Подробный анализ стихотворения Ивана Тургенева «Воробей»

Оптимистичная миниатюра “Воробей” – одно из немногих произведений из цикла “Стихотворения в прозе”, написанное в такой тональности. Краткий анализ “Воробей” по плану расскажет его историю и раскроет все особенности произведения. Его можно использовать и как основной, и как дополнительный материал для урока литературы в 7 классе.

analiz-stihotvoreniya-vorobey-turgeneva-48799.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.

История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые ото было опубликовано еще при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.

Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.

Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой.

Жанр – стихотворение в прозе.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты“молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Метафоры“ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

История создания

Это произведение задумывалось как часть сборника “Стихотворения в прозе”. Тургенев написал его в апреле 1878 года, а опубликовал в “Русском вестнике” только в 1882-м, незадолго до своей смерти.

Это одна из серии миниатюр, в которых автор подводил итог своей жизни и творчества. Но, в отличие от большинства произведений из этой серии, “Воробей” – история отнюдь не пессимистичная. Нет, в нем Тургенев поет гимн жизни и рассказывает о великой силе любви.

Тема

Стихотворение посвящается тому чувству, которое, по мнению писателя, сильнее смерти. И это любовь. Хотя история посвящена любви родителя к ребенку, Тургенев посвятил этот стих в прозе не только ей, но и всему большому чувству в принципе. Главная мысль стихотворения – самоотверженность в любви, которая способна победить даже смерть.

Композиция

Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.

Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.

Жанр

Это стихотворение в прозе, написанное очень лирично и эмоционально. Чтобы создать такой накал, Тургеневу не нужна рифма: для этого он использует простые прерывистые фразы. Они не только демонстрируют накал чувств, но и придают действию динамизм.

Произведение написано белым стихом, что не мешает ему быть невероятно поэтичным.

Средства выразительности

Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Выразительность произведению придают и метафоры

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году Тургенев написал стихотворение «Воробей»?</h3>

    • <label>1877</label>
    • <label>1878</label>
    • <label>1882</label>
    • <label>1884</label>

(новая вкладка)Содержание:

История создания

Лирическое произведение в прозе «Воробей» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1878 году. Это творение стало одним из заключительных в его биографии. За несколько лет до смерти Тургенев начал создавать прозаические произведения, в которых как бы подводил итоги. Некоторые миниатюры отличаются пессимистичным настроем, и «Воробей» выделяется на их фоне.

Когда приходило вдохновение, Иван Сергеевич записывал мысли на обрывках бумаги, которые оказывались под рукой. Затем он сводил записи в целое произведение. Так был создан и белый стих «Воробей», который заслужит любовь читателей почти сразу после публикации. Стихотворение в прозе увидело свет только в 1882 году, за несколько месяцев до смерти писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы», редактором которого был Михаил Матвеевич Стасюлевич.

И. С. Тургенев написал в редакцию журнала письмо, в котором отправил более 40 стихотворений в прозе. Среди них был и «Воробей». Стасюлевич сразу понял, что у этих произведений большое будущее. Свои поздние творения автор озаглавил латинским словом, в переводе на русский означающим «Старческое». В них воплотилась вся мудрость, накопленная за 65 лет.

Направление и жанр

Анализ стихотворения «Воробей» Тургенева позволяет отнести его к лирическому роду. Это обширная категория, в которую входят несколько жанров:

  • эпиграмма;
  • ода;
  • эпитафия;
  • элегия;
  • послание.

Для лирики характерно использование разнообразных тропов и других приёмов, благодаря которым текст приобретает особое звучание и выразительность. В таких произведениях авторы раскрывают внутренний мир героев, показывают их эмоциональное состояние, подробно описывают чувства.

Лирическое произведение может быть лаконичным, но от этого оно не становится менее ярким. Всё это подходит к стихотворению «Воробей».

Литературное направление — реализм, жанр — стихотворение в прозе. Иногда используют другое название — белые стихи. Эта форма позволяет наиболее точно передать ощущения и размышления лирического героя. В тексте нет рифмы и ритмики, однако он настолько эмоционален, что читатель воспринимает все оттенки авторского замысла. В миниатюре заложен глубокий смысл, который легко уловить при вдумчивом прочтении.

Характеристика главных героев

Особенность миниатюры в том, что 2 главных героя — животные. Третий — сам рассказчик. Краткое описание персонажей:

  • Пёс Трезор. Охотник, пытающийся поймать воробья. Пёс не злобный, он всего лишь повинуется инстинктам. В конце концов он отступает, потому что на помощь воробьишке спешит родитель.
  • Птенец. Пушистый воробышек с «едва прораставшими крылышками», «пухом на голове» и «желтизной около клюва», выпавший из гнезда. Именно его Трезор хотел сделать своей добычей.
  • Старый воробей. Черногрудая птица, которая самоотверженно бросилась на помощь птенцу. Автор показал, что птицам тоже свойственна любовь к потомству. Ими движут не только инстинкты, но и что-то большее. Птенец не понимает, как спастись, он беспомощен и не пытается защищаться, а старый воробей, несмотря на риск быть растерзанным, отважно загораживает собой малыша. Вероятно, в этот момент он чувствует себя сильнее орла.
  • Охотник, он же лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Это добрый человек, любящий природу. Он охотится, но делает это по правилам. Беззащитный птенец не должен стать добычей собаки или человека, поэтому автор отозвал пса. Вместе они поспешили прочь от воробьиного семейства. Человек, не обладающий добрым сердцем, поступил бы иначе.

Темы произведения

Родительская любовь, свойственная живым существам, — главная тема миниатюры. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.

Тургенев неспроста выбрал малую форму. Благодаря лаконичности, произведение получилось таким выразительным, динамичным и эмоциональным.

Ответственность за «чадо» — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от невзгод. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям. Хотя оно происходит от животного инстинкта, всё же это более высокая ступень развития.

Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны. Произведение служит иллюстрацией убеждений Ивана Сергеевича: настоящий хозяин тот, кто бережёт природу, не убивает ради развлечения, не разоряет гнёзд, а по возможности ещё и помогает животным, попавшим в беду. Ему присущи такие качества:

  • честность;
  • доброта;
  • принципиальность;
  • справедливость;
  • благородство.

Проблематика и смысл

Признание силы любви — основа проблематики произведения. Пёс отступает, потому что он оторопел. Животное не ожидало, что птица с такой самоотверженностью закроет собой детёныша. Собака почувствовала силу любви, признала свою слабость. Автор пишет, что Трезор выглядел «смущённым». Он сначала «остановился», а потом «попятился».

Автор тоже признаёт торжество родительской любви, поэтому отзывает собаку и удаляется, «благоговея». Главная идея заключается в том, что перед силой родительской любви нужно ощущать смирение, а не проявлять агрессию. Не все люди понимают, что звери способны на высокие чувства, и мудрый автор хочет передать своё знание как можно большему количеству читателей.

Сложности нравственного выбора — ещё одна проблема, поднятая автором. Воробью, в отличие от пса, не приходится раздумывать: он слетает с дерева, когда видит, что детёнышу угрожает опасность. Собака же останавливается в замешательстве. С одной стороны, перед ней маленький комочек, с которым можно справиться без труда, с другой — пёс чувствует, что не просто так эта взъерошенная птичка появилась на его пути. Чувство, обуревающее пса, ближе не к страху, а к замешательству.

В мире людей подобные ситуации заканчиваются по-разному. Родители не всегда защищают детей, рискуя собой. Автор обращает внимание читателей на то, что доброте и самоотверженности нужно учиться у природы. Её любовь бескомпромиссна и безгранична.

Смысл миниатюры «Воробей» в том, что любовь сильнее всего на свете. Она способна взять верх над страхом смерти, особенно если речь идёт о защите детёныша. Писатель выбрал в качестве главного героя маленькую птичку, хотя это могла быть и лиса, и косуля. Этот выбор неслучаен: Тургенев понимал, что читателю проще понять идею, когда она облечена в подходящую форму. Сила духа не зависит от размера тела, и даже крошечное божье создание может обладать огромным сердцем.

В конце автор обращается к читателям с просьбой не смеяться над благоговением, которое он испытал по отношению к воробью и его поступку.

Он предвидел, что отдельным читателям его чувства могут показаться нелепыми. Но с возрастом каждый понимает, что писатель был прав, рисуя картинку высоких отношений в мире животных. Любовь к близким и всему живому — самая большая ценность на земле.

Чтобы хорошо написать сочинение, стоит составить план, отразив в нём основные мысли. Предварительно стоит прочитать текст в оригинале, посмотреть рисунки к нему и провести собственный комплексный анализ. В рамках подготовки к ЕГЭ стоит почитать тексты со сходным сюжетом, например, сказку «Воробей и курица». Есть и другие тексты, где главный герой — маленькая птичка. Так, маленький стихотворный текст о воробьишке написал Владимир Степанов.

Можно сравнить несколько произведений, найти в них общие черты и различия, определить, какие средства художественной выразительности используют авторы и что хотят показать с их помощью. Например, у Тургенева пёс смущается, а сам рассказчик благоговеет. У Степанова воробей стесняется и вздыхает. Можно провести параллели и с другими средствами выразительности. Также стоит определить мораль произведения и подобрать аргументы к сочинению.

Еще тесты

Читайте также

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Автор: · 19.06.2018

И.С Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Стихотворения в прозе» (1877-1882гг), который так же затрагивает общественно-политические и нравственные проблемы. Одной из составляющих сборника является лирическая миниатюра «Воробей» (1878г).

История создания

«Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений знаменитого русского писателя. Стоит упомянуть, что подобные «стихотворения» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: писать приходилось на клочках бумаги и собирать отдельные материалы для сбора общего сюжета.

Михаил Матвеевич Стасюлевич — редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было напечатано произведение — стал первым слушателем «Воробья», напророчив ему дорогу к всеобщему признанию и любви читателей. Мы же вместе с командой «Литерагуру» поспособствуем пониманию глубины смысла, заключённого в строках позднего литературного творения Тургенева.

Жанр, направление

«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.

И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя.

Главные герои и их характеристики

  • Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор, который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни. Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
  • Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта. И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
  • Сам охотник, лирический герой, предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.

Темы

  1. Основная тема – материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть.
  2. Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности». Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта.
  3. Также автор поднимает тему бережного отношения к природе. Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя.

Проблемы

  • И.С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную, проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью.
  • Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора, которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть.

Смысл

Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.

Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.

Автор: Алина Прошина

Известный русский автор-реалист и лирик Иван Сергеевич стал популярным не только благодаря своему бессмертному творению «Отцы и дети», но и циклу «Стихотворения в прозе». Последний затрагивает различные нравственные и политические аспекты общества. Одно из составляющих сборника Тургенева — стихотворение «Воробей». Анализ произведения поможет учащимся седьмых классов подготовиться к уроку литературы.

Содержание

История написания, жанр и направление

Тургеневское стихотворение в прозе «Воробей» было создано в 1878 году. Это произведение стало одной из последних работ автора. Следует отметить, что подобные литературные шедевры Иван Сергеевич писал в моменты, когда его посещало вдохновение: часто пометки приходилось делать на клочках бумаги, а затем собирать из всех материалов общий сюжет.

Редактор издания «Вестник Европы», Михаил Стасюлевич первым услышал стихотворение и предрек «Воробью» любовь читателей и всенародное признание. Впоследствии именно в этом журнале произведение впервые напечатали. Случилось это в 1882 году.

Чтобы прочувствовать глубину смысла, которую автор заключил в строках своего литературного шедевра, важно изучить анализ «Воробья» Тургенева.

Произведение относится к лирике, в которую, кроме стихов, входят и другие произведения. Некоторые из них:

  • элегия;
  • послание;
  • ода.

В лирической литературе посредством выразительных средств передаются чувства и эмоции действующих лиц, демонстрируя внутренний мир героев работы. Направление, к которому относится «Воробей» — реализм.

Автор для лучшей передачи переживаний персонажей применяет такой литературный жанр, как «стих в прозе». Это специальная форма, посредством которой Тургенев кратко описывает смысл и эмоциональность, без использования рифмы и ритмики текста. Отсутствие рифмовки позволяет читателю лучше понять идею и вникнуть в «тайны» произведения.

Тематика произведения

В «Воробье» Тургенев затрагивает сразу несколько различных тем, главная из которых — любовь матери. Это чувство, характерное для любого живого существа, отличает людей от камня, металла и т. д. Заботу и тягу к своему ребенку как раз и демонстрировал воробей, не жалея собственной жизни для спасения маленького птенца.

Важно отметить, что автор в сжатой форме сумел передать читателю остроту этого чувства, присущего всем жителям планеты. По мнению писателя, люди не должны зазнаваться и ставить себя выше животных и птиц, ведь все живут в мире едиными ценностями.

Понятие ответственности — не менее важная тематика работы. Обязанность сохранять безопасность своего чада, ограждать его от различных жизненных проблем в понятии автора отличает истинное человеческое чувство, которое произошло от животного инстинкта.

Кроме того, в стихотворении автор затрагивает тематику бережного отношения к окружающей природе. На собственном примере писатель демонстрирует, что человеку нужно быть экономным и очень скромным хозяином. Возможности следует ограничивать этикой и моралью, ведь людям дана одна планета, и они не имеют права бездумно обворовывать ее, убивая беззащитных животных.

Проблематика и смысл стихотворения

Писатель добавляет в стихотворение значительную проблему — признание любви. Это чувство вынуждает охотничью собаку Трезора отступить от поимки добычи. Автор отзывает пса, чтобы окончательно избавить воробья от страха.

Он понимает, что сила родительской любви должна вызывать только благоговение, а не побуждать к агрессии. К сожалению, люди не всегда учитывают чувства братьев меньших, ошибочно считая, что животные не могут любить собственную семью.

Кроме того, читатели отмечают проблему выбора, которая у птицы решается довольно при помощи инстинкта и гармонии мира, где он живет. Увы, человек не всегда способен следовать примеру воробья, ведь людской мир полон сложностей и фальши, искажая истинную натуру. Акцентируя внимание на случае, который произошел на охоте, автор учит бескомпромиссно защищать что-то важное, что есть в жизни.

Тургенев показывает истинную любовь, которая гораздо сильнее самой смерти. В этом и заключается главная идея произведения. В понимании писателя каждое существо на земле имеет эти качества, и лишь глупец не способен разглядеть, что даже в маленьком «создании Господа» заключено гораздо больше любви матери, чем порой в людях. Это стихотворение — своеобразная притча, которая учит, как нужно любить.

Иван Сергеевич учит читателей уважительно относиться к любви, независимо от того, где она встречается. Не нужно смеяться над этим чувством, даже если его проявление кажется окружающим нелепыми. Над ней необходимо благоговеть, ведь это качество — большая ценность для всего живого.

Действующие лица

Особенность стихотворения «Воробей» Ивана Тургенева — наличие в сюжете главных персонажей в роли животных, попавших в большую драму жизни. Краткая характеристика действующих лиц:

  1. Лирический герой, представленный в образе охотника — честный и принципиальный мужчина, которому несвойственна агрессия и жестокость. Персонаж охотится, но играет по определенным правилам: берет только то, чем может завладеть на равных условиях. Животное, лишенное способности сопротивляться, не нужно этому человеку. Он пытается бережно относиться к дарам природы, экономично растрачивая ее ресурсы. Сердце его очень доброе, поэтому он оставляет семью воробьев, восхищаясь отважностью птицы.
  2. Трезор — собака охотника, которая старается завладеть дичью в виде маленького птенца. Пес является олицетворением не столько зла, сколько жизненных трудностей. Сам факт, что животное уступает добычу воробью, свидетельствует, что представитель рода собачьих следует инстинктам, а не собственным убеждениям.
  3. Воробей. Выступает самоотверженно перед опасностью. Именно родительская любовь вынуждает его рисковать жизнью ради птенца. Автор пишет об этом бескорыстном, жертвенном чувстве, которое свойственно всему живому, именно это и отличает его от природного инстинкта. В этой ситуации маленький птенчик нуждается в заботе и боится приближающейся угрозы, однако взрослая птица не задумывается о последствиях, ему важна судьба малыша.

Оптимистичная миниатюра Тургенева «Воробей» — одна из немногих работ сборника «Стихотворения в прозе», созданное в такой тональности. Анализ раскрывает перед читателями все особенности. Этот материал могут использовать школьники для подготовки к уроку.

Опубликовано 22.08.2015 — 10:42 —

Комплексный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств, особое внимание уделяется антитезе на всех уровнях языка.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngturgenev_vorobey.docx 24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

8 класс. Русский язык. Учебник  «Русский язык. 8 класс» М.М. Разумовская. Изд. Москва. Дрофа. 2008

г.Нижний Новгород

МБОУ СОШ №45,

Н.М.Подковырина

учитель высшей категории  

Тема

Комплексный анализ текста (И.С. Тургенев  «Воробей»).

Цель:

—  Закрепление темы «Типы сказуемых».

— Повторение основных речеведческих понятий (основная мысль, стиль, тип речи, структура текста).

— Проведение комплексного анализа текста с  точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств (особое внимание уделить АНТИТЕЗЕ).

— Работа над нравственными понятиями: любовь, долг, уважение, героизм.

— Развитие творческих способностей в построении собственного текста.

— Умение самостоятельно находить материал по предложенной теме.

Ход урока.

  1. Работа с текстом упражнения № 59
  2. Выразительное чтение текста. Фонохрестоматия.
  3. Слово учителя.

Итак, перед нами стихотворение в прозе «Воробей». Эта лирическая миниатюра, замечательный» этюд с натуры» является составной частью маленьких поэм, входящих в цикл  «Стихотворений в прозе» замечательного русского писателя И.С. Тургенева.

Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте, чести и честности, совести и вере сливаются здесь у писателя в многоголосье искренних человеческих чувств, вселяют глубокую надежду на лучшее своей родины.

  1. Работа с классом.

— Что такое стихотворение в прозе?

(Небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как проза.  Ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички (т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи).

— Орфографическая работа. Объяснить орфограммы в словах:

По аллее, вдоль аллеи, сбросил, неподвижно, беспомощно, медленно, растопырив, прораставшие, все-таки, как бы, взъерошенный, искаженный, отчаянный, смущенный, близкого, желтизна.

— Пунктуационная работа. Найти предложения с деепричастными оборотами. Сделать синтаксический разбор одного из них.

— Выписать грамматические основы всех предложений. Определить типы сказуемых.

      5. Анализ текста:

            — К какому стилю речи принадлежит данный текст?

(Это художественный стиль, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие. Очевидны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность, выразительность.)

        — Определить тип речи.

(Это повествование с элементами описания. В центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий. Описывается молодой воробей, старый воробей).

      — Определите основную мысль текста.

      — Выпишите наречия и определите их роль в тексте.

6. Давайте понаблюдаем за тем, как описаны действия в этом тексте:

 — Возвращалсяи шел – однородные сказуемые. Глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, причем это синонимы, обозначающие одно и то же действие.

 — Наречие вдруг как бы сигнал к резкому повороту событий, к началу действия. Обратим внимание на взрывную звуковую сторону этого слова: 4 звонких согласных и 1 гласный звук. Отсутствие гармонии, благозвучия.

 — Какие действия происходят дальше?

 — уменьшила и начала красться, как бы зачуяв… — вот она завязка действия. Резко уменьшила и медленно начала красться (замедленность показана на лексическом и морфологическом уровне);

 — глянул и увидал… мгновенность действия показана суффиксом  НУ. Итак, действие и его результат.

 — упал и сидел, растопырив… последовательность действий. Добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья.

 — Как показана беспомощность маленького воробья?

(На лексическом и на морфемном уровнях. Наречия НЕПОДВИЖНО, БЕСПОМОЩНО, деепричастный оборот ЕДВА РАСТОПЫРИВ КРЫЛЫШКИ; суффикс –ЫШК— уменьшительно-ласкательный. Крылышки не просто маленькие, они ЕДВА прорастали.

 — Почему так много однородных сказуемых?

( Конкретизация, дробление действия помогает нарисовать образную картину).

 — Опять события развиваются плавно, неторопливо – на это указывает наречие МЕДЛЕННО

 — И вновь наречие ВДРУГ резко меняет обстановку.

 СОРВАВШИСЬ С БЛИЗКОГО ДЕРЕВА

Давайте попробуем заменить деепричастие глаголом. Что изменится?

(Как вдруг сорвался с близкого дерева старый черногрудый воробей и камнем упал перед самой ее мордой). Теряется динамика, действие замедляется. С деепричастным оборотом действия совершаются одновременно, молниеносно

 — Вернемся к описанию.

— Как описан молодой воробей? А старый воробей?

— А описана ли собака?

(есть только признаки предмета, о действиях которого повествуется…ЗУБАСТАЯ РАСКРЫТАЯ ПАСТЬ, ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ).

— Что положено в основу описания?

(Антитеза).

— На каком языковом уровне дано противопоставление?

(Прежде всего на лексическом).

— Кто кому противопоставлен?

(Молодой воробей с желтизнойоколо клюва старый черногрудый воробей.)

Антонимы: молодой – старый. Цвета: желтизна – черный. Грудь – около клюва (маленькая грудка)

МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО – ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ (разница слишком очевидна. Не просто маленький – большой, а маленький – громадный, т.е. полярные точки).  – Выделите суффиксы, определите их значение.

ЕНЬК— уменьшительно-ласкательный.

— ИЩ- увеличительно-пренебрежительный (но здесь отсутствует оттенок пренебрежительности). Значит, противопоставление дано не только на лексическом, но и на морфемном уровне.

Итак, сзади ДЕТИЩЕ, а впереди ЧУДОВИЩЕ. Почему чудовище – понятно, а почему детище? (В равной степени воробью дорого свое детище и страшно чудовище)

— Есть ли еще в тексте антитеза? (Морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк).

МОРДА и ПАСТЬ. Какова стилистическая окраска этих слов? (Разговорная,  грубоватая. Но в данном тексте она уместна).

КАМНЕМ УПАЛ. Какую картину помогает нарисовать эта метафора?

(В основе метафоры лежит сравнение, помогающее нарисовать картину стремительного падения).

— Найдите в тексте слова, ярко описывающие поведение «маленькой героической птицы». Автор использует эмоционально-экспрессивную лексику (…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два). Воробей не просто защищает, но и нападает.

— Как показано, что старый воробей жертвовал собой? ( ОН РИНУЛСЯСПАСАТЬ, ОН ЗАСЛОНИЛ СОБОЮ СВОЕ ДЕТИЩЕ … НО ВСЕ ЕГО МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО ТРЕПЕТАЛО ОТ УЖАСА, ГОЛОСОК ОДИЧАЛ И ОХРИП, ОН ЗАМИРАЛ, ОНЖЕРТВОВАЛ СОБОЮ!) Особенно выразительна здесь роль глаголов. Они передают точно и образно все мельчайшие оттенки действия. Средством выразительности здесь выступает и синтаксис. (Повтор ритмически подобных синтаксических конструкций).

— Какое это предложение по интонации? (Восклицательное).

— Какова здесь функция многоточия? (Фигура умолчания дает возможность дорисовать картину, представить весь тот невыразимый ужас, который испытывала «героическая птица».)

— Какова роль противительного союза НО? (Несмотря на весь героизм, жертвенность очевидна, силы были слишком неравными. Показывает безнадежность, отчаяние, страх маленькой птички перед громадным чудовищем).

«КАКИМ ГРОМАДНЫМ ЧУДОВИЩЕМ ДОЛЖНА БЫЛА ЕМУ КАЗАТЬСЯ СОБАКА!».

Каким является предложение по интонации? Обратите внимание на порядок слов в предложении. (Здесь выразительным средством является инверсия).

— Почему же воробей не смог усидеть на высокой, безопасной ветке? (Он не сам упал, а какая-то сила сбросила его оттуда).

— Что же это за сила? (ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ).

— Как автор выразил свое восхищение силой любви «героической птицы»?

— Что значит благоговеть?

— В каком времени ведется повествование? Обратите внимание на глаголы.

(Это глаголы прошедшего времени совершенного вида).

— А вывод? (ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ ДЕРЖИТСЯ И ДВИЖЕТСЯЖИЗНЬ).

Основная мысль, которая стала афоризмом, несущим философское жизнеутверждающее звучание, вселяющая надежду выражена глаголами настоящего времени несовершенного вида. Т.е. это вечно, есть всегда, в каждый момент и никогда не исчерпает себя.

— В каких еще произведениях мы встречались с похожей ситуацией?

(Л.Толстой «Орел», Ушинский «Орел и кошка», Носов «Белый гусь»).

— Почему Тургенев назвал воробья «героической птицей»? Как вы думаете какой поступок можно назвать героическим?

(ГЕРОИЗМ —  это поступок, сопряженный с риском для жизни. Когда тебе страшно, ты боишься, но все-таки жертвуешь собой, т.к. то, ради чего ты жертвуешь, вмещает в себя гораздо больше, чем твоя жизнь. В этом и заключается гармония жизни, природы.)

— А всякий ли поступок, связанный с риском для жизни, мы назовем героическим?

— Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение «Героизм…что это?..» — 1 вариант, «Любовь сильнее смерти – 2 вариант. (Привести примеры из художественной литературы).

Контакты:

Подковырина Нина Михайловна

Тел: 8-952-477-50-80

Почта: podkovyrina-nina@mail.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст…

picture-377739-1390843960.jpgурок-исследование «Комплексный анализ текста» (по тексту Ю.Бондарева «Звезда и Земля»)

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева «Звезда и земля»….

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 — В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так …

picture-443409-1398849178.jpgКомплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского…

picture-895218-1504524268.jpgОткрытый урок по предмету «Русский язык». 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА «О ДРУЖБЕ» РОЗЫ ГОСМАН.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК». УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ….

picture-951876-1509429826.jpg Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста

Цели и задачи: Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Для работы учащимся предлаг…

picture-841157-1478010455.jpgПриемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/turgenev/vorobey.html
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/vorobey.html
  • https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-turgeneva-vorobej/
  • https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/ivana-turgeneva-vorobej.html
  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/08/22/kompleksnyy-analiz-teksta-i-s-turgenev-vorobey

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт