Природа и пейзаж и его функции в романе «Обломов»

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Заключение

Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)

Назначение пейзажа (как и многих других художественных приёмов в данном произведении) подчинено основной цели – показать историю возникновения такого человеческого характера, как Обломов, историю формирования его личности и особенности его образа жизни.

В восьмой главе романа автор упоминает о любимой мечте Ильи Ильича – жить в деревне. И картины этой жизни всегда связаны не только «со сладкой едой и сладкой ленью», но и с замечательной сельской природой. Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…». Обязательно видятся Обломову «вечное лето, вечное веселье» и много еды для гостей с «неувядающим аппетитом».

Почему так? Почему он такой, а «не другой»? Этот вопрос возникает как у читателей, так и у самого героя. Иногда Обломову становится «грустно и больно за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил…». Особенно страшно становилось, когда в душе вдруг зарождалось «представление о человеческой судьбе и назначении…», и он «болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало…», но «глубоко и тяжело завален клад дрянью». Понимал Обломов, что надо бы сбросить всё это наносное, весь этот хлам, мешающий жить полнокровно, и … мысль послушно возвращала его в мир, где всё прекрасно, где чудесные картины природы позволяли забыть о тревогах, уйти от беспокоящей душу реальности. Своеобразная, «обломовская» любовь к природе, соединённая с мечтательностью, вносила в жизнь героя успокоение и даже ощущение счастья.

В девятой главе Гончаров рисует мир, где герой романа мог бы жить счастливо, если бы никогда не покидал родную Обломовку. Именно здесь мы находим ответы на многие вопросы и понимаем, почему душой стремился Илья Ильич в этот «благословенный уголок».

Гончаров не сразу начинает главу с описания «чудного края». Он даёт сначала пейзажные зарисовки в виде сменяющих друг друга прекрасных картин, очень контрастных по отношению к природе Обломовки, что также позволяет понять, почему этот край и эта природа способствовали зарождению обломовского характера. Здесь «нет моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». И автор объясняет отрицательный взгляд обывателей на экзотические пейзажи: образы бушующего моря, мощь стихии или вид неприступных скал, грозных гор и пропастей наводят тоску, страх, тревогу на душу, терзая её, и «сердце смущается робостью…». Такая природа не способствует «увеселению» жизненного настроения, не успокаивает, не «убаюкивает», а помогает формированию деятельного и энергичного характера, который способен преодолевать препятствия, бороться с трудностями.

check.pngрекомендоватьСтраницы:Страница 1, Страница 2Содержание:

Описание жизни в Обломовке

Жизненный уклад обитателей идет по плану (поспать и поесть), ни к чему не стремятся, любимое занятие отдыхать и веселиться, разговаривают только между собой. С другими селами обломовцев ничего не объединяет, потому что они не общаются.

Характерной чертой деревни являются полуразрушенные дома. Даже господское поместье заброшено, потому что обломовцы не любили что-то делать. Когда рухнула часть галереи, находящаяся вокруг имения, то решили подпереть оставшееся строение фрагментами этого здания. Жители не хотели работать, потому что ощущали труд как наказание. Всегда пытались найти метод для избежания занятий.

Счет дням ведут не по календарю, а по разным, ежедневным праздникам, потому что гостей было много. Жители любили вкусно покушать и с огромной заботой относились к приготовлению пищи. После еды обязательно нужно отдохнуть.

Цитата из текста девятой главы романа, кратко рассказывает о послеобеденном сне в поселке: «…ни древо, ни вода не шевельнутся; над деревней и полем покоится глубокая тишь — все как будто вымерло».

Население проживало день следующим образом. Проснулись и поели, затем начинаются приготовления обеда. Ели и ложились спать. Когда просыпались, то ходили на речку камушки покидать. Вечером говорили, что прошел день и слава богу, дай завтра также прожить. День за днем все предсказуемо и скучно, да и народ этому рад, потому что так существовали их предки, и они не думают о чем-то другом. Люди здесь почти не болели и долго жили.

Характеристика Обломова

В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.

  • Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
  • После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.

Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.

Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.

Мечтает создать такую же Обломовку, чтобы были дети, много прислуг и неспешная, монотонная жизнь.

Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.

Описание обломовщины

Из произведения можно рассказать о смысле этого слова. Явление показывает сущность эпохи, описанной в романе. Такое понятие актуально и в наше время, потому что охватывает многих людей, похожих на персонажей.

  • Гончаров в романе написал без преувеличения каковы слабые стороны не только Обломова. Похожие признаки есть в каждом человеке. Возможно, кто-то прячет внутри себя такие недостатки, как леность, бессилие, нежелание. Писатель решил показать все данные изъяны на обозрение. Настоящая правда создает у читателя страх и отвращение.
  • Действия Ильи показывают диковинную лень, чем может вызвать недовольство персонажем. Но какая-то доля истины в этом есть. Поведение главного героя свойственно людям и в жизни, просто кто-то старается бороться и подавлять такие качества.

Когда человек ставит цель, то ленится и не добивается, обещает что-то сделать и не делает. Даже готов отказаться от желания, чтобы не перетрудиться и не напрягаться.

Ничего не делать и переложить все проблемы на сторону другого человека. Это последствия воспитания общества. Обязательно нужно меняться в такой ситуации, чтобы с гордостью сказать, что побороли «обломовщину».

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

И. А. Гончаров славился среди других писателей тем, как мастерски умел описывать окружающий мир. Пейзаж и его функция в романе «Обломов», самом известном творении автора, стали объектом исследования многих ученых. Роль природы в произведении важна. С помощью нее читатель видит атмосферу, в которой происходят события, через природные явления передается также внутреннее состояние героя.

Содержание

Природа Обломовки

В романе наиболее детально прорисована природа Обломовки, которую видит во сне главный персонаж. Это умиротворенное место, отдаленное от города и его шума. Здесь царит спокойствие. Путник не встретит в этом месте роскошных лесов или бушующего моря. Только степь и луга. Повсюду одна трава, поэтому такая среднерусская местность не может заинтересовать мечтателя или художника.

Самая главная отличительная особенность родового имения Обломова в том, что оно создает идиллическое настроение. Все здесь подчиняется своим собственным законам, которые никто не рискнет нарушать. И природа поддерживает эту атмосферу. То, каково ее состояние в Обломовке, передается всем людям, ее населяющим. Пейзаж в этом случае играет психологическую роль:

  1. Через призму природы читатель видит, почему характер Обломова сложился именно таким, каким его показывает Гончаров. Становится ясно, по какой причине Илья Ильич избегает большого света и стремится к уединению.
  2. Характер пейзажа повторяет характер Обломова. Это гармония, спокойствие, подчинение своему канону, который ничего не может разрушить.
  3. Главный герой романа тесно связан с окружающим миром. Только находясь в Обломовке, он чувствует себя на своем месте. По этой причине родное имение снится ему, но детство Ильи Ильича в этом месте также положило начало обломовщине в его жизни.

Особую атмосферу нарушают только важные события — свадьба, похороны или чьи-нибудь именины. Самое любимое время года обломовцев — это лето, ведь в эту пору вся природа расцветает, но этот цвет все равно остается неподвижным.

Именно лето и снится Обломову. Он видит себя мальчишкой, который бегает по лугам со своим сверстниками, исследует голубятни. Идиллическое настроение усиливается, но такое окружение с самого детства не могло не наложить отпечаток на будущем дворянина.

В настоящее время в квартире в Петербурге читатель видит Обломова таким же, каким был пейзаж в его детстве. Героя ничего не заботит, он бездеятельный, лишь мечтает и вспоминает то время, когда был ребенком. Ведь тогда он был жизнерадостным и любопытным, исследовал мир вокруг себя. Родители, пытавшиеся оградить любимого сына от всех тягот жизни, сделали его ленивым и апатичным.

Со временем Обломов стал таким же, как и они, перенял энергетику окружения в Обломовке, перенес во взрослую жизнь даже распорядок дня, который был в его имении. Он срастается с местом, где родился, душой, поэтому говорящий пейзаж в романе «Обломов» мил его сердцу.

Обломов и Ольга

Несмотря на то что в Петербурге Обломов далек от пейзажа родных мест, природа все еще играет большую роль в его жизни. Ключевым предметом его любви является ветка сирени. Обломов и Ольга именно из-за нее начинают чувствовать симпатию по отношению друг к другу.

Сирень в «Обломове» является символом жизни, ведь на цитату Ильи Ильича: «Цвет жизни опал», Ольга протягивает ему именно эти цветы, будто говоря, что все только начинается. Сирень цветет весной, весной же разгорается любовь между героями романа. А это время является символом продолжения жизни. Эпизод с сиренью является завязкой отношений героев.

Следом наступает лето — период, когда вся природа расцветает и показывается в своем лучшем виде. Это случается и с чувствами Ильи Ильича и Ольги. Наступает апогей их любви. Они счастливы, Обломову кажется, что нет ничего невозможного, ведь вся природа будто на его стороне, влияет на эмоции. Это тонкий прием психологизма, которым воспользовался автор при написании.

Герои становятся более внимательны к природе, потому что она передает их чувства. Они чутки к пению птиц, к запаху благоухающих цветов. Им даже кажется, что они чувствуют на своей коже дуновения ветра от взмаха крыла бабочки.

В тот момент, когда первая, самая прекрасная пора влюбленности проходит, Обломов начинает сомневаться в том, правильно ли он поступает в отношении Ольги, тот ли он человек, который ей нужен. Все его переживания отображает природа. Погода меняется вслед за мыслями главного героя. Он считает, что его чувства схожи с мрачным, дождливым ненастьем, с сыростью и холодом, поэтому видит за окном ту картину, что в его мыслях.

Ольга, будто подтверждая мысли Ильи Ильича, говорит ему, что сирень отошла, как будто пытаясь сказать ему, что «отошла» их любовь тоже. Отдаление персонажей друг от друга подчеркивается тем, что читатель наблюдает в романе увядающий осенний пейзаж. Он также символизирует чувства героев друг к другу.

Обломов и Ольга теперь слушают крики воронов, листья опали и шуршат под ногами, не позволяя влюбленным незаметно для остальных бродить по саду. Деревья голые, и персонажи теперь не могут прятаться за их зеленью, чтобы рассматривать нюхать цветы или разговаривать.

Окончательно любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивается зимой, когда вся природа полностью умирает и впадает в спячку. Их расставание сопровождается снегопадом, под который попадает главный герой. Они оба забывают про веточку сирени, символ их весенней любви. Она погибает под снежным покрывалом зимы.

Любовь Обломова и Ольги сопровождается сменой времен года. На основе этого можно выделить четыре этапа их чувств:

  1. Весна — время, когда цветет сирень, зарождается жизнь. Все растения оживают после зимних холодов. В этих условиях два героя влюбляются друг в друга.
  2. Лето — период расцвета. Любовь героев достигает наивысшей точки в их жизни. Они строят планы на жизнь, это самое счастливое время.
  3. Осень — сезон, в который природа начинает потихоньку умирать. В душе Обломова селятся сомнения о том, правильно ли он делает, что встречается с Ольгой. Его мысли отображает погода.
  4. Зима — время, когда любовь персонажей окончательно угасает. Между ними воцаряется холодность и апатия.

Читатель видит, что любовь Обломова и Ольги становится частью привычного течения жизни, смены времен года. Цикл замкнулся, но за ним последовало рождение новой любви — Ильи Ильича к Агафье и Ольги к Штольцу.

Общее значение пейзажа

В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни. Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился. Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.

После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе. И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года. Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.

Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.

Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.

Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»

В 

В«Сон ОбломоваВ». Истоки одной личности и всей страны. К концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь. Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения). Однако важнее оказываются внутренние побуждения. Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя – В«Сон ОбломоваВ». Автор стремится найти ответ на терзающий Обломова вопрос, почему В«тяжелый камень брошен на <…> тропе его существованияВ», кто В«украл <…> принесенные ему в дар миром и жизнью сокровищаВ».

Литературные герои часто видят сны… Сон помогает нам понять характер персонажа, предсказать дальнейшую судьбу или раскрыть философские раздумья автора. Так и Обломов не просто дремлет. Сон рисует нам идеал героя. Но идеал не абстрактный: он когда-то был воплощен в родительском доме, в Обломовке. Поэтому сон есть в то же время воспоминание счастливого детства, оно видится сквозь призму взволнованного умиления (особенно образ покойной матушки). Однако и этот идеал, и это воспоминание более реальны для Обломова, чем настоящее. Заснув печальным сном, В«тревожимыйВ» жизненными заботами в чужом для него Петербурге, Илья Ильич проснулся семилетним мальчиком – В«ему легко, веселоВ». Герой Гончарова телесно присутствует в столице, но его душа здесь сворачивается, мертвеет. Духовно персонаж все еще живет в родной Обломовке.

В Обломовке, как и в Грачах, живут люди с патриархальным сознанием. В«Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки… Как что делалось при отцах и дедах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается еще и теперь в ОбломовкеВ». Оттого-то всякое проявление личной воли и интересов, даже самое невинное, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев.

Даже время по-иному течет в Обломовке. В«Они вели счет времени по праздникам, по временам года <…>, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа. Может быть, это происходило оттого, что <…> все путали и названия месяцев, и порядок чиселВ». Линейному течению событий – от числа к числу, от события к событию – они предпочитали круговое, или циклическое, время по сезонам года, по повторяющимся церковным праздникам. И в этом залог всеобщей стабильности.

Сама природа, кажется, поддерживает их: В«Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краюВ», <…> не водится там ядовитых гадов, саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих ни тигров ревущих…» Сравнительно мягкий климат делает излишним противостояние природе, готовность отразить ее атаки, (как бы мы сказали, В«катаклизмыВ»). Природа помогает жить в Покое, В«на авосьВ»: В«Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной ногой в воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней. Кажется, курице страшно было войти в нее, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своем жилищеВ». Но может быть, у крестьянина Онисима просто нет денег, чтобы починить свое жилище? Автор вводит парный эпизод: то же самое происходит на барском дворе, где ветхая галерея В«вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами…». В«Все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится!В» И здесь проявляет себя эта психология В«авосяВ»: В«Старик Обломов < …> озаботится мыслью о поправке: призовет плотникаВ», да тем и кончится.

К историческим истокам В«обломовщиныВ» Гончаров относит также сказки, былины, страшные рассказы о мертвецах, оборотнях и т.п. Писатель видит в русском фольклоре не просто В«преданья старины глубокойВ». Это свидетельства определенного этапа развития человеческого общества: В«Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или пропадет человек без вести, без всяких следовВ». Перед человеком стояла первостепенная задача: выжить физически, пропитаться. Оттого в Обломовке царит культ Еды, идеал сытого, полненького дитяти – В«стоит только взглянуть, каких розовых и увесистых купидонов носят и водят за собой тамошние материВ». Первостепенную важность для людей приобретают не индивидуальные события (любовь, карьера), а те, которые способствуют продолжению Семьи – рождения, похороны, свадьбы. При этом имелось в виду не личное счастье новобрачных, а возможность через извечный ритуал подтвердить вечность Рода: В«Они (обломовцы) с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, церемонии, а потом, <…> женив <…> человека, забывали самого человека и его судьбу…»

Непонимание законов окружающего мира ведет к расцвету фантазии: В«Ощупью жили бедные предки наши; не окрыляли и не сдерживали они своей воли, а потом наивно дивились или ужасались неудобству, злу и допрашивались причин у немых, неясных иероглифов природыВ». Запугивая самих себя действительными и мнимыми опасностями, люди воспринимали далекий мир как изначально враждебный, и всячески старались укрыться от него в своем Доме. Гончаров был уверен, что В«обломовскийВ» период прошли все страны мира. Признаки обломовской пугливой замкнутости писатель обнаружил на Японских островах. Но каким же образом Обломовка сохранила прежний уклад сквозь века и десятилетия? По-своему она тоже располагалась на далеких островах – В«крестьяне <…> возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами <…> и более никаких сношений ни с кем не имелиВ». В«Сон ОбломоваВ» рассказывает о непроглядной российской глуши. Всего два века назад поволжские, заволжские земли были последним форпостом цивилизации (почти как фронтира в Америке). Далее простирались уже пространства, населенные полудикими нецивилизованными племенами – казахами, киргизами.

Нежелание выглядывать за переделы Обломовки было своего рода заповедью: В«Счастливые люди жили, думая, что иначе не должно и не может быть, уверенные, что <…> жить иначе – грехВ». Но обломовцы не только не желали, они не испытывали потребности выходить за грань самодостаточного мирка. В«Они знали, что в восьмидесяти верстах от них был В«губернияВ», то есть губернский город <…>, потом знали, что подальше, там, Саратов или Нижний; слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался <…> темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами…» Враждебно может быть чужое, незнакомое, а всякому родившемуся в пределах маленького мира Обломовки обеспечены любовь и ласка. Здесь нет внутренних конфликтов и трагедий. Даже смерть, окруженная множеством старинных обрядов, предстает как печальный, но не драматический эпизод в бесконечном течении поколений. Здесь сохраняются черты земного рая, сказки наяву. Согласно законам сказки все важные философские вопросы о смысле бытия или не ставятся, или решены удовлетворительно отцами и дедами (в Обломовке царит неоспоримый культ Дома, Семьи, Покоя). Зато все обычные предметы и явления приобретают поистине сказочные, грандиозные размеры: В«невозмутимое спокойствиеВ», исполинские трапезы, богатырский сон, ужасные кражи (В«однажды вдруг исчезли два поросенка и курицаВ»). И вот что интересно: другой современный исследователь В.А. Недзвецкий предположил, что мысль описать быт и нравы патриархального народа хоббитов пришла Толкиену после прочтения книги русского писателя. Пока это гипотеза и, следовательно, не претендует на абсолютную достоверность. Но и сбрасывать со счетов то, что любимые всеми зарубежные писатели брали уроки у русской литературы, тоже нельзя.

К тому времени, когда Гончаров писал эти строки, Обломовка далеко еще не исчезла с карты России. Исчезала плоть, а дух оставался. Слишком уж правила бытия Обломовки приспособлены к укладу русской жизни, мировоззрению русского человека. Дружинин полагал, что В«Сон ОбломоваВ» <…> тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателяВ». Старый мир был хранителем вечных ценностей, заботливо отделяя добро от зла. Здесь царствует любовь, здесь каждому обеспечены тепло и ласка. Кроме того, В«обломовскийВ» мир – неиссякаемый источник поэзии, из которого Гончаров щедро черпал краски на протяжении всего творческого пути. Писатель часто прибегает к сказочным сравнениям, противопоставлениям, формулам (чтобы войти в избу к Онисиму, необходимо попросить стать к лесу задом, а к нему передом; испуганный Илюша В«ни жив ни мертв мчитсяВ» к нянюшке; когда галерея рухнула В«начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному – напомнить, другому – велеть поправить, третьему – поправитьВ»). Исследователь Ю. Лощиц назвал творческий метод писателя сказочным реализмом.

Одно лишь тревожит русского писателя в этом исконном нравственном укладе Обломовки. Это – отвращение, органическое неприятие всякого рода труда; всего того, что требует мало-мальских усилий. В«Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должнымВ». Может показаться, что писатель имел в виду барскую Россию. Действительно, если старики Обломовы могут сосредоточить заботы на обдумывании и поглощении обеда, крестьянам приходится работать, и пахарь В«гомозится на черной ниве, обливаясь потомВ». Но идеал счастья как лени и ничегонеделания – у них общий. Об этом свидетельствуют символические образы грозящего обрушиться жилища, всеобщего сна или В«исполинскогоВ» праздничного пирога. Пирог поглощали все как свидетельство сопричастности барскому укладу. Оттого так популярны у всех жителей уголка сказки про героев, подобных Емеле, сумевших В«по щучьему веленью всего добиться не трудясьВ».

Среди этого В«благословенногоВ» покоя растет маленький человек. Хлопоты матушки, В«деловыеВ» разговоры отца с дворней, ежедневный распорядок барского дома, будни и праздники, лето и зима – все как кадры фильма проносится перед глазами ребенка. Бытовые эпизоды перемежаются ремаркой: В«А ребенок слушалВ», В«ребенок видит…», В«а ребенок все наблюдал да наблюдалВ». Вновь, как в В«Обыкновенной историиВ», Гончаров предстает в обличье педагога. Он приходит к смелому для своего времени выводу. Воспитание ребенка начинается не с целенаправленных усилий, а с раннего, почти бессознательного усвоения впечатлений окружающего. Гончаров рисует своего героя живым, подвижным ребенком, стремящимся исследовать галерею, овраг, рощу, заслужившим от няньки прозвище В«юлаВ». Но влияние страшных сказок, любящий деспотизм родителей привели к тому, что жизненные силы мальчика В«никли, увядаяВ». В свете такого печального вывода эпизоды прерванных проказ Илюши звучат буквально В«смехом сквозь слезыВ»: В«Дома отчаялись уже видеть его, считая погибшим; <…> радость родителей была неописанная <…>. Напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиною <…>, а ему одно могло быть полезно: опять играть в снежкиВ». И, конечно, не забудем о знаменитых чулочках, которые Обломову-младшему натягивают сначала няня, затем Захар. Вновь старшие внушают ему норму безделья; как только мальчик забудется до того, чтобы сделать что-то сам, раздается родительский напоминающий голос: В«А Ванька, а Васька, а Захарка на что?В»

В категорию ненавистного труда попадает и ученье, которое тоже требует умственных усилий и ограничений. Какому современному школьнику не понятны такие, например, строки: В«Как только он (Илюша) проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. Он слышит резкий голос Васьки, который кричит с крыльца:

– Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти!

Сердце дрогнет у него. <…> А не то как мать посмотрит утром в понедельник пристально на него да скажет:

– Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Здоров ли ты? – и покачает головой.

Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.

– Посиди-ка ты эту недельку дома, – скажет она, – а там – что Бог даст.

Со времен Митрофанушки просвещение сделало шаг вперед: В«Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду…» Необходимость трудиться хотя бы для того, чтобы сделать карьеру, споткнулась о поистине сказочную мечту добиться всего В«по щучьему веленьюВ». Приходит В«обломовскоеВ» решение попробовать ловко обойти положенные правила, В«разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них <…>. Учиться слегка <…>, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусстваВ». В сказочной Обломовке даже эта мечта отчасти сбылась. В«Сын Штольца (учителя) баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводыВ». Немецкого мальчика не минуло обаяние Обломовки, пленило В«чистое, светлое и доброе началоВ» характера Ильи. Чего еще желать? Но такие отношения дают преимущества и Андрею. Это В«роль сильногоВ», которую Штольц занимал при Обломове В«и в физическом и в нравственном отношенииВ». Барство и рабство, по наблюдению Добролюбова, две стороны одной медали. Не умея трудиться, приходится отдать свою самостоятельность на волю другого (как позднее Захару). Сам Штольц знаменитой формулировкой подведет суровый итог воспитательным методам Обломовки: В«Началось с неумения одевать чулки, а кончилось неумением житьВ».

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/peyzazh-v-romane-i-ego-funkcii.html
  • https://prozaru.com/2016/01/peyzazh-oblomov/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/opisanie-derevni-oblomovka.html
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/oblomov/priroda-i-pejzazh-i-ego-funkczii-v-romane.html
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2761-son_oblomova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт