Анализ стихотворения Весенний дождь

Стихотворение “Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом. Оно несет на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ “Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.

analiz-stihotvoreniya-vesenniy-dozhd-feta-48460.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.

История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.

Композиция – этот одночастное произведение, состоящее из трех строф, последовательно рисующих картину.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмой.

Эпитеты“золотая пыль”, “душистый мед”.

Метафоры“солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение“воробей купается”, “опушка стоит”.

История создания

Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе – это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.

Широкая публика увидела это произведение спустя два года – с 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.

Тема

Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с помощью приема словесного рисования.

Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Все начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, который, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира – становится очевидно, что дождь идет буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет виднеющеюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплой и радостной. Капли умиротворенно барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

Жанр

Это пейзажная лирика в чистом виде, когда все три строфы посвящены только теме природы – тому, как яркость солнечного весеннего дня сменяется дождем. Этот любимый Фетом жанр удавался ему лучше всего. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах.

Четырехстопный ямб использован для ее создания с умыслом – этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты“золотая пыль”, “душистый мед”.
  • Метафоры “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение “воробей купается”, “опушка стоит”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показываю движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картинки.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “еще” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он ощущает полноту и радость существования.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. Фет написал стихотворение «Весенний дождь»?</h3>

    • <label>1857</label>
    • <label>1859</label>
    • <label>1860</label>
    • <label>1863</label>

(новая вкладка) Жанр: стихотворение Читайте анализ других стихотворений Афанасия Фета:»Сентябрьская роза»»Чудная картина»Главные герои стихотворения «Весенний дождь» и их характеристика

  1. Весенний дождь. Идущий сплошной завесой, веселый, барабанящий по листьям.

План пересказа стихотворения «Весенний дождь»

  1. Еще светло
  2. Разрывы облаков
  3. Воробей
  4. Стеной идет завеса
  5. Золотая пыль
  6. Две капли
  7. В саду

Главная мысль стихотворения «Весенний дождь» Необычайно красива природа весной, во время дождя.Чему учит стихотворение «Весенний дождь» Стихотворение учит любить природу, ее красоту, любоваться дождем и солнцем. Учит любить каждое время года и каждое погодное явление. Учит замечать мелкие детали пейзажа.Отзыв на стихотворение «Весенний дождь» Это очень красивое и лиричное стихотворение, которая описывает начало весеннего дождя. Видно, как автор любуется дождем, как ему нравится такая погода. Он использует в стихотворении яркие и красивые эпитеты и сравнения. Стихотворение пронизано умиротворением и счастьем.Анализ стихотворения «Весенний дождь» Стихотворение было написано в 1857 году. Жанр — пейзажная лирика. В стихотворении три четверостишия, и постоянно развитие темы от солнца к дождю. Стихотворный размер — ямб, рифмовка перекрестная.Средства художественной выразительности в стихотворении «Весенний дождь»Эпитеты: золотой пыли, душистым медом, свежим листьям.Метафоры: разрывы облак, в песке купаяся, качаясь движется завеса, по листьям барабанит.Сравнения: и будто в золотой пыли.Олицетворения: что-то подошло.Метонимия: от неба до земли завеса, что-то к саду подошло.Пословицы к стихотворению «Весенний дождь» Весенний дождь лишним не бывает Дождь в мае хлеба поднимает. Весной дождь парит, а осенью мочит. Дождик вымочит, а красное солнышко высушит. Ранний дождь озолотит, поздний — разорит.Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Весенний дождь» За окном еще светло и в разрывах облаков сверкает солнце. В песке купается воробей. Но уже приближается завеса дождя, и за ней недалекая опушка леса кажется золотой. И вот в окно брызнули две первые капли, сразу запахло липой, а в саду уже начал барабанить дождь.Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Весенний дождь»1.jpgЧитать стихотворение «Весенний дождь» Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Автор: · Опубликовано 09.04.2020 · Обновлено 09.04.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный анализ стихотворения «Весенний дождь» по плану, который предоставит возможность более детально разобраться в особенностях поэтического метода А. А. Фета.

История создания

А. А. Фет написал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, а напечатано оно было двумя годами позднее – в 1859 году в журнале «Русское слово».

Поэт к моменту написания уже являлся зрелым и признанным мастером пейзажной лирики. Основой для его нового текста послужили наблюдения за природой и размышления о гармонии окружающего мира. Автор любуется предгрозовым пейзажем и предлагает читателю вместе с ним погрузиться в едва уловимую, но живо переданную в стихотворении атмосферу начинающегося весеннего дождя.

Основными темами лирики А. А. Фета являются природа, любовь и творчество, объединенные для поэта общим понятием красоты и гармонии. Умение заметить мельчайшие детали и изменения в окружающей природе, почувствовать ее настроение и перенести это настроение в свои тексты прославили А. И. Фета как автора необыкновенно тонкой и живой пейзажной лирики, красоту которой можно оценить при чтении «Весеннего дождя».

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Весенний дождь» можно отнести к жанру пейзажной зарисовки. В нем поэт в очередной раз доказывает свой талант видеть мельчайшие изменения окружающего мира и живо изображать увиденное в поэтическом слове. Перед читателем разворачивается картина замершей в ожидании весеннего дождя природы.

Текст являет собой пример так называемой «чистой лирики»: поэт создает самоценный пейзаж и приглашает вместе с ним насладиться красотой природы, ощутить ее очарование.

Размер стихотворения «Весенний дождь» – четырехстопный ямб с пиррихием, а строки соединены перекрестной рифмовкой. Благодаря этому лирический текст А. А. Фета приобретает плавное звучание, наиболее точно передающее атмосферу предвкушения живительного дождя.

Композиция

Стихотворение «Весенний дождь» сравнительно небольшое по объему, оно состоит из трех строф-четверостиший, в которых постепенно раскрывается представшая перед лирическим героем картина.

  1. В первой строке А. А. Фет изображает, как обыкновенный солнечный день постепенно готовится к надвигающемуся дождю. Солнце еще блещет, но свет этот пробивается лишь «в разрывы облак», воробей привычно купается в песке, но при этом уже «трепещет», готовится к перемене погоды.
  2. Изменения становятся заметнее, когда поэт переводит взгляд к горизонту, где «от неба до земли, качаясь, движется завеса», то есть дождь уже вступил в свои права, покрыв «золотой пылью» опушку леса.
  3. Наконец, в третьей строфе мы видим, как герой и природа благодарно встречают весенний дождь. Его первые капли врываются в пейзаж вместе с запахом душистого меда, а свежая листва радостно принимает долгожданную влагу.

Образы и символы

Центральным образом стихотворения А. А. Фета становится образ весеннего дождя. Интересно, что в самом тексте поэт мастерски обходится без слова «дождь»: от горизонта движется «завеса», «что-то» подошло к саду и барабанит по листьям. Можно предположить, что таким образом А. А. Фет приглашает по-новому, свежим взглядом посмотреть на знакомое явление. Не просто увидеть потемневшее небо и капли дождя, но почувствовать, как меняется все в природе, какие запахи и звуки врываются в жизнь вместе с подступающей стихией.

Еще один образ текста – сам лирический герой. Он не высказывает своих оценок и рассуждений, но мы видим опушку леса и сад именно его глазами. Как и автор стихотворения, которому он близок, герой способен замечать и изображать в слове мельчайшие детали окружающего мира, будь то купающийся в пыли воробей или «золотая пыль» над опушкой леса.

Темы и проблемы

Основная тема стихотворения «Весенний дождь» отражена в его названии – это природа. Весенний дождь, такой долгожданный для природы и приятный для души лирического героя. Дождь появляется в лирическом тексте постепенно: сначала автор изображает сгустившиеся тучи, трепещущих перед дождем птиц, темную завесу на горизонте и только затем «замечает» первые капли. Говоря о дожде «кто-то к саду подошел», поэт делает «оживляет» дождь и делает его полноценным действующим лицом картины.

Использование многочисленных глаголов позволяет А. А. Фету показать динамику подготовки природы к весеннему дождю: солнце «блещет», «трепещет» в пыли воробей, «качаясь, движется» завеса, капли «брызнули», наконец, «подошел» и «барабанит» по листьям сам долгожданный гость.

Основная идея

Главная мысль лирических пейзажных зарисовок А. И. Фета — это необходимость видеть и чувствовать природу, где каждый элемент неразрывно связан с остальными. Так, в стихотворении «Весенний дождь» дождь предстает символом весеннего обновления природы. С радостью и надеждой встречают его птицы, лес, свежая листва сада и сам лирический герой.

Весь текст проникнут радостным настроением предвкушения перемен, окрашен в светлые спокойные тона. Автор описывает начало дождя и предшествующие ему едва уловимые изменения природного мира как одно из проявлений гармоничного течения жизни и, в то же время, как случайно подсмотренное маленькое чудо. В самом привычном явлении А. Фету удается увидеть необыкновенную красоту и силу, и поэт с радостью делится своим открытием с читателем. Таков смысл стихотворения «Весенний дождь».

Средства выразительности

Нарисовать живую и образную картину светлого весеннего дня А. И. Фету помогает использование средств выразительности.

  1. В тексте всего несколько эпитетов, но каждый из них создает яркий образ, добавляет выразительный акцент к общему пейзажу: «золотая пыль», «душистый мед», «свежие листья». Эти образы помогают не только увидеть, но и почувствовать запахи и ощущения, разлитые в воздухе перед наступлением дождя.
  2. Для описания самого дождя поэт выбирает олицетворение: «Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит». Автор одновременно заявляет дождь центральным героем всего действия и демонстрирует, что каждая сила в природе – живая. Дождь как долгожданный гость стучится в дверь встречающей его весенней природы, обещая свежесть и обновление.
  3. Задать всему описанию умиротворенный и светлый настрой А. И. Фету удается с помощью выбранного размера и мастерского создания звукового рисунка текста, в том числе использования ассонансов «о» и «е».

В стихотворении «Весенний дождь» у А. И. Фета получилось создать легкую и живую зарисовку начала весеннего дождя. Способность чувствовать гармонию окружающего мира и замечать происходящие в природе изменения позволили поэту в своем лирическом тексте не только точно изобразить сам пейзаж, но и дать читателю почувствовать атмосферу предстоящего обновления, сконцентрированную в пробивающихся из-за туч лучах света, трепете животного мира и разлитых в воздухе запахах.

Автор: Юлия Филипская

Содержание:

История создания

Описание пейзажей имеет особое значение в творчестве автора. Афанасий Фет любил наблюдать за природными явлениями и за тем, как менялись пейзажи его родного края с приходом нового времени года. В стихотворении «Весенний дождь» автор описывает изменения природы, которые ему удалось запечатлеть накануне дождя.

Поэт любуется предгрозовым пейзажем и предлагает читателю сделать это вместе с ним. Фет старался увидеть едва уловимые детали, чтобы в полной мере прочувствовать душу природы и слиться с ней воедино. Поэтическими словами поэт рисует иллюстрации, которые читатель воссоздаёт в своей голове.

Своё стихотворение Фет написал в 1857 году, а уже в 1859 г. оно стало доступно широкой публике в журнале «Русское слово».

Образы и символы

Главным образом произведения становится дождь. Однако автор при его описании обходится без точного вхождения этого слова. Он мастерски вуалирует его при помощи различных наименований. Вероятнее всего, используя этот прием, Фет хотел, чтобы читатели посмотрели на удивительное явление природы с другой стороны. Важно не просто увидеть уже привычные тучи и капли дождя, а узреть мельчайшие изменения, которые происходят в природе накануне долгожданной влаги.

В произведении также присутствует лирический герой, который является отражением автора. Он не пытается объяснить свою точку зрения по поводу природного явления, но читатель наблюдает за всеми изменениями в окружающем мире его глазами.

Тема и проблематика

Основная тема произведения заключена в название «Весенний дождь». Это явление очень долгожданное для природы и автора. Лирический герой описывает события постепенно. Сначала он повествует о сгустившихся тучах, повисших над родным краем, о птицах, которые предчувствуют надвигающуюся бурю, о горизонте, мгновенно почерневшем, а уже потом поэт замечает первые капли весеннего дождя. Удивительно, что автор одушевляет явление природы и делает его полноценным героем своей картины.

В стихотворении Афанасий Фет использовал большое количество глаголов, так как хотел показать читателю динамику, с которой надвигается дождь. Автор видел в нём нечто прекрасное, поэтому постарался описать его во всей красе.

Основная идея

Главной мыслью произведения Фета становится рассуждение на тему того, что всё происходящее в природе неразрывно связано. Любое явление сопровождается массой других элементов, из которых складывается общая картина. Весенний дождь является долгожданным для всего живого. Автор наблюдает, как птицы, лес и листья мгновенно оживают с возникновением природного явления. Ему кажется, что с наступлением этого времени года всё преображается до неузнаваемости.

Композиция произведения

Композиция произведения не отличается какими-то необычными приёмами. Стихотворение небольшое по объёму и состоит всего из трёх строф, но даже это не помешало поэту передать красоту, которую ему удалось узреть. Каждое четверостишие плавно перетекает в другое, создавая полноценный рисунок. Композиция состоит из трёх смысловых частей:

  1. В первой строфе Афанасий Фет повествует о солнечном дне, который предзнаменует надвигающийся дождь. С первого взгляда можно не разглядеть каких-то значительных изменений в природе, но автору удалось это заметить в мелких деталях. Он видит, как солнце блещет, но в то же время его лучи прорывают надвигающиеся тучи, птицы весело играются в песке, но при этом пушат свои перья.
  2. Во второй строфе описывается ещё одно наблюдение поэта. Он перевёл свой взгляд на горизонт и увидел, что где-то вдалеке над лесом повисла золотая завеса. Автор сразу понял, что дождь уже вступил в свои права и поднял мельчайший песок над деревьями.
  3. В третьей строфе читатель может наблюдать, как поднимается настроение у поэта и у природы с приходом дождя. Лирический герой и листья деревьев благодарно встречают первые капли долгожданной влаги.

Жанр, направление и размер

Произведение можно отнести к жанру пейзажной лирики. В нём Афанасий Фет показывает своё мастерство. Он замечает мельчайшие изменения в природе и вдохновляется ими. Увиденное автор выражает с помощью поэтического слова. Он даёт читателю увидеть тот самый пейзаж и прочувствовать красоту природы перед весенним дождём.

Стихотворение является частью направления «чистая лирика». Поэт приглашает читателей посмотреть на удивительные детали окружающего мира, запечатлённые им.

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с пиррихием, используется перекрёстная рифмовка. Благодаря такому приём Фет придаёт произведению плавность, чтобы прочувствовать атмосферу надвигающегося явления природы.

Средства художественной выразительности

В произведении Фет использует простые художественные средства и выражения, при помощи которых передаёт удивительную красоту природы. Автор применяет следующие тропы:

  • эпитеты — «золотая пыль», «душистый мёд»;
  • метафоры — «качаясь, движется завеса», «что-то подошло и барабанит»;
  • олицетворение — «опушка стоит».

Однако художественные средства являются не самой важной частью всего произведения. Поэт уделяет внимание глаголам. С их помощью перед глазами читателя возникают картинки, которые поэтапно рисует природа.

При помощи аллитерации и ассонанса автор передаёт наслаждение лирического героя от увиденного. Он восхищается происходящим и радуется любой замеченной детали.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Весенний дождь» поможет читателю понять смысл, который вложил в него автор. Поэт восхищается природным явлением, у него возникает радость от увиденного. Чтобы почувствовать эмоции, которые испытывал лирический герой, следует полностью прочитать стихотворение.

Еще тесты

Читайте также

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Афанасий Фет создал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, будучи уже зрелым мастером пейзажной лирики.

По жанру «Весенний дождь» является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы.

Стихотворение относится к так называемой чистой лирике: пейзаж в «Весеннем дожде» самоценен, а ведущим приемом повествования является словесное рисование. Название стихотворения отражает его тему. Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая живую картину яркого весеннего дня с внезапным изменением погоды – от солнечного света к быстрому дождю.

Художественно-поэтическая зарисовка ярко демонстрирует редкий дар Фета – умение видеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно сумел передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, создав яркую выразительную картину ливня. При этом Фет удивительным образом сумел обойтись в стихотворении без употребления слова «дождь» — ключевыми словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы – «завеса», «что-то барабанит», «две капли».

В меняющейся картине весеннего дня Фет стремится уловить каждое мгновение, каждую радостную подробность, передать наполненность и неповторимость мига жизни – будь это купающийся в пыли воробей, или движущаяся «от неба до земли» завеса. Стихотворение пронизано красками, звуками и запахами; в небольшом произведении очень емко и объемно воспета динамика природы.

Композиционно стихотворение состоит из 3 строф — четверостиший. В первой строфе автор акцентирует внимание на ведущем мотиве света, во второй строфе привлекает внимание образ опушки леса, стоящей «в золотой пыли». Дождь в стихотворении – желанный, яркий. Фет передает радость и оживление природы от дождя, привлекая внимание в последней строфе к запаху ароматного меда: «От лип душистых медом тянет».

Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее в предвкушении любви. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие оттенки чувств — ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием — придает стихотворению, написанному перекрестной рифмовкой, плавность звучания и радостное настроение.«Весенний дождь» отличает простота использованных художественных средств и синтаксических конструкций. Насыщенность стихотворения глаголами (трепещет, брызнули, движется, барабанит) создает особую динамическую атмосферу, помогает «услышать» звонкие удары дождевых капель.

Особую роль играют в произведении наречия. В первой строфе в описании яркого дня наречие «еще» указывает на непостоянство этой картины. Во второй строфе употреблено краткое наречие «уж», свидетельствующее о скором приближении дождя.

Фет сумел создать яркую картину дня, используя при этом минимальное количество цветовых эпитетов (золотая пыль). С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации звука «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения.

Благодаря способности Фета акцентировать внимание на незначительных, на первый взгляд, событиях, придавая им важность, «Весенний дождь» в полной мере передает настроение прекрасного весеннего дня, омытого дождем.

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/vesenniy-dozhd.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/10/blog-post32.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vesennij-dozhd-fet/
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/vesenniy-dozhd-analiz.html
  • https://goldlit.ru/fet/379-vesennii-dozhd-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт