Конспект урока по балладе В.А.Жуковского «Светлана» план-конспект урока по литературе (6 класс)

Сегодня на уроке мы:

·     вспомним, что такое баллада;

·     обсудим балладу Василия Андреевича Жуковского «Светлана».

Вы, наверное, помните эти строки?

«Раз в крещенский вечерок

 Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали».

image001.png

Так начинается баллада Жуковского «Светлана» – пожалуй, самая популярная баллада русского романтизма.

Впервые она была напечатана в «Вестнике Европы» Карамзина в 1813 году.

Успех баллады был просто оглушительным. Балладу много раз переиздавали, читатели заучивали её наизусть. Благодаря ей имя Светлана стало модным.

Интересно, что в литературном обществе «Арзамас» у Жуковского было прозвище Светлана. Поэт был главой «Арзамаса», и каждому члену общества давали прозвище, взятое из баллад Жуковского.

Именно с баллад «Людмила» и «Светлана» началась эпоха романтизма в русской литературе.

Надо сказать, что баллада – очень популярный жанр у романтиков. Родиной баллады считают Францию, а временем появления – XIII век. Изначально баллада – жанр народной поэзии. В литературу она перекочевала немного позже.

Баллада – это лиро-эпический жанр. Это значит, что баллада всегда рассказывает какую-то историю.

Очень часто основой баллад становились народные предания и легенды.

image002.jpg

В них действуют сверхъестественные силы, а человек сталкивается со своей судьбой. Это столкновение оказывается драматическим для героя баллады.

Время и пространство в балладах условны, у них скорее символический характер.

Баллада – жанр европейский, в русском фольклоре её не было. На балладу похожа историческая песня, но в ней нет мистики. Так что Жуковский перенёс европейский жанр на русскую почву.

Основу баллады «Светлана» Жуковский позаимствовал у немецкого поэта-романтика Готфрида Бюргера.

Тот, в свою очередь, взял сюжет о похищении девушки женихом-мертвецом из родного фольклора для баллады «Ленора».

В ней девушка ждёт с войны жениха, но напрасно. В отчаянии она проклинает Бога и свою судьбу. Ночью к ней является жених и зовёт венчаться. Жених везёт девушку на коне, по дороге им встречаются жуткие видения. В конце концов они оказываются на кладбище. Ленора падает в могилу, её окружают мертвецы, которые твердят:

Терпи, терпи, хоть ноет грудь;

Творцу в бедах покорна будь.

Написанная в тысяча восемьсот восьмом году баллада «Людмила» – это творческое переложение «Леноры» Готфрида.

А вот «Светлана» – самостоятельное произведение.

Жуковский изменил всё: национальный колорит, атмосферу, характер девушки и финал, оставив только сюжет.

При этом все мистические события происходят с девушкой во сне, а не наяву, как в «Леноре» и «Людмиле».

Композиция баллады «Светлана» построена по законам жанра.

Время и пространство смешиваются. То, что мистическое путешествие девушки оказывается сном, мы понимаем только в самом конце баллады.

Начало баллады — это яркое описание святочных гаданий. Оно сразу погружает читателя в атмосферу зимней Руси с её традициями и обрядами. Поэт включает в текст отрывок обрядовой песни:

«Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое»».

Жуковский заимствует словосочетания из народных сказок: перстень золотой, красен свет, ворота тесовы, повода шелковы.

Ворон в сказках – вестник беды, а петух в народной традиции птица-заступник, которая прогоняет нечистую силу.

Эти образы и слова делают балладу скорее волшебной, чем мистически мрачной, как у европейских романтиков.

Поэт в балладе перечисляет виды святочных гаданий, упоминает детали русского быта.

Например, Светлана и её жених выходят на широкий двор с тесовыми воротами и едут венчаться на санях.

Сани – очень яркая деталь русского быта.

В жуткой избушке она видит икону Спаса, а комната, в которой Светлана гадает, названа светлицей. Благодаря этим приёмам создаётся национальный колорит, а Светлана кажется героиней старинных русских песен.

Святки – это 10 дней между праздниками Рождества и Крещения.

В этот период на Руси девушки собирались вместе, чтобы заглянуть в будущее, узнать имя жениха, предсказать, как сложится их судьба. Святочные гадания были весёлой традицией, поводом пошутить и развлечься.

Героиня баллады, Светлана, не участвует в общем веселье.

Она тоскует по жениху, но в отличие от Леноры и Людмилы не проклинает судьбу, а просит у Бога утешения.

Какими же словами поэт передаёт настроение Светланы?

В ход идёт пейзаж и окружающая обстановка: луна светится тускло, ночь туманная и сумрачная, во время гадания в зеркале темно, огонёк свечи трепетный, молчание вокруг мёртвое, а сверчок кричит жалобно.

Поэт описывает и проявления эмоций Светланы. Например:

«Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…»

Что мы можем сказать о Светлане? Сам поэт называет её милой. Светлана любит жениха, она верна ему. Девушка жалуется подружкам:

«Год промчался вести нет;

 Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…»

Светлана набожна и тверда в своей вере, в этом проявляется её сила духа.

Именно молитва спасает девушку от мертвеца в избе. В ответ на молитву к ней прилетает ангел-хранитель – белоснежный голубок.

Нежность, чистота, верность любимому, связь с родными традициями и обычаями, покорность судьбе, кротость и искренняя вера в Бога – вот основные черты героини Жуковского.

Поэта называли «певцом Светланы». Он создал идеальный образ русской женщины, к которому в дальнейшем обращались другие писатели и поэты.

Теперь поговорим о средствах художественной изобразительности в балладе.

Важную роль в балладе играет цвет. Жуковский использует цвета-символы – чёрный и белый.

Чёрный цвет в балладе олицетворяет злые силы: чёрный гроб в церкви, чёрный ворон у саней, лик у мертвеца мрачнее ночи.

У белого цвета двойная символика. С одной стороны, он создаёт печальное настроение: белый снег, бледная луна, бледный мрачный жених во сне, белая запона на гробу. С другой стороны, он символизирует чистоту и невинность: белая пелена в светлице на столе, белоснежный голубок со светлыми глазами во сне.

Ещё один важный символ – дорога.

Значение этого символа – жизнь, жизненный путь человека. Дорога в балладах встречается часто. Обычно герой идёт сквозь мрак к своей неминуемой смерти: краски сгущаются, напряжение нарастает.

Жуковский поступил иначе: он вывел свою героиню к светлому, счастливому финалу, к долгожданной встрече с женихом. Да и сам путь оказался обычным сном. Всё тревожное и жуткое происходит именно в грёзах.

Реальная жизнь Светланы – это яркая праздничная картина гаданий, ясное утро и счастье с любимым.

Обратим внимание, что даже в мрачном сне поэт не оставляет свою героиню. В балладе много света. У героини баллады – говорящее имя, намекающее на её чистоту и внутренний свет. Во время гадания зеркало тёмное, тишина вокруг мёртвая, но

Свечка трепетным огнем

Чуть лиёт сиянье…

Огонёк свечи трепещет, как душа девушки. Явившийся во сне жених говорит, что «храм блестит свечами». По пути снежные поляны «чуть блестят». В церкви, где отпевают покойника, яркий свет паникадил. Потом Светлана видит, как «брезжит в поле огонек», а свет в избушке – это свет свечи перед иконой.

Лёгкость балладе придаёт и стихотворный размер. Баллада написана хореем, при этом строки чередуются: длинная – короткая, длинная – короткая.

В коротких строках 3 стопы и ударение падает на предпоследний слог. Такой тип окончания называется женским.

В длинных – 4 стопы и ударение падает на последний слог. Этот тип окончания называют мужским.

Строфу Жуковский построил тоже необычно. Каждая строфа состоит из 14 строк. Первые 8 написаны перекрёстной рифмой. В 9 и 10 строке рифма смежная. А в последних четырёх – опоясывающая. Похожим строем пишутся сонеты.

Владимир Набоков называл балладу «Светлана» шедевром. Он считал, что знаменитую онегинскую строфу Пушкин придумал под влиянием этой баллады Жуковского.

Вспомним, что Пушкин считал Жуковского своим учителем.

К тому же Пушкин использовал строки из «Светланы» в качестве эпиграфа к повести «Метель».

Есть упоминания о балладе и цитаты из неё и в романе «Евгений Онегин».

Последние строфы баллады – обращение к Александре Воейковой, которой посвящена эта баллада. Жуковский написал её в качестве свадебного подарка своей племяннице и ученице.

Александра была младшей сестрой Маши Протасовой, в которую поэт был влюблён.

Интересно, что после такого подарка Александру домашние часто в шутку называли Светланой, к ней так обращались в письмах и посланиях.

В финальных строфах поэт поясняет смысл баллады:

Лучший друг нам в жизни сей

 Вера в провиденье.(не привиденье, а проведенье)

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье лживый сон;

Счастье пробужденье».

Последняя строфа – пожелание счастья:

«Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь её светла,

Будь весёлость, как была,

Дней её подруга.

Такое послесловие для жанра баллады тоже нетипично.

Жуковский в балладе «Светлана» проявил себя как блестящий художник и смелый новатор.

Он нарушил каноны жанра. Убрал мотив вины – в классической балладе герой страдает за свои грехи.

Светлана же чиста и невинна, поэтому силы тьмы не смогли ей завладеть. Трагический финал поэт заменил на счастливый. Вместо жутких картин классической баллады Жуковский рисует противостояние света и тьмы.

Кроме того, поэт ввёл послесловие, в котором обращается к племяннице, которой посвящена баллада.

Виссарион Белинский писал:

«Жуковский это литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии… вот его великое дело, его великий подвиг…».

Опубликовано 31.01.2016 — 10:14 —

Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе «Светлана». Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотивам баллады. Материал сопровождается наглядной презентацией, а также аудиозаписью фольклорной песни (поможет учащимся больше проникнуться атмосферой того времени).

Скачать:

Вложение Размер
zhukovskiy.doc 43.5 КБ
zhukovskiy_svetlana_dlya_nsportala.ppt 1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе “В.А.Жуковский ”Светлана”(1813).Романтические особенности баллады”.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение баллады, беседа по вопросам, прослушивание аудио (см. приложение).

Оборудование: презентация Power Point.

Ход урока.

1.Приветствие.

Эпиграф к уроку:

“Его стихов

 пленительнаясладость

Пройдёт веков

     Завистливую даль…”            

   А.С.Пушкин. (1 слайд)

2.Проверка домашнего задания – биографии В.А,Жуковского. (2 слайд)

— С какими произведениями В.А.Жуковского мы уже знакомы? Каковы их общие черты? Особенности романтизма.(3 слайд).

— Сравним элегию “Море” (домашнее задание) и балладу “Светлана”. (4 слайд).

— Попробуйте догадаться, какие строки принадлежат перу В.А.Жуковского? (5 слайд).

Для этого еще раз вспомните характерные особенности его письма.

Баллада “Светлана”.

— Итак, с чего начинается баллада? (7 слайд).

 — На Руси среди незамужних девушек были очень популярны гадания в ночь перед Рождеством * с 18 на 19 января. (Прослушивание аудио, см. приложение)

Светлана прибегает к самому страшному из гаданий – у зеркала (т.к. зеркало, по фольклорным поверьям, считалось границей между нашим и потусторонним мирами). Как вы думаете, почему она прибегает к такому страшному гаданию?

“Год промчался – вести нет;

Им лишь сердце дышит.”

— Светлана находится в разлуке с любимым, её любовь  и вера подвергаются испытаниям. Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры.

— Расскажите, что случилось со Светланой после того, как она села к зеркалу? На какие части можно разделить балладу? (8 слайд).

— Вы, наверное, заметили, как эта баллада наполнена звуками, цветами, которые только нагнетают обстановку, усиливают страх, ужас. Составим таблицу “Цветопись и звукопись в балладе”. 9- 10 слайды.

Цвета

Звуки

Чувства Светланы

Белый плат (платок)

Тускло светит луна

Сумрак

Белаяпелена

Свеча

Темно

Пыхнул огонёк

Тускнеет

Чёрный

Блестят

Бледен

Мрачнее

Голубочекбелый

Черный цвет против белого!!! (Добро против зла)

Мёртвое молчание

С треском пыхнул огонек

Крикнул жалобно сверчок

Кто-то стукнул

Стучит

Скрыпит

Страшное молчание

Зскрежетал

Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку

Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная

“Занялся от страха дух”

Все эти средства выразительности характерны для романтизма, создают ореол таинственности, мистики: тьма и свет, холод, страшные звуки стирают границу между реальностью и потусторонним миром.

— Подчеркните слова-символы, характеризующие жизнь и смерть (11 слайд).

Чем же закончится это опасное для человека обращение к потусторонним, враждебным силам?

12 слайд. Какова же главная героиня этой страшной баллады? Симпатична ли она вам. Выпишите цитаты из текста, характеризующие её.

— Почему всё-таки все оканчивается хорошо?

13 слайд. Выделите в этом произведении черты романтизма.

— Рефлексия.

Что вам сегодня понравилось/что – нет?  Все ли было вам понятно? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

14 слайд. Домашнее задание.

Приложение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… ” А.С.Пушкин

Слайд 2

Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Вспомним факты биографии: Он был незаконнорожденным сыном А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи. В 14 лет дебютирует в печати. Занимается переводами (Гёте, Шиллера и др.) Редактор журнала “ Вестник Европы ” . В 1812 г.поступает в ополчение. Близкий друг А.С.Пушкина. Один из излюбленных жанров – элегия.

Слайд 3

1). Интерес к сильной, исключительной личности. 2). Взгляд на жизнь “ сквозь призму сердца ” . 3). Интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному. 4). Тяготение к фантастике, к смешению комического и трагического. 5). Мучительное переживание разлада с действительностью. 6). Стремление личности к абсолютной свободе, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира. 7). Склонность отражать бессознательную форму движения души (сон).

Слайд 4

Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика. Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью. А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому.

Слайд 5

На холме, сквозь зелёной рощи, При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья… Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!

Слайд 6

Что такое баллада? Где впервые она появилась? Докажите, что «Светлана» В.Жуковского – это баллада.

Слайд 7

«Раз в крещенский вечерок* Девушки гадали…» * Ночь с 18 на 19 января.

Слайд 8

1. Светлана гадает. 2. Сон Светланы. 3. Поездка . 4. Приезд в «Божий храм». 5. Дорога к избушке. 6. В избушке. 7. Пробуждение от сна. 8. Обращение автора.

Слайд 9

Цвета Звуки Чувства Светланы

Слайд 10

Цвета Звуки Чувства Светланы Белый плат (платок) Тускло свет ит луна Су мрак Белая пелена Свеч а Темно Пыхнул огон ёк Тускнеет Чёрный Блест ят Блед ен Мрачнее Голубочек белый Черный цвет против белого!!! (Добро против зла) Мёртвое молчание С треском пыхнул огонек Крикнул жалобно сверчок Кто-то стукнул Стучит Скрыпит Страшное молчание Зскрежетал Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная “ Занялся от страха дух ”

Слайд 11

а) синей чертой, символизирующие смерть; б) зелёной чертой, символизирующие жизнь. Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.

Слайд 12

1.Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану. Найдите в тексте её описание. 2. Как автор относится к своей героине? Найти слова в тексте. 3. Как вы думаете, почему бал- лада заканчивается хорошо?

Слайд 13

Фантастически напряженный ход событий. Драматизированный сюжет Противопоставление 2 миров Мотив сна

Слайд 14

Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?

Слайд 15

1). Выучить отрывок наизусть “ Раз в крещенский вечерок девушки гадали… ” 2). На дополнительную оценку – нарисовать иллюстрацию к балладе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс ««Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова «Песнь про…купца Калашникова». Основная цель урока: формирование представлений о » двух силах» в произведении: силе правды и власти….

конспект урока литературы 7 класс

Поэзия хокку…

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса…

Конспект урока литературы. (7 класс). «Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка….

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека….

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы…

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.&raquo…

  • Мне нравится

 

Конспект урока по балладе В.А.Жуковского «Светлана» план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
  2. Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
  3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
  4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
  5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
  6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.

Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»

Читайте также:  Сочинение Роман «Мать» — реалистическое произведение М.Горького

Этапы урока :

  1. Организационный момент урока

— Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

— Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)

— Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

— Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

— Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

— Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

-Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

— С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)

  1. Сообщение темы и целей урока.

— К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

  1. Проверка индивидуальных домашних заданий

— Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

— Первое задание — найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)

— Второе задание – вспомнить характерные признаки баллады. (СЛАЙД № (запись в тетрадь)

  1. Анализ произведения
  1. Исследовательская работа

— А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

Читайте также:  Творческая работа — сочинение на тему: «Как музыка может помочь людям в трудную минуту?»

— Ответ 1 варианта на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

— Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

(Ответ учащихся)

— В тексте:

Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

— Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

— Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

— В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)

— Символом чего является голубь? (В народе — символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?

— А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)

— Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)

Читайте также:  Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс

2. Анализ поэтического текста.

-Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

— Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

— как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

— Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

— Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

— Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

— Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

— В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)

— До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

— Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

-Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

— Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)

— Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)

— Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.

— Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)

— Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.

— Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)

цвет значение доводы местоположение
белый печаль снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона сон Светланы
белый чистота белая скатерть, белый голубь И наяву (до сна) и во сне Светланы
чёрный печаль чёрная даль, чёрный ворон сон Светланы
алый теплота, забота, нежность «пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимого пробуждение Светланы

— Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

— Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

— И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

4. Подведение итогов

— Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

— В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..» (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

7. Домашнее задание — Выучить отрывок из баллады

Читайте также:  Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.

Баллада Жуковского «Светлана»

Используемые источники:

  • https://videouroki.net/video/16-vasilij-andreevich-zhukovskij-ballada-svetlana.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/01/31/konspekt-uroka-literatury-v-9-klasse-na-temu-v-a-zhukovskiy
  • https://usfeu-tds.ru/bank-sochinenij/sochinenie-ballada-svetlana.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт