящего на балу Чацкий вскоре уезжает из Москвы.

Рассуждение 2

Сцена бала в доме Фамусова очень важна в раскрытии сюжета произведения. Именно в этот период развития событий конфликт Чацкого и фамусовского общества достигает своего пика. Друг за другом в действие входят все представители общества Фамусова, которые отвергают все новое, приветствуя старое, и предпочитают богатство и влиятельность.

Сначала происходит появление Платона и Натальи Горичей. Супруга опекает и лелеет своего мужа, как малое дитя. Чацкий знал Платона Михайловича еще до вступления в брак, и был крайне неприятно удивлен подобному преображению.

Далее появляется семейство Тугоуховских. Там, также, доминирует жена. Она озабоченна лишь удачным замужеством дочерей, которые, стоит заметить, не слыли умницами и красавицами. Княгиню привлек Чацкий, она уже примеряла его в роли зятя. Но, узнав, что он не богат и не имеет никакого чина, тут же теряет всяческий интерес к его персоне.

Следом наступает очередь Антона Антоныча Загорецкого, который не может похвастаться дружбой с этим обществом. За глаза в его адрес звучит много плохого. Это услужливый, скользкий человек. Он хочет заслужить расположение Софьи, предложив ей достать билет на спектакль.

Тетя Софьи, Хлестова, пользуется уважением. Даже Фамусов прислушивается к ней, и при знакомстве ее со Скалозубом, говорит, что это его будущий зять.

У Чацкого нет друзей на этом балу. Он не может даже найти себе собеседника. Чацкий позволяет себе язвительные шутки и высмеивание недостатков присутствующих, но не находит единомышленников. Скалозубу приходит на ум вспомнить своего родственника, который бросил службу и предпочел обучение всяким наукам. Княгиня Тугоухова тоже вспомнила своего племянника, который любил учиться.

В этом же обществе не нашлось ни одного человека, который не встал на защиту Чацкого и не опроверг то, что он сумасшедший. Все члены общества единогласно решают, что причина слабоумия в пьянстве и наследственности. Мало того, еще и образованность сыграла немало важную роль.

Автору удается описать каждого персонажа в общении с Чацким и другими членами общества для того, чтобы показать, насколько люди боялись новизны, и были зависимы от мнения других. Общество отвергало то, что может разрушить привычный жизненный уклад. Это стало причиной того, что вместе со всем новым был отвергнут и Чацкий. Он покинул Москву.

<glav>Другие темы:</glav>← Письмо Чацкому из 21 века↑ ГрибоедовДостойна ли Софья любви Чацкого? → `

Бал в доме Фамусова (анализ эпизода)

bal-v-dome-famusova-analiz-ehpizoda.jpg

Популярные сочинения

  • Чем отличается мечта от цели сочинение

    Мечта – сильное душевное стремление человека к чему-либо. Цель – задача, к исполнению которой он идет. На первый взгляд, цель и мечта довольно похожи – обе являют собой определенные мысли

  • Преступление и наказание — Значение Имен в романе

    В своем произведении автор использует прием, с помощью которого читатель на подсознательном уровне формирует представление об истинной сущности героев.

  • Сочинение-описание по картине От дождя В. Маковского 8 класс

    Маковский Владимир Егорович — известный русский художник, который родился в Москве в 1846 году. С самого раннего детства Владимир Егорович увлекался рисованием.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Бал в доме Фамусова

В произведении «Горе от ума» огромную роль играет эпизод, в котором описан бал у Фамусова в доме. На протяжении всей комедии идет противостояние между одним Чацким и всем фамусовским обществом. Апогея данный спор достигает во время бала. На балу присутствовали представители высшего общества. Все они приверженцы старого устоя жизни и консерваторы. Они не стремятся к новому. Единственное, что интересно этому обществу это получение чина и деньги.

На бал одними из первых пришли Платон и Наталья Горичи. Это семейная пара, в которой жена проявляет чрезмерную заботу к своему мужу и относится к нему будто к маленькому ребенку. Затем приехала семья Тугоуховских со своими дочерями. В этом семействе супруга мечтает быстрее выдать свих дочерей удачно замуж. Но, молодые княжны Тугоуховские не сильно сообразительные и не имеют своего мнения.

Мать этой семьи сразу же заприметила Чацкого. Она рассматривала его как перспективного жениха для своей дочери. Женщина сразу же отправила своего мужа, знакомится с Чацким. Но, когда она узнала, что парень не богат и не имеет звания, у нее сразу же пропал к нему интерес.

На балу присутствовал Антон Антоныч Загорецкий, его в обществе не сильно любили и за его спиной плохо о нем отзывались. С ним общаются потому, что он может достать все, что угодно. Загорецкий старался обратить на себя внимание Софьи.

Огромным авторитетом в обществе пользуется Хлестова. С ней Фамусов всегда советуется и ценит ее мнение.

На балу Чацкий чувствует себя не в своей тарелке. Ему одиноко. Ему не интересно это общество. Чацкому с ними не о чем разговаривать, он язвит и шутит над всеми пороками фамусовского общества. Парень обладает особенным складом ума, у него особое мышление. Все гости высмеивают его за его ум.

На балу все представители фамусовского общества показали себя не с лучшей стороны. Все эти люди не имеют собственного мнения, у них нет целей, ни не хотят развиваться и двигаться в перед. Им интересны только деньги и статусы. Чацкий сильно отличается от них. И именно поэтому не вливается в коллектив. Бал представляет жуткое зрелище и сбор глупых и необразованных людей.

Вариант 2

Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» описывает светское общество 19 века. Также она раскрывает конфликт, сложившийся в начале столетия между «веком нынешним», представителями которого оказались прогрессивно мыслящие молодые люди, и «веком минувшим», приверженцев старых традиций и идеалов.

Как и, пожалуй, любое литературное произведение, комедия в стихах имеет экспозицию, постороженную на трех основных элементах: завязке, кульминации и развязке. Сцена бала занимает важное место в произведении Грибоедова. Она является его кульминацией, той вершиной событий, в сторону которой действие развивалось с самого начала.  После бала напряженность сюжета идет на убыль, приближается развязка.

К сцене бала писатель подготавливает заранее. Он предвосхищает действия, которые впоследствии произойдут на балу, монологами Фамусова и Чадского. В их речах противопоставлены идеалы «века минувшего» и «века нынешнего». Постепенно складывается неприятие и у светского общества прогрессивных мыслей и идеей Чацкого.

Смелые прогрессивные идеи Чадского не остаются незамеченными гостями бала. Фамусовкое общество не может простить свободу мысли, независимости мнений и нравственного превосходства Чацкого. Поэтому свет охотно верит в слух о сумасшествии героя. И действительно для большинства приглашенных на бал, речи Чацкого настолько противоречат их собственным убеждениям, что кажется, молодой дворянин и в правду лишился рассудка.

Чадский безуспешно отстаивает свое мнение. Не найдя поддержки и потерпев поражение, герой в последствии покидает Москву.

Однако в этом же эпизоде Грибоедов сообщает читателю, что Чацкий далеко не одинок в своих суждениях. Есть и другая Россия. В светской Москве существуют прогрессивно мыслящие люди: это и племянник княгине Тугоуховской, изучающий естественные науки, и профессор Педагогического института, и брат Сколозуба, оставивший службу и занявшийся самообразованием. Эти люди, так же как и главный герой, не угодны фамусовскому обществу, они видят в их идеях угрозу сложившемуся в стране социальному устройству.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Мое отношение к Чацкому↑ ГрибоедовЧацкий — борец или жертва? →

Бал в доме Фамусова

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бабушки в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева сочинение

    В истории с пряником бабушка Вити играет важную роль. Это уже немолодая женщина с нелегкой судьбой. Ей пришлось пережить смерть дочери, которая утонула. Ее долго не могли найти, поэтому бабушка всякими заговорами и обрядами просила у реки вернуть дочь

  • История жизни Ивана Денисовича Шухова в рассказе Один день Ивана Денисовича (биография и судьба героя)

    Русский крестьянин, фронтовик Шухов Иван Денисович, волею судьбы попавший в людскую мясорубку в страшные годы репрессий в барак ГУЛАГа. Теперь он даже не человек, а просто Щ-854

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

  • Служба Николая Ростова в романе Война и мир: описание карьеры

    В образе Николая Ростова нет ничего особенного, он молод, волосы его кучерявились, был среднего роста, его выражение лица ничего не скрывало

  • Сочинение Как цель влияет на судьбу человека

    Существуют люди, которые делятся на два типа, те которые, думают, что все жизненные испытания им предначертаны судьбой и что бы ни делали, будет так, как суждено.

1504089374_CacytSnW4AECvj1.jpgСочинение Бал в доме Фамусова 9 класс

В 

План

1. Общая характеристика

2.Галерея бездушных образов

3.Сумасшествие главного героя

4.Вывод

В 

Бал в доме Фамусова – кульминация всей комедии В«Горе от умаВ». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет. От их суждений зависело очень много. Но главное значение бала заключалось в том, что утвержденное на нем мнение становилось своеобразным неписаным законом для всего общества. Объявление Чацкого сумасшедшим становится неоспоримым фактом, который уже никто не посмеет подвергнуть сомнению. Фактически на бале в доме Фамусова была окончательно подорвана репутация Чацкого в высшем свете.

В 

На бал собираются лучшие представители московского общества. По крайней мере, такая о них идет слава. Но в описании поведения и разговоров каждого нового гостя видна огромная духовная пустота и глупость. Чацкий с сожалением видит, что его давний приятель Горич совершенно опустился и пресмыкается перед своей молодой женой.

Физический недуг супругов Тугоуховских символизирует собой общественную глухоту к справедливым и честным мыслям. Их многочисленные дочери – абсолютно пустые и недалекие девушки, главное призвание которых – составить себе удачную партию.

Графини Хрюмины – пример крайнего проявления дворянского высокомерия. Они даже не замечают людей, которых считают ниже себя по происхождению. Все эти персонажи даже друг к другу не испытывают никаких положительных чувств. Все их похвалы являются грубой лестью и косвенным образом направлены только на самих себя. Показаться в свете в лучшем виде, посплетничать – вот их главная забота.

В 

Слух о сумасшествии Чацкого осознанно пущен Софьей. Она прекрасно знает, что это ложь. Но, вырвавшись на свободу, эта нелепая сплетня начинает жить своей жизнью и становится главной темой вечера. Никаких сомнений нет в том, что уже на следующий день об этом будет трезвонить вся Москва. Каждый будет утверждать, что это – абсолютно достоверное сведение. Небольшой круг самодовольных и ограниченных лиц в непродолжительное время сумел навсегда опорочить репутацию Чацкого.

В 

Таким образом, бал в доме Фамусова стал знаковым событием всей комедии, что было характерно для эпохи Грибоедова. Не реальные заслуги человека определяли его положение в обществе, а то мнение, которое составляли о нем на внешне безобидном развлекательном вечере. Причем вынесенное суждение было уже практически невозможно изменить в лучшую сторону. В то же время именно этот бал показал, насколько позиция и убеждения образованного и честного человека расходятся с мнением невежественного общества. В целом на вечере у Фамусова в полной мере проявился главный конфликт комедии.

Первыми появляются на балу Горичи – Наталья Дмитриевна и ее муж Платон Михайлович.  Чацкий начинает угодничать с Натальей Дмитриевной: «Моложе вы, свежее стали: огонь, румянец, смех, игра во всех чертах». Но она отвечает, что у нее есть муж. Чацкий был знаком с Платоном Михайловичем  до вступления последнего в брак. «Теперь брат я не тот»,-  с горечью говорит Платон Михайлович. Он попал под каблук своей жены, и после женитьбы очень сильно изменился, замечает это Чацкий. Стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает открыть мужу рот, вместо того, чтобы ответить на вопросы Александра Андреевича, она постоянно влезает и перебивает их разговор:

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

На балу так же присутствует Антон Антонович Загорецкий. Платон Михайлович характеризует его как:

Хлёстова же любительница поспорить, а где нужно и приврать. Приехала она на бал для того, чтобы посплетничать. Она постоянно всем недовольна. В её образе автор раскрывается жестокость крепостных устоев. Хлёстова «от скуки взяла арапку — девку да собачку».

Затем появляются Тугоуховские, они приезжают с дочерьми. На балах они ищут себе женихов, но когда узнают, что Чацкий не богат, то у них отпадает интерес. Князь Тугоуховский слушается жену, из-за своей глухоты у него и так не сложились ни с кем отношения. «Глух, мой отец. Ох! Глухота большой порок».

Фамусовское общество не приняло Чацкого, да и к тому же они считают себя образованными и умными, а Чацкий просто насмехается над ними.

Таким образом, Чацкий узнает о том, что слух был послан Софьей, в которую он влюблен. Все гости отвернулись от героя и не обращают на него внимания. Общественный конфликт достигает кульминации в его монологе о «французике из Бордо», в котором он выступает против подражания иностранцам.

Сцена бала играет важную роль в комедии. Она приближает развязку «Горе от ума» и тут происходит кульминация общественного и любовного конфликтов. А так же показано московское барство 19 века.

</span>

«Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)»

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. А. С. Грибоедов. Горе от ума.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени. Чацкий, главный герой комедии, представляет «новое время». Он противостоит Фамусову и всему «московскому обществу». Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич — нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича. Сцена бала — «главное» место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев. Именно здесь автор создает обобщенный портрет «московского общества». Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает. Вокруг Хлестовой вьется толпа «почитателей». Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза. Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости. Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме… На первый взгляд, портрет «фамусовского общества» смешон. Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на «мертвецов». Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство. И вот в такой мир попадает другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение. На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо». Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения: Москва и Петербург — во всей России то, Что человек из города Бордо, Лишь рот открыл, имеет счастье, Во всех княжён вселять участье… Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке. Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права. В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к «фамусовской Москве». Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни. Причину безумия героя «московское общество» видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем тогда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Старуха Хлестова поддерживает его: И впрямь с ума сойдешь от этих, От одних, от пансионов, школ, лицеев… Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы. Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных. Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь «наступает» на Москву. Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все «московское общество».

Сочинение на тему бал в доме фамусова по плану

Как писать сочинение Вам предложена тема «Бал в доме Фамусова». С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос вы будете решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Выбор этого основного вопроса очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст вашей работе цельность и сосредоточенность. Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Почему Фамусов, несмотря на не прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же грозен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас,’ когда мы размышляем над третьим действием комедии. Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах собрании московских бар? В сцене бала конфликт Чацкого с фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого. Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при разборе третьего действия. И еще одно обстоятельство, которое мы должны обдумать, прежде чем приступать к детальной разработке темы. Каково самое общее решение основного вопроса сочинения для нас, каким светом мы озарим все происходящее? В сущности, это вопрос об эпиграфе — о концентрированном и образном решении темы сочинения в первых строчках, открывающих его. Что для нас здесь важнее: комический или трагедийный план темы? Если главное внимание автор сочинения сосредоточит на сатирической характеристике гостей Фамусова, то эпиграф должен сразу заявить об этом. И тогда можно взять, например, строки из пятой главы «Евгения Онегина» (мы еще не изучали творчество Пушкина, но его роман в стихах «Евгений Онегин» вы, конечно, прочитали): Соседи съехались в возках, В кибитках, бричках и в санях. В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шарканье гостей… Еще острее, непримиримее строки из седьмой главы «Евгения Онегина»; эти строки способны передать общий портрет гостей Фамусова и отношение к ним Чацкого: Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор, Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки… Но если мы пишем сочинение о драматическом поединке Чацкого с фамусовской Москвой, лучше взять строки из восьмой главы «Евгения Онегина», где Пушкин защищает своего «странного спутника», героя романа: Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем? За то ль, что мы неугомонно Хлопочем, судим обо всем, Что пылких душ неосторожность Самолюбивую ничтожность Иль оскорбляет, иль смешит. Что ум, любя простор, теснит, Что слишком часто разговоры Принять мы рады за дела, Что глупость ветрена и зла, Что важным людям важны вздоры И что посредственность одна Нам по плечу и не странна? Итак, в эпиграфе найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, его неизбежность и его причины. В сцене бала конфликт достигает наибольшей остроты, но рождается он раньше, заметен уже в первых двух действиях комедии. И потому сочинение мы можем начать с выяснения непримиримости Чацкого к устоям фамусовского дома. Таким образом, мы начинаем думать о плане нашего сочинения. Первый пункт этого плана, если следовать мысли, которая сейчас возникла у нас, может быть такой: «Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусовых?» Третье действие комедии открывается двумя диалогами, по остроте и напряженности похожими на поединки. Разговор Чацкого с Софьей и встреча с Молчалиным предваряют картину званого вечера в доме Фамусовых не случайно. В этих двух диалогах — предчувствие полного разрыва с фамусовской Москвой. Оба собеседника Чацкого (и Софья и Молчалин) уходят от разговора с ним, прячутся в холодном отчуждении. И только «раз в жизни притворившись», спрятав свое истинное лицо, Чацкий добивается от них «истины два слова». Озаглавив основную часть сочинения словами Чацкого «Мильон терзаний» (их-то и взял для названия своей статьи Гончаров), первыми пунктами плана этой части мы делаем следующие: 1. «Кто разгадает вас?» 2. «С такими мыслями, с такой душою — любим!» Далее нам предстоит заняться самой сценой званого вечера. Наверное, мы попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем каждый из них приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен. Но не менее важно обдумать, что объединяет их всех, почему уже при первой, мимолетной встрече с каждым Чацкий успевает их раздражить, чем он восстанавливает всех против себя. Уяснив это, посмотрим, как разрастается снежный ‘ ком сплетен, как и почему гости поверили слуху, как они боятся призрака, созданного их собственной клеветой, как объясняют себе причины «сумасшествия» Чацкого. И, наконец, нам надо услышать тоскующий и возмущенный голос героя в его монологе, завершающем действие. Чем же закончить сочинение? Как ввести конкретный разбор сцены из грибоедовской комедии в план общих размышлений о жизни? Может быть, стоит подумать над тем, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой хорошо обеспеченных бездельников? Может быть, стоит подумать о предшественниках и наследниках Чацкого в литературе? Итак, вот наш план к сочинению «Бал в доме Фамусова»: Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова? II. «Мильон терзаний…» 1. «Кто разгадает вас?» 2. «С такими чувствами, с такой душою — любим!» 3. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!» 4. «И хо-ло-стой?» («Танцовщики ужасно редки стали!») 5. «Завистлив, горд и зол!» («Сказала что-то я — он начал хохотать».) 6. «С ума сошел!» 7. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина…» 8. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…» III. Поединок благородства и низости. В нашем плане подпункты основной части озаглавлены репликами персонажей комедии. Это сообщает им выразительность, образность, многозначность. Но в то же время не всем с первого взгляда откроется в этих репликах логика, по которой строится сочинение. В целях большей четкости, прояснённости плана можно определить подпункты своими словами (однако при этом не будем надеяться на их полную однозначность с цитатами): 1. Попытка притвориться. 2. Молчалин, поучающий Чацкого. 3. Гости. 4. Выставка нарядов и поиски женихов, б. Дерзкий смех Чацкого. 6. Слух о сумасшествии. 7. Раздражение и страх гостей. 8. Одиночество. Такой план выиграл в ясности, но потерял в яркости и многозначности. Однако и в том и в другом варианте план поможет вам «выстроить» сочинение, не потерять связующую нить размышлений над третьим действием комедии. Теперь можно писать… После того как сочинения написаны, обменяйтесь ими с товарищами по классу и затем обсудите их. Чтобы прояснить круг требований к сочинению, сформулируем вопросы, которые помогут вам оценить работу товарища: Соответствует ли эпиграф теме и содержанию сочинения? Соразмерны ли и как связаны вступление, основная часть и заключение? Доказательно ли развитие мысли? Как используется в сочинении текст произведения? Является ли сочинение размышлением над литературными фактами или лишь изложением их? Какова степень самостоятельности мыслей автора работы? Нет ли прямых заимствований из учебника, незакавыченных цитат из критических статей? Как проявился в сочинении автор работы (открываются ли в сочинении его вкусы, характер, симпатии и антипатии)? Что можно сказать об образности стиля сочинения? Есть ли в сочинении собственные элементы художественной речи? Как оформлено сочинение? (Красная строка при введении новой мысли, место эпиграфа, аккуратность, четкость почерка.)

Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.

Читайте также:  Человек, который сделал миллиардерами племя семинолов

При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:

Мой милый, застегнись скорей.

А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:

Платон Михайлыч город любит,

Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

Чацкий интересен всем молодым дамам, даже княжна проявила любопытство и спросила о том, кто он и богат ли, но, услышав, что денег у него мало, «вычеркнула» его из списка кандидатов в мужья своим дочерям.

Графиня-внучка, о которой княгиня сказала, что она целый век в девках, тоже проявила интерес к Чацкому, но он сам оттолкнул ее от себя тем, что назвал подражательницей модисткам.

Когда появилась Софья, ее окружили гости: Загорецкий подарил ей билет, который, по его словам, он доставал с большим трудом; графиня-внучка по-французски ее приветствовала; старуха Хлестова похвасталась арапкой. Софья невзначай признала Чацкого сумасшедшим, этот слух разлетелся со скоростью света каждому гостю, и все поверили. Каждый находил причину этой «болезни», одна версия невероятнее другой. Фамусов говорил, что это Чацкому передалось по наследству:

По матери пошел он, по Анне Алексеевне;

Покойница с ума сходила восемь раз.

Другие считали, что всему виной шампанское, которое он «тянул бочками сороковыми». Фамусов говорил:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Бездумных развелось людей, и дел, и мнений.

По его словам, всему виной ум и знания Чацкого, все соглашаются, говорят, что в России давно пора сжечь все книги, а учить, как сказал Скалозуб, «по-нашему: раз, два».

Читайте также:  Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова. презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Вокруг Чацкого словно снежный ком нарастают конфликты. Гости уверены, что он сошел с ума. В сцене с Лизой и Молчалиным Софья узнает всю правду об Алексее Степановиче, но своим шумом они будят весь дом, прибегает Фамусов и упрекает свою дочь в том, что она ночью с человеком, которого недавно называла сумасшедшим, находится у комнаты Молчалина, а Чацкого обвиняет в легкомысленности и посылает его подальше от Москвы.

Чацкий является и победителем, и побежденным, потому что ему достается мильон терзаний, он теряет свою любовь, но зато он узнает все правду о жителях Москвы. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/griboedov/bal-v-dome-famusova-analiz-ehpizoda
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/bal-v-dome-famusova
  • https://ote4estvo.ru/sochineniya-9-klass/119529-bal-v-dome-famusova.html
  • https://nauchniestati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-bal-v-dome-famusova/
  • https://dynalib.ru/russkie-avtory/poedinok-blagorodstva-i-nizosti-chackogo.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт