Смысл рассказа Легкое дыхание Бунина и его названия

Иван Бунин — автор, который глубоко чувствовал проблемы общества. Тема любви занимает одно из значимых мест в его творчестве. В произведениях Ивана Бунина рассматриваются вечные вопросы существования: смысл жизни, смерть, искренность, лицемерие.

Автор пытается показать мгновения настоящего счастья и трагической несправедливости. Он восхищается женщинами, старается показать их противоречивые характеры, прикоснуться к их тайнам. Но о чем же книга «Лёгкое дыхание»? Что хотел сказать Иван Бунин этим произведением?

Содержание

Смысл названия рассказа Легкое дыхание

Рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание» — одно из самых известных произведений русского писателя, дающее наиболее полное представленье о стиле и темах, самом духе его творчества. Чувственная бунинская проза для России была чем-то новым и непривычным – наша литература отличалась крайним целомудрием, даже когда касалась рискованных тем. А здесь перед нами история соблазненной и убитой девочки, преступление страсти. Хотя сам преступник соблазненным и покинутым, очевидно, счел себя, отчего и решился на убийство.

Рассказ далеко не так прост, как может показаться, и вся его глубина и многозначность раскрываются перед читателем постепенно, как и истинный смысл названия. Что же означает это «легкое дыхание»? Главная героиня, Оля Мещерская, в одной из сцен читает с подругами книгу, где описаны непременные признаки женской красоты, где среди прочих упоминается таинственное «легкое дыхание» — трудно понять, что здесь точно имеется в виду, но ясно, что это едва ли не главная загадка прелести.

Читая рассказ, мы понимаем, что Оля описана Буниным как живое олицетворение тайны женственности, юной красоты и лёгкости. Всего того, что сводит с ума и заставляет идти на преступления попавших в ее сети.

И чтобы мы живо прочувствовали всю силу красоты, Бунин мощным аккордом вводит трагичную, страшную ноту смерти, которая обостряет чувства до предела. Именно смертность земной прелести заставляет нас так остро переживать ее, как счастье, смешанное с горечью.

Легкое дыхание – это не только живой, почти детский характер Ольги, но еще и подчеркнутая хрупкость красоты, которую так легко погубить, словно стряхнуть пыльцу с крыльев бабочки. Легка и смертна красота, легка и скоротечна молодость. Все прекрасное в этом мире так нежизнеспособно, так бренно! Но удивительным образом, эта легкость оказывается сильнее смерти: красота и любовь — вечные силы, возрождающиеся бесконечно, каждый день и час.

Говорят, Бунин написал этот рассказ под впечатлением от кладбищенской прогулки – его поразил портрет юной девушки с прекрасным лицом и счастливыми глазами на одном из могильных камней. Писатель вспоминал и раннюю смерть своей милой сестры…

Сложная композиция рассказа с очевидно нарушенной хронологией – мы сразу узнаем, что речь идет об убийстве – тоже работает на главную идею, идею обреченности красоты. Таким образом, смысл названия рассказа «легкое дыхание» — таинственная природа красоты, ее обреченность и ее бессмертие.

О чем произведение «Лёгкое дыхание» Ивана Бунина

Начало произведения омрачено тоской и унынием. Печальное настроение, созданное писателем, наталкивает читателя на мысль, что впереди случится непоправимое.

Оля Мещерская — умная и привлекательная гимназистка. Девушка уверенна в себе. Юная красавица не боится показаться глупой и нелепой. Ольга не зависит от мнения окружающих. Девушка влюблена в жизнь. Весёлая гимназистка стремится воплотить в реальность все, что задумано. Оптимистка по жизни готова бросить вызов каждому, кто осмелится посягнуть на ее идеалы.

Главная героиня — признанная красавица. Про неё ходят слухи, завистники собирают сплетни. Поговаривают, что девушка купается во внимании поклонников. Однако Ольга не спешит делать выбор в пользу одного из них. Гимназистка крайне жестока в общении с представителями сильного пола. Но это не мешает ей радоваться жизни, посещать балы и все вечера проводить на катке. Это была последняя зима в жизни весёлой красавицы.

Ольга всем своим образом старалась подчеркнуть, что она ухоженная и привлекательная девушка: причудливые украшения, дорогая обувь. Однако в гимназии было заведено носить форму. Оля просто не могла носить модную и интересную одежду.

Однажды директриса упрекнула девушку в том, что ее внешний вид не соответствует образу прилежной ученицы. По ее мнению туфельки и украшения, которые носит гимназистка, больше подходят для взрослой женщины. Однако Ольга не согласилась с выводами директрисы. Она заявила, что она сама будет решать, что ей носить. Ольга Мещерская открыто сказала директрисе, что она и есть женщина, поэтому менять свой внешний вид не собирается. Девушка подчеркнула, что причиной такого поведения является никто иной, как Алексей Михайлович Малютин. Он же брат самой директрисы.

Своим резким и правдивым ответом гимназистка бросила вызов всему обществу. Юная девушка одевается так, как взрослая женщина, аргументируя свой выбор личными, интимными вещами. Ольгу такое поведение нисколько не смущает.

Летом на даче случилось то, что случилось. Прекрасная девушка стала женщиной. Алексей Михайлович Малютин был другом семьи Ольги. Когда на даче не было родителей, он заглянул к гимназистке в гости. Под предлогом плохой погоды Алексей Михайлович остался в доме. Он вёл себя как галантный кавалер. Ему 56, Оле 15. Невероятные комплименты, которыми Малютин усыпал юную девушку, сделали своё дело. Ольга Мещерская хотела поскорее стать взрослой. Она этого добилась. Но сделало ли это событие ее счастливой?

В завершении романа случилась трагедия. Алексей Михайлович застрелил юную красавицу. До него дошла информация, что Оля испытывает лишь отвращение к нему. Он не смог этого пережить. В последствии Малютин утверждал, что на вокзале он находился в состоянии из аффекта.

Смысл произведения Легкое дыхание

Трагедия человеческой жизни. Оля Мещерская — юная, чувственная, открытая девушка. Страсть и любовь к жизни захлестнули ее. Импульсивность, уверенность и оптимизм, присущие гимназистке поражают.

Однако общество встало на защиту убийцы. Алексей Михайлович заявил, что Оля сама его соблазнила, а потом предала. Его самолюбие было задето. Он не мог поверить, что для прекрасной девушки он лишь объект отвращения.

Что хотел сказать Иван Бунин своим произведением? Всему своё время. Не следует торопить события, пытаться побыстрее стать взрослыми. Нужно жить полной жизнью. Нужно чувствовать, что живёшь, а не существуешь. Не бояться высказывать своё мнение, бороться с несправедливостью и в каждом дне находить радость и счастье.

Олю Мещерскую понимали не все. Ее обсуждали и осуждали. А она стояла на своём, бросая вызов всему обществу. Победила ли он или осталась в проигравших? На этот вопрос каждый читатель отвечает сам.

Иван Алексеевич Бунин вошел в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять психологию этого чувства, и будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

analiz-legkoe-dyhanie-bunin-50402.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и четкой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, попадаются эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Модернизм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916 , и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское, к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить какое-либо небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, когда он случайно набрел на небольшое кладбище. Прогуливаясь по нему, он обнаружил могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в ее смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала гимназистка Оля Мещерская, чей образ был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и боле глубокие воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестренки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, происшедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Тема

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает ее сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это, прежде всего, страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда идет смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани суицида от неразделенной любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель, все же, не подвергает критике ее поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, ее способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекает автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали ее естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить ее балансировать между легкостью и «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное равнодушие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит писатель читателей, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжелый осадок.

Композиция

К главным особенностям композиции новеллы следует отнести контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» к ее последней зиме. После идет разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о ее связи с пожилым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет незначительный, казалось бы, эпизод из жизни Оли, в котором она делится с подругой своим представлением о женской красоте.

Благодаря временным перемещениям и быстрой смене всех действий автору удалось создать чувство легкости и некоей эмоциональной отрешенности. В произведении все призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, не давая возможности их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днем, не думая о последствиях своих действий.

В своем рассказе Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и кульминационной развязки. Она уже произошла – и это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже произошло, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обреченность героини – в ней семой, в ее невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной легкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Жанр

Проводя в «Легком дыхании» анализ на жанровую принадлежность произведения, следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена основная проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи последователем реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, все более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что «Легкое дыхание» соответствует модернизму, в котором присутствуют основные тенденции реализма.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Бунин написал рассказ «Легкое дыхание»?</h3>

    • <label>1913;</label>
    • <label>1914;</label>
    • <label>1915;</label>
    • <label>1916.</label>

(новая вкладка)

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

   Сочинения   /   Бунин И. А.   /   Лёгкое дыхание

Смотрите также по произведению «Лёгкое дыхание»

Одним из самых широко известных произведений И.А. Бунина является, несомненно, рассказ «Легкое дыхание». Можно предположить, что толчком к его написанию послужила поездка писателя на Капри, где во время прогулки писатель увидел на небольшом кладбище надгробие с медальоном. На нем была изображена совсем еще молодая и необыкновенно красивая девушка со счастливым выражением лица. Трагизм этой страшной противоречивости, видимо, настолько поразил писателя, что он решил «оживить» героиню на страницах своей прозы.Образ «легкого дыхания», организующий весь рассказ, взят из старинной книги, которую читает главная героиня Оля Мещерская, пересказывая подруге особенно поразивший ее эпизод. Там говорится о том, что женщина должна уметь быть красивой и самое главное в ней — как раз «легкое дыхание». Героиня радостно заключает, что у нее оно есть и что в жизни ее ждет только счастье. Однако судьба распоряжается иначе.Центральный персонаж этого рассказа — гимназистка Оля Мещерская. Она славится своей красотой, милой непосредственностью, очаровательной естественностью. «Она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена», — с любовью пишет о ней автор рассказа. В Оле есть даже что-то от Наташи Ростовой -такое же жизнелюбие, такая же открытость всему миру. Никто лучше Оли не танцевал, не катался на коньках, ни за кем так не ухаживали. Это юное существо с блестящими, живыми глазами, казалось, создано лишь для счастья.Но один казачий офицер, добивавшийся близости с ней и получивший отказ, одним выстрелом обрывает эту юную прекрасную жизнь.Финал этот слишком трагичен, и порою хочется упрекнуть ‘писателя за такой тягостный конец. Но вдумаемся: действительно ли выстрел убил героиню? Может быть, офицер лишь нажал на курок, а трагедия случилась гораздо раньше?Действительно, читая рассказ, удивляешься, почему, кроме Оли, в этом провинциальном городке нет ни одного человека, хоть сколько-нибудь достойного быть изображенным с таким же любованием. Остальные герои просто оставляют нас равнодушными, как, например, подруга Мещерской, или же вызывают отвращение. Таков друг Олиного отца пятидесятишестилетний Малютин. Весь город словно пропитан удушливой атмосферой пошлости, косности и разврата. Действительно, чем можно объяснить поведение Оли? Да, она очаровательна, мила, естественна, но, читая сцену, где Мещерская признается начальнице гимназии, что она уже женщина, невольно смущаешься от такой ужасной раздвоенности личности: с одной стороны, Оля — само совершенство, с другой же — она всего лишь девица, слишком рано познавшая радость плотских утех. Эти противоречивые образы одной и той же героини не дают понять ее характер однозначно, и иногда в голову приходит почти хулиганская мысль: не есть ли Оля набоковская Лола, введенная Буниным в литературу задолго до автора «Лолиты»?На мой взгляд, мотивы поступков героини «Легкого дыхания» очень трудно оценить с логической точки зрения. Они иррациональные, «утробные». Раскрывая образ такой неоднозначной героини, как Мещерская, не нужно бояться рассматривать разные и даже противоположные точки зрения. Выше мы сказали, что судьба и характер Оли есть порождение косной провинциальной среды, где она выросла. Теперь же, столкнувшись с поразительной противоречивостью героини, можно предположить совсем иное.Бунин, как известно, хоть и считается последним классиком критического реализма, все же не до конца следует его принципам изображения действительности. Сказать, что Мещерская есть всего лишь порождение среды, растлевающей и убивающей молодую невинность, значит, на мой взгляд, рассматривать рассказ слишком прямолинейно, обедняя тем самым первоначальный авторский замысел. Исправьте общество, и пороков не будет — так говорили в XIX веке, но в XX все чаще не ищут причин, говоря, что мир непознаваем. Мещерская такова, и больше ничего. В качестве еще одного аргумента можно вспомнить рассказы Бунинао любви, в особенности — «Темные аллеи», где поступки героев тоже очень сложно мотивировать. Ими словно управляет какая-то слепая, нерассуждающая сила, стихийно дающая людям счастье с горем пополам. В целом для Бунина характерно как раз такое мировосприятие. Вспомним рассказ «Господин из Сан-Франциско», в котором судьба неожиданнейшим образом распоряжается жизнью героя, не давая никаких объяснений. В свете этих рассуждений можно составить суждение об Оле, противоположное и в какой-то мере уравновешивающее наши первые выводы: писатель в образе непохожей на других гимназистки хотел показать истинную природу женщины, полностью находящейся во власти слепых, «утробных» инстинктов. Убеждение в том, что жизнь распоряжается нами исключительно по своему усмотрению, как нельзя лучше иллюстрируется примером юной девушки, слишком рано познавшей жизнь и от того безвременно погибшей.Наверное, однозначного ответа на вопрос, кто же на самом деле есть Оля, какие проблемы поднимает Бунин в этом рассказе, дать нельзя, да и вряд ли нужно. Глубже проникнуть в образ главной героини, лучше понять специфику и проблематику рассказа и попытаться примирить две противоположные точки зрения, изложенные выше, можно, подумав над названием. «Легкое дыхание», которое «навсегда рассеялось в этом холодном ветре», — это, на мой взгляд, образное выражение того, что есть в человеке духовного, истинно человеческого. Очаровательная и в то же время развращенная гимназистка, глупый и злой офицер, убывший ее, провинциальный городок со всеми своими уродствами — все это останется на грешной земле, а этот дух, живший в Оле Мещерской, унесется ввысь, чтобы снова воплотиться во что-нибудь и напомнить нам, что кроме наших суетных и мелких помыслов и дел в мире есть еще что-то такое, что неподвластно нам. В этом, на мой взгляд, непреходящее значение выдающегося рассказа Ивана Алексеевича Бунина.

Просмотров: 44391

Автор: · Опубликовано 08.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Вопрос смысла жизни вечен, в литературе начала ХХ века также продолжалось обсуждение этой темы. Теперь смысл виделся не в достижении какой-то ясной цели, а в чем-то ином. Например, согласно теории «живой жизни», значение человеческого существования в нем самом, независимо от того, какова эта жизнь. Этой мысли придерживались В. Вересаев, А.Куприн, И. Шмелев, Б. Зайцев. «Живую жизнь» отразил в своих сочинениях также И.Бунин, его «Легкое дыхание» — яркий пример.

История создания

Однако поводом для создания рассказа послужила вовсе не жизнь: Бунин задумал новеллу, гуляя по кладбищу. Увидев крест с портретом молодой женщины, писатель был поражен, как ее жизнерадостность контрастирует с окружающей печальной обстановкой. Какая это была жизнь? Почему она, такая живая и радостная, покинула этот мир столь рано? На эти вопросы уже никто не мог ответить. Но воображение Бунина нарисовало жизнь этой девушки, ставшей героиней новеллы «Легкое дыхание».

Сюжет внешне незатейлив: жизнерадостная и развитая не по годам Оля Мещерская вызывает жгучий интерес у противоположного пола своей женской привлекательностью, ее поведение вызывает раздражение у начальницы гимназии, которая решает провести для воспитанницы поучительную беседу о том, как важна скромность. Но этот разговор окончился неожиданно: девушка сообщила, что уже не девушка, женщиной она стала после знакомства с братом начальницы и другом отца Малютина. Вскоре оказалось, что это не единственная любовная история: Оля встречалась с казачьим офицером. Последний планировал скорую свадьбу. Однако на вокзале, перед отъездом любовника в Новочеркасск, Мещерская сообщила, что их отношения для ее незначительны и замуж она не пойдет. После чего предложила прочесть дневниковую запись о своем падении. Военный застрелил ветреную девушку, именно с описания ее могилки начинается новелла. На кладбище часто ходит классная дама, судьба ученицы стала для нее смыслом.

Темы

Главные темы новеллы – ценность жизни, красоты и простоты. Сам автор трактовал свой рассказ как повествование о высшей степени простоты в женщине: «наивность и лёгкость во всем, и в дерзости, и в смерти». Оля жила, не ограничивая себя правилами и устоями, в том числе нравственными.  Именно в этой простосердечности, доходящей до испорченности, и заключалось очарование героини. Она жила как живется, верная теории «живой жизни»: зачем сдерживать себя, если жизнь так прекрасна? Так она искренне радовалась своей привлекательности, не заботясь об опрятности и приличиях. Также веселилась ухаживаниями молодых людей, не воспринимая их чувства всерьез (гимназист Шеншин находился на грани суицида из-за любви к ней).

Также Бунин затронул тему бессмысленности и серости бытия в образе учительницы Оли. Эта «пожилая девушка» противопоставляется своей ученице: единственное наслаждение для нее – подходящая иллюзорная идея: «Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она — идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств».

Проблематика

  • Вопрос баланса между страстями и приличиями достаточно спорно раскрывается в новелле. Писатель явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое, воспевает в ней «легкое дыхание» в качестве синонима очарования и естественности. В противовес этому, героиня наказана за свою легкомысленность, причем наказана жестко – смертью. Из этого вытекает проблема свободы: общество с его условностями не готово дать личности вседозволенность даже в интимной сфере. Многие думают, что это хорошо, однако они же нередко вынуждены тщательно скрывать и подавлять потаенные желания собственной души. Но для достижения гармонии нужен компромисс между социумом и индивидом, а не безоговорочное главенство интересов одного из них.
  • Также можно выделить социальный аспект в проблематике новеллы: безрадостная и унылая атмосфера провинциального города, где может происходить, что угодно, если никто не узнает. В таком месте действительно больше нечем заняться, кроме как обсуждать и осуждать тех, кто хочет вырваться из серой рутины бытия хотя бы за счет страсти. Социальное неравенство проявляется между Олей и ее последним любовником («некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская»). Очевидно, что причиной для отказа послужили те же сословные предрассудки.
  • На отношениях в семье Оли автор не останавливается, но, судя по чувствам героини и событиям в ее жизни, они далеки от идеала: «Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Очевидно, что воспитанием девушки никто не занимался, и ее проблема заключается в заброшенности: никто не научил ее хотя бы своим примером, как надо балансировать между чувствами и разумом.

Характеристика героев

  1. Главный и наиболее раскрытый персонаж новеллы – Оля Мещерская. Автор большое внимание уделяет ее внешности: девушка очень красива, грациозна, изящна. Но о внутреннем мире говорится немного, акцент лишь на ветрености и откровенности. Прочитав в книге о том, что основа женского очарования – легкое дыхание, она начала активно его вырабатывать и внешне, и внутренне. Не только вздыхает она неглубоко, но и мыслит, порхая по жизни, как мотылек. Мотыльки, кружась вокруг огня, неизменно опаляют крылья, так и героиня погибла во цвете лет.
  2. Казачий офицер – роковой и загадочный герой, о нем неизвестно ничего, кроме резкого отличия от Оли. Как они познакомились, мотивы убийства, течение их отношений – обо всем этом можно только догадываться. Скорее всего, офицер – натура страстная и увлекающаяся, он сильно полюбил (или считал, что полюбил), но его явно не удовлетворяла легкомысленность Оли. Герой хотел, чтоб девушка принадлежала только ему, поэтому готов был даже отнять ее жизнь.
  3. Классная дама неожиданно появляется в финале, как элемент контраста. Она наслаждениями никогда не жила, ставит перед собой цели, живя в выдуманном мире. Она и Оля – две крайности проблемы баланса между долгом и желанием.

Композиция и жанр

Жанр «Легкого дыхания» — новелла (короткий сюжетный рассказ), в небольшом объеме отразилось множество проблем и тем, нарисована картина жизни разных групп общества.

Особого внимания заслуживает композиция рассказа. Повествование идет последовательно, но оно фрагментарно. Сначала мы видим могилу Оли, потом рассказывается о ее судьбе, далее вновь возвращение к настоящему – посещение кладбища классной дамой. Говоря о жизни героини, автор выбирает особый фокус в повествовании: он подробно описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, но ее убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Бунин концентрируется на чувствах, ощущениях, красках, его рассказ будто написан акварелью, он наполнен воздушностью и мягкостью, поэтому и нелицеприятное описывается пленительно.

Смысл названия

«Легкое дыхание» — самый первый компонент женского очарования, как считают создатели книг, которые есть у Олиного отца. Легкости, переходящей в легкомысленность, хотела научиться девушка.  И она достигла цели, хотя и поплатилась, но «это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Также легкость связана со стилем новеллы: автор старательно обходит острые углы, хотя говорит о монументальных вещах: истинная и надуманная любовь, честь и бесчестие, иллюзорная и реальная жизнь. Но это произведение, по мнению писательницы Е.Колтонской, оставляет впечатление «светлой благодарности Творцу за то, что в мире есть такая красота».

Можно по-разному относиться к Бунину, но его стиль полон образности, красоты изложения и смелости – это факт. Он говорит обо всем, даже запретном, но умеет не перейти за грань пошлости. Вот почему этот талантливый писатель любим и поныне.

Автор: Мария Блинова

Автор: · Опубликовано 26.12.2019 · Обновлено 04.01.2021

В русской литературе яркими красками выделяются произведения Ивана Бунина. Его рассказы о любви и стихи о природе вызывают всеобщее признание. Рассказ «Лёгкое дыхание» причисляют к списку самых знаменитых произведений писателя. Многомудрый Литрекон помогает читателям разобраться в творчестве Бунина и представляет анализ «Легкого дыхания» по плану.

История создания

Произведение «Лёгкое дыхание» было впервые опубликовано в пасхальном номере 1916 года газеты «Русское слово». Автор написал его в сельской глуши имения Васильевского в Орловской губернии. Поводом для написания стало коммерчески выгодное предложение от авторитетного издательства.

По словам писателя, замысел рассказа родился из воспоминания о маленьком кладбище в итальянском городе. Внимание писателя привлек крест с медальоном, где была изображена жизнерадостная девушка с веселыми глазами. Он представил девушку русской и начал сочинять её историю. Так родился рассказ, который десятилетиями трактовали критики, каждый по-своему.

Направление и жанр

«Лёгкое дыхание» — это рассказ или повесть? Не первое и не второе. Жанр произведения — новелла. Ее от рассказа отличает особенный «стремительный» стиль: в таком тексте острый и динамичный сюжет стоит на главном месте. События, происходящие с героями Бунина, драматичны. Здесь и смерть, и отвергнутая любовь, и неприятие персонажа обществом.

По направлению рассказ можно отнести к модернистским течениям, в особенности, к символизму. Легкое дыхание, например, стало символом женственности, которую так просто растоптать.

Смысл названия

Что такое «Лёгкое дыхание»? Это качество, которое описывается в рассказе. Это особое свойство натуры, которым обладает героиня Бунина.

Она прочитала об этом в книге отца. Там говорилось о необходимых для дамы свойствах: «Но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?» — вспоминала Оля. Она воспринимала фразу буквально, но автор выводит более обобщенное значение. Легкое дыхание — это изящная женственность, воплощение девичьей грации. Эта же фраза характеризует отношение героини к жизни:

Она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.

Оля ко всему относилась легко и весело.

Композиция и конфликт

События рассказа хронологически перемешаны. Иван Бунин рассказывает о судьбе гимназистки Оли Мещерской, начиная и заканчивая повествование с описания её могилы на кладбище. После вступления, следует описание детства и взросления Оли. Запись из дневника Мещерской приводится после убийства и расследования, хотя события, описываемые в дневнике, происходят раньше. Таким образом, композиция рассказа «Лёгкое дыхание» кольцевая. Ее особенность состоит в нелинейности: события расположены не в хронологической последовательности.

В рассказе имеют место несколько конфликтов. Один из них – конфликт начальницы и Мещерской, противоречие строгости и беззаботности, другой – конфликт Мещерской и казачьего офицера, связанный с неразделенной любовью.

Суть: о чем рассказ?

Девочкой Оля Мещерская ничем не выделялась в толпе, но, повзрослев, она затмила своих сверстниц красотой. Она отличалась жизнерадостностью и своим, присущим только ей, изяществом. Когда другие девушки тщательно следили за своей внешностью и движениями, Оля могла бегать, играя с первоклассницами, и всё равно быть самой красивой. У неё были поклонники, ходили слухи, будто один гимназист, страдая от любви к Мещерской, покушался на самоубийство.

В последнюю Олину зиму начальница гимназии вызывает Мещерскую в свой кабинет, чтобы поговорить о её легкомысленном поведении. Она говорит, что Оля уже не девочка, но ещё и не женщина. Мещерская перебивает её, ответив, что она уже женщина, и признавшись, что у неё были отношения с братом начальницы.

Следующая сцена происходит через месяц после разговора Оли и её преподавательницы. Казачий офицер стреляет в Мещерскую на вокзале посреди толпы людей. На допросе офицер признается, что Мещерская обещала стать его женой, но в день убийства объявила, что она издевалась над ним. Оля дала прочитать ему запись из своего дневника, где говорилось о брате её преподавательницы. Прочитав дневник, офицер убивает Мещерскую.

На могилу приходит классная дама Оли Мещерской, она смотрит на крест с медальоном и вспоминает свою ученицу.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Лёгкое дыхание» объединены в таблице.

Оля Мещерская Главная героиня, гимназистка. Изящная и красивая. Вызывает восхищение и зависть. Подробнее о ее образе Многомудрый Литрекон написал в сочинении.
Начальница гимназии Сухая и строгая. Моложавая женщина. Склонна к поклонению своим фантазиям. Начальница гимназии предстает как противоположность Мещерской. Будучи сухой и строгой, она считает, что Мещерская ведёт себя чересчур ветрено. Описывая обстановку кабинета, Бунин показывает разницу между восприятиями этих женщин. Начальница сидит за вязанием, не поднимая головы, за письменным столом, над которым висит царский портрет. Оля рассматривает обстановку кабинета, чувствуя запах ландышей на столе и тепло печи, смотрит на портрет царя, где он изображен во весь рост посреди красивого зала. Для начальницы её кабинет предстает как обычная комната, когда для Оли Мещерской кабинет полон ощущений и чувств.
Малютин Брат начальницы. Красивый пятидесяти шестилетний мужчина. Друг и сосед отца Мещерской, который развратил девочку, пользуясь отсутствием родителей. Подлый и хитрый человек. В дневнике Мещерской приводится описание Малютина. Он предстает как красивый и всегда хорошо одетый мужчина пятидесяти шести лет. Хотя он намного старше её, Оле сначала нравится его общество.
Казачий офицер Некрасивый и плебейского вида. Не принадлежит к кругу Мещерской. Ревнивый и жестокий человек, не сумевший простить девушку. Офицер не может принять отказ, он убивает Олю, потому что она предпочла другого. Мог ли Бунин таким образом показать поведение мужчины, который не умеет любить и не считается с интересами той, на ком он хочет жениться? Тогда сцена между Мещерской и офицером предстает как образ отношений женщины и мужчины, который любит только себя. Символично, что Мещерская умирает от рук офицера.
Классная дама Классная дама – немолодая девушка, преданная идеям, которые заменяют ей действительную жизнь.
Гимназист Гимназист, влюбленный в Олю, не может вынести её изменчивого поведения. Как и офицер, он решается на убийство, но он пытается убить не Олю, а себя. Про этого персонажа очень мало сказано, только то, что он юн и намного моложе остальных поклонников Мещерской. Оля играет с ним и не воспринимает всерьез.

Темы

Тематика в рассказе «Легкое дыхание» может быть описана подробнее, если Вы напишите Многомудрому Литрекону весточку о необходимости этих изменений:

  1. Женственность. «Легкое дыхание» неуловимо, это то, что невозможно выразить словами. Оля Мещерская – образ женственности, легкая, счастливая и непосредственная в представлении автора. Она притягивает к себе взоры мужчин и женщин. Рассматривая главную героиню с точки зрения символизма, можно увидеть с разных сторон отношение к образу женщины с легким дыханием.
  2. Счастье. Среди других персонажей Оля Мещерская выделяется своим мировоззрением, она чувствует каждый миг, замечая окружающую её красоту. Строки из её дневника демонстрируют, что Оля может чувствовать счастье в самых обычных вещах: «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Этим чувством жизни она привлекает к себе окружающих.
  3. Любовь. Для многих героев новеллы это чувство предстает всего лишь обладанием. Мужчины стремятся завладеть Олей, потому что она красива, но никто из них не понимает ее. Любит ли Мещерская Малютина? Зачем она обманула казачьего офицера? Эти вопросы остались без ответов. Поведение главной героини может показаться безнравственным, ведь не ясны мотивы, которые заставляют её поступать тем или иным способом. Поскольку в отношениях героев нет понимания, их нельзя назвать любовными. Юная девушка не осознает того, что происходит, она играет, а вот мужчины ведут себя в полной мере безнравственно, ведь прекрасно понимают, что все их действия сводятся к желанию обладать Олей.

Проблемы

Проблематика новеллы «Легкое дыхание» тоже может быть расширена, если Вы напишите о важности правок в комментариях.

  1. Давление общественных условностей. Оля Мещерская сталкивается с общественным мнением, в котором она предстает ветреной особой. Её не заботит мнение окружающих, она живет своими принципами, не беря пример с начальницы гимназии, которая хочет, чтобы Мещерская была менее женственна и беззаботна.
  2. Раскаяние и стремление к смерти. Будучи девочкой, героиня Бунина хочет поскорее оставить детство и оказаться во взрослом мире, она рано расцветает как девушка. Но принесло ли ей это счастье? Могла ли Мещерская пожелать своей смерти после свершившегося падения? На страницах дневника она описывает чувства к Малютину: «Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого».В свою последнюю зиму она была счастливее прежнего, словно стараясь вдоволь насладиться жизнью. Могла ли героиня заранее предпочесть смерть? Ведь тогда её отношения с казачьим офицером приобретают новый смысл. Зная о его импульсивности, Мещерская сначала издевается над ним, потом показывает свой дневник, вызывая в нем злость, обиду и желание мести.
  3. Навязчивое желание посвятить себя чему-нибудь. Бунин изобразил очень интересный образ классной дамы Оли. Раньше она хотела посвятить жизнь своему ничем не примечательному брату, которого считала человеком с блестящим будущим. Но её брат погиб, а классная дама стала представлять себя, как идейную труженицу. После смерти Мещерской, она каждое воскресенье приходит на могилу своей ученицы. Словно тоскуя по тому, что ей не дано, классная дама часто приходит на Олину могилу. Она забывает о себе, живя в вымышленном мире.
  4. Безнравственность. Малютин воспользовался неопытностью девушки и совратил ее, будучи другом ее отца. Этому человеку чужды понятия о чести и совести.

Основная идея

В последнем предложении рассказа Бунин пишет: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», — создавая аналогию жизни и смерти Оли Мещерской. Она жила легко как дыхание, но развеялась при столкновении с жестокой действительностью. Главная мысль рассказа «Легкое дыхание» заключается в том, что настоящая красота очень слаба и призрачна, поэтому ее так просто растоптать и развеять по ветру. Счастливая, беззаботная и изящная Оля стала неким идеалом, которому не нашлось места в пошлой и усредненной действительности.

Смысл рассказа Бунина «Легкое дыхание» перекликается с содержательными особенностями всего сборника «Темные аллеи». Бунин раскрывает все грани любви, которые не умещаются в тесные рамки мещанского благоразумия.

Чему учит?

Размышляя о смысле произведения, мы понимаем, что не в каждой литературе можно заметить моральный вклад. Есть особые повести и рассказы, которые не стараются донести нравственную мысль. Такая литература ненавязчивая, она будто шепчет на ухо читателю свою историю, позволяя толковать её каждому человеку по-своему. Такова история Оли Мещерской. И все же, чему учит «Легкое дыхание»? О чем заставляет задуматься? У героини Бунина можно поучиться оптимизму, умению пребывать в счастье и силе стоять на своем мнении. Такие качества ценятся во все времена.

Оля Мещерская жила легко, восхищая читателей сто лет назад. Но даже сегодня, читая «Лёгкое дыхание», каждый находит в рассказе что-то своё. Какая-нибудь юная девушка прочтет рассказ и решит стать «женщиной с легким дыханием», другой человек прочитает и восхитится красочным слогом Бунина, а кто-то увидит лишь описание безнравственного поведения и «падения» героини. Каждый понимает рассказ по-своему, но именно в этом и состоит главная ценность «Лёгкого дыхания».

Критика

Рассказ был написан более ста лет назад, но до сих пор критики и обычные читатели задаются вопросами, поднятыми Буниным. Кого-то привлекают герои, кого-то композиция повествования или слог Бунина. «Лёгкое дыхание» интересен не только как художественное произведение, десятилетиями не умолкали исследования рассказа с точки зрения этики и психологии.

Писатель Константин Паустовский был высокого мнения о мастерстве писателя, считая отличительное качество Оли Мещерской достойным высших похвал. Литературовед Александр Гизетти отметил в произведении Бунина описание провинциального быта, отметив, что жизнь Оли смята похотью. Отдельные критики считали смерть Оли платой за стремление к полной жизни.

Автор: Валерия Богзыкова

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-legkoe-dyxanie-bunina/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/legkoe-dyhanie/analiz-rasskaza-bunina.html
  • https://lit-helper.com/p_smisl_nazvaniya_i_problematika_rasskaza_legkoe_dihanie_i_a__bunina
  • https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-bunina-legkoe-dyhanie/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lyogkoe-dyhanie-bunin/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт