Интерьер дома Плюшкина в «Мертвых душах» — Русская историческая библиотека

Дом Плюшкина представлял собой нечто особое, своеобразное уродливое гнездо, образ дома, потерявшего своего хозяина, своё предназначение и душу. Интерьер Плюшкина – лицо главного персонажа, его внутренний мир, душа помещика пуста и безобразна.

+

План

  1. Впечатление гостя от обстановки дома
  2. Гоголь – мастер деталей
  3. Особое место в доме Плюшкина
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Впечатление гостя от обстановки дома

Когда Чичиков вошёл в коридор, он почувствовал запах погреба, отвратительный смрад – результат тщательной работы хозяина, который стаскивал в угол гостинной комнаты всё, то, что находил в деревне. Первое впечатление от увиденного в передней: будто бы шла подготовка к мытью полов и всю мебель собрали в кучу перед уборкой. Чудовищное нагромождение предметов интерьера, картин, поломанных стульев, часов, тряпья и продуктов. Посуда, покрытая пылью, годами не видавшая мытья, обломки мебели, куски разных предметов, бумажки, тряпьё – всё это встретило гостя в единственной освещённой комнате.

Автор подчёркивает тот факт, что Чичиков был, мягко говоря, неприятно поражён увиденным, а хозяин, который появился некоторое время спустя, даже не извинился за обстановку, в которой он принимает гостя. Для Плюшкина такой порядок вещей стал частью жизни, он превратился в бесполое, бездушное, пустое существо.

Гоголь – мастер деталей

Нелепость и тяжесть обстановке придавало то, что стены комнаты были густо увешаны несуразными картинами, изображающими совершенно несочетающиеся вещи: какое-то сражение (Гоголь упоминает тонущих лошадей, солдат в треуголках и барабаны), натюрморт с арбузом, фруктами, цветами, мордой кабана и чем-то напоминающим охотничий трофей. Потолок комнаты был “увенчан” люстрой, которая превратилась в грязный кокон из-за пыли, паутины и грязи. Во всей обстановке читается отношение Плюшкина к себе, к жизни, к деньгам и к другим людям. Несколько точных чётких предложений характеризует помещика, как ограниченного, психически нецелостного, жадного, скупого и отвратительного человека.

Особое место в доме Плюшкина

Важно отметить, что несмотря на негатив, который появляется у читателя при знакомстве с Плюшкиным, именно этот персонаж вызывает у автора наибольший интерес. Герой настолько проработан в мелочах, чертах, деталях, что создаётся впечатление, будто бы Плюшкин имел реальный прототип, с которым автор был близко знаком. На самом деле, исследователи творчества Гоголя считают, что таким человеком мог стать некий Погодин, историк, знакомый автора, который славился своей скупостью, болезненной жадностью и накопительством.

Вместо красного угла в доме Плюшкина было особое место, где наш персонаж хранил всё то, что находил на дорогах в деревне, во дворах, в любом месте, куда он добирался. В этой “священной” куче мусора были обломки предметов интерьера, тряпки, разбитая посуда, оторванная подошва, офицерская шпора. Описание этой кучи мусора в тексте поэмы даётся глазами Чичикова (который славится аккуратностью и чрезмерной чистоплотностью), это создаёт эффект гиперболизации. Разумеется, хозяин был слишком занят, чтобы разобрать весь этот “клад”, и он только увеличивается день ото дня. Дополняя описание характера героя, следует отметить, что выходя “на охоту” в деревню, помещик вёл себя таким образом, что найденную вещь (даже забытую хозяйкой посуду) он искренне считал своей. Отобрать у него находку можно было, только поймав помещика с поличным. Если же она попадала в легендарную кучу, то он доказывал, что это его собственность, подаренная неким родственником, нещадно врал, и возврата потери не стоило и ждать.

Дом Плюшкина в поэме “Мертвые души” символизирует внутренний мир персонажа и, вместе с тем, страшнейший порок, который способен превратить человека в бездушное ограниченное существо.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>

    • <label>Роман в стихах;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Поэма;</label>
    • <label>Новелла.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 26.04.2019

(358 слов) Плюшкин – последний помещик, имение которого посещает Чичиков. Этот герой занимает важное место в системе персонажей. По мнению автора, онуже лишился человеческих качеств характера, полностью деградировал. Плюшкин – мёртвая душа. Однако неслучайно нам представлена его предыстория. Герой, который раньше был трудолюбивым помещиком с процветающим хозяйством, ещё имеет шанс на возрождение. В усадьбе Плюшкина, как и в портретной характеристике, совмещается «мертвое» с «живым» («глазки еще не потухнули»).

При первом взгляде на усадьбу везде можно увидеть беспорядок, грязь, отпечаток смерти. Дома крестьян находятся в непригодном состоянии, хозяйство заброшено. Всё хрупкое, дряхлое. Детали внутренней обстановки также указывают на всеобщее отмирание. В этот дом уже давно не проникает жизнь: почти все окна были заколочены (осталось только два окна), так что дневной свет почти не поступал, в помещениях было холодно. Плюшкин отличался своей скупостью, излишней бережливостью. Так, посередине комнаты он скапливал ненужный мусор, который мог лежать здесь годами. Плюшкин сюда складывал все необходимые, по его мнению, вещи.

На всех предметах в его доме был отпечаток гнилости. На столе лежит поношенный колпак, два пера, которые были испачканы чернилами, зубочистка,«совершенно пожелтевшая». При первом взгляде на комнату трудно представить, что здесь кто-то обитает. Всё находится в непригодном состоянии. Мебель была расположена в хаотичном порядке, словно кто-то мыл полы, везде была грязь, скапливался мусор. Даже сломанные предметы помещик не выбрасывает: на столе лежали давно остановившиеся часы, на которых уже была паутина, сломанный стул. На стенах висели пожелтевшие и почерневшие картины, что также отражало гнилость, отмирание.Люстра, покрытая слоем пыли, уже стала похожа на кокон с червяком.Так, каждая деталь внутренней обстановки отражала запущенность, безжизненность.

Однако, несмотря на всеобщее отмирание, в усадьбе еще остался «живой уголок». Только сад, находившийся за домом Плюшкина, напоминал о том, что когда-то здесь всё процветало, имело совершенно иной вид. По мнению автора, Плюшкин ещё может возродиться, начать все заново.

Таким образом, имение Плюшкина отражает его внутренний мир. Все заброшено, носит отпечаток разрушения. На предметах годами скапливается пыль, дома стоят ветхие, полуразваленные. Хозяйство давно запущено, им никто не занимается, Однако как в портрете Плюшкина, так и в усадьбе, есть еще частичка живого, что напоминало о прежней жизни. Именно поэтому можно полагать, что и герой, и его поместье еще имеет шанс на преображение, на возрождение.

index_pic.jpg

Дом Плюшкина в поэме «Мертвые души» — это продолжение и отражение личности и характера героя.  Господский дом является частью усадьбы Плюшкина, в которую входит крестьянская деревня, церкви, амбары, сад, огород и т.д. В этой статье представлено описание дома Плюшкина в поэме «Мертвые души»: описание интерьера и обстановки в комнатах.Смотрите:— Все материалы о Плюшкине— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Дом Плюшкина в поэме «Мертвые души»: описание интерьера, комната, кабинет

Господский дом Плюшкина мрачен и дряхл, как и душа героя:

«… для оживления сего вымершего места …»

«… домом, который показался теперь еще печальнее …» 

Дом Плюшкина похож на странный длинный замок:

«… Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера*, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски…»  (*бельведер — надстройка над зданием)

Ворота и ограда в усадьбе обветшали и покрылись плесенью:

«…Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах…»

Судя по всему, Плюшкин давно не ремонтировал свой дом:

«… Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен…» 

В доме Плюшкина открыты только два окна. Остальные заколочены или закрыты, поэтому в дом едва попадает дневной свет:

«… Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги…»

Помещения в доме Плюшкина темные и холодные. Свет есть только в комнате Плюшкина:

«… в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную …» 

Попав в комнату (кабинет) Плюшкина, Чичиков поражается ужасному беспорядку:

«… он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком…»

Комната Плюшкина совсем не похожа на жилое помещение:

«… Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе…» 

mertvye-dushi-Priezd-Chichikova-k-Pljushkinu-Hudozhnik-A-Laptev.jpg

Мебель в комнате-кабинете Плюшкина составлена друг на друга, словно кто-то сейчас моет полы: 

«… Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель…» 

Плюшкин не выбрасывает сломанную мебель:

«… На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором…» 

На стенах кабинета висят старые картины:

«… По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. […] В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку…»

Люстра в комнате покрыта слоем пыли и похожа на кокон с червяком:

«… С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк…»

Как известно, Плюшкин одержим собирательством. Он давно ничего не выкидывает. Именно поэтому на полу в углу комнаты находится куча хлама:

«… В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно…» 

«… высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога …»

Письменный стол Плюшкина (бюро) — это еще одно хранилище всякой всячины и мусора:

«… На бюре […] лежало множество всякой всячины…»

Очевидно, что дом Плюшкина, как и его усадьба — это настоящее хранилище старых и ненужных вещей. Мрачный дом Плюшкина является прямым отражением его мрачной и безжизненной души. Это было описание дома Плюшкина в поэме «Мертвые души»: описание интерьера, комнаты (кабинета) Плюшкина.Смотрите:— Все материалы о Плюшкине— Все материалы по поэме «Мертвые души»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Интерьер дома Плюшкина в поэме Мертвые души

Плюшкин – последний в галерее помещиков, с которыми встречается Павел Иванович Чичиков с намерением приобрести у них крестьян. Главный герой поэмы знает, что он богаче остальных, но невероятно скуп. Однако масштабы скаредности Плюшкина не может предположить себе даже Чичиков.

При создании образов всех помещиков Гоголь подробно описывает интерьер домов. Это является одним из способов характеристики героев.

Чичиков встречает Плюшкина на дворе и входит в дом вместе с хозяином. Холод и темнота – первые впечатления от дома Плюшкина, и они вызывают ассоциации с могилой.

В доме царит беспорядок. Кажется, что в данный момент происходит уборка, мытье пола. Ценные, дорогие вещи нагромождены вместе со сломанными предметами мебели. Старинное серебро, китайский фарфор и перламутровая мозаика так же погибают под слоем пыли, как остановившиеся часы, иссохший лимон, кусочек какой-то тряпки. Остановившийся маятник часов словно символизирует застывшее, остановившееся время.

На стенах беспорядочно висят самые разнообразные картины: натюрморты и батальные сцены, громоздкая люстра заключена в мешок и уже вся в паутине. В другом углу комнаты Чичиков заметил кучу вещей, которые были более грубыми и грязными. По всей видимости, они уже так давно лежали здесь, что за слоем пыли трудно было разглядеть, что это за вещи.

Чичикову невозможно представить, что в этом доме, в этих комнатах постоянно живет помещик, имеющий более тысячи крепостных. Видно, что хозяин нисколько не заботится о чистоте и уюте своего жилища.

В интерьере дома практически нет книг, за исключением старинной книги в кожаном переплете, лежащей на столе и, как и многие вещи в этом доме, покрытой пылью. Это еще одно доказательство омертвения души хозяина дома, его духовной смерти.  

Описание дома Плюшкина помогает читателю представить образ этого помещика, скупость и жадность в характере которого доведены до предела.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ произведения Страшная месть↑ ГогольИнтерьер в произведении Мертвые души →

Интерьер дома Плюшкина в поэме Мертвые души

Несколько интересных сочинений

  • Роль художественной детали в рассказах Чехова

    Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.

  • Сочинение Почему сложные решения рекомендуют принимать с холодной головой

    Пожалуй, каждый из нас сталкивался в своей жизни с трудными ситуациями различного характера. Чтобы решить какую-либо проблему, приходится всегда думать – неважно, долго ли человек раздумывает над тем, как ему поступить

  • Сочинение по рассказу Уроки французского Распутина (6 класс)

    В произведении «Уроки французского» рассказывается об одиннадцатилетнем мальчишке, который закончив начальную школу в родной деревне, приезжает в город, чтобы продолжить обучение

  • Сочинение рассуждение Хамелеон по рассказу Чехова 7 класс

    Хамелеон очень удивительное животное. Это ящерица, которая быстро меняет цвет и сливается с природой. Ну если для насекомого это хорошо, то такого человека вряд ли назовем хорошим. Хочу Вам рассказать о чем это я

  • Основные темы сказок Салтыкова-Щедрина

    Цикл литературных произведений, написанных писателем в форме остросатирических сказок, содержит более тридцати новелл, явившихся результатом многолетних наблюдений автора.

Главной особенностью произведений Гоголя является детальное описание не только характеров героев, но и всех сцен. Даже незначительные детали позволяют ярче показать образ описываемого лица, полностью раскрыв его внутренний мир. Примером этого служит описание дома Плюшкина в романе «Мёртвые души».

Содержание

Интерьер комнат

Читая главу романа, посвященную Плюшкину, читатель знакомится с описанием дома помещика. В тексте прослеживается параллель, как он выглядит изнутри, с внутренним миром самого героя. Автор сравнивает его с уродливо свитым гнездом. Господский дом напоминает склад ненужных вещей, в котором мало кто бывает.

По сути, интерьер Плюшкина отражает его собственную душу, где давно нет ничего живого. Об этом же говорит описание первой же комнаты, в которую вошел Чичиков. Охарактеризовать впечатление гостя можно следующими словами:

  1. Невыносимый смрад.
  2. Подвальная сырость.
  3. Свалка.

Главному герою показалось, что в помещение готовятся делать уборку, так как вещи и мебель были сдвинуты в кучу.

interer_plyushkina.jpg

Нагромождение ненужного барахла, стульев, картин и остатков еды вызывало подозрение, что хозяин не совсем здоров психически. Гость просто поразился, что можно жить так, будто наступил конец мира. Кругом была полная разруха и полутьма. Сложно даже пройти по коридору без опасения быть заваленным бесконечными обломками мебели или узелками. Освещенной была только одна из комнат. Остальные оставались в темноте, так как Плюшкин считал расточительством тратить деньги на весь дом.

Гость просто опешил от такого приема, а хозяин даже не обратил внимание на беспорядок и не думал извиняться. Для него это стало нормой бытия, да и сам он давно перестал быть человеком в полном смысле этого слова. Гоголь описывает его как бесполое существо, не имеющее сострадания и любви. Думает он только как соблюсти свою выгоду и сэкономить на всем, что можно.

Детали — часть сюжета

plyushkina_vazhny_sokrovischa.jpg

Давая описание обстановки в дома помещика, автор показывает нищету внутреннего мира Плюшкина. Для него важны только его сокровища, которые трепетно хранятся и группируются по значимости. Например, рюмка, где осталось немного напитка, в котором плавают мухи, или уже использованная зубочистка предназначается для особого случая. Гоголь мастерски описывает обстановку комнат, называя интерьер нелепым и удушающим. Мебель и картины не сочетаются друг с другом. Люстра не только в пыли, но и в паутине. Да и из углов на гостя смотрят пауки.

Этими деталями усиливается негативная характеристика Плюшкина. Гоголь описывает помещика следующими красками:

  1. Жадный.
  2. Психологически ущербный.

Причем к себе он относится не лучше, чем к другим людям. Деньги и вещи являются целью и любовью всей жизни этого так называемого человека. По сути, он давно эмоционально мертвый.

Главное место дома

Удивительно, но из всех персонажей именно Плюшкин наиболее интересен читателю. Знакомые считали: секрет реальности образа в том, что писался он с конкретного человека и даже называют фамилию известного в то время господина Погодина

. Гоголь был знаком с этим скупым и неряшливым историком. Это помогло при создании столь колоритного образа.

kabinet_plyushkina.jpg

Свой кабинет помещик превратил в склад важных для него вещей, которые, по сути, никогда не будут использованы. Для чистоплотного Чичикова он представляет собой кучу мусора, подлежащую немедленному уничтожению. Даже находится здесь было для него невыносимо. Но рачительный помещик день за днем пополнял свою коллекцию, воруя все, что плохо лежало в деревне. Отнять что-то у него можно было, только поймав за неприличным занятием. Когда вещь приносилась в дом, вернуть украденное сокровище становилось невозможным. Плюшкин врал, изворачивался и доказывал, что имущество было подарено или досталось по наследству.

Выражение «Плюшкин дом» стало нарицательным сразу после того, как поэма «Мертвые души» была напечатана. Оно имело нарицательный оттенок. Тема, как не превратится в бездушного человека, ограниченное в своих желаниях, является основной, когда пишется сочинение по бессмертному произведению Гоголя.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/interer-plyushkina.html
  • https://literaguru.ru/interer-doma-plyushkina-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/
  • https://www.literaturus.ru/2015/06/dom-pljushkina-opisanie-interer-mertvye-dushi.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/interer-doma-plyushkina-v-poehme-mertvye-dushi
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/mertvye-dushi/opisanie-doma-plyushkina-v-poeme.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт