Анализ стихотворения «Молитва» (А.А. Ахматова)

Стихи классиков > ♥ Анализ стихотворений > Анализ стихотворений Ахматовой

Все стихи Анны Ахматовой

Список стихотворений:

 Анна Ахматова — Мне ни к чему одические рати

</li>

 Анна Ахматова — Мужество

</li>

 Анна Ахматова — Мне голос был

</li>

 Анна Ахматова — Я научилась просто мудро жить

</li>

 Анна Ахматова — Родная земля

</li>

 Анна Ахматова — Сжала руки под темной вуалью

</li>

 Анна Ахматова — Реквием (Поэма)

</li>

 Анна Ахматова — Сероглазый король

</li>

 Анна Ахматова — Перед весной бывают дни такие

</li>

 Анна Ахматова — Песня последней встречи

</li>

 Анна Ахматова — Поэма без героя

</li>

 Анна Ахматова — Муза

</li>

 Анна Ахматова — Клятва

</li>

 Анна Ахматова — Молитва

</li>

 Анна Ахматова — Смятение

</li>

 Анна Ахматова — Творчество

</li>

 Анна Ахматова — Приморский сонет

</li>

Анна Ахматова — Двадцать первое, Ночь, Понедельник

</li>

Анна Ахматова — А ты думал, я тоже такая

</li>

Анна Ахматова — Все расхищено, предано, продано

</li>

Анна Ахматова — Не с теми я, кто бросил землю

</li>

Анна Ахматова — Все мы бражники здесь, блудницы

</li>

Анна Ахматова — Я не любви твоей прошу

</li>

Анна Ахматова — Памяти друга

</li>

Анна Ахматова — Победителям

</li>

Анна Ахматова — Когда в тоске самоубийства

</li>

Анна Ахматова — Белой ночью

</li>

Анна Ахматова — А ты теперь тяжелый и унылый

</li>

Анна Ахматова — Дверь полуоткрыта

</li>

Анна Ахматова — Гость

</li>

Анна Ахматова — Я улыбаться перестала

</li>

Анна Ахматова — Я пришла к поэту в гости

</li>

Анна Ахматова — Вечером

</li>

Анна Ахматова — Ты письмо мое, милый, не комкай

</li>

Анна Ахматова — Тайны ремесла

</li>

Анна Ахматова — В царском селе

</li>

Анна Ахматова — Проводила друга до передней

</li>

Анна Ахматова — Приходи на меня посмотреть

</li>

Анна Ахматова — Пушкин

</li>

Анна Ахматова — Последний тост

</li>

Анна Ахматова — Победа

</li>

Анна Ахматова — Не будем пить из одного стакана

</li>

Анна Ахматова — О тебе вспоминаю я редко

</li>

Анна Ахматова — О, жизнь без завтрашнего дня

</li>

Анна Ахматова — Летний сад

</li>

Анна Ахматова — Он любил три вещи на свете

</li>

Анна Ахматова — Музыка

</li>

Анна Ахматова — Кого когда-то называли люди

</li>

Анна Ахматова — Смуглый отрок бродил по аллеям

</li>

Анна Ахматова — Молюсь оконному лучу

</li>

Анна Ахматова — И упало каменное слово

</li>

Анна Ахматова — Вечерние часы перед столом

</li></ol>

Анализ стихотворений Ахматовой: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Автор: · Опубликовано 16.05.2020 · Обновлено 16.05.2020

Поэзию Анны Ахматовой часто называют «исповедью женской души». Удивительно, что она выражала свои мысли, переживания простыми, привычными, «ежедневными» словами, но это только усиливало тонко-психологическое звучание произведений. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения Анны Ахматовой «Молитва», которое входит в сборник «Белая стая».

История создания

Анна Андреевна Ахматова – ярчайший представитель Серебряного века. Особенной чертой всех представителей данного периода в литературе было стремление уйти от идеализма, позитивизма. Поэты-серебряники не пытались оправдать поведение человека социальными условиями существования, напротив, они придерживались устоев русской поэзии, для которой был важен именно человек, как он есть, с характерными только для него чувствами, мыслями.

1915 год – тяжёлое время для России. В разгаре Первая Мировая война. Сотни тысяч человек отправились на войну в рядах добровольцев. В этих рядах был и муж Анны Андреевны – поэт Николай Гумилёв. Такое решение мужа поэтессе не понравилось. Поначалу Ахматова относилась к войне как к странной мужской игрушке. Но постепенно эта мысль сменилась на ужас. Анна Андреевна была ошеломлена, потрясена трагедией, обрушившейся на людей.

В этом же году Ахматова пишет стихотворение «Молитва», которое изначально предназначалось мужу. Но отправить его на фронт она так и не решилась. Многие женщины молятся лишь о том, чтобы их возлюбленные вернулись домой целыми и невредимыми, а Анна Андреевна готова принести страшную жертву, отдав ребёнка и мужа («друга») ради окончания войны, ради победы России.

Жанр, направление, размер

Название стихотворения Анны Ахматовой «Молитва» определяет жанр этого произведения. Молитва, как жанр лирики, представляет собой художественное высказывание, обращение лирического героя к Богу, Богородице, Святым. Для данного жанра важна диалогичность, которая хорошо отражена в поэзии Анны Ахматовой. Данное стихотворение – это бескорыстная молитва, молитва-прошение. Лирическая героиня отчаянно просит об освобождении Родины. Она готова пожертвовать чем угодно ради этого!

Раннее творчество Анны Андреевны можно отнести к такому направлению как модернизм. Ахматова была членом объединения «Цеха поэтов», которые причисляли себя к течению акмеистов. Но Анна Андреевна не вмещалась в эти тесные рамки. Её творчество имело черты и символизма, и акмеизма, и реализма.Многие называли поэтессу «Душой Серебряного века».

Размер стихотворения «Молитва» – трёхстопный анапест, перекрёстная рифмовка, рифма чередуется (мужская сменяет женскую).

Композиция

Стихотворение «Молитва» состоит из 8 строк. На части его разбить никак нельзя, оно монолитно и неразрывно. Композиция данного произведения представляет собой единую молитву. Оно построено как прошение, которое подчеркивается глаголами «дай», «отыми».

Анна Андреевна была глубоко верующим человеком и понимала силу слова, обращенного к Богу. Она осознавала, что всё произнесённое в молитве очень часто сбывается. Несмотря на это, она мужественно готова пожертвовать всем, что у неё есть ради того, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.

Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.

  • Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
  • «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
  • «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.

Темы, проблемы, настроение

Во всём творчестве Анны Андреевны вера и любовь неразделимы, они едины. Как человек верующий, она понимала любовь широко, объёмно. Она для Ахматовой – это и трепетные, нежные отношения между мужчиной и женщиной, это и пылкая, жертвенная любовь к Родине, к народу.

Тема стихотворения «Молитва» — любовь к Родине, единство личности со всей страной. Всё, чем живёт человек в мирное время, — семья, друзья, любимое дело – всё это, можно сказать, отступает перед лицом общечеловеческой трагедии. Поэтесса преисполнена чувством веры в победу России. Она готова жертвовать всем ради народа, ради родной страны.

Настроение стихотворения «Молитва» отчаянно-торжественное. Именно такой парадоксальный окрас имеют строки произведения «Молитва». Лирическая героиня не сразу просит о заветном, она сначала перечисляет всё то, что несравнимо дорого ей, но что она готова отдать ради одного – светлого неба над головами соотечественников.

Анна Андреевна осознаёт неотделимость своей судьбы от судьбы России. Её жертва – это не сиюминутное решение, сказанное сгоряча, а продукт долгих размышлений, работы души, это результат её чистой, искренней любви.

Основная идея

Стихотворение «Молитва» — это одно из многих произведений поэтессы, в которых она выражает своё единство со страной, по строкам которых можно понять, что боль России она воспринимает как свою собственную. Главная мысль стихотворения «Молитва» — порыв патриотизма и жертвенности женщины, которая не может воевать, но готова отдать все, что у нее есть, ради окончания кровопролития.

Смысл произведения «Молитва» – это самоотрешённая любовь к Родине. Анна Андреевна, как истинна христианка, на своём примере, показала то, как нужно любить.

Средства выразительности

Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными.

  1. В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
  2. Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
  3. «Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
  4. Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар». Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению.

До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».

Автор: Кристина Асаулова

Опубликовано 19.01.2014 — 15:32 —

Пояснительная записка

Моя творческая работа представляет подробный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, название которого определяется по первой строке. Я постаралась обозначить главную тему и основной лейтмотив ахматовского стихотворения и выразить свое видение поэтического мира Анны Андреевны. Определила стилевую направленность стихотворения, основные средства выразительности и стилистические фигуры, установила размер стиха, которым написано поэтическое произведение.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngkonkursnaya_rabota_cheburakhinoy_festival.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Моя творческая работа представляет подробный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, название которого определяется по первой строке. Я постаралась обозначить главную тему и основной лейтмотив ахматовского стихотворения и выразить свое видение поэтического мира Анны Андреевны. Определила стилевую направленность стихотворения, основные средства выразительности и стилистические фигуры, установила размер стиха, которым написано поэтическое произведение.

Анна Ахматова

***

Кого когда-то называли люди  

Царем в насмешку, Богом в самом деле.

Кто был убит — и чье орудье пытки

Согрето теплотой моей груди…

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима — все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утес, —

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом бессмертных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор — к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль,

И долговечней — царственное слово.

( 1945 г. )

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

«Я и Отец — одно»

(Евангелие от Иоанна; 10; 30;)

Перед нами стихотворение Анны Андреевны Ахматовой. Оно не имеет названия и небольшое по объёму — всего пятнадцать строк, изящное, получившее в ахматовском исполнении глубокое философское звучание.

Читая первое четверостишие, мы догадываемся, о ком пишет поэтесса.

Тысяча с лишним лет до современного летоисчисления…. Голгофа…. Огромный деревянный крест…. И Иисус Христос, истерзанный, замученный, распятый на этом кресте. Как будто слышим слова, которые тихо произносит Иисус перед смертью, в минуту нестерпимой душевной и физической муки: «Отче! Отпусти им, ибо не знают, что делают».

Свидетелями кровавой казни оказались тысячи людей. И Понтий Пилат — прокуратор Римской империи. Знаем, что Пилат не желал смерти Христу: «Я не повинен в крови Праведника сего…». И он умыл руки перед многотысячной толпой, подчёркивая этим свою непричастность к смерти Бога — человека.

Ахматовой свойственна   повествовательная манера изложения своих мыслей, чувств и переживаний. Мы не встречаем в стихотворении восклицательных или вопросительных интонаций, риторических обращений. Здесь звучат грустные, трагические ноты. «Орудье пытки» — маленький крестик — бережно хранит поэтесса. Она «несет» свой, жизненный, крест. Как истинная христианка, Ахматова готова разделить боль и мучения Христа, согреть теплом своего сердца его истерзанную душу.

У каждого из нас предначертанный Богом жизненный путь, свой «крест», или, как мы называем, судьба. И мы должны «нести» крест, не сетуя ни на какие жизненные невзгоды. Такова философия человеческого бытия.

Основной мотив ахматовского стихотворения: ничто не вечно в окружающем нас реально существующем мире (материальное). Любовь, Бог, Жизнь вечны (духовное).

«Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Евангелие от Иоанна; 11; 25).

Эти слова принадлежат Иисусу Христу. Ахматова понимает их так.

В нашем мире со временем все превращается в прах, всё тленно: мелеют моря, пересыхают озёра и реки, оскудевает земля, разрушаются целые города… Бог есть Любовь, Истина, Жизнь, а значит, и Бессмертие.

«Вначале было Слово, и Слово это Бог».  Царственное слово Ахматовой — слово Иисуса Христа: «Я есмь путь, и истина, и жизнь: Никто не приходит к Отцу, как толькочерез меня» (Евангелие от Иоанна; 14; 6).

Обратим внимание на дату создания стихотворения — 1945 год. В этом памятном сорок пятом русский народ одержал победу над фашистской Германией. Только любовь русского человека к родной земле, к людям, вера в справедливость, вера в Бога спасли человечество от бессмысленной гибели. Анна Ахматова размышляет вместе с нами: ненависть и злоба порождают смерть и ведут к забвению.

В анализируемом стихотворении поэтическая речь Анны Андреевны отличается особой выразительностью. Чтобы не оставить читателя равнодушным, чтобы затронуть струнки его души, она пытается передать свое эмоциональное состояние, душевное волнение при помощи разнообразных художественных средств — тропов. С этой целью она умело использует метафоры («теплота груди», «ржавеет золото», «истлевает сталь»), эпитеты («бессмертные розы». «царственное слово», «жаркая пыль»), олицетворения («море билось»…). Ахматова обращается к инверсии и выделяет в стихотворных строках именно сказуемое, помещая его на почётное первое место: «вкусили смерть свидетели Христовы», «чернел утёс», «крошится мрамор», «возвышалась арка».

Силлабо-тонический стих — ямб, который использует Ахматова, придаёт повествовательному изложению поэтессы строго определённый ритм. Ямб — это двухсложная стопа, имеющая ударение на втором слоге. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Это гибкий и легкий размер, хорошо передающий ритм разговорной и декламационной речи. В ахматовском стихотворении не все стопы одинаковы. Размер стиха в них иногда не совпадает с числом ударений. Происходит выпадение одного из ударений. Тогда на помощь ямбу приходит облегчённая стопа, состоящая из двух неударных слогов. Например:

Когó когдá-то назывáли лю‘  ди

,              ,                                 ,

Царём в насмешку, Бóгом в самом деле,

         ,        ,         ,     ,         ,

Кто был убит и чьё орудье пытки

        ,               ,        ,          ,

Согрето теплотой моей груди…

Здесь в первом стихе ударение выпало в третьей стопе, во втором стихе — в четвёртой стопе, а в четвёртом ударение выпало во второй стопе.

Ритм силлабо-тонического стиха, в данном случае ямба, используемый Ахматовой, производит на читателя и слушателя сильное эмоциональное впечатление.

Автор:    Чебурахина А.Ф.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-364379-1386607549.jpgМетодические материалы по теме «Творчество Анны Ахматовой»

Методическая разработка по творчеству А. А. Ахматовой включает в себя три разработки урока.  Каждый из них  раскрывает основные направления ее творчества, такие как мотив памяти и скорби, те…

Анализ стихотворения Эдгара А. По «Ворон» (Text analysis «The Raven»).

Анализ стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон» выполнен полностью на английском языке и подойдёт для учащихся и студентов, которые изучают отдельные аспекты языка (стилистику, индивидуальное чтение и т…

Анализ стихотворения по творчеству М. Лермонтова

Анализ стихотворения по творчеству М. Лермонтова…

Творчество Анны Ахматовой

АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме наиболее результативного изучения поэзии Анны Ахматовой. Затрагивает пути становления Ахматовой как поэта, а также особенности ее творчества …

Альбом Анна Ахматова

Альбом содержит биографические сведения из жизни Анны Ахматовой и является дополнительным пособием для изучения творчества поэтессы….

Урок литературы «Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» (к юбилею писателя)

Урок литературы в старших классах знакомит учащихся  с творчеством поэтессы,ализиром ее произведений, в том числе и  поэмой  «Реквием». На уроке я  использую  прои…

«Анна Ахматова: жизнь и творчество»

  …

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://rustih.ru/analizy-stixotvorenij/analiz-stixotvorenij-axmatovoj/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/molitva-ahmatova/
  • https://nsportal.ru/npo-spo/sfera-obsluzhivaniya/library/2014/01/19/analiz-stikhotvoreniya-anny-akhmatovoy

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт