Содержание
Анна Аркадьевна Каренина – персонаж романа Л. Толстого “Анна Каренина”
Главная героиня романа – Анна Каренина предстает перед нами светской молодой женщиной с весьма привлекательной внешностью. Она открыта, доброжелательна, весела. Анна лишена всего этого напускного, присущего светским дамам того времени, она прекрасная мать и любящая жена. Для окружающих ее семья представляется образцовой. Но только Анна знает, что за показным лоском скрывается фальшь и притворство. Супругов связывает вовсе не любовь, а только лишь взаимное уважение.
Картина Крамского. Прообраз Карениной
Встреча с Вронским свежим ветром перемен врывается в жизнь главной героини романа. Ее завораживает нахлынувшее чувство, которому она не в силах противостоять. Анна начинает испытывать жажду жизни и потребность в любви. В конце концов, эта страсть овладевает ею полностью. При всем этом Анна испытывает мучительные угрызения совести, ощущает себя предательницей. Поведение Каренина усугубляет ее состояние, он великодушно прощает изменницу, старается сохранить брак. Чувства Анны к супругу от безразличия перерастают в ненависть.
Уход от мужа не приносит Анне Карениной долгожданного душевного покоя. Никто и ничто не может избавить Анну от тягостных мыслей. Ее сердце перестало радоваться и маленькой дочери и возлюбленному Вронскому. Она разочарована в том, что ее любовь не смогла преодолеть, выпавшие на ее долю испытания. В своих бедах женщина начинает обвинять Вронского:
«Моя любовь…все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, и помочь этому нельзя».
Усугубляется ситуация, тем, что Анна вынуждена пребывать в разлуке с собственным сыном. Героиня начинает чувствовать себя несчастной, а излишнее употребление морфия и вовсе усугубляет ее состояние. Анна устала чувствовать себя виноватой и обреченной, героиню все чаще посещают мысли о смерти. Жизнь Карениной рушится в порыве искренних, правдивых и настоящих чувств.
В основе романа заложено традиционное понятие о нравственности женщины. В романе четко прослеживается одна из основных тем творчества Толстого – отчужденность мира от человека. Любовь Анны Карениной к Вронскому оказалась под мощным влиянием общественного порицания. Неискренность и разобщенность в семье, стали главной причиной трагедии, случившейся с этой привлекательной и искренней женщиной.
Лев Николаевич, будучи тонким психологом, в своем романе избегает однозначных характеристик героев и их поступков. Это позволяет читателю оценить ситуацию, в которую попала Анна Каренина, самостоятельно, опираясь на собственную систему ценностей и представления о «плохом» и «хорошем». Ответ на вопрос: «Кто повинен в смерти Анна Карениной ?», автор оставляет открытым. Однако он подводит читателя к осознанию того, что главной причиной разрушения личности является расстройство душевного баланса и моральное разрушение.
Анна Каренина, персонаж, который будет иметь своих прототипов во все времена. В современном обществе немало женщин, которые вынуждены бороться за свою любовь, вступаю в конфронтацию с обществом и противоречия с собой. Кинематографические и театральные постановки представляют нам образ Анны Карениной, через призму собственного видения.
На смерть героини можно посмотреть как на душевную слабость, а можно оценивать наоборот, как силу характера. Глубина чувств, целостность характера и злободневность вечных человеческих проблем выходят на первый план в романе и реализуются в образе Анны Карениной.
Актрисы сыгравшие Каренину:
Грета Гарбо
Вивьен Ли
Татьяна Самойлова
Софи Марсо
Кира Найтли
Анна Каренина является главной героиней выдающегося романа Льва Толстого «Анна Каренина».В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Анны Карениной: описание внешности и характера героини.Смотрите: — Краткое содержание романа «Анна Каренина»— Все материалы по роману «Анна Каренина»
Образ и характеристика Анны Карениной: описание внешности и характера
Полное имя героини — Анна Аркадьевна Каренина (в девичестве Облонская):
«…сестра Анна Аркадьевна будет завтра…»
Анна Каренина — сестра Стивы Облонского, одного из центральных героев романа:
«…Анна Аркадьевна, любимая сестра Степана Аркадьича…»
Анна Каренина замужем за Алексеем Карениным, одного из важнейших лиц в Петербурге. Муж старше Анны на 20 лет. Супруги женаты уже 8 лет (в начале романа):
«Но Алексея Александровича, моего знаменитого зятя, верно, знаешь.»
«…Анна, золовка, была жена одного из важнейших лиц в Петербурге и петербургская grande dame.»
«Сколько раз во время своей восьмилетней счастливой жизни с женой…»
«…ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя. Ты вышла замуж без любви или не зная любви.»
У Анны Карениной и ее мужа есть сын Сережа (мальчику 8 лет в начале романа). Анна очень любит своего сына:
«У Анны Аркадьевны, – сказала графиня, объясняя сыну, – есть сынок восьми лет, кажется, и она никогда с ним не разлучалась и все мучается, что оставила его.»
«…я покажу моего Сережу, – прибавила она с гордою материнскою улыбкой.»
«…он был прелестен с своими белокурыми кудрями, голубыми глазами и полными стройными ножками в туго натянутых чулках.» (описание сына Анны)
Анна Каренина — молодая женщина. Возраст Анны не указан в романе, но, судя по всему, ей около 26-30 лет (Вероятно, она вышла замуж в возрасте 18-22 лет. В браке она состоит уже 8 лет.):
«…для вас, для молодой, хорошенькой женщины, еще рано в эту богадельню.»
Анна Каренина — женщина из высшего света Петербурга:
«…по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету.»
«…как ее примет эта петербургская светская дама, которую все так хвалили.»
О внешности Анны Карениной известно следующее:
«…она была очень красива…»
«…в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что‑то особенно ласковое и нежное.»
«Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице…»
«…Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы.»
«Он пожал маленькую ему поданную руку и, как чему‑то особенному, обрадовался тому энергическому пожатию, с которым она крепко и смело тряхнула его руку. Она вышла быстрою походкой, так странно легко носившею ее довольно полное тело.»
«Она сняла платок, шляпу и, зацепив ею за прядь своих черных, везде вьющихся волос, мотая головой, отцепляла волоса.»
«Из‑за густых ресниц ее блестящих глаз вдруг показались слезы. Она пересела ближе к невестке и взяла ее руку своею энергическою маленькою рукой.»
«Анна непохожа была на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила бы на двадцатилетнюю девушку по гибкости движений, свежести и установившемуся на ее лице оживлению, выбивавшемуся то в улыбку, то во взгляд, если бы не серьезное, иногда грустное выражение ее глаз, которое поражало и притягивало к себе Кити.»
«…держать ее маленькую руку…»
«Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу.» (наряд Анны на балу)
«…ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная.»
«Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что‑то ужасное и жестокое в ее прелести.»
«…Анна покраснела до ушей, до вьющихся черных колец волос на шее.»
«Склонив свою чернокурчавую голову, она прижала лоб к холодной лейке, стоявшей на перилах, и обеими своими прекрасными руками, со столь знакомыми ему кольцами, придерживала лейку. Красота всей ее фигуры, головы, шеи, рук каждый раз, как неожиданностью, поражала Вронского.»
«…своими блестящими из‑за длинных ресниц глазами.»
«…она быстрым движением подняла свои красивые, покрытые кольцами руки…»
«Кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость.»
«…Вронский в ее красивом лице вдруг увидал то самое выражение лица…»
«Он не знал прежде Анны и был поражен ее красотой и еще более тою простотой, с которою она принимала свое положение. Она покраснела, когда Вронский ввел Голенищева, и эта детская краска, покрывшая ее открытое и красивое лицо, чрезвычайно понравилась ему.»
«особенно выгодно выставлявшим ее яркую красоту.»
«…Вронский вдруг увидал голову Анны, гордую, поразительно красивую и улыбающуюся в рамке кружев.»
«Постанов ее головы на красивых и широких плечах…»
«…спросил ее Весловский. – Она очень привлекательная женщина.»
«Красивая голова ее с выбившимися черными волосами из‑под высокой шляпы, ее полные плечи, тонкая талия в черной амазонке и вся спокойная грациозная посадка поразили Долли.»
«Несмотря на элегантность, все было так просто, спокойно и достойно и в позе, и в одежде, и в движениях Анны, что ничего не могло быть естественней.»
«Анна взяла своими красивыми, белыми, покрытыми кольцами руками ножик и вилку…»
«И как ни белы, как ни прекрасны ее обнаженные руки, как ни красив весь ее полный стан, ее разгоряченное лицо из‑за этих черных волос…»
«Это была не картина, а живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами, обнаженными плечами и руками и задумчивою полуулыбкой на покрытых нежным пушком губах, победительно и нежно смотревшая на него смущавшими его глазами. Только потому она была не живая, что она была красивее, чем может быть живая.»
«Все такая же и так же привлекательна. Очень хороша! – сказала Кити…»
«…голова с своими тяжелыми косами и вьющимися волосами на висках, и на прелестном лице…»
У Анны милый грудной смех:
«…она весело засмеялась тем милым грудным смехом, который был одною из главных ее прелестей.»
Анна Каренина — грациозная женщина:
«…по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре…»
«…до тех пор, пока не скрылась ее грациозная фигура…»
У Анны Карениной маленькие, ловкие, быстрые руки:
«…своими маленькими ловкими руками она отперла и заперла красный мешочек…»
«Анна Аркадьевна отцепляла маленькою быстрою рукой кружева рукава от крючка шубки…»
У Анны Карениной легкая, решительная, твердая походка:
«…она встала и своею легкою, решительною походкой пошла за альбомом.»
«…своим быстрым, твердым и легким шагом, отличавшим ее от походки других светских женщин…»
«…пошла своим легким и быстрым шагом навстречу сыну.»
У Анны Карениной чрезвычайно прямая осанка:
«Она стояла, как и всегда, чрезвычайно прямо держась,»
«Каренина стояла неподвижно, держась чрезвычайно прямо…»
«В гостиную входила Анна. Как всегда, держась чрезвычайно прямо…»
Анна Каренина — милая женщина:
«Не правда ли, очень мила? – сказала графиня про Каренину.»
«Вы одна из тех милых женщин, с которыми и поговорить и помолчать приятно.»
«Очень мила, – сказала старушка.»
Анна Каренина — прекрасная, прелестная женщина:
««Да, что‑то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней», – сказала себе Кити.»
«Каренина прекрасная женщина. Мужа ее я не люблю, а ее очень люблю.»
Анна Каренина — всеобщая любимица в высшем свете (до ее разрыва с мужем):
«…Она такая славная, милая. Что же ей делать, если все влюблены в нее и, как тени, ходят за ней?»
Анна Каренина — простая, естественная в обращении женщина:
«Кити чувствовала, что Анна была совершенно проста и ничего не скрывала…»
«…была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная.»
Анна Каренина — сильная, честная, правдивая личность, которой тяжело жить в обмане:
«…как она, со своею сильною, честною натурой, могла переносить это положение обмана и не желать выйти из него…»
«…Анна, для которой ложь, чуждая ее природе…»
«…я не люблю лгать, я не переношу лжи…»
«Кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость.»
Анна Каренина — красивая, умная, образованная, но при этом простая, душевная, сердечная женщина:
«…Левин все время любовался ею – и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью.»
«Не то что умна, но сердечная удивительно.»
Анна Каренина — религиозная женщина. Она была воспитана в религии:
«…она никогда не сомневалась в религии, в которой была воспитана…»
По мнению Левина, Анна Каренина — необыкновенная, удивительная, милая женщина:
««Какая удивительная, милая и жалкая женщина», – думал он, выходя со Степаном Аркадьичем на морозный воздух.»
«Да, – задумчиво отвечал Левин, – необыкновенная женщина!»
Анна была воспитана своей теткой Катериной Павловной и выросла в провинциальном городе. Вероятно, Анна с детства является сиротой:
«…Катерина Павловна, та самая, которая воспитывала Анну…»
«Мысли о том, куда она поедет теперь – к тетке ли, у которой она воспитывалась…»
Анна хорошо разбирается в людях:
«…Анна, с своим знанием людей, могла взять к своей девочке такую несимпатичную, нереспектабельную англичанку…»
Анна Каренина — женщина с сердцем:
«Она прежде всего женщина с сердцем, ты вот увидишь. Теперь у ней девочка англичанка и целое семейство, которым она занята.»
По мнению Долли Облонской, Анна Каренина — прекрасная женщина:
«Она прекрасная женщина.»
Прожив с мужем 8 лет, Анна Каренина влюбляется в офицера Алексея Вронского. Влюбленные тайно встречаются, но об этом вскоре узнает весь свет. Анна мучается из-за того, что изменяет мужу и врет ему:
«…это не игрушка, эта женщина дороже для меня жизни.» (Вронский об Анне)
«…страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всем другом, кроме своей любви.»
«…не раз замеченное в ней чувство стыда за эту необходимость обмана и лжи.»
Встретив Вронского, Анна обретает счастье, которого раньше не испытывала с мужем:
«Я несчастлива? – сказала она, приближаясь к нему и с восторженною улыбкой любви глядя на него, – я – как голодный человек, которому дали есть. Может быть, ему холодно, и платье у него разорвано, и стыдно, но он не несчастлив. Я несчастлива? Нет, вот мое счастье…»
Вскоре в результате тайной связи у Анны и Вронского рождается дочь Анна. Анна оставляет мужа и сына, чтобы быть с Вронским. Оставив законного мужа ради Вронского, Анна теряет свою «добрую славу» и становится «падшей женщиной» в глазах высщего общества, в котором еще недавно была так уважаема и любима:
«Я знаю, что меня в моем положении не может принимать ни одна порядочная женщина.»
«…как она могла, сделав несчастие мужа, бросив его и сына и потеряв добрую славу, чувствовать себя энергически‑веселою и счастливою.»
«…любовались спокойствием и красотой этой женщины и не подозревали, что она испытывала чувства человека, выставляемого у позорного столба.»
Живя с Вронским, Анна первое время чувствует себя счастливой (например, во время путешествия по Европе). Однако со временем она начинает ревновать Вронского. Она боится, что он ее разлюбит. Анна надеется развестись с мужем и выйти замуж за Вронского, чтобы он не оставил ее:
«И так же, как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее. Правда, было еще одно средство: не удерживать его, – для этого она не хотела ничего другого, кроме его любви, – но сблизиться с ним, быть в таком положении, чтобы он не покидал ее. Это средство было развод и брак.»
Живя с Вронским, Анна Каренина не видит своего сына Сережу (за исключением одной тайной встречи в Петербурге). Каренин запрещает Анне видеться с сыном, из-за чего она чувствует себя несчастной:
«Я несчастна от разлуки с сыном.»
Анна Каренина не любит свою маленькую дочь Анну, которая родилась от Вронского:
«Как она ни старалась, она не могла любить эту девочку, а притворяться в любви она не могла.»«…новорожденная дочь Анны, названная тоже Анной, заболела.»«…при виде этого ребенка ей еще яснее было, что то чувство, которое она испытывала к нему, было даже не любовь в сравнении с тем, что она чувствовала к Сереже. Все в этой девочке было мило, но все это почему‑то не забирало за сердце.»
Анна Каренина одинаково сильно любит сына Сережу и своего возлюбленного Алексея Вронского:
«Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа – Сережу и Алексея.»
В конце концов отношения Анны и Вронского ухудшаются. Анна ненавидит Вронского за то, что она пожертвовала всем ради него, но теперь эти отношения не приносят ей счастья:
«Я знаю, что с той первой минуты я пожертвовала ему всем! И вот награда! О, как я ненавижу его!»
«Прежде чем навсегда уехать, я скажу ему все. Никогда никого не ненавидела так, как этого человека!» – думала она.»
Глубоко страдая от своей любви и несчастного положения, Анна Каренина кончает жизнь самоубийством. Вронский понимает, что своим самоубийством Анна наказывает его за его непонимание и холодность:
«…жестоко‑мстительною, какою она вспоминалась ему в последнюю минуту.»
«…она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что‑то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне все!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы.»
После смерти Анны Карениной Вронский глубоко страдает и теряет смысл жизни. Он отдает дочь Анну на воспитание Алексею Каренину и отправляется на войну в поисках смерти.Это был цитатный образ и характеристика Анны Карениной в одноименном романе «Анна Каренина»: описание внешности и характера героини.Смотрите: Краткое содержание романа «Анна Каренина»Все материалы по роману «Анна Каренина»
Анна Каренина образ и характеристика по плану
В
1. Общая характеристика. Анна Каренина — главная героиня одноименного романа Л. Н. Толстого, петербургская светская дама, сестра Степана Аркадьевича Облонского и жена Алексея Александровича Каренина.
Это молодая женщина, которая под влиянием сильной страсти изменила мужу. Безумная любовь принесла Анне только горе: муж запретил встречаться с сыном, а Вронский очень скоро охладел к ней. В отчаянном порыве Каренина кончает жизнь самоубийством.
В
2. Внешний вид. Анна Аркадьевна не выделяется особой красотой. В ней привлекают «изящество и скромная грация», особое выражение лица. «Блестящие… серые глаза» окаймлены «густыми ресницами».
Женщину очень украшают «черные, везде вьющиеся волосы». Она всегда имеет здоровый сияющий вид. Анна — довольно-таки полная женщина, обладающая при этом легкой походкой.
В
3. Светская дама. До встречи с Вронским Анна даже не представляла, насколько ей надоела семейная жизнь со скучным мужем, основанная лишь на одной привязанности.
В разговоре с Кити она признается, что испытывает необъяснимую скуку на балах. Вронский впервые за долгое время заставил женщину оживиться, захотеть чего-то нового. Возвращаясь в Петербург, Анна не случайно думает: «…пойдет моя жизнь, хорошая и привычная». Она еще не сознается себе, что мечтает изменить этот привычный уклад. Настойчивое преследование Вронского в Петербурге представляется для Анны главным интересом в жизни.
В
4. «Преступная радость». Любовь к преследовавшему ее по пятам Вронскому наполнило жизнь Анны совершенно новым смыслом. Ее лицо засияло «страшным блеском пожара». Близкая возможность счастья заставила женщину по-новому взглянуть на свои отношения с мужем. Она задается вопросом: «Разве он может любить?». Анной овладел «дух зла и обмана».
Когда измена произошла, Анна почувствовала невероятный ужас своего нового положения. Она полностью признавала свое падение и понимала, что уже не сможет жить без Вронского. Боязнь за судьбу сына останавливала женщину от того, чтобы признаться во всему мужу. Даже беременность не могла заставить ее пойти на разрушение семьи. Анна сильно страдала из-за неестественности своего положения, но не хотела ничего менять: «Я — как голодный человек, которому дали есть».
В
5. «Позорная, гадкая женщина». Падение Вронского на скачках настолько потрясло Анну, что она решилась на признание мужу: «Я люблю его, я его любовница». Поначалу ее окрылила возможность жить без обмана. Однако постепенно в душу Анны начал закрадываться страх перед возможным позором. Больше всего ее пугала вероятность того, что муж заберет сына.
Как и предполагала Анна, муж попытался окутать семейные отношения «паутиной лжи». Он был не согласен на развод и хотел только оградить свою честь, потребовав сохранения для вида прежних отношений. По сути Алексей Александрович поставил жену перед нелегким выбором между Вронским и сыном. Жизнь Анны стала еще более мучительной. Она продолжала жить в одном доме с мужем и встречаться с Вронским.
Двусмысленность положения приводила ее к припадкам ревности. У Анны появилось предчувствие близкой смерти. Каренина чуть не умерла после тяжелых родов. Это на время примирило ее с мужем. Однако после выздоровления Анна вновь начала тяготится жизнью с Алексеем Александровичем: «Я — как натянутая струна, которая должна лопнуть». Не получив от мужа развода, она уехала с Вронским за границу.
Поначалу Анна чувствовала невероятное счастье, соединившись наконец-то с любимым человеком. Она уже не стыдилась своего позора, стойко переносила разлуку с сыном. Ее любовь к Вронскому становилась все сильнее, напоминая преклонение перед божеством. После возвращения в Петербург большое значение для Анны имели последняя встреча с сыном и скандальная сцена в театре. Она поняла, что большой свет для нее навсегда закрыт. Лишь уехав с Вронским в деревню, Анна смогла сполна насладиться своим «преступным» счастьем: «Я просто хочу жить; никому не делать зла, кроме себя».
В
6. Трагическая развязка. Переезд в Москву, замкнутая жизнь, ежедневное ожидание решения о разводе очень тяжело подействовали на душевное состояние Анны. У нее участились припадки ревности, заканчивающиеся ссорами. Нежные примирения уже не могли спасти ситуацию. После очередной размолвки с Вронским Анна приходит к страшной мысли: «Все спасается смертью».
Раздражительность Анны многократно возросла накануне предполагаемого отъезда обратно в деревню. Отправившись в поисках Вронского на вокзал, она уже находилась в состоянии, близком к сумасшествию. Лишь в самый последний момент, уже бросившись под вагон, Анна пришла в себя: «Где я? Что я делаю? Зачем?».
В
7. Значение образа. Анна Каренина, несмотря на измену мужу, вызывает к себе симпатию и острую жалость. К гибели женщину привело нежелание жить в лжи и обмане. Любовь и мнимое счастье обошлись ей слишком дорогой ценой. Образ Анны Карениной символизирует зависимое положение женщины в русском обществе XIX века.
Трагедия главной героини заключается в том, что против нее было направлено не только общественное мнение, но и закон. Поставленная в безвыходное положение, она была вынуждена покончить жизнь самоубийством.
17 апреля 1877 года Лев Толстой закончил работу над романом «Анна Каренина». Прототипами многих персонажей стали реальные люди — часть портретов и характеров классик «рисовал» с окружающих его друзей, родственников и просто знакомых, а героя по имени Константин Левин нередко называют альтер-эго самого автора. АиФ.ru рассказывает, о чем повествует великий роман Толстого и почему «Анна Каренина» превратилась в «зеркало» своей эпохи.
Два брака
Статья по темеТолстой ненавидел Шекспира, но повторил судьбу короля Лира «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — эта фраза открывает первый том «Анны Карениной» и задает настроение всему роману. На протяжении восьми частей автор описывает радости и тяготы отдельно взятых семей: супружеские измены, свадьбы и рождение детей, ссоры и переживания.
В основе произведения две сюжетные линии: а) отношения замужней Анны Карениной и молодого и страстно влюбленного в нее Алексея Вронского; б) семейная жизнь помещика Константина Левина и Кити Щербацкой. Причем на фоне первой пары, переживающей страсть и ревность, у второй — настоящая идиллия. Кстати, в одном из ранних вариантов роман назывался «Два брака».
На чужом несчастье
Жизни Анны Карениной, казалось бы, можно только позавидовать — женщина из высшего общества, она замужем за знатным чиновником и растит с ним сына. Но все ее существование переворачивает случайная встреча на вокзале. Выходя из вагона, она обменивается взглядом с молодым графом и офицером Вронским. Вскоре пара снова сталкивается — теперь уже на балу. Даже влюбленная во Вронского Кити Щербацкая замечает, что его тянет к Карениной, а та, в свою очередь, испытывает интерес к новоявленному поклоннику.
Но Анне нужно возвращаться в родной Петербург — к мужу и сыну. Настойчивый и упрямый Вронский следует за ней — нисколько не смущаясь ее статуса, он начинает ухаживать за дамой. В течение года герои встречаются на балах и светских раутах, пока не становятся любовниками. За развитием их отношений наблюдает все высшее общество — в том числе и Алексей Каренин, супруг Анны.
Несмотря на то, что героиня ждет ребенка от Вронского, муж не дает ей развода. При родах Анна чуть не умирает, однако уже через месяц после выздоровления уезжает за границу — вместе с Вронским и их маленькой дочкой. Сына же она оставляет на попечении отца.
Но жизнь с любовником не приносит ей счастья. Анна начинает ревновать Вронского, а тот, хоть и любит, но тяготится ею и тоскует. Возвращение в Петербург ничего не меняет — тем более что бывшие друзья избегают их общества. Тогда герои едут сначала в деревню, а потом в Москву — правда, их отношения от этого не становятся крепче. После особенно сильной ссоры Вронский уезжает, чтобы навестить мать. Каренина следует за ним и на вокзале к ней приходит решение, как можно разрешить эту ситуацию и «развязать» всем руки. Она бросается под поезд.
Вронский тяжело переживает утрату и уезжает добровольцем на войну. Их маленькую дочь берет на воспитание Алексей Каренин.
Второй шанс Левина
Статья по теме«Он хотел быть выше бренных мелочей». Алексей Петренко — о Льве Толстом и путях оздоровления России Параллельно Толстой разворачивает еще одну сюжетную линию: описывает историю Кити Щербацкой и Константина Левина. 34-летний помещик был влюблен в 18-летнюю Кити и даже решился сделать ей предложение, но она тогда была увлечена Вронским и отказала. Вскоре офицер уехал за Анной, и Щербацкая осталась «у разбитого корыта». На нервной почве девушка заболела, а Левин укатил обратно — в деревню, управлять своим именьем и работать вместе с крестьянскими мужиками.
Однако Толстой дал своим героям второй шанс: на званом обеде пара снова встретилась. Кити понимает, что она любит Левина, а тот осознает, что его чувства к девушке вовсе не угасли. Герой во второй раз предлагает Щербацкой руку и сердце — и в этот раз она отвечает согласием. Сразу после венчания пара уезжает в деревню. Несмотря на то, что поначалу совместная жизнь дается им нелегко, они счастливы — Кити поддерживает мужа, когда у того умер брат, и рожает Левину ребенка. Именно так, по мнению Толстого, и должна выглядеть семья, а между супругами непременно должна быть духовная близость.
Зеркало эпохи
Как писал Сергей Толстой, сын классика, «От реалистического романа, каков «Анна Каренина», требуется прежде всего правдивость; поэтому для него материалом послужили не только крупные, но и мелкие факты, взятые из действительной жизни». Но что могло натолкнуть автора на такой сюжет?
В XIX веке развод был редким явлением. Общество сурово осуждало и презирало женщин, которые осмеливались оставить семью ради другого мужчины. Однако прецеденты случались — в том числе и в семействе Толстого. Например, его дальний родственник Алексей Толстой женился на Софье Бахметевой — когда пара познакомилась, Бахметева уже состояла в браке с другим и имела дочь. В какой-то мере, Анна Каренина — собирательный образ. Некоторые черты ее внешности напоминают Марию Гартунг — дочь Пушкина, а характер героини и ситуацию, в которой она оказалась, автор «соткал» из нескольких разных историй. Эффектный финал тоже был взят из жизни — под поездом погибла сожительница соседа Толстого по Ясной Поляне — Анна Пирогова. Она очень ревновала своего возлюбленного, а как-то поссорилась с ним и уехала в Тулу. Через три дня женщина передала через ямщика письмо своему сожителю, а сама бросилась под колеса.
Тем не менее критиков возмутил роман Толстого. Анну Каренину называли безнравственной и аморальной — то есть «в реальности» читатели к ней относились точно так же, как и светские персонажи в книге. Ряд нападок вызвало и описание автором сцены близости между его героиней и Вронским. Михаил Салтыков-Щедрин отозвался об «Анне Карениной» как о «коровьем романе», где Вронский — «влюбленный бык», а Николай Некрасов написал эпиграмму:
Статья по темеГражданин поэт. Современники Некрасова считали его стихи лучше пушкинских
«Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать».
Сам же автор отзывался о своем «детище» так: «Если бы я хотел словами выразить все то, что имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман — тот самый, который я написал, сначала».
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Образ Анны Карениной в одноимённом романе Л.Н. Толстого воплотил в себе переживания писателя относительно современной ему действительности. Российское государство 70-х годов отражено в произведении со всех сторон, начиная двором императора и заканчивая простой крестьянской избой. В основе романа лежит не частная история, а исторически устоявшееся явление, которое коснулось жизни всего народа. Эти порядки отображаются не на прославленных героях или государственных деятелях, а на обыкновенных людях, составляющих основу типичного аристократического общества. Послереформенное время оказалось трудным для большинства: семейные драмы на фоне разорения, крах денежной системы, катастрофы на железных дорогах.
Роман «Анна Каренина» создавался писателем на протяжении четырёх лет, изначальный замысел несколько раз пережил значительные изменения: его сюжет и композиция увеличивались и усложнялись, изменялись действующие лица и их имена. Главную героиню первых редакций, вряд ли кто-нибудь бы сейчас узнал. Л.Н. Толстой с каждой поправкой, внесённой в роман, делал Анну Каренину более высоконравственной натурой, вызывающей у читателя сожаление. Сам писатель хотел показать её «потерявшей себя» женщиной, но в то же время «невиновной». Она была вынуждена отказаться от обязанностей жены и матери, только потому, что не было иного выхода. Лев Николаевич её оправдывает, но трагический финал подобной судьбы неизбежен, по его мнению.
Известно, что перед началом работы над романом писатель узнал о разводе, случившемся в семье близких знакомых. В то время бракоразводный процесс не был привычным делом и вызывал у общественности резко негативное отношение. Люди осуждали и не одобряли подобное поведение, исключая из своих рядов рискнувших совершить подобное. Несмотря на сложившиеся устои, знакомая Льва Николаевича всё же развелась со своим мужем, причём по своей инициативе, а через несколько месяцев вышла замуж за любимого человека. Следом за этой историей произошёл неприятный случай: возлюбленная соседа Толстого покончила жизнь самоубийством, бросившись под колёса поезда на глазах у самого писателя. Ужасная картина с изуродованным телом долго стояла перед его глазами и не давала прийти в себя. Именно эти события принято считать основополагающими при задумке и создании романа.
Анна Каренина – главная героиня романа Л.Н. Толстого, которая в начале произведения представляется читателю только с лучшей стороны, но этот идеальный образ разрушается сразу же, как только в её жизни появляется граф Вронский. С этих пор Анна готова поступить всем, в чём заключались её самые важные ценности в жизни: ребёнок, семья, положение в обществе, собственные принципы и достоинство.
В основу данного образа Л.Н. Толстой вложил характеристики своих знакомых и членов семьи. Анна – это светская замужняя женщина, у которой есть восьмилетний сын. Её высокое положение в обществе – полностью заслуга мужа, знатного петербургского чиновника. Их брак был безукоризненным и образцовым до тех пор, пока главная героиня не отправилась погостить в дом своего брата Степана Облонского, позвавшего сестру в надежде на то, что ей удастся помирить его с женой, узнавшей об интрижке с прислугой. Дарья Александровна Облонская уличила своего мужа в измене, совершённой с гувернанткой и не хотела его прощать. Только влияние образцовой жены и матери в лице Карениной было способно изменить сложившуюся ситуацию.
Вронского Анна встретила в первый раз на вокзале, сразу же после приезда в Санкт-Петербург. Тогда ещё она не проявляла никаких особых признаков внимания, но молодой офицер заметил заинтересованность собственной персоной по едва заметной улыбке, пробежавшей по лицу прекрасной незнакомки. Вряд ли тогда кто-то мог подумать, что из этой искры разгорится такой пожар. Особую роль для дальнейшего развития событий играет то, что именно в этот день Алексей хотел сделать предложение Кити, но после нежданной встречи резко передумал.
Жизнь главной героини ничем не отличается от жизни любой другой представительницы высшего сословия, отличается только сама Анна: она не умеет лицемерить и приспосабливаться по необходимости. Она умная, сильная женщина с богатым внутренним миром. Больше всего главная героиня ценила свободу и искренние чувства, именно поэтому внезапно вспыхнувшая страсть затмила страдания мужа и материнский долг. Она не ожидала, что Вронский бросится вдогонку за ней и, позабыв о нормах приличия, начнёт свои ухаживания, несмотря на то, что его возлюбленная – замужняя женщина.
На протяжении года, молодые люди пытались обмануть свои чувства, стараясь ограничиться только душевной близостью и светскими разговорами, но любовь в итоге взяла верх. Всё высшее общество, включая мужа Анны, знало об этой запретной связи и наблюдало за её развитием. Супруг главной героини оставался с ней рядом даже после того, как она забеременела от другого мужчины. Он насильно держал её возле себя, угрожая отнять ребёнка, если посмеет подать на развод. Но для любви не страшны никакие преграды, поэтому Анна бросила всё и уехала с красавцем-любовником и их совместной дочерью заграницу, оставив родного сына с его отцом.
Анна думала, что её ждёт безоблачное будущее, но все мечты разбились о серые будни, полные забот и рутины. Главная героиня, недопустимая в приличное общество, страдала от недостатка внимания. Она сильно ревновала Вронского, требовала его постоянного присутствия, но паническая навязчивость действовала совершенно иным способом – он всё больше и больше отдалялся, не замечая больше той прекрасной незнакомки, в которую влюбился. Теперь Анну действительно трудно узнать, она уже потеряла способность растворяться в любимом человеке, дарить ему теплоту и заботу, теперь всё полностью изменилось – она только требует и подчиняет своей воле.
Для завершения бракоразводного процесса молодая пара была вынуждена вернуться в Москву, где пришлось ожидать решение суда долгие полгода, которые стали решающими в их судьбе. Отношения с каждым днём становились всё хуже и хуже, у Анны началась самая настоящая паранойя по поводу неверности Вронского. Она решила, что лучше всего будет уехать снова в деревню и вести там прежний уединённый образ жизни. Алексей согласился со своей возлюбленной, но перед отъездом отправился к матери для решения важных деловых вопросов. Анна и в этом визите нашла подвох, и кинулся вдогонку за возлюбленным на вокзал. Там на главную героиню нахлынули воспоминания о том, как начиналась вся история сумасшедшей любви и, не выдержав мук совести и подозрений, вконец запутавшаяся женщина кинулась под колёса поезда.
Главная роль в романе отведена писателем не конкретному человеку, а семье в целом. Все значимые события всегда начинают развиваться в семейном кругу или же в нём заканчиваются. Взгляды на семью в светском обществе того времени были весьма странными: дети воспитывались гувернёрами, а не родителями, понятие семейной верности обесценилось. Было важно лишь то, что подумают окружающие, именно поэтому муж Анны закрывал на её измену глаза, лишь бы не стало известно об этом в свете. Если бы главная героиня жила в своё удовольствие, но придерживалась внешней благопристойности, от неё бы не отвернулось общество. Но Анна не могла увязнуть во лжи, это противоречило её натуре. Получается, что главным препятствием к счастью Карениной были представители высших сословий во главе с её мужем.
Молодая женщина пыталась бороться, но не получала поддержки даже со стороны своего возлюбленного. Анна пыталась найти выход из сложившейся ситуации в глобальном плане – она загорелась идеей женского образования, однако её положение и род занятий не принёс никаких успехов, и утешение пришло в виде порочных наслаждений. Главная героиня просто устала, её силы были надломлены. Жертвы, принесённые ради осуществления мечты о большой любви, давили непомерным грузом на хрупкие женские плечи. Общество не смогло простить Анне её искренние и чистые чувства, а Вронский был типичным представителем этого «общества», поэтому оказался по другую сторону от переживаний своей возлюбленной. Драма жизни главной героини состоит в том, что она пошла наперекор общепринятым стереотипам отношений своей среды и всей современной эпохи в целом.
В образе Анны Карениной тесно переплелись добро и зло – два понятия, раскрыть которые Л.Н. Толстой пытался на протяжении всей своей жизни. Главная героиня всем существом стремилась к счастью, но на её пути встали силы зла, которые в итоге привели запутавшуюся женщину к гибели. Любовь женщины настолько же сильная, как и любовь матери, поэтому эти чувства оказались для Анны Карениной равноценно необходимы, жить по-другому она просто не смогла.
Используемые источники:
- https://geekhero.ru/geroi/anna-karenina/
- https://www.literaturus.ru/2017/02/anna-karenina-obraz-harakteristika-opisanie-vneshnost-harakter.html
- https://ote4estvo.ru/178280-anna-karenina-obraz-i-harakteristika.html
- https://aif.ru/culture/classic/zerkalo_epohi_o_chem_rasskazyvaet_anna_karenina
- https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/obraz-anny-kareninoj-v-odnoimyonnom-romane-l-n-tolstogo.html