Краткий анализ стихотворения «Цветок» (Цветок засохший…) по плану

Проведем анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин), чтобы вместе с автором погрузиться в размышления об одном из самых значимых в жизни человека чувств – о любви. Это стихотворение относится к философской лирике поэта, хотя оно и про любовь. Но в нем автор не делится с читателями своими чувствами, не рассказывает о чьих-то отношениях. «Цветок» – это меланхоличные рассуждения поэта о скоротечности любви.

«Цветок» написано в 1828 году. В это время Пушкин уже больше года живет в Петербурге. Напечатан впервые в следующем, 1829, году в журнале «Галатея». Но Пушкин быстро пресыщается светскими вечерами, все чаще его посещают мысли о том, что пора что-то менять в своей жизни. Да и буйная юность уже осталась позади. Вероятно, такие нерадужные размышления и способствовали появлению анализируемого стихотворения.

Как можно понять из текста стихотворения, вдохновил на него поэта засохший цветок, который был найден случайно, когда автор открыл книгу.

Размышляя о том, чем был этот цветок до того, как попал в книгу, Пушкин раскрывает тему ушедшей безвозвратно любви. Цветок становится символом остывших чувств, когда-то цветущих, как несчастное растение. К своему сожалению, поэт признает, что чувства могут угаснуть, и после них останется только увядший след между страниц книги на пыльной полке. Это можно считать основной мыслью стихотворения, которая читается между строк.

Композиция стихотворения состоит всего из одной части. Это размышления поэта о судьбе засохшего цветка. Стихотворение делится на четыре строфы.

В первой строфе лирический герой открывает забытую книгу и находит между ее листов «засохший, безуханный» цветок. Он наводит на героя, который отождествляется с автором стихотворения, на думы о прошлом цветка.

Цветок уже давно высох, поэтому от него не исходит аромата, он «безуханный», то есть без запаха. У него ломкий стебель и ломкие лепестки. Из-за того, что цветок засох, уже непонятно, какого цвета он был. Это уже давно безжизненное растение, не способное, кажется, вызвать какие-то эмоции у человека. Но только не у автора. Он видит за блеклым цветком целую историю.

Дальнейшие строфы – это множество риторических вопросов, с помощью которых автор как будто делает читателей участниками его размышлений. Он приглашает нас, как и сам он, задуматься о том, что любовь может пройти без следа.

На поверхности сюжета – история цветка. Лирический герой пытается представить, где он рос, когда, долго ли цвел и кто его сорвал? А самое главное – для чего его сорвали и положили в книгу? Также поэт задумывается, живы ли те, кто когда-то срывал цветок, держал его в руках, вдыхал его аромат. А может быть, он был предназначен возлюбленной женщине? Как бы там ни было в прошлом, но совершенно точно то, что когда-то у цветка была счастливая, насыщенная событиями жизнь, а вот теперь его участь – забвение и вечная темнота книжных полок.

Но сюжет прост только на первый взгляд. Я думаю, поэт таким образом сравнивает судьбу этого цветка с чувством. И тогда читатель видит совершенно другое в вопросах, в истории цветка. Так же, как и он, когда-то цвело от счастья чье-то чувство. Но нашелся тот, кто безжалостно сорвал цветок, то есть надругался над чувствами другого, лишил его спокойствия.

Сорванный когда-то цветок, рано или поздно завянет и поблекнет. Так же думает автор и о любви, отмеряя ей некий срок. Он может быть больше или меньше, и порой многое зависит от того, как будут беречь его. Так же и с чувством нужно обращаться бережно, чтобы оно дольше жило.

И еще одну тему затрагивает в своем стихотворении Пушкин. Не только утрата ответного чувства, но и сама жизнь меняет нас со временем. Как бы мы ни сопротивлялись, нам не избежать увядания.

Таким образом, цветок в стихотворении символизирует и любовь, и жизнь. И то и другое необходимо беречь, чтобы сохранить.

Просто, но образно создает Пушкин метафору в четыре поэтические строфы. Только Александр Сергеевич мог без лишних средств художественной выразительности раскрыть сложную философскую тему. В этом ему помогают эпитеты «засохший, безуханный цветок», «странная мечта», «чужая, знакомая рука», «нежное свиданье», «роковая разлука», «одинокое гулянье», метафоры «душа наполнилась мечтой», «сорван рукою», «лесная тень» и сравнение «как сей неведомый цветок».

Характерно и то, что стихотворение начинается со слова «цветок» и им же заканчивается. Так создается замкнутость бытия, и это отражает состояние тяжелого душевного кризиса поэта, когда он писал стихотворение. А отсутствие ответов на поставленные вопросы только подтверждает это.

Пушкин в выборе стихотворного размера верен четырехстопному ямбу, который своим удивительно слаженным ритмом помогает более эмоционально раскрыть тему стихотворения.

Пушкин не нашел ответы на важные для него вопросы. Но именно благодаря этому каждый из читателей сам может ответить на них. Неоспоримо только одно: не стоит тратить свои чувства и жизнь попусту. Нужно бережно и с благодарностью относиться к каждому прожитому дню и уважать чувства других людей.

Ярко выражающее внутренний конфликт поэта, стихотворение “Цветок” занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, требуется изучить краткий анализ “Цветок” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 8 классе для углубленного объяснения темы.

analiz-stihotvoreniya-cvetok-pushkina-50311.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветок.

История создания – “Цветок” написан в 1828 году, когда поэт уже полтора года как жил в Петербурге. Напечатано стихотворение в следующем, 1829 году, в журнале “Галатея”.

Тема стихотворения – прошедшая любовь, символом которой стал засохший цветок.

Композиция – одночастная: поэт просто рассказывает о мыслях, которые посетили его после того, как он нашел между страниц книги вложенный туда цветок.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.

Метафоры“душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.

Сравнение“как сей неведомый цветок”.

История создания

В 1828 году, когда было написано стихотворение “Цветок”, Александр Сергеевич уже полтора года жил в Петербурге по разрешению императора. Однако город быстро ему наскучил, да и сложные жизненные обстоятельства не располагали к веселью. К тому же поэт понимал, что пришло время прощания с беззаботной юностью. Все это и стало причиной написания простого по сюжету, но сложного по содержанию произведения.

Его напечатали уже в 1829 году в журнале “Галатея”.

Тема

Стих посвящен любви, которая может окончиться разлукой. Чувства в любом случае мимолетны, поэтому нужно ценить то время, которое проведено с любимым человеком. Основная тема – быстротечность любви и ценность каждой минуты счастья, которое отпущено человеку.

Композиция

Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – это мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остается только цветок между книжных страниц.

Образ влюбленной пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает еще больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.

Жанр

Это философское стихотворение с лирическими мотивами, где Пушкин, с одной стороны, рассуждает на вечные темы, с другой – передает ту эмоциональную напряженность, которую вызывает в главном герое его находка.

Для создания ритмического рисунка поэт использует свой любимый четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. С его помощью он напоминает о том, что в общем смысле жизнь человека не длиннее жизни цветка, а значит, не следует тратить ее попусту.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

  • Эпитеты “засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.
  • Метафоры “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.
  • Сравнение “как сей неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь с одной стороны и печальную разлуку с другой, дает возможность читателю найти свои. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце поэта, переданы удивительно точно.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. С. Пушкина написал стихотворение «Цветок»?</h3>

    • <label>1827</label>
    • <label>1828</label>
    • <label>1829</label>
    • <label>1830</label>

(новая вкладка)Содержание:

История создания

Стих был написан в 1828 году, его опубликовали в журнале «Галатея». Пушкин уже полтора года жил в Санкт-Петербурге по разрешению императора. Город быстро наскучил поэту, и он находился в подавленном состоянии. Александр Сергеевич испытывал душевный кризис. Период беззаботной юности закончился, нужно было привыкать к новому этапу жизни. В переломный момент творчества Пушкин обратился к следующим темам:

  • философские размышления;
  • что такое смерть и жизнь;
  • покаяние.

Все они встречались в стихотворениях этого периода. Поэт начал отходить от канонов романтизма, все чаще стал возводить незначительные события в ряд общечеловеческих ценностей.

Если прочитать «Цветок», то с первых строк станет понятно — автор отвлекается от личного и переключается на незнакомых ему людей.

С помощью множества риторических вопросов автор приглашает читателей размышлять на вечные темы. Анализ «Цветка» Пушкина показывает, как важно ценить каждое хорошее мгновение жизни. Это касается не только любви, но и других моментов.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой взял в руки книгу. Среди страниц он обнаружил засохший цветок. Эта находка заставила его задуматься о вечных вещах. Первым делом он начал фантазировать о растении, месте его произрастания и времени цветения.

Герой не знает, кто именно положил цветок в книгу. Неизвестна ему и цель такого действия. Возможно, этот человек сохранил растение на память о свидании или разлуке, может быть, это было сделано после ночной прогулки.

Далее герой начинает размышлять о том, а жив ли этот человек, где он живет и как себя чувствует. Возможно, его уже нет в живых, он увял, как цветок.

Художественные приемы

Композиция стихотворения состоит из одной части. В тексте последовательно разворачиваются события. Герой берет книгу и находит в ней засохший цветок, после чего начинает думать о том, кто оставил такое послание. Поиск ответа выглядит как уникальное путешествие.

Стихотворение написано в жанре философских размышлений с небольшим добавлением лирических мотивов. С одной стороны, герой рассуждает, откуда в книге цветок, с другой — передает эмоциональное напряжение от находки. Для создания атмосферы поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у Пушкина цветок засохший, мечта странная, а рука чужая;
  • метафоры — автор показывает, что душа наполняется мечтой, лес имеет тень;
  • сравнение — поэт сравнивает судьбу незнакомого человека с увяданием растения.

Основная мысль стихотворения довольно простая. Пушкин указывает на необходимость запоминать и ценить каждый момент жизни, иначе от нее останутся только увядшие растения. Человеку уже не вспомнить, где и когда собрал их. Поэт намеренно не уточняет, какой именно цветок нашел герой. Это не имеет значения, так что можно размышлять долго, ведь розу могли сорвать в саду, ромашку — в поле.

В тексте также показана история влюбленных людей. Неизвестно, расстались ли они или построили крепкий союз. Читатель может сам подумать над этой историей.

Стихотворение Пушкина «Цветок» наполнено риторическими вопросами. Автор рассказывает о том, как важно порой остановиться и поразмышлять на вечные темы.

Еще тесты

Читайте также

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

1. История создания

Стихотворение «Цветок» написано Пушкиным в1828 году, через полтора года после возвращения в Петербург из Михайловского. Это время принято считать переломным в жизни поэта.

Проведя более 2-х лет в уединении северной ссылки, Пушкин пересмотрел свои взгляды на мир, обрёл новые творческие установки и нравственные ценности.

В стихотворении «Цветок» наметился поворот к философской лирике, а также – к характерным для всей поздней лирики поэта мотивам быстротечности человеческой жизни.

2. Литературное направление

Произведение проникнуто духом сентиментализма. Само обращение к образу цветка и уподобление его человеческой жизни отсылает читателя к сентиментальной традиции.

Поэт размышляет о судьбе неизвестных ему людей, их мыслях, чувствах, переживаниях. Предмет его размышлений – тонкая духовная ткань человеческих отношений.

3. Род

Стихотворение являет собой образец философской лирики. Ему присуща камерность, эмоциональность, обращённость к внутреннему миру человека.

4. Жанр

По форме «Цветок» представляет собой элегию.

Стихотворение выполнено в слегка минорной тональности задумчивого размышления.

5. Проблематика

Основная проблема, затронутая в произведении – хрупкость бытия.

Время и обстоятельства срывают человеческие жизни, словно благоуханные цветы, обречённые на забвение.

«Безуханный» цветок становится символом отцветшей человеческой жизни, не оставившей о себе воспоминаний.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема конечности человеческой жизни, хрупкости всего земного.

Автор напоминает нам о ценности каждого мгновения, неслучайности каждой встречи.

7. Идея

Идея стихотворения «Цветок» состоит в том, что всё земное быстро проходит, забывается, подобно красоте и аромату сорванного цветка. Человеческая жизнь – одно мгновение по сравнению с вечностью.

8. Пафос

Стихотворение написано в упоении печалью от созерцания засохшего цветка.

Сожаление о его молодости сродни тоске автора по собственной утраченной юности. Кажется, что поэтом движет грустная мысль о краткости отмеренного людям срока.

9. Система образов

Стихотворение построено на образе цветка, обнаруженного лирическим героем между страниц книги. Поэт называет его «засохшим», «безуханным», «забытым», «неведомым».

Задавая вопросы о судьбе цветка, он постепенно начинает искать следы сорвавшей его руки и думать о тех, кому был дорог цветок.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – увядший цветок, герой и героиня.

Возникают образы неизвестных мужчины и женщины, которых могла связывать неуловимая тайная цветка.

«Он» и «она» лишены портретных и психологических характеристик, автор лишь предполагает, что цветок мог быть подарком при свиданье или разлуке, спутником на одинокой прогулке. Всех троих (цветок, «его», «её») ждёт один удел: забвение.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – поэт-мечтатель, в душе которого находит отклик каждое впечатление бытия.

Незаметная деталь – сухой цветок – становится в его сознании поводом для написания философского стихотворения о смысле жизни. Это говорит о чувствительности поэта, его отзывчивости, открытости и душевной уязвимости.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Автор находит в старой книге засохший цветок и пытается представить себе, где он рос, кем и для чего был сорван.

Затем его мысли переносятся к возможным героям драмы, возникает образ любви, символом которой мог стать цветок.

Стихотворение заканчивается предположением о том, что придуманные поэтом герои уже «увяли», подобно цветку. Любая история имеет свой конец, и только живое воображение поэта может её воскресить.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией.

  • Первая строфа повествует о нахождении цветка.
  • Вторая содержит в себе вопросы о его судьбе.
  • В третьей – мысль автора обращается к людям, для которых цветок был не просто растением.
  • Четвёртая строфа содержит вывод, сформулированный в виде вопроса-предположения.

14. Рифма, ритм, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Для него характерна перекрёстная рифмовка (АВАВ).

Встречаются простые и сложные, точные и неточные, мужские и женские рифмы.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.

Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.

Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.

В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.

Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою страной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения.

Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»).

Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.

17. Значение произведения

Стихотворение «Цветок» намечает поворот к глубинным философским вопросам в поздней лирике Пушкина. Кратко и просто оно напоминает о скоротечности жизни и хрупкости всего земного.

18. Актуальность

Жизнь и смерть будут волновать людей столько, сколько им суждено прожить.

Стихотворение «Цветок» всегда будет актуально, так как каждый человек задумывается о том, как быстро всё проходит, пытаясь ухватиться за отдельные образы, воспоминания, мгновенья.

19. Моё отношение

Это стихотворение глубоко запало мне в душу. Оно наполнено искренней печалью и тревогой. Поэта волнует краткость земного пути.

Я нередко думаю о том, для чего мы живём, что останется после нас, что будут вспоминать люди, когда нас не станет. Вещи перестанут иметь большое значение, важно будет лишь то, кого мы любили, какие совершали поступки.

Я благодарна Пушкину за то, что своим стихотворением он даёт нам повод задуматься о самом главном.

20. Чему учит

Стихотворение «Цветок» учит ценить каждую минуту жизни, радоваться её красоте, любить людей и весь мир.

Ярко выражающее внутренний конфликт поэта, стихотворение “Цветок” занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, требуется изучить краткий анализ “Цветок” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 8 классе для углубленного объяснения темы.

analiz-stihotvoreniya-cvetok-pushkina.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветок.История создания – “Цветок” написан в 1828 году, когда поэт уже полтора года как жил в Петербурге. Напечатано стихотворение в следующем, 1829 году, в журнале “Галатея”.

Тема стихотворения – прошедшая любовь, символом которой стал засохший цветок.

Композиция – одночастная: поэт просто рассказывает о мыслях, которые посетили его после того, как он нашел между страниц книги вложенный туда цветок.

Читайте также:  Брюсов кинжал лирический сюжет и его движение. Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.

Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.

Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

ОБРАЗ ЦВЕТКА В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА

Цветок обладает ценностным для русской поэтической мысли содержанием. Большой филологический интерес вызывает диссертационное исследование А.И. Молотковой о концепте «цветок» [5]. Ученый рассматривает художественный мир И.А. Бунина, Ф. Сологуба, О.Э. Мандельштама и В. Хлебникова с типологических признаков концепта «цветок». В 2012 году Ши Хан сопоставляет флористические образы в русской и китайской поэзии первых трех десятилетий ХХ века, выявляя особенности менталитета русского и китайского народа соответсвенно [7].

Известны стихотворные произведения В.К. Тредиаковского («Ода в похвалу цвету розе»), А.П. Сумарокова («Сонет» («Не трать, красавица…»), Г.Р. Державина («Невесте», «Чечотка», «Распускающаяся роза»), К.Н. Батюшкова («Источник», «К цветам нашего Горация», «Из подражания древним»), М.Ю. Лермонтова («Незабудка», «К Нэере»), И.С. Тургенева («Цветок») и др. Творческое наследие А.С. Пушкина не является исключением. В пушкинскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве, в т.ч. литературе. Цветы являлись самыми разными символами человеческих чувств, взаимоотношений, выступали причинами необъяснимых чувств, которые нельзя передать словами [4]. Галерея цветов, представленная в русской поэзии, не может не поразить: практически каждый русский поэт открывает особенности настроения природы, разнообразие ее состояний, каждый упоминающийся цветок живет собственной жизнью.

В 1828 году А.С. Пушкин создает стихотворение «Цветок». Лирический герой находит в старинной книге засохший цветок, заставляющий его воспроизвести образ возможного обладателя. По формальному признаку — объему — стихотворение небольшое и рассказывает не о случайной находке, а о тех чувствах, которые породил в душе лирического героя найденный цветок.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя [6]

Возникло много вопросов: «А кто оставил этот цветок? Мужчина или женщина? Что было между людьми, которые видели цветок?» и.т.п. Сухой цветок, обнаруженный лирическим героем совершенно случайно, рождает философские мысли о человеческой жизни:

Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

Читайте также:  Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе.

В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок? Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок? [6]

Автор размышляет о быстротечности человеческого бытия, непредсказуемости судьбы [1]. Цветок — это олицетворение человека, а судьба цветка — тот же жизненный путь, который проходит человек за свое время пребывания на земле. Возможно, цветок — свидетель счастливого свидания или, напротив, рокового расставания.

Еще один «цветочный» шедевр поэта — миниатюра «Цветы последние милей…» (1825), посвященный близкой знакомой А.С. Пушкина, Прасковье Александровне Осиповой [2]. Она была его соседкой по имению Михайловское, хозяйкой усадьбы Тригорское. Первая встреча поэта с П.А. Осиповой состоялась в 1817 году. Удивительная женщина занимала значительное место в творчестве поэта. По подсчетам ученых, ее имя и слова, имеющее к ней отношение, упомянуты в произведениях поэта около 170 раз. Само стихотворение было опубликовано лишь в 1838 году, когда его напечатал журнал «Современник».

По жанру стихотворение соотносится с элегией. Оно написано четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил смешанную рифмовку: в первых двух строках — парную, в четырех последних — перекрестную, что сообщает поэтическому тексту определенный ритм, напевность и некоторую печаль.

Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках говорится о последних цветах лета, смысл о том, что последние цветы оказываются дорогими сердцу:

Цветы последние милей Роскошных первенцев полей [6].

Философский смысл стихотворения в том, что, пребывая в зрелом возрасте, человек больше ценит радости жизни, чем в молодости:

Они унылые мечтания Живее пробуждают в нас [6].

В стихотворении раскрыта тема ценности жизни, ее скоротечности.

Цветок олицетворяет человеческие чувства, т.е любовь и грусть, связанную с ней. Когда человек молод все кажется обычным и незначимым, и только к зрелому возрасту человек ценит то, что его окружает и воспоминания о молодости приносят легкую грусть. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Лирический герой рассуждает о ценности жизни, вспоминает молодость, а посмотрев на последние цветы осени, погружается в состояние тоски о минувшей весне, летних днях. Обращение поэта к антитезе «последние-первенцы» и «разлука- свидание» прорисовывают авторский контраст настоящего и прошлого.

В 1827 году А.С. Пушкин создает стихотворение «Соловей и роза», причем название напоминает о популярном «бродячем» сюжете мировой литературы, который чаще всего встречается в восточной лирике [3]. Однако у А.С. Пушкина сюжет несколько трансформирован. «Соловей» у А.С. Пушкина олицетворяет поэта, а «роза» — это красота, прекрасное, что скрыто в поэзии. Изображается отношение поэта к поэзии, их взаимосвязь. В стихотворении представлена безответная любовь. Лирический герой, поэт не может понять в чем смысл его существования и, соответственно, творчества. «Розу» еще можно соотнести с русской поэзией, это особо заметно в последних строках, там где есть риторические вопросы, которые заставляют читателя задуматься:

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,

Поет над розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет,

Читайте также:  А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка». план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

Не так ли ты поешь для хладной красоты? Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты ?

Она не слушает, не чувствует поэта; Глядишь, она цветет; взываешь — нет ответа [6].

В стихотворении, согласно восточной сказке (в частности, азербайджанской, заметим, у этого народа есть песня на данный сюжет), соловей влюблен в розу, но она не отвечает ему взаимностью. А.С. Пушкин уникально трансформирует восточный сюжет, обращаясь к постановке важной проблемы, связанной с творчеством. Поэт отдает поэзии всего себя, трудится без устали, но от «безответной любви» со стороны поэзии погружается в состояние печали. Лирического героя волнует вопрос: «В чем предназначение поэта?» и «Действительно ли его служение этой царственной, но надменной и холодной богине — Красоте, необходимо ему самому?» Однако данные вопросы относятся к разряду вечных.

Развитие сюжета «соловей и роза» обретает философский смысл: А.С. Пушкин задает вопрос: «В чем предназначение поэта?». Стихотворение начинается сказочно, манит своей таинственностью, что обусловлено наличием риторических вопросов и обращений. Миф о соловье и розе связан с мотивом безответной, несчастной любви. Авторские раздумья о смысле жизни поэта, страхе быть непонятым, предназначении поэта — пушкинская новация сюжета восточной легенды.

Образ цветка в творчестве А.С. Пушкина имеет сложную семантическую структуру, отсылает к известным аллюзиям, неожиданно раскрывая философский вопрос: «в чем смысл жизни».

Список литературы

1. Егорова Е.Н. Флористическая символика в поэзии Пушкина [Электронный ресурс] // https://www.proza.ru/2008/08/29/531

2. Егорова Е.Н. Приют задумчивых дриад. Пушкинские усадьбы и парки.-М., 2006.

3. Лотман Ю.М. Пушкин.-Спб.:Искусство-Спб, 1998.

4. Лысюк Е. А. Пушкинский вертоград: цветы и травы Михайловского. — Великие Луки: АРБОР, 2000.

5. Молоткова А.И. Концепт «цветок» в языке и поэтической речи [Электронный ресурс] // https://www.dissercat.com/content/kontsept-tsvetok-v-yazyke-i-poeticheskoi-rechi

6. Пушкин А.С. Стихотворения [Электронный ресурс] // https://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/

7. Хан Ши Флористические образы в русской и китайской поэзии первой трети XX века [Электронный ресурс] // https://www.dissercat.com/content/floristicheskie-obrazy-v-russkoi-i-kitaiskoi-poezii-pervoi-treti-xx- veka

Композиция

Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – это мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остается только цветок между книжных страниц.

Образ влюбленной пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает еще больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.

Анализ стихотворения Пушкина “Цветок

У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение – “Цветок” . Оно небольшое – состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях; о его прошлом, настоящем и будущем.

Случайное впечатление рождает в душе поэта размышления о целой жизни – от нежного свидания или роковой разлуки до смерти, подобной увяданию

цветка. Лирический герой начал размышлять, где мог расцвести этот цветок, когда, какой весной – в прошлом году или, может быть, в прошлом столетии? Он вглядывался в бледные краски цветка и думал: сколько времени цвел этот цветок – одно мгновенье, один час или целый день? И кто сорвал это красивое и нежное творение природы – черствый и равнодушный человек или человек с любящим сердцем?

Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? Почему этот цветок был сорван и засушен?

В память о нежном свидании или о неминуемой разлуке? Может

быть, юноша или, скорее всего, девушка засушила цветок, подаренный любимым во время желанной встречи? Быть может, это цветок, подаренный во время признания в любви? Или это была встреча перед долгой разлукой, и цветок напоминает о том, что где-то далеко любящее сердце всегда помнит о тебе. А может быть, это одинокий поэт гулял “в тиши полей, в тени лесной” и размышлял о жизни и своем в ней предназначении. Герою интересно, живы ли люди, положившие в книгу этот цветок – память о своей любви. И где они сейчас живут – в этом городе или уехали далеко-далеко?

Прикоснувшись к увядшему цветку, лирический герой словно прикоснулся к жизни и судьбе сорвавшего его человека. Случайный прохожий или влюбленная пара – они уже не чужие для героя, он уже тесно связан с ними. Что за жизнь ждет их впереди? Быть может, это кто-то знакомый, близкий ему, тот, кто находится где-то рядом. А может, тех, кто оставил этот цветок в книге, давно уж нет:

И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?

Читайте также:  Что такое «Брюсов календарь», как им пользовались

Вот какое волнение испытывает герой, стараясь угадать судьбу людей, о существовании которых еще мгновение тому назад ничего не знал. Один маленький неприметный цветок натолкнул героя на такие глубокие размышления о человеческой жизни, на философские мысли. Философская лирика Пушкина заставляет думать, рассуждать, обращать внимание на незначительные на первый взгляд детали и эпизоды жизни. Поэт своим стихотворением говорит, что каждое мгновение жизни значительно и неповторимо.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

  • Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.
  • Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.
  • Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь с одной стороны и печальную разлуку с другой, дает возможность читателю найти свои. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце поэта, переданы удивительно точно.

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-cvetok-a-s-pushkin.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/cvetok.html
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/tsvetok.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-cvetok-cvetok-zasohshij-po-planu/
  • https://school-ethiopia.ru/analiz-stihotvorenij/aleksandr-pushkin-cvetok-analiz.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт