Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Скачать:

Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Описание внешности и характера Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты

Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, — его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.

Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Софьи

Крылатые выражения

История создания комедии

Добавить в избранное

illjustracija-Gore-ot-uma-Famusov.jpg

Павел Афанасьевич Фамусов является одним из ярких персонажей пьесы «Горе от ума» Грибоедова. Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», образ, описание в цитатах

Полное имя героя — Павел Афанасьевич Фамусов:

«…Павел Афанасьевич Фамусов…» (цитата из списка действующих лиц)

Господин Фамусов является вдовцом. Он воспитывает дочь Софью:

«Мать умерла: умел я принанять 

В мадам Розье вторую мать…» (Фамусов о себе, действие I явление 4)

«Дай бог терпение,  ведь сам я был женат…» (Фамусов о себе, действие II явление 5)

«Свободен, вдов, себе я господин…» (Фамусов о себе, действие I явление 4)

Павел Афанасьевич — мужчина в возрасте, но при этом он бодр и свеж:

«Опомнитесь, вы старики…» (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)

«…В мои лета 

Не можно же пускаться мне вприсядку!..» (Фамусов о себе, действие II явление 2)

«Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, 

Однако бодр и свеж, и дожил до седин…» (Фамусов о себе, действие I явление 4)

Господин Фамусов живет в Москве и служит управляющим в казенном месте, то есть в государственном учреждении. Судя по всему, занимает довольно высокий пост, и у него много дел:

«…управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действующих лиц) 

По словам Фамусова, он работает без отдыха, как угорелый: 

«Нет отдыха, мечусь как словно угорелый. По должности, по службе хлопотня…» (Фамусов о себе, действие I явление 2)

Господин Фамусов злоупотребляет служебным положением, то есть продвигает по службе своих родственников и по возможности выдает им награды, судя по всему, не взирая на их профессиональные качества:

«Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, 

Ну как не порадеть родному человечку!..» 

Павел Афанасьевич признается, что устроил к себе на работу разных родственников, так что среди его подчиненных почти нет чужих людей: 

«Нет! я перед родней, где встретится, ползком; 

Сыщу ее на дне морском. 

При мне служа́щие чужие очень редки; 

Всё больше сестрины, свояченицы детки…» (действие II явление 5)

Судя по всему, Фамусов является небедным человеком. Он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха с чином и наградами:

«Кто беден, тот тебе не пара…» (слова Фамусова, действие I явление 4)

«Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…» (служанка Лиза о Фамусове, действие I явление 5)

Он является членом Английского клуба — престижного заведения для дворянской элиты:

«Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба 

Старинный, верный член до гроба?..» (Чацкий — Софье о ее отце, действие I явление 7)

Павел Афанасьевич Фамусов был другом отца главного героя Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов воспитывал мальчика у себя в доме:

«Вот-с – Чацкого, мне друга, 

Андрея Ильича покойного сынок…» (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)

Господин Фамусов является баловником, ветреным мужчиной, по словам его служанки Лизы. Фамусов в тайне от всех пристает к Лизе, но девушка не отвечает ему взаимностью:

«Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!..» (Лиза — Фамусову, действие I явление 2) 

«Пустите, ветреники сами, 

Опомнитесь, вы старики…» (Лиза — Фамусову, действие I явление 2) 

«Жмется к ней и заигрывает…» (автор о Фамусове, действие I явление 2)

Фамусов — суетливый, прыткий и неугомонный человек:

«Как суетится! что за прыть!..» (Чацкий о Фамусове, который суетится в связи с визитом Скалозуба, действие II явление 4) 

«…неугомонен, скор…» (Софья об отце, действие I явление 5)

Павел Афанасьевич является брюзгливым человеком. Он часто сердится без толку или журит кого-то:

«Брюзглив, неугомонен, скор, 

Таков всегда…»  (Софья об отце, действие I явление 5)

«Вот попрекать мне станут, 

то без толку всегда журю…» (Фамусов о себе, действие I явление 4)

«Тот часто без толку сердит…» (Софья об отце, действие III явление 1)

Судя по всему, Фамусов имеет привычку ругать своих слуг. Например, он называет своих слуг в целом «ослами», а швейцара Фильку «чурбаном» и «ленивой тетерей»:

«Ослы! сто раз вам повторять?..» (Фамусов — слугам, действие II явление 3)

«Ты, Филька, ты прямой чурбан, 

В швейцары произвел ленивую тетерю…» (Фамусов — швейцару Фильке, действие IV явление 14)

Фамусов является полоумным, сумасбродным человеком, по мнению его родственницы Хлестовой:

«Ведь полоумный твой отец…» (Хлёстова — Софье о ее отце, действие III явление 12)

Господин Фамусов называет себя гостеприимным человеком:

«Ко мне он жалует частенько; 

Я всякому, ты знаешь, рад…» (Фамусов о себе, действие II явление 3)

Павель Афанасьевич умеет льстить и угождать нужным людям. Например, он льстит полковнику Скалозубу, так как надеется выдать за него замуж свою дочь Софью:

«Неужто для друзей не делать мне ни шагу,

Сергей Сергеич дорогой!

Кладите шляпу, сденьте шпагу;

Вот вам софа, раскиньтесь на покой.» (Фамусов принимает у себя Скалозуба, действие II явление 5)

Господин Фамусов питает страсть к чинам, по словам Чацкого:

«А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам…» (Чацкий — Фамусову, действие IV явление 14)

Фамусов является «дельцом», который добивается своего любыми средствами, по мнению Чацкого:

«Низкопоклонник и делец, 

Достоинствами наконец 

Он будущему тестю равный…» (Чацкий описывает идеального жениха для Софьи, который будет обладать теми же качествами, что и Фамусов, действие IV явление 14) 

«Низкопоклонник! тесть!..» (Фамусов перечисляет слова, которыми его обозвал Чацкий, действие IV явление 15)

Господина Фамусова волнует общественное мнение. Ему важно, что о нем говорят люди, в частности княгиня Марья Алексеевна:

«Ах! боже мой! что станет говорить 

Княгиня Марья Алексевна!..» (слова Фамусова, действие IV явление 15)

Фамусов считает образование «чумой», вредным явлением, а книги называет злом: 

«Ученье — вот чума, ученость – вот причина…» (Фамусов об образовании, действие III явление 31)

«Уж коли зло пресечь: 

Забрать все книги бы да сжечь….» (Фамусов о книгах, действие III явление 21)

«И в чтеньи прок-от не велик…» (Фамусов о чтении, действие I явление 2)

Критика о Фамусове из комедии «Горе от ума»

П. А. Вяземский о Фамусове:

«Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками. 

Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий. 

Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. <…> Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо. <…> 

Фамусов, одним словом, приверженец и поклонник царствования Екатерины Великой, так что же?..» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

Н. И. Надеждин о Фамусове:

«…Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины…  

Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать. 

Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова!..» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)

Е. Цимбаева о Фамусове:

«Почему же Фамусов так увивается за малограмотным полковником малоизвестного полка  [Скалозубом]? так явно прочит ему Софью? Скалозуб богат, но и Чацкий не беден. <…> …Фамусову не следовало бы ему [Чацкому] так резко отказывать, пока судьба Софьи не решится. Ведь Фамусов не богат: он служит «управляющим в казённом месте»; такую должность мог занимать только чиновник 5-го класса «Табели о рангах», то есть статский советник. Этот чин был вполне приличен для ухода на покой; при отставке Фамусов получил бы, как принято, следующий ранг и стал бы именоваться действительным статским советником. …Он не выходит в отставку, значит, держится за жалованье, а ещё более за всякие выгоды, связанные с должностью. Он не просто не богат, он в огромных долгах — потому-то четыреста душ Чацкого его не спасут, ему необходимы две тысячи душ и наличные деньги. <…> 

Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013) 

Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Меню статьи:

Gore-ot-uma.-A.-Griboedov.-e1515005198727.jpg

Биография и особенности жизнедеятельности

Павел Афанасьевич Фамусов аристократ по происхождению. На момент повествования он человек солидного возраста. О детстве и юности героя Грибоедов ничего не рассказывает читателю. В поле внимания оказывается не процесс становления его принципов и характера, а уже сформировавшаяся личность.

Род деятельности

Павел Афанасьевич Фамусов живет и работает в Москве «управляющим в казенном месте». Рабочее место Фамусова крайне выгодно, он усердно устраивает на свободное должности в государственном учреждении своих родственников: «При мне служащие чужие очень редки; / Всё больше сестрины, свояченицы детки».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Чацкого и Онегина, которые являются героями произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, – в таблице.

Характеристика личности

Несмотря на свой возраст, Фамусова еще не оставил любовный пыл. Он никогда не пренебрегает возможностью приударить за служанкой Лизой – «жмется к ней и заигрывает».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума”.

По отношению к другим слугам он не столь любвеобилен. Они часто становятся предметом его недовольства и брани. Фамусов всегда найдет к чему придраться и не стесняется упрекнуть слуг в самой неприглядной форме: «В швейцары произвел ленивую тетерю».

Состояние брюзгливости и недовольства естественное для Павла Афанасьевича. Он крайне негативно настроен по отношению к любым новшествам и к науке в целом: «в чтеньи прок-от не велик».

Следующим его негативным качеством является привязанность к чинам – для него крайне важно продвижение по карьерной лестнице и получение наград за хорошую службу, однако, при этом повышения и награды он намерен получать не упорным трудом, а с помощью взяток и подкупов. Фамусов очень зависимый от общественного мнения, ему важно, чтобы люди о нем отзывались хорошо, поэтому он готов вывернуться наизнанку, лишь бы угодить всем.

Пожалуй, единственным положительным качеством Фамусова является его целеустремленность. Что правда, достигать цели Фамусов может любым путем, в том числе и самым что ни на есть подлым.

Конфликт с Александром Чацким

Активно свою гражданскую позицию и нравственную сторону обличает Павел Афанасьевич во время спора с Александром Чацким. Конфликт этих персонажей был предсказуем. Эти герои являются представителями разных поколений, поэтому конфликт «старых» и «новых» принципов закономерен. К этому факту еще добавляется особенности воспитания и образования.

Активное развитие назревавший конфликт получил во втором действии. Александр приезжает в дом Фамусова, чтобы проведать единственных близких ему людей. Фамусова Чацкий застает одного, он расспрашивает его о Соне.

В ходе разговора Павел Афанасьевич начинает негативно отзываться о молодежи, критиковать современные принципы, чем задевает Александра. Чацкий поддерживает дискуссию и пытается убедить Фамусова в обратном, но диалога не получается – Павел Афанасьевич не пытается разобраться в аргументах Чацкого и упрямо стоит на своем.

Предметом обсуждения становится необходимость службы и чинов в жизни человека. Зарождающаяся дискуссия перерастает в спор.

Ни Фамусов, ни Чацкий не желают уступить оппоненту, поэтому положительные результаты спора отсутствуют, истина так и не была найдена. Фамусов придерживается мнения о недопустимости внедрения новых элементов. Он считает, что необходимо придерживаться старых порядков. Чацкий же, наоборот, убежден, что реформирование – необходимая мера.

Отношение к браку

Мы не знаем о том, чем руководствовался Павел Афанасьевич, когда выбирал себе жену, но, критерии, выдвигаемые к будущему зятю, хорошо известны. Причиной такого обличения стала привязанность и нежное чувство Александра Чацкого по отношению к дочери Фамусова – Соне. Александр питает надежду на брак с девушкой, но Павел Афанасьевич категоричен – Чацкий никаким образом не подходит на роль зятя. «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами», но его воспитанник совсем не такой – он отказался от военной службы и не торопиться приступить к гражданской. Такое положение вещей не устаивает Фамусова, обеспеченность и неплохой доход от родового поместья Чацких он не рассматривает как вариант обеспечения.

Отношение к науке и культуре

У Павла Афанасьевича специфическое отношение к деятелям культуры и науки. Такое положение вещей не уникально Фамусовское, устами Павла Афанасьевича глаголет общепринятое отношение в аристократическом обществе.

Высшее общество с восторгом готово обсуждать театральные постановки, научные исследования, теории и гипотезы, но при этом крайне негативно относиться к людям, готовым посвятить свою жизнь этим видам деятельности. Фамусов ярко противостоит Чацкому, но на упрек о двоякости позиции аристократии, не может ничего возразить.

Подведем итог: Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению, но его поступки не соответствуют благородному имени аристократа – коварство, расчет, подкупы, заангжированность делают его крайне непривлекательным человеком с точки зрения морали и гуманности, но в глазах высшего общества его качества не вызывают недоумения и отвращения. Александр Чацкий не понимает, как можно не понимать таких очевидных вещей, он пытается донести свою мысль Павлу Афанасьевичу, но положительного результата добиться у него не получается – Фамусов не только не меняет свое мнение, но и даже не пытается разобраться в нюансах беседы – для него существует только его мнение.

История персонажа

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» входит в число часто инсценируемых примеров классической драматургии. В ней описываются вечные вопросы, встающие перед каждым новым поколением. Написание произведения отняло у автора немало времени, так как литературная деятельность была хобби Грибоедова. Демонстрируя удивительные таланты в разных направлениях, он тянулся к знаниям и остро чувствовал новую эпоху.

Персонажи комедии «Горе от ума»

Профессиональный дипломат, знаток культуры и искусства оставил небогатое драматургическое наследие. Его немногочисленные творения отличаются доведением до абсолюта и многочисленными корректировками. «Горе от ума» неоднократно подвергалось редактуре. Крылатые фразы и цитаты из этой пьесы до сих пор часто употребляются в разговорной речи, став афоризмами.

История создания

Идея написания комедии, в которой будет преподнесена объективная характеристика современного общества, жизненных принципов и ценностей разных поколений, зародилась у Грибоедова в 1816 году. На одном из светских раутов дипломат заметил подобострастное поклонение иностранцам и зарубежным новшествам, практиковавшееся в то время повсюду. 

Александр Грибоедов

Сатирик воспринял это как повод для насмешки над недалекими умами и создал незабвенную пьесу. Материал для нее автор черпал из реальных историй, которые слышал и наблюдал на званых приемах.

В 1820-ые годы, служа в Тифлисе, Грибоедов написал две первые главы пьесы, а продолжил работу над ней уже в Москве. Непродолжительного отпуска хватило, чтобы оценить образ жизни столичного бомонда и понять характер рассуждений людей, ставших прототипами для героев произведения. К этому периоду можно отнести написание известного монолога Чацкого с сакраментальной фразой: 

«А судьи кто?». 

В 1823 году автор доработал третий и четвертый акты комедии, а затем начал вносить правки, которые серьезно повлияли на смысловое наполнение и общий вид пьесы. Главный герой из Чадского превратился в Чацкого, а название пьесы из «Горе уму» модернизировалось в «Горе от ума». Был изменен первый акт, и в финале пьесы образовалась сцена объяснения Софьи и Молчалина. 

Софья, Фамусов и Молчалин

В 1824 году автор заверил работу над комедией. В этом же году он планировал издать ее, но разрешение на публикацию далось непросто. Альманах «Русская Талия» стал первым изданием, на страницах которого появились отрывки из «Горе от ума», откорректированные и укороченные цензорами. Даже в отредактированном формате произведение произвело большое впечатление на публику и быстро стало притчей во языцех.

Грибоедов быстро взлетел на литературный олимп. Пьеса впервые была издана в полном формате на немецком языке в 1831 году в Ревеле, а в 1833 цензура допустила публикацию комедии в Москве. В 1862 публика получила возможность ознакомиться с авторским прочтением произведения, а в полноценном варианте пьеса увидела свет в собрании сочинений А.С. Грибоедова в 1913 году.

Героем, чья линия практически не претерпевала изменений, оказался Павел Афанасьевич Фамусов. Его фамилия считается говорящей, так как в переводе с латыни «fama» означает «молва, слух». Грибоедов трактовал его как «общественное мнение». Действие разворачивается в доме героя и длится в течение дня. Комичные ситуации постепенно перетекают в трагедию, действующим лицом которой становится Фамусов.

Павел Афанасьевич Фамусов

Прототипом героя стал дядюшка Грибоедова. Дипломат описывал его как человека, чей характер был редкостью для современности и считался нормой пару десятков лет назад, когда воспитание было иным, а смысл жизни крылся в других ценностях. Характеристика, которую Грибоедов давал родственнику, напоминала восприятие глазами Чацкого. Дядюшка дипломата был гостеприимным, но любил поучать юношу.

Фамусов при этом стал сосредоточением бытовых и психологических качеств, которые демонстрировали многие дворяне того времени. Образ героя был типичным. Такие, как он, могли участвовать в смертоносных баталиях, а затем лебезить перед более знатным человеком на светском рауте.

Образ и характер

Фамусов стал воплощением самодержавия и чиновничества в пьесе. Такой типаж был распространен в начале 19 века, и люди подобного склада бурно обсуждались декабристами и людьми, в круге которых был Грибоедов. Под образом этого литературного героя понималось сословие малообразованных персонажей, выступавших против книг и получения знаний. В «Горе от ума» Фамусов выступает богатым помещиком и чиновником, для которого власть денег является высшей. Героя уважают в обществе, считая его образование и воспитание достаточным.

Фамусов

Светские приемы в доме Фамусова посещает множество титулованных особ. Хозяин дома, приверженец архаических взглядов, положительно высказывается о крепостном праве, поддерживает взгляды дворянства и выступает находчивым остроумцем в подходящих ситуациях. Его житейский опыт создает образ умудренного опытом человека, а богатая биография подтверждает, что почтенный отец семейства понимает, о чем говорит.

Речевая характеристика, которую дает Грибоедов, ярко описывает приоритеты Фамусова. Гости уважают его возраст, отцовские чувства к любимой дочери, требовательность, проявляемую на позиции начальника. При этом Фамусов – олицетворение недостатка знаний, которые демонстрирует и как чиновник, и как простой человек. Он хвастает тем, что набрал в штат родню, которая ничего не делает. В речи персонажа присутствуют яркие устаревшие выражения, подчеркивающие тот факт, что Фамусов представляет век минувший.

Фамусов принимает гостей

В лице Фамусова автор знакомит читателя со всеми русскими помещиками описываемой эпохи. Властные и суровые, они привыкли унижать крепостных, льстить начальникам и власть имущим ради теплого местечка, выискивать выгодный момент и использовать его ради собственного блага. С мелкими чиновниками Фамусов и ему подобные высокомерны и чванливы, а перед господами герой заискивает, ища благосклонности.

Грибоедов, используя своего персонажа, разоблачал общество, которому было выгодно крепостное право. Современники Грибоедова узнавали описываемые в пьесе образы, поэтому в обществе пьеса имела эффект разорвавшейся бомбы. Фамусов и такие как он выступали против развития науки и культуры, тормозили прогресс и не жаждали духовного и социального роста.

«Горе от ума»

Помещичья Москва – гостеприимное место, где столетиями царствует архаичный жизненный уклад. Заморские новшества ассоциировались здесь с феерией празднеств, которые организовывала императрица Екатерина II. Эпоха ее правления, по мнению Фамусова, была золотым веком.

Фамусов и Чацкий

Персонаж, который постоянно опасается «как бы чего не вышло», известен в свете и пользуется уважением окружающих. Он является олицетворением барской столицы, поэтому именно ему автор противопоставляет молодого новатора Чацкого. Хлебосольный герой не прочь послушать сплетни, соблюдает правила этикета, поддерживает патриархальные традиции и чтит самодержавие. Его столкновение с антагонистом неизбежно, ведь удобства, к которым он привык, являются основой его жизни. Изменения в привычном жизненном укладе Фамусов воспринимает в штыки.

Приезд Чацкого влечет за собой проблемы для хозяина дома. Он предвкушает их, еще не осознавая, насколько велика разница в их взглядах. Молодость, вспыльчивость и идейность гостя вводят Фамусова в замешательство, а смелые суждения завершают складывающийся образ. 

Фамусов и Скалозуб

Мир Фамусова лжив и лицемерен. Это проявляется в отношениях влюбленной Софьи и притворяющегося Молчалина. Несмотря на видимое уважение, гости балов Фамусова враждебно настроены по отношению друг к другу. В негативной среде Чацкий хандрит и предается унынию, и даже любовь не спасает его.

Покинув родину, он обретает энергичность. Отныне цель его жизни – стремление к созиданию нового общества. Но, вернувшись домой, он понимает, что здесь ничего не изменилось. Люди не готовы к переменам. Любовь надежно погребена под планами Фамусова выдать Софью замуж за Скалозуба. Чацкий разочаровывается в хозяине дома, его семье и окружении. Для старосветского общества, изображенного в лице Павла Афанасьевича Фамусова, Чацкий – обличитель тех, кто не склонен к переменам, – стал раздражителем.

Экранизации

«Горе от ума» – яркий пример классической драматургии. Пьеса ставится в драматических театрах и никогда не использовалась как материал для кинематографа. Публика видела только телевизионные постановки спектакля по произведению Александра Сергеевича Грибоедова.

Михаил Царев в роли Фамусова

Первая версия представлена публике в 1952 году. Это спектакль Малого театра СССР в постановке Сергея Алексеева и Виталия Войтецкого. Роль Павла Фамусова в нем досталась Павлу Зубову.

Вторая телепостановка продемонстрирована зрителям в 1977 году модернизированным Государственным академическим Малым театром. Режиссерами выступили Владимир Иванов и Михаил Царев. В образе Фамусова на экране предстал сам Михаил Царев.

Цитаты

Произведения классической драмы характерны тем, что о героях многое понятно по их собственным репликами. Фразы Фамусова характеризуют его взгляды и мировоззрение. Герой против ориентирования на заграничные манеры и иностранцев, но, следуя традициям, принимает во внимание необходимость обучения детей у гостей из заграницы. Хотя он называл французов «побродягами», но, соблюдая этикет, уверял:

Чувства – малозначимая материя для героя. Он не лучшего мнения о любви, и это видно в цитатах, которые автор вложил в уста персонажа. Подбирая пассию дочери, он руководствуется выгодой:

В попытках переубедить дочь обратить внимание на более выгодного жениха, он убеждает дочь:

Исчерпывающее описание отношения Фамусова к образованию, а значит, и к просвещению кроется в словах:

Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогает раскрыть мировоззрение «века минувшего». Александр Сергеевич Грибоедов демонстрирует образ приверженца старых принципов, который ценит богатства и положение в обществе.

+

План

  1. Краткие сведения
  2. Мировоззрение
  3. Отношение к людям
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Краткие сведения

Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном месте. Он является вдовцом, который занимается воспитанием единственной дочери Софьи. Именно с помощью образа дочери дается яркая и точная характеристика персонажа: «Брюзглив, неугомонен, скор».

Для понимания сути противоречий поколений важна цитатная характеристика образа.

Мировоззрение

Фамусов занимается воспитанием своей дочери самостоятельно. Он придерживается следующего мнения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца».

Данная характеристика с цитатами позволяет говорить о том, что Софья воспитывается так, что оказывается отгорожена от книг и «ученья».

Отношение к людям

Фамусов ценит только богатства и положение человека в обществе. Он уважает лишь тех, кто смог чего-то добиться в своей жизни, неважно каким путем. Своей дочери Софье Фамусов ищет жениха богатого, чтобы обеспечить дочь и поправить собственное материальное положение. Бедных людей Фамусов не ценит, он считает, что Софья должна выйти замуж только за богатого мужчину. Герой говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара!».

Несмотря на свои принципы, касающиеся деления всех людей на бедных и богатых, Фамусов заигрывает со служанкой Лизой, понимая, что ничего серьезного он дать ей не может. Герой «жмется» к служанке только тогда, когда их никто не видит. Это говорит о том, что внутренние намерения Фамусова скрыты внешностью интеллигентного человека.

Представитель «века минувшего» часто бывает сердитым, он ругается на своих слуг, обзывая их различными ругательствами. Однако представителей высшего света Фамусов уважает, постоянно приглашает в свой дом. Не зря все действие комедии происходит в доме Фамусова. Герой боится общественного мнения: ему страшно от мысли о том, что окружающие люди могут подумать о нем что-либо плохое.

Герой не гнушается льстить людям высокого положения. Он ценит чины и угождает всем тем, кто их имеет. Фамусов уважает всех людей, которые стремятся к получению лучшего статуса в обществе, и презирает тех, кто оставляет службу ради спокойной жизни. Поэтому так ярок конфликт между Фамусовым и Чацким, который не похож на то общество, в котором прошла вся жизнь представителя «века минувшего».

Однако не стоит оценивать образ Фамусова только негативно. У персонажа есть и положительные качества: он безумно любит свою дочь и готов ради нее на все. Отцовские качества проявляются у Фамусова не только в отношении к собственной дочери, но и в отношении к Чацкому. Когда у главного героя умер отец, он оказался на воспитании у Фамусова, что говорит о доброте героя и его уважении к умершему другу, у которого остался сын.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Фамусов», рассмотрит характеристику главного представителя «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», его мировоззрение и отношение к людям.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1181-harakteristika-famusova-gore-ot-uma.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-famusova-gore-ot-uma-griboedov.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-famusov-harakteristika.html
  • https://24smi.org/person/4308-famusov.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/harakteristika-famusova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт