» Мир дворянской усадьбы (по повести А.С.Пушкина « Дубровский»)»

Кирила Троекуров и Андрей Дубровский – были соседями и часто проводили время вместе, несмотря на разное материальное положение. В данной статье представлено описание поместья Троекурова и Дубровского.

+

План

  1. Имение Троекурова
  2. Имение Дубровского
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Имение Троекурова

Троекуров считался зажиточным помещиком. Его имение Покровское состояло из большого дома, множества хозяйственных построек и огромной псарни, которой особенно гордился хозяин. У героев было много крестьян и большое количество земли. Дом помещика был каменным, что говорило о достатке Троекурова. В просторных хоромах и многочисленных комнатах проживал сам Кирила Петрович, его дочь и сын. Также на территории поместья находилась церковь, пруд и старинная колокольня.

Имение Дубровского

Имение Андрея Дубровского называлось Кистеневка. Оно не было таким богатым, как владение Троекурова. У него числилось всего 70 крестьян, которые однако его любили и уважали. Дом был деревянным и совсем небольшим. Кроме того все выглядело обветшалым и заросшим. Однако и старший и младший Дубровские очень любили свое поместье.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Имение Троекурова, имение Дубровского». Здесь представлена характеристика Кистеневки, которая принадлежала Андрею Гавриловичу, и характеристика имения Покровское, которое находилось под влиянием Троекурова.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году было закончено произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?</h3>

    • <label>1830;</label>
    • <label>1833;</label>
    • <label>1836;</label>
    • <label>1842.</label>

(новая вкладка)

Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский являются центральными персонажами знаменитого романа «Дубровский» Пушкина. Эти герои являются давними друзьями и соседями по имению.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»

Описание жилища Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский» (цитаты о домах героев)

Кирила Петрович Троекуров является богатым помещиком и ведет роскошную жизнь. Его друг и сосед Андрей Гаврилович Дубровский является довольно бедным помещиком и живет намного скромнее:

«…старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…» 

«…между надменным Троекуровым и бедным его соседом…» 

Имение Троекурова носит название Покровское, а имение Дубровских — Кистеневка:

«Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою.» (глава I) 

«…француза-учителя, который и прибыл в Покровское…» (глава VIII)  

Жилище ТроекуроваУ Троекурова имеются большие, пространные владения. Сам он живет в имении Покровское, но у него есть и владения в нескольких губерниях. В собственности у Троекурова числится до 3000 крепостных крестьян:

«Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений…» (глава I) 

«…по возвращении в имения отца его, состоящие ** и ** губерниях **, ** и ** уездах, в разных селениях, всего до 3000 душ…» (глава II) 

Кирила Троекуров живет в Покровском в своем огромном каменном доме с зеленой кровлей (крышей) и бельведером (надстройкой над домом). Возле дома имеются сады:

«…вдруг Гришка пробудил его восклицанием: «Вот Покровское!» Дубровский поднял голову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. <…> 

Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада.» (о саде, глава III)  

«Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье.» (о садах, глава XII)

Помимо главного дома во дворе имеются флигели (пристройки или отдельные постройки), в которых могут останавливаться гости. В одном из флигелей, например, живет учитель Дефорж:

«Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флигелях…» (глава IX) 

«Кирила Петрович отпустил своего француза во флигель, где назначена была ему комната.» (глава VIII) 

Дом Троекуров настолько большой, что в главной зале за столом помещается 80 гостей. Здесь же в зале происходят балы (танцы) после ужина:

«В зале накрывали стол на 80 приборов. Слуги суетились, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», — и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол…» (глава IX) 

«Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался.» (глава Х) 

Также у Троекурова большая гостиная, которая вмещает его 80 гостей. Судя по всему, такой пышный обед подается за очень большим, длинным столом:

«Обед, продолжавшийся около трех часов, кончился; хозяин положил салфетку на стол — все встали и пошли в гостиную, где ожидал их кофей, карты и продолжение пoпoйки, столь славно начатой в столовой.» (глава IX) 

«Кирила Петрович оставил его и обратился к новому исправнику, в первый раз к нему в гости приехавшему и сидящему на другом конце стола подле учителя.» (о столе, глава IX) 

К сожалению, других подробностей о доме Троекурова в романе нет.Жилище ДубровскихСтарик Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир владеют лишь одной деревней — Кистеневкой и 70 крепостным крестьянами:

«Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне.» (глава I) 

«Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами.» (глава I) 

Отец и сын Дубровские живут в бедном сереньком домике с красной кровлей (крышей). Рядом с домом находится березовая роща. Дом Дубровских в романе называется «домиком» и «домишкой», судя по всему, из-за его небольшого размера и скромного вида:

«…заезжал запросто в домишко своего старого товарища.» (глава I) 

«Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.» (глава III) 

«Вскоре завидел он домик Андрея Гавриловича…» (глава IV)  

Во дворе у Дубровских растут березы. Раньше здесь также были цветники, но теперь вместо них некошеный луг:

«Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.» (глава III)

У дома Дубровских имеется ветхое крыльцо. Вероятно, дом нуждается в ремонте:

«…взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна…» (глава III)

Из помещений в доме Дубровских имеются сени (прихожая), кладовая, передняя, кабинет отца, несколько спальных комнат:

«…в сенях встретила его Егоровна…» (глава III) 

«И портрет этот достанется врагу моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате… где умер отец, поселится его приказчик…» (глава VI)

«Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета. В зале приказные спали на полу.» (глава VI) 

«Владимир с отвращением прошел мимо их в переднюю…» (глава VI) 

Об обстановке внутри дома Дубровских известно, что в кабинете старика Дубровского висит портрет его покойной жены. Здесь же стоят комоды и ящики с личными бумагами:

«…он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь.» (глава V)  

«И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери.» (глава VI)  

«Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного.» (глава VI) 

Об обстановке в зале у Дубровских известно, что там имеется стол для обедов:

«В зале приказные спали на полу. На столе стояли стаканы, ими опорожненные, и сильный дух…» (глава VI) 

Других подробностей о доме Дубровских в романе не приводится.   Это было цитатное описание жилища Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский» А. С. Пушкина: цитаты с описанием домов этих персонажей.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»6-37607129aa88cd0ac8c663cdc7d10b654451bcf38b5664075c6f556fc4ad87ae.pngИльина Елизавета

Кистеневка. Небольшая усадьба с березовой рощей. В начале романа имение принадлежит Андрею Гавриловичу Дубровскому. Дворянин живет в маленьком сереньком домике, окруженном скромным двориком с цветниками. После болезни и смерти  Андрея Гавриловича дворик превращается в неухоженный и некошеный луг. Троекуров же имеет усадьбу в селе Покровское. После ссоры  двух героев Кистеневка незаконным образом переходит во владение Троекурову. Впоследствии сын Дубровского в отчаянии сжигает поместье в Кистеневке вместе с чиновниками, находящимися в нем в тот момент.

Пожаловаться Опубликовано вкл 22.06.2019 — 19:51Автор: Купатадзе Анна

Исследовательский проект

Скачать:

Вложение Размер
proekt.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

I. Введение        3

II. Русская усадьба XIX века.        3

1. Признаки усадебного быта.        3

2. Реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский».        3

III. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский».        4

1. Усадьба как место действия.        4

        5

2. Усадьба как основа конфликта.        6

3. Предметы дома как символ мира усадьбы.        7

4. Потеря имения – потеря имени.        7

IV. Заключение        8

I. Введение

Литература – это особый мир, в котором нет ничего случайного. Предметный мир, окружающий писателя, несомненно, влияет на его творческое воображение, часто становясь предметом изображения. Так образ русской усадьбы стал сквозным в русской литературе. А понятия «Пушкин» и «русская усадьба» тесно связаны между собой.

Актуальность: Выбор темы обусловлен личным интересом к творчеству писателя.

Цель: Проанализировать повесть А. Пушкина «Дубровский» с точки зрения значимости образа усадьбы в идейной структуре произведения.

Задачи:

  • Изучить что из себя представляла дворянская усадьба.
  • Узнать какое значение имела усадьба в жизни русских дворян 19века,на примере повести А.С.Пушкина «Дубровский».

II. Русская усадьба XIX века.

1. Признаки усадебного быта.

Стиль дворянских усадеб как вполне ясное понятие рассматривается со второй половины XVIII века. Именно в это время резко увеличивается общее число усадеб в России, так как вслед за указом 1762 года о дворянской вольности последовало массовое возвращение дворян в поместье для занятий хозяйством. Русская усадьба- одно из ярчайших явлений жизни, отечественной истории, уникальный мир эпохи.

При слове «усадьба» нам обыкновенно рисуется белокаменный дом екатерининского или александровского времени. Однако только крупные помещики времени Екатерины, а главным образом её фавориты, могли создать волшебные сказки из своих имений, не только не уступающих, но даже превосходящих грандиозными затеями то, что было сделано в эту же эпоху на Западе. Русские усадьбы демонстрируют несвойственную усадьбам других национальностей особенность.

2. Реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Понятие «Пушкин» и «русская дворянская усадьба» тесно связаны между собой. В своих родовых усадьбах Пушкин бывал на протяжении всей своей жизни. В 1805 – 1818 годах проводил лето будучи мальчиком и юношей  в Захарове под Москвой, приезжал туда в 1830 году. Впервые посетил Михайловское в 1817 году, а затем в 1824 – 1826 годах был там в ссылке, позднее в 1835 году приезжал туда снова. Трижды (в 1830, 1833 и 1834 годах) поэт приезжал в Болдино и был осенен вдохновением болдинской осени. Тишина старых дворянских усадеб, темные стоячие пруды и пологие холмы, окружающее спокойствие и приволье благотворно влияли на поэта. Мир провинциальной усадьбы был той стихией, которая рождала творчество. Пребывание А.С. Пушкина в родовых провинциальных усадьбах нашло отражение как в лирике, так и в прозе, в частности в повести «Дубровский».

Эта повесть была написана Пушкиным поразительно быстро: 21 октября 1832 года работа была начата, а 6 февраля 1833 года Пушкин заканчивает писать девятнадцатую главу. Повесть пишется в Петербурге, но перед началом работы Пушкин побывал в своем родовом имении Болдино, где недовольные крестьяне требовали смещения управляющего. В повести сохранились и гнев нижегородских крестьян, и многие реальные названия, связанные с этими местами. Действительно, Кистенёвка – соседнее с Болдиным село, находившееся в 135 верстах от Волги и полученное поэтом от отца в 1830 году.

Не случайно именно Кистеневкой назвал поэт захудалую деревушку бедного дворянина Дубровского в повести «Дубровский». Обитатели этой деревни отказались пойти под начало всесильного помещика Троекурова и стали разбойниками. Неоднократно упоминается в повести и кистеневская роща: «Гроб понесли рощею. Церковь находилась за нею. День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев. При выходе из рощи увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми лапами. …Гроб опустили в могилу. …Владимир поспешно …скрылся в Кистеневскую рощу».

Таким образом, местом действия повести Пушкин сделал мир, который был ему хорошо знаком, мир болдинской провинциальной жизни.

III. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Провинциальная русская усадьба предстает в повести «Дубровский» в разных ипостасях. Во-первых, это место действия, которое сосредоточено вокруг трех центров: Кистеневка, Покровское, Арбатово. Во-вторых, усадьбой подчеркнута прямая зависимость положения героя на социальной лестнице. В-третьих, мир усадьбы – это и предметы, которые создают атмосферу дома, характеризуют хозяина. В-четвертых, как нам кажется, судьба усадьбы во многом предопределила и судьбу главного героя. Именно с этих позиций мы и подходим к анализу повести «Дубровский».

1. Усадьба как место действия.

А.С.Пушкин в повести «Дубровский» знакомит нас с бытом помещичьих усадеб Покровского, Кистеневки и  Арбатова. На протяжении всей повести усадьба является местом действия героев.

Разница в описании Покровского и Кистеневки очерчена отчетливо.

Пушкин так описывает село Покровское: «…из широкого озера вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями». «В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу».

Деревенька Андрея Гавриловича Дубровского, Кистеневка, выглядела иным образом. При виде «березовой рощи и на открытом месте серенького домика с красной кровлею» остаются в памяти тусклые незначительные воспоминания. «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь», «ветхое крыльцо». Все говорило о бедности этого имения.

Даже церковь в Кистеневке деревянная, а в Покровском – каменная.

Быт усадеб резко отличается друг от друга. В Покровском – все признаки богатства: имелся «псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле… Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки…». Новая каменная церковь, построенная барином этого поместья К.П. Троекуровым, в праздничные дни наполнялась множеством почетных богомольцев, для Троекурова же здесь имелось «свое место». В церкви проходила «обедня», в которой участвовал и сам барин: « подтягивал, молился и с гордым смирением поклонился в землю, когда дьякон громогласно упомянул о зиждителе храма сего». « Кирилл Петрович первый подошел ко кресту. Все двинулись за ним». Во время гостеприимного обеда барин «первый» садился за стол, а уже за ним следовали посетители; слуги же затем разносили тарелки «по чинам, руководствуясь лафатерскими догадками».

В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Пушкин точен даже в деталях. Если в черновом варианте при описании похорон А.Г. Дубровского мы читаем: «Тело Андрея Гавриловича лежало на столе покрытое парчою», то в окончательном варианте мы читаем: «покрытое саваном».Эта правка еще более отчетливо очерчивает границы между миром усадьбы Дубровского и Троекурова.

С еще одним типом усадебного дома нас знакомит село Арбатово. «Чистые и веселые избы крестьян, каменный, господский дом, выстроенный во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон, «великолепная зала», «… из окна открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность», «беседка на берегу широкого озера, усеянного островами» — так характеризует Пушкин усадьбу князя Верейского, демонстрируя изысканность, великолепие его вкуса. В описании Арбатова видно европейское изящество усадеб XVIII века. Однако в этом великолепии так мало духовности. Любовь к изящному высвечивает жадный эгоизм. Не случайно в Арбатове так безлюдно.

2. Усадьба как основа конфликта.

Конфликт – это столкновение характеров, обстоятельств. Таким столкновением в романе является ссора двух помещиков – Дубровского и Троекурова. Ссора же возникла не на пустом месте. Случай на псарне оказался тем поводом, который нарушил «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом». Причиной ссоры явилась зависть, которая всё же теплилась в душе Дубровского. «Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения», – говорится в романе.

Таким образом, усадьба Троекурова с его роскошной псарней, лазаретом для собак, отъезжими полями и пышной охотой стала поводом для ссоры, то есть началом конфликта.

К тому же чванство и высокомерие Троекурова, подкреплённое его социальным положением и властью над людьми, не позволяет Кириллу Петровичу даже почувствовать, в чём причина отъезда Дубровского.

Но источник конфликта не только в разности черт характера героев (Дубровский – бедный, но гордый, Троекуров – чванливый и властолюбивый), но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. И усадьба (только теперь Кистенёвка) становится предметом конфликта.

Когда ссора перерастает во вражду, Троекуров идёт на шаг, который по силам лишь «сильному мира сего»: он решает отнять у бывшего друга имение, которое тому по праву принадлежит. Для него не существует законов. «Врёшь, братец, какие тебе документы… В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение», – говорит он Шабалкину.

В конце концов, поместье переходит в собственность Троекурова, и судьба усадьбы и её обитателей – это результат несправедливости всей системы социальных отношений.

3. Предметы дома как символ мира усадьбы.

Мир усадьбы – это не только дом и люди, его населяющие, это и предметы, которые порой рассказывают о владельцах очень многое. Так и в повести Пушкина вещь характеризует своего хозяина, становясь символом определённой жизненной позиции.

В обедневшем доме Дубровских нет дорогих вещей. Но те предметы, на которых задерживает внимание автор, говорит о высокой духовной наполненности этого дома. Во-первых, это портрет матери Владимира. Живописец изобразил её в белом платье с алой розой в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства. Он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями и повешен в передней предметом насмешек и замечаний псарей», – думает Владимир, стиснув зубы.

Дубровский отпирает комод и ящики, занимается разбором бумаг покойного отца и среди различных счетов и хозяйственных расчётов находит пакет с надписью «Письма моей жены». Нет ничего случайного в художественном произведении. Конечно, неслучаен и этот момент. Письма, написанные рукой матери и адресованные отцу, участнику Турецкого похода, – это история семьи, история рода. «Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейного счастья…»

Портрет матери и письма становятся теми символически наполненными предметами, которые помогают понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте не материальное, а духовное начало.

В отличие от Кистенёвской усадьбы, дом Кирила Петровича Троекурова наполнен вещами. Это и огромная библиотека, составленная большею частью из сочинений французских писателей XVIII века. Это и комната с медведем, которая свидетельствует об «утехах» барина и говорит о том, «до какой низости может дойти человек». Это и наполненный яствами стол, за которым гости сидели по три часа. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ абсурдного мира, лишённого духовного начала. В вещах дома Троекурова мы видим торжество плоти и целесообразности, ограниченности и абсурда. А в мире, построенном на бездуховности, предметом купли-продажи становится душа. Так происходит и с Машей, которую практически «продают» замуж за старого, но богатого Верейского.

4. Потеря имения – потеря имени.

Судьба усадьбы тесно связана с судьбой хозяина. И в связи с этим в повести Владимир Дубровский предстаёт в трёх ипостасях своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Эти превращения судьбы героя – результат судьбы усадьбы. На протяжении всего романа, в какой бы роли ни выступал Владимир Дубровский, он всегда великодушен, благороден и отважен. Он всегда – человек чести. Но всё же с потерей  имения  Владимир теряет  имя: из Дубровского он превращается в разбойника, потом в Дефоржа. Но без имени и дома (имения) человеку трудно найти равновесие. Так, подчёркивая несовместимость героя с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю, автор подводит Дубровского к гибели.

 IV. Заключение

Русская усадьба- замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании коллекций. Таким образом, усадьба – это плод самовыражения личности и строительства собственного мира в соответствии с её судьбой, судьбой рода и семьи

Нора Аргунова. Щенята

Щелкунчик

Снежная сказка

Спасибо тебе, дедушка!

В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое

Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как называется поместья у троекурова и дубровского? …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по литературеАвтор с большой симпатией относится к?Ответы (1)Подготовить сочинение на тему «Чем меня научила повесть В. Г Распутин Век живи-век люби»Ответы (1)Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» описание в 1-2 предложениях и моральОтветы (1)Наиболее яркие моменты поэмы А. Твардовского — » Василий Тёркин «Ответы (1)Что одровременно удивила девочку? Повесть слепой музикантОтветы (1)Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/dubrovskiy/imenie-troekurova-imenie-dubrovskogo.html
  • https://www.literaturus.ru/2019/12/zhilishhe-dubrovskij-troekurov-dom-opisanie.html
  • https://vashurok.ru/questions/nazvanie-usadbi-v-dubrovskom
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/06/22/mir-dvoryanskoy-usadby-po-povesti-a-s-pushkina
  • https://urokam.net/literatura/5220859.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт