Содержание
- 1 Краткий анализ
- 2 Картинка к стихотворению 19 октября 1827
- 3 Тематика
- 4 Композиция
- 5 Средства выразительности
- 6 Лирический герой
- 7 Настроения произведения
- 8 Лексика
- 9 Метафоры
- 10 Олицетворения
- 11 Эпитеты
- 12 Звуковые приемы
- 13 Рифма
- 14 Стихотворный размер
- 15 Рифмовка
- 16 Место в творчестве поэта
- 17 Краткий анализ
- 18 История создания
- 19 Тема
- 20 Композиция
- 21 Жанр
- 22 Средства выразительности
- 23 Тест по стихотворению
- 24 План анализа произведения
- 25 История создания стихотворения
- 26 Тематика и основная идея
- 27 Композиция и стихотворный размер
- 28 Средства выразительности
- 29 Еще тесты
- 30 Читайте также
Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.
История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.
Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.
Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».
Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».
Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Картинка к стихотворению 19 октября 1827
Тематика
Тематика произведения — это совокупность тем, которую автор рассматривает в том или ином своем произведении.
Если «подняться» чуть выше над темой дружбы, которая является главной в произведении, мы увидим, что в этом стихотворении автор использует также темы жизни и смерти, быстротечности времени и конечности всего на земле.
Таким образом, тематикой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года является необратимость хода времени.
Композиция
Композиция стихотворения состоит из следующих частей:
- описание своего состояния и настроения,
- обращение ко всем лицеистам,
- личное обращение к некоторым лицеистам,
- восхваление лицейского братства,
- размышление о будущем,
- обращение к последнему живому лицеисту.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит»
(о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;
эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;
сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.
Лирический герой
Лирическим героем стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», написанного в 1825 году, является сам автор.
Настроения главного лирического героя на протяжении всего текста меняются от грустных к радостным.
Подробнее здесь
Настроения произведения
Стихотворение также пронизано настроениями грусти и радости, которые поочередно сменяют друг друга.
Поэт печалится о том, что не может встретиться со своими лицейскими друзьями. А после представляет скорую встречу с товарищами и радуется ей в своих мечтах.
Лексика
Лексику стихотворения можно характеризовать как разнообразную.
Ключевыми словами, при помощи которых автор передает нужные настроения, являются: друг, дружба — стихотворение посвящено лицейской дружбе; один, разлука, глушь — чтобы передать ощущение одиночества и грусти.
Нельзя сказать, что стихотворение написано простыми словами. В нем активно используются архаизмы (устаревшие слова): вотще — напрасно, в очах — в глазах, лоно — грудь, к устам — ко рту и прочие.
Метафоры
Кроме того, при выполнении разбора произведения «19 октября» можно легко заметить, что оно наполнено различными художественными средствами выразительности.
В нем содержится большое количество метафор: убор леса — яркая листва, пустынная келья — комната поэта, с огнем в очах — радостно.
Все метафоры здесь
Олицетворения
Текст богат олицетворениями, когда неживые предметы наделяются чертами живого существа: роняет лес — о падении листвы, проглянет день и скроется — о закате и рассвете, дни бегут — о быстротечности времени и т.д.
Все олицетворения здесь
Эпитеты
А для создания более ярких образов автор прибегает к эпитетам: багряный убор, увянувшее поле, горьких мук, бурные дни.
Все эпитеты здесь
Все средства художественной выразительности здесь
Звуковые приемы
Автор применяет звукопись — использование звуков, которые передают настроение описываемой ситуации.
Например, в этом отрывке используется аллитерация — повторение гласных звуков, в данном случае это звуки «з» и «с». Таким образом автор усиливает настроение суровости:
«…Из края в край преследуем грозой,Запутанный в сетях судьбы суровой…»
При прочтении можно почувствовать суровость ситуации, будто звук холодного зимнего ветра присутствует в этих строках.
Все звукописи здесь
Рифма
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется рифма с ударением на второй слог.
То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.
Пример на первых двух строках стихотворения:
ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
Ударные и безударные гласные чередуются.
Стихотворный размер
Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Пятистопный ямб — это когда в каждой строчке есть 5 гласных, которые выделяются ударением при произношении:
ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
Более подробное объяснение здесь
Рифмовка
В стихотворении используется 2 способа рифмовки, которые повторяются каждые 8 строк: кольцевая АВВА и перекрестная АВАВ:
- кольцевая (первая строка рифмуется с 4-й, а вторая строка рифмуется с третьей): «Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле,Проглянет день как будто поневолеИ скроется за край окружных гор…»
- перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая строка рифмуется с 4-й): «…Пылай, камин, в моей пустынной келье;А ты, вино, осенней стужи друг,Пролей мне в грудь отрадное похмелье,Минутное забвенье горьких мук…»
Место в творчестве поэта
Это стихотворение стало одним из ярчайших произведений поэта, относящихся к периоду вольнолюбивой лирики.
Произведение положило начало небольшому циклу из пяти стихов, посвященных годовщине основания лицея — 19 октября.
Это послание стало ярчайшим стихотворением Пушкина, посвященное теме дружбы.
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 6724Количество использованных доноров: 3Информация по каждому донору:
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/19-oktyabrya.html: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 2112 (31%)
- http://hronika.su/analiz-stihotvorenija-pushkina-19-oktjabr/: использовано 13 блоков из 17, кол-во символов 4563 (68%)
- https://analiz-stihov.ru/pushkin/19-oktyabrya-1827: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 49 (1%)
Поделитесь в соц.сетях: |
Оцените статью: |
Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.
История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.
Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.
Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».
Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».
Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
История создания
А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.
В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.
Тема
В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.
Лирический герой стиха одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на Неве. Сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.
Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец»
, который теперь в Италии «тихо спит»
(о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный»
(о Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.
Несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.
В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей»
. В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей»
. Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести
Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.
Композиция
Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.
Жанр
Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит»
(о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;
эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;
сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 8
Укажите год создания произведения А. Пушкина «19 октября»:</h3>
- <label>1820 г.</label>
- <label>1824 г.</label>
- <label>1825 г.</label>
- <label>1826 г.</label>
(новая вкладка)Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Составить план по стихотворению А. С. Пушкина «19 октября» …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответыНовые вопросы по литературеСказка Карлсон. Как звали щенка, с которым Карлсон устраивал представление? Что подарил Карлсон малышу что бы развеселить его? Какая у Малыша была фамилия? Сколько лет было малышу?Ответы (2)Выпишите из стихотворения Пушкина «Узник»средства художественной выразительностиОтветы (1)Как Пушкин относился к своим героям из романа ДубровскийОтветы (1)Надо составить буриме с рифмами тонкий-звонкий, река-глубока, золотой-покой, бури-лазури.Ответы (1)Что писать в вступлении в сочинении на тему мой любимый рассказ?Ответы (2)Содержание:
План анализа произведения
Входящий в школьную литературную программу стих «19 октября» требует глубокого анализа и осмысления учащимися. Он обсуждается школьниками с преподавателями, что позволяет проникнуться атмосферой ушедших времен, углубляясь в размышления автора. Чтобы правильно проанализировать стихотворение, необходимо создать краткий план для урока и внимательно изучить каждый его пункт. Условно можно выделить следующие пункты плана:
- История создания стихотворения «19 октября», уходящая корнями в ссылочные времена автора, которые он провел в Михайловском, не имея возможности посетить встречу лицеистов.
- Тематика произведения, основанная на воспоминаниях о лицейских друзьях.
- Композиционные основы, ведь само стихотворение представлено в виде монолога со словесным посылом товарищам по лицею.
- Жанр со скрытым посланием поэта.
- Стихотворный размер.
- Метафоры, сравнения и эпитеты, встречающиеся в тексте.
Конечно, отдельного внимания заслуживают слова и выражения, ставшие настоящим крылатыми фразами, которые многие люди используют в повседневной жизни, несущие скрытый смысл, например, «роняет лес багряный свой убор».
История создания стихотворения
Александр Сергеевич Пушкин вошел в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт девятнадцатого октября 1811 года. Вместе с поэтом в заведении обучались люди, ставшие не только друзьями известного писателя, но и выдающимися личностями. К числу знаменитых выпускников того времени стоит отнести:
- издателя Дельвига;
- полярного исследователя Матюшкина;
- писателя Кюхельбекера;
- министра иностранных дел Горчакова и т. д.
Во время учебы лицеисты сдружились. Их дружба переросла в поддержку отношения даже после выпуска. Чтобы не потерять связь и быть в курсе новостей жизни товарищей, выпускники договорились ежегодно встречаться 19 октября. В 1825 году А. С. Пушкин не смог посетить встречу, так как находился в ссылке в Михайловском имении. Художественное послание друзьям было составлено в стенах имения и передано лицеистам, которые торжественно решили прочитать стихотворение в своем кругу.
Тематика и основная идея
Образованный в лицейские времена союз сдружившихся выпускников стал частью жизни каждого его участника. Пушкин решил посвятить стих своим товарищам по учебе, так как не смог увидеться с ними лично, чтобы поделиться переживаниями и разделить совместные воспоминания. Тема стихотворения «19 октября» основана на лицейской жизни и дружбе. Центральную позицию произведения занимает лирический персонаж, сливающийся с автором, что говорит об автобиографической основе.
Начало стиха — это описание осеннего пейзажа, довольно символичного для автора, так как всплывающие в памяти картинки багровых листьев напоминали Пушкину традиционные дружеские посиделки. Одинокий герой произведения грустит из-за разлуки с товарищами и невозможности встречи. Близкие люди вспоминают о нем на Ниве, пока тот находится в ссылке и беспокоится о том, пришли ли все лицеисты на встречу выпускников. Поэт с теплотой вспоминает о моментах приезда, случайных встречах с товарищами, его ободряет мысль, что в следующем году он, возможно, сможет посетить встречу.
Далее автор начинает вспоминать о близких друзьях. Условно эту часть произведения можно разделить на несколько основных мыслей, пройдясь по содержанию:
- Рассказ о лицеистах, которые не смогли посетить встречу наверняка. Например, о Корсакове автор говорит «кудрявый наш певец», тихо спящий в Италии. Для разбора метафоричности этих слов необходимо знакомиться с биографией поэта и его товарищей по лицею.
- Повествование истории посещений Пушкина его обеспокоенными товарищами, решившими приехать в Михайловское (Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков). Выражение любви и уважения людям, не забывающим о поэте. Рассказ о достижениях лицеистов.
- Прославление лицея и царя. Правителя Александр Сергеевич славит за взятие Парижа и основание лицея. При этом в строках просматривается несколько укоряющих фраз, например, «он раб молвы, сомнений и страстей». Риторические восклицания отождествляют учебное заведение с отечеством, которому посвящается своеобразный гимн.
Завершается идея стихотворения «19 октября» строчками о том, что когда-то встречу лицеистов посетит всего один выпускник. Предположительно автор говорит о себе. Что касается основной сюжетной линии, то название говорит само за себя. Дата, когда настоящие друзья встречаются, делятся достижениями и совместными воспоминаниями. Также поэт пытается сказать, что истинная дружба помогает преодолевать любые препятствия, поэтому не стоит отчаиваться. Куда бы лицеисты ни отправились, где бы ни находились, нельзя забывать о союзе и долгих совместных годах учебы.
Композиция и стихотворный размер
Анализируемому произведению характерна традиционная литературная форма и построение. Условно можно выделить несколько частей с отдельным смыслом — это обращение к товарищам из лицея, послание самым близким друзьям, хвала самому образовательному учреждению и царю, размышления о будущем лицеистов. Формальная композиция — подразделение на октавы.
Нередко в школе преподаватели спрашивают учеников при анализе стихотворения, каким стихотворным размером написано произведение «19 октября». Здесь он представлен пятистопным ямбом (иногда встречается и шестистопный). В содержании прослеживаются хвалебные слова, элегии и оды. Рифмовка представлена двумя типами — перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Слова рифмуются как мужские, так и женские. Сам стих разделен на девятнадцать строф, что также символично и отождествляется с названием произведения. Можно заметить, что ударение приходится на второй слог (первый слог остается безударным) и постоянно чередуется, создавая баланс звучания при прочтении.
Средства выразительности
Выражать эмоции автор старается метафорично, применяя эпитеты и сравнения. К числу наиболее ярких стихотворных выражений стоит отнести следующие цитаты:
- Роняет лес свой убор багряный — о листопаде и времени года.
- Дни бегут — быстротечность времени.
- Кудрявый наш певец — о Корсакове, который погиб в Италии, о чем также говорит фраза «тихо спит».
- Лоно дружбы новой — образование лицея, где товарищи смогли сдружиться.
- Проглянет день и скроется — о закате и рассвете.
- Чужих небес любовник беспокойный — также отождествление со смертью.
Нередко автором применяются прекрасные эпитеты, делающие стихотворение более художественным. Например, слова о сладкогласной гитаре, знойном тропике, пленительной привычке. Эмоциональности стиху добавляет интонация, с которой подаются авторские фразы, и сравнения, такие как «для всех чужой, как сирота бездомный». Отдельного внимания заслуживают простые, понятные каждому и одновременно архаичные слова, например, вотще — напрасно, очи — глаза, лоно — грудь, уста — губы и прочие.
Помимо этого, поэтому применяется звукопись — применение звуков, передающих настроение ситуации, описывающейся в стихотворении. Произведению характерная аллитерация с чередованием и повторением согласных звуков «з» и «с». Это позволяет усилить суровость написанного текста, словно сталь, пронзающая сознание, или холодный зимний ветер, который должен стихнуть к концу стиха.
Подобные изобразительные средства позволяют максимально точно передать чувства автора — грусть, тревожность, гордость, братскую любовь, благодарность. Из-за этого читатель максимально переживает аналогичные эмоции, проникается историей, радуется вместе с поэтом и сопереживает.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Ответы (1)Знаете ответ?Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Цитатный план по произведению Пушкина стихотворение 19 октября …» по предмету ? Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по русскому языкуКак правильно дарить или доить и проверочное словоОтветы (1)Почему трофим не смог исполнить решения пристрелить жеребенкаОтветы (1)Помогите составить 6 предложений из жанров ВА Жуковскова с тире между подлежащим и сказуемымОтветы (1)Что такое придложениеОтветы (1)Вам пришлось стать свидетелем того, как сильные обижают слабого. опишите свои чувства, эмоции от увиденного. какие действия вы предпримите, чтобы остановить происходящее?Ответы (2)Используемые источники:
- https://school1208.ru/raznoe/kratkiy-analiz-stihotvoreniya-19-oktyabrya-po-planu.html
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/19-oktyabrya.html
- https://urokam.net/literatura/777205.html
- https://nauka.club/literatura/19-oktyabrya.html
- https://iotvet.com/russkiy-yazyk/1364192.html