Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

k-i-rudakov-arkadij-kirsanov.jpgАркадий Кирсанов является одним из центральных персонажей романа «Отцы и дети» Тургенева. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера героя, а также его отношений с Базаровым.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Отцы и дети»Краткая характеристика Аркадия КирсановаАркадий Николаевич Кирсанов – это молодой образованный дворянин, сын помещика Николая Петровича Кирсанова. Аркадию 23 года. Он только что окончил университет.  Молодой и неопытный Аркадий попадает под влияние хладнокровного нигилиста Евгения Базарова. Аркадий тоже «старается» быть нигилистом, следуя моде, но на самом деле в душе он является мягким, сентиментальным и великодушным человеком.Аркадий и Базаров оба влюбляются в Анну Сергеевну Одинцову, но та не отвечает им взаимностью. Со временем Аркадий влюбляется в младшую сестру Одинцовой – Катю. Встретив любовь, Аркадий отказывается от глупых идей нигилизма и становится самим собой. Он и его наставник-нигилист Базаров отдаляются, их дружба постепенно сходит на нет. 

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»

Аркадий Кирсанов является другом главного героя романа, нигилиста Евгения Базарова. В романе «Отцы и дети» описывается, как Аркадий, закончив университет в Петербурге, привозит своего друга Евгения на каникулы к себе в гости в имение, где живут его отец и дядя:

«Это некто Базаров, мой приятель.» (Аркадий о Базарове, глава XIV) 

«…дружба, которую я замечаю между вами и моим сыном, меня искренно радует.» (отец Базарова о дружбе Аркадия и Евгения Базарова, глава XXI) 

Аркадий Кирсанов является потомственным дворянином, сыном помещика Николая Петровича Кирсанова:

«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может…» (Базаров об Аркадии, глава XXVI)

Возраст Аркадия Кирсанова – 23 года:

«…недаром же мне и минул двадцать третий год…» (глава XXVI)

О внешности Аркадия известно следующее:

«Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата.» (встреча отца и сына, глава I)

«– Ничего, ничего, – твердил, умиленно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто.» (о шинели Аркадия, глава II)

«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» (глава III)

У него звонкий юношеский голос:

«…говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий…» (глава II)

Аркадий является молодым человеком, «молоденьким мальчиком», «птенцом»:

«А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич…»  (Одинцова об Аркадии, глава XXV)

«…так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» (глава III)

«Ах да! птенец этот!..» (Базаров об Аркадии, глава XXVII) 

Стесняясь своего возраста, Аркадий старается казаться более взрослым мужчиной:

«…он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком… <…> Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы…» (глава IV)

Аркадий –  образованный человек, он окончил университет в Петербурге:

«В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге…» (об отце Аркадия, глава I)

«…сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата*…» (глава I) 

(*кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен», первая ученая степень)

«…я и не богат…» (Аркадий о себе, глава XXVI) 

«Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное…» (глава XXVI)

Судя по всему, Аркадий является веселым, жизнерадостным человеком:

«…весело отвечая на отцовские ласки…» (глава II)

«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» (глава III) 

Аркадий является умным молодым человеком, по мнению Одинцовой:

«Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен…» (глава XXV)

Судя по всему, Аркадий является ленивым человеком. Закончив университет, он не находит себе особых занятий или целей в жизни и ничем не занимается (сибаритствует) в отличие от своего трудолюбивого друга Базарова:

«Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь…» (глава XIII) 

«…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…» (глава X)

Он является робким молодым человеком:

«Ты робеешь, мало на себя надеешься…»(глава XXI) 

 «…Аркадий ощущал на сердце некоторую робость…» (глава XIV) 

«…он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод…» (глава XVII) 

«…он почувствовал невольную робость…» (глава XXI) 

«…робость овладевала им…» (глава XXII)

Аркадий – невинный, целомудренный молодой человек, по мнению Базарова. Целомудренному Аркадию не нравится, когда Базаров прямо обсуждает женское тело, в частности красивое тело Анны Одинцовой:

«Вот еще! Какой невинный!..» (Базаров о нем, глава XIV)  

«– Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр. 

– Перестань, ради бога, Евгений! это ни на что не похоже. 

– Ну, не сердись, неженка. Сказано – первый сорт.» (глава XV) 

Аркадий является славным, но мягким человеком, по мнению Базарова:

«Ты славный малый; но ты все-таки мякенький…»(глава XXVI)

Аркадий – человек с нежной душой, «неженка» и «размазня», по мнению Базарова:

«Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» (глава XXI) 

«Ну, не сердись, неженка…» (глава XV)

Аркадий является «ручным» существом в отличие от его «хищного» друга Базарова, по мнению Кати Локтевой:

«– Как вам сказать… Он хищный, а мы с вами ручные. 

– И я ручной?  

Катя кивнула головой.» (глава XXV) 

Аркадий является эмоциональным человеком, но, объявив себя нигилистом, он пытается казаться хладнокровным и старается скрывать свои чувства:

«Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!..» (глава XI)  

Он способен плакать, когда его переполняют чувства:

«Он чувствовал, что слезы приступали к его глазам…» (глава XVII)

«..«Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза…» (глава XIX)

«…Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз…» (глава XXVI)

Он является великодушным человеком:

«…я сам пойду к ней, – воскликнул Аркадий с новым приливом великодушных чувств…» (глава V) 

«Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!..» (глава IX)

Он старается быть справедливым человеком:

«Надо быть справедливым, Евгений…» (глава VI) 

«Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий…» (глава XXI)

Аркадий Кирсанов считает себя развитым молодым человеком со свободными взглядами:

«Перестань, пожалуйста, – повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.» (глава III)

Он придерживается модных, либеральных взглядов на крепостное право. За это Базаров называет его «мякеньким, либеральным баричем»:

«…но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» (Базаров о нем, глава XXVI)

Аркадий Кирсанов любит природу, но, вступив в ряды нигилистов, он скрывает любовь к природе как что-то неприличное нигилисту:

«Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!..» (глава III) 

«…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом…» (глава XVII)

Также он любит музыку. В частности он любит классическую музыку, Моцарта:

«А ты, Катя, – прибавила она, – сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку…» (Одинцова об Аркадии, глава XVI)

«…Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней…» (глава XVI) 

«– Вы какую музыку больше любите? – повторила Катя, не переменяя положения. 

Классическую, – тем же голосом ответил Аркадий. 

– Моцарта любите? 

Моцарта люблю.» (глава XVI)

При этом Аркадий плохо танцует:

«Танцую, только плохо…» (Аркадий о себе, глава XII) 

«…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…»

Аркадий любит красиво говорить, что не очень нравится его другу Базарову:

«О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво…» (глава XXI)

«Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь…» (Аркадию нравится, что Катя не упрекает его за его красивые выражения, глава XXV)

Аркадий уважает и любит своего отца Николая Петровича Кирсанова. Молодой человек не осуждает своего отца-дворянина за то, что тот состоит в отношениях с крестьянкой Фенечкой (дворяне старались не афишировать такие межклассовые отношения). Напротив, молодой человек поддерживает выбор отца. По мнению Аркадия, отец должен жениться на Фенечке, так как у них есть общий ребенок:

«Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор…» (Аркадий – отцу, глава V)  

«…Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку…»  (глава V) 

«– Я не с этой точки зрения почитаю отца неправым; я нахожу, что он должен бы жениться на ней. 

– Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал.» (глава IX)

Аркадий очень дорожит дружбой своего старшего товарища Евгения Базарова (в начале романа):

«– Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой.

– Ты недавно с ним познакомился?

– Недавно.» (Аркадий и отец, глава III)

Молодой и неопытный «мальчишка» Аркадий Кирсанов попадает под влияние своего старшего друга Базарова и перенимает от него идеи нигилизма, которые на самом деле ему чужды. Павел Петрович Кирсанов считает, что Базаров просто вбил неопытному Аркадию свои идеи, в которые тот слепо верит: 

«– Сестра находилась тогда под его влиянием, так же, как и вы. 

– Как и я! Разве вы замечаете, что я уже освободился из-под его влияния? (Катя и Аркадий о влиянии Базарова на самого Аркадия и на Анну Одинцову, XXV)  

«Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек!» (Павел Петрович о влиянии Базарова на Аркадия, глава X) 

«Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан…» (Павел Петрович о Базарове, глава X) 

Аркадий называет себя нигилистом, как и его друг Базаров, но на самом деле он далек от нигилизма и по сути просто подражает Базарову:

«Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий…» (глава X)  

Он восхищается, благоговеет перед своим «учителем» Базаровым (в начале романа):

«…Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся…» (глава IX) 

«Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)…» (глава X)

Он старается вести себя так же развязно, как и Базаров:

«Я нахожу, что Аркадий s’est degourdi*…» (Павел Петрович о нем, глава IV) (*стал развязнее (франц.)) 

«…с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино…» (глава IV)

Вскоре Аркадий и Базаров оба влюбляются в Анну Одинцову, но та не отвечает им обоим взаимностью. При этом Одинцова предпочитает общаться с более взрослым Базаровым, а не с молодым Аркадием:

«…а Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей; оно даже помогло ему войти с нею в ласковые, приятельские отношения.» (глава XVII) 

«– Вы говорите, он избегал вас, – произнес он с холодною усмешкой, – но, вероятно, для вас не осталось тайной, что он был в вас влюблен? 

– Как? и он? – сорвалось у Анны Сергеевны. 

– И он, – повторил Базаров с смиренным поклоном.» (Базаров и Одинцова, глава XXV)

Влюбленный Аркадий робеет и теряется в присутствии Анны Одинцовой. Та, в свою очередь, тоже не знает, о чем с ним говорить. В то же время Аркадий чувствует себя хорошо только в компании с ее младшей сестрой Катей:

«В присутствии Анны Сергеевны они не разговаривали между собою: Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры, а Аркадий, как оно и следует влюбленному человеку, вблизи своего предмета уже не мог обращать внимание ни на что другое; но хорошо ему было с одной Катей. Он чувствовал, что не в силах занять Одинцову; он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод.» (глава XVII)

Со временем Аркадий влюбляется в Катю. Базаров тем временем тяжело переживает свою безответную любовь к Одинцовой. Погрузившись в свои любовные переживания, Аркадий и Базаров отдаляются друг от друга, в итоге их дружба прекращается сама собой: 

«Почти постоянное разъединение наших приятелей не осталось без последствий: отношения между ними стали меняться. Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его…» (глава XVII)

Любовь к Кате помогает Аркадию «раскрыть глаза» и лучше понять себя. Он отказывается от глупых идей нигилизма и становится самим собой. Аркадий признается, что, играя в нигилиста, он выглядел заносчивым мальчишкой, но теперь его жизненные идеалы куда ближе к реальной жизни, чем странные идеалы нигилизма:

«– Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким я сюда приехал, – продолжал Аркадий, – недаром же мне и минул двадцать третий год; я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам… Глаза мои недавно раскрылись благодаря одному чувству…» (глава XXVI) 

Вскоре Аркадий делает Кате предложение, влюбленные женятся: 

«Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…» (глава XXVIII)

Женившись, Аркадий начинает интересоваться делами своего имения, его привлекает сельскохозяйственная, агрономическая деятельность:

«…небогатый край этот… нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…»  (глава III)

«Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…» (глава XXII)

Это был цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева: описание внешности, личности и характера героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»

История персонажа

Иван Сергеевич Тургенев, написавший роман «Отцы и дети», создал весомое произведение для своей эпохи. Он освещал противостояние двух поколений, сравнивая представителей двух семей и их образ жизни. Тургенев сопоставляет нигилизм и привычные для российского дворянства жизненные принципы. Образ Аркадия Кирсанова помогает ярче продемонстрировать разницу в стремлениях главных героев повествования.

История происхождения

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году и оказался крайне актуальным для современников Тургенева. Он победил царящие в обществе предрассудки и произвел взрывной эффект среди критиков. Описывая взгляды на жизнь молодых и взрослых героев, писатель показывал тонкую грань между двумя поколениями и проблемы взаимопонимания, возникающие между «отцами» и «детьми».

02-emqn0hj.jpg
Иван Тургенев

Для Тургенева нет отрицательных и положительных героев. Отношение автора к взглядам персонажей читается поверх описываемых событий. Его больше волнует моральная подоплека конфликта и анализ того, каким образом действующие лица демонстрируют свою точку зрения. Политическая позиция Базарова и Кирсановых – основополагающая категория для сравнения в романе. Дворянство, к которому принадлежат Аркадий Кирсанов, его отец и дядя, не принимает революционных идей, символизирующих начало новой эпохи.

Аркадий Кирсанов – персонаж, благодаря которому действие обретает динамику. Сюжет романа выстраивается вокруг него, он олицетворяет дух противоречия.

Образ и характер

Аркадий Кирсанов

Недавний выпускник петербургского университета, дворянин, чей возраст едва превышает 23 года, Аркадий Кирсанов возвращается в родные пенаты. Там его ждут отец, Николай Петрович Кирсанов – весельчак и добродушный помещик, лояльный к новомодным веяниям среди молодежи, и дядя Павел Петрович Кирсанов – либерал и франт, чья история жизни весьма непроста.

Аркадий в представлении автора – светлая душа, не испорченная обществом. Он скромен и сентиментален, жизнерадостностью пошел в отца, располагает хорошим воспитанием и образованием. Эмоциональный и сентиментальный молодой человек принимает происходящие события близко к сердцу. Как и отец, любит заниматься делами имения и не благоволит конфликтам. Его тонкая душевная организация проявляется в любви к музыке и природе.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Для Аркадия Кирсанова семья имеет большое значение. Базарова, который принадлежал к сословию разночинцев, юный помещик воспринимал как ее часть. Приятель, чье происхождение не было проблемой для Кирсанова, стал его гостем. Нигилист и революционер активно пропагандировал свои идеи, пытаясь заразить друга энтузиазмом. Аркадий становится последователем Базарова, хотя позиция старшего товарища не всегда близка молодому человеку.

Видя, как резко высказывается друг в присутствие его родственников, Кирсанов-младший перестает поддерживать недавнего наставника. Политика не обсуждается в доме Кирсановых, и регулярно поднимающий эту тему Базаров становится раздражителем в условиях привычных устоев поместья.

Счастье для Аркадия Кирсанова заключается не в противостоянии политическому режиму ради воцарения новых лидеров и законов, а в простом семейном счастье. Он находит свою тихую гавань в союзе с сестрой Анны Одинцовой, в которую был влюблен Базаров. Дальнейшая судьба Кирсанова предрешена: уютный домашний очаг, любимый сын и отцовское поместье были предметом его интереса.

Анна Одинцова

Поначалу кажущийся идеальным соратником для нигилиста, Аркадий оказывается мнимым последователем, для которого теория Базарова – увлечение юности. Судьба уготовила герою более скромное предназначение, с которым он готов смириться ради собственного спокойствия и удовлетворения. С возрастом он становится все ближе к отцу, и полезный Базарову юнец-помощник превращается в провинциального помещика с простым и предсказуемым кругом интересов.

«Отцы и дети»

Концепция героя в лице Кирсанова-младшего интересна: Тургенев описывает Аркадия как промежуточный персонаж между радикально настроенным Базаровым и приверженцем консервативных взглядов Павлом Кирсановым. Эпоха, сформировавшая его личность, совместила интересы двух поколений. Герой не противостоит основам своего воспитания в угоду нигилизму. В силу юного возраста ему кажутся интересными романтические революционные идеи, что характерно для представителей каждого нового поколения.

Евгений Базаров

Базаров стремился перевоспитать друга, чья характеристика казалась ему чересчур положительной для нигилизма. Привлекательная внешность персонажа соседствует с массой позитивных черт характера, делающих его «мягкотелым» в глазах наставника. Мягкосердечие Аркадия чуждо Базарову. Поэтический духовный склад приятеля, его мечтательность и чуткость вызывают у нигилиста порицание.

Под влиянием Базарова Кирсанов пытается отказаться от собственных идеалов, но его натура оказывается сильнее предлагаемых ориентиров. Аркадий, казавшийся тенью своего «учителя», отправляется в самостоятельное плавание. Обаяние нигилиста становится слабее, а навязываемые идеи уже не кажутся столь реальными, потому что юноша понимает, что слишком слаб для участия в деятельности во имя революции. Он просто не в состоянии играть принятую роль.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов

Приверженец семейных традиций, Кирсанов полностью противопоставлен Базарову в зрелом возрасте. История героя, считающего себя «бобылем» и готового положить собственную жизнь на алтарь общественных убеждений, не связана с тем, кто объективно оценивает перспективы деятельности в масштабах провинциальной жизни. Мягкий и ведомый Кирсанов в состоянии вводить изменения в жизнь простого люда, будучи близким к нему, а не вещая с баррикад, подобно другу.

Перевоспитание юноши не представляется возможным, и влияние Базарова ослабевает. Расставаясь с приятелем, Аркадий прощает ему резкие слова и упреки. В финале повествования оказывается, что Базаров не изменил в жизни Кирсанова ничего и не сумел повлиять на мировоззрение помещика.

Экранизации

Роман «Отцы и дети» был экранизирован пять раз. Первый фильм по произведению Ивана Сергеевича Тургенева вышел на экраны в 1915 году в постановке Вячеслава Висковского. Ф. Морской впервые воплотил образ Аркадия Кирсанова на киноэкране.

Эдуард Марцевич в роли Аркадия Кирсанова

В 1958 году в ленте Адольфа Бергункера и Натальи Рашевской в этой роли испытал себя Эдуард Марцевич.

Телеспектакль 1974 года, сыгранный артистами Государственного академического Малого театра СССР, до сих пор транслируют по телевидению, знакомя публику с режиссерской работой Алексея Симонова и Алины Казьминой. На роль Аркадия Кирсанова в постановке был назначен Юрий Васильев.

Актер Александр Ратников

Вячеслав Никифоров, постановщик кинокартины «Отцы и дети» 1983 года, пригласил юного Владимира Конкина для работы над образом Кирсанова.

Современный фильм 2008 года Авдотьи Смирновой познакомил публику с интерпретацией образа Александром Ратниковым.

(3)

Как показывает уже само название романа, речь в нём пойдёт о двух разных поколениях. Однако между словами «отцы», «дети» не стоит слово «против». Союз «и» в названии играет огромную роль, так как он указывает, по-моему, на отсутствие конфликта между родителями и детьми и даже на огромную любовь между ними. В романе выступают две пары отношений отцов и детей: Базарова с родителями и Аркадия с отцом. Хотя они разные, любовь в них огромная.

А когда приехал … «Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками. Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запылённой и загорелой щеке молодого кандидата». Видно, что и Аркадий очень любит своего отца: «Дай же отряхнуться, папаша», — говорит он, «весело отвечая на отцовские ласки». Безгранично проявление отцовской любви: «Ничего, ничего, — твердил, умилённо улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели < … > он словно потерялся немного, словно робел».

Об отце Аркадий говорит с отцовской поэзией: «Отец у меня золотой человек». Мы знаем, что Базаров тоже любит своих родителей, однако он, в отличие от Аркадия, никогда не произнесёт слова ласкательного громко.

Родители Базарова сдерживаются, чтобы не показать очень сильно своих чувств, потому что они знают, что Базаров не любит этого («он враг всех излияниЙ»). Они боятся того, что могут ему надоесть и он вновь надолго уедет. Однако их большую любовь к сыну невозможно скрыть. Да и сам Базаров не таится перед Аркадием, когда тот спрашивает: «Ты их любишь, Евгений?» — «Люблю, Аркадий!»

Хотя Базаров про своих родителей говорит с мелкой иронией («презабавный старикашка и добрейший» — об отце, «Она у меня без хитpocти. Обед нам, посмотри, какой задаст» — о матери), всё равно эти слова добрые, они произнесены с большим сердечным смыслом.

Отец Базарова, зная своего сына, тоже говорит при встрече с ним с лёгкой иронией: «Почеломкаемся». Однако в глубине души он счастлив в полном смысле слова не менее чувствительного Николая Петровича. При встрече Енюши он «продолжал курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами», «глубоко дышал и щурился пуще прежнего».

Когда Василий Иванович разговаривает с Аркадием и тот рассказывает про Базарова «с большим жаром, с большим увлечением», отец говорит: «Вы меня совершенно осчастливили < … > я должен вам сказать, что я … боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать! но я не смею при нём выказывать свои чувства, потому что он этого не любит».

При этом он не перестаёт улыбаться и целует от избытка благодарности друга сына в плечо. Матери Базарова, так как она женщина, тяжелее сдерживать чувства перед суровым сыном. Когда только Базаров приехал, «она ахнула < … > Пухлые её ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и всё замолкло. Только слышались её прерывистые всхлипыванья».

Любовь Николая Петровича. Любовь старичков Базаровых. Два разные вида любви, одновременно очень похожие в том, что они велики. Любовь родителей к детям огромна. Но при этом и сыновняя любовь к отцам так же безмерна. Даже Базаров, который не видит смысла в высказывании чувств, делает признание Аркадию. Его заставляет сделать это родительская любовь.

Меню статьи:

История жизни

Аркадий Кирсанов принадлежит к дворянскому сословию. Его мать умерла рано, и воспитанием сына занимался отец – Николай Петрович, который старался не просто быть родителем, но и стать другом своему сыну. Повзрослев, Аркадий приступает к обучению в университете. Сначала отец его проживал в городе вместе с сыном (три зимы) – глубокая привязанность к своему чаду не позволила ему легко расстаться с единственным ребенком. Затем Кирсанов-старший вернулся в родовое имение. Аркадий же успешно продолжил свое обучение. В это время он познакомился с Евгением Базаровым – студентом-медиком, сыном военного врача и дворянки.

Дорогие читатели! В этой публикации вы можете узнать о значении собаки Му-му в жизни Герасима. Грустную повесть “Му-му”, обличающую человеческую жестокость, написал Иван Тургенев.

Нигилистическая позиция своего нового друга становится важным элементом в жизни Аркадия, а привязанность и восхищение Евгением неустанно возрастает. Аркадий приезжает в свое родовое имение вместе с Евгением. Николай Петрович и его родной брат Павел Петрович радушно принимают приезжих, хотя Базаров у стариков и не вызывает такого восхищения как у Аркадия.

Со временем молодые люди знакомятся с Анной Одинцовой и оба влюбляются в эту женщину. Анна же оказывает знаки внимания Евгению, игнорируя Аркадия, к которому относится как к брату, чем вызывает его ревность и обиду на друга. Дальнейшее развитие отношений позволяет Аркадию осознать свою романтическую суть и абсурдность нигилизма.

Евгений же, пребывая в доме Кирсановых, оказывает знаки внимания гражданской жене Николая Кирсанова, Фене, чем вызывает приступ ярости со стороны Павла Петровича – дело заканчивается дуэлью, на которой Павел Петрович был ранен. Об этом событии Аркадий узнает из уст самого Евгения в Никольском, куда поехал, чтобы повидать Катю. После этого случая происходит окончательное разногласие между Евгением и Аркадием – дружба молодых людей сходит на «нет».

Характеристика личности

Аркадий Кирсанов обладает веселым, «детским» нравом. Он жизнерадостен и воспринимает жизнь как полную ярких красок. Как и большинство молодых людей, Аркадий хочет казаться взрослым. Время от времени он испытывает неловкость из-за того, что еще не обрел «навыков взрослой жизни». Аркадий осознает, что он уже вышел из детского возраста и не может вести себя подобно ребенку, но в то же время испытывает дискомфорт. Так, например, Аркадий «без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».

В начале романа читатель встречается с бездеятельным Аркадием – Кирсанов ничем не занимается и, если хорошо разобраться, бесцельно проводит свое время. Однако ситуация после размолвки с Базаровым и женитьбы на Кате существенно меняется – он начинает активно вникать в дела родового поместья и обучаться основам ведения хозяйства. «Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности».

Аркадию нравится музыка, особенно классическая, например, Моцарт. Кирсанов питает слабость к красноречию, чем особенно огорчает своего друга Евгения, который считает умение говорить красиво больше недостатком, чем достоянием.

Особую прелесть Аркадий находит в лицезрении природы. Аркадий способен замечать малейшие ее изменения, восхищаться ею.

Evgenij-Bazarov.-Povest-Ivana-Sergeevicha-Turgeneva-Otcy-i-deti.jpg

Аркадий обладает миролюбивым характером, он полон нежности и чувствительности. Он может легко растрогаться и даже прослезиться. Кирсанов старается скрыть от окружающих такую свою суть, так как боится осуждения. Однако создать иллюзию до конца у него не получается. Базаров замечает проявления эмоциональности со стороны Аркадия, и в ссоре упрекает Кирсанова в этом: «Ты нежная душа, размазня».

Аркадий не способен на ненависть или злость по отношению к другим, он с готовностью прощает окружающим любые обиды, что, по мнению Евгения, плохо, ведь именно злость и ненависть является сильными чувствами, в то время как нежность и ласка относятся к слабым.

Взаимоотношения Базарова и Кирсанова

Долгое время Евгений Базаров был кумиром молодого аристократа. Сложно сказать, как именно удалось Евгению расположить к себе Кирсанова и добиться, хоть и не преднамеренно, такой привязанности. Вполне вероятно, что виной этому было исключительное любопытство, образованность и нестандартность Евгения.

Базаров был очень не похож на других людей – он удачно балансировал между аристократизмом и невежеством, чем привлекал всеобщее внимание.

Общение Аркадия с Евгением перерастает в дружбу, по крайней мере со стороны Аркадия. Кирсанов старается подражать своему «учителю», копировать его развязность и жизненную позицию. Однако на самом деле, Аркадий не ощущает душевного родства с идеями нигилизма – для Кирсанова это всего лишь увлечение: «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Evgenij-Bazarov.-Roman-Turgeneva-Otcy-i-deti.jpg

Евгений же вряд ли столь искренне дорожит дружбой с Кирсановым – в целом он человек, который легко прощается с людьми, поэтому говорить об истинной дружбе в этом случае крайне сложно.

Отношения с Катей

На балу Аркадий Кирсанов знакомится с Анной Одинцовой и влюбляется в эту женщину с первого взгляда. На фоне всех присутствующих она выглядит очень необычной и в некой мере таинственной.

Аркадий вместе с Евгением наносят женщине визит в гостинице, где получают приглашение в поместье Одинцовой. Аркадий не упускает возможности посетить Никольское, к тому же Евгений подстрекает Аркадия для совершения этого поступка, ведь он сам влюбляется в Анну.

Evgenij-Bazarov.-Roman-Ivana-Turgeneva-Otcy-i-deti.png

В Никольском обстоятельства оборачиваются так, что Анну больше интересует Евгений, а Аркадий, несмотря ни на что, остается не у дел. Ему не остается больше ничего как общаться с младшей сестрой Одинцовой – Катей Локтевой. Поначалу, это общение тяготит Аркадия – он все еще влюблен в Анну и ему кажется такое пренебрежение несправедливостью. Однако со временем Аркадий все больше и больше увлекается Катей. Он осознает, что это человек, который приятен ему не только внешне, но и духовно.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой отца Базарова в произведении И. Тургенева “Отцы и дети”.

В дальнейшем симпатия Аркадия перерастает в пылкое чувство любви – Кирсанов делает Кате предложение и получает согласие.

Отношения с родственниками

В большинстве случаев между родителями и детьми происходит коммуникативный конфликт, который значительно усложняет процесс взаимодействия представителей различных поколений. Однако в отношениях Аркадия Кирсанова и Николая Кирсанова этого не происходит.

Между отцом и сыном сохраняются доверительные, дружеские отношения. Николай Петрович, будучи человеком романтическим и в некоторой мере сентиментальным испытывает по отношению к сыну не просто чувство долга, но и глубокую привязанность. Для него приезд сына – значительное событие.

Николай Петрович в нетерпении проводит время, ожидая сына на станции, а при встрече долго обнимается с ним. Такое проявление нежности хоть немного и смутило Аркадия (скорее всего потому, что свидетелем этой нежности был Евгений, который считал нежность и любовь – в любом ее понимании – вздором), но все же не было ему неприятно. Такое восприятие может свидетельствовать о том, что подобные отношения между сыном и отцом не были новшеством.

Со своим дядей Аркадий ведет немного сдержаннее, хотя тоже не стесняется проявлять эмоции. Отношения Аркадия с отцом и дядей построены на взаимопонимании и уважении, в них отсутствует страх и авторитарность, которые порой возникают между родителями и детьми.

Аркадий с радостью принимает известие о наличии у него маленького братика и хорошо принимает его мать – Феню, невзирая на то, что она не аристократка по происхождению.

Аркадий придает существенно значение браку и семье. Он, вместе с дядей, убеждает отца в необходимости сыграть свадьбу с Феней.

Таким образом, Аркадий Кирсанов является милым и добрым молодым человеком. Он дружелюбен по своей натуре и в первую очередь пытается найти в человеке положительные качества. Его робость, стеснительность и неуверенность в себе играет молодому человеку плохую службу. Однако в критических ситуациях Кирсанов находит в себе силы, чтобы преодолеть эти свои недостатки, что делает этот образ еще более симпатичным.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-arkadij-kirsanov-obraz.html
  • https://24smi.org/person/4264-arkadii-kirsanov.html
  • https://info-shkola.ru/kirsanov-i-ego-roditeli-v-romane-otcy-i-deti/
  • https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-arkadij-kirsanov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт