Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Система образов в Грозе

Система образов в «Грозе» достаточно необычная, нетривиальная. Как правило, каждый герой имеет свое предназначение, принадлежит к определенному социальному слою. Допустим, Дикой. Можно сказать, это «хозяин жизни». Все вокруг стремятся его не беспокоить, не сердить – дескать, в гневе он страшен. Конечно же, это не может быть плюсом. Сама по себе агрессивность и вспыльчивость человека – это минус, а не плюс.

Но есть и люди, которые Дикого не боятся. Допустим, Кудряш. Он открыто говорит, что прогибаться не будет — мало того, если что, и ответить может. Сам Дикой постоянно зол, потому, что ему все время не хватает собственных полномочий. Можно сказать, он жаждет большего, стремится все выше и выше вознести свой статус.

Дикой самодур. Но, лишь внешне. На самом деле, это неуверенный в себе, несчастный человек. Который считает, что сила и власть сделают его лучше других.

А вот Кабаниха – типичный образец домостроя, который уже давно отжил свое. Но такие люди, как она, не желают этого признавать, живут в соответствии со старым укладом. Она третирует молодых, по ее убеждениям, для их же блага. Но сама не понимает, что этим ничуть не помогает, а напротив, портит людям жизнь. Хотя, кто знает – возможно, ею движет типичное чувство немолодого человека, который верит, что пока к его наставлениям кто-то прислушивается, значит, он нужен детям, и ему есть место в этом мире.

Что же касается старых порядков, Кабанова уж слишком обеспокоена их беспрекословным выполнением. Более, чем на половину важных для нее вещей можно спокойно махнуть рукой – и никто не пострадает. Кабаниха давно смирилась с самодурством, а вот с тем, что не является истиной в последней инстанции – смириться не может.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине На севере диком Шишкина 9 класс

Борис – это образ, находящийся в отдалении ото всех. Он двойственен. С одной стороны, образован и интеллигентен, с другой подл и двуличен. Возможно, он введен в творение потому, чтобы показать читателю, что идеальных людей не бывает, у каждого есть некая «слабина».

В двойственности с ним схож Тихон. С одной стороны, это глас маменьки. С другой, недалекий, беспомощный человек. Он очень любит Катерину, но не может ослушаться Кабаниху, боится ее. Так и живет, губимый своими комплексами и отсутствием силы воли. Тем не менее, в диалогах он жалуется, что маменька житься не дает супруге и что ему ее жалко.

Антипод Тихона — Варвара. Уж она-то за словом в карман не полезет! Тем не менее, жизнь с Кабанихой наложила свой отпечаток. У девушки неправильные ценности. Но также она умеет приспосабливаться. К жесткости матери, к ничтожеству брата, к собственным недостаткам. Однако у нее есть желание перемен и сила воли. Она чем-то схожа с Кудряшом, только он сильнее, настойчивее, проницательнее.

Что же касается Кулигина – это типичный «русский гений», светило, что остается не в полной мере признанным.

«Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»

Действие пьесы «Гроза» А. Н. Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека — Кулибина, механика- самоучку.

Кулигин — натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню «Среди долина ровныя». Из всех персонажей «Грозы» только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики «хозяевам» Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный.

Кулигин — единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Настоящими хозяевами города являются купцы Дикой и Кабаниха.

Дикой — грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев «не рассердить» грозного хозяина. С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: «Захочу- помилую, захочу -раздавлю».Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье. Смысл жизни Дикого — приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека…

Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона. Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха. Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы. Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность. Какой смысл вкладывает купчиха в понятие «уважать»? Уважать — значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену.

У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием «родной очаг», убегает из дома. Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито- крыто было».

Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг», — робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует. И все-таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах — боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения… Он так и будет «мучиться»…

Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления.

Читайте также:  Тема подвига и самопожертвования в русской литературе.

Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы — Катерина. В родительском доме она жила «как птичка», ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость — обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью… Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме…

Катерина — нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для неё, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Она всей душой хочет быть чистой, безупречной. Мне кажется, в том, что её потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь. Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех.

Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку. Кроме того, она не может и не хочет жить в «тюрьме». Остаться жить для Катерины — отказаться от человеческого достоинства.

Система действующих лиц комедии

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Читайте также:  4 невероятных способа 100% исполнить заветное желание!</td>

Понятие системы персонажей

Система персонажей является важнейшим аспектом композиции. Она является компонентом содержательной формы и выполняет две функции – содержательную и конструктивную. Система – это такая общность элементов, где целое больше суммы всех частей. Персонажная сфера, как и любая другая система, характеризуется через составные элементы (персонажей) и структуру.

Определение 2

Персонаж или литературный герой – это действующее лицо художественного произведения.

Система персонажей, как правило, рассматривается с двух точек зрения:

  • Система персонажей как средство характеристики действующих лиц, как выражение принципа композиции – то есть, как авторскую позицию;
  • Система персонажей как система взаимоотношений действующих лиц (столкновения, борьба и т.д.). В данном случае система персонажей рассматривается с точки зрения содержания произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Определение понятия система персонажей 450 руб.
  • Реферат Определение понятия система персонажей 260 руб.
  • Контрольная работа Определение понятия система персонажей 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Автор: · 11.01.2018

(352 слова) В пьесе «Гроза» автор рассказывает о жизни купечества и мещанства. Город Калинов – собирательный образ «тёмного царства», в котором живут невежественные люди, погрязшие в рутине. Они хотят сохранить патриархальный мир любой ценой, заботятся только о своих интересах и во всём ищут выгоду. Те, кто пытается изменить существующий порядок, оказываются слишком слабыми и в итоге смиряются с действительностью.

Ключевой образ произведения – гроза. Это не только природное явление, но и символ конфликта поколений. Кабаниха и Дикой – представители «старого» мира. Они чтят законы Домостроя, соблюдают обряды, любят порядок, при котором жизнь, воля и разум окружающих находятся в их руках. Марфа Игнатьевна торжествует, узнав, что её невестка ушла из жизни: теперь порядок будет восстановлен! «Старый» мир жаждет власти, но власть его непрочна. Дом Кабановых держится на лжи: «Лишь бы всё шито да крыто было». Автор говорит не об одном абстрактном городе, а о России в целом: как много в стране таких семей!

Образ Катерины – светлый и чистый. Молодая женщина сильна духом, богобоязненна, искренна. Катерина не может лгать и потому выбирает путь самопожертвования. Не случайно её назвали «лучом света в тёмном царстве». Образ героини символизирует твёрдость характера, нравственные ценности, высокие устремления. Также среди героев выделяется Кулигин, чьи помыслы тоже чисты, чей рассудок независим от условностей. Благодаря таким людям, которых со временем станет больше, противоестественные устои уйдут в прошлое.

Тихон Кабанов – жертва патриархального мира. Он не может разрешить внутренний конфликт: обидеть жену или ослушаться матери? Только перед лицом трагедии Тихон проявляет искренние чувства. Это происходит слишком поздно. Кабанов олицетворяет покорность, смирение, трусость, но до определённого момента: человек терпит до последнего и затем говорит всё, что думает. Варвара, Кудряш и Борис тоже терпят, но исподволь подтачивают основы тирании, нарушая запреты. В финале и сестра Тихона бежит с женихом, сбросив с себя оковы лжи. Однако возлюбленный Катерины так и остается ни с чем.

Итак, автор изобразил в пьесе несколько типов людей: ограниченных купцов и мещан; тех, кто приходится «не ко двору» в патриархальном городе, и «чудаков». Несмотря на то, что произведение относится к жанру критического реализма, нельзя сказать, что образ каждого героя трактуется однозначно. Финал «Грозы» остаётся открытым: читатель сам делает вывод о том, что было дальше с большинством из них.

Автор: Виктория Арутюнян

Система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраза веяний новой жизни.

Образная система драмы А.Н.Островского «Гроза»

Образы хозяев жизни — Дикого и Кабанихи

  • носители идей старого уклада (Домостроя),
  • жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам,
  • ощущение гибели старого уклада,

Образы смирившихся под властью самодуров

Это — Тихон и Борис (персонажи-двойники):

  • безволие, слабость характера,
  • любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит,
  • отличие Бориса от Тихона во внешней образованности,
  • отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

Протестные герои в драме

Это персонажи, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

  • Варвара и Кудряш

внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой — Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным),

  • Кулигин

(противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен ),

Образ Катерины как самый решительный протест против власти самодуров

Главная героиня описана драматургом как

«протест, доведенный до конца»:

— отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»

Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины.

Образная система драмы «Гроза» задает новые параметры купеческой тематики в пьесах Островского-драматурга.

Наша презентация

«Это самое решительное произведение Островского» (Добролюбов)

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Система образов в пьесе Гроза

Все герои пьесы «Гроза» являются жителями вымышленного города Калинова. Главными персонажами становятся члены семьи Кабановых.

Марфа Кабанова — глава семьи, вдова. Это властная и авторитарная женщина. Ей важно соблюдение всех традиций и приличий. Кабаниха живет по нормам Домостроя. Ее авторитарность в некоторых местах граничит с жестокостью. Например, она говорит Тихону, чтобы тот бил Катерину за ее неверность. Марфе Игнатьевне важно соблюдать церковные каноны, поэтому они всей семьей ходят в церковь. В своем доме женщина принимает страниц, которые долгое время живут в нем. Одной из них является Феклуша. Она часто разговаривает с Кабанихой и поддерживает ее взгляды.

У Кабанихи есть двое детей: Тихон и Варвара. Тихон женится на Катерине. Это слабовольный мужчина, все силы которого были подавлены матерью. Он не принимает самостоятельные решения и выполняет все указания матери. При этом у Тихона доброе сердце и ему жалко Катерину, но ничего с собой поделать он не может. После смерти девушки он стал осознавать влияние матери над ним и стал меняться в лучшую сторону, отдаляться от нее.

Варвара, сестра его, очень хитрая и проворная девушка. Она не стесняется обманывать мать ради встреч с Кудряшом, работником на рынке, своим кавалером. Варвара способствует сближению Катерины с Борисом Григорьевичем.

Катерина — чистая и светлая девушка. Это доброе и нежное создание. Ей тяжело жить в доме Кабановых. Здесь никто не хочет помочь ей, поговорить. Она чувствует себя словно взаперти и мечтает найти выход из этого положения.

Катерина знакомится с  Борисом Григорьевичем, который приехал в Калинов по делам дядюшки. Труд купца не очень увлекает его. Он влюбляется в Катерину. Девушка боится своих чувств, так как это неправильно и несправедливо по отношению к Тихону. Однако, сопротивляться Катерина не может. После случившегося девушка не может жить прошлой жизнью. Она боится божьей кары. Жизнь в муках совести не принесла для нее пользы. Катерина не смогла сдержать все в себе, призналась и бросилась в Волгу.

Есть в пьесе и другие персонажи, не играющие большой роли в основных событиях. Это прежде всего Кулигин — изобретатель-самоучка, мечтающий сконструировать вечный двигатель и установить громоотвод. Этот деятельный и яркий персонаж резко выделяется на фоне остальных лицемерных героев. Это честный, открытый, добрый мечтатель.

В рамках семьи Кабановых автор выразил нравы всего Калинова, а в рамках Калинова — нравы всей России. Этот прием помогает создать красочные и живые картины. Все персонажи так или иначе связаны с Кабановыми, которые составляют центр пьесы.

Сочинение 2

Пьеса под названием «Гроза» написана известным русским писателем драматургом Константином Островским. Именно этот человек является основателем театра в России. Он создал прекраснейшую пьесу, наполненную глубоким смыслом. Она называется в честь природного явления – грозы.

Не мало героев имеются в этом драматургическом произведении. Каждый из героев обозначает что-то и символизирует. Каждый из образов по-особому богат и глубок.

В данном тексте представлен анализ системы образов.

Героями, которые олицетворяют власть над всем и желание владеть всем, являются Дикой и Кабаниха. Кабаниха – прескверная женщина. Она непрерывно донимает свою невестку, постоянно исправляя ее, угнетая. Она желает все время держать все вещи под своим чутким, как она считает, контролем. Но таким образом она портит жизнь другим. Это печально. Дикой, кстати, тоже тупой и властный старикашка, его сердце не знает добра.

Вторая группа образов – это Кудряш и Варвара. Варвара – это сестра мужа главной героини, а Кудряш, это ее парень. Варвара и ее молодой человек ассоциируют жизнь не то что бы беззаботную, а жизнь во вранье. Именно эта девушка подталкивает главную героиню на измену мужу. Варвара живет по принципу: «если никто не узнает, то все пройдет».

Борис – тип мужчина однозначно корыстных. Он приехал в Калинов за наследством умирающего дяди. При этом он успел влюбить в себя замужнюю женщину, ответить ей взаимностью, а после как нельзя подло сбежать. Чем же он лучше трусливого Тихона? Да ничем.

И, пожалуй, самый главный персонаж – это Катерина. Несчастная женщина, которую довели до настоящего протеста. Она покончила жизни самоубийством из-за несчастий, которые накрыли ее. Она женщина добродушная, душевная, мудрая, добрая. Но так получилось, что она оказалась в таком обществе. Это и убило ее.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Нравственные итоги в пьесе Гроза↑ ОстровскийГерои произведения Снегурочка →

Система образов в пьесе Гроза

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое самовоспитание 9 класс

    Воспитания – важнейшая часть человеческой жизни. Без этого компонента жизнь его является трудной, а восприятие и поведение порой доходят до неадекватного состояния. Повезло тем людям, которых родили хорошие мама с папой

  • Характеристика чиновников в комедии Ревизор 8 класс сочинение

    «Ревизор» — комедия Н.В. Гоголя. Как писал сам автор, он хотел показать и, одновременно, высмеять все недостатки чиновничества и несправедливости, которая царит в отдаленных местах России

  • Сочинение Школа в моей жизни

    В жизни каждого человека наступает тот момент, когда родители его отводят в школу. Каждый маленький первоклассник идет в неизвестность и слегка побаивается того, что его ждет там впереди

  • Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

    Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?.. Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

  • Гости Обломова и цель прихода сочинение

    В самом начале романа «Обломов» мы узнаем о том, что главный герой Илья Ильич на протяжении нескольких лет уже нигде не служит и все дни проводит дома. За это время его поведение стало настолько пассивным

Создать трагедию — значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой. [5]

Можно представить, что система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни — Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров — Тихон и Борис (образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

— Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой — Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

— Кулигин — противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины — как самый решительный протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца»: отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»: Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Образы хозяев жизни

Дикой Савел Прокофьич — богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.

Дикой — типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — объясняет Кабаниха поведение Дикого.

Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Но Дикого трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.

Этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа «дармоед», «езуит», «аспид»

Пьеса, как известно, начинается с разговора о Диком, который «как с цепи сорвался», не может жить без ругани. Но тут же из слов Кудряша становится ясно, что не так уж страшен Дикой: мало парней «на мою стать, а то бы мы его озорничать — то отучили… Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался». Кудряш уверенно говорит: «я его и не боюсь, а пущай же он меня боится»; «нет, уж я перед ним рабствовать не стану». [2]

Дикой хочет с первого раза оборвать всякую попытку требовать от него отчета. Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого. Отсюда и развивается в нем вечное недовольство и раздражительность. Он сам объясняет свое положение, когда говорит о том, как ему тяжело деньги выдавать. «Что ты мне прикажешь делать, когда у меня сердце такое! Ведь я уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Даже в сознании самого Дикого пробуждается некоторое размышление: он сознает, как он нелеп, и сваливает вину на то, что «сердце у него такое!»

Дикой только хочет больше, как можно больше прав для себя; когда же нужно признать их и за другими, он считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему. Даже когда он и знает, что уж непременно надо уступить, и уступит потом, а все-таки прежде постарается напакостить. «Я отдать — отдам, а обругаю!» И надо полагать, что чем значительнее выдача денег и чем настоятельнее необходимость её, тем сильнее ругается Дикой… Ясно что его никакие разумные убеждения не остановят до тех пор, пока с ними не соединится осязательная до него внешняя сила: Кулигина он ругает; а когда его самого однажды на перевозе гусар обругал, так он с гусаром не посмел связаться, а опять-таки выместил свою обиду дома: две недели прятались от него по чердакам и чуланам…

Такие отношения показывают, что положение Дикого и всех подобных ему самодуров далеко уж не так спокойно и твердо, как было некогда, во времена патриархальных нравов. [1]

Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) — «богатая купчиха, вдова», свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Семья Кабановых соблюдает традиционный порядок жизни. Во главе семьи представительница старшего поколения. Кабаниха живет «как принято», как жили отцы и дети в старину. Патриархальная жизнь типична своей неподвижностью. Устами Кабанихи говорит весь многовековой домостроевский уклад. [5]

У Кабановой твердая убежденность в том, что она обязана, в этом её долг — наставлять молодых для их же блага. Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды. Она говорит сыну и снохе: «Ведь от любви родители и строги _ то к вам бывают, от любви вас и бранят _ то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». «Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать — то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете». [2]

Кабанова очень серьёзно огорчатся будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения, что их сохраняют уже неохотно, только поневоле, и что при первой же возможности их бросят. Она уже и сама как-то потеряла часть своего рыцарского жара; уже не с прежней энергией заботится она о соблюдении старых обычаев, во многих случаях она уж махнула рукой, поникла перед невозможностью остановить поток и только с отчаянием смотрит, как он затопляет мало-помалу пестрые цветники её прихотливых суеверий. Кабанова только тем и утешается, что ещё как-нибудь, с её помощью, простоят старые порядки до её смерти; а там — пусть будет что угодно — она уже не увидит.

Провожая сына в дорогу, она замечает, что все делается не так, как нужно по её: сын ей в ноги не кланяется — надо этого именно потребовать от него, а сам не догадался; и жене своей он не «приказывает», как жить без него, да и не умеет приказывать, и при прощание не требует от неё земного поклона; и невестка, проводивши мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. По возможности Кабанова старается водворить порядок, но уже чувствует, что невозможно вести дело совершенно по старине. Зато проводы сына внушают ей такие грустные размышления: : «Молодость _ то что значит! Смешно смотреть _ то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего _ то не знают, никакого порядка. Проститься — то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом _ то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю — то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться _ то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так — то вот старина _ то и выводится. В другой дом и взойти _ то не хочется. А и взойдешь _ то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Кабанихе нужно, чтобы всегда нерушимо сохранялись именно те порядки, которые она признает хорошими. [1]

Используемые источники:

  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/sistema-obrazov-v-drame-groza.html
  • https://literaguru.ru/sistema-obrazov-v-groze-ostrovskogo/
  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/sistema-obrazov-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/sistema-obrazov-v-pese-groza
  • https://studbooks.net/772508/literatura/sistema_obrazov

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт