Картина «Тройка» художника Василия Перова: история сюжета и судьба героя

60-е годы XIX столетия стали самыми плодотворными в творчестве Василия Григорьевича Перова. Свою знаменитую картину «Тройка» художник написал маслом в 1866 году. Холст размером 167,5х123,5 см хранится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Время создания картины совпало с отменой крепостного права – дикого средневекового рабства. В России, подарившей Пушкина, Гоголя, Достоевского. Равнодушие просвещенных умов к социально незащищенным слоям общества, особенно к самой уязвимой его части – детям – воспринималось как моветон. Литераторы и художники создавали вдохновенные тематические произведения о судьбах «униженных и оскорбленных». Среди них «Тройка» – картина, ставшая вершиной жанровых исканий Василия Перова.

Содержание

Основано на реальных событиях

У картины есть второе название – «Ученики мастеровые везут воду». Сюжет произведения отражает реалии тех лет. С Трубной площади Москвы, где у реки находился фонтан-хранилище, воду в больших количествах доставляли на ближайшую фабрику. Не только на гужевом транспорте.

Зимой вместо лошадей в сани запрягались рабочие. Часто это были дети, в большинстве своем деревенские, которых нищие родители «отдавали в люди». Их пристраивали к городским мастеровым в ученики или на фабрику, где нещадно эксплуатировался дешевый детский труд.

Такая тройка подростков 10-13 лет изображена Василием Перовым. Ребята пытаются из последних сил преодолеть покрытый льдом и снегом подъем вдоль мрачных стен Рождественского монастыря.

Многие современные школьники писали сочинение по картине Перова «Тройка». Его включают в учебную программу, чтобы передать историческую атмосферу той эпохи, бедственное положение угнетенного народа. А еще для того, чтобы нынешние ровесники героев картины острее восприняли чудовищную действительность изображенного сюжета. Возможно, представили себя на месте измученной троицы, ощутили чувства милосердия, сострадания, далеко не лишние и в наше время.

Описание картины «Тройка»

На переднем плане холста изображены трое детей в одной упряжке. По краям мальчик и девочка, примерно одногодки. В центре – подросток, года на два постарше. Ребята тянут за собой на санях огромную бочку с водой, которая нависает горой над бедной троицей.

Лица выписаны фронтально. Робкие, усталые, беззащитные, они обращены к зрителю. Однако каждый персонаж смотрит в свою сторону. Мальчик слева, кажется, вот-вот упадет от изнеможения: мышечные жилки на его детской шее по-взрослому напряглись, взгляд потух. Девочка справа прикрыла глаза веками – то ли от леденящего ветра, то ли от безнадежности. Она напоминает юную библейскую страдалицу. И только в центральном герое еще чувствуется некая целеустремленность, желание довести непосильное дело до конца.

Бегущая рядом дворняга также не выказывает игривого расположения духа. Оскал на ее морде – посильный протест непогоде и своей бездомности. Дети одеты и обуты в дырявые родительские обноски. Они никак не защищают тело и душу от леденящего зимнего ветра. О нестерпимом холоде красноречиво свидетельствуют застывшие по краям бочки сосульки.

Фигура взрослого мужчины, подталкивающего сани, только усугубляет неадекватность детских усилий от возложенной на них ноши. Дети измотаны. На их лицах проступают отчаяние и безысходность.

Картина выполнена в блеклых, темных тонах. Даже снег на полотне серый и грязный. Одни специалисты предполагают, что действие происходит ранним утром, другие – на закате дня. Но все сходятся во мнении, что будь то утро или вечер, в любом случае, они одинаково беспросветные. От «Тройки» Перова веет пронизывающим холодком даже сегодня, в теплом зале Третьяковки.

Удивительная и грустная история

Модели для крайних персонажей тройки Василий Перов нашел сравнительно легко. А вот центральный герой никак не попадался художнику на глаза. Василий Григорьевич сам толком не знал, как тот должен выглядеть. Но когда, наконец, случайно повстречал на улице крестьянку с ее 13-летним сыном, бросился к ним, уверенный, что мальчик идеально подходит для его замысла.

Уговорить суеверную мать сделать из сына прототипа живописного шедевра было непросто. Женщина опасалась, что, будучи запечатленным на картине, сынок, единственный выживший из троих ее детей, может и сам вскоре умереть.

Перову удалось рублем и словом уговорить маму юного натурщика, которого звали Василием. В процессе работы над полотном художник сблизился со своим тезкой, стал ему старшим другом и наставником. Заранее пригласил его с матерью приехать в Москву, когда картина будет готова.

«Тройка» произвела грандиозный успех, граничащий с шоком, в общественном мнении тогдашней России. Павел Третьяков сразу же приобрел картину, поразившую современников трагичностью и эмоциональной экспрессией, в свою коллекцию.

Однажды он обратил внимание на простолюдинку, которая зачастила в его галерею. Она всякий раз подходила к «Тройке», падала на колени, плакала и молилась. Павел Михайлович рассказал об этом Перову. Тот встретился с женщиной и едва узнал в ней мать Василия – главного героя своей знаменитой картины.

Краткий рассказ собеседницы был печальным. Васятка умер, она продала дом, скромные пожитки, чтобы купить картину с изображением сыночка. Автор не взял денег, написал портрет Васеньки и подарил его матери мальчика, которого он увековечил в истории русской живописи.

Смотрите также Ivan_Grizny-165x110.jpgРепин, Иван Грозный и сын его – связанные одной кровьюboyaryna_morozova-165x110.jpg«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это былоКартина «Взятие снежного городка» Василия СуриковаОписание картины Репина «Заседание Государственного совета»

Публикации раздела Музеи

В издательстве «Эксмо» выходит книга журналистки, создательницы документальных фильмов для телеканала «Культура» Юлии Варенцовой «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века». В ней автор рассказывает о знаменитых русских живописцах и их полотнах через призму истории — от «Великих реформ» Александра II до первых десятилетий Советской России.

Публикуем отрывок из книги, который посвящен художнику Василию Перову и его картине «Тройка».

5 известных портретов из Краснодарского музея им. Ф.А. КоваленкоОт классицистических изображений XVIII века до авангардных полотенКартина в деталях: историческое полотно Николая ГеЗа него боролись меценат Павел Третьяков и император Александр III7 работ Валентина Серова и их историяОт «Девочки с персиками» до театральных афиш8 экспонатов малых музеев Третьяковской галереиСамые интересные картины, скульптуры и эскизыМосква на картинах Юрия ПименоваДостопримечательности, городские пейзажи и новостройкиНеизвестный Петров-ВодкинЦерковные росписи, портреты и театральные декорации5 шедевров Русского музеяИнтересные детали из истории известных картинМатери на картинах русских художниковКак рисовали женщин с детьми Брюллов, Венецианов и Петров-ВодкинТайны известных картинКакие секреты хранят полотна Репина, Шишкина и КоровинаАрхип Куинджи: история жизни в пяти картинахПолотна, определившие творческий путь художникаКак гадали на картинах русских художниковВспоминаем отражение темы гадания в русской живописиПавел Третьяков. Искусство принадлежит народуКак складывалась знаменитая коллекция ТретьяковкиКузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником сталОт Богоматери с младенцем до петроградской МадонныЖизнь Венецианова в пяти картинах: капуцины, карикатуры и Аполлон…Алексей Венецианов — создатель русской жанровой живописиЖивописец Александра II. 5 картин Константина МаковскогоКакие темы больше всего вдохновляли Маковского и где он искал сюжеты для своих полотен? 5 ключевых работ художника

«Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» — невероятно эмоциональное полотно, созданное русским художником Василием Перовым. Трое деток, запряженные в сани, обреченно тянут огромную бочку с водой. Очень часто картину приводят в пример, говоря о нелегкой крестьянской судьбе. Вот только создание этой картины стало настоящим горем для обычной деревенской женщины.Картина Тройка ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру. Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагменты картины В. Перова.В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась. Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Третьяковская галерея. | Фото: rsvpu.ru.Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее. Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» — причитала она.Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент картины В. Перова. | Фото: alchevskpravoslavniy.ru.Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Василий Перов
Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866
Холст, масло. 123,5 × 167,5[1] см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — картина русского живописца Василия Перова, написанная в 1866 году. В данный момент она находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

О сцене

«Тройка» — наиболее крупное по формату жанровое полотно Перова и, вероятно, одно из самых эмоциональных[1].

Долгое время художник писал работы, посвящённые социальной тематике, считая, что картина должна рассказывать о трудностях крестьянской жизни[2]. К моменту написания картины детям также было посвящено много картин художника — например, «Дети-сироты» (1864, см. илл.), «Проводы покойника» (1865, см. илл.), «Мальчик у мастеровой» (1865, см. илл.)[3].

Сюжет

В этой картине Василий Перов обращается к теме детского труда. Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми.

Натурщики

Если для крайнего мальчика и девочки художник нашёл натурщиков быстро, то для фигуры центрального мальчика его найти не мог. Большая часть работы уже была написана, а главная фигура, которая должна была являться композиционным центром, так и оставалась нетронутой. Но к счастью, Перов встретил на улице крестьянку с сыном и сразу понял, что именно такой мальчик нужен для его картины. Перову удалось уговорить женщину разрешить написать портрет её сына, во время работы художник узнал, что мальчика зовут Васей, что он — последняя надежда и радость вдовы, похоронившей других своих детей. Вскоре картина была закончена и куплена Третьяковым. А через несколько лет к художнику пришла бедная женщина, в которой oн с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что её сын заболел и умер в прошлом году, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние свои сбережения. Художник объяснил, что картина уже давно продана и отвел в галерею бедную женщину, где та упала на колени перед картиной и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет Васеньки и подарил его женщине[2][3][4][5].

Художественные особенности

Василий Перов использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены. Дополнительно нагнетает обстановку и мрачная пустынная улица города.

Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах…[3]В.В.Стасов

Ссылки

Примечания

  1. 12«Тройка» на сайте ГТГ
  2. 12Н. В. Ермильченко «Знаменитые полотна русских живописцев», Белый город, Москва, 2005; стр. 22-23
  3. 123Культура России
  4. АиФ Суперзвезды — 15 (93); Роковая «тройка» Василия Перова
  5. Порудоминский В. о картине
Работы Василия Перова
  • Тройка (1866)
  • Охотники на привале (1871)
  • Никита Пустосвят. Спор о вере (1880—1881)

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 декабря 2020 в 21:04. Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/trojka
  • https://www.culture.ru/materials/255761/kartina-v-detalyakh-troika-vasiliya-perova
  • https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43680996682/«troyka»—samoe-emotsionalnoe-polotno-vasiliya-perova:-tragichn
  • https://wiki2.org/ru/тройка_(картина)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт