Правда Луки в пьесе Максима Горького «На дне».

Содержание:

Общее описание персонажа

Максим Горький написал пьесу «На дне» в 1901—1902 гг., главными героями произведения являются жители ночлежки, люди, которые оказались «на дне» жизни по разным причинам. Но объединяет их то, что каждый из них — воплощение несчастной судьбы, все они стали жертвами собственных ошибок или несправедливости. И любой из героев не имеет внутренней силы, чтобы вырваться из этого порочного круга и начать новую жизнь.

Одним из героев является Бубнов, который даже в ночлежке проживает в долг, сам он не стыдится собственной бедности, в свете чего его падение выглядит особенно страшным. Горький в репликах самого персонажа и иных героев кратко рассказывает о прошлом этого человека:

  • Это бывший владелец мастерской по обработке меха и кожи.
  • После того как его супруга предпочла ему мастера, решил уйти из дома и семьи, предпочтя жизнь «на дне». Избивал неверную жену, даже задумывался о том, чтобы убить ее, но вовремя взял себя в руки и покинул дом.

Изображен как аморальный, жесткой, равнодушный человек, у которого нет ничего святого, симпатии читателя он не вызывает. Даже когда умирающая Анна просит его вести себя потише, он цинично заявляет, что «шум смерти не помеха».

Отрицательные черты

Позиция героя — сосредоточие аморальности, жестокости и цинизма — была выбрана им сознательно, ведь правда Бубнова в пьесе «На дне» существенно отличается от взглядов всех прочих персонажей, он словно противопоставляется им всем, выступает как герой-одиночка, даже — антагонист Луки.

И если внимательно вчитаться в текст, на время не думая о жестоких словах героя, невольное сочувствие все же пробуждается. Он настолько разочарован в людях, что становится страшно. Само существование человечности, сочувствия, доброты и сострадания герой ставит под сомнение. Поэтому и не готов проявлять по отношению к другим то, с чем никогда не сталкивался сам.

Именно «На дне», среди жителей ночлежки, он понимает, что истинная натура человека становится очевидной именно в такой критической ситуации, когда терять уже практически нечего. Все напускное исчезает, человек перестает притворяться, обнажая свою подлинную сущность, животную составляющую. Культура и развитие общества для этого героя не важны, в речи звучат фразы, свидетельствующие о фатализме, скептицизме и разочаровании героя.

При этом персонаж честен с окружающими и с самим собой, открыто признавая отсутствие у себя совести, его нисколько не смущает то, что все окружающие считают его «мерзким типом», лишенным сочувствия и сострадания. А пассивность во всем не дает этому герою двигаться вперед.

В итоге у читателя складывается ощущение, что совсем слабым человеком назвать его нельзя, все же в «прошлой» жизни Бубнов сумел создать собственное дело, жениться, однако пассивность и разочарование, настолько глубинные и искренние, что у него нет желания с ними бороться, мешают ему победить себя и начать свой путь «со дна» наверх.

Цитатный образ

Возраст героя — 45 лет, это бездомный, который проживает в ночлежке, основанной представителями фамилии Костылевых, он не стыдится своего текущего состояния, прямо говоря о себе «Я — не богат».

Кроме того, о профессии из прошлой жизни читатель узнает из реплик самого персонажа: «Я вот — скорняк был… свое заведение имел». Здесь используется противопоставление двух образом: желтые руки, испачканные краской в результате работы — это знак человека, у которого есть свое дело, у которого есть мечты, а жизнь идет по определенному руслу. А грязные руки — это признак человека, который упустил все возможности, разучился мечтать и целиком полагается на милость судьбы. Его жизнь бессмысленна, злость пожирает его изнутри, поэтому этот человек несчастен, причем сам себя таковым делает.

Герой так описывает свою жизнь после измены жены: «-либо отравят меня, либо еще как со света сживут. Я было — жену бить… а мастер — меня… Очень злобно дрался!» Страх за собственную жизнь и стал причиной того, что герой начал новую жизнь в ночлежке.

Из высказываний самого героя читатель понимает, что даже в нормальной жизни честным трудом он не занимался, высоко оценивая таланты своего «мастера», умевшего «превращать собак в енотов». Жизненная философия Бубнова гнилая и непривлекательная, его история вызывает и осуждение, и сочувствие, связанное не с тем, что жизнь была несправедливо жестока к нему, а скорее с тем, что в мире существует настолько дурной и аморальный человек, для которого нет ничего святого.

Несмотря на то что у Бубнова есть работа — он картузник, занимается изготовлением шапок, он не платит за жилье, живя в долг. Ему не стыдно перед Василисой, которая упрекает его, этим герой отличается от того же Барона, которого его текущая жизнь гнетет и заставляет страдать. Бубнову безразличен размер долга, поэтому напрашивается вывод, что оплачивать он ничего не собирается, описывая себя как пьяницу: «Запой у меня, видишь ли… Я еще — ленив я».

Такова краткая цитатная характеристика персонажа, в его собственных словах возникает его образ, лишенный какой-либо привлекательности. Его жизнь бессмысленна, история прошлого показывает, что даже в нормальной среде это был очень дурной человек, лишенный внутренней красоты. Он уродлив снаружи и изнутри, его образ Горький не стал раскрашивать яркими красками, предпочитая в речевой характеристике выразить всю глубину его характера.

Значение в ткани произведения

Речь героя проста, афоризмов и красивых, берущих за душу мыслей и идей в ней нет, он говорит о себе с пугающей откровенностью, в этом, пожалуй, его единственная положительная черта. Герой понимает свое несовершенство, однако не делает ничего, чтобы стать лучше. Его вполне устраивает его существование «на дне», среди обитателей ночлежки, которых он презирает и при каждом удобном случае старается задеть и унизить.

Драматург не зря говорит о Бубнове как о «господине», таким образом подчеркивая свое отношение к этому человеку, с мировоззрением которого он несогласен категорически. Но герой значим для выражения авторской мысли: если люди разучатся мечтать, не будут верить в лучшее, то вся их жизнь станет бессмысленной, а сама натура утратит свое богатство и многогранность, сделав человека похожим на безликого и опустившегося Бубнова.

Кроме того, описание персонажа помогает выразить и иные мысли автора:

  • Фатализм как жизненная позиция ведет в никуда. Горький любил сильных и мужественных людей с активной жизненной позицией, готовых к борьбе. А Бубнов — полная противоположность таковым.
  • Внешний вид и речь героя примечательны. С их помощью автор показывает, что грозит человеку, который утрачивает человечность и выбирает позицию равнодушия и цинизма.
  • Но вместе с тем, ситуация небезнадежна, ведь даже опустившиеся жители ночлежки не поддерживают Бубнова, спорят с ним.

Таким образом, отношение Горького к герою становится очевидным: факты из его жизни не вызывают у читателя сопереживания, на что и рассчитывал автор. Цинизм, пьянство и фатализм — причины того, что этот человек едва ли когда-нибудь сумеет вырваться «со дна».

Споры с Лукой

Значение образа Бубнова еще и в том, что этот человек показан автором не примитивным, а достаточно умным, думающим, размышляющим. И хотя с его мнением автор категорически не согласен, герой передает настроение некоторых жителей современной Горькому России, которые не смогли найти свое место в новой жизни и пошли по пути наименьшего сопротивления, выбрав бездействие и пьянство.

Бубнов прям и честен, он никогда не врет, о чем с гордостью заявляет, рассказывая о себе. И в этом он противопоставлен Луке, уверенному, что человека можно и нужно обманывать, но во благо. В результате «спасительная ложь» Луки оказывается губительной, поскольку умирающей Анне становится еще хуже, она утрачивает смирение и начинает страстно хотеть жить, хотя все понимают, что этому не бывать. Бубнов же откровенен, прямо говорит людям об их будущем, чем также больно ранит их.

Противопоставляются также и речевые особенности персонажей: Лука говорит цитатами, в его речи звучат афоризмы, поэтому иногда смысл его изречений непонятен. А особенность речи Бубнова в том, что она проста и бесхитростна, он отказывается от сложных предложений и вычурных конструкций, от излишней эмоциональности. Даже собственный уход из дома и привычной жизни он описывает равнодушно и спокойно.

А позиция Горького такова: говорить нужно только правду, однако любым высказыванием должна руководить совесть. Он негативно относится к своему герою, но признает, что подобных людей довольно много. Не обделенный талантами, он позволил внешним обстоятельствам взять над собой верх из-за внутренних слабостей. Попасть на «дно» оказалось просто, а вот выбраться оттуда конкретно для этого картузника едва ли окажется возможным.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 03.10.2016

Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года. Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.

Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.

Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо. Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию. Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Также есть вторая «правда», которая отображается в образе Сатина, который является шулером и алкоголиком. В прошлом он был телеграфистом, но осмелился убить человека и сел в тюрьму, так и оказался в ночлежке, неся свою «правду» о том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Сатин считает, что человека нужно именно уважать, а не унижать жалостью. По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!».

Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым. Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло. Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.

В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе. Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься. Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше. Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки.

Войти черезПопулярное в ОК

  • Ода КНИГЕ.сегодня 19:45
  • Уютная библиотекасегодня 19:55
  • Лента.русегодня 20:49Если забыли, как выглядит самая счастливая мордаха gif
  • ДОШКОЛЬНИКсегодня 18:44Картотека Игр по ПДД для дошкольниковПоказать ещё
  • Мой Пятигорсксегодня 10:20С Днем народного единства Пятигорск!
  • Мама.русегодня 19:07
  • Ежонок -художники для малышей и взрослыхвчера 17:21Победитель конкурса на ноябрьскую обложку группы Художники профи — Юрий Николаев, натюрморт «Утро», холст, масло, 50×70 см, 
  • Яркое детство наших детейсегодня 19:00Жизнь имеет смысл только тогда, когда ты живёшь ради кого-то, кроме себя.
  • Харьков LIVEсегодня 13:00Показать ещё
  • Любящие мамысегодня 20:00Пoдeлка из лука?
  • Медновостисегодня 19:15?

Показать ещё

Одноклассники: как выполнить вход и что делать, если не получается открыть свою страницу. Об этом вы узнаете в этой статье. А также, о некоторых других проблемах, которые могут помешать вам войти в социальную сеть и о способах их решения.

Как войти в Одноклассники

Для входа в Одноклассники, вам понадобится логин и пароль, которые вы указали при регистрации. В качестве логина обычно используется номер телефона или электронная почта. Если вы еще не зарегистрировались, ознакомьтесь со статьей “Как зарегистрироваться в Одноклассниках”. В ней наглядно рассказан и показан процесс регистрации.

Чтобы войти в свой профиль в Одноклассниках, нужно:

  1. Открыть браузер.
  2. Зайти на сайт ok.ru.
  3. Ввести логин и пароль.
  4. Нажать кнопку “Войти”.

Всего 4 простых действия позволят вам присоединиться к миллионам пользователей социальной сети.

Что делать, если не получается войти

У некоторых пользователей возникают проблемы при входе на свою страницу. Самая распространенная – это невозможность зайти в ОК, потому что при попытке входа появляется надпись “Неверный логин или пароль”.

Это происходит из-за того, что вы вводите не те данные, которые указывали при регистрации или допускаете ошибку.

В первую очередь проверьте раскладку клавиатуры – возможно, вы пытаетесь ввести пароль на русском языке, в то время, как надо на английском.

Если смена языка не помогла, проверьте правильность логина и пароля. Возможно, вы допускаете ошибку всего в одной букве или цифре. Но даже такая неточность не даст вам зайти на свою страницу.

Когда уже ничего не помогает, переходите к восстановлению пароля. Эта процедура поможет вернуть доступ к страничке, даже в самых безвыходных ситуациях. Нажмите на надпись “Забыли пароль?” ниже кнопки вход.

Дальше точно следуйте нашей инструкции, и скоро вы попадете на свою страницу. Вот ссылка на пошаговую инструкцию.

Еще одной неприятной причиной, по которой вы не можете войти, является взлом. В этом случае проблема становится серьезнее, но ее тоже можно решить с помощью процедуры восстановления пароля и письма в техподдержку. Узнать подробнее об этой и других проблемах с входом можно в этой статье.

Вход через приложение

Тем, кто заходит в Одноклассники с телефона или планшета, настоятельно рекомендуется установить официальное приложение ОК. Оно гораздо удобнее и безопаснее, чем стандартный браузер на вашем смартфоне. В общем, приложение от Одноклассников – это сплошной комфорт и безопасность.

Вы можете попробовать сами. Почитайте, как установить приложение и войти с его помощью на ОК.

Актуальные тренды ресурса

Продолжает расти мобильная аудитория:  за декабрь 2018 число посетителей с мобильных устройств преодолело отметку 35 млн человек в месяц.

<theq>Дария Рыскалиеваиюнь 2015.186309<theq><theq>Интернет</theq></theq><theq>Ответить<theq>Ответить<theq>8Комментировать1<theq> Подписаться6</theq></theq></theq></theq></theq>6 ответов<theq><theq>alfa betaгод назадПользователь TheQuestion<qml>

Насколько я знаю, это стало «мольбой» после первой версии, где были так же лучи света, что напоминало некий «божественный ореол». Сила ассоциативных рядов. К тому же, нет больше ни одного более подходящего emoji для того, что бы попросить кого нибудь о чем то))

Вот пример старой и новой версий.

</qml><theq>13-4</theq></theq></theq><theq><theq>Роман Бондыревгод назадПользователь TheQuestion<qml>

Попадалось объяснение на просторах интернет…  Обозначает сей символ — «Дай пять!» — источник уже не найду, простите. Мельком на глаза попалось. Специально значение не искал.

</qml><theq>6</theq></theq></theq><theq><theq>георгий эрастовгод назадПользователь TheQuestion<qml>

Этот символ ? обозначает простую незамысловатую просьбу : Сделай мне страпон, пожалуйста! 

Дорогие друзья! Век житейский Очень короток! Задумайтесь над вопросом Кто Я?Дело, конечно же, не в национальности, статусе или семейном положении.

Ответив себе, вы обретёте Счастье независимое от внешних обстоятельств. И почему бы теперь, уютным вечерком, не побаловать себя и своего верного друга ???

</qml><theq>8-4</theq></theq></theq><theq><theq>Александр Назаренко5 лет назадСтудент<qml>

Часто видел этот вопрос и могу с уверенностью сказать что этот так называемый смайл обозначает «дай пять» но, откуда то пошла привычка обозначать мольбу.

</qml><theq>6-5</theq></theq></theq><theq><theq>?Дина киса? девушка10 месяцев назад<qml>

ПОЖАЛУСТА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

</qml></theq></theq><theq>Читать ещё 1 ответ</theq><theq>Ответить</theq>Читайте также на Яндекс.КьюЧитайте также на Яндекс.Кью© 2020 TheQuestionПравилаПомощьРекламаИспользуемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/bubnov-na-dne.html
  • https://literaguru.ru/tri-pravdy-v-pese-gorkogo-na-dne/
  • https://m.ok.ru/
  • https://odnoklassnikin.ru/
  • questions/17273/answer-anchor/answer/764962

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт