«Обелиск» — краткое содержание повести В. В. Быкова

Содержание

Василь Быков — белорусский писатель, автор героического произведения «Обелиск», краткое содержание которого здесь представлено. Повесть была написана в 1971 году. За нее, а также за произведение «Дожить до рассвета», автор был удостоен высокой государственной награды. Краткое содержание рассказа «Обелиск» Быкова нужно читать после знакомства с главными действующими лицами.

Основные персонажи

Василий Быков в повести «Обелиск» задействовал минимум персонажей:

Рассказчик – от его имени ведется повествование. Имя его не указывается автором. Журналист.

  • Мороз Алесь Иванович – сельский учитель в годы войны. Честный человек, преданный своему делу и детям. Позже был повешен немцами во время оккупации Белоруссии.
  • Ткачук Тимофей Титович – руководитель отдела образования, бывший педагог. Во время войны был партизаном, а ныне – пенсионер.
  • Миклашевич Павел Иванович – воспитанник Мороза. Благодаря своему учителю остался в живых.
  • Бородич Коля – самый старший из воспитанников Мороза.

Очень краткий пересказ

«Обелиск» Быкова, краткое содержание его повести, следует начать с того момента, когда рассказчик, местный журналист, узнает о смерти своего знакомого – скромного сельского учителя Павла Миклашевича из небольшой деревни Сельцо. Это застает журналиста врасплох – он давно собирался к нему приехать.

Тот торопится на похороны. Приехав в деревеньку, он попадает на поминки, где собравшиеся очень тепло вспоминают об ушедшем товарище. Слово берет Ткачук, который предлагает вспомнить не только Миклашевича, но и его учителя по фамилии Мороз. Его не поддерживают и он собирается ехать в город. Рассказчик тоже понимает, что задерживаться далее нет смысла и составляет ему компанию. Они шли по дороге и ждали попутной машины. Журналист попросил Ткачука рассказать ему о Морозе.

Тот охотно делится воспоминаниями. Мороз был не только прекрасным педагогом, но и всегда оставался другом и защитником для своих учеников. Он доносил знания, однако считал не менее важным вырастить из них достойных людей.

Началась война. Мороз не оставил своей работы и детей, несмотря на то что их селение захватили немцы. Ткачук вступил в ряды партизан, а учитель приглядывал за детьми и помогал партизанскому движению. Многие жители деревни стали переходит на сторону немцев, становясь полицаями.

Один из них заподозрил Мороза в пособничестве партизанам и устроил в доме, где была школа, обыск. Найти полицаям ничего не удалось, допросы тоже не дали результатов. Ученики Мороза не могли простить обиды и решили отомстить. Они договорились повредить опоры моста, по которому должны были проехать немцы и полицаи. Их план сработал, но кое-кто из выживших смог опознал мальчишек.

Ночью схватили всех причастных к происшествию мальчишек. Через некоторое время партизанам пришло сообщение о том, что немцы готовы обменять ребят на их учителя. В случае отказа мальчиков повесят. Мороз, не раздумывая, сдается, однако его учеников не отпускают. Во время их перевозки он помогает сбежать одному из своих учеников – Миклашевичу, остальных вешают.

Прошло время, и подвиг Мороза, который ценой своей жизни спас учеников, стал забываться. Многие стали говорить о том, что учитель – трус, который сдался немцам добровольно.

Вот о чем хотел напомнить Ткачук на поминках Миклошевича, однако он не был услышанным.

Краткое содержание

Далее последует краткое содержание повести, не распределенное по главам. Краткий пересказ, как и само произведение, нужно начать с того, что один местный журналист совершенно случайно от знакомого узнает, что в деревне Сельцо умер молодой учитель, 36 лет, Павел Миклошевич. Для журналиста это было неприятным известием. Он был немного знаком с ним. Когда-то Павел попросил журналиста помочь ему разобраться в одной истории, которая случилась в годы войны. Тот обещал приехать и выслушать учителя, но так и не выбрал время.

Теперь худая фигура Миклошевича, его лицо в морщинах, как у пожилого человека, его ясный прямой взгляд предстали перед журналистом. Он остановил попутный грузовик и выехал в Сельцо на похороны учителя. Пока его трясло в машине, он вспоминал, как познакомился с Павлом.

Всем было известно, что в годы войны его имя было каким-то образом связано с партизанами и некоторых его одноклассников убили фашисты. В свое время Миклошевич похлопотал, чтобы его товарищам поставили памятник. Затем он занимался историей партизанского движения в Белоруссии. Тогда они и познакомились, а Павел попросил его распутать одно дело. Увы, этому не суждено было случиться.

Когда грузовик доехал до обелиска, журналист попросил остановиться. В стороне белело здание школы. Подъехавший местный зоотехник с ящиком водки сообщил ему, что поминки собрали в учительском доме.

Журналист зашел в помещение, ему освободили место рядом с пожилым ветераном и налили стопку. Слово взял заведующий районо. Он долго говорил о том, какой Павел был коммунист, ответственный работник, активист. Его слова не понравились ветерану. Он возмутился, что речь об этом не должна идти на поминках Миклошевича. Вспоминая его, обязательно нужно вспомнить и Мороза, ведь эти имена так тесно переплетены.

Речь шла о чем-то таком, о чем не имел представление журналист. Он познакомился с ветераном. Тимофей Титович Ткачук, ранее работавший в этом селе, теперь проживал в городе. Оставшись непонятым, он отправился к выходу, журналист последовал за ним.

Они шли по направлению к городу, надеясь поймать попутку. Ткачук рассказал, как он познакомился с покойным.

Их знакомство состоялось до войны, когда Ткачук работал заведующим образования. В его обязанности входило обустройство и образование школ. В Сельце, в бывшей усадьбе одного пана, Мороз открыл школу на четыре класса. Слухи о методах преподавания ходили разные, Ткачук как-то решил сам все проверить.

Приехав на место, увидел школьный двор полный ребят. Там во всю кипела работа – мальчики вместе с учителем заготавливали дрова. Ткачук выяснил, что многие ребята ранее обучались в польской школе, до того момента, как Западная Белоруссия присоединилась к Белорусской ССР. С грамматикой у них не все в порядке. Но Мороз Алесь Иванович считал, что не это главное. Он мечтал воспитать в детях не послушных отличников, а умных, думающих людей.

Ткачук проникся его идеей, ведь Мороз делал это на личном примере. Он прививал им доброту, нравственность, позволяя ухаживать за больными животными и птицами.

Однажды Ткачук заехал в школу поздним зимним вечером. Алеся Ивановича не было на месте – мальчик, открывший дверь, сообщил, что учитель ушел провожать домой девочек-близняшек, поскольку те живут далеко. Это входило в обязанности старшего воспитанника – Коли Бородича, но сегодня его на занятиях не было. А мальчик, который обитал у Мороза, был Миклошевичем. Дома он жить не мог, так как его сильно бил отец.

Война заставила всех поменять свой жизненный уклад. В самые первые дни войны фашисты уже были в селе. Советских солдат не было видно, а многие жители селения не только не стали оказывать сопротивления немцам, но и перешли на их сторону.

Ткачук с некоторыми учителями ушли к партизанам. Мороз даже при фашистах не бросил своих ребят и продолжал преподавать, поскольку немцы дали ему разрешение. Среди партизан и сельчан прошел слух, что Алесь Иванович тоже на стороне противника, раз ему не запретили работать. Прокурор района требовал репрессировать предателя.

Однако в итоге Ткачук вместе с прокурором побеседовали с ним и поняли, что тот продолжает учить ребят по утвержденной программе, а не немецкому языку, как говорили в селе. По просьбе партизан, Мороз стал доносить им некоторые сведения относительно намерений врага.

Вскоре в школе по наводке одного из полицаев прошел обыск. Проверке подверглись даже детские сумки, допросили учителя, однако ничего не обнаружили. Мальчики задумали отомстить полицаям. По предложению Коли Бородича они подпилили небольшой мост, через который должны были ехать полицаи. Их план удался – машина улетела под мост. Кое-кто из выживших заметил ребят, и их схватили. Морозу донесли, что идут и за ним, поэтому ему пришлось сбежать к партизанам.

Через какое-то время связной партизан донес, что немцы требуют Мороза, иначе повесят всех ребят. Алесь Иванович собрался идти, хотя Ткачук его не пускал – ведь ясно же, что мальчишек не отпустят! Знал это и Мороз, но отправился к немцам.

bykov_obelisk_01.jpg
Мороз знал, что ребят не отпустят, но пришел к немцам

Ребят долго истязали, но они молчали. Бородич сдался первым. Он взял всю вину на себя. Тут появился Мороз. Как вспоминал потом Миклашевич, их вели связанными, не позволяли разговаривать между собой. Они шли, глядя на родные места, и их брала тоска. Они дошли до мосточка, и Мороз тихо сказал Павлу, чтобы тот убегал, как только тот крикнет.

Миклошевич так и сделал. Но его догнал полицаи и избили, бросили в канаву. Мороза и остальных повесили спустя несколько дней на Пасху.

Когда немцев выбили из села, перебирали документы и относительно Мороза написали, что тот попал в плен. Далее разбираться никто не захотел. Подробности были восстановлены только благодаря Миклошевичу. Но здоровье у него так не выправилось, ведь в ту ночь его серьезно ранили в грудь, и он долго пролежал в сырой канаве. Он пытался лечиться от туберкулеза, но болезнь оказалась сильнее. Война сумела догнать его уже в мирное время, однако истину он успел доказать.

Основная идея рассказа

«Обелиск» Быкова – настоящая героическая повесть о военном времени. Автор затронул не простую для многих тему – человеческие взаимоотношения в сложные времена. Он показал, как по-разному действуют люди в период опасности, в тяжелых ситуациях, показывая свое истинное лицо.

Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, из которых и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Обелиска» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Алесь Иванович Морозсельский учитель, честный, справедливый, преданный своему делу.

Другие персонажи

Тимофей Титович Ткачукпенсионер, который до войны работал заврайоно, а после – служил в партизанском отряде.

Павел Иванович Миклашевичсельский ученик, воспитанник Мороза, благодаря которому он остался в живых.

Коля Бородичшестнадцатилетний подросток, самый старший и самый преданный своему учителю подросток.

Рассказчикжурналист, поведавший историю сельского учителя Мороза.

Краткое содержание

Рассказчик, встретив «на улице знакомого, давнишнего товарища по работе», узнал о смерти учителя Миклашевича, жителя белорусской деревни Сельцо. Он уже два года собирался навестить своего хорошего знакомого, но все время находились какие-то неотложные дела, мешавшие этой поездке. Теперь герой торопился на похороны.

Павел Иванович Миклашевич был «обыкновенным сельским учителем»: не лучше и не хуже многих своих коллег. Он «пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти», также он был очень болен, но никогда никому не жаловался.

Приехав в Сельцо, рассказчик узнал, что Миклашевич, несмотря на серьезную болезнь, работал до последнего дня. На его поминках он познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который в прошлом учительствовал в Сельце. Возвращаясь домой, рассказчик со своим новым знакомым дошел до небольшого, но очень ухоженного обелиска, на котором висела «черная металлическая табличка с пятью именами школьников», совершивших подвиг. Они разговорились, и герой узнал от бывшего учителя историю Миклашевича.

Перед войной Тимофей Титович «работал в районе заведующим», а в местной школе преподавал Мороз и одна пожилая полька – «Подгайская, пани Ядя». Она регулярно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата».

При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.

Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.

Однажды Тимофей Титович узнал, что Мороз приютил у себя парнишку, которого часто избивал отец. Им оказался «Павлик, Павел Иванович, будущий товарищ Миклашевич». Вскоре Ткачука вызвал к себе прокурор и приказал отправиться к Морозу в сопровождении милиционера и вернуть мальчика отцу. Миклашевич-старший с силой отобрал ребенка у учителя и, не стесняясь многочисленных свидетелей, стал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз заступился за беспомощного ученика. Вскоре он добился суда, и Миклашевича-старшего лишили родительских прав.

Среди старших учеников деревенской школы особенно выделялся Коля Бородич – «приметный парень, упрямого, молчаливого характера», который очень любил своего учителя. Однажды Алесь Иванович взял на себя вину за совершенное Колей хулиганство, и с тех пор жители со всей округи стали «смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника».

«Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня» обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.

Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был немало удивлен, когда узнал, что Мороз остался в деревне, собрал всех ребятишек и «с разрешения немецких властей» продолжил их обучение. Тимофей Титович засомневался было в учителе, но при личной встрече понял, что он не предатель, а «честный, хороший человек», который в первую очередь печется о детях.

Когда Морозу удалось чудом раздобыть радиоприемник, он стал «два раза в неделю передавал сводки в отряд». Поначалу все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским бойцам, как мог. Но однажды на него донес местный полицай, и в школе появились фашисты. Они обыскали школу, учеников, провели допрос Морозу: «часа два по разным вопросам гоняли», но все обошлось.

После этого происшествия ученики во главе с Колей Бородичем решили убить полицая. Подрезав опоры моста, они устроили так, что машина с немецким офицером и полицаем рухнула в воду. Предстоящую операцию мальчики держали в тайне даже от любимого учителя. Не выдержал только маленький Павлик Миклашевич, который все ему рассказал.

Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.

Когда Мороза и ребят повели к месту казни, «сбежалась вся деревня». По дороге учителю удалось отвлечь внимание конвоя и тем самым дать шанс спастись самому младшему – Павлику Миклашевичу. Мальчика ранили в грудь – он «не шевелился и выглядел совсем мертвым». Полицай ударил его прикладом по голове и «спихнул в канаву с водой». Павлику повезло: ночью его отыскала одна бабка и отправила к отцу, который, несмотря на свой суровый нрав, выходил сына.

Вот только огнестрельная рана и долгое лежание в холодной воде сделали свое черное дело, и Павлик заболел туберкулезом. Он «почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил», но ничего не помогало. Умер же он от того, что «сдало сердце».

После окончания войны о подвиге Мороза попросту забыли, ведь он не убил ни одного немца, к тому же добровольно отправился в плен к врагу. И только спустя много лет имя сельского учителя было реабилитировано в глазах общества.

Заключение

Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться прежде всего на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным.

Краткий пересказ «Обелиск» рекомендуем использовать для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Обелиск»?</h3>

    • <label>Василь Быков</label>
    • <label>Константин Симонов</label>
    • <label>Юрий Бондарев</label>
    • <label>Виктор Астафьев</label>

(новая вкладка)

Здесь даны основные сведения о повести В. В. Быкова «Обелиск», представлено её краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Обелиск» белорусский писатель Василь Быков написал в 1971 году. Она построена по схеме «рассказ в рассказе». За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР.

Главный герой повести

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Рассказчик приехал на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя, которого любили ученики и уважали все сельчане. На поминках бывший заведующий районо Ткачук говорит, что Миклашевич не был бы хорошим учителем, если бы не Алесь Мороз. Но эти слова не все присутствующие одобрили.

Возвращаясь в город вместе с Ткачуком, рассказчик стал спрашивать о Морозе, о том, какое отношение он имел к Миклашевичу. Ткачук рассказал, что Алесь Иванович был сельским учителем, у него учился и Миклашевич. Мороз относился к ребятам, как к собственным детям, и старался сделать их настоящими людьми. Он приютил у себя мальчика, Павлика Миклашевича, которого часто был отец. Миклашевич-старший обратился к прокурору, и тот приказал Морозу отдать ему мальчика. Отец забрал Павлика и стал бить его на глазах людей. Мороз заступился за беспомощного мальчика и вскоре добился, что суд лишил его отца родительских прав.

Во время Великой Отечественной войны Ткачук воевал в партизанском отряде. Мороз, оставшись с детьми, тайно помогал партизанам. Один из полицаев стал его подозревать, сделал обыск в школе, но ничего не нашёл. Шестнадцатилетний Коля Бородач, бывший ученик Мороза, очень его уважавший и помогавший во всём, и другие ребята помладше решили отомстить, не поставив учителя в известность. Парнишки, среди которых был и Миклашевич, подпилили опоры у моста, по которому должна была проехать машина с полицаями. Машина рухнула в воду, а уцелевшие полицаи заметили убегавших парнишек. Вскоре ребята уже были схвачены врагами.

Мороз ушёл в партизанский отряд, но затем, когда немцы объявили, что отпустят ребят, если учитель сдастся в плен, пришёл к старосте, где его схватили. Это он сделал для того, чтобы поддержать своих учеников. Когда всех их повели на казнь, Мороз помог Миклашевичу бежать — сумел отвлечь внимание конвоиров.

Мороза и его учеников повесили. После войны в честь ребят поставили обелиск, а действия их учителя не все считали подвигом, так как он не убил ни одного немца, да ещё записан как попавший в плен. Причём, документ о том, что он попал в плен, подписал Ткачук, который сейчас раскаивается в этом.

Заключение к краткому содержанию

В повести В. В. Быкова «Обелиск» раскрыта тема подвига во время войны. Это произведение по направлению относится к героическим, так как Алесь Мороз поступил именно героически. Он считал своим человеческим и учительским долгом не пытаться спастись самому, а поддержать дух своих учеников, попавших в плен.

Идея повести состоит в том, что подвиги многих людей, которые не изменяли своим принципам и Родине, не были отмечены обелисками и не занесены в наградные листы, так как сопротивление врагу было поистине народным. Нужно стараться восстанавливать историческую справедливость, вспоминая деяния достойных и благородных людей во время войны.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника и для подготовки к уроку литературы.

Читайте также краткое содержание другого произведения В. В. Быкова:

Сотников

Вам также будет интересно почитать:«Илья Муромец и Соловей-разбойник» — краткое содержание и пересказ былины«Три Толстяка» — краткое содержание романа для детей Ю. К. Олеши«Серебряное копытце» — краткое содержание и пересказ сказа П. П. Бажова«Недоросль» — краткое содержание и пересказ по действиям комедии Д. И. Фонвизина

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

   Краткие содержания   /   Быков В.В.   /   Обелиск Каин все-таки что-то заподозрил вокруг Морозовой школы. Устроили обыск, допрос.-.Ученик-переросток Бородич намекнул своему учителю, которого он очень уважал, что есть возможность пристукнуть Каина. Но учитель запретил самовольничать.К весне сорок второго года вокруг Мороза в Сельце сложилась небольшая, но преданная ему группа ребят. Павлу Миклашевичу шел тогда пятнадцатый год. Коля Бородич был самым старшим, ему подбиралось уж к восемнадцати. Еще были братья Кожаны — Тимка и Остап. Смурный Николай (самый младший, тринадцати лет) и Смурный Андрей — однофамильцы.И вот эти отчаянные хлопцы в тайне от учителя решили все-таки уничтожить жестокого полицая.Ночью учитель явился в партизанский отряд: «Хлопцев взяли… » Сам Мороз еле вырвался — его предупредил полицай Лавченя.Бородич все-таки подбил ребят подстеречь Каина. Полицай на немецкой машине с немцем-фельдфебелем, солдатом и еще двумя полицаями прикатил на отцовский хутор. В Сельце забрали свиней, похватали по хатам с десяток кур.Ребята все разведали и додумались подпилить мостик, по которому Каин и прочие должны были возвращаться в местечко. Машина полицая перевернулась, но погиб только один придавленный ею немец. Остальные увидели убегающую фигурку — это был мальчишка.Лавченя постучал в дверь к учителю ночью и выпалил: «Удирай, учитель, хлопцев забрали, за тобой идут».Немцы и полицай вычислили, кто из ребят мог решиться на диверсию — и вычислили правильно.Мороз укрылся у партизан. Но прибежала связная Ульяна: «Фашисты требуют учителя, иначе расстреляют учеников!»Ясно, что и мальцов не отпустят, и учителя убьют. «Пропали, видно, хлопцы. Это так. Но каково матерям? Им ведь еще жить надо».Партизаны удерживают Мороза, но тот идет сдаваться.Командир партизанского отряда считает необходимым изменить местоположение лагеря, ведь Мороз может под пытками выдать, где находятся партизаны.Бывший начальник учителя говорит, что Мороз ни за что никого не выдаст.Ребят заперли в амбар, таскают на допросы, бьют, истязают. И ждут Мороза. «По селу распустили слух, что вот-де как поступают Советы:

Просмотров: 67225Используемые источники:

  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/bykov/obelisk.html
  • https://obrazovaka.ru/books/bykov/obelisk
  • https://blmb.ru/obelisk-kratkoe-soderzhanie/
  • https://lit-helper.com/p_kratkoe_soderjanie_obelisk_bikova_v_v

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт