Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)

Содержание:

Разновидности очерков

Не все понимают, что такое очерк и как его писать. В литературе существует несколько определений и видов написания. Все они имеют свои особенности и стиль. Очерки бывают следующими:

  • портретный;
  • проблемный;
  • художественный;
  • публицистический;
  • путевой;
  • социологический.

К самым литературным видам относится портретный очерк. Задача автора сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир. Дать ему полную характеристику. Писатель должен упомянуть о том, как окружающая среда влияет на поступки героя.

Проблемный очерк отличается присутствием кого-то конкретного конфликта, который можно решить, проанализировав информацию. Для этого автору необходимо привести аргументы из литературы, жизни, статистические данные. Очеркисту необходимо попытаться вовлечь в обсуждение проблемы читателей. Такой жанр произведения чаще используется в журналистике.

Художественный очерк отличается тем, что на читателя большее влияние оказывает написанное, нежели факты. Задача автора заключается в необходимости правильно затронуть эмоции читателя.

Публицистический очерк очень похож на социологический. Только тут очень чётко прослеживается позиция писателя. Он не просто описывает проблему и выносит её на всеобщее обозрение, но и высказывает свою точку зрения.

Путевой жанр является одним из наиболее часто используемых. Задача очеркиста в таком произведении описать занимательное событие, которое произошло. Например, какой-то случай во время поездки. Автор может описать местность, поделится воспоминаниями о каком-то случае, рассказать о людях, с которыми довелось повстречаться.

В социологическом очерке описывается какая-то крупная общественная проблема. Например, повышение количества курящих среди школьников. В этом произведении необходимо составить объективные цифры и реальные факты. Писаться такой текст должен понятным и простым языком.

Особенности написания

Сложность написания портретного повествования заключается в жанровой особенности и склонностью к истине. Он имеет некоторые особенности. Примерный план портретного очерка:

  • при написании используется малая повествовательная форма;
  • описываются только реальные люди;
  • затрагивается какая-нибудь проблема;
  • на 80% состоит описанием с натуры;
  • автор высказывает своё мнение.

Получается, что очерк — это некий краткий рассказ о персоналии человека, насыщенный образами.

Прежде чем начать самостоятельно писать очерк, автору необходимо знать некоторые особенности. Его задача заключается в вызове интереса у читателей. Автор должен показать больше образов, эмоций. При написании текста не стоит увлекаться цитированием. Написать нужно обычным читательским языком.

Известный человек

Известного человека необязательно должна знать вся страна или даже мир. Это может быть, например, хороший врач небольшого города или посёлка. Он является знаменитым в своём населённом пункте. Получается, что под это описание подойдёт любой, кто имеет хоть какую-то известность. Пример сочинения портретного очерка об известном человеке:

Стать хирургом может далеко не каждый. Для этого необходимо иметь призвание, обладать теоретическими знаниями, добрым сердцем, состраданием и искренним желанием помочь. Необходимо быть готовым отдать всю свою жизнь на благо человеческого здоровья.

Антон Юрьевич всем своим видом внушает доверие. Это высокий, коренастый мужчина с большими и сильными руками. На вид ему лет 45. Его волосы были когда-то чёрными, но сейчас видна проседь. И так, как мне кажется, даже немного лучше.

У него большие голубые глаза и чёрные густые ресницы. В его взгляде видна доброта. Нос с горбинкой, чуть пухлые губы. Антон Юрьевич обладает очень приятной внешностью. В жизни этот человек является интересным собеседником, общительным и позитивным.

Берсенев А. Ю. — отличный специалист в своей области. Он имеет высшее медицинское образование, постоянно совершенствует свои знания и изучает новые методики.

Ни для кого не секрет, что профессия хирурга — это самопожертвование ради людей. Они всегда должны быть готовы прийти на помощь в любое время дня и ночи. От них зависит не только здоровье пациентов, но и жизнь. Любая ошибка может привести к печальному исходу. На этих людях лежит очень большая ответственность.

Бо́льшую часть своего времени врачи проводят на работе, и мой сосед не исключение. Его жизнь заключается в помощи людям. И ему это очень нравится».

Сочинение про друга

У меня есть школьный друг, и зовут его Саша. Мы сидим за одной партой. Саша является самым высоким мальчиком в нашем классе. Он обладает худощавым телосложением. У него круглое лицо, русые волосы, большие глаза тёмно-коричневого цвета, иногда даже может показаться, что они чёрные. Небольшой нос и тонкие губы. На брови имеется небольшой шрам от неудачного падения в детском возрасте.

Когда смотришь на него, возникает ощущение, что он очень похож на свою маму, но сам Саша говорит — он копия отец. И переубедить его в этом невозможно.

Мой друг очень добрый и отзывчивый человек. Он является душой любой компании. В классе его очень все любят и уважают, всегда считаются с его мнением и прислушиваются к его советам. Если что-то нужно, то он первый придёт на помощь. Учится на отлично, ходит в музыкальную школу, занимается хоккеем.

Не каждый может похвастаться тем, что у него есть лучший друг, на которого можно положиться. Мне очень повезло, что у меня есть такой товарищ.

Пример рассказа о сестре

У многих есть старшая сестра. И я не являюсь исключением. Считаю, что мне очень повезло со старшей сестрой. Её зовут Лиля, и она старше меня на семь лет.

Она небольшого роста, полновата. Короткие волосы соломенного цвета, большие зелёные глаза, небольшой нос и губы средней толщины. Имеет небольшую родинку на подбородке и ямочки на щеках. Улыбчивая, позитивная девушка.

Отличительной чертой сестры является отзывчивость. Она никогда не пройдёт мимо человека, которому требуется помощь. И для неё совсем неважно, знает она его или нет. И, наверно, благодаря такой черте у неё много друзей и знакомых. Сестра очень добрая и никогда не сердится.

Учится в педагогическом институте на математическом факультете. Хочет стать учителем математики. Она мечтает об этой профессии с детства. Я думаю, у неё обязательно всё получится. В свободное время она занимается волонтёрством. Её хобби вышивать крестиком. Она настоящая рукодельница.

Ещё у неё есть кот по имени Тишка. Когда-то она подобрала его на улице маленьким и беспомощным. Наши родители были против животных дома. Моя сестра целый месяц тайком держала котенка у себя в комнате, кормила его, ухаживала. На деньги, которые давали родители ей на обеды, она возила Тишку к ветеринару и лечила. Когда мама с папой узнали о котёнке, они всё-таки разрешили ей оставить его. Моя сестра замечательный человек.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Опубликовано вкл 27.08.2017 — 23:45Автор:  Авторы 10 А. Редактор Гулиева Е. А.

Портретный очерк. Выпуск №1 

Скачать:

Вложение Размер
bondarenko.docx 12.65 КБ
godzyur.docx 15.04 КБ
kravtsova_10_a_ocherk.docx 14.08 КБ
nabieva.docx 14.66 КБ
nasibulina.docx 15.53 КБ
osheva_10_a_ocherk.docx 15.74 КБ
tavbulaev.docx 12.11 КБ
tokareva_ocherk.docx 15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Это профессия для молодых

Журналистика — непростая профессия. Как много в нашем городе специалистов в данном направлении?

Молодая, высокая, голубоглазая и очень улыбчивая девушка из города Отрадный, Алёна Личманцева, окончила Самарский государственный университет, факультет журналистики и приехала в Когалым со своим молодым человеком, после чего, конечно, на одну семейную ячейку города стало больше.

— Алёна, Вы сами определялись с выбором профессии или прислушивались к мнению близких?

— Профессию журналиста я выбрала самостоятельно, потому что на тот момент ходила в клуб журналистов при Доме молодёжных организаций. Меня очень заинтересовала сфера журналистики, вот я и решила получить в этом направлении образование. И родители одобрили такой вариант, как и переезд из Отрадного в Когалым.

— Сейчас Вы работаете по своей специальности?

— Да, сейчас я работаю по специальности, в местной рекламной газете «Бизнес Партнер Югры».

— Что именно Вам нравится в Вашей профессии?

— В сегодняшней работе мне нравится сам процесс дизайна и вёрстки, процесс создания газеты, — отвечает Алёна. — Это развивает творческие способности и помогает больше подружиться с техникой. А так как в свободное время от работы и домашних обязанностей я занимаюсь хэнд-мейдом, любой творческий процесс для меня важен и доставляет удовольствие.

Для девушки творчество стоит на первом месте, и из её слов можно сделать вывод, что с выбором профессии она точно угадала. Во время разговора её глаза светились так наивно, совсем по-детски, как у ребёнка, которому впервые в руки дали пластилин или краски.

Алёна призывает быть творческими и развивать свои способности, превращая их в таланты, чтобы стать настоящей личностью.

 Бондаренко Илона

Предварительный просмотр:

Моя одноклассница – Тоня

В моём классе учится милая девочка по имени Тоня. У неё  грустные серо-голубые глаза, русые шелковистые волосы и добрая улыбка.   Одевается Тоня обычно в классическом стиле, и ей это очень идет. Походка у неё воздушная, женственная. Моя одноклассница  очень отзывчивая, всегда готова протянуть руку помощи другу, никогда не оставит в беде.  

В свободное время Тоня любит читать художественную литературу и смотреть сериалы. Я знаю, что ей нравится читать современных зарубежных писателей.

Тоня ставит перед собой цели и делает всё, чтобы их добиться. В будущем Антонина хочет поступить в медицинский университет, чтобы  стать фармацевтом. Она посещает курсы по химии, учит биологию, поэтому у неё есть все шансы, чтобы пойдти по пути, который она уже сейчас для себя определила.

Тоня очень открытый, доверчивый и душевный человек. С ней легко общаться, ведь  она всегда поддержит разговор и расскажет что-нибудь интересное. На первый взгляд можно решить, что она замкнутая и невесёлая девочка, но на самом деле она очень позитивный и жизнерадостный человек.

Несмотря на то, что Тоня по знаку зодиака лев, а, как известно, львы очень властны, самовлюблённы и высокомерны, к моей однокласснице я не могу отнести эту характеристику, ведь Тоня  не такая эмоциональная и настойчивая, как представители сего знака зодиака. Тоня — человек с большой буквы, она очень честная, благородная и чуткая девочка.

С Тоней я знакома всего полгода, но за это время я уже успела с ней подружиться. И пусть мы общаемся с ней не так  часто, как хотелось бы, но я безумно счастлива, что я учусь в одном  классе с замечательной девочкой по имени Тоня.

Годзюр Виктория

Предварительный просмотр:

Классный — классный руководитель!

В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе — Смоленской Светлане Анатольевне . Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2015 года. Педагогический стаж у нее 20 лет, 5 из них в нашей школе.

Светлана Анатольевна родилась и выросла на Украине,  далее окончила Государственный педагогический институт в городе Тобольске.

 Родители у  нее оба работают в нефтяной сфере. Почему  же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их  для нее  одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гулиева Елена Александровна, на данный момент они лучшие подруги.

Светлана Анатольевна   имеет очень запоминающуюся внешность: высокая , среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.

Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.

Напоследок хочу признаться, что она  самый классный классный руководитель,  под руководство которого я попадала!

Кравцова Елизавета

Предварительный просмотр:

Энергия и оптимизм

Вот уже пять лет, как я знаю этого человека. Из всех учителей она мне ближе всех. На первый взгляд, это типичная учительница, ничем не выделяющаяся из общей массы учителей. Высокий рост, приятные черты лица, темные волосы и каре-зеленые глаза. Но она занимает особое место в моей жизни. Это моя классная руководительница —  Смоленская Светлана Анатольевна.

 Взгляд у нее обычно усталый, но иногда в ее глазах горит яркий огонёк. Светлана Анатольевна всегда стремится к чему-то новому, но не всегда ей это удается, так как она ленивая. Она никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться чему-то новому. Ученики тянутся к ней, не потому что она  наш классный руководитель, а потому, что в ней очень много положительной энергии, которой она делится с людьми.

По своей натуре это сильная, очень оптимистичная и жизнерадостная женщина. Но в то же время она немного по-детски наивна, эмоциональна, а также  обидчива. Сочетание этих качеств помогает ей лучше понимать своих учеников. Ей можно довериться в любой ситуации, зная, что она всегда выслушает, даст совет, поможет в трудных ситуациях.

Конечно, она такая не всегда. Светлана Анатольевна порой может быть злой, уставшей или же просто быть не в настроении, и тогда очень трудно к ней подойти.

Любимые занятия нашей учительницы — это есть, спать, читать книги. Думаю, что есть множество людей, которые похожи этим на неё.

Светлана Анатольевна — очень хороший классный руководитель. На протяжении пяти лет она организовала разные мероприятия, помогала нам. Она помогла нам полюбить наш класс, которым почему-то были недовольны учителя. Мы всегда любили проводить время с нашим классом и с классным руководителем.

Набиева Замина

Предварительный просмотр:

Моя подруга

Мою близкую подругу зовут Диана. Наши имена похожи, как и мы сами. Мы учимся в одном классе с самого первого дня учебы в школе, но раньше наша дружба не была такой, как сейчас.

Она выше меня, худая. У неё большие карие глаза и длинные ресницы.  Она никогда не стоит на месте, не любит сидеть дома. Ей всегда хочется гулять или чем-нибудь себя занять. На уроке физической культуры вы можете её заметить по громкому вскрику и глухому звуку после него. Это значит, что она упала. Но не бойтесь! С ней все в порядке, просто девчушка немного неуклюжа. Но это почему-то выглядит довольно мило.

Диана пробовала себя в разных направлениях деятельности, но все- таки остановилась на игре на гитаре и фотографировании.  К увлечению, связанному с игрой на гитаре, её подтолкнули друзья, с которыми она организовала музыкальную группу.  Спустя полтора года её существования, девочки решили, что пора с группой закончить, но Диана продолжает заниматься самостоятельно.

 А пристрастие к фотографии она обнаружила сама. Как говорит сама Диана, ей просто стало интересно запечатлеть каждый интересный момент в её жизни. Чтобы получше разбираться в этом, она ходит в киностудию, которая есть в нашей школе. Там  обучают правильной постановке кадра, как управлять фотоаппаратом. “Мои семья положительно к этому относится и создает все условия для того, чтобы я занималась любыми увлечениями”,- говорит Диана. И это замечательно, когда твоя семья поддерживает тебя во всех начинаниях!

О 10 классе Диана высказывается с точки зрения реалиста. Для неё это ещё один шаг к взрослой жизни, к самостоятельности.  А с другой стороны, – очень большая нагрузка, особенно, когда ты учишься в профильном классе. Да,  Диана учится в физико-математическом классе.

Раньше она была очень стеснительной, но со временем, а, может, и повлияли на неё её новые друзья, Диана стала более открытой и общительной. На вопрос о том, что заставило её измениться, девушка отвечает так:  “Как таковой ситуации не было. Просто бывают такие моменты, когда пересматриваешь свои взгляды на жизнь, свои жизненные позиции, что для тебя на первом месте, а что и вовсе не имеет значения”.

Надеюсь, что её фирменная улыбка, как у чеширского кота, будет с ней всегда! Желаю ей успеха во всем, а в особенности с домашними заданиями по физике и математике.

Лиана Насибулина.

Предварительный просмотр:

Человек, который внес свой мозг в школьную систему

Человек, о котором сегодня пойдет речь, учится со мной в одном классе. Ее зовут Настя. В нашем классе ее очень легко распознать, так как она постоянно гуляет со своей лучшей подругой, которую зовут Лиза. Вместе они похожи на бомбу замедленного действия потому, что никогда не знаешь, что они могут  учудить.  Но когда Лиза, бывает, не приходит в школу, Настя ведет себя  более спокойно и адекватно. Прямо умница.

В своей жизни она проявляет  многогранность. Она увлекается вязанием, рисованием, вышиванием и плетением из бисера. А также немного играет на гитаре.

  У нее день рождения весной. Поэтому в качестве подарка родители подарили ей прыжок с парашютом. Она очень долго мечтала об том, и, наконец, ее мечта сбылась.

Ее внешность слегка нетипична. Густые и кудрявые волосы, которые раньше были длинными, а теперь слегка прикрывают шею, глубокие зеленые глаза, переливающиеся на солнце, и стройная фигура.  

По характеру, она веселая, милая, жизнерадостная и энергичная девушка. Она всегда приходит на помощь своим друзьям, добивается намеченных целей, всегда может дать ценный совет. Именно поэтому у нее много друзей, но среди них есть особенные, те, с которыми она может быть откровенной. Но у нее есть и отрицательные качества. Такие, как прямолинейность, упрямство. Из-за этого некоторые люди считают ее высокомерной. Но это не так.

В ее жизни  случаются переломные моменты,  о которых она не привыкла делится. Поэтому в таких ситуациях она уходит в себя и пытается всё скрывать.

Однажды с ней произошла смешная история. В девятом классе мы проходили роман  А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Она его немного не дочитала,  и ее одноклассник, узнав об этом, решил этим воспользоваться, чтобы над нею подшутить.  Он сказал ей, что Ольга была на дуэли с Онегиным, Ленский  таким образом  решил заказать смерть Ольги и тогда, после ее смерти, Ленскому достанутся все  ее деньги, и он поделится с Онегиным. Настя, услышав это, подняла руку и рассказа все учителю, думая, что одноклассник рассказал ей верное содержание романа. Когда услышали это в классе, все начали смеяться, в том числе и Вероника Константиновна. А в это время  Настя сидела и краснела от стыда.

В этой истории она проявила свое безграничное доверие и наивность.

Исходя из личного общения с ней, я могу сказать о том, что она вызывает у меня только положительные эмоции. Но я подтверждаю то, что этот человек играет в моей жизни главную, но не менее значимую роль, так как благодаря таким людям, как Настя, у меня формируется  мнение об окружающем обществе и накапливается опыт  общения со сверстниками.

Ошева Антонина

Предварительный просмотр:

Позже  выяснилось, что М*** увлекается многим вещами, чем увлекаюсь и я.  День за днем, неделя за неделей — мы сдружились,  и дружим по сей день с этим добрым человеком.

Тавбулаев Рамазан

Предварительный просмотр:

Она – винтик в большом механизме.

    Эта женщина – натура любящая и чистосердечная. Такие, как она, хранят эмоции для тех, кто им действительно дорог. Требуется много времени, чтобы хорошо узнать этого человека. Легкоранима и впечатлительна. К ней идут люди, нуждающиеся во взаимопонимании. Она всегда остается самой собой, легко говорит правду людям, поэтому многие ее считают высокомерной.

     Елена Александровна окончила Донецкий государственный университет в 1990 году. В нашу школу она пришла молодым специалистом. Первый ее класс оказался спортивным, состоял из 30 мальчиков.

     Кабинет у нее находился тогда на первом этаже. Стоял холодный зимний день. Идет она к своим ребятам в кабинет, заходит и видит разбитый горшок с цветком. Она начинает разбираться, пытается узнать, кто совершил этот поступок. Все молчат, никто не сознается. Но вдруг учительница увидела, что ребята показывают пальцем на Алешу. Она решила подойти к нему. Заметив это, Леша не растерялся, он подскочил и выпрыгнул в окно. Все подбежали к окну и глазами искали мальчика в сугробе. Но его там уже не было.

     Уроки шли одни за другим,  а ученика все нет. После уроков  к Гулиевой Елене Александровне пришел пожилой мужчина, а за ним стоял Алексей. Он извинился за своего сына и вручил ей горшок с цветком. Этот случай она запомнила всю свою жизнь.

    Елена Александровна росла в такой семье, что ей даже не пришлось сильно размышлять о своей будущей профессии, так как родители ее работали в школе: мать – учителем математики, и отец – учителем истории.

 В этой профессии она видит только одни плюсы, если человек находит в своей работе минусы, значит, это не его место.

     Все свои мысли и чувства Елена Александровна выражает через прозу и стихи, которые пишет в свободное от работы время, а еще у нее очень вкусный борщ и пирожки.

    Она ценит свою работу, поэтому ответственно к ней относится и пытается добиться успеха. К дружбе у нее такое же отношение.

    Люди не должны стоять на одном месте, они должны стремиться к успеху, идти вперед, только тогда заработает механизм, в котором мы находимся.

Токарева Анастасия

Будьте как солнце!

Рисуем лошадь акварелью

Рисуем подснежники гуашью

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Довольно долго мы ходили по галерее и много картин видели, но больше всего мне вспоминается портрет Петра Первого.  Этот портрет предстал передо мною и сейчас, я достаточно хорошо его запомнил, и запомнил те исторические факты, о которых рассказывала мне бабушка.

Этот портрет написал Алексей Петрович Антропов – русский живописец. Очень распространенный художник.

На портрете Петр Первый предстает перед нами во весь рост в молодом возрасте. На императоре темно-зеленый мундир, а сзади роскошная мантия из горностая, так сказала бабушка. Слева у него прикреплена сабля, прячущая под соболиную мантию. Петр Первый стоит в высоких черных, хорошо начищенных сапогах.

У него вьющие волосы, уложенные назад, густые усы, и яркий открытый, но вдумчивый  взгляд. Независимо, на какое бы расстояние я не отходил от картины, мне все казалось, что он смотрит на нас с бабушкой, вот так его написал живописец Антропов.

Сзади его располагается трон, он из алого бархата и золотых обрамлений в виде определенных фигур. Я разглядел там двуглавого орла, а так же корону, это атрибуты государственной власти. Очень много золотых предметов, например отделка зеленого мундира, кисти подвязы для занавеса, бахрома на скатерти стола тоже золотого цвета, это говорит нам о выражении, о роскоши.

Этот портрет очень яркий, он очень запомнился мне. Сама картина красочная, детальная, и что самое удивительно она оказалась познавательной.

Сочинение 2

Кроме занятий по физической культуре в школе я хожу на танцы. Они проходят дважды в неделю вечерами, а в воскресенье – днем. (Обычно я хожу на два занятия, а то тяжело.) Мне очень нравится тренер!

Ей можно долго любоваться. Она молодая и очень красивая. Ей лет двадцать. Конечно, она стройная, спортивная. То есть не слишком худая, а сильная и гибкая. Очень женственная. Мне кажется, что ей идёт просто любая спортивная форма, каждое платье на ней прекрасно сидит.

Она рассказывает, что у неё в семье, вообще, проблемы с лишним весом. Все родственники почти сто килограммов! Вот из-за такой тяжелой во всех смыслах наследственности ей пришлось следить за собой, заниматься спортом с детства. Так она и стала тренером! Она соблюдает диету, считает калории. Она рассказала, что как-то за новогодние праздники, забыв о диете, поправилась на шесть кило. Но быстро пришла в норму, благодаря режиму и тренировкам.

Она очень аккуратная всегда, у неё такой нежный маникюр. Макияж тоже всегда еле заметный, но он есть. Очень красивые волосы до плеч, темные. У неё правильные черты лица, большие карие глаза. Я знаю, что она ходит на спортивный массаж, а еще к косметологу, но не на «подкачку» губ или подобное, а на уход – маски всякие… Она никогда себя не ругает, тем более, нас.

У неё красивое имя – Татьяна. Она добрая, веселая. Может пошутить, но в то же время она и строгая. Мне нравится, что Таня всегда объясняет, почему нужно делать так или по-другому. Например, на растяжке точно говорит, как нужно тянуться… И всё понятно, уже не ошибешься! И замечательно, что она не делает вид, что всё всегда хорошо. Она тоже может быть не совсем в настроении, может плохо себя чувствовать. Я это уважаю! А то кажется, что у этих звёзд и всяких знаменитостей всё всегда хорошо. А потом – «оп» и развод или, если совсем плохо, алкоголизм, наркотики и даже самоубийства! Нет, она естественная, не напряженная. Ей не приходится думать всё время о туше или помаде (не размазалась ли).  

Ещё у неё замечательный голос. Думаю, она могла бы петь… Многие девчонки её просто обожают! Таня нас тоже любит. Мы всегда можем поговорить. Я стараюсь не болеть, чтобы не пропускать тренировки.      

Конечно, я вижу и её недостатки, но она их принимает, устраняет потихоньку. Я бы хотела стать на неё похожей больше, чем на всех остальных. Даже героини фильмов, они, понятно, не реальные, а она вот – рядом.

<glav>Другие темы:</glav>← Не позволяй душе лениться↑ На свободную темуЛегко ли быть другом? → `

Портретный очерк

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Нестерова

    Картины Нестерова

  • Уроки доброты в рассказе Уроки французского сочинение

    Будучи известным писателем, Валентином Распутиным было написано очень много произведений, в которых содержится глубокий философский и поучительный смысл. Обычно он несет в себе основы правды

  • Анализ басни Стрекоза и муравей Крылова

    Крылов – известный всему миру русский писатель, прославившийся переводом песен и басен. Сюжет для произведения «Стрекоза и муравей» был позаимствован и западных поэтов

image.jpg

Портретный очерк — это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

На чём останавливает своё внимание автор при работе над портретным очерком?

• Показывает действия человека в определённой ситуации.

• Воспроизводит яркий эпизод из жизни героя.

• Передаёт диалог с ним.

• Рисует портрет, черты внешнего облика героя.

• Раскрывает нравственные принципы, внутренний мир человека.

Пейзаж как элемент портретного очерка нужен:

1 — в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

2 — как средство в раскрытии человеческого характера,

3 — в качестве фона для портрета героя,

4 — как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Художественная деталь в портретном очерке

Деталь в портретном очерке является одним из средств типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т. д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует от автора особой внимательности. Истинный художник, отмечал Гоголь, добивается того, “чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем”. Посредством яркой детали можно заменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела и подробности.

Можно выделить несколько этапов работы над деталью.

1. Вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окружающих нас.

2. Выбор опорной детали, способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения.

3. Приемы обыгрывания деталей в портретном очерке могут быть самыми разнообразными. Во-первых, это образная трактовка тех или иных событий, во-вторых, для создания символического образа, в-третьих, для ассоциативных связок, в-четвертых, для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.

Свойства внешнего портрета

• Через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.

• Связь с психологическими особенностями личности.

• Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.

• Документальная точность отображения.

Свойства внутреннего портрета

• Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.

• Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.

• Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.

• Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.

Этапы работы над портретным очерком

1. Выбор героя.

— Какого героя можно выбрать?

— Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.

• Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

• Герои утверждают те или иные культурные ценности.

• По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.

2. Изучение источников.

— Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.

3.  Содержательные блоки.

— Содержательные блоки можно перемещать в любой последовательности, от некоторых блоков можно отказаться.

1) Яркая цитата.

2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).

3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).

4) Жизненные принципы, кредо.

5) Достижения, награды.

6) Планы на будущее (реализованные или нет). 

4.  Способы оформления.

— Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление.

1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.

2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.

3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.

4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.

5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.

6) Быть этически корректным.

7) Все факты и утверждения выверить.

Практической частью занятия был разбор очерка М.Горького «Л. Толстой» и очерка В. Воробьёва «Дом на Сороти».

В этих текстах мы обратили внимание на функции и место пейзажа, художественной детали, внешнего и внутреннего портрета, а также элементов домысла в портретном очерке.

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час… Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук… «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льется разноголосый ликующий гимн жизни.

Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда…

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный.

Иль иволги напев живой…

…Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.

И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву.)

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/portretnyy-ocherk.html
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/08/27/portretnyy-ocherk-vypusk-no1
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/portretnyj-ocherk-8-9-klass
  • https://poetwriterschool.jimdofree.com/2017/02/04/портретный-очерк/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт