Содержание
Содержание:
Внешность Собакевича
Внешность Михаила Семеновича соответствует его имени — это был крепкий, большой, как медведь, мужчина в самом расцвете сил. Сколько лет исполнилось герою на момент рассказа — точно неизвестно. Можно предположить, что Собакевичу от 40-ка до 50-ти лет. Сам Михаил Семенович очень гордится своим крепким здоровьем, хвастаясь, что ни разу не болел. Недюжинный организм достался ему от отца, который также был весьма выносливым и сильным.Несмотря на аристократические корни, этот помещик не отличается утонченным чертами. Гоголь описывает его как неуклюжего, неповоротливого, с широкой спиной и огромными ногами. Автор отмечает, что лицо его похоже на тыкву и имеет красноватый оттенок. Ничего обаятельного и харизматичного в этом герое нет. Одет Собакевич неплохо, его наряд чистый и опрятный, но коричневый цвет фрака еще больше роднит его с образом медведя. Рис. 1. Михаил Семенович Собакевич. автор А. Агин.</figcaption>
Семейные отношения
Этот аспект жизни помещика описан фрагментарно, автор почти не упоминает о его ближайшем окружении. Известно лишь, что отец Михаила Семеновича был таким же, как сын — большим, сильным и здоровым. Собакевич женат и брак его благополучен. Про супругу говорится, что она высока, очень худа и степенна. Характер Феодулии Ивановны (так зовут жену героя) был простым и понятным, близким к крестьянскому духу. Про детей Гоголь не упоминает — возможно, их не было вообще, а, возможно, они уже выросли и живут самостоятельно.
Важно! Несмотря на сложный характер Собакевича, в семье его царит спокойная и доброжелательная атмосфера.
Поместье героя
Во многом характер героя раскрывается в описании его усадьбы. Гоголь резко противопоставляет Собакевича другим героям поэмы, указывая на то, что он был образцовым помещиком. Все в его имении сделано хорошо и находится в порядке, создавая благоприятное впечатление. Постройки не очень красивы, но сделаны надежно и крепко из толстых бревен. Дома его крестьян выглядят очень привлекательно, не хуже хозяйской усадьбы. В отличие от Манилова и Плюшкина, он уделяет очень много внимания заботам о хозяйстве в деревне.Интерьер дома Собакевича соответствует его характеру — все грубо, просто и без изящества. Попав в гостиную, Чичиков отмечает, что мебель прочна и удобна, а стены украшают картины с изображенными полководцами, своим видом напоминающих хозяина дома. Рис. 2. Господский дом Собакевича</figcaption>
Характер
Собакевич — человек грубый и прямой. Гоголь отмечает, что он постоянно всех критикует и все время чем-то недоволен. Собакевич не стесняется в выражениях, называя губернатора разбойником, а полицмейстера — мошенником. Чувство страха этому герою неведомо. Он является интересным собеседником, хотя и довольно упрямым. Манера поведения и речь его больше похожи на крестьянские, чем на аристократические.
Важно! Собакевич — не мечтательная и поэтическая личность, в нем нет эмоциональных порывов или философствования. Он крайне неприязненно относится ко всему новому, что не укладывается в его системе ценностей. Все идеи просвещения он называет “вредными выдумками”.
Михаил Семенович часто работает вместе со своими крепостными, но делает это только для того, чтобы контролировать процесс и убедиться, что все будет сделано хорошо. Рис. 3. Чичиков и Собакевич</figcaption>Уровень достатка других людей Собакевич оценивает по количеству припасов. Любимая его еда очень проста, он предпочитает калорийное мясо.
Важно! Образ этого героя сразу же связывается с деньгами — он расчетливый и хозяйственным. Приступая к торгам, он тотчас же называет очень высокую цену — 100 рублей.
Собакевич умен — он, в отличие от Коробочки, сразу понял, зачем его гостю мертвые души, и сам предложил продать ему документы, чем изрядно удивил Чичикова.Его жизненные цели и интересы ограничиваются увеличением заработка и вкусным угощениями. Вот почему во время сделки Собакевич рьяно торгуется, даже продает Чичикову женскую карточку. О том, как Собакевич относится к крестьянам — неизвестно, но со своей женой он в меру обходителен и любезен, хотя и напрочь лишен романтики. О себе герой говорит, как о собаке: “не могу не доставить удовольствия ближнему”. В ряду остальных персонажей поэмы, Собакевич выгодно выделяется положительными качествами: он хозяйственный и умный, прямолинейный и достаточно интересный человек. Он даже способен оценить свои недостатки, хотя и не собирается их исправлять. Гоголь ставит его в первых рядах иерархии героев, считая, что у Собакевича есть потенциал и силы для развития. Черты характера этого персонажа нашли отражение в героях других произведений русской литературы, например, в Иудушке Салтыкова-Щедрина. Для закрепления материала предлагаем также ознакомиться с видео, в котором идет анализ образа Собакевича из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя.
Еще материалы по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»:
Тест для закрепления материала
- 1Собакевича зовут:
- <label>Михаил Семенович</label>
- <label>Семен Михайлович</label>
- <label>Павел Михайлович</label>
Вопрос 1 из 7
- 2Каким по счету продавцом был Собакевич?
- <label>Вторым</label>
- <label>Четвертым</label>
- <label>Пятым</label>
Вопрос 2 из 7
- 3Сколько Собакевич запросил у Чичикова за одну мертвую душу?
- <label>20 рублей</label>
- <label>100 рублей</label>
- <label>50 рублей</label>
Вопрос 3 из 7
- 4В каком состоянии находилась усадьба Собакевича?
- <label>Ухоженная</label>
- <label>Заброшенная</label>
- <label>Полуразваленная</label>
Вопрос 4 из 7
- 5Собакевич был внешне похож на:
- <label>Большого пса</label>
- <label>Медведя</label>
- <label>Зубра</label>
Вопрос 5 из 7
- 6К другим людям Собакевич относился:
- <label>Хорошо</label>
- <label>Всех критиковал и считал мошенниками</label>
- <label>Ненавидел</label>
Вопрос 6 из 7
- 7Семейное положение Собакевича:
- <label>Женат</label>
- <label>Холостяк</label>
- <label>Вдовец</label>
Вопрос 7 из 7
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Помещик Собакевич является одним из наиболее ярких персонажей поэмы «Мертвые души» Гоголя. Усадьба Собакевича представляет собой важный элемент в характеристика этого персонажа. В этой статье представлена цитатная характеристика усадьбы Собакевича в поэме «Мертве души»: описание деревни (имения, поместья) в цитатах.Смотрите:— Все материалы о Собакевиче— Все материалы по поэме «Мертвые души»
Усадьба Собакевича в поэме «Мертвые души»: описание в цитатах (деревня, имение, поместье)
Собакевич — хороший хозяин. Он действительно занимается своей усадьбой (поместьем, имением, деревней). Собакевич — это деятельный и основательный помещик. В его усадьбе все постройки прочны, долговечны и надежны. Имение Собакевича поражает своим порядком и качеством построек. Правда, эти крепкие, добротные постройки выглядят неуклюже, как и сам «богатырь» Собакевич. Дело в том, что Собакевич заботится об удобстве и прочности вещей, а не об их красоте и изяществе. Этот подход имеет свои преимущества: крестьяне Собакевича не страдают от дождя и холода, как, например, крестьяне Плюшкина. В имении Собакевича имеется два леса, господский дом с оградой, крестьянские избы, конюшни, сараи, кухни, колодец, мастерские и т.д.
Описание усадьбы Собакевича в цитатах
«…Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов.
Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана.
Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три.
Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности.
На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние.
Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных* стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует.
Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли.
Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке…» Это было описание усадьбы (поместья, имения, деревни) Собакевича в поэме «Мертвые души» Гоголя.Смотрите:— Все материалы о Собакевиче— Все материалы по поэме «Мертвые души»
Помещики встречают Чичикова в своих имениях, которые удивительным образом дополняют характеры персонажей. Деревня Собакевича большая, как и ее хозяин. В ней все сделано прочно, на века и на совесть.
Пейзаж вокруг деревни
Описание деревни Собакевича ведется от лица автора. Гоголь выбирает красивое сравнение с птицей. Деревня стоит посередине двух лесов: березового и соснового. Леса – два крыла, противоположные по цвету. Березовая роща – светлое крыло. Сосновый бор – темное. Что символизируют крылья? Они дают дополнительную характеристику образа. В помещике смешаны темные и светлые начала человека. Классик предупреждает: Собакевич – это сложный персонаж. Его нельзя отнести к какому-то одному типу: отрицательному или положительному. Такие типы, казалось бы, укрепляли Русь. Но на самом деле нет, они заботились только о своей наживе.
Деревянная крепость
Поместье хозяина окружено не забором, а решеткой, сделанной из крепкого и «непомерно» толстого дерева. Автор не называет ограждение забором. Это решетка, через которую сложно сбежать. Твердый нрав Собакевича виден во всех деталях деревни.
Видно было, что помещик требовал прочности для любого строения: дом, сарай, кухня или конюшня. Бревна должны были простоять века.
Классик специально описывает колодец. Даже он в деревне обделан дубом, который используют для строения мельниц и кораблей. Незначительное строение редко находит место на страницах книг. Здесь колодец – это доказательство последовательности хозяина деревни.
Все постройки в деревне должны быть плотными, упористыми, крепкими. Удивляло только их расположение.
Дома крестьян
Избы стояли в деревне неуклюже, разбросаны без определенного порядка. Бревна выбирались самые крупные и крепкие. Каждое бревно было плотно подогнано к другому. В избах чувствовалась прочность. Не было резных узоров, причудливых украшений или каких-либо других изяществ для украшения. Все удивляло простотой и крепостью.
Дома крестьян схожи с помещиком. Никому нельзя было построить дом на свой лад. В этом весь персонаж. Звериная собачья натура не позволяет подчиненным думать по-своему. Жестокий и хитрый он забивает индивидуальность людей, заставляет их думать, что хорошо только то, что он решил. Собакевич пытается сам изменить общественную среду вокруг себя. Именно поэтому цветные крылья не дают птице взлететь, а приземляют, прижимают деревню.
Читатель не может ни признать: хозяин заботится о своих крепостных. Он хочет, чтобы они не болели, не мерзли от холода, как у Плюшкина. Понятна цель такой заботы, но сказать, что это характеризует образ положительно, будет неправильным. В этой заботе, как и у всей деревни, два крыла: светлое и темное. За желанием сделать дома прочными стоит простая цель – нажива. Здоровый мужик принесет больше пользы, чем больной.
Чертов кулак
Усадьба Собакевича в поэме «Мертвые души» напоминает сжатый кулак. Для того, чтобы выжать из мужика побольше, помещик вводит денежный оброк. Крепостной должен зарабатывать. Михаил Семенович хороший хозяин. Он основательно подходит ко всему, что есть у него в поместье. Кулак держит все под своим контролем. Его интересует не красота и дизайн, а прочность и удобство. Завитушки из дерева быстро растрескаются, сгниют. Их потребуется менять. Зачем тратить время и материал на ненужные предметы. Во всем видна экономия.
Описание поместья помогает понять характер сложного персонажа. Богатырь с медвежьей хваткой виден в любом строении. Написать сочинение «Деревня Собакевича» нельзя без понимания смысла, который автор вложил в каждую постройку.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>
- <label>Роман в стихах;</label>
- <label>Повесть;</label>
- <label>Поэма;</label>
- <label>Новелла.</label>
(новая вкладка)
Усадьба Собакевича – описание в «Мертвых душах»
(Гоголь «Мертвые души», глава 5. См. также статьи: Характеристика Собакевича с цитатами, Образ Собакевича, Портрет Собакевича, Интерьер дома Собакевича.)
…Показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его [Чичикова] мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету.
Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных[1] стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке…
[1]Кирчёная изба – «вытесанная, когда бревна стесаны в гладкую стену». (Из записной книжки Н. В. Гоголя.)
- Вы здесь:
- Русская литература
- Усадьба Собакевича – описание в «Мертвых душах»
Ещё по теме…
Его деревня казалась довольно велика. Справа и слева, как два крыла, были два леса — березовый и сосновый, а посреди виднелся «деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми, дикими стенами» (с.В 440), вроде тех, что строят для «военных поселений и немецких колонистов» (с.В 440). Было заметно, что при постройке дома зодчий, который был педантом и хотел симметрии, постоянно боролся со вкусом хозяина, которому важно было удобство, и получилось, что все отвечающие окна были заколочены на одной стороне, а на их место было провернуто маленькое, «вероятно понадобившееся для темного чулана» (с.В 440). Фронтон тоже не оказался посреди дома, «потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть» (с.В 440), и получилось три колонны вместо четырех. Двор Собакевича был окружен толстой и очень крепкой решеткой, и было видно, что хозяин много хлопотал о прочности. Конюшни, сараи и кухни были сделаны из полновесных и толстых бревен, определенных на «вековое стояние» (с.В 440). Деревенские избы были построены прочно, плотно, то есть как следует, хоть и без «резных узоров и прочих затей» (с.В 440). И даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, «какой идет только на мельницы да корабли» (с.В 440). Одним словом, все было «упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке» (с.В 440).
Основательность, фундаментальность, прочность — отличительные черты и самого Собакевича, и его бытовой обстановки. Но вместе с тем же, на всех деталях быта лежит печать неуклюжести, уродливости: дом не с четырьмя, а лишь с тремя колоннами, отвечающие окна только на одной стороне и т.д.
В гостиной Собакевича на картинах были греческие полководцы, «гравированные во весь рост» (с.В 441): «Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Колокотрони, Миаули, Канари» (с.В 441). Все они были с толстыми ляжками и огромными усами. А между ними, «неизвестно каким образом» (с.В 441), поместился тощий, худенький Багратион с маленькими знаменами и пушками внизу, и был он в самых узеньких рамках. За ним следовала греческая героиня Бобелина, одна нога которой казалась «больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные» (с.В 441). «Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые» (с.В 441). Возле Бобелины висела клетка, в которой был темный дрозд с белыми крапинками, тоже очень похож на Собакевича. Все в его комнате «имело какое-то странное сходство с самим хозяином» (с.В 441): в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро «на пренелепых четырех ногах» (с.В 441), напоминающее медведя. Стол, кресла, стулья — все было каким-то тяжелым и беспокойным, и «казалось, каждый предмет говорил: «и я тоже Собакевич!» или «и я тоже очень похож на Собакевича» (с.В 441). Когда Чичиков торговался с Собакевичем за мертвые души, «Багратион с орлиным носом глядел со стены чрезвычайно внимательно на эту покупку» (с.В 446).
Имена героев, которые украшали стены гостиной Собакевича, ничего не говорят современному читателю, но современники Н.В.В Гоголя очень хорошо знали и уважали героев освободительной войны. Смирнова-Чикина дает характеристику каждому из этих героев. Александр Маврокордато был одним из руководителей греческого восстания. Теодор Колокотронис возглавлял крестьянское партизанское движение. Андреас Вокос Миаулис был греческим адмиралом, а Константин Канари — военным министром в греческих правительствах. Выдающийся русский полководец — Петр Иванович Багратион — участвовал в суворовских походах, был героем Отечественной войны 1812 года, а Бобелина была героиней войны за независимость Греции. Эти выдающиеся личности, которые отдали жизнь за родину, противопоставляются низким мошенникам-приобретателям, которые заботятся лишь о собственном благе.
В доме Собакевича все удивительно напоминает его самого. Не только в доме его, а во всем поместье — до хозяйства последнего мужика — все прочно и крепко. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Вещи предстают перед читателем словно живые, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а хозяин, в свою очередь, напоминает «средней величины медведя» (с.В 441) и обладает всеми соответствующими повадками: животная сущность обнаруживала звериную жестокость и хитрость. Мы видим, что человек, порожденный общественными условиями, в свою очередь кладет отпечаток на все, что его окружает, и сам воздействует на общественную среду.
Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/sobakevich-kratkaya-xarakteristika-geroya-poemy-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html
- https://www.literaturus.ru/2015/06/usadba-sobakevicha-opisanie-derevnja-imenie-pomeste.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/derevnya-sobakevicha-opisanie.html
- http://rushist.com/index.php/rus-literature/6045-mertvye-dushi-opisanie-usadby-sobakevicha
- https://studbooks.net/768763/literatura/usadba_sredstvo_harakteristiki_sobakevicha