Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве», образ Руси в цитатах, материалы для сочинения

illjustracija-slovo-o-polku-igoreve-hudozhnik-n-goncharova%2B%25288%2529.png

В этой статье представлен образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»: образ Руси в цитатах, материалы для сочинения.В статье используются цитаты из текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого.Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»: образ Руси в цитатах, материалы для сочинения

Русская земля в «Слове о полку Игореве» — это не просто фон, на котором разворачиваются события. В «Слове о полку Игореве» Русская земля, по сути, является самым главным героем:

«…Кто же главный герой этой поэмы? Хотя Слово и насыщено обильно именами князей, от прадедов и дедов до современных «Слову» их внуков <…> но не им во славу создана эта поэма, никто из них не заслужил быть истинным героем Слова. Героем Слова является «Русская земля», добытая и устроенная трудом великим всего русского народа…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // «История русской литературы» в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)

Понятие «Русская земля», «Русские земли» и «Русь» часто встречаются в тексте. Эти термины означают не только территорию Руси, и сам народ Руси. Говоря о Руси или Русской земле, автор имеет в виду и земли, и народ:

«…Русским землям ты принес веселье…»

«…О Русская земля!Ты уже за холмом…»

«…Игорь-князь явился на Руси…»

«…А враги на Русь несутся тучей…»

В тексте «Слова» автор нередко называет русский народ русичами. Русичи — это поэтическое название жителей Руси. Действительно, слово «русичи» звучит красиво, тожественно и воинственно. В «Слове о полку Игореве» русичи — это русский народ и, в частности, русские воины: 

«…Недостало русичам вина…»

«…Поглотила русичей чужбина…»

Какие территории включала в себя Русь во времена «Слова о полку Игореве»? По мнению Д, С, Лихачева, в то время Русью называли княжества в центре и на юге сегодняшней России:

«…самое важное из политических понятий XII в. — понятие Русской Земли не ограничивается для автора „Слова“ пределами Киевского княжества… Он включает сюда Владимиро-Суздальское княжество и Владимиро-Волынское, Новгород Великий и Тьмутаракань…» (Д. С. Лихачев «Исторический и политический кругозор автора «Слово о полку Игореве»»)

«Слово о полку Игореве» было написано во времена, когда на Руси остро стояло две проблемы — междоусобицы между князьями Руси и набеги кочевников:

«…Если мы пересмотрим условия жизни Руси <…> от начала XI до конца XII столетия, <…> то убедимся в наличии двух основных несчастий Руси — это междукняжеская распря и опустошительные набеги воинственных кочевников, соседей южной Руси. Уже с половины XI в. такими кочевыми соседями были половцы, тюркский народ, который занял приморские степи от Волги и Дона до Днепра и Дуная и владел ими безраздельно до татарского нашествия…»

«…Трагичнее всего было то, что, борясь между собою за право на владение лучшей областью, русские князья сами приводили себе в помощь половецкие отряды на территорию Руси и в возмещение этой помощи отдавали половцам на разграбление область своих родичей, с которыми боролись…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. «Слово о полку Игореве» // История русской литературы: В 10 томах, Т 1)

Действительно, самая большая трагедия того времени — это междоусобные войны на Руси. Об этой беде говорит один из персонажей «Слова» — князь Святослав Киевский:

«…Ярослав и правнуки Всеслава! <…>Это вы раздорами и смутойК нам на Русь поганых завели,И с тех пор житья нам нет от лютойПоловецкой проклятой земли!..» 

Автор «Слова» осуждает князей за то, что они разобщают единую Русь. Князья «куют крамолу брат на брата», то есть наводят смуту и поднимают мятежи внутри Русской земли:

(*крамола — смута, мятеж)

Образ Руси в «Слове о полку Игореве» — это образ сильной и могущественной страны, которая стала уязвимой из-за неразумной политики некоторых князей:

«…Кто же стяги древние хранит?Эти — Рюрик носит, те — Давид,Но не вместе их знамена плещут,Врозь поют их копия и блещут…»

Автор «Слова» верит, что Русская земля вновь станет непобедимой. Для этого князьям Руси нужно объединиться и стать единым государством: 

«…Тяжелое поражение, которым закончился поход, послужило автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевникам…» (Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве», «Краткая литературная энциклопедия» под ред. А. А. Суркова, 1971, Т. 6)

Любовь к родине пронизывает весь текст «Слова о полку Игореве». Нет сомнений в том, что автор искренне любит свою родину и переживает за ее судьбу:

«…Сам автор Слова не придерживался местных, узко-областных интересов, он был настоящим сыном всей Русской земли, представителем Русского народа…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // «История русской литературы» в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)

Таков образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»: образ Руси в цитатах, материалы для сочинения.Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — это уникальный памятник древнерусской литературы, созданный, по мнению большинства именитых исследователей-литературоведов, в промежуток с 1185 по 1190 г, однако точная дата его создания по-прежнему остаётся неизвестной.

Сам жанр слова пришёл на Русь из Византии и стал ораторским жанром, близким к проповеди, — именно эта особенность произведения позволяет гораздо глубже понять его смысл и значение для современников оставшегося анонимным создателя «Слова…».

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Главным героем Памятника по существу является не князь Игорь, не его войско и даже не прочие феодалы и жители Руси — центральное место «Слова…» занимает образ Русской земли, который представляет собой основу композиции и даже является своего рода действующим лицом.

Так, текст произведения (как сохранившиеся списки, так и переводы) содержит огромное количество упоминаний, связанных с этим образом. Так, например, лейтмотивом текста, значительно повышающим напряжённость описываемых событий, является обращение-восклицание:

«О, Русская земля! Ты уже за холмом!»

Несмотря на то, что автор «Слова…» явно был христианином, поэтику своего произведения он черпает в первую очередь из язычества, а потому Русская земля выступает у него одухотворённым, живым персонажем. Также можно сказать, что одновременно с этим образ земли является своего рода авторским комментарием к происходящему, в которых создатель выражает личное отношение к описываемым событиям. Так, элементы флоры, фауны, описания природных явлений обретают под пером анонимного автора «Слова…» символический смысл и наполняются языческой, народно-поэтической эстетикой.

Русская земля выступает своего рода защитницей, матерью всех русичей. Именно земля пытается предостеречь Игоря от неудачного похода: она посылает ему знамение — затмение солнца, однако и это не останавливает Игоря. Предостережения становятся всё более и более суровыми: начинается гроза, воют дикие звери, пробуждается дух Див:

Природа предчувствует поражение Игоря и стремится посылать ему всё новые знаки, однако он слишком увлечён идеей добыть себе славы и золота:

Русь готова защитить своего сына, однако тот покидает её — и «из-за холма» Русская земля не может помочь Игорю.

Однако первая битва проходит очень успешно: войско половцев разбито, смелый Святославич побеждает противника и даже добывает себе хоругвь и серебряное копьё: большей награды ему и не требуется.

Земля опять высылает своему смелому сыну предостережение. Она будто советует Игорю возвратиться и напускает кровавые зори, сильные ветры. Разражается гроза, предупреждающая о поражении Игоря. Когда же войско смелого князя было разбито, земля, точно родная мать, тяжко переживала поражение. На Руси бушевала непогода, бились птицы, оглашая земли печальным криком, «поникли степи». «На Руси веселье полегло» — именно так характеризует автор «Слова…» то горе, которое обрушилось на государство.

Стоит отметить, что создатель «Слова…» отрекается от религиозно-аскетичного восприятия женщины, которая по религиозным канонам часто описывалась как носительница греха Евы. Ярославна же в «Слове…» выступает как носительница русских национальных женских черт, она становится подругой и верной спутницей, опорой собственного мужа — и именно это приближает её к пониманию сил природы, и потому Земля, к которой Ярославна обращается со своего рода языческой молитвой, прислушивается к искреннему плачу, внимает просьбам и мольбам, и помогает Игорю вернуться домой. Плач Ярославны — это не только один из первых женских образов в древнерусской литературе и великолепный поэтический образец, это ещё и собирательный образ всех русских жён, матерей, объединённых великою скорбью.

Природа сделала бегство Игоря незаметным, укрыла его от половцев. Когда же Русь оказалась совсем близко, природа вдруг умолкла — и только дятлы своим стуком помогли князю найти правильную дорогу. Соловьи же сопровождали Игоря пением, радуясь его скорому возвращению.

…Автор «Слова о полку Игореве» изображает Русь единым пространством, рисуя её необъятные просторы, широкие степи и леса, могучее спокойствие земли Русской. Несмотря на то, что в процессе повествования он несколько раз меняет локации, общая картина изображаемой земли остаётся цельной — в отличие от противоборства враждующих и ослабляющих Русь феодалов.

Кроме того, Русь изображена не только в географической, но и в исторической полноте, широте: недаром автор упоминает о веке Троянове, Олеговых походах — вплоть до похода Игоря. Создатель изображает Русь в прошлом — могучей великой державой. Ныне же это ослабленная страдающая Родина, спасти которую может только объединение — как это было в старину.

«Слово о полку Игореве» — это современное, реакционное произведение, полное патриотического пафоса. Как уже отмечалось выше, образ Русской земли в нём становится центральным — упоминания о Руси сопровождают каждый эпизод повествования. Помимо высочайшей поэтичности письма стоит отметить и глубокий философский смысл описаний природы, которые не только добавляют тексту художественности, но и являются авторским комментарием, через который создатель выражает отношение к происходящим событиям, глубоко сочувствует Родине, представляет Русь в образе матери, любящей и принимающей своих детей в любой ситуации, и проводит главную мысль — мысль о необходимости покончить с междоусобицами на Руси, чтобы вернуть ей былую мощь и силу.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью к своей земле, патриотизмом, желанием защитить и уберечь свою землю от любых нападений и потрясений.

Какими же характеристиками обладает русская земля в произведении «Слово о полку Игореве». Как мы сказали ранее, земле в этом произведении приписываются свойства и черты живого человека, земля – это не что-то эфемерное, а образ, стоящий в центре всего произведения.

Итак, во-первых, земля предстает в произведении, как что-то невероятно могущественное и сильное, ведь благодаря деятельности князей, правивших еще до нападения, она сохранила свою целостность и неуязвимость.

Также неоднократно говорится о благоприятности местоположения. Русская земля чрезвычайно богата природными ресурсами, она невероятно просторна и красива. Она самобытна и уникальна, со своими природными климатическими особенностями, животным миром и людьми.

Именно русская земля рождает таких честных и доблестных воинов, которые готовы пролить кровь за ее принадлежность русскому народу.

Большое значение имеет и то, что природа русской земли невероятно чувствительно. Неоднократно она предупреждала о плохих исходах битв и предвещала беду. В конце произведение именно природа помогает Игорю вернуться живым и невредимым.

Конечно, автор очень сопереживает нападениям на русскую землю, но, стоит отметить, именно через этот образ автор проводит главную мысль. Лишь сплоченность князей могла изменить ход истории, ведь в связи с нападениями на землю Святослав сказал свое слово и призвал к здравомыслию князей.

Князья, не задумываясь о главной цели – сохранении целостности и единстве, пустили на самотек все правление. Их волновали вопросы собственного благополучия и борьбы между собой, тогда как настоящий враг был внешним. Только единство и желание отстоять землю русскую могли способствовать победе над половцами.

Русская земля в произведении «Слово о полку Игореве» имеет колоссальное значение. Ее по праву можно назвать центральным образом. Когда читаешь это произведение, невольно сопереживаешь ей, с восхищением читаешь описание удивительной природы, удивляешься смелости и отваге русских воинов, которые готовы на все ради ее независимости.

9 класс кратко

Вариант 2

Есть множество произведений, будь то летописи, исторические хроники, мемуары, или что-то иное, что рассказывает нам о событиях прошедших лет. Что-то из них сохранилось до наших дней, что-то нет, а что-то было уничтожено намеренно, но как бы то ни было до наших дней дошло одно уникальное произведение, описывающие события, происходящие на территории нашей родины. Это летопись под названием “Слово о полку Игореве”, которая повествует потомкам о подвигах князя Игоря, о половецком нападении на Русь, и о богатырях того времени.

В произведении Русь описана как земля с большими людьми, которые наполнены искренними патриотическими чувствами. Эти люди жаждут славы для своей земли, они хотят получить от военных походов как можно больше, дабы прославить свою родину, из-за чего очень часто лезут в битву очень необдуманно и неаккуратно, вследствие чего потом приходится отвечать за последствия, как и вышло с половецким восстанием.

Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.

Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди,  которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.

Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто  его не обрабатывает.

Автор сравнивает пашню с погостом, где вместо жита только вороны. Именно в этом эпизоде видны читателю эмоции автора по этому поводу.

По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.

Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает  горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….

Автор Древней Руси мучительно и тревожно показывает ночь перед боем. Читая слова, мы представляем себе как непросто русичам….

Автор относится к Русской земле, как к живому существу. Он любит ее, жалеет ее; он – истинный патриот.

Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью  к Родине.

Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.

Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.

Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.

Если анализировать канву пейзажа далее, то видим, что она оплетает и людей, о которых идет речь в данном письменном памятнике.

Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.

Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.

Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….

Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.

Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.

Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Тема Родины в лирике Ахматовой↑ ДругиеТеплый хлеб Паустовского →

Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Матрены Корчагиной в поэме Кому на Руси жить хорошо

    Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе.

  • Система образов в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение

    С традиционной точки зрения автор произведения выстраивает систему образов персонажей в виде трех групп, которые символизируют прошлое, настоящее и будущее. При этом отличительной особенностью системы образов

  • Сочинение на тему Влияние искусства на человека ЕГЭ

    Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

  • Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души

    С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки

  • Сочинение Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души

    В десятой главе поэмы Мертвые души Н.В.Гоголь знакомит читателей с Повестью о капитане Копейкине. На первый взгляд может показаться, что она является чужеродным элементом в произведении

Опубликовано вкл 13.02.2013 — 22:08Автор: Кокухина Елизавета

«Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngsochinenie.docx 12.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение Кокухиной Елизаветы,

ученицы 9 класса МБОУ СОШ п.Головановский

Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Это произведение написано неизвестным  писателем в 12 веке. В «Слове» отражены события неудачного  похода Князя-Игоря на половцев в 1185 году. Князь Игорь Святославович с немногими силами, очертя голову, выступил против половцев, чтобы «поискать» себе «чести и славы», не договорившись с другими князьями, потерпел страшное поражение.

 от этого.

Рассказ о походе Игоря построен так, чтобы мы смогли увидеть и восхититься дерзкой смелостью князя, услышать мудрый голос правителя и задуматься о судьбе русской Земли и Русского народа. К единению князей призывает Святослав Киевский, который осуждает бездействие и раздоры всех князей.  Болью, чувством тревоги и заботой о родной земле пронизано «Золотое слово» Святослава Киевского. Героем  «Слова» является не только  князья, но весь русский народ, Русская земля. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает Родину как единое, огромное и живое существо. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: перед битвой с половцами кровавые зори свет поедают, черные тучи с моря идут, быть грому великому, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется, После поражения войска Игоря глубокая печаль идет по Руси. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, дождевые облака, утренний туман – все скорбит о случившемся. Также широки образы из плача Ярославны. Ярославна обращается  к ветру, лелеющему корабли, веющему под облаками, к солнцу, от которого всем тепло и прекрасно. Женские образы овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. В идейном замысле автора эти женские образы занимают очень важное место, подчеркивая мирное и созидательное начало, противостоящее войне и разрушению.

Необыкновенная чуткость к человеческому горю, большое и умное сердце автора «Слова» не могли не привлечь его к народному горю – к страданию русского населения.

Народность и гуманизм автора – это, в сущности, две стороны одного и того же, поэтому «Слово» живет и для нас, продолжает волновать нас до сих пор.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи. Русская земля для автора «Слова» — это, конечно, народ. Идеал автора – это могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» — это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

Рисуем осень: поле после сбора урожая

О чем поет Шотландская волынка?

Чайковский П.И. «Детский альбом»

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Шум и человек

Литература+103 года назадОтветы на вопрос | 13 года назад+10Компьютер имеет сетевой адрес 192.168.10.15 Запишите этот адрес в виде 4 двоичных чисел.Информатика3 года назад+10упр 6 рабочая тетрадь биболетова 9 классАнглийский язык3 года назад+10Летописная Основа «Слово о полку Игореве» кратко.Литература3 года назад+10Answer the questions, and then use your answer to write a short paragraph about your hobby. Tell your partner. 1) what is your hobby? 2) what does it involve? 3) how much time do you spend on it? 4) does it need any special equipment?Английский язык3 года назад+10Могут ли два компьютера А и Б принадлежать одной компьютерной сети,если компьютер А имеет сетевой адрес 192.168.0.20,а компьютер Б сетевой адрес 254.16.17.3? Информатика3 года назадИспользуемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/04/russkaja-zemlja-slovo-o-polku-igoreve.html
  • https://sochinyalka.ru/2017/10/obraz-russkoj-zemli-na-stranitsah-slova-o-polku-igoreve.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve-obraz-rusi
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/02/13/sochinenie-obraz-russkoy-zemli-v-slovo-o-polku-igoreve
  • https://gitun.com/q/6370

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт