Реальное и фантастическое в повести Нос Гоголя сочинение

Реальное и фантастическое в повести «Нос» Николая Васильевича Гоголя сливаются воедино. Это позволяет раскрыть общий замысел писателя, который хотел показать нелепость общественных принципов.

Фантастическое

В основе всей повести лежит фантастическое событие: главный герой Ковалев не обнаружил у себя носа, который вскоре находит Иван Яковлевич. Эта история становится двигателем сюжета.

Создавая свое произведение, Н. В. Гоголь использовал прием гротеска, который становится в повествовании основным. Факт пропажи носа является первым в череде странностей, описанных в повести. Нос не просто пропал, он оказывается олицетворенным, способным перемещаться без своего хозяина. Нос ведет себя как полноценный человек: гуляет по улицам, планирует уехать в Европу.

Реальное

Несмотря на фантастическую основу повести, она имеет общественное значение, так как автор поднимает в ней важные социальные проблемы. Вновь поднимается тема бюрократизма.

Автор описывает реальный Петербург, в котором обыденно протекает жизнь людей. Описываются совершенно разные должности жителей города, что позволяет показать город в полном его обхвате.

Совмещение реальности и фантастики

Поднимая актуальные для своего времени проблемы, Н. В. Гоголь обращается к фантастической форме для того, чтобы показать всю нелепость и комичность общественных отношений.

Фантастическое событие, произошедшее с Ковалевым, совершенно обыденно воспринимается жителями столицы. Пропажа носа у героя не вызывает у окружающих никаких эмоций. Цирюльник находит чужой нос и пугается лишь тому, что его могут привлечь к ответственности. Да и сам Ковалев относительно спокойно реагирует на произошедшее. Это становится нормой жизни. Так, фантастика и реальная действительность оказываются тесно связанными друг с другом.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»», рассмотрит то, каким образом в произведении выразилась фантастика, а каким образом – реальность.

Автор: · 25.10.2017

(278 слов) Реальное и фантастическое тесно взаимодействуют в повести Н.В. Гоголя «Нос». Если с реальным все понятно, то фантастическое – это то, что не поддаётся рациональному объяснению. Но что именно здесь не вписывается в привычную для понимания систему координат?

Казалось бы, это неизвестным образом отделившийся нос. Далее курьезность ситуации наращивается, словно снежный ком: нос занимает более солидное социальное положение, нежели его прежний хозяин, намеревается бежать в Ригу. Но разве это трудно осознать? Нет, гораздо труднее понять то, что Майор Ковалёв позволяет себе обманывать ложной надеждой на брак семью Подточиных, фривольно приглашает к себе девиц. Он невероятно горд своим отнюдь не высоким званием и готов на всё, только бы достичь более значительных чинов. Катастрофа главного героя заключается в тотальной зависимости от общественного мнения. Он считает, что именно потеря носа лишает его звания человека, а не его аморальное поведение. Пожалуй, на фоне таких воззрений, поверить в пропажу носа легче, чем понять его владельца.

Реальность изображена Гоголем как крупным планом, так и в деталях. Петербург, его описание, быт героев – всё соответствует действительности. Не лишена поветь топографических подробностей, и последнее уточнение, посредством которого писатель внушает публике ощущение правдоподобности, – даты. Нос отсутствовал ровно две недели, с 25 марта.

Фарс и гротеск помогают Гоголю, словно через увеличительное стекло, показать проблемы общества, высветить его пороки. Видит ли автор выход из сложившейся ситуации? Едва ли. Может быть, именно поэтому писатель уничтожил второй том своей великой поэмы «Мёртвые души». Обозначение коренных изъянов социума было для него единственным верным путём, ведущим к улучшению человеческой натуры. Николай Васильевич не решался предложить рецепт для излечения обозначенных им болезней современников, но, как художник, неравнодушный к судьбе своей страны, он считал своим долгом призвать читателя по-другому взглянуть на окружающих и, в первую очередь, на самих себя.

Автор: Александра Барбашова

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Реальное и фантастическое в повести Нос

Сюжет данного произведения Гоголя в том, что главный персонаж по фамилии Ковалев «потерял свой нос», в этом и есть фантастическое действие этой повести и это является в сюжете главным. Пропажа носа, отнюдь не первое странное событие в этом произведение, еще одно-это, то что этот нос способен самостоятельно передвигаться, словно живой. Он ведет себя как человек.

Сначала Гоголь описывает темный и мрачный город Санкт-Петербург, а потом уже появляется и сам герой – майор, который ищет себе «теплое место».

Что касается реальных событий в повести, то автор поднимает здесь проблемы социализма и тему бюрократизма.  Фантастика и реальность в повети гоголя слились в единое. Ведь то, что произошло с Ковалевым, это фантастическое событие, она обыденно принимается людьми, оно ни у кого не вызывает никаких чувств и эмоций. Да и сам герой относится к этому весьма спокойно.

В данном сюжете описывается то, что нос сам по себе ушел гулять по городу, и при этом он был одет, как обычный человек. Это ведь просто чудеса. Все люди, к которым Ковалев обращался за помощью, считали его просто сумасшедшим, а газеты отказались печатать его объявление про пропажу носа.

И вот милиция как- то схватила нос, когда тот пытался уехать в Ригу по фальшивым документам. Главный герой очень обрадовался такому событию. Это был уже отнюдь не прежний нос мелкого чиновника, а уже более высокого ранга. Но нос сначала совсем не хотел вставать на свое прежнее место, даже доктор не брался за это. Однако чуть позже нос все-таки оказался на своем месте.

Это необычное событие наполнено иронией и несет в себе смысл в том, что в итоге Ковале остается «с носом». Ковалев хотел возвысить себя за счет такого необычного персонажа.

Гоголь, соединив вымышленные события и реальные, попробовал объяснить читателю всю систему чиновников, где обитают лицемерные и черствые лица.

Вариант 2

В русской литературе 19 века фантастика из под пера Н.Гоголя занимает едва ли не первое место. Знаменитая повесть «Нос» является, наверное, самой нелепой и одновременно имеет немалое значение в социальном плане. Читателю предоставляется весь обзор жизни самых обыкновенных людей, занимающихся каждый своим делом в Петербурге. В своем произведении «Нос» автор, Н. Гоголь показал всё своё мастерство в описании реальности и фантастики. В реальных событиях он отображает город Петербург с его проспектами, великолепными дворцами и многочисленными каналами. Реальными остаются взаимоотношения между чиновниками, да и вообще весь быт и нюансы общения между людьми описываются весьма реалистично.

Фантастика заключается в факте потери носа, который отправился путешествовать сам по себе. Майор Ковалев, главный герой повести, модник и франт, как – то утром, после пробуждения, не нашел вдруг своего носа на обычном месте. Позже его обнаружил цирюльник Иван Яковлевич в своей булочке. Скажете, не чудо? Дальше дело было так: нарядившись в мундир, нос отправился гулять по городу, катался на извозчике, посетил даже Казанский собор, чтобы совершить молитву.

На Ковалева все смотрят как на умалишенного, когда он взывает о помощи. Редакция газеты отказывает ему в его просьбе напечатать объявление, что у него пропал нос. Пристав отказывает ему вести расследование, мотивируя это тем, что у людей порядочных носы не пропадают и их никто не ворует. Почти вся повесть описывает преследование майором Ковалевым своего носа. Он всячески уговаривает его вернуться, умоляет, но все его попытки бесполезны. Нос считает себя независимой личностью и вообще отказывает признавать свою принадлежность майору. Существует ли виновник столь необычного отсоединения носа от своего хозяина остаётся тайной.

В апреле нос с горем пополам всё таки возвратился на прежнее место. Радости и счастью майора Ковалева не было предела.

На основании всего рассказа приходишь к выводу, что во многих шедеврах Н.Гоголя, не только в этом произведении, реальные и фантастические вещи происходят всегда где то рядом. Они помогают отобразить весь абсурд социальных отношений с помощью сатиры и гротеска.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Дорога в произведении Мертвые души↑ ГогольГлавные герои повести Ночь перед Рождеством →

Реальное и фантастическое в повести Нос

Несколько интересных сочинений

  • Жизненный путь — это постоянный выбор сочинение 11 класс

    Выбор является символом свободы. Глубоко внутри нас есть жажда и потребность в независимости. При выборе всегда полезно следовать логике наших устремлений и позиций, чтобы мы могли быть ближе к цели.

  • Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

    Иван Сергеевич был настоящим Сыном Отечества. В своих рассказах он всегда описывал красоту Русской природы. Произведение Бежин луг было написано для детской аудитории.

  • Сочинение по картине Нисского Подмосковная зима (описание)

    Картина называется Подмосковная зима. И сразу рождаются вопросы — почему именно Подмосковная? Чем она отличается от Московской или какой-либо другой? Ответы находятся в идее художника

  • Сочинение по произведению Три товарища Ремарка

    Э. М. Ремарк вошел в историю своими произведениями на околовоенную тематику. Быть точным, благодаря произведениям о Первой мировой войне.

  • Сочинение Война в истории моей семьи

    В нашей стране нет ни одной семьи, где бы ни чтили память героев Великой Отечественной войны, унесшей жизни миллионов советских людей. Эта война оставила не заживающий след в истории каждой семьи

Повесть “Нос” входит в третий цикл произведений Н. В. Гоголя под названием “Петербургские повести”. Перед читателем предстает столица Российской империи Петербург. В повести жизнь людей в своих типических проявлениях раскрывается при помощи приемов сатиры, гротеска.

Последний прием часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия.

Что реальное мы видим в повести? Перед нами Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди. А вот и главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий в столице тепленькое местечко. Ничего фантастического!

Сплошная проза жизни!

Фантастика начинается в тот момент, когда майор на Невском проспекте вдруг увидит. свой нос! Герой ошарашен, изумлен! Да и как не испытать этого, если его собственный нос “был в мундире”, разъезжал на извозчике, молился в церкви. Ковалев “чуть не сошел с ума”.

Он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место. Да где там! Нос ведет себя независимо и принадлежность майору Ковалеву отрицает.

Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Думаете, в финале повести мы узнаем, чем закончилась эта занимательная история?

Нет! Финал повести сохраняет фантастическую интригу: “Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”.

Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в повести рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Нос”« Сочинение по тексту Вигдоровой Я знала замечательную писательницуСочинение на тему: МОРСКАЯ ЗАРИСОВКА »Содержание:

История написания повести

Гоголь написал произведение «Нос» в 1832−1833 году и оно было включено в сборник «Петербургские повести». Об истории создания книги известны следующие факты:

  1. Автор придумал сюжет, вдохновившись известным анекдотом тех лет, об утерянном носе. Подобные истории были популярны и обладали множеством вариаций.
  2. Сюжет повести несколько раз менялся в течение нескольких лет, это происходило из-за введения цензуры, а также по причине того, что писатель желал реализовать свою идею наилучшим образом. Автор менял концовку произведения, в одном варианте все реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» оказалось просто сном главного героя.
  3. Сначала Николай Васильевич хотел опубликовать повесть в издании «Московский наблюдатель», но ему не позволили это сделать. Гоголю помог Александр Сергеевич Пушкин, который тогда стал издавать свой журнал. «Нос» был напечатан в «Современнике» в 1836 году.

Жанр и строение произведения

Еще до выпуска «Носа» автор уже стал известным благодаря своему сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанного темой мистики. Но если в «Вечерах…» сверхъестественные моменты были вдохновлены народными суевериями, то в «Петербургских повестях» Гоголь мастерски соединял фантастику и социальные проблемы. Писатель стал основателем нового направления — фантастический реализм в литературе.

Автор всегда обращал внимание на общественные диссонансы, замечал несправедливость, но будучи писателем, он мог только рассказывать об этих наблюдениях в своих произведениях. Добавление фантастических деталей позволяло еще ярче изобразить жизнь современников. В дальнейшем таким же приемом пользовался Михаил Булгаков, Салтыков-Щедрин и другие писатели.

Гоголь делит свое саркастическое произведение на три части: завязка, кульминация и развязка. События развиваются последовательно, хотя не всегда их логичность понятна. Подробности о строении композиции:

  1. В первом блоке описаны главные герои, их жизнь и начало повествования. Эта часть тоже содержит 3 блока: нахождение носа, желание от него избавиться, прощание с бременем, которое оказалось ложным.
  2. Во второй части автор рассказывает о майоре Ковалеве. Тут также присутствует завязка (обнаруживается, что нос пропал), развитие (поиски пропавшего) и завершение — нахождение носа.
  3. Заключительная часть предельно лаконична.

Сюжет книги

Провести анализ произведения «Нос» довольно просто. Развитие сюжета происходит по схеме: утрата носа — его поиск и нахождение. В повести рассказывается о следующих происшествиях:

  1. Двадцать пятого марта брадобрей Иван Яковлевич видит в своем хлебе нос одного из посетителей — майора Яковлева. Цирюльник стремится от него избавиться и выбрасывает неожиданную находку в реку. Иван с облегчением вздыхает, но затем к нему подходит полицейский. Суть их диалога остается неизвестной.
  2. Майор Ковалев просыпается и понимает, что у него нет носа. Он направляется к обер-полицмейстеру. Дома того не оказывается, зато по пути встречается сам нос, который не желает входить в контакт со своим владельцем.
  3. Ковалев старается вернуть себе недостающую часть тела, хочет разместить объявление в журнале, но ему отказывают в этом.
  4. Наконец пропажу находят при попытке эмиграции и отдают владельцу, только нос не хочет прирастать на положенное ему место.
  5. Ковалев предполагает, что на него навела порчу штаб-офицерша Подточина. Он пишет ей письмо, но получает ответ с недоумением, после чего осознает, что ошибся.
  6. Через 2 недели майор просто видит свое лицо в естественном виде, проблема исчезает сама по себе.

Реальность и фантастика

Николай Васильевич Гоголь мастерски умел соединять повседневную реальность со сверхъестественными элементами. Но если в «Шинели» фантастика появляется в конце произведения, то в повести «Нос» она возникает с самого начала.

Казалось бы, писатель изобразил реальный Петербург тех времен, события происходят в точные даты и все идет своим чередом. Фантастической является только одна деталь — от майора убегает нос. По мере развития сюжета отделившаяся часть тела становится чуть ли не самостоятельной личностью, а в конце повести все разрешается само по себе.

Однако эта выдумка не воспринимается как что-то шокирующее, потому что самый большой абсурд заключается в другом. Автор описывает, как люди преклоняются перед чиновниками и фанатично переживают о чужом мнении. Гоголь считал, что такое поведение понять сложнее, чем пропажу носа.

Характеристика главных героев

В повести Гоголя всего несколько ключевых персонажей, но каждый из них может многому научить читателя. Можно составить следующую таблицу с характеристикой участников сюжета:

  1. Платон Ковалев — асессор, человек невежественный, пустой и пошлый. Мечтает только о продвижении по службе и богатой невесте. На первом плане у этой личности — впечатление, которое он может произвести на больших шишек. По отношению к людям, находящимся ниже него по статусу, ведет себя высокомерно, если перед ним высокопоставленное лицо — старается угодить и начинает подлизываться. Любит называть себя кратко — майор.
  2. Нос — часть тела асессора, сошедшая с лица своего владельца. Является отдельным героем, потому что обладает созданием, умеет разговаривать и хмуриться. Умен, притворялся статским советником, но был разоблачен из-за неудачно подделанных документов. Проворачивает свои дела благодаря людской слепоте. Окружение может воспринимать даже такой откровенный гротеск и принимать за своего столько странное создание, если оно имеет чин.
  3. Иван Яковлевич — брадобрей, склонный к алкоголизму. Настолько боится, что на него обратят внимание власти, что даже готов лишить Ковалева носа на всю жизнь и разрушить его телесность.
  4. Санкт-Петербург — город, представленный в олицетворенной форме и своем художественном своеобразии.

Суетливый и шумный, величественный Невский проспект зациклен на самом себе, здесь никому не интересны людские проблемы. Жители равнодушны и безразличны. Они считают нос полноценной личностью, потому что тот имеет чин.

Темы и проблематика

Тематика произведения очень масштабна. Можно выделить список того, какие пороки раскрывает автор в своей книге:

  1. Ключевая тема повести — неравенство. Каждый человек занимает свое место в социальной лестнице. Поведение людей соответствует их формальному положению. Чиновники высшего чина грубят титулярным советникам, а титулярные советники с пренебрежением относятся к обслуживающему персоналу.
  2. Тема маленького человека раскрыта во всех аспектах. Ковалев не имеет связей с большими людьми, он не может даже написать в газете об утрате части своей физической оболочки. И что удивительно, не способен приблизиться к своей собственности, потому что она выше него по чину.
  3. Присутствует и тема духовности. Главное для Ковалева — его положение и визуальный портрет. Этот человек даже не задумывается, почему именно внешность занимает для других ключевую роль, а гнилая душа совсем не воспринимается как порок. Майор ведет себя фривольно, он увлекается девицами, но специально дает надежду дочери Подточиной.

Гоголь поднимает несколько важных проблем. В подробном анализе повести «Нос» для 10 класса можно выделить следующие моменты:

  1. Основная проблема — филистерство. Чиновник обладает узким видением мира, он мечтает о продвижении по службе и его беспокоит, что телесный дефект станет мешать в карьере. Больше всего он печется о мнении окружающих. Ковалев переживает, что подумают люди о человеке без носа.
  2. Образ цирюльника связан с проблемой безнравственности. Он даже не думает вернуть часть тела ее хозяину. Вместо этого брадобрей бежит избавляться от находки, чтобы его не обвинили в случившемся.
  3. Еще одна проблема — лицемерие. Высокомерный нос отказывается общаться с людьми, которые ниже него по статусу, так же как и его владелец.

В повести Гоголя в жанре сатира содержится рассуждение о кризисе личности, подверженной порокам и тщеславию. Главный герой не задумывается о смысле своей жизни, он одержим женщинами, карьерой и развлечениями. Образ Ковалева собирателен, в окружении автора было много таких людей. В своем произведении писатель предупреждает социум о приближающейся катастрофе, которая может коснуться каждого.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/nos/realnoe-i-fantasticheskoe-v-povesti-gogolya.html
  • https://literaguru.ru/realnoe-i-fantasticheskoe-v-povesti-gogolya-nos/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/realnoe-i-fantasticheskoe-v-povesti-nos
  • https://lit.ukrtvory.ru/realnoe-i-fantasticheskoe-v-povesti-n-v-gogolya-nos/
  • https://nauka.club/literatura/realnoe-i-fantasticheskoe-v-povesti-nos.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт