Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»

Содержание:

Александр Александрович Блок является одним из известных русских поэтов. В данной статье будет рассмотрено стихотворение «В ресторане» Блока и проведён его анализ. Представленное произведение изучается в старших классах школы, и часто ученики пишут по нему сочинения и делают доклады.

Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане»

Стихотворение написано полностью в прошедшем времени. Воспоминания героя о том вечере не ясны, создаётся впечатление иллюзии. Блок сам пишет в начале первого четверостишия «…он был, или не был, Этот вечер…».

В произведении есть всего два главных действующих персонажа — молодая дама и рассказчик (мужчина). Главный герой сидел в ресторане и заметил среди всех гостей прекрасную даму. Несмотря на то, что рядом с ней сидел кавалер, лирический герой решает впечатлить её, подарив розу в бокале. И женщина отвечает герою заинтересованным взглядом.

Настроение произведения можно назвать элегическим. В стихотворении представлены такие чувства, как грусть, неразделённая любовь.

История создания

Стихотворение «В ресторане» было написано Александром Александровичем Блоком в 1910 году и заметно напоминает более известное творение поэта, представленное свету намного раньше — «Незнакомка». Переживания, описанные в произведении, связаны с тем, что у него были трудные времена в личной жизни. Дама сердца изменила ему с другим мужчиной, и родила от него ребёнка. Поэт не перестал испытывать сильные чувства к женщине, но все же сердечная боль дала о себе знать.

Жанр и композиция

Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.

Главная тема и идея стихотворения

Главной темой и идеей является разочарование в любви. Лирический герой пришёл в ресторан грустным из-за того, что стремился к идеалу, которого в реальном мире не существует. Женщину, которую он находил прекрасным созданием и считал, что является любовью всей его жизни, оказалась надменной и циничной.

Стихотворный размер

Блоку удалось грамотно и гармонично связать все детали стихотворения. В произведении он использовал пятистопный анапест, а в качестве формы рифмовки выбрал перекрёстную.

Средства художественной выразительности

Эпитеты:

·         «испуганная птица»;

·         «бледное небо»;

·         «чёрная роза»;

·         «жёлтая заря»;

·         «золотой рай»;

Метафоры:

·         «вздохнули духи»;

·         «запели смычки»;

·         «небо зажжено пожаром зари»;

·         «движенье испуганной птицы».

Сравнение:

·         «золотой как небо»;

·         «словно сон мой».

Читая произведение в первый раз, невозможно полностью проникнуть в смысл строк. Текст стихотворения переполнен переживаниями и грустью, но в то же время эти чувства переплетаются с надеждой и верой в будущее. Чтобы ярко представить все произошедшее в ресторане в тот вечер, можно послушать выступление профессиональных артистов, выразительная речь которых поможет понять чувства автора.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · Опубликовано 14.11.2020 · Обновлено 15.11.2020

Стихотворения Александра Блока называют одними из самых романтичных произведений Серебряного века. Это связано с тем, что большая часть его творчества, в той или иной степени, затрагивает тему любви. Одним из наиболее ярких подтверждений этому — «В ресторане», написанное поэтом в1910 году.

История создания

Для Блока 1910 год выдался не самым простым. Сложные отношения в семье, больная мать, смерть Л.Н. Толстого и М.А. Врубеля. Кроме того, на сцену литературных подмостков выходит футуризм, чуждый для поэта символиста.

Стихотворение «В ресторане» входит в цикл поэта «Страшный мир» и является своеобразным продолжением его «Незнакомки». Согласно различным данным, есть две версии того, кому оно посвящено. Одни исследователи полагают, что в произведении речь идет о супруге одного из известных артистов того времени Марии Нелидовой, другие считают, что так поэт описывал актрису Ольгу Судейкину.

Размер и жанровая направленность

Своими раздумьями стихотворение напоминает жанр элегии. Оно представляет собой чередование четырех и трехстопного анапеста. Блок как бы вспоминает тот вечер встречи с прекрасной дамой, ее мимолетные взгляды за вуалью тоски. Многие произведения поэта часто обрамлены неким философским окрасом. И понятие «прекрасная дама» носит для него не конкретный образ какой-то женщины, а скорее само понятие женственности, ее идеал.

Таким идеалом для Блока стала его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева. Она была для него не столько возлюбленной, сколько символом самой любви. Все их отношения были пропитаны неким символизмом, который затем находил свое отражение в произведениях автора. «В ресторане» также не стало исключением.

Композиция

Данное произведение представляет собой кольцевую композицию, состоящую из шести строф:

  1. В первой строфе упоминаниями о небе и «жёлтой заре» открывается композиционная закольцованность. Здесь идет как бы вступление к последующему повествованию.
  2. Во второй строфе начинается сама история, когда автор посылает даме розу, являющуюся одним из основных символов всего произведения.
  3. Третья строфа описывает реакцию дамы, демонстрирующую ее взгляды на жизнь и мировоззрение.
  4. В четвертой строфе показывается восприятие автором происходящего. Он замечает мельчайшие нюансы: «… Чуть заметным движением руки…».
  5. Пятая строфа снова посвящена даме, ее сравнительному описанию со сном и испуганной птицей, через которое выражается искренняя заинтересованность автора к ее персоне.
  6. Шестая строфа завершает историю и замыкает сюжетное кольцо: » … И визжала заре о любви». При этом дама покидает ресторан, бросая на автора пронзительные взоры, как бы показывая мимолетную взаимную увлеченность ним.

Символы и образы

Как и в других творческих изысканиях поэта, в данном стихотворении наличествует множество различных символов. В частности, «пожар зари» можно расценивать в качестве отрезвляющего символа после пьянящий мечты. «Черную розу в бокале» можно рассматривать, как нечто противоположное белой розе, которая символизирует непорочность и чистоту. При этом роза передается в бокале с «золотым» шампанским, цвет которого символизирует любовь и красоту, а сам игристый напиток — роскошь и веселье. В совокупности все это дает понимание того, что автор все еще верит в идеал любви, пусть и омраченный жизненными реалиями.

Нельзя не отметить и символичность звуков в стихотворении. «Пели смычки», «грянули струны», «зашептались… шелка», «манисто бренчало», «визжала заре» — все эти звуки позволяют символично передать само мироощущение автора и характер происходящего.

Тема и основная идея

Главной темой стихотворения является любовь, красной нитью проходящая через все творчество Блока. Здесь она носит некий волнообразный характер. Автор то разочаровывается в ее идеальности, то снова заставляет себя поверить, что пусть мир и не идеален, но и не так уж плох, если в нем все есть хотя бы намек на взаимность.

Главной идеей «В ресторане» является осознание несовершенства существующих реалий и разрушение сформировавшихся идеалов автора. Строки «Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо аи» представляют собой визуализацию основной идейной составляющей произведения. Здесь поэт как бы демонстрирует, что порочная реальность омрачила чувственный идеал, но золото игристого вина, все же обрамляет ее своей красотой и вселяет надежду.

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

analiz-stihotvoreniya-v-restorane-bloka-48251.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.

История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения“золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры“небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Тема

Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.

Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Жанр

Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передает свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошел Блоку для воплощения его идеи.

Трехстопный анапест с перекрестной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. Блок написал стихотворение «В ресторане»?</h3>

    • <label>1910</label>
    • <label>1912</label>
    • <label>1917</label>
    • <label>1920</label>

(новая вкладка)

Еще в своем первом сборнике стихов поэт предчувствовал изменения в своей Прекрасной Даме, которое потом оправдалось; и анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок) поможет понять настроение писателя.

         Стихотворение «В ресторане» написано Блоком в 1910 году. И с одной стороны, оно тесно перекликается по сюжету и смыслу с блоковской «Незнакомкой», а с другой — является своеобразным продолжением спустя четыре года, но уже оформленным в более четкий и реалистичный сюжет. А он, на первый взгляд, достаточно простой и обыденный. Его некоторая приземленность даже удивляет и дисгармонирует с привычным читателю мировосприятием поэта. Но, чтобы понять истинный смысл одного из самых совершенных произведений Блока, нужно понимать, что он чувствовал в то время, когда писал его.

         Мы привыкли считать Л. Менделееву единственной музой поэта. И действительно: именно ей он посвятил большинство своих стихотворений. Но к сожалению, их брак продлился недолго, и очень скоро в семье произошел разлад, неземная любовь Блока изменила ему с его другом и родила ребенка от другого. Блок же был готов к усыновлению, настолько сильно он любил. Поэт и разочаровался в чувстве любви, в образе прекрасной Дамы, и в то же время еще долгое время продолжал страдать из-за измены любимой супруги. Сильные переживания не препятствовали увлечениям Блока и в другими женщинами. Одной из них, которыми поэт восхищался, стала актриса Ольга Судейкина. Блок часто встречал Ольгу на различных театральных и творческих вечерах, но долго не видел в ней свою музу. Но стихотворение «В ресторане» открыто посвящено именно Ольге. Поэт как будто открыл для себя в нем новую Ольгу, с которой долгое время у него была особая духовная связь.

         В стихотворении и повторяется, и продолжается тема «Незнакомки». Разочарование в любви и в образе Прекрасной Дамы звучит здесь особенно обостренно. Женский образ, который некогда поэт боготворил, оказался таким же пошлым и продажным, как и многие другие.

         Жанр лирического стихотворения отлично гармонирует с сюжетом и композицией произведения Блока, а трехстопный анапест, которым оно написано, помогает плавному переходу от одной части к другой, поэтому и благодаря широкому ряду символов, вполне эпический сюжет не теряет лиризма и блоковской философии о двоемирии.

         Как и в большинстве других стихотворений Блока, здесь пересекаются, сталкиваясь, и вновь расходятся два совершенно непохожих мира: реальный и выдуманный. Поэтому, наверное, лирическому герою так сложно понять, существовала ли эта встреча или это был всего лишь красивый сон:

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер)…

         Первая строфа взрывается символом пожара, которым «сожжено и раздвинуто бледное небо», а ведь небо в творчестве Блока и всех символистов всегда предвещало появление божественной Прекрасной Дамы. И вдруг оно моментально вспыхивает и сгорает, а на желтой от пожара заре появляются фонари из предметного, приземленного мира. С помощью эпитетов «бледное небо» и «желтая заря» создана картина сгорания мечты, разочарования в ней.

         А вслед за молниеносным крушением ирреального мира вечности развивается вполне обычный сюжет, только переполненный символикой, за которой прячется болезненное восприятие лирическим героем действительности.

Я сидел у окна в переполненном зале…

         Первая стока второй строфы перекликается со строками «Незнакомки», которая также всегда сидела возле окна среди однообразной безликой толпы. В этом прослеживается одиночество лирического героя в толпе народа.

         Метафору «Где-то пели смычки о любви» можно истолковать двояко. Она и предвещает развитие действия в стихотворении. Но еще эта песня слышится как будто в отдалении, она грустная и тоскливая. А может быть, она доносится из другого,идеального, мира, где еще жива любовь?

         Под любовную песню смычков рождается в строфе один из самых ярких символов – символ черной розы в бокале с золотым вином, которую лирический герой посылает прекрасной незнакомке:

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, Аи.

         Этот поступок достаточно дерзкий, ведь судя по всему, дама пришла в ресторан со спутником. Но черная роза – это не просто провокация. Она символизирует глубокую печаль лирического героя, тоску по ушедшей мечте. Хотя роза, даже черная, остается прекрасным цветком, несмотря ни на что. Этим символом герой дал понять, что образ милой дамы все еще является для него неземным. Неслучайно розу герой преподнес в бокале вина, сравнив его с небом. В этих символах и поступках смешалось земное и небесное, пошлое и вечное: смелый вызов лирического героя и пошлый, и возвышенный, неземной одновременно.

         В следующей строфе происходит обмен взглядами и рождение взаимного притяжения:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

         Смущенный от волнения, хотя и дерзкий, взгляд героя встретился с надменным взглядом искушенной мужским вниманием героини. Пресыщенность и некоторая усталость ее от мужского внимания мы видим и в ее словах кавалеру: «И этот влюблен». В них слышится и разочарование в отношениях и чувствах. Как была разочарована в браке и сама Ольга Судейкина.

         Но все-таки дама смогла увидеть в лирическом герое не просто очередного поклонника, а родственную душу. Иначе не смогла бы она понять символично подаренную черную розу и попытку героя спасти ее от окружающей пошлости, вырвать из обыденности, которая так угнетала ее. Возможно, она и сама не верит в возможность своего спасения, но презрение юное – это всего лишь маска, скрывающая ранимую душу, и дрожание руки означает волнение от той внезапно грянувшей музыки, которую она слышит вместе с лирическим героем. Иносказанием «грянули струны», «запели смычки» передает Блок настроение мужчины и женщины, отделяя их от толпы, ведь только они вдвоем могут услышать музыку, звучащую в душе.

         Прекрасная Дама в ресторане вдруг становится очень похожей на незнакомку: с ароматами шелков и тонкого запаха духов. Образ героини очень образно описан поэтом. Немой вопрос читается в строке «Ты рванулась движеньем испуганной птицы». Она как будто спрашивает: «А что дальше?» Поэт сравнивает движения незнакомки с движениями испугавшейся птицы, но движения, хоть и резкие, все-таки легки, как сон.

         Сон тоже символичен. Он уносит лирического героя из грубой реальности к мечте. С помощью олицетворений «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались тревожно шелка» приоткрываются читателю тайные уголки души лирического героя.

Но тут же, в последней строфе, как резкое пробуждение ото сна появляется надменный взор незнакомки, который она снисходительно именно бросает лирическому герою из зазеркалья. Союзом «но» начинается строфа и больно и грубо возвращает героя в реальность, снова и снова напоминая о том, что Царицы Небесной не существует, что все эти образы ему только приснились, а на самом деле есть обычная женщина, с легкостью поддающаяся соблазнам пошлого и приземленного общества. И как будто в подтверждение мыслей лирического героя бренчит пренебрежительно ожерелье из драгоценностей и монет, символизируя продажность чувств в этом мире. Так же и цыганка не поет о любви, а «визжит», дополняя атмосферу алчности и аморальности общества, в котором находится герой стихотворения. Поэтому чувство одиночества тем больше обостряется, чем громче и неприятнее звучит музыка ресторана.

Стихотворение «В ресторане» не зря вот уже больше века считается одним из самых загадочных в творчестве А.А. Блока. И это не случайно, ведь идея поэта-символиста о двоемирии рождает совершенно неоднозначные и противоречивые образы, которые можно истолковывать абсолютно по-разному. Посвящается оно существующей в реальности женщине. Но и сюжет стихотворения нельзя рассматривать исключительно как историю знакомства Блока с актрисой. Этот взгляд неправильный и поверхностный, потому что творчество поэта нельзя рассматривать без учета богатой символики, в которой и сосредоточена основная мысль произведений. Но тем более кажется странным стихотворение «В ресторане», где снова читатель видит попытку лирического героя сплести два противоположных мира. Только звучит она громче. Но по-прежнему спасением для поэта становится сон, который может дать ему вдохновение и радость, не существующих в пошлой человеческой жизни. Вот только в ресторане, среди толпы, происходит окончательно пробуждение и разрушение мечты. Поэт бесповоротно разочарован в своих любимых образах. Пожалуй, «В ресторане» можно назвать прощанием с миром мечты поэта, поэтому оно не просто печальное, а звучит, как будто с горестной усмешкой.

Автор: · 06.11.2020

Самым «романтичным» поэтом Серебряного века смело можно считать Александра Александровича Блока. Большинство стихов поэта посвящены теме Любви. Многомудрый Литрекон представляет анализ по плану одного из произведений Александра Александровича «В ресторане» и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье.

История создания

Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:

«Люба довела маму до болезни… Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей…»

В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!

Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.

Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.

Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия.

Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.

Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей.

Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.

«Символистом можно только родиться» (А. А. Блок)

Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.

Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «В ресторане» состоит из 6 строф. Композиция – кольцевая.

  1. 1-я строфа является своеобразным вступлением к дальнейшему увлекательному рассказу. «Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…». Данные строки напоминают непринужденную беседу старых друзей, обменивающихся самым сокровенным, личным. Также в данном четверостишье автор упоминает небо, «желтую зарю», чем открывает композиционное кольцо.
  2. 2-я строфа – это начало истории. Поэт окунает читателя в атмосферу того вечера. «Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви…». Автор пишет, что послал «прекрасной даме» бокал шампанского с черной розой. Этот образ можно считать одним из главных образов произведения «В ресторане».
  3. 3-я строфа посвящена даме, описанию её реакции, через которую можно определить её мировоззрение, отношение к жизни.
  4. 4-я строфа – это восприятие происходящего лирическим героем. «И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…». Тонкое, глубокое мироощущение позволяет герою заметить «чуть заметные» нюансы.
  5. 5-я строфа вновь описывает «её». Здесь поэт видит в даме «испуганную птицу», сравнивает её со сном, который прошёл, пишет о «задремавших ресницах». Данное четверостишие является доказательством искреннего увлечения лирического героя описываемой дамой.
  6. 6-я строфа – это завершение мини-романа. Дама ушла. Но «из глуби зеркал… взоры бросала». Этот жест можно расценить как взаимное увлечение лирическим героем, а быть может, это просто благодарность за «комплимент» от незнакомого мужчины. «А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.». Две последние строки возвращают читателя «в ресторан» и замыкают сюжетное кольцо произведения.

Образы и символы

Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.

Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.

Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.

Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.

Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.

Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.

В описании дамы также можно заметить некое подобие.

Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.

Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.

Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане».

Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.

Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.

Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.

Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши.Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.

Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.

«Где-то пели смычки о любви.»

«Зашептались тревожно шелка.»

Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.

Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».

Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические.

Проблематика произведения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд.

За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.

Основная идея

Смысл произведения «В ресторане» — это осознание автором неидеальности окружающей действительности, разрушение устоявшихся идеалов поэта.

Данные строки можно считать отражением главной мысли стихотворения «В ресторане», так как они являются симбиозом Блоковских идеалов и Блоковского трагического осознания, являются чем-то новым, более реалистичным и живым. Идеальная любовь омрачена порочной действительностью, но человек может дотронуться до нее в мгновении созерцания красоты, молодости, грации.

Анализ стихотворения «В ресторане» был бы неполным без списка средств художественной выразительности.

Средства выразительности

Обратите внимание на тропы в стихотворении «В ресторане». Главная мысль произведения воплощена в этих художественных средствах выразительности.

  1. Эпитеты: «бледное небо», «переполненный зал», «встретил смущенно и дерзко», «взор надменный», «обратясь намеренно резко», «презрение юное», «иступленно запели», «чуть заметное дрожание руки», «тревожно зашептались».
  2. Сравнения: «золотого, как нёбо», «рванулась движеньем испуганной птицы», «прошла, словно сон мой легка».
  3. Метафоры: «пожар зари», «сожжено и раздвинуто небо», «на желтой заре – фонари», «что-то грянули струны», «глубь зеркал».
  4. Олицетворение: «пели смычки», «запели смычки», «вздохнули духи, задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало».
  5. Анафора: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка…»
  6. На протяжении всего стихотворения встречается инверсия.
  7. Эллипсис: «И на жёлтой заре — фонари».
  8. Аллитерация: «грянули струны», «запели смычки», «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало» (повторяющиеся «рычащие», «звенящие» и «шипящие» звуки усиливают эмоциональный окрас произведения, позволяя читателю «глубже окунуться» в смысл стихотворения).

Автор: Кристина Асаулова

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/v-restorane-blok.html
  • https://literaguru.ru/razbor-poeticheskogo-proizvedeniya-a-a-bloka-v-restorane/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/v-restorane.html
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-v-restorane-a-a-blok.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/v-restorane-blok/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт