Содержание
«Гадающая Светлана» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Картина была написана в 1836 году. Холст, масло. Размеры: 94 × 81 см. Находится в Нижегородском Государственном художественном музее, Нижний Новгород. Данная картина интересна тем, что является единственной во всём творчестве Брюллова, которая посвящена русскому национальному быту.
Картина была написана во время пребывания Карла Брюллова в Москве. В Москве великий художник оказался проездом из Константинополя в Петербург, куда его вызвал сам император Николай I, после того как Брюллов прославился в мире живописи своей картиной «Последний день Помпеи». В Москве Брюллов жил у писателя Алексея Перовского на протяжении полугода, где и написал картину на тему святочных гаданий.
Приезд художника удачно совпал со Святками, во время которых, по традиции, девушки занимаются гаданиями. Святочных гаданий существует достаточно много, в некоторых областях России они могут отличаться деталями. На картине «Гадающая Светлана» Брюллов изобразил обряд гадания у зеркала. Сам сюжет был навеян балладой В. А.
Жуковского «Светлана» и является иллюстрацией к одному из эпизодов данной баллады. То, что художник смог наблюдать обряд лично, позволило ему создать картину более реалистичной.
Строчки из баллады В. А. Жуковского «Светлана», которые послужили основой для написания картины:
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
На картине мы мужем увидеть момент гадания у зеркала. Девушка в традиционном наряде — в кокошнике и русском сарафане — сидит за столом. Перед ней стоит зеркало, сбоку горит свеча. Девушка напряжённо смотрит в зеркало, в ожидании, что увидит образ суженого. Атмосфера в картине одновременно и сказочная и даже мистическая. Сам Жуковский, автор «Светланы», в знак признательности за картину, которая была написана на основе его произведения, назвал Брюллова Карлом Великим.
Картина «Гадающая Светлана» Брюллов
В старину на Руси было принято, чтобы девушки гадали на женихов, на будущую жизнь, и на многое другое. Были свои правила, которых надо было неукоснительно придерживаться при гадании. Иногда девушки собирались компаниями, а иногда гадали одни.
Сама же Светлана изображена с большой нежностью. Девушка напряженно вглядывается в поверхность зеркала. Она сидит к нам спиной. Руки опущены под стол и лежат на коленях. Светлана немного наклонена вперед, к зеркалу. Во всей ее напряженной осанке чувствуется тревога. С одной стороны она боится увидеть правду даже хорошую, а с другой ей страшно пропустить главные моменты.
Девушке на вид лет шестнадцать, черты лица нежные. Во всем ее облике заметна наивность молодости, доверчивость. Волосы темные, гладко зачесанные и собранные в косичку. На голове красуется кокошник. На шее надеты две жемчужные ниточки бус. Светлана одета в светлую рубашку и русский сарафан темно-бордового цвета. Плечи девушки открыты. По ее виду можно сказать, что девушка не из бедной семьи.
В комнате полумрак. Так положено. При этом нет никаких серых или черных оттенков. Комната окрашена в коричневые оттенки. Поэтому кажется уютной и теплой. В ней приятно находится. На столе перед Светланой покрытом скатертью стоит красивое старинное зеркало. Освещают комнату две свечи, которые стоят по бокам зеркала. Ничего лишнего, чтобы могло помешать или отвлечь от важного дела. Волшебные слова заклинания Светлана знает наизусть.
Так хочется, чтобы у Светланы все сложилось хорошо.
2 сочинение
В давнее время на Руси было принято гадать только в период святок. Девушки гадали разными способами, и при этом гадали они в основном на женихов и на свою жизнь в будущем. Вот одной из таких девушек является героиня картины Брюллова «Гадающая Светлана».
Если приглядеться в картину, то можно заметить, что все вокруг покрыто темнотой, в середине картины находится девушка, которая вот-вот начнет гадать, а перед ней стоит красивое старинное зеркало на столе, покрытом скатертью и рядом горит свеча. Её лицо излучает нотки напряжения, даже страха. Конечно, для всех было отчасти страшно гадать, видеть гадания, что человек обычно видит, сбываются в жизни.
Девушка, которая создатель картины назвал Светлана, вглядывается в зеркало. От этого навеивает мистикой и таинственностью. Её руки не лежат на столе, они спущены. Внешний вид девушки просто изумителен, она выглядит прекрасно — на ней нарядное платье, потому что в простые дни такое не носили, кокошник на голове, бусы на шее. Сразу заметно, что она долго готовилась к этому событию, когда сможет увидеть своего суженого. Любопытство побеждает страх — это прекрасно читается в её глазах.
Если самому вглядываться в картину, то начинаешь чувствовать какое-то напряжение и даже таинственность. Становится не по себе. Темные краски, которые художник использовал при написании картины, только начинают угнетать обстановку. Здесь нельзя пользоваться светом, ведь так положено. Сама комната покрыта коричневыми красками, поэтому излучает собой тепло и уют. Это придает картине больше загадочности. Но лучше всего переданы именно эмоции девушки. Смотришь на Светлану и сам по неволе начинаешь содрогаться и беспокоиться — а что же там такого можно увидеть про своё будущее? Это ожидание непонятно кого-то или чего-то и незнания, что случится дальше, вводит в беспокойство.
Складывается ощущение, что художник смог затронуть не только личный мир гадающей девушки, но и мир смотрящего на картину человека. И уже сам начинаешь ждать чуда. А по спине в это время пробегает стая мурашек и холодок от неизвестности. Каждый хочет, чтобы у гадающего все сложилось хорошо. Но сложится ли все именно так?
<glav>Другие темы:</glav>← Бахчисарайский фонтан↑ БрюлловПоследний день Помпеи → `
Гадающая Светлана
Популярные сочинения
- Сочинение по рассказу Муму Тургенева 5 класс
Сюжет построен вокруг проблемы крепостного права. Автор как будто бросает вызов крепостному праву. А сами события происходят в русской деревни.
- Сочинения по картинам Цыплакова
Описание картин Цыплакова
- Сочинение Женские образы в комедии Горе от ума
В комедии «Горе от ума» все женские образы: и главный, и второстепенный, и эпизодические – раскрываются в соответствии с жанром произведения. Их в разной степени коснулся грибоедовский смех.
Содержание:
Жанр и история создания картины
Картина Брюллова Карла «Гадающая Светлана» — это единственное полотно великого художника, посвященное русской бытовой тематике. В это время художник жил в Италии. В Россию он приехал по приглашению императора Николая I после громкого успеха картины «Последний день Помпеи».
Читайте также: Аргументы по направлению «Мечта и реальность» для итогового сочинения 2018-2019
Картина «Гадающая Светлана» была создана в 1836 году во время пребывания художника в Москве, в гостях у писателя Алексея Петровского. Его приезд совпал с началом Святок, главной традицией которых являются гадания молодых девушек. На своем полотне живописец изобразил обряд гадания у зеркала. Изображение отличается естественностью и реалистичностью, поскольку художнику посчастливилось лично наблюдать за гаданием.
Сюжет произведения был навеян довольно известной в то время балладой Василия Жуковского «Светлана». Иллюстрацией к одному из эпизодов поэтического произведения стала картина выдающегося мастера. Баллада Жуковского признана подлинно русской, поскольку она ярко и красочно описывала традицию празднования Святок. Она пополнила коллекцию страшных святочных рассказов, которые были широко распространены в дворянской среде.
Свою героиню Жуковский назвал Светлана. Это имя он позаимствовал из романса Востокова. Светлана — это не славянское имя, но оно делает героиню ближе к свету, Святкам, святости.
В знак признательности за великолепную иллюстрацию Жуковский назвал Брюллова Карлом Великим. Однако художник считал свою картину самостоятельным произведением, которое является параллелью известной поэмы.
Описание полотна
На картине изображен момент святочного гадания около зеркала. Его считают одним из самых опасных и самых точных. Для обряда молодая незамужняя девушка должна взять два зеркала. Большое поставить перед собой и зажечь по бокам свечи. Затем необходимо произнести нужный заговор и выставить маленькое зеркало так, чтобы образовался коридор.
После этого следует внимательно смотреть в конец образовавшего коридора, где спустя некоторое время должна появиться фигура. При ее приближении нужно рассмотреть ее лицо и опустить малое зеркало до того момента, когда силуэт приблизится вплотную. Если этого не сделать, он может ударить по лицу, оставив родимое пятно, или утащить за собой. Именно так собирается гадать главная героиня.
Сюжет
Из баллады «Светлана»
Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье…
В. А. Жуковский
Популярные сочинения
Художественные особенности
Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].
В целом, картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].
К. П. Брюллов. Гадающая Светлана
Вернувшись в Россию прославленным мастером, Брюллов продолжал заниматься портретами, но никогда не писал их с московских чиновников или купцов. Отказывая, он всегда говорил: «У вас есть собственный превосходный художник –– Тропинин». С Тропининым он близко сошёлся в 1885 году, когда приехал в Москву и провел там несколько месяцев. Еще в Италии был много наслышан об этом художнике из крепостных. В Москве знакомство переросло в дружбу.
Карл Павлович высоко оценивал как талант и профессионализм, так и личные качества Василия Андреевича Тропинина. Под обаянием его бесхитростных портретов дворовых девушек, а также под обаянием популярной в России баллады В. А. Жуковского «Светлана», Брюллов написал «Гадающую Светлану». Это тоже портрет дворовой девушки, которая в крещенскую ночь гадает у зеркала на своего суженого. Святочные гадания существовали по всей Руси. Девушки бросали валенок за ворота: в какую сторону укажет носок, оттуда и ждать жениха; лили в воду растопленный воск, фантазируя на остывших фигурках; кормили зернами курицу, загадав желание на конкретное число зерен… Способов гадания было много. Все они сопровождались мистическими рассказами, породившими в свою очередь ряженых, сначала в виде нечистой силы, а затем уже кто и в кого вздумает обрядиться.
Читайте также: Конспект урока самопознания на тему «Ласковые слова»
Восприятие публикой
Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:
Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркалом
Склони чело, друг гения, пред тем, Кто творческим господствуя искусством, Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]
Примечания
- Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
- ↑ 12 Пикулева, 2004, с. 89.
- ↑ 12 Живопись XVIII — первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2020. Архивировано 20 ноября 2020 года.
- Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru . Проверено 6 июля 2020. Архивировано 20 ноября 2020 года.
- Гордеева, 2010, с. 19—21.
- ↑ 123 Душечкина, 2007, с. 333—334.
- ↑ 123 Казакова, 2008, с. 31—32.
- Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165
Как гадать на Святки: советы художников
Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836. Фото: Нижегородский художественный музей
Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836
Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е
Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.
Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888. Фото: Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова
Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888
Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.
Читайте также: Нравственный идеал Пушкина Маша Миронова (сочинение по теме)
Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музей
Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842
Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник. В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.
В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.
Литература
- Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
- Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
- Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
- Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
- Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.
Используемые источники:
- https://art-assorty.ru/13978-gadayuschaya-svetlana-bryullov.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/bryullov/gadayushchaya-svetlana
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/gadayushchaya-svetlana.html
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/bryullov-gadayushchaya-svetlana.html